Психодиагностика: значение и понятие. Психодиагностика как наука и практическая деятельность Основная цель психодиагностики

Психодиагностика : принципы, сфера применения. Виды психодиагностических методик: аппаратурные, компьютерные, личностные опросники, рисуночные, проективные и др. Их преимущества и недостатки. Системная психологическая диагностика.

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Термин «диагностика » активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». В настоящее время, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процес-са к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностичес-кий инструмент, в других - требуют особой работы с диагностичес-кими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и от-брасывания гипотез.


Общая психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки (с общей, социальной и дифференциальной психологиями и др.). Частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская , возрастная , консультативная , юридическая , военная-психология , психология труда , спорта и т.д. Другая дисциплина, являющаяся фундаментом и составной частью общей психодиагностики, - это дифференциальная психометрика, как наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания : предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой - наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Т.е. практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый опыт, свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.

Области практики, требующие применения психодиагностики :

1) расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания;

2) прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);

3) судебно-психологическая экспертиза;

4) консультативная, психотерапевтическая помощь и др.

Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

1) ситуация клиента - когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);

2) ситуация экспертизы - когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.

Эти ситуации различают по мотивации клиента, готовности к сотрудничеству. В первой ситуации клиент сам обращается за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации экспертизы человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен; заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента. Психодиагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития или в др. целях; психодиагностом (например, для психокоррекционной работы); администрацией для принятия решения и пр.

На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик. Важно, не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика). Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом.

Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям:

1) должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;

3) заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы; необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования (состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования и др.).

Этапы психодиагностического процесса (по Й. Шванцаре):

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

5. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Классификация средств психологической диагностики

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует . К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена , диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла).

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждении в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики .

По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают : а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда ; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семизначные шкалы. Особый вариант шкалирования - это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

В проективных техниках недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Например, при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и других случаях, когда диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влиянияна результат обследования . Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов - многие опросники и шкальные техники.

В этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования.

Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патопсихологический эксперимент. Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками. Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля в целом и интерпретацию отдельных шкал, требуют клинической опыт-ности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичес-кого заключения не свободны от влияния личности диагноста.

Классификация диагностических методик служит целям упорядо-чения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству могут быть разделены на две группы:

1) формализованные методики (тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики);

2) методики малоформализованные (наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности).

Формализованным методикам характерны:

Определенная регламентация;

Объективизация процедуры обследования или испытания (точ-ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ-явления стимульного материала, невмешательство исследовате-ля в деятельность испытуемого и др.);

Стандартизация (т.е. установление единообразия проведения об-работки и представления результатов диагностических экспери-ментов);

Надежность;

Валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз-можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Малоформализованные методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен-но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло-хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме-сяцев) и в большей степени основаны па профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на-блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Оба типа диагностических методик не следует про-тивопоставлять друг другу. Как правило, они вза-имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле-довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан-ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой це-лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Тест как основной психодиагностический метод так же имеет различные классификации :

1) по форме (инди-видуальные и групповые; устные и письмен-ные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные);

Сегодня большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознавания индивидуальных психологических свойств человека . При этом следует помнить, что психодиагностика имеет дело не только с тестами , но и с качественными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная, обслуживающая дисциплина, а полноправная наука, которая изучает природу индивидуальных отличий. Учитывая разные трактовки понятия "психодиагностика", предлагается ее следующее определение (Л.Бурлачук, 2002):

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.

За период развития психодиагностики в ней сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть определены как области общей психодиагностики . Первыми проявили интерес к методикам исследования личности и интеллекта образование и медицина, что и обусловило появление соответствующих областей психодиагностики - образовательную и клиническую . Кроме названных областей психодиагностики, необходимо отметить профессиональную психодиагностику , без которой невозможны профориентация и профотбор.

Диагностика (от греческого "диа" и "гнозис") буквально понимается как "познание, которые различает". Термин "диагностика" сегодня активно используется не только в психологии, но и педагогике, медицине и других областях науки.

Согласно современному общенаучному представлению под термином "диагностика " понимают распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации ее существенных параметров и дальнейшего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза ее поведения и принятия решения о необходимых влияниях на это поведение в желательном направлении .

В этом контексте психодиагностику следует считать важным средством обеспечения так называемой "обратной связи " - средством информационного обеспечения любого влияния , т.е. любое влияние должно начинаться со сбора психодиагностической информации и завершаться повторным диагностическим обследованием.

Диагностические признаки - это отдельные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории . Признаки можно непосредственно наблюдать (например: определенные поведенческие проявления, коммуникативные привычки и т.п.).

Диагностические категории – это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которым выносится единый диагноз - диагностическое заключение . В психодиагностике - это заключение об уровнях умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.



В отличие от диагностических признаков, категории скрыты от непосредственного наблюдения . Поэтому в социальных науках их принято называть латентными переменными . Для количественных категорий часто используется название "диагностические факторы ".

Диагностические факторы - это глубинные обобщенные признаки , по которым различаются между собой диагностические категории.

Итогом диагностики является диагностический вывод , который предусматривает переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий . Особая сложность психодиагностики заключается в том, что между переменными и категориями не существует взаимнооднозначных связей . Например: один ученик учит для того, чтобы получить "отлично" - таким образом, у ученика сформирована познавательная потребность, другой старается получить такую же самую оценку за материальное вознаграждение.

Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов. Выявление разнообразных симптомов (признаков) обеспечивают тесты.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных коротких испытаний, которым подвергается обследуемый. Разные тестовые задачи призваны проявить у испытуемого разные симптомы, которые связаны со скрытыми факторами, которые тестируются.

Сумма результатов тестирования (испытаний) свидетельствует об уровне измеренного фактора (здесь имеется в виду схема подсчета тестового балла).

Следует различать практическое обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование , которые являются наиболее важными понятиями в современной тестологической культуре.

Обследование - это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного человека (обследуемого).

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формирование концепции психического свойства , которое измеряется (скрытого фактора, который влияет на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (эмпирических индикаторов), по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и апробация методики регистрации выявленных признаков.

Таким образом, современное понятие "психодиагностика " тесно связано с понятием "психологическое тестирование ", но не сводится к нему, поскольку, кроме тестовых (стандартизированных), существуют экспертные (основанные на качественных оценках) – те, которые принято еще называть "клиническими психодиагностическими методиками": беседа, слабо стандартизированное интервью, проективные методы и т.д.

Стандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда необходимо получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в короткий срок и при этом принять строго альтернативное решение, которое требует количественного обоснования своей надежности (например: принять или не принять на обучение, работу, сделать вывод об интеллектуальном развитии и т.д.). Кроме того, стандартизированные методики лучше защищены от возможных методических ошибок , которые возникают вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов-психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в жизненную ситуацию конкретного человека . Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог предоставляет психологическую помощь (проводит коррекцию, терапию, тренинг и т.п.).

Сегодня активно применяют оба подхода, которые являются взаимодополняющими. Общим для них есть то, что диагноз выносится на основе анализа первичных психодиагностических данных (признаков). Технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории - вот главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики.

Наиболее логически, строго в обобщенно-формализованной форме эти логически-методические принципы отображены в психометрике .

Психометрика – математизованная технология создания стандартизированных, измеряющих диагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, который претендует на то, чтобы быть научным, отвечал необходимым психометрическим свойствам. Это свойства валидности, надежности, репрезентативности. В психометрике обоснованные определенные правила и методы измерения указанных психометрических свойств тестов, с помощью которых осуществляется контроль степени научности любого предложенного теста.

Итак, психодиагностика в психологии служит своеобразным мостом между наукой и практикой : наукой об индивидуальных психологических отличиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза. Как психологическая дисциплина, психодиагностика выполняет роль, аналогичную той, которую выполняет техническая метрология в физико-технических науках или медицинская диагностика в медико-биологических науках.

Как отмечает А.Бодалев, системное строение психодиагностики , как интегративной научно-технологической дисциплины, для простоты образно можно вообразить так:

"голову " психодиагностики образовывают научные теории в области дифференциальной психологии;

уловище " психодиагностики формирует репертуар конкретных методик (тестовых и оценочных шкал);

"ноги " - это математизированная технология конструирования тестов (психометрика);

"руки " - это прикладные модели и методы практической психологии (психолого-педагогические теории, профессиональный отбор, предоставление психологической помощи и т.п.), которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных задач (диагностограмм).

Центральным и наиболее универсальным понятием дифференциальной психологии есть понятия "психические свойства " . Для понимания содержания этого понятия предлагается следующее определение (А.Г.Шмелев, 1996).

Психические свойства , стабильные во времени , являются чертами личности . В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом нормативно заданного результата, тогда мы говорим о способностях личности. Когда уровень развития черты не влияет на достижение результата, тогда мы говорим о стилевой черте. Черты, которые влияют на направленность деятельности, называются мотивационными.

Психические свойства , не стабильные во времени , формируют то, что мы называем психическими состояниями . Таким образом, учитывая определенное упрощение, можно сказать, что все скрытые факторы, на которые направлена психодиагностика, есть или способностями, или стилевыми или мотивационными чертами личности, или психическими состояниями.

Методика (тест), применяемая в психодиагностике, может быть направлена на выявление общих или частных черт индивидуальности (например, выявление общего уровня познавательной потребности или сферы интересов). Поэтому понимание уровня всеобщности заданных в методике диагностических категорий необходимо для обоснованного выбора глубины прогноза .

Поскольку итогом диагностической работы есть постановка психологического диагноза, то необходимо рассмотреть это понятие. Было бы неверно думать , что это заключение о психической болезни .

Основное средство психодиагностики — психологические тесты (пробы) — серия кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Суммарный итог этих испытаний позволяет судить об уровне измеряемого психического качества у данного индивида (посредством подсчета тестового балла). Наряду с тестовым обследованием в психодиагностике широко используется и клиническое обследование . Формализация психодиагностического обследования основана на психометрике — математизированной технологии измерительных методик. Тест должен обладать определенными психометрическими свойствами — надежностью, вапидностью и репрезентативностью.

Психодиагностика не сводится к эпизодическому тестированию, она имеет развернутый комплексный характер. Так, высокий уровень развития интеллекта может сочетаться с такими негативными психическими свойствами, как пониженный уровень концентрации внимания и ослабленность непосредственной («механической») памяти. Различные параметры психических свойств индивида в психодиагностике должны быть структурированы — сгруппированы по уровню значимости. Эти свойства могут быть синергетичными и конфликтными. Систематизированный итог психодиагностики отображается в психодиагностическом профиле , в котором повышенные значения одних психических свойств отображаются на ломаной линии-графике подъемами, а пониженные значения — спадами. Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии среднего уровня. При этом различаются статистическая и социокультурная нормы. Значимые отклонения от нормы называются акцентуацией . Резко выраженные отклонения от нормы свидетельствуют о наличии у индивида патохарактериологических признаков.

