Путешествие за 80 дней история создания. где заключается взаимный договор, по которому Паспарту поступает в услужение к Филеасу Фоггу

"Вокруг света за 80 дней" - приключенческий роман известнейшего французского писателя Жюля Верна, рассказывающий об удивительном путешествии эксцентричного англичанина по имени Филеас Фогг и его верного слуги-француза Жана Паспорту. Роман был написан в 1872 году, а впервые опубликован в 1873.

Главный герой романа Филеас Фогг - человек очень богатый, однако никому неизвестно каким образом он нажил свое состояние. Фогг отличается особенной пунктуальностью, которая касается не только времени прибытия на разного рода встречи, но и бытовых, казалось бы, не слишком важных вещей, например, температуры тоста. Кроме того, герой обладает исключительными математическими способностями.

Произведение начинается с ограбления Банка Англии, и когда свидетели составляют портрет преступника, он оказывается очень похожим на Фогга. В это же время в Реформ-клубе Лондона тот заключает дерзкое пари о том, что он сможет объехать вокруг света на 80 дней (на тот момент это была максимально возможная скорость для данного мероприятия). Как только пари разбито Фогг и его слуга немедленно отправляются на вокзал, за ними же по ошибке пускается в погоню инспектор Скотланд Ярда мистер Фикс, решивший, что Фогг - тот самый преступник, совершивший ограбление, а спор - это только мероприятие для отвода глаз.

Путешествие приносит Фоггу и Паспорту массу весёлых приключений, однако сталкиваются герои и с опасностями. Неунывающим путешественникам приходится перемещаться на паровозах, воздушных шарах, аэропланах, шхунах, пакетботах, а однажды их транспортом становится самый настоящий слон. Путь их лежит через Англию, Францию, Индию, Китай, Египет, Японию и Америку.

Главная опасность поджидает героев в Индии, там они знакомятся с прекрасной девушкой Аудой, ее муж - раджа, скончался и молодую леди ждет сожжение вместе с телом ее покойного супруга. Фогг и Паспорту не могут оставить девушку в беде, они спасают Ауду и та становится новым членом их экспедиции.

Несмотря на многочисленные перипетии, финал книги очень оптимистичен - Фогг, Паспорту и Ауда возвращаются в Англию в срок, выигрывая, таким образом, пари. К этому времени выясняется также, что Фогг не виновен в преступлении и с него снимают все подозрения, и тот делает Ауде предложение.

Основой романа послужил любопытный научный факт, который дает о себе знать в финале произведения. Факт заключается в том, что если отправится в кругосветное путешествие с востока на запад, можно выиграть один день, если же начать путь в противоположном направлении, один день, наоборот, будет потерян. Написанию романа предшествовал очерк Жюля Верна, в котором он рассказывает о том, что на планете может быть целых три воскресенья на одной неделе. Так, если один человек останется на месте, второй совершит кругосветное путешествие с запада на восток, а другой - с востока на запад, и эти три человека встретятся, выяснится, что для одного из них воскресенье было вчера, для другого оно сегодня, а для второго - оно еще наступило и будет завтра. В произведении "Вокруг света за 80 дней" Жюль Верн объясняет данный научный факт, но также он касается истолкования многих других интересных гипотез о нашем мире.

Популярный приключенческий роман Жюля Верна написан в 1872 году и сразу же снискал большую известность в литературном мире.

Главные герои романа: англичанин Филеас Фогг, его слуга – Паспарту.

Повествование начинается с момента заключения пари между Фоггом и его клубными товарищами. Суть пари заключается в том, что англичанину удастся совершить кругосветное путешествие, которое будет продолжаться не более 80 дней, пользуясь действующим, на тот момент времени, транспортом. Дорогу с эксцентричным англичанином делит его надежный слуга. Дорога лежит в сторону востока.

Одновременно с началом кругосветки, в Англии случается дерзкое ограбление. Полицейский инспектор Фикс заподозрилт Фогга в ограблении и устремляется за путешественниками в погоню.

Таким образом, в пути Фоггу и его слуге, помимо природных явлений и разных приключений, немало хлопот доставляет мистер Фикс.

Следователь хитер и коварен. Считая наших главных героев злодеями, пытается войти к ним в доверие и старается подружиться с Паспарту, который вместе со своим господином держат путь на пароходе в Бомбей.

Следующей точкой путешествия, по плану героев, должна быть Калькутта. Но по железной дороге проехать невозможно из неисправности путей. Друзья двигаются на слонах. Путешествие не лишено опасностей и приключений. В джунглях, Фогг и Паспарту спасают от неминуемой страшной расправы девушку Ауду. Ее должны сжечь вместе с покойным мужем. Паспарту находит хитрый выход из опасного положения, но всем приходиться спасаться бегством.

Не стоит забывать о Фиксе, который по пятам следует за отважными путешественниками и каждый раз норовит засадить их в тюрьму. Но, благодаря мудрости и уму мистера Фогга, друзьям удается двигаться дальше, несмотря на все трудности. У нашей компании впереди еще посещение сказочного Сингапура, неизвестного Китая и удивительной Японии.

Из Японии наши герои направляются в Сан-Франциско, из которого надо попасть в Нью-Йорк. Путешествие по Северной Америке тоже происходит с огромным количеством опасных и курьезных приключений. На пути встречается стада бизонов, которые перекрывают дорогу, в одном из штатов на поезд нападают индейцы, встречается разрушенный мост и мормоны. Наконец-то, герои добираются до Нью-Йорка, но пароход в Европу уже ушел. Снова смекалка Фогга приходит на помощь и на колесном корабле путешествие продолжается. Также продолжаются приключения и неожиданности, из-за которых Фоггу и Паспарту пришлось побывать в Дублине и все же добраться до Ливерпуля. Но Фикс уже здесь и заключает Фогга под стражу. К счастью, справедливость восторжествовала – вор недавно задержан в Англии.

Друзья приезжают в Лондон, но опоздание составляет всего один день, а это значит, что пари проиграно. Фогг почти разорен, но во время путешествия они с Аудой полюбили друг друга. Пригласив церковного служащего для бракосочетания, друзья понимают, что день выигран из-за движения в пути навстречу солнцу – а это победа в пари.

