Равновесная цена. Спрос и предложение

Закон спроса и предложения на первый взгляд кажется простым. Все определяет цена товара на рынке, которая задает экономические условия спросу и предложению. Согласно закону спроса и предложения чем выше цена, тем меньший спрос и больше предложение. И наоборот чем ниже цена, тем выше спрос и ниже предложение. Но в реальной экономике оказывается, что не всегда бывает прямая зависимость между спросом вместе с предложением и цены.

График зависимости спроса и предложения в Excel можно скачать по этой ссылке .

Например, при существенном снижении цены, спрос очень вяло повышается, а предложение почти не теряет свою активность. Или при повышении цен изменения в спросе будут несущественные. В силу данных фактов были введены в науку экономики понятия эластичности спроса и предложения. Более того бывают даже исключения в этих законах которые на практике показывают результаты не предсказанные в теориях. С активным ростом товарной цены, товар продается еще активнее благодаря спросу с постоянным повышением. А вместе со снижением цен на рынке может возрастать объем товаров. Это на первый взгляд кажется противоестественным явлением, но ниже будут описаны конкретные примеры и причины такой реакции на рынке. Чтобы быстро реагировать на изменение рыночных цен и всегда оставаться на рынке даже в условиях самой большой конкурентной борьбы производителям, продавцам и маркетологам нужно изучать факторы эластичности их товаров. Им нужно знать все о спросе и предложении продукции, в которой нуждается потребитель.

Спрос и его законные исключения с практическими примерами

Спрос – это определенное количество товара, которое желают приобрести покупатели на конкретном рынке в конкретный период при определенных условиях. Спросом определяется сущность продукта и платежеспособность покупателя (способность субъекта спроса). Важно правильно понимать понятие «спроса». Ведь оно охватывает не только факт покупки товара, а и потребность в нем. То есть спрос на продукт может присутствовать на рынке даже при отсутствии сделок купли продажи. На активность спроса влияют временные характеристики: текущий момент, день, неделя, месяц. Поэтому зачастую в спросе присутствует своя сезонность. На активность сбыта влияют характеристики отдельных товаров:

  • Повседневная активность: продукты питания, электроэнергия, топливо для транспорта.
  • Периодическая активность (сезонность): одежда, обувь, бытовая техника.

Закон спроса – при снижении цены, спрос на товар повышается, а при растущих ценах - снижается. Интересен тот факт, что в данном законе можно проанализировать доходы совокупного покупателя. При уменьшении цены в два раза можно купить в двое больше товарных единиц, на прежнюю часть дохода, выделенную покупателем на данный товар. На практике правила установленные законом спроса часто модифицируются, нарушая его действие и вводя, таким образом, исключения закона. Пример первого исключения: повышение цен могут не снижать сбыт продукции, а иногда наоборот стимулировать. Такое явление на рынке проявляется в условиях ожидания ценового роста. Покупатель стремиться запастись товаром по пока еще не предельно высоким ценам. Потребительское ожидание работает и в обратном направлении. Первый пример: ожидание снижения цены может снизить спрос на золото или иностранную валюту. Пример второго исключения: при снижении стоимости некоторая группа товаров могут потерять свою активность сбыта, после чего он будет существенно снижаться. Это происходит если снижать цену в товаре, где она является одним из важных определений престижа товара. На втором примере: драгоценные камни и металлы, ювелирные украшения, элитные парфюмы вместе со снижением стоимости теряют свой уровень объема продаж, а при увеличении цены могут наоборот существенно превышать. Исключение третье: повышение доходов покупателя могут снижать спрос на некоторые товары. Товары даже из одной группы находятся в постоянной своеобразной конкуренции перед выбором покупателя. Третий пример, когда при снижении цены на масло падает покупательский интерес к маргарину.

