Пять главных картин с выставки василия кандинского «багатели» в гмии им. пушкина. Василий Кандинский. Багатели – выставка Василий кандинский выставка

Василий Кандинский. Импровизация 21а. 1911

Wikimedia Commons

В 1896 году 30-летний юрист Василий Кандинский отправился в Мюнхен изучать живопись. Большая часть его ученических работ того периода не сохранилась, но уже в первых дошедших до нас импрессионистических пейзажах цвет играет гораздо большее значение, чем форма.

В 1910-1912 годах он еще использует образы реального мира, которые передает с помощью геометрических фигур, но уже называет свои работы «композициями», «впечатлениями», «импровизациями».

Постепенно отказываясь от конкретных изображений в пользу полуабстрактных композиций, в 1910 году он создает первую серию картин, демонстрирующих принципы абстракционизма. Тогда же Кандинский пишет один из главных своих теоретических трудов «О духовном в искусстве», в котором рассказывает о психологической мощности чистого цвета и связях между живописью и музыкой. «Импровизация 21а» — хрестоматийная работа периода перехода от конкретного к абстрактному искусству. Несмотря на то что картина уже выглядит как абстракция, в ее очертаниях еще мелькают реальные предметы: гора, увенчанная башней, человеческая фигура.

Альманах и объединение «Синий всадник» (1911)

Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911

Wikimedia Commons

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом-художником Францем ом организовал группу «Синий всадник»:

«Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников», — говорил он о названии объединения.

Его членами стали такие художники, как , Марианна Веревкина и . Первая выставка объединения прошла 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. В мае того же года «Синий всадник» издал альманах — в нем участники сформулировали идею грядущей «эпохи Великой Духовности», которая наконец объединит все виды искусства и культуры. Правда, после выхода альманаха группа успела провести еще лишь одну выставку. Через год у состоялась первая персональная выставка в Берлине, которую публика, мягко говоря, не поняла, чем повергла художника в глубокое уныние. Когда началась Первая мировая война, он покинул Германию, и на этом период «Синего всадника» в его биографии закончился.

«Композиция VII» (1913)

Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Wikimedia Commons

Седьмая «Композиция» считается вершиной творчества Кандинского довоенного периода и одним из главных его визуальных манифестов. Всего художник написал семь «Композиций», первая из которых была создана в 1911 году, а последняя — в 1939-м.

Несмотря на то что сама «Композиция VII» была написана всего за четыре дня, ей предшествовали около тридцати эскизов, с помощью которых детально был представлен процесс создания работы.

Она представляет собой вихрь цветов и геометрических форм, которые концентрируются вокруг овала, рассеченного прямоугольником. Некоторые искусствоведы видят в ней пересечение нескольких сюжетов — таких как Воскрешение из мертвых, Судный день, Всемирный потоп и Райский сад. Постоянно картина экспонируется в Третьяковской галерее.

«Вибрация» (1925)

Василий Кандинский. Вибрация. 1925 год

Wikimedia Commons

В 1922 году Кандинский вместе с женой Ниной приезжает в Веймар — преподавать в новой школе искусств «Баухауз». Через два года, правда, знаменитой школе пришлось переехать из-за нападок ультраконсервативных противников нового искусства (окончательно школу закроют фашисты в 1933 году). В этот период Кандинский пишет свой фундаментальный труд о воздействии геометрических фигур на психику человека — «Точка и линия на плоскости».

В «Вибрации» мы видим именно этот «контакт между острым треугольником и кругом», который художник называет «новым Адамом», тянущимся к Богу, как у Микеланджело.

Это довольно тяжеловесная, но математически выверенная композиция. Фигуры, среди которых доминируют круги, вписаны в сложную структуру. Со временем Кандинский откажется и от этой жесткой рамки.

«Красный узел» (1936)

Василий Кандинский. Красный узел. 1936

Wikimedia Commons

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство, но когда в 1933-м к власти пришли нацисты, художник эмигрировал во Францию. С 1933 года он обосновался в Париже и окончательно разорвал отношения с академизмом. Отошел Кандинский и от строгих геометрических форм предыдущего периода, предпочитая теперь «биоморфные абстракции», которые свободно плавают по поверхности холста.

«Красный узел» стал одной из первых работ «нового» Кандинского.

Вскоре он вообще откажется от геометрических фигур, но здесь они еще присутствуют. Его картины по-прежнему были беспредметными, но в них появились новые мягкие линии и формы, напоминающие простейшие организмы.

В Русском музее открывается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Кандинского , художника, стоявшего у истоков абстрактного искусства. Это уже вторая в этом году выставка, приуроченная к юбилею: российские музеи, и каждый со своей «оптикой», подступаются к наследию Кандинского, пристально исследуя все его грани. Третьяковская галерея весенней выставкой искала созвучия и «противозвучия» двух знаменитых и значимых произведений художника, написанных в 1913 году: «Композиции VII» и «Композиции VI». Последняя хранится в Русском музее, кураторы которого изучают Кандинского под несколько другим углом. Их интересуют национальные истоки в искусстве теоретика беспредметности, выходца из купеческой семьи потомков сибирских каторжан.

«Импровизация 11»
1910

Поэтому для сравнения, наряду с живописными и графическими произведениями мастера, образцами авторского фарфора, на выставке будут представлены работы его знаменитых современников: Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и др.

Судьба Кандинского, стоит напомнить, сложилась необычно: на протяжении довольно долгой жизни (1866–1944) он был гражданином трех стран: России, Германии и Франции. Прабабушка художника была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

«Синий гребень»
1917

В искусство Кандинский попал не сразу. Студент юридического факультета Московского университета увлекся этнографией и совершил экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В тридцать лет доцент-профессор отправился учиться живописи в Мюнхен, где вместе с художником Францем Марком создал группу экспрессионистов «Синий всадник». В 1914 году художник в Москве. После революции искренне пытается ужиться с новой властью, но абстрактное искусство названо упадочническим, а Кандинский - «приспешником буржуазии». Приняв очень своевременное предложение, сделанное немецким архитектором Вальтером Гропиусом, о преподавании в новой школе Баухауз в Веймаре, уезжает в Европу, где становится всемирно известным художником.

«Два овала»
1919

«Черное пятно (I)»
1912

«Амазонка в горах»
1917 — 1918

Михаил Ларионов
«Близ лагеря»
1910-1911

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »




Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »