Рабочая программа факультативного курса по литературе «Творческая работа выпускника». элективный курс по литературе (11 класс) на тему. Возможности факультативных занятий по литературе Спецкурсы факультативы по литературе

Программа факультативного курса по литературе (7 класс)

1. Пояснительная записка

На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа факультативного курса Час чтения «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа рассчитана на 35 часов.

Очень часто учитель - словесник сталкивается с проблемой прочтения текста художественного произведения детьми, привлечения внимания учащихся к миру искусства слова того или иного автора. Анкеты, проводимые мной в начале учебного года в каждом классе, показывают, что между школьной программой по литературе и кругом чтения школьников наблюдаются существенные различия.

Так, например, учащиеся 7 класса (около 65%) читают литературу, затрагивающую в той или иной степени нравственные и этические проблемы. Это объясняется уровнем читательского развития восьмиклассников, который условно назван методистами «периодом нравственного самоуглубления». В связи с этим возникает проблема знакомства школьников с лучшими образцами литературы, приобщения их к подлинным произведениям словесного искусства.
В 2013 году во всех регионах органы государственной власти, представители науки, библиотечного сообщества проводили опросы и формировали свои региональные списки из 100 книг, которые могли бы быть рекомендованы школьникам. Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 7 класса является тема «Герой и время», то я постаралась выбрать такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям семиклассников и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников.
Таким образом, объединение в рамках факультативной программы достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.

2. Цели и задачи курса.


Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Главная цель обучения восьмиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план.

В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся :
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения.


Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства.

Поэтому развивающими задачами будут:
формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя;
освоение законов эстетического постижения эпических произведений.
Воспитывающая цель литературного образования- способствовать росту личности. Данная программа факультативного курса будет служить этому, если:
пробуждать в читателях-восьмиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении;
гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков.


3. Содержание курса.


Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах.


4. Межпредметные связи.


На третьем этапе литературного развития, которому соответствует программа по литературе для 7 класса, необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства.

Так, например, при изучении произведений Р. Фраермана «Дикая собака Динго», В. Каверина «Два капитана», А. Грина «Алые паруса» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему.

Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение.
5. Система творческих заданий.


Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения.

Для проверки литературно - творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов.
Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики, посещающие курс, ведут «Читательский дневник».

6 . Содержание программы

Вводное занятие (1ч.) Знакомство с программой курса Час чтения «мой ровесник на страницах современной русской литературы»

Теория литературы Понятие о современной литературе.

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго» .(2ч.) Первая любовь всегда неожиданна. Случается даже, что она поначалу похожа на ненависть. В красивой и грустной повести, написанной Рувимом Исаевичем Фраерманом (1891-1972) и давно ставшей классикой, нашли отражение тревоги и сомнения, свойственные юности, ее потребность в любви и надежда встретить когда-нибудь, в своем удивительном взрослом будущем, австралийскую собаку динго…

Теория литературы Повесть.

А. Грин. «Алые паруса».(2ч.) Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это очень романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним.

Теория литературы Феерия.

В. Каверин. «Два капитана».(3ч.) «Два капитана» - роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории.
Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей.

Теория литературы Роман.

А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».(3ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время.

Теория литературы Герой и время в литературном произведении.

В. Тендряков. «Весенние перевертыши».(3ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.

Теория литературы

А. Алексин. «Третий в пятом ряду».(3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить... У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету - единственную внучку бывшей учительницы.

Теория литературы Конфликт в эпическом произведении.

.(2ч.) Очень страшно когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.

Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.

В. П. Астафьев. «Последний поклон» (рассказы по выбору) (2ч.) « Последний поклон " В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.

Теория литературы Жизненный материал в литературном творчестве.

В. П. Астафьева. «Людочка». (2ч.) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни .

Ю. Поляков. «Сто дней до приказа» (3ч.) Когда повесть " Сто дней до приказа " была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.

А.Геласимов. "Нежный возраст" (2ч.) Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине.

Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.

В. Железняков. «Чучело» (2ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить.

Теория литературы Уроки доброты.

Ю. Нагибин. «Беглец» (3ч.) Оказывается, попасть в мир, населенный эльфами и гномами, совсем нетрудно. Достаточно поехать в пансионат, а затем удачно заблудиться в лесу. И вот тебя уже взяли в плен эльфы, и готовятся принести в жертву Ритуальному дереву.
Как известно, «любопытство сгубило кошку», но программист Алексей – не кошка, и ему удается выходить сухим из воды, спасая принцессу гномов от преследования и разрушая все коварные планы претендента на королевский престол.

Мир прекрасен, особенно если ты владеешь магией, навыками боя на мечах, умеешь стрелять из лука, и у тебя полным-полно золотых монет. И есть еще невзрачное медное колечко, притаившееся в кармане до поры…

А. П (1ч.) В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец». Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через деревянное окошко красными глазами и рассеянно думал что-то, желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу

Заключительная игра-викторина (1ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года.

7. Учебно – тематический план

Тематический блок

Количество часов

Из них:

Всего

Теория

Практика

Проект

Введение

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

В. П. Астафьева «Людочка»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Владимир Железняков «Чучело»

Ю. Нагибин «Беглец»

А. П

Итого

35

19

14

2

Литература.

Для учителя:

    Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

    Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995.

    Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.

    Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.-Белгород, 1998.

    Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988.

    Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно –воспитательного процесса//«Воспитание школьника», 1993, № 4.

    Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1

    Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.

    Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996.

    Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000

    Нестандартные уроки литературы. – Севастополь, 1995.

    Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996

    Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.

    Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987

    Троицкий В. Ю. Словесность в школе.- М., 2000.

    Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002.

    Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства.- М., 1995.

Для учащихся:

    Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. - М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

    Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г.

    Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999 (и другие издания).

Интернет – ресурсы

    Википедия

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Про Школу ру - бесплатный школьный портал

Приложение 1

«Мой читательский дневник»

Делаем читательский дневник

Для начала, понадобится тетрадь в клетку или листы формата А. Действуем по пунктам:

    На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.

    На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето.

    Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.

На страницах читательского дневника записываются:

    Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.

    Сюжет произведения.

    Любимый эпизод.

    Отзыв о произведении и героях.

Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению. В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.

Приложение 2.

АНКЕТА

Юный читатель!

Прими участие в опросе «Читательские предпочтения художественной литературы 7 класса». Ответы помогут нам составить твой личный читательский дневник.

1. Представься, пожалуйста:

Ф.И.О._________________________________________________________

Возраст__________

2. Читаешь ли ты художественную литературу?

Да

Нет

3. Если да, то как часто:

Каждый день

Раз в неделю

На каникулах

4. Какие литературные жанры тебя привлекают (можно отметить несколько):

Классика

Фантастика

Романы о любви

Исторические романы

Детективы, боевики

Приключения

Фэнтези

Мистика

Триллеры и ужастики

Сказки

Народный эпос

Басни

Драматургия

Поэзия

Другое____________________________________________________________

6. Как ты думаешь, для чего нужно читать художественную литературу?_____________________________________________________________________

7. Где ты берешь книги для чтения? (можно отметить несколько вариантов)

В библиотеке гимназии

В личной библиотеке

У друзей или знакомых

Другое__________________________________________________________

8. Обсуждаешь ли ты прочитанное с другими?

Да

Нет

9. Кто обычно советует тебе прочитать ту или иную книгу?__________________________________________________________________________

10. Хотел (а) бы ты узнавать от учителя или библиотекаря о самых интересных книгах?

Да

Нет

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Теория литературы

Виды деятельности

Дата

Методы

По плану

По факту

Введение


Понятие о современной литературе

Беседа

Участие в диалоге


Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго»

Развитие понятия о повести

Познавательная беседа

Практикум

Практическая работа. Отзыв на экранизацию

А. Грин «Алые паруса»

Понятие о феерии

Беседа.

Практикум

Письмо литературному герою

В. Каверин «Два капитана»

Понятие о романе

Дебаты

Практикум


Отзыв о романе

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Герой и время в литературном произведении

Беседа

Практикум

Посещение соц. приюта

Сочинение «В чём смысл жизни человека?»