Эластичность в спросе и прямые примеры ее проявления

Эластичность спроса – это реакция спроса в зависимости от изменения его факторов. Понятие эластичности в спросе ввел в науку экономики Антуан Огюстен Курно (французский экономист, математик и философ XIX века), когда анализировал в своих моделях соотношение спроса и цены. Он отметил, что при незначительном изменении цен, может существенно изменятся объем продаж. А при значительных изменениях в ценах в спросе могут быть не существенные изменения. Например, стоимость скрипки или астрономического телескопа можно снизить в два раза, но еда заметно от этого увеличится сбыт. Некоторый товар ограниченный узким кругом потребителей. Противоположно этому явлению можно повысить цену вдвое на дрова и уровень спроса едва ли отклонится от прежнего уровня. Курно отмечал то, что спрос может обладать эластичностью в силу того факта, что свойства товара отличаются по: предмету роскоши и первой необходимости. Со временем выявились и другие свойства товаров влияющие на реакцию спроса:

  1. Наличие товара-заменителя. Если при подорожании продукта его можно заменить другим продуктом из той же группы товаров, то спрос станет эластичным, так как совокупный потребитель будет и дальше покупать товар из той же группы возможно в незначительно меньшем количестве. Например, масло и маргарин. При отсутствии товара-заменителя в спросе отсутствует эластичность. К примеру, соль, вода, сигареты.
  2. Доля расходов на товар в бюджете потребителя. Если товар не требует больших расходов для потребителя, то спрос эластичный, к примеру спички. Если же доля расходов велика, то спрос не эластичен.
  3. Рост доходов потребителей могут снижать активность продаж на более дешевые товары. Например, при повышении покупательной способности потребителей снижается объем продаж на недорогие продукты питания картофель, макаронные и хлебобулочные изделия.
  4. Профильность товара. Предназначение товара определяет его способность удовлетворять потребность, что всегда отражается в спросе. Например многие лекарства после понижения цен не получат большого интереса у покупателей так как в них не будет потребности. Но если у препарата много назначений у него выше способность удовлетворения потребностей. Так же пример дешевого хлеба, который можно покупать на корм скоту. Данный фактор часто проявляется в спросе продукции производственного назначения.

Эластичность в спросе активно изучают и отслеживают промышленные предприятия. Это помогает им выбрать правильный ориентир в своем рынке. Им важно знать: какие товары производить, сколько, для кого и когда. Ну и конечно же маркетологи активно отслеживают эластичность при проведении рекламных компаний постоянно пытаясь сделать неэластичный спрос на продвигаемый продукт.

Готовые примеры исключений в законе предложения

Предложение – это определенное количество товара, которое продавцы желают продать на конкретном рынке в данный период при конкретных условиях. Предложение касается исключительно товара произведенного на продажу. Например, фермер часть своей продукции может использовать для своих нужд (это не является предложением), а часть отправить на склад хранения для последующей реализации или продавать на данный момент. Объем предложения определяется во временном периоде: на текущий момент, сутки, неделю, месяц и т.д. Предложение на текущий момент включает товары, которые имеются в наличии. А в более длительные периоды включены товары, которые будут произведены или выведены из складов хранения и предложены к продаже. Основным источником предложения является производство, но ключевым фактором выступает цена, которая создает условия для взаимоотношений продавцов и покупателей. Например, может быть цена, при которой произведенный товар не предлагается, а лежит на складе до тех пор, пока не сформируется новая более выгодная цена. Закон предложения – рост цен на товар стимулирует предложение, понижение цен приводит к его сокращению. Данная устойчивая связь отображает влияние стоимости товаров на их предложение. Но, как и в законе спроса, закон предложения тоже имеет исключения. Возьмем для примера монопсонию (когда на рынке только один покупатель среди множества продавцов) наблюдается увеличение конкуренции продавцов и снижение цен. В таком случаи продавцы при понижении цен пытаются удержать валовую выручку за счет увеличения объема продаж с помощью увеличения количества сделок «купли продажи». Еще важно отметить факторы, влияющие на рост товарного объема. Фактор наличия ресурсов требующихся для производства предлагаемых товаров. При росте цены на товар, но отсутствии ресурсов для производства товара - уровень объема товаров в таких условиях может падать. Например, после весенних морозов пропал урожай абрикосов. Цена на рынке высокая, а предложений почти ничего. На активность роста количества предлагаемых продуктов влияет их технология производства. По данному фактору производство можно условно разделить на штучное и массовое пропорционально ему будет и предложение. Например, на морские грузовые танкеры высокие производственные сдержки и они производятся штучно, а на шариковые ручки низкие сдержки производства значит, они производятся массово.

