Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития. Психология развития и возрастная психология

Каждая наука имеет свой объект – часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект привлекает внимание и других научных дисциплин. Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, социальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки.

Итак, психология развития – это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.

Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.

1. Развитие психических функций и процессов; генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально‑волевых процессов, общения в фило– и онтогенезе. В сущности, этот раздел включает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.

2. Перинатальная психология – наука о психологическом контексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, психологии беременных и процессах, происходящих в семье будущего ребенка), а также об изучении закономерностей возникновения и развития психики плода и новорожденного.

3. Детская психология изучает развитие психики ребенка на разных этапах его жизни.

4. Психологическая акмеология (от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления. В узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.

5. Геронтопсихология – наука о психологии старения. Составляющей геронтопсихологии является танатопсихология – наука о закономерностях умирания.

Последние две области – результат новейших разработок психологии, практически не имеют истории.

Схематически предмет психологии развития можно представить следующим образом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию развития: учебное пособие

Введение в психологию развития учебное пособие.. текст предоставлен правообладателем http www litres ru pages biblio book art..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Среди областей культуры, посвященных познанию человека, психология развития, которую иногда также называют генетической психологией, занимает значительное место. Поста

Этапы психологии развития
Наука возникает, когда прежние научные дисциплины оказываются несостоятельными для объяснения ряда феноменов и обслуживания запросов практики. Психология развития изменяет

Психология развития и другие науки
Психология развития тесно соприкасается с другими отраслями знания. Прежде всего, она взаимодействует с биологией и физиологией развития: возможности психики напрямую

Общенаучные принципы исследования в психологии развития
В психологии развития как науке можно выделить три уровня методологии. Первый уровень – разработка основных общенаучных принципов, на которых строится обсуждаемая дисциплина.

Принцип системности в психологии развития
Системный подход, согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, во‑первых, что целое всегда больше, чем сумма его частей, и, во‑втор

Принцип детерминизма в психологии развития
Принцип детерминизма (детерминировать – определять) означает, что каждое явление понимается как обусловленное причинно‑следственными закономерностями и потому поддающее

Принцип развития в возрастной психологии
Третий важнейший методологический принцип генетической психологии – это принцип развития, суть которого состоит в том, что каждое явление нужно рассматривать как обладающее историей

Основные положения всевозрастного подхода
1. Всевозрастное развитие. Процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе ра

Понятие развития в возрастной психологии
Познакомившись с главными методологическими принципами современных наук о развитии, перейдем к определению понятийного аппарата психологии развития с учетом влияния проанализированн

Чувствительность психического развития к фактору времени
Психическое развитие содержит периоды медленных изменений и быстрых скачков: как и все сложные неравновесные системы, психика человека проходит через точки «раздвоения» (бифуркации)

Показатели психического развития
Л.С. Выготский выделял следующие признаки психического развития: дифференциацию (расчленение единого на множество элементов, например, дифференциацию натурального условного р

Понятие психологической нормы
Поскольку для оценки темпов психического развития необходимо время от времени сопоставлять его с возрастными нормами, остановимся кратко на содержании понятия психологической нормы,

Возраст как системное качество
В генетической психологии в течение долгого времени изучали развитие и становление отдельных психических функций и процессов, таким образом осуществляя как бы «поэлементный» анализ

Детерминанты психического развития
Психическое развитие человека совершается под воздействием двух основных факторов – наследственности и среды (факторы – это постоянно действующие обстоятельства, оказывающие существ

Биологические основы психики
Различают свойства наследуемые и врожденные (которые свойственны от рождения данному индивиду, но не передаются его потомству, что может быть вызвано особенностями пре

Понятие среды в психологии развития
Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обычно связывают с фактором среды. В развитии человека это изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерт

Нужно дать не только описание, но и объяснение происходящих явлений (принцип причинности)
3. Изучать психику следует в процессе ее целенаправленного формирования (только при активном воздействии и наблюдении результатов можно изучать механизмы явлений) . На э

Общенаучные методы
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках. Наблюдение

Виды наблюдения в психологии
Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты ес

Методы изучения высшей нервной деятельности детей
Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей нередко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекоменд

Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств . Генеалогический метод

Собственно психологические методы
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются чаще