В. Тендряков «Весенние перевертыши»

Практикум

Рецензия на повесть

А. Алексин «Третий в пятом ряду»

Развитие конфликта в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Сочинение «История жизни, рассказанная внукам»

Сбор информации, составление презентации

Сюжет и характер в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…»

В. П. Астафьев «Последний поклон» (рассказы по выбору)

Устный журнал о жизни и творчестве Астафьева

Практикум

Сбор информации о ближайших родственниках, Проект «Моя родословная»

Сочинение «Моя родословная».

В. П. Астафьев «Людочка»

Жизненный материал и художественный

Практикум

Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).

Ю. Поляков «Сто дней до приказа»

Беседа

Практикум

Сочинение «Как должен поступать гражданин?»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Проблема взаимоотношений родителей и детей

Беседа

Практикум

Сочинение - миниатюру «Каков герой нашего времени?» или дневник одного дня.

Владимир Железняков
«Чучело»

Уроки жизни, уроки доброты…

Обсуждение фильма

Практикум.

Отзыв на экранизацию

Ю. Нагибин «Беглец»

Этическая беседа

Дебаты

Сочинение «Моя мечта»

Беседа,

Практикум

Отзыв на рассказ


Заключительная игра-викторина

Интеллектуальная игра

Участие в викторине

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иртовская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

факультативного курса

«За страницами учебника литературы»

5 – 7 класс

2013/2014 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

БУРКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ОУ: МБОУ «Иртовская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

Интерес к урокам за страницами учебника (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 5-7 классах. в год 34 учебных часа в каждом классе.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

1.Устное народное творчество. Русские народные сказки. Северные варианты русских народных сказок. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки. М.Д.Кривополенова. Ссказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Сказки народов мира.

3.С.Г.Писахов. Сказки

4.Б.В.Шергин. Сказки о Шише.

5.А.Платонов «Волшебное кольцо»

6. Басни русских и зарубежных писателей

7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила».

8.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

9.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (на выбор)

10. А.И.Куприн «Белый пудель» «Чудесный доктор»

11. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок»

12. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

13. В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

14.Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

15.К.Симонов «Сын артиллериста»

16.Тэффи «Где-то в тылу»

1.Гомер «Илиада», «Одиссея»

2. Б.В.Шергин «Миша Ласкин», «Евграф»

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»; «роман «Дубровский»

4.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

5.Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном», «Пролетали лебеди»

6. Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.А.С.Грин «Алые паруса»

8. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

9. К.М.Станюкович «Максимка»

10.М.М.Пришвин «Море»

11. А.А.Лиханов «Последние холода»

12. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

13. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

14. О.Генри «Вождь краснокожих»

15.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

16.Э.Сетон-Томсон «Снап»

17. .М.Сааведра «Дон Кихот»

1.Устное народное творчество. Северные былины. Северные сказаители и собиратели былин.

2.»Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

3.Древнерусская литература. «Моление Даниила Заточника», «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

4.М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

5.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

6.Б.В.Шергин «Для увеселения»

7.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

8.Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

9. А.Каверин «Два капитана»

10. А.Беляев «Человек-амфибия»

11.Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка», «Потомок Джима»

12.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

13.Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

14.В.Железников «Чучело»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Книжные фонды школьной и сельской библиотек.

2.Фонотека, видеотека, медиатека.

3.Книжные выставки.

4.Проектная деятельность (мультимедийные презентации)

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «За страницами учебника литературы»

Классы 5 - 7

Учитель Буркова С.В.

Количество часов

Всего -34 часа в каждом классе; в неделю 1 час в каждом классе.

Планирование составлено на основе по литературе под ред. В.Я.Коровиной

5 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. М.Д.Кривополенова. Северные варианты русских народных сказок «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Русские народные сказки.

3.Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки.

4.Сказки народов мира. Сказывание сказок. Конкурс на лучшего сказителя.

С.Г.Писахов

1. Кто такой Степан Писахов? (знакомство с биографией и творчеством писателя)

2-3.Сказки С.Г.Писахова («Морожены песни», «Северное сияние», «Налим Малиныч» и др.)

4. Языковое своеобразие сказок (гипербола, олицетворение, метафоры, эпитеты, диалектизмы и др.)