Фогг и Ауда поженились. Фогг побеждает в пари и находит любовь, а выигрыш делит между верным слугой и полицейским.

Картинка или рисунок Вокруг света за 80 дней

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки О молодильных яблоках и живой воде

    В далёком царстве жил царь с тремя сыновьями: Фёдором, Василием и Иваном. Состарился царь, стал плохо видеть. Но слышал он ещё хорошо. Дошла до него молва о дивном саде с яблоками, которые возвращают человеку молодость

Вокруг света за пару глав

О Книге и о путешествиях вокруг света

1872 г. французская газета "Ле Тан" известила читателей, что некий господин Филеас Фогг заключил пари: он объедет земной шар за 80 дней. Освещать его приключения любезно согласился популярный писатель Жюль Верн. И тиражи газеты стали расти от номера к номеру.

Жюль Верн

Толчком к написанию книги стал стремительный и беспощадный прогресс. В 1869 г. закончилось строительство Тихоокеанской трансконтинентальной железной дороги (она соединила восточное и западное побережье США), был открыт Суэцкий канал (путь из Средиземного моря в Индийский океан), в 1870 г. соединили в единую сеть железные дороги Индии, а в 1871 г. через Альпы проложили туннель Фрежюс (он же Мон-Сени). Теперь все стало возможно.

Жюль Верн не был первым. До него Эдмон Плошко издавал путевой очерк "Вокруг света в 120 дней" (1871 г.), а прежде Вивьен де Сент-Мартен написал статью о возможном путешествии за 80 дней. Жюль Верн не был первым. Он просто стал лучшим.

Это и не было никакой мистификацией. 22 декабря газета объявила, что мистер Фогг выиграл пари. Тем, кто хотел верить в реальность знаменитого англичанина, никто не запрещал это делать. Жюль Верн и исчерченные географические карты знали, как пролегало это нелегкое путешествие. За письменным столом.

А потом была телеграмма. Спустя 17 лет, в 1889г. Для знаменитого фантаста. Некий Блай спорит с самим мистером Фоггом. Правда, стартует из Нью-Йорка. Да и еще сделает крюк в Амьен, что бы пожать писателю руку.

Неизвестно уж, кто покривил душой— Жюль Верн или хроникеры, — но существует легенда, что автор Нашумевшего ждал увидеть брутального авантюриста. Но фантаст наверняка читал газеты: на путешествие вокруг света отважилась Нелли Блай — хрупкая девушка и скандальная журналистка.

Вокруг света - рекорд

Из багажа при Элизабет Кокрейн (настоящее имя девушки) был лишь саквояж, два пледа и чековая книжка "Английского банка" — тогда их чеки принимали к оплате в любой части света. Ни сменного платья, ни зонтика или лишних башмаков. Отсутствие владения каким-либо языком, кроме английского. На пути она три раза отказалась выйти замуж, и главным ее препятствием стало ожидание пароходов и задержки поездов.

Нлли Блай

А тем временем на эту лошадку делались крупнейшие ставки. Несколько изданий запустило своих путешественников, конкуренты пытались снять Нелли с дистанции, публиковались сенсации и скандальные разоблачения. Но рекорд все таки был установлен: через 72 дня 6 часов 10 минут и 11 секунд журналистка вернулась в Нью-Йорк под рукоплескания семитысячной толпы. На саму "езду" она потратила ровно 58 суток.

А газета "The World" потратила восемь тысяч долларов на саму авантюру с экстремальным забегом, где пять тысяч составили гонорар мисс Блай. Затея окупилась сполна: невиданные тиражи, переиздания, многочисленные перепечатки и 800 тысяч номеров для участников лотереи. Ее победитель, назвавший самый близкий к реальному времени результат, выиграл оплаченное путешествие в Европу и 500 долларов на сувениры.

При жизни Жюля Верна роман "Вокруг света за 80 дней" стал самым продаваемым произведением автора. По сюжету ставились спектакли, идее подражали другие писатели, подвиги Фогга приписывали себе авантюристы. Но воплощение подобного примера в жизнь намного больше волновало умы не только путешественников, но и обычной публики. В 1993 г. появился переходящий "приз Жюля Верна" — за самое быстрое кругосветное путешествие, совершенное под парусом и без посторонней помощи. В 2012 г. победителем стал экипаж тримарана Banque Populaire, затративший на перегон 45 дней 13 часов 42 минуты и 53 секунды.


Путешествия вокруг Земли на время продолжаются и сегодня. Они совершались пешком, на велосипеде, на мотоцикле, на коне... Преодолевались возможные и невозможные препятствия и условия. Из каждого "забега" стараются сделать международную журналистскую сенсацию.

Но из всего этого героического безумия ясно только одно: ни о каком осмотре достопримечательностей не может быть и речи. Все, что вы запомните, — непрекращающуюся гонку, нервы из-за опозданий и не самые комфортные условия. А в следующем году какой-то энтузиаст вычеркнет ваше имя из хит-парада кругосветов. Поэтому так и хочется спросить: господа, а оно вам надо?

«Вокруг света за восемьдесят дней» — популярный приключенческий роман Жюля Верна. Он повествует о путешествии англичанина Филеаса Фогга и его слуги-француза Жана Паспарту вокруг света, предпринятом в результате пари.

Действие романа начинается 2 октября 1872 года в Лондоне, в доме № 7 на Сэвиль-роу, с того, что Филеас Фогг нанимает нового слугу — Жана Паспарту. После этого Фогг отправился в Реформ-клуб, членом которого он являлся. За игрой в вист члены клуба начали обсуждать громкое происшествие — три дня назад, 29 сентября, с конторки главного кассира Английского банка была похищена пачка банковых билетов на сумму пятьдесят пять тысяч фунтов стерлингов. Беседа эта привела к неожиданному финалу — Филеас Фогг заключил со своими партнерами пари, что он совершит кругосветное путешествие за 80 дней. На кону стояли 20 тысяч фунтов. Вечером того же дня Фогг и Паспарту прибыли на вокзал Чэринг-Кросс, взяли два билета первого класса до Парижа и в 20:45 отправились в свое путешествие.