Эластичность в предложении напрямую зависит от его факторов

Эластичность предложения – это реакция изменения количества предложений в зависимости от их факторов:

  1. Обильное наличие ресурсов на производство товара способствует высокой эластичности его предложения. И наоборот малое количество производственных ресурсов влияет на низкую эластичность в предложении.
  2. Высокий уровень издержек производства свидетельствуют о слабой эластичности производимого продукта. Важно отметить, что высокие производственные издержки товаров дают возможность для входа в рынок других производителей с применением инноваций, которые помогают снизить издержки при производстве тех же товаров.
  3. Способность длительного хранения или даже накопления товара свидетельствуете о его высокой эластичности предложения.
  4. Транспортная система играет важную роль в эластичности продукта. Возможность транспортировать товар с места снижения цен в место их повышения увеличивает эластичность в предложении.
  5. Фактор временных периодов так же определяет эластичность предложения. Любое предложение неэластично в кратковременном периоде. Производители и продавцы намного медленнее реагируют на изменения рыночной цены, чем покупатели. Скоропортящиеся товары продаются по любым ценам, даже по самой низкой цене, а иногда вообще ниже себестоимости. Их нельзя убирать с рынка не продав, в противном случае, ущерб будет значительно выше. Это прямой признак ноской эластичности. В долгосрочном периоде практически все товары имеют высокую эластичность в данном факторе.

Реакция предложения на изменение рыночных цен намного медленнее в сравнении с реакцией спроса. Так же следует отметить, что предприятия способные быстро реагировать на изменение цены имеют большое конкурентное преимущество на одном и том же рынке.

Спрос на успех всегда будет превышать предложение – это закон конкуренции.

Экономика - наука, что изучает товарно-денежные отношения в обществе. Благодаря ей, мы можем покупать необходимые нам товары, пользоваться услугами, получать прибыль и вкладывать деньги в развитие инфраструктуры. Основными «китами», на которых держится весь этот сложный механизм, являются спрос и предложения. В экономике с особым вниманием проанализировано их соотношение и размер существующих пропорций.

Что такое предложение?

Ответ на этот вопрос найти несложно, стоит только заглянуть в специализированную литературу. Там указано, что экономика предложения - это процесс, который предусматривает поставку предпринимателями своих товаров на рынок. Их количество напрямую зависит от способности и желания бизнесменов сделать свою работу, а также от наличия потребителей, которые не против приобрести ту или иную вещь. Причём цена на предложенный товар строго определена законами рыночной экономики, наличием конкурентов, уровнем ВВП в конкретной стране, принятыми государственными актами, а также другими факторами.

От величины производства и задействованных технологий также зависит предложение. Это в экономике очень важно, ведь названные две составляющие характеризуют способность предпринимателя к деятельности. Необходимо также чтобы бизнесмен не только мог, но и хотел вырабатывать товар. Таким образом, у него должно быть стремление, а именно разрешение на продажу по конкретной цене, а также возможность - наличие необходимых ресурсов и капитала для запуска производства.

Предложение и спрос

Они тесно связаны между собой. Если предложение - это в экономике совокупность товаров, именуемая рыночным фондом и выпущенная нарасхват потребителям, то спрос - желание самих покупателей приобрести данную вещь. Соотношение двух компонентов сильно влияет на изменение пропорций производства, перемещение рабочей силы между отраслями, привлечение капитала и его распределение. Когда спрос превышает предложение, возрастает стоимость бизнесмены получают неплохие дивиденды. Чтоб удовлетворить потребности людей, они увеличивают производство: в результате спрос удовлетворяется.

Если же доминирует предложение, то предприниматели терпят убытки: люди не заинтересованы в приобретении товара, при этом конкуренция в этом случае зачастую большая, цены же стремительно падают. Несмотря на это, предложение всегда порождает спрос. Их гармоничное соотношение - гарантия эффективной экономики, нормального уровня жизни в стране. Чем больше спрос, тем выше цена. Но предприниматели не заинтересованы в слишком высокой стоимости: им проще оставить её на нормальном уровне, но при этом расширить производство и уже за счёт этого получить большую прибыль.

Теория экономики предложения

Её разработали те экономисты, которые активно изучали спрос и предложения в экономике. Представителями теории являются Артур Лаффер, Мартин Фельдстейн, Джордж Гилдер. Сам же термин «экономика предложения» ввёл в обиход американец Герберт Стейн. По мнению этих учёных, чтобы оздоровить производство в государстве, нужно обращать внимание на совокупное предложение, игнорируя при этом спрос. Ведь стимулирование роста последнего не гарантирует хорошие долгосрочные результаты.

