Проверка кассы налоговой. Проверку прошли-делимся опытом. Как налоговики теперь будут проверять ккт и кассу

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

  • налоговой инспекции . В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

    Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

    Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.

  • проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка . Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

    При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу . В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину . Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как и , журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

  • Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

    Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

  • Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

    Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

    В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим нормативным документам Российской Федерации.

Кассовые операции проверяют сплошным методом, так как именно в этом участке учета возможны нарушения и злоупотребления.

Источниками проверки кассовых операций являются:

· нормативные документы

· бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств);

· приказ об учетной политике предприятия;

· регистры учета кассовых операций (ведомость № 1 и журнал-ордер № 1);

· первичные документы по учету кассовых операций (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, книги учета приходных и расходных кассовых ордеров, платежные ведомости).

Аудиторская проверка кассовых операций организуется в следующей последовательности:

1. инвентаризация кассовой наличности и исследование условий хранения денежных средств;

2. проверка правильности документального оформления операций;

3. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

4. проверка правильности списания денег в расход;

5. проверка соблюдения кассовой дисциплины;

6. проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

7. оформление результатов проверки.

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера предприятия.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег в одной кассе за счет других, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку о том, что все приходные и расходные кассовые документы комиссии предъявлены полностью и к моменту инвентаризации в кассе неоприходованных или не списанных в расход денег нет.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

В результате инвентаризации денежной наличности в кассе могут быть обнаружены излишки или недостачи. Бухгалтер должен отразить результаты в бухгалтерском учете в течение 10 дней. Так излишки денег приходуются и относятся на финансовые результаты (Д 50 «Касса» К 91 «Прочие доходы и расходы»). Недостачи относятся на кассира (при наличии его объяснительной), то есть составляются проводки: Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 50 - при выявлении недостачи, Д 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К 94 - при отнесении недостачи на кассира.

Одновременно с инвентаризацией проводиться проверка условий хранения денежных средств. В ее ходе аудитор должен выяснить:

· обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

· имеется ли для хранения денег в кассе сейф или несгораемый шкаф;

· соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа или несгораемого шкафа. Так в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от сейфов печати хранятся у кассиров, которым запрещается передавать посторонним лицам или изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей хранятся в опечатанных кассиром пакетах, шкатулках у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводиться их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;

· соблюдается ли установленный лимит денег в кассе;

· имеется ли договор о полной материальной ответственности кассира.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководством предприятия. Лимит остатка кассы для предприятий с 1 января 1998 года устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком. По предприятию, не предоставившему расчет на установление лимита остатка денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита кассы предприятия. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам предприятия. В районах Крайнего Севера этот срок продлен до 5 дней

Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников предприятия и других.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера, в условиях исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются печатью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Использование денежных средств и их целевое использование предприятие определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных средств. Согласно действующему законодательству меры ответственности к предприятиям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, не предусмотрены. Однако коммерческие банки могут проверять целевое использование полученных денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от продажи продукции, работ, услуг. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордеров с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по продаже продукции, работ, услуг.

Правила осуществления расчетов в России и предельные расчеты наличными деньгами устанавливает Центральный банк РФ. В настоящее время предельный расчет наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами установлен в размере 60000 рублей.

В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными деньгами между предприятиями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.

Аудиторская проверка показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы по платежным или расчетно-платежным ведомостям, которые подписывает руководитель и главный бухгалтер. Все выдачи денег должны содержат подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а сам доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям аудитору следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками предприятия.

Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

При проверке расходования денег аудитор проверяет операции по выдаче денег подотчет.

Подотчетные лица - это работники предприятия, получающие наличные деньги из касс на хозяйственные и командировочные расходы. В бухгалтерском учете для расчетов с подотчетными лицами используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

В Порядке ведения кассовых операций указано, что подотчетные лица обязаны в течение 3-х рабочих дней, после совершения последнего расхода или по возращению из командировки, предоставить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Аудитор должен проводить процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли на предприятии погашают подотчетные суммы. Если проверкой будут выявлено, что подотчетные суммы числятся за работниками, получившими их, дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в облагаемый оборот по налогу на доходы физических лиц.