Общая характеристика теорий развития
Понятия, принципы и закономерности психического развития объединяются в рамках теорий, весьма многочисленных к настоящему времени. В зависимости от предпочитаемой методологии создат

Этологический подход
Этология – наука о биологических основах поведения, которая стремится увидеть в проявлениях человеческой психики следы их «дочеловеческих» предшественников . Если рассматривать общение как деятельность, то ее

Этапы развития общения со сверстниками
«Горизонтальное» общение также имеет свой онтогенез. В школе М.И. Лисиной выделены следующие его этапы: 1. Эмоционально‑практическое общение отмечается в возр

Роль сенсорных и перцептивных процессов в психическом развитии
Деятельность и общение представляют собой главные условия формирования внутреннего мира человека и его сознания. Однако источником развития является среда, поставляющая субъекту раз

Дискуссия между нативизмом и эмпиризмом в психологии восприятия
Проблема сенсорного и перцептивного развития имеет исключительно важное методологическое значение для возрастной психологии. Не случайно до сих пор длится дискуссия между сторонника

Исследования восприятия пространства в младенческом возрасте
Поскольку у взрослого человека 80 % информации приходит по зрительному каналу, именно зрительное восприятие младенцев исследовалось наиболее широко. Какая же информация оказывается

Исследования восприятия предметов в младенческом возрасте
Первоначально считалось, что цвет – более важная характеристика, чем форма. Н.И. Красногорский, Н.И. Касаткин, Н.Л. Фигурин показали, что младенцы различают цвет в возрасте трех мес

Интерсенсорное взаимодействие в младенческом возрасте
Поскольку среда воздействует на все органы чувств как целостность, в конечном счете не очень важно, на информацию какой модальности опирается человек. Дж. Гибсон полагал, что воспри

Дальнейшее развитие восприятия в детском возрасте
Итак, экспериментально показано, что восприятие младенца, будучи низшей психической функцией, все же очень совершенно и предоставляет хорошую основу для дальнейшего развития уже в к

Роль памяти, мышления и речи в психическом развитии
Память, мышление и речь тесно связаны друг с другом и не могут быть рассмотрены как совершенно отдельные функции. Если в начале жизни развитие ребенка сильно зависит от его сенсорик

Развитие памяти в онтогенезе
Память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка. О существовании первых форм памяти свидетельствуют ис

Развитие мышления в онтогенезе
Вопрос о том, когда человек начинает мыслить, когда его мышление приобретает новые качества, изучался многими известными психологами. Э. Клапаред и В. Штерн полагали, что ребенок мы

Развитие речи в онтогенезе
В речи как психологическом феномене можно выделить развитие звучащей стороны детской речи и функциональных значений. И, хотя, как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, звучащая и

Соотношение мышления и речи в онтогенезе
Мышление и речь влияют друг на друга в онтогенезе, однако содержание этих влияний также изменчиво и неоднозначно. До трех лет, отмечал Л.С. Выготский, они развиваются независимо: мы

Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания
В отечественной психологии проблема онтогенеза личности имела ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социального,

Эмоциональное развитие в онтогенезе
Сразу же после рождения аффективность ребенка свидетельствует о переживании им чувств удовольствия – неудовольствия и включает в себя мышечные спазмы и выраженные вегетативные реакц

Основные стадии развития личности в онтогенезе
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выделения себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия отве

Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза
С первых дней рождения ребенок – это открытая система с выраженной потребностью в другом человеке и новых впечатлениях. Психологическая жизнь младенца состоит преимущественно из афф

Глоссарий
Акселерация – возникновение нормативных новообразований на более раннем возрастном этапе Активность – всеобщая характеристика живых существ, являю

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера "Душа ребёнка" , посвящённой детской психологии. Однако официально термин "психология развития" утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: "К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой" . Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3),
  • дошкольное детство (3-7),
  • младший школьный возраст (7-11),
  • средний школьный возраст (11-15),
  • старший школьный возраст (15-18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество . Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство "базового доверия" к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если "базовое доверие" не возникает, у младенца появляется чувство "базового недоверия" к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — "ролевой мораторий" (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст , или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Психология развития – отрасль научного знания, возникшая в конце 19 – начале 20 века.

Предмет исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности, то есть процесс развития человека с момента рождения до перехода в иной способ существования, даёт характеристику всем возрастным периодам.