Теория экономики предложения несёт в себе основную идею: нужно максимально стимулировать факторы, которые влияют на массовое производство товара. Её представители называют именно предложение основным мотиватором роста и процветания экономики. Их выводы сделаны на основе закона рынков французского специалиста Жана-Батиста Сэя. Согласно с его утверждениями, главным является производство товаров, а всегда возникает в процессе выпуска продукции на рынок. Оппоненты теории предложения - приверженцы кейнсианской гипотезы - наоборот, превозносят спрос и рекомендуют поощрять именно его.

Основные виды предложения

Спрос и предложение в экономике всегда ориентируются на желание и возможности простого покупателя. Измерять их можно как в более узком, так и в широком масштабе. В зависимости от этого различают два вида предложения:

  • Индивидуальное. Это товар одного конкретного продавца, фирмы, организации.
  • Общее. Подразумевается совокупность всех товаров того или иного выпущенная всеми без исключения бизнесменами, занимающимися профильной деятельностью.

Можно утверждать, что эти два вида всегда подчиняются правилу, которое сформулировали экономисты. Так называемый закон предложения гласит: при увеличении стоимости товара его предложение также повышается. При этом стоит помнить о ресурсах: если их использование достигло максимального пика, рост цен не сможет увеличить предложение, а с ним и производство. Бизнесменам нужно уделять большое внимание закупке материалов, их правильному распределению и максимально экономному использованию.

Ценовые факторы

Для того чтобы фирмы или организации могли беспрепятственно и в большом объёме выпускать товар, нужно учитывать несколько факторов, которые прямо пропорционально влияют на производство. Во-первых, это сама стоимость вещи. Чем она выше, тем в меньшем количестве нужно продавать. Маленький процент людей способен выложить за покупку кругленькую сумму, поэтому предложение не должно быть большим. Одновременно низкая стоимость товара позволяет приобрести его фактически каждому человеку. Поэтому и производство в этом случае должно быть увеличено.

Во-вторых, стоимость ресурсов также учитывает экономика предложения. Это означает следующее: чем они дороже, тем больше цена товара возрастает - соответственно необходимо понизить. Несмотря на это, предложение всегда будет оставаться гибким. Если доходы населения стремительно растут, в государстве повышается, то даже при высокой цене на сам товар или материал, из которого он сделан, производство можно увеличить. Причём опытные бизнесмены делают это постепенно, ориентируясь на спрос у населения.

Основные неценовые факторы

К ним в первую очередь относят технологию производства и всё те же ресурсы. Ведь эти два фактора являются решающими в экономике. Например, технология. Степень её развития неизменно повышает уровень отдачи ресурсов - то есть на одну затрату материала можно получить больше продукции. Например, последствием активного внедрения поточной линии становится более высокий выпуск необходимой продукции в расчёте на одного работника. Получается, что с ростом уровня технологии вырастает и количество товара. Предложение также повышается. Однако этот фактор почти не влияет на те вещи, которые производятся вручную.

Что касается ресурсов, то их дефицит также формирует размер. Экономика предложения это также предусматривает. Редкие материалы не могут послужить основой для большого числа товара. Бизнесмен закупает такие материалы по высокой цене: в итоге повышает стоимость самого продукта. В этом случае предложение не должно быть высоким, иначе материальные вложения в товар не окупятся из-за низких продаж.

Величина налогов и производителей

Они также сильно влияют на предложение в рыночной экономике. Понятно, что от размера налогов зависит и прибыль предпринимателя. Кроме того, чтобы компенсировать потери от поборов, бизнесмен вынужден поднимать стоимость товара - этот фактор наиболее значим для той продукции, что обложена слишком большим налогом. Например, алкоголь и табачные изделия - с целью сократить их потребление и спасти здоровье граждан, или же меховые шубы - чтобы предотвратить истребление редких животных.

Экономика предложения - это также ориентация на количество производителей. Чем оно выше, тем больше предложение будет расти. В этой ситуации нужно учитывать и запасы ресурсов: они стремительно будут сокращаться. Бизнесмены начнут использовать более дорогие материалы, так как дешёвые быстро скупаются конкурентами. Или же завозить их из-за границы, что также увеличит затраты. Такую продукцию станет невыгодно продавать по прежней цене, поэтому предложение не увеличится.

Другие неценовые факторы

Предложение также изменяется в зависимости от ожиданий граждан относительно будущих цен, возможного сырья, налоговых ставок. Например, фермеры могут временно прекратить продажу картошки, ожидая, что её стоимость вскоре значительно вырастет. Возможен и обратный эффект: производители будут наращивать обороты, прогнозируя увеличение цены продукции. Этот фактор сложно просчитать, поэтому он редко учитывается в

Важна и стоимость других товаров, а также предложение денег. В экономике это означает, что предприниматели находятся в постоянном поиске наиболее выгодной сферы для вложения средств. При повышении цены на ту или иную продукцию, она становится привлекательной для инвестиций - происходит приток капитала. Получается, этот неценовой фактор также очень важен: если стоимость увеличивается, происходит отток денег в сферу производства, предложение конкретного товара значительно уменьшается. Всё это нужно учитывать, чтобы экономика в стране процветала, а спрос и предложение гармонично дополняли друг друга.

Закон спроса и предложения - объективный экономический закон , устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениятоваров на рынке от их цен . При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом .Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам , которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах , желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене , находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Закон спроса - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Закон спроса : чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях. Математическиэто означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в видегиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная суммаденегна приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так какпокупательможет привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой -товар-субститут.Эластичность спроса - это показатель, выражающий колебания совокупного спроса , вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице. В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

    K o - коэффициент эластичности спроса

    Q - процент изменения количества продажи

    P - процент изменения цены

Кривая спроса

Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. "Эластичность спроса - это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качестватоваров, естественный ростинфляциина другие факторы.

Закон предложения - при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержкахна единицу товара с увеличением цены растётприбыльи производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров-заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка.

Эластичность предложения

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

    K m - коэффициент эластичности предложения

    G - процент изменения количества предлагаемого товара

    F - процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса , время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.Эластичность предложения зависит и от часового фактора , когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара , который не может сохраняться длительное время (например, продукты , которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

    Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники , новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается.

    Изменения цен на другие товары , в частности на товары субституты.

    Индивидуальные вкусы потребителей .

    Перспективные ожидания производителей . При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.

    Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок.

кривая предложения показывает соотношение междурыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения - этоиздержки производства. Как известно товары, изготавливаютсяфирмами радиприбыли . Например, фермы выращиваютпшеницу . Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения - это технический прогресс . Новый посевной материал, более эффективныйтрактор , лучшаякомпьютерная программа севооборота - всё это позволяет фермеру снизить затратыпроизводства и изменить предложение своего товара.Производственные затраты - ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Неценовые факторы спроса и предложения.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

    Уровень доходов в обществе;

    Размеры рынка;

    Мода, сезонность;

    Наличие товаров-субститутов (заменителей);

    Инфляционные ожидания.

Неценовые факторы спроса.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый «эффект присоединения к большинству», и наоборот, если товар выходит из моды – спрос на него падает.

2. Доход покупателя . Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние.

Различают товары высшей категории («нормальные», качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

4. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 3.3).

Неценовые факторы предложения:

    цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных ресурсов;

    возможности альтернативного использования ресурсов;

    цены ресурсов;

    технология;

  • субсидии;

    количество производителей;

    ожидания производителей;

    Экономика сегодня довольно тесно связана с торговлей, для нее важно понятие рынка, существующие типы рынка, то, как именно их особенности сказываются на развитии, какие возможности предоставляются участникам. Имеет значение и то, насколько рынок и рыночный механизм регулируется государством. Как конкретно все происходит? До какой степени? Какие есть механизмы защиты, если есть?

    Напомним, что отличительной чертой рыночной экономики является невмешательство со стороны правительства, властных структур в целом. Это декларируется во многих современных странах, но что на самом деле?

    Если говорить кратко, то начало формирования всероссийского рынка как раз связано с отходом от диктата государства и движением по направлению к большей свободе. Но исторически плавный рост как таковой отсутствовал. Произошел довольно резкий и болезненный для многих рывок, что привело к дестабилизации, к исчезновению гарантий. Стал в начале 90-х снова зарождаться рынок факторов производства (земля, труд и капитал), но зачастую контроль был весьма условным. В итоге всероссийский рынок на первом этапе отличался крайностями, хаотичностью, проникновением криминальных элементов во властные структуры. Это все породило для рядовых участников ощущение опасности, повышенного риска.

    В то же время сущность рынка со свободной экономикой большинству не была знакома. Не все понимали, как именно образуются на практике спрос и предложение на рынке земли, к примеру, какие существуют варианты и альтернативы. Такое положение без качественной проработки проблемы часто порождает откат в стремление к большему контролю.

    В итоге современный всероссийский рынок часто страдает от вмешательства со стороны правительства, от принятия непродуманных законопроектов и т.д. Вместе с тем нельзя отрицать, что функции государства подразумевают, помимо прочего, также и стабилизацию ситуации, изучение того, что может быть причиной инфляции. То есть совсем не вмешиваться было нельзя. Другое дело, как именно нужно менять ситуацию, как реализуются функции государства в целом и на местах.

    Для России многие типы рынков были и остаются неизученным понятием. Кое-что исследовано в теории, например, представителями отдельных профессий в ВУЗах, но не освоено на практике. Именно поэтому когда появляются попытки внедрить новые технологии, изменить ситуацию в целом, начинаются пробуксовки, ошибки, проблемы, которые непосредственно влияют на формирующуюся ситуацию.

    Нельзя игнорировать типы рынков, закон спроса и предложения, ценовые и неценовые факторы их формирования, взаимосвязь между описанными выше понятиями. Даже если, например, спрос и предложение на рынке капитала в России очень сильно подвергаются изменениям из-за местной специфики, все равно надо понимать, как все должно работать, чтобы узнать, почему этого не происходит.

    Из всего, сказанного выше, следует, что каждое явление стоит понять, чтобы разобраться с причинами своих удач или неудач. И к базовым моментам относятся, в частности, спрос и предложение. Обратите внимание на еще несколько нюансов. Так, при изучении таких понятий как рынок и рыночный механизм спрос и предложение всегда будут основными. Без них невозможно разобраться в происходящем. По мнению выдающегося американского экономиста Хейне, «спрос и предложение это процесс взаимного приспособления и координации».

    Почему же все это так важно? Представьте себе, что создается продукт. В широком понимании под ним можно понимать не только добытое сырье, сделанный инструмент, пошитое платье, построенный дом, но и услугу, а также информацию. Дальше происходит реализация, после чего производитель получает деньги. От того, насколько его товары и (или) услуги востребованы, зависит то, увеличивается ли у него объём продукции, будет ли в целом рост, внедрение новых технологий, станет ли происходить модернизация, сможет ли он выплатить премии, а также просто зарплаты рабочим или нет.

    Со стабильным потреблением происходит постепенное повышение качества услуг и товаров. Производитель получает возможность двигаться дальше, а резкое увеличение цен на то, что он создает, позволяет ему надеяться даже на сверхприбыль. В краткосрочной перспективе инфляционные тенденции идут такому участнику рынка на пользу. Однако в долгосрочной происходящее не может не влиять на рынок покупателя. Если мы видим предложения по цене только высокой, а речь не идет о товаре, от которого получится отказаться, то вскоре начнет падать уровень жизни. И тот или же иной производитель неизбежно пострадает, потому что снижение спроса часто происходит из-за невозможности большого количества людей покупать определённые товары и услуги.

    Что это означает? В условиях, когда экономика находится в состоянии стагнации, нетрудно предугадать, что произойдет, если спрос сократится, а предложение возрастет: производитель начнет терпеть убытки. Чтобы вернуть востребованность, ему придется снижать цены. Но это далеко не всегда возможно, потому что если цена товара окажется ниже себестоимости и не окупит вложений, то компания в таком случае все равно окажется в проигрыше. Что часто и происходит, в результате сокращается штат сотрудников, увольняются те, без кого фирма может обойтись.

    Кроме того, предприятия также стремятся со своей стороны уменьшить количество предложения. Поэтому сокращаются и производственные линии, объем выпускаемой продукции. Иногда процесс создания чего-то нового вообще останавливается до момента, когда все уже выпущенное не будет полностью реализовано.

    Часто это срабатывает. Когда общее количество товара уменьшится, производитель сможет реализовать остаток по более высокой цене. Экономика регулярно сталкивается с такими взлетами и падениями. И поскольку ситуация давно стала характерной, то ее начали изучать, рассматривать с точки зрения обществоведческого взгляда на вещи, а также юридического, экономического, социального, политического и т. п.