История психодиагностики

Психодиагностика как особая отрасль психологии начала формироваться во второй половине XIX в. Ее источником явилась зародившаяся в это время экспериментальная психология. В 1883 г. английский исследователь Ф. Гальтон выступил как основоположник комплексной науки — антропометрики, в рамках которой осуществлялись как анатомические, так и психофизиологические измерения человека (острота зрения и слуха, особенности психомоторных реакций). Гальтон впервые ввел тестовые исследования и предложил сам термин «тест».

Психодиагностика возникла как наука о методах дифференциальной психологии, а в дальнейшем развивалась в соответствии с запросами педагогики, профессионального отбора и медицины. В 1890 г. в американском журнале «Mina» были опубликованы первые интеллектуальные тесты, разработанные Дж. М. Ксттеллом. Здесь же было высказано предложение о необходимости стандартизации тестов с тем, чтобы исключить влияние на их результаты побочных факторов. В дальнейшем Кеттелл разработал 50 образцовых (стандартизированных) тестов для измерения различных сенсорно-интеллектуальных свойств индивида. В 1896 г. в США были созданы координационные центры по консолидации тестологических исследований.

Новый сдвиг в развитии тестологии произошел благодаря созданию серии интеллектуальных тестов французским врачом и психологом А. Бине. В 1905 г. А. Вине в сотрудничестве с А. Симоном провел серию тестовых испытаний детей в целях выявления особенностей их умственного развития. Задания в этих тестах были сгруппированы применительно к различным возрастным группам — от 3 до 13 лет. Если пробные задания (шкалы) выполняли 90% детей данного возраста, то это задание считалось стандартным. В каждой возрастной группе тестированию подвергались по 300 детей. По успешности выполнения тестовых заданий стал определяться умственный возраст ребенка, который не всегда совпадал с его хронологическим возрастом. Было введено понятие базового умственного возраста - это максимальный возраст, при котором все задания определенного типа успешно выполняются подавляющим большинством детей. Если ребенок выполнял отдельные задания, предназначенные для более старшей группы, то к его хронологическому возрасту приписывалось соответствующее количество месяцев. Разница между умственным и хронологическим возрастом интерпретировалась или как одаренность, или как умственная отсталость. Вторая редакция «шкалы А. Бине» была тщательно исследована в Стэнфордском университете (США) группой сотрудников под руководством Л. М. Термена. Разработанная ими «шкала» подверглась существенным изменениям и стала называться «шкала Стэнфорд-Бине» (1916). Были введены два новых основоположения: статистическая достоверность тестовой нормы и коэффициент интеллектуальности (IQ), предложенный В. Штерном. Коэффициент IQ определялся как частное, получаемое при делении хронологического возраста на умственный возраст и умноженное на 100. Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста были определены типичный средний показатель (X) выполнения соответствующих тестовых заданий, принятый за 100, и возможные стандартные отклонения (S) в пределах 16 баллов. Все индивидуальные показания в пределах 84- 116 баллов считались нормальными. Если же тестовый показатель выходил за пределы этих значений, то ребенок признавался либо умственно отсталым, либо одаренным. Шкала Стэнфорд-Бине получила широкое распространение и выдержала четыре издания (1937, 1960. 1972, 1986).

В период Первой мировой войны в США стали проводить групповое тестирование интеллекта при отборе новобранцев по различным родам войск. А. С. Отис разработал две разновидности армейских тестов — «Альфа» и «Бета» (первая — для знающих английский язык, вторая — для неграмотных и иностранцев). Эти групповые тесты отличались упрощенностью применения и оценки результатов. Они стали широко применяться в промышленности, образовании и армии, гак как не требовали психологически квалифицированных кадров.

Тестология получила массовое распространение. Тесты стали валидными и высоконадежными. Было выяснено, что общий уровень развития интеллекта коррелирует с рядом других личностных качеств индивида. В тестологии возникло новое направление — тестирование специальных способностей человека, которое стало основой профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной консультации. Были созданы тестовые комплексы (батареи) для отбора поступающих в медицинские, педагогические, юридические, инженерные, военные и другие учебные заведения, для эффективного распределения персонала по различным рабочим местам.

Стала применяться математическая методика обработки полученных результатов — факторный анализ.

Английский психолог Ч. Спирмен установил, что все специальные способности имеют не только специфические характеристики (S-фактор), но и общие особенности — генеральный фактор (G-фактор). Выяснилось, что любая специальная способность базируется на необходимом уровне обшей способности, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы. Тестовые задания стали соответствовать факторному анализу (J1. Л. Терстоун и др.). Было выделено 12 факторов, характеризующих первичные умственные способности (в настоящее время выделено 120 таких факторов). В США была разработана батарея тестов общих способностей, необходимых для конкретных видов деятельности (GATB).

Также начали разрабатывать тесты достижений, выявляющие усвоение определенных знаний и сформированность профессиональных умений и навыков. Сравнительному анализу подверглась и эффективность различных способов и программ обучения (широкоизвестный Стэнфордский тест достижений (AT) был опубликован в 1923 г.). Тестология стала основной частью психометрики - науки о психологических измерениях. В США с 1936 г. выходит специальный журнал «Психометрика».

Наряду с тестами в личностной диагностике получили широкое распространение личностные опросники и прожективные методы.

Первым личностным опросником является разработанный американским психологом Р. Вудвортсом «Бланк данных о личности» (1919), предназначенный для выявления среди военнослужащих лиц с невротической симптоматикой. Личностные опросники содержат косвенную постановку диагностических вопросов. Стандартизированная процедура их предъявления и оценки итогов сближают их с тестовыми обследованиями.

Во второй половине XX в. самым распространенным личностным опросником стал тест-опросник MMPI — Миннесотский многофазный личностный перечень. Широко применялись также проективные методики, возникшие на основе ассоциативной концепции. Первые ассоциативные эксперименты провел Ф. Гальтон еще в 1879 г., предлагая испытуемым отвечать на словесные раздражители случайно вспомнившимся словом. Предполагалось, что эта методика позволит выявить устойчивую психическую направленность личности. (Эта методика широко используется в психоанализе.) Наиболее известная проективная методика была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом. Предъявляя причудливые чернильные пятна (симметрично организованные путем перегиба листа бумаги) различным группам психически больных, Роршах установил статистически достоверную систему показателей. Затем в 1928 г. была разработана методика «завершения предложений»

Пейна. Л в 1935 г. была создана самая распространенная проективная методика — Тест тематической апперцепции (ТАТ). Ее создатели X. Морган и Г. Мюррей обобщили весь накопившийся к тому времени опытный материал, полученный различными п рое кти вн ы м и метод и ка м и.

Появившееся в последнее время обилие тестовых методик в принципе основано на вышерассмотренных классических методиках. В связи с развитием компьютерной техники появилась возможность «настройки» теста на индивидуальные особенности испытуемого — возникла методика адаптивного тестирования. Многомерная компьютерная обработка данных позволила делать заключения о субъективном семантическом пространстве испытуемого (Ч. Осгуд (1952); Дж. Келли (1955)).

В России психодиагностика начала развиваться в начале XX в., но ее экспериментальная база была заложена в последней четверти XIX в.: в 18S5 г. возникла первая экспериментальная психологическая лаборатория в Казани, созданная

М. Бехтеревым, а в 1895 г. по инициативе С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Известный русский невропатолог и психиатр Г. И. Россолимо уже в 1909 г. разработал методику индивидуального психологического профиля (исследовались 11 психических процессов по 10-балльной шкале. Посредством ответов на 10 вопросов выявлялись особенности внимания, воли, восприятия, ассоциативной деятельности). Этим же ученым была предложена графическая форма отображения результатов психических измерений в виде «психологических профилей». Россолимо стремился к целостному, структурированному исследованию личности, выявлению ее сильных и слабых сторон. Такой же позиции придерживался и известный русский психолог А. Ф. Лазурский — создатель отечественной дифференциальной психологии и научной характериологии. Наиболее интенсивно практика отечественной психодиагностики развивалась в 1920-х и начале 1930-х гг. в связи с развитием педологии и психотехники. Широко использовались зарубежные психологические тесты. Предлагались и новые разновидности тестирования (например, «измерительная шкапа ума» А. П. Болтунова (1928)). В рамках психотехники разрабатывались тесты выявления специальных способностей.

В 1936 г. развитие отечественной психодиагностики было приостановлено. Началась огульная критика всей западной тсс- тологии. И только в 1982 г. вышел первый переводной учебник А. Анастази «Психология тестирования». Появились частично адаптированные варианты зарубежных тестов Ф. Б. Березина, J1. Н. Собчик, И. Н. Гиляшева, стати разрабатываться отечественные методики исследования умственной одаренности и интеллектуал ьного развития (Д. Б. Богоявленская и др.), психической совместимости (Ф. Д. Горбов, Н. Н. Обозов), мотивации (Ю. М. Орлов), личностных акцентуаций (А. Е. Личко) и др. Однако селекция и сертификация психологических тестов должным образом не производились. Широко распространилось тестовое «самиздательство». Практическая психология не получила научной психометрической базы. И лишь в последнее время стали появляться исследования по научным основам психодиагностики.

Технология психодиагностики

Компетентное использование психодиагностических методик возможно лишь на основе знаний по дифференциальной психологии, знаний о структуре психологических свойств личности, системных особенностей ее поведения.

В структуре психических свойств личности системообразующими факторами являются ее и (психофизиологические возможности). Стилевые же особенности поведения обусловлены и характером личности.

Природно обусловленная нервно-психическая конституция индивида — темперамент, который проявляется в динамических особенностях протекания психической деятельности, энергетических характеристиках поведения индивида.

В характере индивида интегрируются все свойства и психические черты личности, проявляются обобщенные способы ее поведения, образующие поведенческий тип личности.

Концептуально разработанные методики психодиагностики ориентированы на выявление психических свойств и черт личности определенных уровней, диагностические данные подвергаются системно-структурному анализу. Так, в характере индивида следует различать глобальные и парциальные качества. Глобальные качества характера — нравствен но-воле вые особенности психической саморегуляции личности. Среди глобальных свойств характера на передний план в современных характе- риологических классификациях выдвигаются следующие пять системообразующих свойств:

  • интеллектуальная гибкость/ригидность;
  • сознательность/импульсивность;
  • эмоциональная устойчивость/тревожность;
  • уверенность/неуверенность;
  • дружелюбие/агрессивность.

Парциальными, ситуативно (в узком спектре поведенческих ситуаций) значимыми чертами характера являются: общительность, доминантность, впечатлительность, толерантность, смелость, осторожность, доверчивость, практицизм, самостоятельность, конформизм, деятельная активность, честолюбие, непритязательность и др.