2 Суэц

В Париж путешественники прибыли 3 октября, в 7:20 утра, а в 8:40 утра уже отбыли дальше. 4 октября Фогг и Паспарту прибыли в Турин, а 5 октября — в Бриндизи. Там они сели на пакетбот «Монголия» и отправились в плавание по Суэцкому каналу. 9 октября, в 11 часов утра, «Монголия» прибыла в Суэц.

На набережной в Суэце прибытия пакетбота ждал детектив Фикс. Он был одним из тех агентов английской полиции, которых разослали в различные порты после кражи в Английском банке. Фикс должен был тщательно наблюдать за путешественниками, проезжающими через Суэц, и, если бы какой-нибудь из них показался ему подозрительным, следовать за ним в ожидании получения ордера на арест.

Фогг и Паспарту сошли на берег, чтобы посетить британское консульство. Формально, для посещения Индии, куда они направлялись, виза им была не нужна. Но Фогг хотел документально засвидетельствовать свой проезд через Суэц. Как только Фикс увидел Фогга, он сразу решил, что это и есть тот человек, который ограбил банк. Затем он разговорился с Паспарту и еще больше убедился в своем мнении. После этого Фикс послал директор лондонской полиции следующую депешу:

«Из Суэца в Лондон.
Роуэну, директору полиции, центральное управление, Скотланд-плэйс.
Я преследую вора, обокравшего Английский банк, это — Филеас Фогг. Безотлагательно вышлите ордер на арест в Бомбей (Британская Индия).
Фикс, полицейский агент».

Четверть часа спустя Фикс с легким чемоданом в руках, но с солидным запасом денег ступил на палубу «Монголии».

3 Бомбей

К полудню 20 октября показался индийский берег. В половине пятого пакетбот причалил к набережной Бомбея. «Монголия» должна была прийти в Бомбей только 22 октября. Следовательно, начиная с момента отъезда из Лондона, у Фогга накопился выигрыш в два дня.

Поезд из Бомбея в Калькутту отходил ровно в восемь часов вечера. Мистер Фогг покинул пакетбот и дал Паспарту подробные распоряжения на счет покупок, предупредив его, чтобы он непременно был на вокзале до восьми часов, а сам направился в паспортное бюро.

Сыщик Фикс тем временем поспешил к директору бомбейской полиции. Но ордер на арест Филеаса Фогга еще не был получен. Фикс попытался добиться ордера от начальника бомбейской полиции, но тот отказал.

Тем временем Паспарту, сделав необходимые покупки, прогуливался по улицам Бомбея. Он уже направлялся к вокзалу, когда на пути ему встретилась чудесная пагода Малабар-Хилл. Паспарту захотел осмотреть ее изнутри, но он не знал двух вещей: что, во-первых, вход в некоторые индусские пагоды христианам категорически запрещен и, во-вторых, что входить туда нужно, оставив свою обувь у порога. Паспарту вошел в пагоду, не предполагая, что совершает преступление. И вдруг три жреца набросились на Паспарту, повалили на пол и, сорвав с него ботинки и носки, принялись колотить. Ударом кулака и пинком ноги француз сшиб с ног двух противников, выбежал из пагоды и вскоре оставил позади третьего жреца. Без пяти восемь, за несколько минут до отхода поезда, с непокрытой головой, босиком и без покупок Паспарту прибежал на вокзал. Путешественники отправились в Калькутту, а Фикс, наблюдавший за ними на вокзале, решил остаться в Бомбее.

4 Кольби. Путешествие через джунгли

22 октября в восемь часов утра поезд остановился в пятнадцати милях от станции Роталь, в поселке Кольби. Оказалось, что дальше железная дорога не достроена. Промежуток пути миль в пятьдесят от Кольби до Аллахабада пассажирам предстояло преодолеть собственными силами и средствами. А из Аллахабада линия продолжалась дальше. Фогг сохранял спокойствие, так как у него в запасе было два дня. Он планировал успеть прибыть в Калькутту к 25 октября, так как в этот день пароход должен уйти в Гонконг.

Большинство пассажиров знало об этом перерыве в железнодорожном пути. Сойдя с поезда, они быстро завладели всеми средствами передвижения, какими только располагал поселок. Мистер Фогг и его попутчик сэр Фрэнсис Кромарти обыскали весь поселок, но ничего уже не нашли. Зато Паспарту нашел слона. Хозяин слона и Фогг долго торговались. Индус явно хотел поживиться, наконец, его устроила сумма в две тысячи фунтов стерлингов. Затем путешественники нашли себе проводника — «молодого парса с умным лицом».

Парс покрыл спину слона чем-то вроде попоны и привесил с каждого бока по корзине. Сэр Фрэнсис Кромарти занял место в одной корзине, Филеас Фогг — в другой. Паспарту уселся на спину животного, парс взобрался слону на шею, и в девять часов животное вышло из поселка, направляясь в Аллахабад по кратчайшей дороге — через густой пальмовый лес.

Несколько раз путешественники встречали свирепые толпы индусов, которые гневными жестами провожали быстроногое животное. Парс, насколько это было возможно, стремился избегать подобных встреч, справедливо считая их опасными. В восемь часов вечера главная горная цепь Виндхья осталась позади, и путешественники решили заночевать в развалившемся бунгало у подошвы северного склона хребта. За день было пройдено около двадцати пяти миль, до станции Аллахабад оставалось столько же. Ночь прошла спокойно.

В шесть часов утра путники снова двинулись в путь. Днем они встретили процессию браминов. Спрятавшись в джунглях, они остались незамеченными, зато смогли рассмотреть процессию. Индусы несли тело умершего раджи, а также вели его молодую вдову. На рассвете следующего дня тело старика должны были сжечь, и, по местной традиции, вдова должна была отправиться на костер вместе с ним. Проводник рассказал путешественникам об этой девушке. Эта красавица индуска из племени парсов была дочерью богатого купца из Бомбея. Она получила хорошее воспитание и образование на европейском уровне. Звали ее Ауда. Оставшись сиротой, она насильно была выдана замуж за старого раджу Бундельханда. Три месяца спустя Ауда овдовела. Зная об ожидавшей ее участи, она бежала, но была поймана. И теперь ее ждала казнь.

