Проклятые картины художников. Миф или проклятие? Истории самых жутких картин. «Водяные лилии» Клода Моне

Не секрет, что каждое произведение несёт в себе частицу души и мыслей своего создателя. Небезызвестны истории о том, что писатели и поэты предсказывали какие–то события своей жизни и даже «угадывали» дату своей смерти. Композиторы могут влиять на подсознание и эмоциональное состояние людей своей музыкой, актёры, проживающие на сцене чужие роли, могут невольно повторить судьбы своих героев. Но, пожалуй, наибольшее мистическое значение издревле придавали картинам. Некоторые картины — великие творения легендарных художников, хранят множество тайн и секретов. Некоторые из таких картин называют проклятыми, боятся их и всячески избегают. Люди считают, что они имеют негативную, злую энергетику и приносят несчастья своим владельцам. Даже если не держать эти картины в своём доме, а просто долго любоваться на изображение в каком-нибудь музее, всё равно можно испытать на себе негативные последствия, получить травмы или даже погибнуть.

Одна из картин, изучением которой долгое время занимались исследователи — «Поклонение волхвов». По их мнению, она оказывает пагубное влияние на женщин и приводит к бесплодию. Это было доподлинно установлено. Так, однажды одна молодая женщина, приходящаяся Брейгелю-старшему двоюродной сестрой, позировала ему, когда он создавал образ Девы Марии. Уже после написания работы оказалось, что она больше не может иметь детей. И это был не единственный случай. История повторялась снова и снова.

Много лет спустя, коллекционеры, украшавшие свою коллекцию данным произведением, так же оказывались бездетными или бесплодными. Вероятно, эта особенность картины была хорошо известна, а потому последним её владельцем стал многодетный отец, который детей больше не хотел и с удовольствием приобрёл данный «гарант» бездетности для своей коллекции.

Сейчас картина находится в Лондоне в национальной галерее искусств. Дальнейшие исследования более не проводились, а потому сколько ещё женщин пострадало от картины неизвестно.

«Венера с зеркалом» — ещё одно, но более зловещее полотно. Оно известно тем, что может разорить и даже убить своего хозяина и других, ни в чём не повинных, членов его семьи. Эту картину создал известный испанский живописец Диего Веласкес. Исторически сложилось, что её владельцы вместе с картиной приобретали много проблем. Так, первым владельцем данного произведения искусства стал один зажиточный купец, который вскорости разорился. После подобное повторялось ещё несколько раз.

Еще одна небезызвестное полотно — «Плачущий мальчик». Пожалуй, эта картина наделала в своё время наибольшее количество шума.

Речь идет не о самой картине, а о репродукциях картины талантливого испанского живописца Джованни Браголины «Плачущий мальчик», все без исключения владельцы которых, совершенно внезапно и практически единовременно, стали погорельцами. Уже после общественного резонанса, вызванного этими случаями, в Англии вовсе запретили продавать и держать в доме эту картину под угрозой судебного разбирательства.

Пожары, виновником которых стал этот «мальчик», потрясли весь мир. Информация о событиях в Великобритании, происходивших в 1985 году, поступала вновь и вновь и не сходила с первых газетных полос.

Так, Англию захлестнула волна внезапных пожаров непонятной причины, совершенно не связанных друг с другом. Во всех этих случаях общим было только одно: во всех сгоревших домах висела репродукция одной и той же картины «Плачущий мальчик», и, как ни странно, пожары начинались с той комнаты, где находилась эта дешёвая репродукция. В то время она встречалась во многих домах, так как пользовалась большой популярностью и продавалась практически в каждом магазине. Это можно было бы считать простым совпадением, если бы не один нюанс: во всех без единого исключения случаях данному полотну удалось избежать повреждений, в то время как все вещи, находящиеся вокруг, сгорели дотла.

Раз за разом повторяющиеся пожары не могли укрыться от внимания общественности. Наконец, во всех газетах запестрила информация о том, что пожарные разных городов при тушении пожаров, вспыхнувших без всякой на то причины, находят репродукции полотна «Плачущий мальчик».

Об этой истории очень много говорилось и, дабы не повторяться, стоит отметить разве что факт массового сожжения репродукции картин на городской площади – вопиющий случай в истории.

Красивая картина «Водяные лилии» пера импрессиониста Клода Моне также наделала немало шума. Когда он закончил работу над этой картиной, то решил организовать праздничный фуршет в своей мастерской. Совершенно внезапно в разгар празднования там вспыхнул пожар. К счастью, пламя удалось потушить. Однако случай оказался не единичным. Если быть точнее, пострадал не только художник. Когда полотну нашёлся владелец, и оно перешло в его руки, у него в доме так же начался пожар, но картина уцелела – успели спасти. Затем владелец сменился – картина оказалась в Париже у богатого коллекционера. Ровно через год в огне погиб и его дом. И вновь картина осталась целой и невредимой.