Басня

1. Басни русских и зарубежных писателей

2.Басни И.А.Крылова

Литературные сказки

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

3.Сказочные элементы в поэме А.С.Пушкина

4.Герои поэмы «Руслан и Людмила»

5.Б. В. Шергин. Сказки о Шише.

6. А.Платонов «Волшебное кольцо»

Н.В.Гоголь

1.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

2. Образ паночки

2.Фантастика и юмор в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н.Толстой

1.Л.Н.Толстой и Кавказ.

2. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

А.И.Куприн. Рассказы

1.А.И.Куприн «Булый пудель»

2.А.И.Куприн «Чудесный доктор»

П.П.Бажов. Сказы

1.П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

2.П.П.Бажов «Горный мастер»

3. П.П.Бажов «Каменный цветок»

С.Я.Маршак

1.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

2.Добро и зло в пьесе С.Я.Маршака

Рассказы В.П.Астафьева

1.В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

2. В.П.Астафьев «Белогрудка»

3.Рассказы В.П.Астафьева о животных

Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

К.Симонов «Сын артиллериста»

Тэффи «Где-то в тылу»

Итого:

6 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Гомер

1. Гомер «Илиада»

2.Гомер «Одиссея»

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Миша Ласкин»,

2. Б.В.Шергин «Евграф»

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1.А.С.Пушкин «Выстрел»,

2. А.С.Пушкин «Метель»,

3. А.С.Пушкин «Гробовщик»;

4.А.С.Пушкин роман «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

2. Характеристика образов в повести

3.Языковые особенности повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

4.Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

2. Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном»

3. Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков

1Н.С.Лесков «Человек на часах»

А.С.Грин

1. Сказочная феерия «Алые паруса»

2.Образы Ассоль и Лонгрена

3.Ассоль и Грей

Л.Н.Андреев

1. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович

1. К.М.Станюкович «Максимка»

2. К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин

1.М.М.Пришвин «Море»

А.А.Лиханов

1.Знакомство с писателенм А.А.Лихановым

2.А.А.Лиханов «Последние холода»

3.Тема военного детства в повести А.А.Лиханова

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

М.Сааведра «Дон Кихот»

О.Генри

1.О.Генри «Вождь краснокожих»

2.Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон

1.Дж.Лондон: биография и творчество

2.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Итого:

7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. Северные сказаители и собиратели былин 2.Северные былины.

3. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Древнерусская литература.

1. «Моление Даниила Заточника»

2. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

3.Жанровое своеобразие древнерусской литературы

М.Ю.Лермонтов

1. М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Для увеселения»

И.С.Тургенев

1.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»

Е.С.Коковин

1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

А.Каверин

1.А.Каверин: жизнь и творчество

2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»

3. «Мечты сбываются...» в романе «Два капитана»

4.Жизненные перепитии Кати и Саньки

5.Военные годы в романе «Два капитана»

6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»

А.Беляев

1. А.Беляев: жизнь и творчество

2. А.Беляев «Человек-амфибия»

3. Фантастика в произведениях А.Беляева

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»

2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»

Б.Васильев

1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

3. Жизненные пути главных героев повести

4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева

Р.Фраерман

1.Знакомство с Р. Фраерманом

2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана

В.Железников

1. В.Железников «Чучело»

2.Сопоставительный анализ худ. произведения и худ. фильма

3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе

Итого:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.

    Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 класс. – Архангельск: КИРА, 2005г.

    Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально – региональный компонент). Сост. Н.П.Сидоренко, Т.Н. Назаренко и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001г.

    Уроки внеклассного чтения. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2003г.

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

Организация факультатива по литературе в 11 классе «Миниатюра в русской литературе второй половины ХХ века»

Факультатив как составная часть литературного образования школьников

1. Задачи и специфика факультатива

Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания школьников являются уроки литературы. Цели литературного образования в школе можно определить следующим образом:

воспитательные:

воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения к постижению художественной культуры;

воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;

образовательные:

формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов.

Факультативные занятия по литературе - одна из трех составных частей процесса литературного воспитания школьников, они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и занимают промежуточное положение между ними.