Все случаи нарушений по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором в рабочей документации. По ним подсчитывают итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 «Касса» для определения уровня существенности ошибок.

В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых аппаратов при осуществлении расчетов с населением» при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации все предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять контрольно-кассовые аппараты (ККМ). Только некоторые предприятия, в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения, могут осуществлять расчеты с населением без применения ККМ.

Для проверки полноты оприходования выручки через контрольно-кассовые аппараты аудитор сверяет идентичность суммы по данным кассовой ленты, книги кассира-операциониста и кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета продаж.

Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. За нарушение порядка ведения кассовых операций предприятие может быть оштрафовано в сумме от 400 до 500 МРОТ.

Аудитор должен предупредить руководство предприятия о возможных негативных последствиях, в связи с нарушением порядка использования контрольно-кассовых аппаратов.

О правилах проведения проверки кассовой дисциплины говорится в законодательстве России. Опишем основные особенности выполнения своих обязательств налоговыми органами при осуществлении контроля за проверяемыми предприятиями в 2019 году.

Если на предприятии используется ККМ, оно обязано выполнять соответствующие нормы и законы, которые регулируют данный вопрос.

За этим пристально следят уполномоченные органы, и в случае обнаружения нарушения определяют меру наказания. Проводятся специальные проверки, о которых далее и пойдет речь.

Основные моменты

Рассмотрим, что понимают под кассовой дисциплиной и на какие нормативные акты стоит ссылаться.

Необходимые определения

При ведении деятельности хозяйственного типа предприятия могут применять различные виды расчетов. Проводимые операции являются кассовыми.

Их регистрируют в учете в соответствии с описанными в законодательстве правилами. Правительством также установлены ограничения по работе с наличными средствами.

Кассовая дисциплина организована и сформулирована так, чтобы нарушения свидетельствовали об умысле, а не ошибке.

Назначение осуществляемого мероприятия

Проверка кассовой дисциплины осуществляется налоговой инспекцией и обслуживающими банковскими учреждениями. С кассой могут работать кассиры, бухгалтеры и руководство предприятия.

Не существует ограничения по количеству проверок – налоговая инстанция вправе проверять кассу фирмы хоть ежедневно ().

Такие проверки не считаются выездными, а значит, к ним не могут применяться правила, отраженные в Налоговом кодексе. Работники налогового органа считают средним показателем периодичности проведения проверок кассовой дисциплины год.

Уполномоченными структурами составляется план, в соответствии с которым компания будет проверяться. Если вы не попали в такой список, то проверка возможно только в случае предоставления жалоб.

Перечислим ситуации, когда проверка кассы может быть чаще, чем раз в году:

  1. Если было зафиксировано нарушения ранее.
  2. Если кто-либо подаст (в том числе и о не предоставлении чеков).
  3. Если подана жалоба о получении неофициальной заработной платы или о занижении налоговой базы.
  4. Если деятельность предприятия является убыточной.

Компания должна в обязательном порядке соблюсти ограничения остатков кассы. Руководство ежегодно подает расчеты лимитов в банковское учреждение. Бланки для этого выдаст банк.

Если у фирмы имеется несколько расчетных счетов, можно подать расчеты в один банк, а в остальные представить ксерокопии. Если необходимая документация не будет подана до нового года, то лимит будет равен 0.

Стоит также осуществлять контроль за расходованием наличности, о чем стоит договориться с работниками банковского учреждения.

Следует также придерживаться лимита по расчетам между юрлицами, контролировать ведение кассовой документации, применение ККТ.

Правовая база

С начала 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций, что было утверждено .

В феврале того же года начали действовать такие регламенты:

  • относительно проверки ККТ;
  • относительно проверки кассовой дисциплины.

Руководствоваться также можно:

  1. и т. д.