Фогг решил спасти девушку. Путешественники последовали за процессией, дождались ночи. Но выкрасть несчастную ночью не получилось, ее хорошо охраняли. Наступило утро, пришло время сожжения. Путешественники уже думали, что все напрасно, как вдруг произошло нечто неожиданное. Раздался всеобщий крик ужаса. Толпа в страхе распростерлась на земле. Старый раджа ожил, поднялся со своего ложа, взял молодую жену на руки и сошел с костра, окутанный клубами дыма. Но на само деле это был Паспарту. Пока индусы находились под впечатлением от произошедшего, похитители с девушкой бросились бежать. Хитрость была быстро раскрыта, жрецы бросились в погоню, но догнать слона им не удалось.

В десять часов утра они прибыли на станцию Аллахабад. Ауда, находящаяся под действием дурмана, которому подвергли ее жрецы, понемногу приходила в себя. Фогг рассчитался с проводником и подарил ему слона. Вскоре путешественники сели в поезд и отправились дальше.

5 Калькутта

25 октября, в 7 часов утра, Фогг, Паспарту и Ауда прибыли в Калькутту. Пароход, отправлявшийся в Гонконг, снимался с якоря лишь в полдень, у путешественников было еще 5 часов в запасе. На выходе из вокзала к Фоггу подошел полисмен и попросил их следовать за ним. Затем Фогг и Паспарту были арестованы и должны были предстать перед судом в 8:30.

На суде присутствовали жрецы из пагоды Малабар-Хилл в Бомбее. Филеаса Фогга и его слугу обвинили в кощунственном осквернении браминского святилища. Также в зале находился Фикс, который и привез бомбейских жрецов в Калькутту.

В результате суд постановил приговорить Паспарту к двум неделям тюрьмы и штрафу в триста фунтов, а Филеаса Фогга — к восьми дням тюрьмы и полуторастам фунтам штрафа. Но Фогг заплатил залог в 2 тысячи фунтов стерлингов, и путешественников отпустили.

В 11 утра мистер Фогг, Ауда и Паспарту уже были на набережной. В полумиле от них, на рейде, уже стоял «Рангун». Они сели в лодку и направились к пароходу. Им надо было преодолеть три с половиной тысячи миль, на что требовалось 11−12 дней. Первая часть переезда на «Рангуне» прошла в превосходных условиях, при хорошей погоде. Филеас Фогг намеревался успеть сесть в Гонконге на пароход, отходивший 5 ноября в Иокогаму. Но после посещения Сингапура погода испортилась. Судно попало в шторм. Он утих только днем 4 ноября. «Рангун» с большой скоростью устремился вперед. Но наверстать потерянное время полностью было уже невозможно.

6 Гонконг

По расписанию Фогг должен был прибыть в Гонконг 5 ноября, но прибыл только 6-го. В час дня пароход пришвартовался к набережной и пассажиры начали высаживаться. По счастливой случайности пароходу «Карнатик», на котором планировал плыть мистер Фогг, потребовался ремонт котла, поэтому его отплытие перенеслось с 5 на 7 ноября. Если бы он отплыл вовремя, путешественникам пришлось бы восемь дней дожидаться следующего парохода.

«Карнатик» должен был отплыть в пять часов утра, так что в распоряжении мистера Фогга имелось шестнадцать часов, чтобы заняться делами, то есть устройством миссис Ауды. Он снял для нее номер в гостинице «Клуб», а сам отправился на биржу. Там Фогг выяснил, что родственник Ауды больше не живет в Китае, он нажил большое состояние и переселился в Европу, предположительно в Голландию. Вернувшись в гостиницу, мистер Фогг предложил девушке отправиться вместе с ним в Европу.

Между тем, Паспарту отправился заказывать каюты и узнал, что ремонт «Карнатика» закончен, и пакетбот уйдет не следующим утром, а в этот же день в восемь часов вечера. На набережной француз встретил Фикса, и вместе они зашли в таверну. Выпив вина, они разговорились, и тут Фикс рассказал Паспарту, что он полицейский агент, и попросил помочь ему задержать Фогга в Гонконге. Паспарту наотрез отказался. Однако Фиксу удалось так напоить его, что Паспарту сделал затяжку из трубки с опиумом и уснул. Мистера Фогга он предупредить об отправлении судна не смог. Проспав 3 часа, Паспарту поборол одуряющее действие наркотика и очнулся. Он покинул ложе пьяниц и, шатаясь, вышел из курильни. Пароход уже дымил, готовый к отплытию. Паспарту успел подняться на борт и свалился без сознания. На другой день француз проснулся и, к своему ужасу, обнаружил, что мистера Фогга и Ауды на корабле нет.

Тем временем, Фогг и Ауда прибыли на набережную и обнаружили, что пароход отбыл накануне. Куда пропал Паспарту, они не знали. К ним подошел Фикс и представился пассажиром, тоже не попавшем на «Карнатик». Мистер Фогг не терял хладнокровия и стал искать другое судно, которое сможет доставить их до Иокогамы. Вскоре он нашел владельца одного судна, который помог найти выход из ситуации. Путь до Иокогамы был слишком длинным, и он предложил плыть до Шанхая, расположенного в два раза ближе. По словам этого моряка, пакетбот, следующий в Сан-Франциско, отправляется именно из Шанхая, а в Иокогаме делает лишь остановку. Из Шанхая судно должно отправится 11 ноября в 7 вечера. В их распоряжении оставалось четверо суток.

В 15:10, 7 ноября, на шхуне «Танкадера» подняли паруса. Пассажиры уже находились на палубе, и шхуна отправилась в Шанхай. Большая часть плавания прошла спокойно, но потом судно попало в сильный шторм. Чудом «Танкадера» осталась на плаву, но несколько часов были потеряны. Когда буря закончилась, шхуна снова на всех парусах устремилась к цели. К полудню 11 ноября «Танкадера» была всего в сорока пяти милях от Шанхая. Оставалось шесть часов до отхода парохода на Иокогаму.

В семь часов вечера до Шанхая оставалось три мили. Вдали показался длинный черный силуэт — американский пакетбот, отходивший из порта в назначенное время. На носу «Танкадеры» стояла маленькая бронзовая пушка, служившая для подачи сигналов. Мистер Фогг приказал спустить флаг, что было сигналом бедствия, и подать сигнал выстрелом из пушки. В результате пакетбот подобрал мистера Фогга и Ауду со шхуны и отправился в Иокогаму.