В итоге картина нашла пристанище в музее Нью-Йорка. И, как бы невероятно это ни звучало, в здании музея так же неожиданно произошёл пожар. Этого пожара картина уже не смогла пережить и получила достаточно сильные повреждения.

Есть ли связь между этими пожарами – достоверно неизвестно. Однако, как говорят, что один случай может быть случайным, но четыре – уж очень похоже на закономерность. Разные люди, разные страны и даже разное время. И общее во всех этих случаях есть только одно – картина с изображением водяных лилий.

Шокирующая картина «Руки, защищающие его», смотреть на которую не рекомендуют людям со слабой психикой. Ведь даже у вполне здоровых, спокойных людей полотно вызывало шоковое состояние и приступы внезапной паники. Истерику, переходящую от радости и невероятного возбуждения к ощущению горя и ступору.

Эта картина принадлежит перу американца Билла Стоунхэма. Она изображает мальчика с пугающим выражением лица и непропорционально большой головой и девочку – куклу с пугающе пустыми чёрными глазами. Позади детей находится страшная стеклянная дверь, к которой, изнутри, прижаты руки ребёнка.

Самым первым владельцем данного произведения был состоятельный американец. Вскоре после приобретения этого произведения искусства он скоропостижно скончался. После картина «перешла» во владение известного актёра Боба Марли. Но и он прожил недолго после покупки.

Некоторое время спустя, простые люди нашли эту картину на мусорной свалке и решили взять себе. Картину повесили на самое «почётное» место, но радовала она хозяев недолго. Уже на следующую ночь их малолетний ребёнок в шоковом состоянии и с выражением ужаса на лице вбежал в комнату родителей и со слезами поведал, как напугала его картина. По словам ребёнка, дети на картине начали бить друг друга.

В первый раз родителям удалось успокоить ребёнка, вероятно, они решили, что девочка что-то придумывает. Однако на следующую ночь ребёнок опять прибежал в слезах и рассказал, что дети ходят по комнате! Тогда испуганные родители установили в комнате камеру слежения, каков же был их ужас, когда камера два раза за ночь сработала, уловив какое-то движение.

Хозяева дома так испугались, что решили избавиться от странного полотна. Они выставили картину на аукцион, надеясь продать как можно быстрее. С появлением картины на аукционе посетители начали испытывать странные чувства и проблемы со здоровьем, головокружение и адские головные боли, они бились в истерике и дрожали от неведомого страха, а иногда и вовсе теряли сознание. Во всём стали винить картину, однако людская жадность не ведает страха. «Нашумевшая» картина была куплена в частную коллекцию и, как бы у владельца не требовали избавиться от полотна, он наотрез отказался. Вероятно, им двигала жадность – ведь мистические картины со своей историей, которые у всех на слуху, хоть и считают проклятыми, но, тем не менее, – уникальными. Всегда есть шанс продать такой шедевр какому-то увлечённому человеку в разы дороже, нежели он был куплена. Речь идёт о колоссальных суммах.

Картина «Крик» считается истинным воплощением страданий и мук норвежского живописца Эдварда Мунка. На ней изображено нечто, весьма отдалённо напоминающее человеческую особь. На самом деле лицо этого создания похоже на маску убийцы из знаменитого фильма ужасов «Крик» (может быть, именно эта картина вдохновила режиссёра?). Картина является своего рода символом, представляющим жизнь и судьбу несчастного, больного художника.

Так повелось, что люди, так или иначе соприкасающиеся с данным произведением искусства, или, не дай Бог, навредившие ему, в итоге начинали испытывать на себе её губительное воздействие, вплоть до угрозы собственной жизни. Несколько работников музея, неаккуратно обращавшиеся с картиной, вскоре погибли в страшных муках. Один попал в серьёзную аварию и переломал практически все кости на своём теле, другой – заболел неизлечимой болезнью, третий сгорел за живо в собственном доме.

К слову, от огня погиб и один из посетителей, который при посещении картинной галереи долго смотрел на «Крик», а затем решил потрогать картину руками.

Говорят, сейчас у данного произведения есть хозяин – частный коллекционер, который не побоялся проклятья и купил «Крик» на аукционе. Кто он и какова судьба этого человека остаётся загадкой, так как покупатель решил сохранить инкогнито.

Удивительно, но факт остаётся фактом, есть картины, питающиеся жизнью и энергией своих натурщиков и создателей.

Люди, позирующие великим художникам, погибали один за другим, буквально сразу после того, как художник заканчивал писать их портрет. Такие трагические события преследовали натурщиков Рубенса, Сомова, Боровиковского, Врубеля, Репина, Серова, Петрова, Модильяни, Рембрандта и многих других. Этих художников объединяет одно: трагическая смерть натурщиков. Все эти люди стали жертвой каких-либо несчастий.

К слову, если углубиться в изучение биографии этих художников, то и их собственную жизнь, в большинстве случаев, нельзя назвать счастливой и безоблачной.