Порядок проверки ККМ налоговыми органами

Финансовый директор и главбух должны строго контролировать выполнение операций, учитывая локальные изменения.

Кассиры не имеют права:

  • работать без контрольных лент, клеить их в месте обрывов;
  • разрешать посторонним лицам входить в помещение кассы, подходить к кассовым машинам (это может только директор, его замы, бухгалтер, старший кассир и техспециалисты, проверяющие органы);
  • выходить из кассовой кабины без предупреждения начальства, не отключая кассовый аппарат, не закрывая на ключ кассу;
  • вносить коррективы в программы по работе кассовых терминалов;
  • держать в кассе свои средства, что не учтены через кассовый аппарат.

Контроль за деятельность кассира может быть таким:

Если контроль осуществляется налоговым органом, стоит помнить о следующих правилах.

Сроки проверки налоговой кассовой дисциплины отражены в Административном регламенте:

При установлении сроков исполнения госфункций относительно проверяемых объектов До 20 дней с момента представления проверяемым объектам поручений
При предъявлении поручений на выполнение государственным органом своих полномочий 2 дня после вручения постановления
При рассмотрении документации До 28 дней с того момента, как представлено поручение
При проверке того, правильно ли ведется учет денег 30 дней после передачи поручения
При оформлении результата проверки, при составлении 30 дней
Жалобы, что поданы в ФНС от проверяемых лиц Будут рассмотрены в течение 30 дней после регистрации. Иногда такие сроки могут продлеваться, но не больше чем на 30 дней

За какой период нужны данные?

В административном регламенте ничего не говорится о том, какой период может быть охвачен проверкой. В говорится, что постановление о нарушении административного характера может выноситься на протяжении 2 месяцев с момента его фиксации.

Можем предположить, что налоговая служба при проверке ограничится 2 месяцами. Но есть мнения, что проверка может охватить и более длительные периоды – до 3 лет, что предшествуют году, когда проверка проводится.

Что обычно проверяют?

Проверка налоговой кассы должна осуществляться в присутствии должностного лица проверяемой организации. При этом соблюдаются нормы законодательства.

Если проводится проверка правильности использования ККМ (расчеты с населением, правильность исчисления налоговых платежей):

Устанавливается организационно-правовая форма компании, его название, выявляется факт предоставления услуг или продажи товара населению, проверяются ценники, выясняется, используется ли ККТ, выдаются ли чеки Если покупатель даст добро, будет просмотрено чек – проверяется полнота и четкость реквизитов и фирменного знака. Осуществляются контрольные закупки, что будут оформлены соответствующими актами
Руководству будет предъявлено документ Который подтвердит право проведения проверки.Будет проверено:
  • лицензии, позволяющие реализовать подакцизный товар;
  • документацию, что подтвердит право собственности на здание, земельный участок;
  • удостоверения личности каждого продавца (работника), а также справки, что подтвердят их принадлежность к данной организации;
  • справки о регистрации фирмы и постановке ее на учет в Налоговой инспекции и т. д.
Если проверяющий орган не обнаружит лицензию, будет определено и зафиксировано размер выручки Что получена при ведении деятельности, чтобы в дальнейшем взыскать незаконно полученную прибыль

На что налоговые работники обратят внимание, и как будут действовать:

При проведении проверки устанавливается Есть ли в компании кассовая техника, является ли она зарегистрированной
Проверяется Есть ли техническая документация и регистрационные карточки на кассовые аппараты
Сверят сведения компании Что отражены в книге учета ККМ в налоговой инстанции, с документацией, что была подана руководством. Будет рассмотрено, совпадают ли сведения (номера паспортов, заводские номера кассовой техники, номера счетчиков, места установок аппаратов). Если данные не совпадают, инспектор будет искать причину, а результат проверки отразит в акте. Компании же будет предложено устранить неточности
Будет проверено, правильно ли эксплуатируется ККТ Четко ли отражаются сведения на чеках. Если чеки будут иметь ненадлежащий вид, налоговики приложат к документам и такие чеки
Проверяются ленты Будет обращено внимание – есть ли порядковый номер, дата, время проведения операции, количество гашения счетчика и особенности его проведения
Пересматриваются нулевые чеки Количество, время, когда прибыли (если на протяжении 1 смены, то какова причина)