7 Иокогама

13 ноября с утренним приливом «Карнатик» вошел в порт Иокогамы. Паспарту сошел на японский берег. У него не было денег, ему нечего было есть, он не знал, как ему попасть в Америку. На следующий день он увидел афишу японской акробатической труппы, отправился к ее директору Батулькару и устроился на работу клоуном.

В этот же день, утром 14 ноября, Филеас Фогг и Ауда прибыли в Иокогаму. Первым делом они отправились на «Карнатик» и выяснили, что Паспарту действительно приплыл на нем в Иокогаму. Но ни во французском, ни в английском консульствах, ни на улицах города, найти Паспарту не удалось. Фогг совсем уже было отчаялся найти слугу, как вдруг, повинуясь какому-то инстинкту, зашел в балаган Батулькара. В представлении участвовал Паспарту. Он сам увидел Фогга среди зрителей. Тем же вечером, перед самым отплытием американского пакетбота, мистер Фогг и миссис Ауда вступили на палубу судна, сопровождаемые Паспарту.

Пакетбот, совершавший рейсы между Иокогамой и Сан-Франциско, назывался «Генерал Грант». Следуя по двенадцати миль в час, пакетбот должен был пересечь Тихий океан за двадцать один день. Таким образом, Филеас Фогг мог рассчитывать, что, прибыв в Сан-Франциско 2 декабря, он будет в Нью-Йорке одиннадцатого, а в Лондоне — двадцатого.

Плавание проходило спокойно. Паспарту встретил на борту Фикса. Сыщик уговорил его стать союзниками, так как теперь ему было выгодно, чтобы Фогг как можно скорее оказался в Англии.

8 Сан-Франциско

3 декабря «Генерал Грант» вошел в пролив Золотых Ворот и прибыл в Сан-Франциско. Мистер Фогг пока что не выиграл и не проиграл ни одного дня. Было 7 часов утра, когда Филеас Фогг, миссис Ауда и Паспарту ступили на американский материк. Мистер Фогг, сойдя на пристань, сразу узнал, когда отправляется ближайший поезд в Нью-Йорк. Он отходил в 6 часов вечера.

Путешественники остановились в «Международном отеле». Паспарту отправился за покупками, а Филеас Фогг и миссис Ауда посетили английского консула, завизировали паспорта, встретили Фикса, а затем случайно попали на митинг. Они старались держаться в стороне, а когда митинг перерос в драку, собрались уже уходить, но внезапно попали в эпицентр свалки, в результате Фикс получил удар по голове, а их с Фоггом костюмы пришлось срочно менять на новые.

Без четверти шесть путешественники прибыли на вокзал и застали поезд, готовый к отправлению. Они отправились в Нью-Йорк.

9 Приключения в пути по Америке

Путешествие из Сан-Франциско в Нью-Йорк на поезде должно было длиться семь дней. Однако за время пути произошло много событий, задерживающих поезд. Первым таким событием стала встреча со стадом бизонов. Поезду пришлось остановиться и пропустить стадо в десять или двенадцать тысяч голов, пересекающее железнодорожные пути. Прохождение бизонов продолжалось долгих три часа.

Второе событие произошло при прохождении Скалистых гор. Поезд внезапно остановился перед красным сигналом семафора. Путевой обходчик, которого начальник соседней станции выслал навстречу поезду, сообщил, что висячий мост через Медисин-Боу расшатан и не выдержит тяжести поезда. До моста оставалась одна миля. За мостом, в двенадцати милях от реки, находилась станция, на которую через шесть часов должен был прийти встречный поезд и подобрать пассажиров. Такой вариант никому не понравился. Но затем машинист поезда предположил, что если пустить поезд на предельной скорости, есть некоторые шансы проскочить. Это предложение пассажирам понравилось. Машинист дал задний ход, отвел поезд почти на целую милю назад. Затем раздался свисток, и поезд понесся вперед. Он набирал скорость, пока она не достигла крайнего предела. Поезд несся со скоростью ста миль в час — он летел, едва касаясь рельс. И он благополучно пронесся через реку. Сразу же после этого мост с грохотом рухнул в воды Медисин-Боу.

Но самое серьезное событие еще ждало путешественников впереди. Мистер Фогг и Фикс встретили в поезде полковника Стэмпа В. Проктора. С этим человеком у них произошел конфликт на митинге в Сан-Франциско. И Фогг, и Проктор желали урегулировать вопрос чести, назревала дуэль. Они хотели выйти на ближайшей станции, чтобы провести поединок. Но из-за опоздания поезда на ней не разрешили высадку пассажиров. Кондуктор предложил стреляться прямо в поезде. Оба противника и их секунданты во главе с кондуктором прошли через весь поезд в задний вагон. Но не успели они приступить к своему делу, как вдруг послышались дикие крики. Вслед за ними раздались выстрелы. Стрельба началась где-то у паровоза и шла вдоль вагонов. Полковник Проктор и мистер Фогг с револьверами в руках выскочили из вагона на площадку и бросились вперед, откуда слышалось больше всего выстрелов и криков. Поезд был атакован отрядом индейцев племени сиу.

У индейцев были ружья. Путешественники, также почти все вооруженные, отвечали на ружейные выстрелы револьверной стрельбой. Прежде всего индейцы устремились к паровозу. Машинист и кочегар были оглушены ударами кастетов. Вождь племени сиу хотел было остановить поезд, но, не зная управления, повернул ручку регулятора в обратную сторону и подбавил пару. Индейцы наводнили вагоны. Они прыгали по крышам, врывались в двери и окна и вступали в рукопашную битву с пассажирами. Путешественники мужественно оборонялись. Десятка два убитых наповал индейцев уже свалились на полотно, а колеса поезда давили нападавших, срывавшихся с площадок на рельсы, как червяков.

Борьба, длившаяся уже десять минут, неизбежно привела бы к победе индейцев, в случае если бы не удалось остановить поезд. До станции форт Керней оставалось не больше двух миль. Там находился американский военный пост, но если бы форт был пройден без остановки, то вплоть до следующей станции индейцы оставались бы хозяевами поезда. Паспарту взялся остановить поезд. Незаметно для индейцев он скользнул под вагон. Француз с ловкостью и гибкостью бывшего гимнаста, цепляясь за цепи, буфера и рычаги тормозов, пробирался под вагонами и, наконец, достиг головы поезда. Он сбросил предохранительные цепи и снял соединительный крюк. Отцепленный поезд начал замедлять ход, а локомотив с новой силой помчался вперед.