Следует также учитывать, что поведение индивида полидетерминировано — обусловлено рядом внешних и внутренних причин. Для психодиагностики существенно выявление стратегических особенностей психической саморегуляции индивида.

Психодиагностика психических качеств личности нередко маскируется текущими психическими состояниями личности — временным своеобразием протекания ее психической деятельности. Одно и то же по внешнему проявлению психическое состояние может быть обусловлено различными психическими качествами личности. В каждом психическом состоянии проявляется комплекс эмоционально-волевых и функциональных текущих психорегуляционных особенностей. Радость и грусть, страх и гнев могут сочетаться с импульсивностью или толерантностью, экспрессивностью и импрессивностью. Следует четко различать диагностику устойчивых психических свойств, качеств личности и диагностику текущих функциональных состояний индивида.

Особую сферу психики индивида образуют категориальные (семантические) структуры сознания и самосознания личности. Диагностика этой системообразующей сферы психики индивида осуществляется сложными методиками и процедурами — на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда и личностных конструктов Дж. Келли и др. Обедненный образ мира обусловливает примитивную схему поведения индивида, стимулируемую мотивационными импульсами низшего уровня, стратегической дезинтеграцией психической регуляции. Уровень категориальной системы индивида обусловливает репертуар его поведенческих форм.

Личностные качества индивида формируются и проявляются в его межличностных отношениях, во взаимодействии с социальными группами. Отдельные поведенческие особенности личности обусловлены се социальной самоидентификацией, персонализацией и общими способами социальной адаптации. В личностной диагностике существенно выявление неформальных отношений индивида, особенностей его неформально-ролевого поведения. Существенно также выявление компенсаторных особенностей психики индивида, особенно в ситуациях несоответствия требований среды и индивидуально-психических возможностей человека. Методы социометрии при этом должны сочетаться с другими методами социально-психологических исследований. Научная психодиагностика невозможна вне системно-структурного анализа психических свойств личности.

Только высококвалифицированные профессиональные психологи могут получать научно достоверные результаты психодиагностических исследований. Их деятельность подчиняется строгим этическим требованиям и стандартам. Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны иметь на это право — обладать лицензиями. Используемые ими методики должны соответствовать необходимым профессиональным стандартам. Сертифицированными психодиагностическими методиками обладают только аттестованные психодиагносты. Никто не может быть подвержен принудительному психологическому тестированию. Каждый имеет право на соблюдение тайны его психодиагностического обследования. Испытуемый имеет право настаивать на применении эквивалентной методики выявления его психических свойств. Сообщение результатов психодиагностического обследования не должно вызывать негативных психических реакций у обследуемого лица.

Методы и методики психодиагностики

Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами .

По операциональной классификации диагностических методик различаются методики объективные и субъективные. Объективные методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя. Субъективные методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты- опросники. К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными.

Методы психодиагностики не сводятся к психологическому тестированию. К ним относятся также методы стандартизированного аналитического наблюдения, включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний, фактов — единиц анализа), психодиагностическая беседа, анкетные опросы, ролевые игры, метод экспертных оценок и др.

В процессе реализации всех психодиагностических методов существенное значение имеет принятие нормативных решений: сравнение выявленного уровня психического свойства с социокультурным нормативом. Однако ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Этот метод позволяет стандартизировать условия и результаты диагностического обследования, обеспечивает его надежность, оперативность и экономичность, возможность компьютеризации. Хорошо проработанные тесты обеспечивают их психологическую адекватность, оптимальный уровень сложности, индивидуальную дифференцированность. Однако внешняя легкость тестового обследования нередко сопровождается его профанацией. Модные тесты начинают использоваться на все случаи жизни, из результатов их применения делаются всеобщие категоричные выводы, игнорируются надежность, валидность и репрезентативность применяемого теста.

Надежность теста — его помехоустойчивость, независимость его результатов от воздействия случайных факторов: информационно-социальных обстоятельств, психического состояния обследуемого лица на текущий момент, физических условий обследования. Даже высоконадежные тесты подвержены некоторому влиянию этих факторов, имеют определенную «стандартную ошибку измерения» (Se), которая выявляется специальными корреляционными методами, сравнением результата применения теста при первом и последующем тестировании. Показатель надежности теста (R) должен быть достаточно высоким (0,8-0,9). Сам показатель надежности теста применим только к стабильным психическим свойствам индивида. Такие динамические характеристики, как установки личности, исследуются более сложными методами.

Валидность теста — его соответствие измеряемому психическому свойству, независимость получаемых результатов от других психических свойств данного индивида. При выявлении валидности используется критерий валидности — независимый от теста внешний источник информации о наличии определенного свойства и его развитости у индивида (данные наблюдения, экспертных оценок и др.). Валидность теста выявляется в лабораторных условиях системой сложных статистически достоверных методов.

Величина выборки стандартизации теста называется репрезентативностью теста, она определяет возможность использования этого теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Тест, стандартизированный на студентах, а тем более на специалистах, будет не репрезентативным в отношении учащихся средней школы.