Осуществляется выборочная проверка соответствия стоимости на продукцию, что отражена в накладных на поступление товара, стоимость, что отражена на ценниках

Работник налоговой обратит внимание, есть ли на ценниках подписи ответственных лиц, что заверяются печатями. Название, сорт, марта должны быть одинаковыми

Если будет обнаружено ККМ, что не прошла регистрацию в налоговой службе, стоит проверить, не эксплуатируется ли такой аппарат скрыто.

Для этого налоговые представители запрашивают паспорт на такую технику, документацию о ее покупке, данные суммирующего счетчика, контрольную ленту по таким устройствам.

При проверке ремонтных работ ККМ обращают внимание:

  • есть ли ;
  • ведутся ли записи в ;
  • регистрируются ли выполненные работы в форме 30 Типового порядка по использованию ККТ.

Если компания имеет право использовать бланки строго отчетности, они будут проверяться налоговой инстанцией. Если такие документы не утверждены законодательством, то фирма не получает освобождения от применения ККТ.

Проверяя прейскурант на предоставляемые услуги, инспектор определит, обоснованным ли является документ (когда и кем утверждался, для каких отраслей, ведомств, предприятий).

Осмотрит, как оформлен (четкие ли данные, есть ли необходимые подписи, штампы), и является ли доступным для клиентов.

Проверяющие структуры имеют право:

  • без препятствий подходить к ККМ и другим объектам проверки;
  • истребовать документы, которые имеют отношение к использованию ККТ и учету денег;
  • проверять наличные средства в кассе и наличие БСО;
  • получать сведения о БСО, заполнении бланка, автоматической подготовке документации, что приравнивается к кассовому чеку;
  • истребовать объяснение, справку, данные по вопросам, что возникают при проведении проверки;
  • работать совместно с органом внутренних дел;
  • получить пароль ККМ, что нужнее для снятия отчета показания фискальной памяти;
  • привлечь к ответственности нарушителей.

Перечислим документы, которые могут быть затребованы налоговой инстанцией:

  1. Журнал КМ-8.
  2. , в котором стоит отметка ФНС.
  3. Журнал КМ-4.
  4. Кассовая книга КО-4.

Чего стоит бояться

Стоит учесть несколько нюансов. Если проверяющие органы найдут личные средства сотрудников, они посчитают их неоприходованными наличными деньгами.

Такие средства будут зачисляться в прибыли фирмы. Ответственные же лица должны будут дать разъяснения, почему в кассе есть излишки (п. 27, 37 Порядка).

Организацию также привлекут к ответственности – назначат штраф. Наказание в виде штрафных санкций предусмотрено и при других нарушениях.

Возникающие нюансы

Выясним, какие вопросы являются актуальными для фирм, применяющих ККТ.

Если обнаружена недостача

При проведении ревизии кассы комиссией пересчитываются наличные средства, проверяются иные ценности. Затем остатки сверяются со сведениями, что отражаются в кассовой книге.

Если выявлено недостаток, такой факт, как и сама сумма, обстоятельства ее появления будут отражены в акте, что будет составлен по окончанию проверки.

Видео: налоговые проверки

Кассир дает письменные объяснения, почему средства в кассе не совпали с учетными сведениями. Недостача будет взыскана с виновника.

Если имеет место серьезное нарушение законов, материалы проверки передаются следственному органу. Может также возбуждаться производство по административным правонарушениям.

Часто задаваемые вопросы по налоговой кассе

Как быть, если организацией было принято от покупателя деньги в выходные дни, ведь не всегда возможно передать выручку в банк?

Хранение средств в кассе допустимо (и нее считается нарушением законодательства) в таких случаях:

  • в день выдачи заработка, стипендии и т. д.;
  • в день перечисления средств социального плана;
  • в выходные, праздничные дни.