Состав еще несколько минут продолжал двигаться, но пассажиры пустили в ход вагонные тормоза, и поезд, наконец, остановился меньше чем в ста шагах от станции Керней. Солдаты форта, услышав стрельбу, поспешно выскочили навстречу поезду. Индейцы не стали ожидать их и разбежались прежде, чем поезд успел окончательно остановиться. Когда путешественники произвели на перроне станции перекличку, оказалось, что не хватает нескольких человек, в том числе Паспарту. Много пассажиров было ранено, но все были живы. Одно из наиболее серьезных ранений получил полковник Проктор. Миссис Ауда осталась невредимой. Филеас Фогг, хотя и не берег себя, не получил не единой царапины. Фикс отделался легкой раной в руку.

Мистер Фогг опасался, что Паспарту и двое других пропавших пассажиров могли попасть в плен к индейцам. Он вместе с тридцатью добровольцами-солдатами форта отправился в погоню. Вскоре к станции вернулся локомотив, и поезд уехал. Ауда и Фикс остались ждать на вокзале. Они провели там беспокойную ночь. Только утром отряд вернулся вместе с Паспарту и двумя другими пассажирами. Операция по их спасению прошла успешно. Но поезд ушел, а следующего надо было ждать до вечера. На помощь пришел Фикс. Еще ночью какой-то человек предлагал ему воспользоваться необычным транспортом — санями с парусом. Фогг согласился.

Ветер был благоприятный. Он дул прямо с запада и притом довольно сильно. Снег затвердел, и Мадж, владелец саней, брался за несколько часов доставить мистера Фогга до станции Омаха. От этой станции поезда отходили часто, и было много линий, ведущих в Чикаго и Нью-Йорк. В восемь часов утра сани были готовы к отъезду. Путешественники разместились в них, плотно закутавшись в свои дорожные одеяла. Два огромных паруса были подняты, и сани заскользили по снежному насту со скоростью сорок миль в час. К часу дня они прибыли в Омаху.

Поезд прямого сообщения был готов к отходу. Филеас Фогг и его спутники едва успели сесть в вагон. С чрезвычайной быстротой поезд пролетел по штату Айова. Ночью он пересек у Давенпорта Миссисипи и через Рок-Айленд вошел в пределы штата Иллинойс. На другой день, 10 декабря, в четыре часа вечера поезд прибыл в Чикаго. Там путешественники пересели на поезд до Нью-Йорка.

10 Нью-Йорк

11 декабря в четверть двенадцатого ночи поезд остановился на вокзале в Нью-Йорке, расположенном как раз против пристани пароходов линии компании Кунардлайн. Пароход «Китай», идущий в Ливерпуль, снялся с якоря сорок пять минут назад.

Мистер Фогг, миссис Ауда, Фикс и Паспарту переправились через Гудзон на небольшом пароходике и сели в фиакр, который доставил их в гостиницу «Сент-Николас» на Бродвее. Утром Фогг вышел из гостиницы, приказав своему слуге дожидаться его и предупредить миссис Ауду, чтобы она в любую минуту была готова к отъезду. Он отправился на берег Гудзона и стал старательно искать среди стоявших у пристани и на якоре посреди реки кораблей какой-нибудь пароход, готовый к отплытию. Но большинство кораблей, готовых к отплытию, были парусными, они не годились для мистера Фогга.

Вдруг он заметил судно, стоявшее на якоре перед Бэтери. Это был торговый винтовой пароход изящной формы, из его трубы валили густые клубы дыма, что указывало на скорое отплытие судна. Филеас Фогг нанял лодку, сел в нее и очутился у трапа «Генриетты». Он долго уговаривал капитана взять его со спутниками на борт судна. Казалось, что на сей раз деньги бессильны. Но в итоге Фоггу все-таки удалось договориться с капитаном, что тот довезет путешественников до Бордо, взяв за каждого по две тысячи долларов. Через полчаса мистер Фогг, миссис Ауда, Паспарту и Фикс уже были на борту «Генриетты».

На другой день, 13 декабря, на мостик взошел человек, чтобы определить координаты судна. Но это был не капитан Спиди. Это был Филеас Фогг. За тридцать часов своего пребывания на борту корабля он так умело действовал банковыми билетами, что весь экипаж перешел на его сторону. А капитан Эндрю Спиди сидел под замком в своей каюте. «Генриетта» шла в Ливерпуль. По тому, как Филеас Фогг управлял кораблем, было ясно, что он был когда-то моряком.

11 Квинстаун

«Генриетта» шла на всех парах. Но 16 декабря стало понятно, что запасы угля скоро закончатся, ведь количество топлива было рассчитано на путь до Бордо, а не до Ливерпуля. Судно продолжало идти на всех парах, но через два дня, восемнадцатого числа, механик объявил, что угля осталось меньше, чем на один день. В тот же день мистер Фогг выкупил судно у капитана Спиди, после чего велел пустить все деревянные части корабля на топливо. Сначала в расход пошли ют, рубка, каюты и нижняя палуба. На другой день, 19 декабря, сожгли рангоут и его запасные части. Снесли мачты и разрубили их топорами. На следующее утро, 20 декабря, фальшборт и все надводные части судна, а также большая часть палубы были сожжены.

В этот день показался ирландский берег. Однако в десять часов вечера судно было еще лишь на траверсе Квинстауна. Чтобы достичь Лондона, у Филеаса Фогга оставалось в распоряжении только двадцать четыре часа. Между тем за это время «Генриетта» могла дойти лишь до Ливерпуля, даже идя на всех парах.

Квинстаун — небольшой порт на ирландском побережье, в котором трансатлантические пароходы сгружают почту из Соединенных Штатов, откуда она курьерскими поездами доставляется в Дублин, а затем на быстроходных судах перевозится в Ливерпуль, опережая таким образом на двенадцать часов самые быстроходные пакетботы океанских компаний. Фогг решил воспользоваться этим же путем.