Достоверно неизвестно, что является причиной всему этому, но ведь недаром простые люди с древности боялись и пытались всеми путями избежать того, чтобы их портрет был нарисован. Что и говорить, ведь даже в продвинутом современном обществе, можно встретить людей, свято верящих в мистическую силу таких портретов. В исламе портреты запрещены, другие религии запрещают даже делать фото на память.

Искусство, с момента появления на стенах пещеры первобытного человека, волновало и влияло на человечество. Как только кисть художника касается полотна, начинается настоящий процесс творения. Автор не просто выполняет свою работу, он вкладывает в своё произведение душу и частицу себя. Потоки энергии словно сходят с кончиков пальцев, переходят по кисти и останавливаются на полотне.

Именно поэтому мы в буквальном смысле чувствуем, что картины настоящих художников выглядят и чувствуются "как живые". Сюжеты и образы могут вызвать у человека слезы, депрессию, отвращение, или же наоборот, чувство радости и счастья.

Однако возникает вопрос: Могут ли картины влиять на нашу жизнь в целом?

В этой статье Вы познакомитесь с историями картин, которые могут вызвать легкий холодок. Даже фотографии некоторых из них наводят если не ужас, то уж точно вызывают неприятные ощущения. Если что, мы Вас предупредили!!!

1. "Руки противятся ему"

Начнем, пожалуй, с самой печально известной картины - «The Hands Resist Him», Билла Стоунхема. Она настолько «прославилась», что ее назвали «самой призрачной картиной в мире».

В 1972 году, когда Стоунхем жил со своей женой в Калифорнии, он работал по контракту с галереей Чарльза Фейнгартена. Согласно контракту, художник должен был создавать по две картины в месяц.

Срок выполнения работы подходил к концу, и Стоунхем решил написать картину, взяв за основу свои старое фотографии, где ему было 5 лет. Назвал он эту картину в честь стихотворения, которое написала его жена для самого же Стоунхема (стихотворение было о том, что будучи ребенком Билла усыновили, а о своих биологических родителях он так никогда ничего не знал).

В результате получился образ, изображающий мальчика, рядом с которым стоит жуткая кукла без глаз. По словам Стоунхэма, мальчик это он сам в возрасте 5 лет, а дверной проем на картине представляет из себя барьер между реальным миром (там, где изображены кисти рук) и миром грёз. Кукла при этом является проводником в мир фантазий.

Что касается рук, художник загадочно говорил: «Руки могли означать всё что угодно… Но, у Вас точно возникнет вопрос: Это что, руки без тела? Тело расчленили, и кисти рук сами по себе? Или же всё-таки они на месте, при теле?»

Картину выставили в галерее Фейнгартена в Беверли-Хиллз, штат Калифорния. Эта картина была упомянута в Los Angeles Times в статье искусствоведа Генри Селдиса. На этой выставке картина привлекла внимание актера Джона Марли, который сыграл роль Джека Волца в «Крестном отце». Она ему так понравилась, что он решил купить ее.

В течение одного года после создания картины, погибли сразу три человека: искусствовед Селдис, галерист Фейнгартен и актер Марли. После этого картина вроде как исчезла, пока в 2000 году пара не нашла ее кем-то оставленной за пивоварней (которая к слову была превращена в арт-пространство) всё в той же Калифорнии.

Эту картину они забрали себе, посчитав ее за неплохое приобретение. В феврале того же года они выставили ее на продажу на eBay, поясняя, что эта картина несет в себе ужас, и вообще она проклята и из неё выходят призраки. Их объявление было больше похоже на предупреждение, чем на объявление.

Полностью написанное с заглавных букв и с ошибками, данное объявление содержало мини-рассказ о том, почему они решили избавиться от картины. По словам пары их 4-х летняя дочь рассказала, что видела как ночью дети из картины выходили в комнату и начинали драться.

Сама женщина (мать девочки) не верит в НЛО и подобные вещи, но вот ее муж решил установить камеру. Камера снимала три ночи подряд.

В конце концов, пара получила снимки подтверждающие слова их дочери. На фотографии, которую они выставили на eBay, кукла якобы держит пистолет, угрожая мальчику. Пара также в своем объявлении просила не предъявлять претензии после приобретения картины.

Это объявление было просмотрено более 30000 раз. В комментариях люди писали, что им становилось плохо, как только они видели эти фотографии. Некоторые пытались распечатать их, но принтер выдавал ошибку или ломался.

Некоторые утверждали, что при просмотре фото чувствовали теплые потоки воздуха, которые окутывая их, шептали им на ухо различные вещи детскими голосами. А кто-то даже поджег шалфей, чтобы очистить свое жилое помещение от злых духов после просмотра страницы на eBay.

В итоге картину купила Ким Смит за $1025, владелица Perception Gallery в штате Мичиган. Через год, со Смит связался сайт паранормальных явлений и поинтересовался случалось ли что-нибудь паранормальное после покупки этой картины или нет.