    Что такое спрос? Понятие эластичности

    Итак, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие спрос? Что он вообще собой представляет? Это проявление фактических потребностей людей. Спрос напрямую влияет на предложение, тем самым формируя рынок понятие рыночных отношений как таковых. Чем выше будет спрос, тем больше в итоге окажется предложение.

    Но существует определенная ценовая эластичность спроса и предложения. Когда цена на товар меняется, то показатель спроса может вырасти, упасть или остаться на прежнем месте. И здесь мы уже говорим о новых данных, которые важны игрокам на рынке. Чтобы

    преуспевать, нужно понимать происходящее, а также действовать превентивно. Поэтому появляется такой термин как коэффициент эластичности спроса и предложения. Впервые определение дал Маршалл в 1885 году.

    Несмотря на то, что само понятие появилось в экономической науке довольно поздно, оно быстро стало фундаментальным. И в условиях повышенной конкуренции дает возможность производителю регулировать со своей стороны предложения, предложение становится более контролируемым. Что очень важно, поскольку сегодня не только перед теоретиками, но и перед практиками (предпринимателями) встает большое количество сложных экономических вопросов. Например, если предложение и спрос на товар возрастают то что именно это означает? Останется ли все на прежнем уровне? Да, если тенденции идут одинаковыми темпами, одним словом, если они совершенно идентичны. Но в реальности такое бывает редко.

    Понятие эластичности сейчас очень практичное. За соответствующие исследования американские компании берут приличные суммы, исследуя рынок. Это позволяет не только понять рынок покупателя, увидеть ситуацию его глазами, но и учесть все неценовые факторы спроса и предложения, с которыми как раз бывает больше всего проблем.

    Если изменение спроса идет следом за ценой, то оно эластичное. В этом случае для кратчайшего исправления ситуации необходимо оптимизировать производство, чтобы уменьшить стоимость товара. И понятно, как именно компания может повлиять на продажи. Но описанная ситуация – самая простая. Часто же ценовые и неценовые факторы несколько сложнее, к тому же они влияют друг на друга.

    Например, спрос превышает предложение, а показатели продаж компании все равно не выросли или же изменились незначительно. В этом случае либо полученный результат не относится к конкретной фирме (ошибка в выборке, в регионе и т. п.), либо же есть другие неучтенные нюансы. Например, продукция устарела, не соответствует веку и ожиданиям покупателей. Или же зарегистрированное превышение было кратковременным, вот, кстати, почему такие исследования должны быть продолжительными. Чтобы увидеть картину полностью, нужно учесть все факторы влияющие на изменение спроса.

    Иногда это может быть фактическая недоступность продукции. Периодически – ограниченный выбор. В отношении конкретного товара большое значение имеет рост конкурентов. Также стоит учесть рекламу, покупательскую способность, наличие постпродажных услуг – все эти моменты нередко являются решающими. Спрос резко поменялся? Возможно, раньше покупатели относились к товару с предубеждением, а потом вышло опровержение негативной информации из авторитетных источников.

    Если в одной и той же категории схожий товар по сопоставимой цене пользуется спросом, а другой – нет, то нужно разобраться с отличием. Этот момент может касаться подачи информации, сервиса, дополнительных услуг и т.п. Экономика не знает мелочей, особенно потому, что они в итоге могут обойтись в миллионы.

    Спрос важен не только из-за того, что он позволяет зарабатывать. Его показатели еще дают возможность оценить социум в целом, увидеть, какие сейчас есть потребности у покупателей. Таким образом, функции спроса выходят далеко за пределы рынка. Что нужно понимать, как минимум, для того, чтобы успешно зарабатывать.

    Что еще нужно знать?

    Имеет значение еще и взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения в целом. Часто рост одного обусловлен не качествами товара, а тем, как улучшается или ухудшается уровень жизни в целом. От этого зависит и макроэкономическое равновесие совокупный спрос и совокупное предложение влияют на всю экономику. Ведь речь идет об общем объеме. И предложения обычно всегда больше.

    В противном случае мы говорим об инфляции спроса. С этой проблемой столкнулись в СССР. Тогда постоянный рост темпов производства не успевал за потребностями. Под понятием инфляции спроса понимается избыточность совокупного спроса по отношению к реальному предложению. Оно влечет за собой дефицит товаров, который приводит к формированию черного рынка и другим негативным экономическим явлениям. В 90-х годах от инфляции спроса удалось отойти, но поскольку покупательские способности сильно упали, то в итоге пришли к удовлетворению потребностей зачастую некачественными товарами. Тем не менее такой инфляции спроса в нашей стране больше не было. Что дало возможность каждому получить необходимое хотя бы в минимуме.