Около часу ночи, во время прилива, «Генриетта» вошла в порт Квинстаун. Пассажиры высадились на берег. Мистер Фогг, миссис Ауда, Паспарту и Фикс в половине второго ночи сели в поезд, на рассвете прибыли в Дублин и тотчас пересели на один из почтовых пароходов.

12 Ливерпуль

21 декабря, в 11:40, Филеас Фогг был на Ливерпульской набережной. Он находился всего в шести часах от Лондона. В эту минуту к нему подошел Фикс и арестовал его. Филеас Фогг находился в тюрьме. Его заперли в полицейском посту при ливерпульской таможне, где он должен был провести ночь в ожидании перевода в Лондон. Миссис Ауда и Паспарту остались у подъезда таможни. Ни он, ни она не хотели покидать этого места. Они хотели еще раз увидеть мистера Фогга.

В 14:33 в камеру к Фоггу зашел Фикс. Он задыхался, волосы его были растрепаны. С трудом он пробормотал, что мистер Фогг свободен, настоящего вора арестовали три дня назад. Филеас Фогг подошел к сыщику. Пристально взглянув ему в лицо, он отвел обе руки назад и затем с точностью автомата ударил кулаками злосчастного сыщика.

Мистер Фогг, миссис Ауда и Паспарту немедленно покинули таможню. Они вскочили в карету и через несколько минут были уже на вокзале. Экспресс на Лондон отошел тридцать пять минут назад. Тогда Филеас Фогг заказал специальный поезд. Ровно в три часа Филеас Фогг, сказав несколько слов машинисту относительно премии, помчался, в обществе молодой женщины и своего верного слуги, по направлению к Лондону. Надо было пройти за пять с половиной часов расстояние между Ливерпулем и Лондоном. Это было бы вполне осуществимо, если бы путь оказался свободен на всем протяжении. Но по дороге происходили вынужденные задержки.

13 Лондон

Когда Филеас Фогг прибыл на лондонский вокзал, все часы Лондона показывали девять часов без десяти минут. Он прибыл в Лондон на пять минут позже назначенного срока. Он проиграл. Путешественники направились в дом мистера Фогга на Сэвиль-роу.

На следующий день Ауда, которая за время путешествия полюбила мистера Фогга, спрасила его о браке. В ответ Филеас Фогг признался ей в любви. Тотчас было решено обвенчаться на следующий день. Паспарту отправился уведомить преподобного Сэмюэля Уильсона из прихода Мэри-ле-Бон о предстоящей церемонии. Там он внезапно узнал, что сегодня не воскресенье, 22 декабря, а суббота, 21 декабря. Фогг, сам того не подозревая, выиграл целые сутки по сравнению со своими записями, ибо, совершая путешествие вокруг света, он двигался на восток, и, напротив, он потерял бы целые сутки, если бы двигался в противоположном направлении, то есть на запад.

Паспарту со всех ног побежал к мистеру Фоггу. Оставалось всего 10 минут. Мистер Фогг спешно отправился в клуб и успел за три секунды до окончания пари ворваться в зал и тем самым выиграть состязание. Через день Фогг и Ауда поженились.

Жюль Верн - чрезвычайно популярный французский писатель, основатель научной фантастики вместе с Гербертом Джорджем Уэллсом. Произведения Верна, написанные как для подростков, так и для взрослых, запечатлели предприимчивый дух 19 века, его очарование, научный прогресс и изобретения. Его романы большей своей частью были написаны в форме путевых заметок, уносящих читателей на Луну в «С Земли на Луну» или в совсем другом направлении - в «Путешествии к центру Земли». Многие идеи Верна оказались пророческими. Среди самых известных его книг - приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней» (1873).

«Ах - какое путешествие - какое замечательное и необычное путешествие! Мы вошли в Землю через один вулкан, а вышли - через другой. И этот другой находился более чем двенадцать тысяч лиг от Снеффельса, от этой тоскливой страны Исландии… Мы покинули район вечных снегов и оставили позади серый туман ледяных просторов, чтобы вернуться к лазурному небу Сицилии!» (из «Путешествия к центру Земли», 1864)

Жюль Верн родился и вырос в Нанте.

Его отец был преуспевающим адвокатом. Чтобы продолжить семейную традицию, Верн переехал в Париж, где изучал юриспруденцию. Его дядя представил его в литературных кругах, и он начал публиковать пьесы под влиянием таких писателей, как Виктор Гюго и Александр Дюма (сын), кого Верн знал лично. Несмотря на то, что большую часть времени Верн посвящал написанию книг, он получил диплом адвоката. В это время Верн страдал от проблем с пищеварением, которые периодически беспокоили его в течение всей его жизни.

В 1854 году Шарль Бодлер перевел работы Эдгара По на французский. Верн стал одним из самых преданных почитателей американского писателя и написал свое «Путешествие на воздушном шаре» (1851) под влиянием По. Позже Жюль Верн напишет продолжение незаконченного романа По «Рассказ Гордона Пима», названный им «Сфинкс ледяных равнин» (1897). Когда его карьера как писателя замедлилась, Верн вновь обратился к маклерству, делу, которым он занимался до публикации повести «Пять недель на воздушном шаре» (1863), которая вошла в серию «Необыкновенные путешествия». В 1862 году Верн познакомился с Пьером Жюлем Этцелем, издателем и писателем для детей, который опубликовал «Необыкновенные путешествия» Верна. Они сотрудничали до конца творческого пути Жюля Верна. Этцель также работал с Бальзаком и Жорж Санд. Он внимательно читал рукописи Верна и не стеснялся предлагать исправления. Ранняя работа Верна, «Париж двадцатого века» не понравилась издателю, и она так и не появилась в печати до 1997 года на английском языке.