Стоит инкассировать выручку не позже 1 рабочего дня. Как быть, если не удается инкассировать средства в первый рабочий день? Выдайте средства подотчет. При сдаче выручки подотчетное лицо будет возвращать подученные средства.

Какой срок давности для подачи по ревизии кассы? Такой срок составляет 2 месяца. Есть ли штраф за работу кассового аппарата не по месту, где он зарегистрирован? К примеру, ККТ используют не в офисе, а на складе, где отпускается товар.

Нарушения в этом нет. Даже если кассовая техника расположена в обособленных подразделениях, которые не находится на отдельных балансах, а регистрация ККМ осуществлена по месту учета фирмы в ФНС , штраф также не назначается.

Что такое длящиеся нарушения? В том случае, когда не соблюдены законодательные нормы кассовой дисциплины, компания может получить административный штраф ().

Он назначается в течение 2 месяцев. Если имеет место длящееся правонарушение – с того момента, как оно выявлено (). Перечислены длящиеся нарушения в пункте 1 ст. 4.5 КоАП.

При операциях с наличными средствами не идет речь о длящемся правонарушении. На что нельзя тратить наличность из кассы:

Система штрафов

Самые частые нарушения:

  • нет первичной кассовой документации, или она оформлена с нарушениями правил;
  • произведено перечисление средств подотчетному лицу на основе документации, что подтверждает затраты, но не оформлено авансовый отчет;
  • не выполнен установленный лимит расчета наличностью между компаниями;
  • выявлены ошибки в расчетах оборотов и остатков в учетном регистре, если ведение учета осуществляется вручную;
  • не в полной мере оприходовано средства.

Размер штрафа:

Если организация не перечислила налоги из-за неоприходования выручки в кассу, ФНС начислит штраф в соответствии со или 15.1 КоАП.

Но стоит учесть, что за одно правонарушение лицо не может привлекаться одновременно к налоговому и административному виду ответственности.

Но вот налоговые органы поступают так – организацию штрафуют по ст. 122 НК, а руководителя и главбуха – по ст. 15.1 КоАП.

Могут ли нагрянуть без предупреждения?

Работники налоговой службы проводят проверку, предупредив руководство компании. Хотя не будет считаться нарушением, если ФНС нагрянет с проверкой без предупреждения.

Компания должна особое внимание уделять кассовой дисциплине. В противном случае есть риск нарваться на неприятности от работников налогового органа.

Ведь за нарушения законодательных норм придется понести ответственность административного характера. Следите за проведением операций, контролируйте работу кассира, своевременно выполняйте свои обязательства.

Если вы работаете в бухгалтерии больше пары лет, то знаете, что до 2012 года проверка кассы, а точнее — кассовой дисциплины, проводилась банками. Особых проблем они не доставляли, поскольку были они регулярно, но редко (раз в два года), и перечень проверяемых документов был совсем небольшой.

И вот с 2012 года пришло к нам счастье – проверка кассовой дисциплины теперь прерогатива налоговой. Что проверяется, как это происходит, чем грозит организации? Несмотря на несколько прошедших лет, вопросы у бухгалтеров все еще остаются. О самом важном при проверках кассы – в этой статье.

Есть ли право?

Что дает право налоговым органам проверять кассу:

  1. Согласно ст.7 закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ – налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ.
  2. Согласно п.1 ст.7 закона от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Проверки проводятся налоговиками в соответствии с Административными регламентами, познакомиться с которыми будет нелишним и для организаций. Напрямую касающихся кассы, два:

— Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011г. №132н).

— Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011г. №133н).

Проверка кассы по шагам

Проверка кассы налоговой в самом общем виде выглядит так:

1. Принимается решение руководителя налоговой инспекции о проведении проверки. Предъявляются поручение на проверку и служебные удостоверения.

2. Получение и рассмотрение документов. Перечни документов даются в п.29 Регламента (проверка полноты учета выручки), п.34 Регламента (проверка контрольно-кассовой техники).

