Простая гравюра. Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает

Сегодня расскажу об увлекательном занятии как для детей, так и для взрозлых.


Для начала давайте вспомним свое дество. Я имею ввиду тех, кто был рожден ещё в СССР. Чем мы только не занимались!!! Но надо признать, делали мы это не от хорошей жизни. Компьютеров не было, мультики по телевизору - 20 мин. в день, видики у избранных. В такой ситуации волей-неволей ходишь в разные секции и кружки. Вот и вспомнил, как в одном из кружков я делал гравюры. Решил научить этому и своего сына.

А ведь всё очень и очень просто. С помощью инета каждый выбрал себе рисунок, который будем переводить в гравюру. Мне нравятся акулы, поэтому выбор пал на эту зарисовку:

Распечатал на принтере и с помощью копирки перенес изображение на кусок линолеума. В некоторых местах пришлось снова обводить ручкой. И начал потихоньку вырезать.

Процесс вырезания занимает время, но учит терпению и выдержке:

Вырезают специальным инструментом, причём его можно сделать своими руками, используя спицу от ненужного зонтика. Мы сделали такой:

Однако, в нашем распряжении был и вот такой раритет:

Это советский набор, который облегчает работу гравёра:

Итак, потихоньку я вырезал на линолеуме выбранный мною рисунок:

Заключительный этап - получение отпечатка. В качестве краски мы использовали тушь и гуашь.
Губкой нанёс тонким слоем краску на линолеум, приложил бумагу, прижал и получилась гравюра.

Самый лучший отпечаток. Конечно, лучше было наносить краску валиком, но у нас его не было.

Вот такое занятие. Попробуйте сами, и у вас всё получится:)

Светлана Большакова

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры .

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры . Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке . Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами , я захотела вспомнить, как это делается.

Гравюра на картоне (от франц. gravure ) - вырезать, создавать рельеф - разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела. Она очень многогранна : линогравюра , гравюра по металлу , гравюра на картоне , ксилография, литография. Есть много способов снимать оттиски с природных объектов : листьев, перьев, цветов. Граттаж - это имитация гравюры .

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне . Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.


Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно


Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней


Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев




Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Но мне не понравилось.

Закрасила черной

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться


В поисках материала по этой теме в интернете, я нашла рекомендации по работе с детьми, используя полистирол и потолочную плитку. Этим мы вчера и занимались с моими гостями-кукурузоманами (об этом я рассказывала в предыдущей публикации) - гравюрой с использованием полистирола - подложки для овощей. У меня была одна такая "мисочка" из-под грибов, я ее разрезала, сначала попробовала на своих внучках







Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск



Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Публикации по теме:

Наступило самое волшебное время года - весна! Когда вся природа преображается, прилетели перелётные птицы, распустились цветы, появилась.

Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

Чтобы сделать такую гвоздику вам понадобиться:гофрированная бумага двух цветов (зеленая и красная,ножницы,клей ПВА,трубочка. Для начала.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Гравюра - это техника создания и нанесения рисунка, результатом которой является эстамп или печатный оттиск на бумаге или ином материале. Гравюра является частью графического искусства, поскольку основными изобразительными средствами в создании оттисков являются штрихи и линии.

Что такое гравюра

Гравюра - это сложный термин, объединяющий печатные произведения, созданные в различных техниках печати. Оттиск гравюры делается с помощью печатной формы, которая называется доской. Доска может быть как из дерева, так и из других материалов, например, металла или воска. Рисунок на доске является зеркальным отражением эстампа и состоит из пробельных и печатающих элементов.

Примечание: если оттиск является черно-белым и выполнен на белой бумаге, то пробельные элементы на доске - те, что в оттиске получаются белыми, а на печатающие элементы доски наносится краска, которая и «рисует» оттиск.

Техника гравюры разделяется на высокую и глубокую печать. Если гравюра выполняется в технике высокой печати, то на «доске» печатающие элементы находятся выше пробельных, таким образом, чтобы только они касались бумаги. При выборе глубокой печати «доска» выглядит противоположно, то есть пробельные элементы располагаются выше, а печать оттиска основана на контролируемой толщине слоя краски.

Гравюры, выполненные техникой высокой печати, являются плоскими и гладкими, в то время как глубокая печать обеспечивает оттиски неравномерностью и рельефностью изображений.

Кто такой гравер

Гравюра - это вид искусства, требующий больше, чем изобразительный талант художника. Помимо создания рисунка, его идеи и композиции, гравюра требует прикладных умений в создании гравировальных форм и знаний техник работы с печатным станком. Из-за комплексной природы создания гравюры в сегодняшнем искусстве принято разделять значения понятия «гравер».

Общепринятое значение термина объясняет его как создателя гравюры, то есть печатной формы, рисунка на ней и напечатанных оттисков. В этом смысле автором идеи и композиции рисунка может быть как сам гравер, так и другой художник. В узком смысле слово «гравер» является профессиональным и относится к специалисту, владеющему несколькими техниками и приемами гравировки, работающему с различными материалами, такими как стекло, драгоценные металлы, дерево и др.