Романы Верна вскоре завоевали невероятную популярность в мире. Без образования ученого и опыта путешественника Верн провел большую часть своего времени в исследованиях для своих произведений. В отличие от фэнтези литературы, например «Алисы в стране чудес» (1865) Льюиса Кэрролла, Верн старался быть реалистичным и придерживаться фактов в деталях. Когда Уэллс в «Первом человеке на Луне» изобрел «каворит», субстанцию, неподвластную гравитации, Верн был недоволен: «Я отправил своих героев на Луну с порохом, такое может случиться на самом деле. А где мистер Уэллс найдет свой «каворит»? Пусть покажет мне его!» Однако, когда логика романа противоречила современным научным знаниям, Верн не придерживался фактов. «Вокруг света за 80 дней» - роман о реалистичном и отважном путешествии Филеаса Фогга - основан на реальном путешествии американца Джорджа Френсиса Трейна (1829-1904). «Путешествие к центру Земли» уязвимо для критики с точки зрения геологии. Повесть рассказывает об экспедиции, которая проникает в самое сердце Земли. В «Гекторе Сервадаке» (1877) Гектор и его слуга облетают на комете всю Солнечную систему.

В «Двадцать тысяч лье под водой», Верн описал одного из праотцов современных супергероев, мизантропического капитана Немо и его удивительную подводную лодку Наутилус, названную в честь паровой субмарины Роберта Фултона. «Таинственный остров» - роман о подвигах людей, оказавшихся на необитаемом острове. В этих произведениях, по которым не раз снимали фильмы, Верн соединил науку и изобретения с приключениями, обращенными к прошлому. Что-то из его произведений стало реальностью: его космический корабль предшествовал изобретению настоящей ракеты веком позже. Первая электрическая подводная лодка, построенная в 1886 г. двумя англичанами, была названа Наутилусом в честь верновского судна. Первая ядерная субмарина, спущенная на воду в 1955, была также названа Наутилусом.

Диснеевский фильм «20000 лье под водой» (1954) (режиссер Ричард Флейшер), выиграл Оскар за спецэффекты, включающие в себя механического гигантского кальмара, управляемого Бобом Мэттли. Интерьеры Наутилуса были воссозданы по книге Жюля Верна. Джеймс Мэйсон играл капитана Немо, а Кирк Дуглас - Неда Лэнда, здоровенного моряка. Фильм Майка Тодда «Вокруг света за 80 дней» (1957) завоевал награду Академии за Лучшую Картину, но не смог получить ни одной награды за 44 второстепенных роли. В фильме снимались 8552 животных, а среди них овцы со Скалистых гор, быки и ослы. На экране также появлялись 4 страуса.

В первый период своей карьеры Верн выражал оптимизм по поводу центральной роли Европы в социальном и техническом развитии мира. Что касается изобретений в области техники, воображение Верна часто противоречило фактам. В «С Земли на Луну» гигантская пушка выстреливает главным героем на орбиту. Любой современный ученый сказал бы ему сейчас, что герой был бы убит начальным ускорением. Однако идея космической пушки впервые возникла в печати в 18 веке. А до этого Сирано де Бержерак написал «Путешествия на Солнце и Луну» (1655) и описал в одном из рассказов ракету для космических путешествий.

«Сложно сказать, всерьез ли принял Верн идею той громадной пушки, потому что многое в рассказе написано довольно шутливым языком… Возможно он верил, что если такая пушка будет построена, она могла подходить для того, чтобы посылать снаряды на Луну. Но вряд ли он действительно думал, что кто-то из пассажиров мог бы выжить после этого» (Артур Кларк, 1999).

Основная часть произведений Верна была написана к 1880 г. В поздних романах Верна виден пессимизм по поводу будущего человеческой цивилизации. В своей повести «Вечный Адам» будущие открытия 20 века были ниспровергнуты геологическими катаклизмами. В «Робуре-завоевателе» (1886) Верн предсказал рождение судна тяжелее, чем воздух, а в продолжении романа, «Властелин мира» (1904), изобретатель Робур страдает от мании величия и играет в кошки-мышки с властями.

Жизнь Верна после 1860 года была не насыщенной событиями и буржуазной. Он путешествовал с братом Полом в США в 1867, посетил водопад Ниагара. Во время поездки на корабле по Средиземноморью его приветствовали в Гибралтаре, Северной Африке, а в Риме Папа Лев XII благословил его и его книги. В 1871 г. он поселился в Амьене и был выбран советником в 1888 г. В 1886 на Верна было совершено покушение. Его племянник-параноик, Гастон, выстрелил ему в ногу, и писатель был обездвижен до конца жизни. Гастон так и не вылечился от своего заболевания.

В возрасте 28 лет Верн женился на Онорине де Виане, молодой вдове с двумя детьми. Он жил с семьей в большом загородном доме и иногда плавал на яхте. К ужасу своей семьи, он начал восхищаться князем Петром Кропоткиным (1842-1921), который посвятил себя революционной деятельности, и чья личность, возможно, повлияла на благородного анархиста из «Кораблекрушения «Джонатана»(1909). Интерес Верна к социалистическим теориям уже был заметен в «Матиасе Шандоре» (1885).

На протяжении более 40 лет Верн публиковал как минимум одну книгу в год. Несмотря на то, что Верн писал об экзотических местах, он путешествовал относительно немного - единственный его полет на аэростате длился 24 минуты. В письме Этцелю он сознается: «Кажется, я схожу с ума. Я затерялся среди невероятных приключений моих героев. Сожалею я только об одном: я не могу сопровождать их pedibus cum jambis». Произведения Верна включают в себя 65 романов, около 20 рассказов и эссе, 30 пьес, несколько географических трудов, а также оперные либретто.

Верн умер в Амьене 24 марта 1905 г. Труды Верна вдохновили множество режиссеров: от Жоржа Мелье («С Земли на Луну», 1902) и Уолта Диснея («20000 лье под водой», 1954) до Генри Левина («Путешествие к центру Земли», 1959) и Ирвину Алену («Пять недель на воздушном шаре», 1962). Итальянский художник Джорджио де Чироко также был заинтересован произведениями Верна и написал по ним этюд «По метафизическому искусству»: «Но кто лучше него смог бы уловить метафизическую стихию такого города, как Лондон, с его зданиями, улицами, клубами, площадями и открытыми пространствами; туманность воскресного лондонского полудня, меланхолию человека, ходячего фантома, каким представляется нам Филеас Фогг в «Вокруг света за 80 дней»? Произведение Жюля Верна наполнено этими радостными и утешительными моментами; я до сих пор помню описание отправления парохода из Ливерпуля в его романе «Плавучий остров».

27 сентября 2015 года на набережной Федоровского в Нижнем Новгороде открыт первый в России памятник писателю.