Смит в своем ответе рассказала, что сама картина не принесла ей каких-либо неудач или неприятностей, а вот письма людей с советами как очистить помещение, как защитить себя с помощью шамана точно свели её с ума.

Работники галереи обратились к самому художнику с вопросом о пистолете в руках куклы. Художник уверено и даже с долей иронии ответил, что там нет никакого пистолета. Обычные цифровые шумы и помехи, искажающие оригинальное изображение.

В настоящий момент картина находится в хранилище галереи и выставлялась всего лишь 6 раз. Каждый раз картина вызывала страх у посетителей галереи. Сам художник в последующем создал сиквел картины (2 картины, одна из которых изображала тех же персонажей 40 лет спустя). Но, увы, никакой загадки в себе они не таили, и уж тем более не принесли никому несчастья.

2. Портрет Бернардо де Галвеса

В конце прихожей в отеле Galvez в городке Галвестон, штат Техас, висит портрет Бернардо де Гальвеса, испанского полководца, который помогал американским войскам во время Гражданской войны. Также, в его честь, назван сам город.

Несмотря на то, что Гальвес умер в 1786 году, слухи о его призраке появились еще при жизни. Гости и служащие отеля утверждали, что глаза на портрете следовали за ними, когда те шли по коридору.

Одним из самых странных аспектов является то, что Галвес, не позволяет фотографировать свой портрет без «разрешения».

Люди утверждают, что любая фотография, сделанная без разрешения, получается размытой, или на ней получаются необъяснимые шары, туманы, полосы, или даже призраки. Группа исследователей паранормальных явлений решила проверить так ли это на самом деле.

Холодная дрожь пробежала по ним, когда они убедились, что пока не попросишь разрешения у картины, снимки получались размытыми.

3. "Плачущий мальчик"

На самом деле, это не одна картина, а целая серия. В 1950 году итальянский художник Бруно Амадио, также известный как Джованни Браголин написал более 65 портретов плачущих детей-сирот, которые он продавал в качестве сувениров туристам.

Очень быстро его картины стали популярны в Англии и их начали массово копировать. И вплоть до 1980-х ничего странного не происходило.

Начиная с 1985 года пожарные стали заявлять, что находили абсолютно неповрежденные копии «Плачущего мальчика» среди пепла и обломков сгоревших домов. Копии всегда лежали на полу «лицом» вниз. В более чем 50 домах картины необъяснимым образом избегали огня.

Многочисленные экстрасенсы заявляли, что призраки погибших во время Второй Мировой Войны сирот преследовали эти картины. Вся эта история дошла до уровня городской легенды.

Следует отметить, что оригинальная история появилась в британской бульварной газете The Sun, поэтому многие так и не поверили всему происходящему.

The Sun, для проверки легенды, организовывала массовый костер для владельцев картин. Когда те принесли репродукции на всеобщее сожжение, то обнаружили, что копии горели на удивление очень медленно.

Существует даже одно видео на BBC, где один парень пытался сжечь копию, указывая на то, что она горит медленнее, чем обычная копия любой другой картины.

Может стоит винить тех, кто покрыл копии картин огнестойким лаком?

4. "Мученик"

Бесспорно, это жуткая и страшная картина. Она якобы хранилась в течение 25 лет на чердаке у бабушки мужчины по имени Шон Робинсон. Со слов бабушки, художник, при создании картины, смешал свою кровь с краской, а сразу после ее завершения покончил жизнь самоубийством.

Также она говорила, что от картины можно было услышать различные голоса, крики и плачь и как считала бабка, картину преследовал дух создателя. Всё это заставило старушку спрятать картину на чердаке.

В 2010 году Робинсон унаследовал картину, и якобы почти сразу его семья столкнулась с чередой странных событий. Робинсон заявил, что после того как он стал владельцем «Мученика», его сына столкнули вниз по лестнице невидимые силы; его жена часто чувствовала, что что-то гладит ее волосы, а вся семья слышала, крики и плачь, которые описывала бабушка Робинсона.

Робинсон даже решил поставить камеру рядом с картиной, чтобы записать паранормальные явления, а потом загрузил запись на YouTube. Видео, которое он получил, демонстрировало, как картина сама падала на пол, а двери в доме периодически хлопали. А иногда от картины исходил непонятный дым.

Многие пользователи, посмотрев видео, утверждали, что это обман. Робинсон, как сообщается, запер проклятую картину в своем подвале и отказывается продавать ее.

5. Картина с человеком без головы

Наша следующая необычная картина - это, на самом деле, картина написанная с фотографии. В середине 1990-х, художница, известная только как Лаура П., зарабатывала на жизнь, создавая картины по фотографиям. Однажды ее внимание привлекло странное фото, сделанное фотографом Джеймсом Киддом.

На фото на переднем плане изображен старинный дилижанс, а в стороне проявляется образ человека без головы. Кидд настаивал на том, что этого не было, когда он проявил фото. Это стало видно со временем. Лаура не могла объяснить, что именно привлекло ее в фото, но она была охвачена непреодолимым желанием нарисовать картину.