Виды гравюры

Гравюра - это комплексная техника создания предметов искусства. Существует несколько разделений гравюры на виды:

  • Техника выполнения эстампа различает гравюры высокой печати и гравюры глубокой печати.
  • В зависимости от материала «доски» или печатной формы различается ксилография (вид гравюры на дереве), линогравюра (на линолеуме), гравюра на металле, картоне, воске и др.
  • Способ нанесения рисунка на печатную форму называется техникой гравирования и подразделяется на химическое травление, гравирование резцом, офорт (травление металлической поверхности кислотами), акватинту, или травление с помощью смолы, медерит, или травление спиртом, сухую иглу и другие.
  • Вопросы авторства породили еще один вид - автогравюра, то есть созданная одним человеком - автором оригинальной идеи и композиции, который контролировал процесс ее создания от начала и до конца.

Знаменитые граверы

Самым знаменитым гравером в истории искусства является Альбрехт Дюрер, величайший художник Северного Ренессанса, который вывел гравюру, и ксилографию в частности, на новую ступень развития. Благодаря уникальным по своей детализации и сложности исполнения оттискам, таким как «Меланхолия», «Носорог», «Адам и Ева» и многие другие, Дюрер заслуженно был признан лучшим европейским мастером гравюры.

Лукас ван Лейден, современник Дюрера и широко известный датский художник, который также работал и в жанре гравюры, сумел практически самостоятельно изучить технику высокой печати. Лукас ван Лейден занимался ксилографией с раннего детства, его юношеские работы, такие как «Пилигримы» и «Магомет и монах Сергий» (14 лет), поражают зрелостью и высокой техникой исполнения.

Среди великих художников гравюрой увлекались Рембрандт, Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Уильям Блэйк и Иван Шишкин.

Цели и задачи:

а) образовательные : изучить:

Термин “Графика”;
- различные виды графики,
- технологию выполнения “Гравюры на картоне”;

научить:

Основным этапам выполнения гравюры на картоне;
- применять подручные средства для выполнения отпечатков (копировальная бумага, утюг)

б) развивающие:

развитие:

Графических и композиционных навыков;
- воображения и творческой фантазии;
- эмоционально- ценностного отношения к жизни;
- внимания, наблюдательности.

в) воспитывающие:

воспитывать:

Трудолюбие, аккуратность и усидчивость;
- чувство взаимопомощи, товарищества;
- уважение к труду.

Оборудование:

Для учителя:

Образцы работ с различными видами графики (Рисунок 1- 7);
- Методические таблицы по выполнению гравюры на картоне:
“Отпечатки материалов разной фактуры” (Приложение 3 ),
“Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж”. “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”. (Приложение 1 , Приложение 2 )
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике. (Рисунок 11-17)
- Различные материалы (картон, ткань, кружево, кожа и т. д.), ножницы, клей, копировальная бумага, утюг, листы белой бумаги.

Для обучающихся:

Альбом, простой карандаш, ластик, кусочки различных материалов (картон, ткань, кружево, кожа и т.д.), ножницы, клей, копировальная бумага, 2-3 альбомных листа.

Урок № 1

1. Беседа о видах графики, гравюре на картоне.
2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.
3. Практическая работа “Выполнение эскиза пейзажа или натюрморта” (на выбор).

Ход урока

1. Беседа : “ Виды графики. Гравюра на картоне”.

Справочный материал для учителя:

Слово графика происходит от греческого “графо” - “пишу, рисую”. Это - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

Графика делится на два вида :

- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов;

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;

3. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией , на камне - литографией , на линолеуме - линогравюрой , на металле - офортом , на картоне – гравюра на картоне.

4. Монотипия,

5. Сухая игла.

6. Граттография

Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

Литография - гравюра на камне (от греческого “литос” - “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск - эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Линогравюра - гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву. <Рисунок 1 >

Офорт - гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. <Рисунок 2 >

В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске - черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск). <Рисунок 3 >

Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение. <Рисунок 5 >

2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.

(Показать образцы работ, выполненные в этой технике. <Рисунок 6 , Рисунок 7 >)

Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”:

(Использовать учебные таблицы: “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”- Приложение 1; “Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж ” - Приложение 2)

1 . Выполнение нескольких эскизов пейзажа (натюрморта). Выбор лучшего из них.
2 . Увеличение эскиза.
3 . Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани, кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага). Проанализировать отпечатки материалов разной фактуры по учебной таблице с образцами - Приложение 3 .
4 . Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.

(Показать образцы подготовленного картона <Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 >)

5. Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.

Рассказать об использовании подручных средств для выполнения отпечатков: Так как у нас нет ни станка, ни краски, можно использовать копировальную бумагу и теплый утюг:

На готовый картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх;
- затем сверху кладут чистый лист бумаги;
- теплым утюгом, сильно нажимая, проутюживают всю поверхность. В результате отпечатывается изображение.

Показать образцы отпечатков (детских работ) - <Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 , Рисунок 14 , Рисунок 15 , Рисунок 16 , Рисунок 17 >.

Гравюра- это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным.

3. Практическая работа : “Выполнение эскиза пейзажа (натюрморта):

  • Разделить лист бумаги на четыре части. Выполнить 3-4 наброска эскиза.
  • Выбрать лучший эскиз и увеличить его на большом листе.
  • Проработка и прорисовка эскиза в тоне (определение черно-белых пятен).
  • При выполнении эскиза ребята используют свои наблюдения в природе, знания об архитектуре нашего города (церкви, соборы, памятники).

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ: принести различные кусочки материалов, копировальную бумагу, ножницы, клей, эскиз, 2-3 альбомных листа

    Урок № 2

    1. Беседа об этапах выполнения картона;
    2. Практическая работа: “Выполнение картона и отпечатков”.
    3. Подведение итогов.

    Ход урока

    1. Беседа об этапах выполнения картона.

    На этом этапе на эскиз наклеиваются разного рода материалы, которые принесли ребята.

    На прошлом уроке дети уже определили, что у них на рисунке будет самое темное, что самое светлое.

    Чтобы получить на изображении темное пятно, нужно наклеить на него картон, ткань или кожу. Чтобы получилось белое пятно, ничего не приклеивают или прорезают это место. Тогда при отпечатывании, самым темным получится то место, где наклеен самый толстый материал (картон, кожа), а белым - где ничего не приклеено или вырезано.

    Этот этап работы напоминает чем-то аппликацию: мы вырезаем и приклеиваем. Например, чтобы выполнить башню (Спасская) или другое изображение, нужно перевести ее с рисунка через копировку на тот материал, который будет наклеиваться. Таким образом, выполняют картон.

    Следующий этап - выполнение отпечатков :

    1 способ - На картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх, затем кладут чистый лист и проглаживают горячим утюгом. В результате получается зеркальное изображение.

    2 способ - На картон кладут чистый лист, затем копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху другой лист или газету. Проглаживают горячим утюгом. В результате получается отпечаток изображения, как на картоне.

    2. Практическая работа:

    “Выполнение картона и отпечатков”.

    Ребята выполняют картон по выше указанным правилам. Затем вместе с учителем делают несколько отпечатков. Выбирается лучший отпечаток, который и является конечным результатом выполнения работы.

    3. Подведение итогов:

    1. Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

    2. Оценка работ учащихся по критериям:

    Композиция эскиза;
    - проявление фантазии в использовании материала;
    - понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).

    РАБОТА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДОМ: Оформить работу известными ребятам способами.

    С какого возраста можно знакомить детей с гравюрой?

    Гравюра вполне доступна даже для маленьких детей , рекомендуется начинать знакомство с 3 лет. В этом возрасте у малыша уже есть некоторые навыки рисования, а также первые художественные представления. В таком возрасте рекомендовано создание гравюры только в сотворчестве с взрослым, который сможет раскрыть ребенку всю прелесть данного вида искусства, показать, как правильно создавать изображения.


    Вообще же гравюра интересна и более старшим детям , и взрослым людям . Это обусловлено тем, что рисунок может быть разным по величине и сложности. Если приобретаются готовые наборы, то важно обращать внимание на рекомендованный производителем возраст, указанный на упаковке.

    Чтобы создать гравюру , можно использовать 2 способа. Первый - подготовка основы самостоятельно. Для этого необходимо подобрать плотный лист бумаги, а лучше - картон, ведь с ним работать удобнее. Для работы также понадобятся акварельные краски, гуашь, восковые карандаши, свеча, палочка (штихель), кисти и емкость для воды. Основа закрашивается акварельными красками. Можно взять только один цвет. Но гораздо интереснее получаются рисунки, если основа цветная. Полосы можно проводить произвольно. После того, как основа высохла, ее нужно хорошо натереть свечой. Важно не наносить слишком толстого слоя, но и не оставлять пробелов. Далее нужно закрасить восковой слой черной гуашью. Иногда нужно наложить несколько слоев краски, лучше брать не слишком жидкую гуашь. Только после того, как все слои высохли, можно приступать к собственно созданию гравюры. Палочкой с заостренным концом или специальным штихелем нужно начать процарапывать темный слой так, чтобы был виден цветной. Для закрашивания основы можно использовать восковые карандаши. Тогда нанесение воскового слоя свечой не нужно.


    Конечно, данный способ подготовки основы довольно трудоемок. Он подходит для малыша с принципом создания подобных изображений. Ребенок может свободно процарапывать основу. И не беда, если красивого изображения в первые разы не получится.


    Если же хочется создать самостоятельно настоящий шедевр, то стоит обратить внимание на уже готовый набор для гравюры. В него входит основа и штихель. На основу на темный слой обычно уже нанесены контуры будущего цветного изображения. Изготовить гравюру с помощью такого набора довольно просто - нужно лишь усердно и аккуратно процарапывать верхний слой по указанным линиям. Можно делать это вместе с ребенком, процарапывая по очереди или одновременно в разных местах основы.


    Готовые работы смотрятся очень интересно и вполне могут стать украшением интерьера. Их можно помещать в рамку, большие вешать на стену, а маленькие - ставить на письменный стол.