Валидность теста связана как с его репрезентативностью, так и с его достоверностью - защищенностью теста от мотивационных искажений (особенно при использовании выборочных тестов). В тестах-опросниках предусматриваются специальные «шкалы лжи». Используются и другие «ловушки» недостоверности. В аттестационной ситуации, когда тестирование проводится администрацией, использование тестовых опросников, не снабженных шкалами лжи, нецелесообразно. Психометрические характеристики теста разрабатываются высококвалифицированными психодиагностами в специальных исследовательских учреждениях. Только высококвалифицированный психолог-тестолог способен пересчитать тестовые нормы и психометрические индексы надежности и валидности теста применительно к собственной выборке с учетом национально-культурной и социальной специфики обследуемой популяции, выяснить, как тест работает в данной конкретной ситуации. И здесь на помощь ему приходит компьютерная техника. Так, в нашей стране разработан пакет программ ТЕСТЛН (научная фирма «Гуманитарные технологии») для психометрического анализа тестов.

Тестовые методики

При методике шкалирования испытуемому предлагается дать ранговую оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам. Разновидностями этих методик являются «Семантический дифференциал» (Остуда), «Тест конструктов» (Келли), «Тест цветовых предпочтений» (Люшера), методика КИСС (Соловьева-Федотова). В методике КИСС используются схематические изображения разных лиц, испытуемому дается задание: «Проранжируйте эти изображения лиц по степени их сходства с отцом, матерью, учителем и т. п.». Полученная ранговая решетка конструктов может быть обработана на компьютере. Методика сравнений по сходству (методика сортировки) показывает дифференцированность системы понятий испытуемого, уровень сформированности этих понятий (когнитивная диагностика). Разновидностью этой методики является «Каузометрия» (Головахи-Кроника). Называя наиболее важные события из своей жизни и устанавливая причинные связи между ними, испытуемый даст материал для выстраивания линии его жизни. При наличии компьютерной программы «Life Line» испытуемому предъявляются для оценки пары событий и компьютер выстраивает каузальный график. Все методики шкалирования относятся к субъективному способу тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей.

Проективные методики

Это рисунок, рассказ, ролевая игра. Проективные методики, так же как и методики шкалирования, относятся к субъективной разновидности тестирования и требуют высокоразвитой профессиональной интуиции исследователя и специальной подготовки. Название этих методик происходит от фрейдовского понятия «проекция» (перенос внутреннего мира во внешний мир в системе определенных символов, наделение других людей качествами, неприемлемыми для самого индивида). Проективные методики берут начало от теста словесных ассоциаций, предложенного К. Г. Юнгом. Предполагалось, что быстрые словесные ассоциации выявляют подсознательные влечения индивида, его скрытый внутренний мир. В дальнейшем Г. Роршахом была выявлена связь с устойчивыми подсознательными структурами предпочитаемых индивидом фантастических образов («Психодиагностика» (1921)). Показывая испытуемому 10 чернильных пятен (пять черно-белых и пять цветных), Роршах предлагал им рассказать, что они ему напоминают. Ответы испытуемых, ассоциативные образы, возникавшие у них, позволяли Роршаху судить о психических особенностях испытуемых, об их страхах и тревогах, внутренних конфликтах. В 1935 г. был разработан тест тематической апперцепции (X. Морган и Г. Мюрей), чаше называемый аббревиатурой — ТАТ. В этом тесте испытуемому предлагается определенная картинка, по которой он должен составить короткий рассказ. Изображения лиц и фигур на картинке нечеткие, что расширяет вариативные возможности их интерпретации. Восприятие человеком явлений действительности апперцептивно — к воспринимаемым объектам люди относятся со своих устойчивых личностных позиций. Эти позиции и выявляются тестом ТАТ. Изображая преимущественно фрустрационные события, ТАТ выявляет конфликтные особенности испытуемой личности. К этому тесту примыкает фрустрационный тест С. Розенцвейга (1964). Существуют также разнообразные графические проективные методики: «Нарисуйте дерево», «Нарисуйте животное», «Нарисуйте человека» и др.

Исследователь осуществляет психоаналитическую интерпретацию этих рисунков. Однако при этом следует применять и другие методы диагностического исследования. Предложенная Г. Т. Хоментаускасом методика «Рисунок семьи» (1987) позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Однако все проективные методики обладают высокой вероятностью появления артефактов — возникновения инструментальных ошибок и ошибок психодиагноста. Их использование целесообразно сочетать с методом экспертных оценок.

В последнее время в психодиагностике широко распространилось применение разнообразных личностных опросников (MMPI и др.) с хорошо разработанной методикой их реализации. Следует, однако, учитывать, что ни один тест и ни одна тестовая методика не могут служить основанием для категорических психодиагностических выводов. Основным методологическим принципом психодиагностики является принцип комплексности.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Конспект лекций

Тема 1. Психодиагностика как наука

1. Предмет и структура психодиагностики.

2. Истоки психодиагностики.

3. Понятие диагноза и сферы применения данных психодиагностики.

Понятие «психодиагностика» происходит от двух греческих понятий – «псюхе» - душа и «диагнозис» - способный распознавать. Это область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Теоретическая психодиагностика занимается разработкой общей теории психологического измерения. Она бывает, в свою очередь, общей и частной. Общая связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями и ищет способы измерения психологических свойств, например, психических процессов, личностных свойств. Частная связана с отдельными прикладными областями: возрастной, медицинской, юридической, консультативной и т.д. Её целями являются выявление качеств, необходимых или мешающих человеку в этих областях, а также свойств, объясняющих поведение человека в этих областях.

Практическая психодиагностика занимается разработкой теорий и методик измерения свойств и поведения личности, а также методик оценивания.

В настоящее время под психодиагностикой часто понимают только применение различного рода тестов, хотя это неверно. Психодиагностика включает в себя и построение психологического исследования, и отбор соответствующих методов и методик, и статистическую обработку результатов.