Художница сообщила, что почти сразу же после того, как начала рисовать, она не могла побороть в себе чувство страха и беспокойства. Она очень долго не решалась завершить начатое, а когда испытание было окончено, картина попала в местный офис.

Работники в офисе утверждали, что, как только картина попала к ним, в офисе начали пропадать документы, а предметы меняли своё местоположения. Через 3 дня картину вернули автору. Когда Лаура переехала с мужем в новый дом, картина вместе с таинственной силой переехала с ними.

В новом доме, пара неоднократно слышала различные аномальные звуки, такие как: удары, шаги и другие менее определяемые шумы, которые всегда, казалось, имели место поблизости от картины. Кроме того, другие странные явления стали происходить с нарастающей частотой.

Очень скоро по дому начали перемещаться вещи, открываться двери, начала протекать крыша, хотя с ней было всё в порядке. Один случай был невероятно жутким: стакан, из которого пила Лаура, внезапно лопнул в ее руке, а большой осколок стекла исчез без следа.

Лаура пожалела о том, что нарисовала эту картину, и изъявила желание уничтожить ее.

6. "Любовные письма"

Список проклятых картин пополнит портрет маленькой девочки, который можно увидеть в отеле The Driskill, Остин, штат Техас, США.

Изображенная на картине девочка очень похожа на другую девочку по имени Саманта Хьюстон, 4-х летнюю дочь сенатора США, которая погибла во время пребывания в отеле.

Она упала с лестницы, когда гналась за мячиком. Гости и сотрудники сообщали, что девочка на картине иногда меняет выражение лица. Также есть многочисленные свидетельства о том, что картина «заставляет» чувствовать себя плохо, и что от нее кружится голова, тошнит.

Возможно, призраку дочери сенатора полюбился этот потрет, и он решил «поселиться» в нем.

7. "Мертвая мать"

Еще одна картина «Мертвая мать» Эдварда Мунка (автор картины «Крик»). Если кто не знает, Мунк в детстве почти сошел с ума. Его воспитанием занимался отец, которого все в округе знали за религиозный фанатизм, а мать и его сестры умерли от туберкулеза, когда ему было всего 5 лет.

Данная картина похоже в какой-то мере отражает его тоску, отчаяние и безумие. Мунк высказался о своей работе в свойственной ему манере: «Болезнь, безумие и смерть были темными ангелами, которые присматривали за моей колыбелью».

Люди, которые владели когда-то этой картиной утверждали, что глаза девочки постоянно следили за ними, а простыни на кровати матери издавали шум или двигались. Иногда образ девочки покидал картину.

8. "Человек предполагает, а Бог располагает"

В картинной галерее Royal Holloway College, что в лондонском университете висит картина под названием «Человек предполагает, а Бог располагает», написанная Сэром Эдвином Лендсиром. На картине изображена команда арктической экспедиции с их лидером Сэром Джоном Франклином. Это команде не суждено было выжить.

Они не просто застряли в льдах Арктики… Их пожирают белые медведи. Эта картина сводит с ума студентов, отвлекает от экзамена (в галерее часто проводят экзамены), который они потом «успешно» проваливают.

Иногда ее завешивают флагом Union Jack. Согласно студенческой легенде, одна студентка потеряла рассудок и свела счеты с жизнью на глазах аудитории. Правда или нет, но этого достаточно, чтобы раз и навсегда избавиться от картины.

В этом обзоре охвачены только самые известные картины. Что это, правда или ложь... Решать Вам. Но, ясно одно: картины - это не просто изображения. В них есть тайна и скрытая сила.


Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.
Оскар Уайльд


В июле 1890 года в лондонском журнале Lippincott’s Monthly Magazine был впервые опубликован знаменитый роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Критики роман разгромили, назвав его непозволительным и аморальным, зато простой читатель был в восторге. В какой-то мере именно этот роман повлёк за собой появление множества различных историй о художниках, подписавших соглашения с дьяволом, о персонажах, сходящих с картин, о волшебстве палитры и кисти. Мы проанализируем ряд легенд, связанных с «дьявольскими» полотнами, и попытаемся понять, что лежит в основе суеверного отношения к произведениям искусства.

Немного о Дориане Грее

Стоит вкратце напомнить фабулу романа Уайльда. Молодой человек по имени Дориан Грей невероятно красив. Его друг, художник Бэзил Холлуорд, пишет замечательный портрет Грея. Дориан мечтает всегда оставаться таким же молодым и прекрасным, как на портрете, - и его желание сбывается. В какие бы тяжкие ни ударялся молодой человек, все следы его похождений впитывает в себя портрет работы Холлуорда, а сам он не меняется с течением времени, не стареет. Число преступлений Грея растёт, портрет становится всё более чудовищным.

«Портрет Дориана Грея» популярен и сейчас - не так давно в кинопрокате появился художественный фильм «Дориан Грей» режиссёра Оливера Паркера. Фильм с успехом прошёл в кинотеатрах Великобритании и США, хотя в России не снискал широкой известности.