    Вышеуказанное красноречиво демонстрирует, насколько важен баланс в отношении такого понятия как спрос, спроса может быть слишком много. Правда, не при рыночной экономике. Почему? Все просто: когда возрастает спрос, спроса тенденции начинают сразу же удовлетворяться разными компаниями. Ведь для предпринимателей это означает появившуюся возможность заработать. Подобным образом происходит регулирование рынка, что только лишний раз подчеркивает важность такого явления как спрос, спроса влияние на установление взаимоотношений между разными участниками, на то, что производится на рынке. Графически это показывает и кривая спроса. Вообще график спроса и предложения, как, впрочем, и кривая спроса и кривая предложения – очень наглядны и убедительны. Обычно такой график прикладывается почти к каждому маркетинговому исследованию.

    О предложении

    Для рынка в конечном значении не меньшее значение имеет и предложение. Существует формула, позволяющая рассчитывать, как именно объем производства реагирует на изменение цен. Это тоже эластичность, но уже применительно к другому понятию. Чтобы разобраться с ним, нужно иметь в виду, что некоторые товары могут быть взаимозаменяемыми (вместо одной еды можно купить другую или вместо одних развлечений выбрать совсем другой вид досуга, а также вовсе отказаться от него). Есть и взаимодополняемые.

    При проведении расчетов следует иметь в виду функции предложения. В широком понимании речь идет о поведении предпринимателя, о том, готов ли он двигаться дальше, что он способен сделать, чтобы сохранить конкурентоспособность. Имейте в виду: основной закон предложения показывает, как величина предлагаемого товара возрастает при увеличении цены при условии, что все остальные условия остаются прежними. Здесь снова будет актуальным график кривая спроса и предложения как инструмент для наглядной демонстрации. Но закон предложения также означает, что если издержки производства изменились, то это нужно учитывать. В противном случае данные могут исказиться.

    И еще есть неценовые факторы предложения, о которых тоже нужно помнить. Их еще часто называют детерминантами. Это налоги и технологии, цена других товаров, которые производятся при помощи таких же ресурсов, общее количество предпринимателей, их ожидания, субсидии и прочее.

    Понимание всего перечисленного позволяет планировать производство в условиях свободного рынка. Что снижает риски и дает возможность больше зарабатывать.

    Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

    9.3 Последствия изменения спроса и предложения

    При увеличении спроса кривая спроса сдвигается вправо-вверх. В результате равновесная цена и равновесный объем увеличиваются.

    Рост спроса

    При уменьшении спроса кривая спроса сдвигается влево-вниз. В результате равновесная цена и равновесный объем уменьшаются.

    При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо-вниз. В результате равновесная цена увеличивается, а равновесный объем уменьшается.

    При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево-вверх. В результате равновесная цена увеличивается, а равновесный объем уменьшается.

    Снижение предложения

    Одновременные изменения спроса и предложения

    Теперь проанализируем последствия одновременных сдвигов и кривой спроса и кривой предложения. При одновременном уменьшении спроса и увеличении предложения после сдвига кривых в соответствующих направлениях новое равновесие сформируется в точке Е2, которая расположена на оси явно ниже первоначальной цены. При этом с объемом продаж не все так очевидно: он может сократиться, как это изображено на пересечении широкой кривой D2 с новой кривой предложения S2, а может и не измениться или даже увеличиться, как это произошло на пересечении узких кривых D2 с новой кривой предложения.

    Одновременное уменьшение спроса и увеличение предложения

    При одновременном уменьшении и спроса и предложения (следующий рисунок) равновесный объем продаж точно сократится, а вот цена может как увеличиться, так и не измениться или даже сократиться.

    Одновременное уменьшение спроса и предложения

    Для оставшихся двух случаев мы не будем рисовать графики, а скажем только про изменения параметров равновесия:

    При одновременном росте спроса и предложения объем продаж (Q) точно растет, а направление изменение цены (P) не определено.

    При одновременном росте спроса и снижении предложения рыночная цена (P) точно растет, а направление изменения объема продаж (Q) не определено.