Понятие психодиагностики появилось в 1921 году и принадлежит Роршаху, назвавшему так метод исследования личности на основе своего теста. На самом деле истоки психодиагностики уходят своими корнями еще в 19 в, когда врачи Эскироль и Сеген занимались классификацией видов умственной отсталости и обучением умственно отсталых детей. Они пытались разработать методы, позволяющие дифференцировать умственно отсталых от душевнобольных.

В это же время возникла и экспериментальная психология, где также разрабатывались различные тесты. Основная задача заключалась в описании целостного поведения, любые индивидуальные различия людей, обнаруженные в тестировании, считались погрешностью измерения. Сюда относятся работы В.Вундта по изучению ощущений, Г.Эббингауза по изучению памяти, Р.Кеттела по изучению внимания. Результатом этих работ стало возникновение тестологии.

Термин «тест» ввел в психологию Кеттел, который считал, что с их помощью психология станет объективной наукой. Тесты он предлагал стандартизировать, т.е. сделать так, чтобы условия их проведения были одинаковыми. Направлены они были на регистрацию индивидуальных различий, оценку их по некоторому критерию при сохранении условий.


В начале ХХ в А.Бине получил заказ Министерства Образования Франции разработать тест, позволяющий диагностировать умственное развитие детей. Вместе с Т.Симоном в 1905 г они создали первую шкалу. Они стремились изъять все задания, требующие специального обучения, т.к. считали развитие интеллекта биологическим процессом. Вторая шкала была создана в 1908 г, в ней был расширен возрастной диапазон – до 13 лет, увеличено количество задач и введено понятие умственного возраста. Детям до 6 лет давалось 4 задания, старше 6 лет – 6 заданий.

Умственный возраст определялся через количество решенных задач. Если ребенок решал все задачи своего возраста – он соответствовал возрастной норме; если еще решал задачи более старшего возраста – опережал свое развитие; если не справлялся с задачами для своего возраста – ставился диагноз умственной отсталости.

В 1916 г Л.Термен переработал тест Бине, введя понятия коэффициента интеллекта (IQ) и статистической нормы. Тест был рассчитан на детей от 2,5 до 18 лет, задания были разной трудности и сгруппированы по возрастам. С тех пор этот тест дополнялся, модифицировался, а понятие IQ прочно вошло не только в психологию, но и в жизнь в целом. С этого момента тестирование стало групповым, т.е. тесты предлагались не отдельному человеку, а одновременно группе людей, что расширяло возможности тестирования и сокращало время на сбор данных.

Следующим этапом развития психодиагностики стало разработка тестов специальных способностей и достижений для профотбора. Тесты способностей оцениваются методом факторного анализа. Если из методики в методику переходит некий фактор, его можно считать стабильным для личности. Эти факторы выявляются в исследованиях, а затем конструируются тесты, направленные на их диагностику. Они являются базовыми для характеристики личности, но сейчас их уже 120, что вызывает сомнение в данном подходе к диагностике.

Тесты достижений применяются для определения уровня обученности и применяются в школе, на выпускных экзаменах для проверки базовых знаний.

В отечественной психологии экспериментальные исследования проводились под знаком материалистических идей. У истоков находились И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Их взгляды оказали влияние на В.М.Бехтерева, который создал рефлексологию (направление психологии), старался связать психические процессы с нервными, мозгом, создал психоневрологический институт. В то же время, будучи физиологом, он относился к психологическим явлениям как к эпифеноменам, побочным продуктам мозга.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. Аналогичные лаборатории за 10 лет открылись почти при всех университетах. Везде работали врачи и студенты – медики. Исключение составила психологическая лаборатория при Новороссийском университете (в Одессе), которая была создана на историко-филологическом факультете Н.Н.Ланге.

Центральная проблема того времени – зависимость психики и мозга от внешнего мира и диагностика психических и нервных заболеваний. Также измерялись психические процессы (восприятие, память, внимание).

Но первые работы по тестированию, диагностике психологических особенностей человека появились лишь в 20 в и связаны с именем Г.И.Россолимо (1909). Его цель была найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По сути это была система тестов для измерения умственной одаренности. Россолимо назвал её методикой индивидуального психологического профиля. Она определяла одиннадцать психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на десять произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного (первичного) ума, который считался устойчивым, в отличие от вторичного ума, который развивается. Психические процессы, измеряемые здесь, сводились к трем группам: внимание и воля; точность и прочность восприятия; ассоциативная деятельность. Вычерчивался профиль личности, который демонстрировал соотношение этих процессов. Отличительная особенность этого метода – независимость от возраста. К тому же он оказался надежным критерием диагностики умственной отсталости.

В это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию, где пытался создать классификацию характеров. Также он ввел в психологию естественный эксперимент, в процессе которого можно наблюдать за личностью в целом.

В 1928 г А.П.Болтунов создал тест «Измерительная шкала ума». За основу он взял шкалу Бине – Симона, но значительно модифицировал задания, ввел новые, предложил другую инструкцию, определил время выполнения заданий, разработал показатели возрастных ступеней. Кроме того, тест Болтунова позволял работать с группой. Но при этом основной упор, как в тестировании вообще, делался на формализацию проведения и обработки результатов в ущерб содержанию.

Особое место занимают работы М.Р.Сыркина, который изучал проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Он доказал, что эта зависимость имеет линейный и весьма устойчивый характер.