Собственно, портрет работы Холлуорда - это классический вариант «таинственной картины». Изображённый на нём человек изменяется с течением времени; именно движение или изменение объектов на полотнах является наиболее типичной городской легендой, связанной с произведением искусства.

Хотя именно роман Уайльда заставил посетителей картинных галерей внимательнее всматриваться в детали полотен и верить в возможность оживления персонажей, сказки о живых картинах существовали задолго до этого. Ещё древние египтяне придавали изображениям серьёзное значение: многочисленные узоры, покрывавшие дворцы и гробницы, были призваны оберегать обитателей - живых и мёртвых, хранить их покой. Но в Египте такое отношение было обусловлено религиозными догмами, да и было это три тысячи лет тому назад. Сегодня же вера в паранормальную силу картины может объясняться лишь неискоренимыми человеческими суевериями.

Мы с вами рассмотрим наиболее известные, овеянные легендами полотна и связанные с ними события. Вполне возможно, в некоторых историях есть зёрна истины.

Сопротивление рук

Пожалуй, начать стоит не с глубокой древности, а с современной сказки, всколыхнувшей сетевую общественность около десяти лет назад.

«АНТИХРИСТ» МАРГАРИТЫ ПУШКИНОЙ

Дурная слава идёт не только о произведениях изобразительного искусства. Например, целый ряд мистических историй связан с культовой песней группы «Ария» - «Антихрист» из альбома «Кровь за кровь» (1989). Поэтесса Маргарита Пушкина рассказывала, что сразу после написания она перевернула листок текстом вниз, поддавшись суеверному страху, а вокалист Валерий Кипелов долгое время отказывался исполнять «Антихриста» на концертах. При первом же исполнении песни на сцене произошло короткое замыкание и за кулисами загорелось оборудование. Такой же эксцесс произошёл и во время второго концерта, где «Ария» играла «Антихриста». Спустя много лет во время концертного тура, посвящённого 15-летию группы, в качестве элемента дизайна над сценой висел настоящий «Харлей-Дэвидсон». Кипелов наотрез отказался петь любимую поклонниками песню под такой опасной декорацией.

В феврале 2000 года анонимный продавец выставил на аукцион eBay картину неизвестного автора под названием Haunted Painting («Преследующая картина»). Вполне возможно, появление этого лота прошло бы незамеченным, если б не комментарии, сопровождавшие изображение. В них продавец подробно рассказывал леденящую душу историю.

«Преследующая картина» принадлежала простой калифорнийской семейной паре. После приобретения хозяева повесили её в комнате своей маленькой дочери, рассудив, что изображение мальчика и куклы будет там как раз к месту. Но в первую же ночь четырёхлетняя девочка прибежала в родительскую спальню с криками о том, что мальчик и кукла на картине дерутся между собой. Родители успокоили ребёнка, но на следующую ночь персонажи сошли с картины прямо в комнату девочки - и так продолжалось несколько ночей.

Внимательно посмотрите на картину. Вы бы повесили такое полотно в детской спальне напротив кровати? Никогда в жизни. Так что страх ребёнка оправдан, и объяснением служит исключительная глупость родителей. Более того, несмотря на то, что девочка регулярно прибегала ночью к маме и папе в слезах, отец (он же продавец полотна) не перевесил картину в другую комнату, а установил в детской видеокамеру, направленную на картину. Скриншоты с видеокамеры прилагались к лоту на eBay. И ужасали.

Потому что - если это, конечно, не фотошоп - на одном из скриншотов у куклы в руках было ружьё: она принуждала ребёнка идти в темноту за дверью. На другом - кукла и мальчик сцепились в драке. Датчик движения в комнате срабатывал несколько раз за ночь. Лишь после этого муж принял решение продать картину за стартовую цену в 199 долларов. В итоге она «ушла» за 1025 - совсем недорого. Лишь после продажи журналисты раструбили историю таинственного полотна на весь мир. Сколько «Преследующая картина» стоит сегодня, страшно даже представить.

Естественно, журналисты нашли и автора загадочного полотна. Им оказался калифорнийский художник и график Уильям Стоунхем. Как выяснилось, между моментом написания картины и моментом её появления на eBay произошло немало занимательных событий.

Стоунхем создал полотно ещё совсем молодым, в возрасте 25 лет - в 1972 году. Сюжетные мотивы он взял с детской фотографии, где он, пятилетний, стоит рядом с маленькой девочкой на пороге детского приюта в Чикаго. Стоунхем вырос сиротой: отца он никогда не знал, а мать, эпатажная художница, попросту отказалась от ребёнка.