Среди документов (п.29 Регламента):

— журнал кассира-операциониста, акты возвратов денег покупателям по неиспользованным чекам, распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ, использованных накопителей, контрольные ленты, справка-отчет кассира-операциониста

— , журналы регистрации кассовых документов, авансовые отчеты;

— БСО, акты приемки БСО, книги учета БСО, акты о списании;

— книги учета доходов и расходов (ИП на ОСНО, ИП и организаций на УСН, ИП на патенте, ИП на ЕСХН)

— документ об установлении лимита кассы и др.

При проверке ККТ кроме книги кассира-операциониста, контрольных лент и т.п. проверяется карточка регистрации, паспорт ККТ, договор техподдержки и др. (полный перечень смотрите в Регламенте, п.34).

Если организация или ИП на ЕНВД и использует товарные чеки или квитанции, то представляются документы, связанные с их выдачей.

Могут ли затребовать еще что-то, прямо не перечисленное в Регламенте? Да, поскольку список открыт. Конечно, в Регламенте сказано, что документы, не относящиеся к предмету проверки, налоговики затребовать не имеют право. Но решение о том, что относится к проверке, а что нет, принимают опять же сами проверяющие.

Документы предоставляются в первый рабочий день с начала проверки. Они могут быть оригиналами или заверенными копиями. Если организация не представляет документы в срок, ей грозит ответственность по ст.19.4.1 за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

3. Собственно проверка. Изучаются хозяйственные операции, совершенные за период проверки. Проводятся осмотры, инвентаризации, ведется наблюдение. Обязательно проверяются денежные средства в ящике ККТ.

4. Оформление результатов проверки, которые фиксируются в акте (выявленные и документально подтвержденные факты нарушений или их отсутствие). В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении.

Сроки проверки:

— проверка ККТ – не более 5 рабочих дней с даты выписки поручения руководителя инспекции;

— проверка полноты учета выручки – не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя.

Административная ответственность

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью предусмотрена ст.15.1 КоАП за:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов ();
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов ().

Наказание – административный штраф:

— на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;

— на юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб.

Обратите внимание, если нарушение совершено должностным лицом, то организация все равно несет ответственность (Постановление ФАС ПО от 28.07.09г. №А12-5867/2009).

Налоговая ответственность

Проверка кассовых операций в случае выявления нарушений может грозить не только административным штрафом. За что еще могут наказать?

За отсутствие первичных документов по кассовым операциям грозит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК). Он же светит за несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, имущества организации, доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщика.

Размеры штрафов:

— деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения — 10 000 руб.;

— нарушения совершены в течение более одного налогового периода — 30 000 руб.

Частота проверок

Количество и периодичность проверок полноты учета выручки ничем не ограничена. А это означает, что инспекторы могут вас проверять хоть каждый день. В письме ФНС от 12.09.2012г. №АС-4-2/15195 это подтверждается.

Положения федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ не применимы при осуществлении государственными органами мероприятий по финансовому контролю (об этом в письме Генеральной прокуратуры РФ от 25.06.2009г. №73/3-133-2009, которое направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 07.07.2009г. №ШТ-17-2/128@).

Средняя периодичность проверок – один раз в год. План проверок составляет УФНС, если организация в него не попала, то проверять ее будут в случае жалоб (внеплановые проверки). Что может быть поводом для внеплановой проверки:

— если были ранее выявлены нарушения;

— жалобы, например, о невыдаче чека, БСО;

— жалобы на «черные» и «серые» зарплаты;

— убытки.

Глубина проверок

Максимальный период, который могут проверить, не определен законодательно. Согласно ст.4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Для длящихся правонарушений срок – два месяца с момента обнаружения. Определение длящегося правонарушения можно посмотреть в Постановлении 14 арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014г. по делу №А05-2033/2014 – это длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей.