Затем развитие психодиагностики шло в рамках психологии труда и психотехники. Её данные находили применение в народном хозяйстве. Создавались психотехнические лаборатории, готовились кадры, проводились конференции. Однако в 1936 г после знаменитого Постановления о запрещении педологии были запрещены и тесты, работы были свернуты, а психодиагностика прекратила свое существование до конца 60-х гг.

В конце 60-хгг в научных кругах возродился интерес к психодиагностике, начались научные дискуссии о месте психодиагностики в системе психологических наук, о её принципах и методах. Постепенно на место дискуссий приходит взвешенный анализ и разработка конкретных психодиагностических методов. Сейчас большинство исследователей приходят к выводу, что измерение, изучение индивидуальных особенностей недостаточно, необходимо еще и знание ситуации, её анализ, влияние на проявление индивидуальных особенностей. Появляются новые методики, а с 90-х гг идет интенсивное развитие психодиагностики и её внедрение в научные исследования и в практику.

Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные соотносятся с каким-либо критерием или нормой.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси континуума по выраженности тех или иных качеств.

Области практического использования результатов психодиагностики:

а) оптимизация процессов обучения и воспитания;

б) профотбор, профобучение, профориентация;

в) клинико-консультационная и психотерапевтическая работа;

г) судебная практика, седебно-медицинская экспертиза, дефктология;

д) решение широкого круга практических проблем, средство фундаментальных исследований, например, в дифференциальной психологии для исследования природы, характера и степени индивидуальных различий, структуры психологических черт; измерения групповых различий и выявления биологических и культурных факторов; в возрастной психологии для определения возрастных изменений; в психологии личности для описания структуры личности и т.д.

Поскольку в основе психодиагностики лежит применение тестов, в современной зарубежной литературе понятие психодиагностики используется:

Как синоним психологического тестирования;

Как получение данных о личности с помощью проективных методик, а также их разработка;

Как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов. В данном случае исходят из понятия «диагноз».

В массовом сознании психодиагностика также понимается как постановка диагноза и тестирование, а вслед за ней и всю психологию часто сводят к тестам.

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии после появления книги Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921), довольно быстро вышел за пределы медицины. Автор известного теста чернильных пятен. Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития. Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Термин «диагностика» происходит от слов «dia» между и «gnosis» - знание (греч.) и переводится как «различительное познание». Исследования в области философии показали, что диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей, внутренней, закономерной сущности и опознанием единичного внешнего, случайного, конкретного явления.

Под диагностикой понимают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров. Диагностика как особый вид познания, связанный с постановкой диагноза, используется в разных областях человеческой деятельности: медицине, психологии, педагогике, технике.

Под психологическим диагнозом следует понимать конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Л.Ф.Бурлачук).

Психодиагностики – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических свойств личности и особенностей интеллекта. Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

В этом определении выделяют три основные характеристики данного направления: психодиагностика как теоретическая дисциплина, психодиагностика как практическая деятельности, направленная на постановку психологического диагноза.



Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры или процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Как практическая деятельность психодиагностика охватывает действия, непосредственно направленные на постановку психологического диагноза путем соответствующего индивидуального обследования. Учитывая многообразие трактовок, Л.Ф. Бурлачук предлагает под психодиагностикой понимать область психологической науки, разрабатывающую теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Суммируя все вышеизложенное можно определить предмет психодиагностики как изучение закономерностей постановки психологического диагноза.

Предмет психодиагностики установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психодиагностики является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Задачи психодиагностики:

1. выявление состояния всей совокупности интеллектуально-мнестических функций, прежде всего так называемых высших психических функций (функций произвольной памяти, активного внимания, мышления);

2. выявление состояния эмоционально-волевой и мотивационной сферы, прежде всего ведущих мотивов, типичных особенностей спектра эмоциональных реакций и состояний, способности к волевым усилиям и т.п.;

3. выявление особенностей личности (оценка системы отношений и направленности личности, ценностных ориентаций, отношений к собственному «Я», характерологических черт и т.п.);

4. выявление профинтересов, склонностей и способностей и профпланов;

5. выявление психологического климата в ближайшем окружении;

6. участие в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования;

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения - адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности.

Принцип развития - ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений.

Принцип диалектической связи сущности и явления - позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности.

Принцип единства сознания и деятельности - сознание и психика формируются в
деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психики

Личностный принцип - требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик - способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Психодиагностика тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, особенности и свойства, изучаемые перечисленными науками, измеряются с помощью психодиагностических методик.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

Сбор данных.

Переработка и интерпретация данных.

Вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

Анализ опыта работы психологов позволяет выделить основные типы диагностических задач, встречающиеся в их практической деятельности (А.А. Бодалев, В.В. Столин):

Получение диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека;

Постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого (или группы) среди других по степени выраженности каких-либо качеств;

Прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

Определение наиболее характерных способов работы с обследуемым.

Реализация данных задач осуществляется в ходе взаимодействия психолога и клиента, характер которого определяется типом диагностической ситуации. Выделяют различные классификации диагностических ситуаций в зависимости от тех или иных классификационных признаков. Если учитывать степень добровольности участия клиента в психодиагностическом обследовании и роль психологического диагноза в его дальнейшей судьбе, то можно выделить следующие варианты: ситуация консультации (клиента), ситуация отбора, ситуация принудительного обследования и ситуация аттестации (экспертизы).

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами:

Длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе консультирования, психотерапии);

Наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни;

Специальные методики – позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;