Вершина творчества Михаила Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», считается самым страшным наказанием для постановщиков. Будто злой рок преследует тех, кто пытается снять по роману кинофильм или поставить пьесу. Характерной историей можно считать фильм Юрия Кары, законченный в 1994 году. Даже снятый целиком (хотя и не без проблем), он так и не вышел на экраны - и никогда не выйдет, пока длится тяжба за авторские права. Единственный закрытый показ фильма прошёл в 2006 году на Московском кинофестивале, но широкий зритель и сегодня не имеет возможности посмотреть картину. Другим примером можно считать оперу «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского, написанную в 1972 году и запрещённую раз и навсегда после первого же закрытого показа.

По словам художника, чёрная дверь олицетворяет границу между реальным миром и миром мечты. Мальчик находится в мире мечты, кукла - его провод ник, а руки - это его альтернативные жизни, оставшиеся в мрачном и тёмном реальном мире, но рвущиеся на свет. А называется полотно вовсе не «Преследующая картина», а The Hands Resist Him («Сопротивление рук» в художественном варианте перевода). Именно так и мы будем впредь именовать работу Стоунхема.

Итак, в 1972 году картина была опубликована в художественном разделе газеты Los Angeles Times, а годом позже продана одной из калифорнийских картинных галерей. И всё, больше автор своего полотна не видел. Через некоторое время картину приобрёл американский актёр Джон Марли (известный по роли Вольца в «Крёстном отце»). В 1984 году Марли скончался. Кстати, журналисты, расследовавшие историю картины, тут же соорудили из этой смерти таинственную трагедию - мол, дети с картины задушили Марли во сне. На самом деле актёру было 76 лет, и его смерть не была чем-то из ряда вон выходящим.

Имущество Марли было частично продано на аукционе. «Сопротивление рук» приобрела некая семейная пара. Вскоре их ограбили, вынеся в числе прочего и картину. А через некоторое время (порядка года) всё та же пара снова обнаружила украденное полотно - на свалке за собственным домом. Вообще, журналистское расследование обросло огромным количеством недоказуемых мифов: критик, писавший о картине статью в LA Times, вскоре умер; люди регулярно теряли сознание прямо перед полотном в выставочном зале, а у кого-то даже инфаркт случился.

Самое интересное, что до появления картины на eBay Стоунхем около 20 лет не занимался живописью. Сначала он работал художником в кинокомпании Джорджа Лукаса, а затем с головой ушёл в компьютерный дизайн. Широко известные игры, к которым он приложил руку, - это Myst и Riven, созданные за время работы в Eidos Interactive, 3DO Corporation и других компьютерных фирмах.

Сегодня «Сопротивление рук» находится в частной коллекции. Стоунхем вернулся к живописи - его мрачные сюрреалистические картины нарасхват, а сам он считается одним из ведущих мировых сюрреалистов.

Чем объяснить странную историю картины? Ответ прост. Скорее всего, желанием продавца сбыть своё имущество на eBay по максимальной цене. Он просто приукрасил реальные события и сделал рекламу своему товару. Даже если рассказанное - правда, то и она уже объяснена нами выше. Детское воображение плюс совершенно недетская картина породили на свет новую легенду. А Биллу Стоунхему сильно повезло: он внезапно стал известным, модным и очень дорогим художником.

Смерть натурщиков

Большую группу «искусствоведческих» легенд составляют истории о том, как картина забрала часть души натурщика, и тот скоропостижно скончался.

Чаще всего в различных «жёлтых» изданиях и на просторах интернета всплывает история портрета Марии Лопухиной, написанного великим русским художником Владимиром Лукичом Бо- ровиковским. Мария Ивановна Лопухина происходила из очень знатного рода, была сестрой легендарного дуэлянта и путешественника Фёдора Ивановича Толстого по прозвищу «Американец» (воспетого в том числе и Пушкиным). Портрет был написан Боровиковским в 1797 году, когда юной Маше было всего 18 лет. С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, полная свежести и изящества, с лёгкой хитринкой в глазах. Лопухина скончалась от чахотки в 1803 году - в народе пошли слухи о том, что Боровиковский сглазил молодую дворянку своим портретом. Газеты раздули утку. Утверждалось, что молодые дворянки, лишь взглянув на портрет, обрекали себя на скорую смерть.

Слухи подтверждались тем, что многие модели Боровиковского недолго жили после работы с ним. Так, княгиня Анна Петровна Гагарина скончалась в возрасте 27 лет через четыре года после написания её портрета, портрет Екатерины II Боровиковский написал за два года до смерти императрицы, а Павла I - всего за месяц до убийства последнего. Впрочем, великая княжна Мария Павловна «пережила» свой портрет на 54 года, и не только она одна. Поэтому сложно обвинить Боровиковского в нелёгкой руке при изображении знатных особ.

Другая известная легенда связана с экспрессионистом Амедео Модильяни и его единственной и главной любовью Жанной Эбютерн. Жанна и сама была небезызвестной художницей, но наиболее прославила её работа натурщицей у Модильяни. Они познакомились в 1917 году, и за последующие три года художник более тридцати раз написал портрет своей музы. Год спустя после знакомства она родила Модильяни дочь, а в 1919-м забеременела снова - мальчиком.