До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательними задачами, иметь как можно меньше общего с уроками литературы. Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего, единство факультативных занятий с уроком литературы.

Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Специфическими признаками факультативного изучения литературы являются:

свободный выбор учениками литературы как предмета изучения;

целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого толкования творчества писателей и литературного процесса;

усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний;

развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.

Здесь четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем, на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

2. Организация факультатива в старших классах

Тот или иной факультативный курс выбирается учениками в начале года. (Обычно на выбор предлагается несколько факультативов по разным предметам и на различные темы). Учебная группа формируется из 15 - 25 человек и сохраняется в течение всего изучения данного курса. Минимальное число часов, выделяемых на факультатив - 18, занятия ведутся по расписанию, один час в неделю или два часа в две недели, ведется журнал занятий. Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибалльная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойным того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного, открытия - все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников, так как интересы их в основном уже определились и способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. У большинства школьников заметно стремление завоевать внимание, уважение товарищей и взрослых. Факультативные занятия предоставляют для этого широкие возможности. В относительно небольшой группе каждый его член может принимать активное участие почти на каждом занятии, также действуют те стимулы, которые подчеркивают общественную ценность познавательного труда. Благодаря этому он приобретает существенное значение для воспитания трудолюбия и общественной активности школьников.

Стремление ученика изучить интересующий его вопрос необходимо поддерживать, поэтому в качестве темы для факультатива надо избирать не частный, а существенный для эстетического развития вопрос, который объединяет все занятия курса общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих (2; 114). Именно интерес стимулирует познавательную способность ученика. Он, в свою очередь, поддерживается постановкой проблемного вопроса. Лучше всего, если он будет заявлен в теме занятия. Обсуждение станет для ученика отправной точкой дальнейшего исследования, выяснения сущности проблемы. Исследовательский метод современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Но характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес и для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников» (2 ,11).

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы (цитировано по Альбетковой Р. И.):

умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

умение соотнести характер чтения со стилем писателя;

умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;

3. Формы учебного процесса на факультативных занятиях

Учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды учебных занятий в классе и некоторые формы внеклассной работы. Говоря об учебном процессе, мы подразумеваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся (10, 99).

К основным формам учебного процесса на факультативных занятиях обычно относят беседу, лекцию, практическое занятие и семинар. (При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы).

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе большинства учеников, при этом создается обстановка непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.

Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания. Готовность и умение слушать и конспектировать лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

Семинары - форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме. Так, например, приступая к изучению миниатюр отдельных авторов, на факультативе, разработанном нами, учитель в целях научно-библиографической информации должен провести визуальное знакомство учеников с различными изданиями миниатюр, научными исследованиями творчества этих писателей. Вступительную лекцию или беседу желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель сможет дать основные ориентиры для знакомства с современной литературой и творчеством писателей, миниатюры которых будут далее изучаться, а также продемонстрировать ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет издания типа «НЛО», «Книжное обозрение», «Знамя», «Литературная жизнь», «Вопросы литературы» и т.д.

Для того, чтобы ученики овладевали навыками самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.

Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников. По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

Работа с хронологической таблицей. От темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям;

Выразительное чтение текста. При изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, режиссерской работы; при изучении прозаических жанров - литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя;

Школа, как и все наше общество, заметно меняется. И не потому, что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументированно защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного? мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники. Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений.

Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

1. Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лермонтова).

2. «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов.

3. Весна и осень в поэзии С.Есенина.

4. Лес в изображении русских художников.

5. Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»).

6. Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»).

7. Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

8. Море в изображении русских художников, поэтов, композиторов.

9. С Пушкиным по следам Пугачева.

10. Лермонтовский Кавказ.

12. Провинциальный город в изображении русских художников.

13. Чеховский Таганрог.

14. Горький в Нижнем Новгороде.

15. Старинные здания нашего города.

Занятия такого факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие По настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности.

Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

Другой факультатив для школьников VI - VII классов «Выразительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

36. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

37. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

38. Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

39. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

41. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

42. Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

43. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

44. Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

45. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

46. Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

47. Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.