Тогда возможно, проверять предыдущие периоды не имеет смысла? Как бы не так! Более вероятно, что проверят более длительный период. Кстати, проверки полноты учета выручки к выездным проверкам не относятся, поэтому на них не распространяется трехгодичный срок глубины проверки (письмо ФНС от 12.09.2012г. № АС-4-2/15195).

Да, ответственность будет грозить только за те нарушения, срок по которым еще не прошел (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ). Но те нарушения, которые «откопают» за прошлые периоды – пища для размышлений о более серьезном визите в вашу организацию.

11 октября

Название документа:

Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195

Комментарий:

С текущего года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение). Напомним, что данный порядок распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Пояснения, касающиеся соблюдения Положения предпринимателями, ФНС России давала ранее в Письме от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@ (подробнее см. выпуск обзора от 12.01.2012). В комментируемом Письме рассмотрены вопросы длительности и периодичности проверки кассовой дисциплины, а также ведения кассовой книги обособленными подразделениями.

Периодичность и сроки проведения проверок кассовой дисциплины

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые инспекции (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Длительность такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления организации (предпринимателю) поручения руководителя налогового органа (его заместителя) на проведение проверки (п. п. 19, 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент)).

ФНС России указала, что проверка кассовой дисциплины не относится к выездным проверкам, поэтому положения налогового законодательства в данном случае не применяются.

Так, действующими нормативными правовыми актами не ограничена периодичность проведения проверок полноты учета выручки. Соответственно, инспекция может проводить такие ревизии несколько раз в год.

Следует отметить, что налоговые органы в ходе проверки кассовой дисциплины вправе затребовать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, кассовую книгу, авансовые отчеты и другие документы (п. 29 Регламента). Если в рамках налоговой проверки затребованные инспекцией документы в срок не представлены, то налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Однако поскольку, как указала ФНС России, нормы Налогового кодекса РФ не применяются при проверке кассовой дисциплины, то привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление каких-либо документов в ходе такой проверки инспекция не вправе.

Кроме того, из комментируемого Письма следует, что законодательством не определен период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины. Для налоговых проверок такой период не может превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), но, как разъяснила ФНС России, это требование на проверки полноты учета выручки не распространяется. А значит, инспекторы могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения, выявленные при такой проверке, не всегда получится в связи со следующим.

Как напомнила ФНС России, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административным правонарушением. Так, согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. для юрлиц и от 4 000 до 5 000 руб. для предпринимателей (в силу ст. 2.4 КоАП РФ они приравниваются к должностным лицам) установлен, в частности, за накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В ст. 4.5 КоАП РФ определены сроки давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения. Несоблюдение кассовой дисциплины не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Соответственно, если инспекторы при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств установят превышение лимита остатка, допущенное более двух месяцев назад, то в силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такие правонарушения штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на организацию или предпринимателя не может быть наложен. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@.

Ведение кассовой книги обособленными подразделениями организации

ФНС России со ссылкой на Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 указала, что содержащееся в Положении требование о ведении кассовой книги 0310004 должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. При этом неважно, открыт ли подразделению банковский счет для совершения указанных операций.

Напомним, что при получении или выдаче наличных денег кассир осуществляет записи в кассовой книге 0310004 по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 или расходному кассовому ордеру 0310002 (п. 5.2 Положения). В соответствии с п. 5.6 Положения для контроля соблюдения лимита остатка кассы обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает юрлицу лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня. Такие листы подбираются и брошюруются организацией по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения).

Следует отметить, что организации (предприниматели) определяют лимит остатка наличных денег самостоятельно в соответствии с формулой, приведенной в приложении к Положению. Если у обособленных подразделений нет собственных расчетных счетов, то организация определяет такой лимит с учетом наличных денег, хранящихся в подразделениях (п. 1.3 Положения). Обособленные подразделения, имеющие банковские счета, для совершения кассовых операций отдельно устанавливают размер предельного остатка денег в кассе (п. п. 1.2, 1.3 Положения).

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс » и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области