Начальный период развития – детство.

Определяется историко-культурными и социальными условиями развития.

Психология развития взаимодействует со всеми областями психологии: общая, педагогическая, социальная, медицинская, клиническая, … психология.

Отличие психологии развития – рассмотрение всех процессов в динамике (изменение содержания).

Детская, младшего, подростковая, раннего детства, взрослого человека, геронтопсихология (пожилой) психология.

Задачи:

1. Проследить процесс развития психических функций.

2. Проследить межфункциональные связи на разных этапах возраста.

3. Выявление личностных образований (уровень притязаний, направленность личности, ценностные ориентации)

4. Проследить зависимость поведения от социальной группы, в которую включается человек (семья – первичная/вторичная, образовательно-воспитательное учреждение, группы по интересам, учебно-профессиональные группы)

5. Выявление индивидуальных различий, влияющих на развитие человека и вызывающих отклонение в какую-либо сторону.

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии :

Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод , который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами.



Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке;

*постараться не быть чужим;

*подготовить вопросы заранее;

*фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего;

*быть тактичным);

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Стратегия формирующего эксперимента . Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода - Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

Постановка цели;

Планирование хода эксперимента;

Проведение эксперимента (сбор данных);

Анализ полученных экспериментальных данных;

Выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

Констатирующий (используя различные методики, необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы, можно выяснить, правильные ли приемы применялись и насколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

- Психология развития (Возрастная психология ) - отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

- Предмет психологии развития и возрастной психологии:

Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики

Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

Развитие различных видов деятельности (активности)

Формирование качеств личности

Возрастные и индивидуальные психологические особенности

- Объект психологии развития - сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

- Задачи психологии развития:

Раскрытие общих закономерностей развития

Установление причин перехода от одной стадии к другой

Периодизация возрастных периодов

Психологическая картина каждой стадии

Изучение ведущих факторов развития

- Высшие психические функции (ВПФ) - специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Понятие высших психических функций было введёно Л. С. Выготским и впоследствии развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять, как располагаются память, мышление, речь и восприятие в человеческом мозге. А также с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткани и даже в некотором роде воссоздавать их.

- Па́мять - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

- Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно, психологии и физиологии. (С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным).

В различных концепциях и отраслях психологии существуют различные типологии и классификации мышления.

- Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

- Геронтопсихология - раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста. Формирование как отдельной дисциплины отмечено во второй половине двадцатого века.

- Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

- Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

- Лонгитюдным (англ. longitude - долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии - людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.

- Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты.

- Праксиметрический метод - психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Праксиметрический метод известен также как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.

- Психологическое тестирование (psychological testing) - термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии - психологической диагностики.

- Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, - это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Каждая наука имеет свой предмет , свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Краткий исторический очерк о развитии психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане . Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель

Продолжателем дела Платона был . Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Общее представление о предмете психологии

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении . Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики .

Методы психологии

Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.

Метод - это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика - это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе . И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек — результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологичсское строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек — существо социальное .

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внугреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работниковуправления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

  • достижение хозяйственного результата;
  • воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализи­руя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса пси­хики, различные стороны становления психики - ее изменение в про­цессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных куль­тур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Как известно, психология связана с разнообразными областями науки и культуры, что помогает в построении методологии психоло­гии развития, выдвижении гипотез и экспериментальном исследова­нии динамики становления психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются фило­софия и естествознание. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Методы, используемые в генетических исследованиях (наблю­дение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей пси­хологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качества. Естественно, что в психологии развития нельзя использо­вать самонаблюдение, которое долгое время было ведущим психо­логическим методом. Собственно, психология развития и появи­лась со становлением новых, объективных методов изучения пси­хики, которые могли применяться при исследовании детей, живот­ных, примитивных народов. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали, особенно на первых порах, основ­ными методами психологии развития. Позднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности (рисунков, рассказов и т.д.), а также эксперимент.

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать раз­витие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Срезовый экспери­мент используется для той же цели, но позволяет сэкономить вре­мя, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследовании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объективные значения.

Применяется в психологии развития и формирующий экспери­мент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наи­большее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых все­гда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а ра­бота про водится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до на­чала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница меж­ду ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффек­тивности формирующего воздействия.