Журналистские легенды рассказывают, что полотна Модильяни «высосали» из Жанны жизнь и она покончила с собой 26 апреля 1920 года, будучи на девятом месяце беременности. Выбросилась из окна пятого этажа. Но что бы ни рассказывали жёлтые газеты, причина самоубийства молодой женщины (ей было 22 года) кроется в другом. 24 апреля 1920 года тридцатипятилетний Амедео Модильяни скончался от туберкулёза - когда уже была назначена дата их свадьбы. Вряд ли картины могли повлиять на Жанну сильнее, чем трагическая смерть любимого человека…

Дурной славой пользовался в своё время Илья Ефимович Репин. Достаточно привести статистику смерти его моделей. В августе 1911 года Репин окончил работу над портретом Петра Столыпина - 1 сентября на того было совершено покушение, в результате которого министр скончался. Портрет хирурга Николая Пирогова Репин написал в ноябре 1881 года - 5 декабря Пирогов умер от рака (впрочем, эта смерть была предсказана задолго до начала работы над картиной). Также Репин написал единственный прижизненный портрет композитора Модеста Мусоргского - в военном госпитале, куда музыкант был помещён после приступа белой горячки. Свой портрет Мусоргский пережил на 5 дней. Среди «жертв» Репина также был Керенский (который вскоре попал в опалу, хотя умер гораздо позже). Но тут стоит вспомнить один момент. Чаще всего Репин изображал людей пожилых, а Мусоргского и Пирогова - уже в предсмертном состоянии. Разве что Столыпина он и в самом деле сглазил. Поэтому обвинить художника в причинении моделям вреда может разве что безумец.

Расследуя подобные дела, можно углубиться и гораздо дальше в прошлое. Например, любимыми моделями Рембрандту служили его первая жена Саския, его вторая (гражданская) жена Хендрикье и его дети. И что же? Саския умерла в 1642 году в возрасте 30 лет, Хендрикье - в 1663 году в возрасте 37 лет, а трое детей Рембрандта не дожили даже до года. Старшего своего сына Титуса Рембрандт тоже пережил. Связь живописи и болезней, унесших родных великого фламандца, недоказуема.

Дамы - в обморок!

Вторым направлением журналистских домыслов является влияние картины не на натурщика, а на зрителя. Конечно, один из самых наглядных примеров такого влияния - подробно рассмотренный случай с полотном Уильяма Стоунхема. Но его работа не единственная, подвергшаяся нападкам прессы.

ЛАДАН И МИРО

К разряду удивительных свойств относится явление мироточения икон. В процессе мироточения на поверхности иконы появляется маслянистая влага (миро), которая медленно стекает вниз, источая благоуханный запах. Рассказы об этом явлении (чуде, если пользоваться церковной терминологией) столь распространены, что при Русской православной церкви создана специальная комиссия освидетельствования мироточивых икон. Комиссия опрашивает свидетелей, изучает место хранения иконы и её состояние, затем запечатывает икону в специальную капсулу. В большинстве случаев мироточение немедленно прекращается, что говорит о подделке чуда. Тем не менее в анналах Церкви хранится целый ряд документально описанных и доказанных фактов мироточения. Правда, вопреки сказкам, мироточат в основном новые иконы, и на произвольном месте доски, а не там, где изображены глаза святого. Скорее всего, явление связано с химическими процессами, возникающими при определённой температуре и влажности в парах дерево-краска или дерево-позолота.

Пожалуй, наиболее известна своим негативным воздействием картина Эдварда Мунка «Крик». Точнее, не картина, а целая серия картин - Мунк работал над различными вариантами «Крика» много лет. Практически все свои картины норвежский экспрессионист создавал в нескольких экземплярах. Например, его знаменитая «Мадонна» существует в пяти авторских версиях.

Всю свою долгую жизнь Мунк страдал от нищеты и психических заболеваний различной степени тяжести. Его романы с женщинами заканчивались трагически, он не имел семьи, а его картины зачастую вызывали критику и отвращение зрителя. Признание, богатство и слава пришли к нему, старику, в 1930-е годы, когда Мунк уже ни в чём этом не нуждался. Но вернёмся к «Крику». Картина в самом деле пугает. Средствами экспрессионизма - яркими красками, волнистыми линиями, широкими мазками - Мунк сумел передать нечеловеческий ужас героя. Долго стоять и рассматривать «Крик» - тяжело: хочется быстрее перейти к следующей картине.

Пользуясь печальной славой самого Мунка и талантливой чудовищностью его картины, люди придумывают про «Крик» всё новые истории. Говорят, что музейные служащие, которые роняли картину или небрежно с ней обращались, впоследствии попадали в больницу в результате аварий и несчастных случаев. Рассказывали также, что некий зритель, перегнувшийся через парапет и дотронувшийся до картины (один из вариантов «Крика» хранится в музее Мунка в Осло), через неделю погиб при пожаре в своём доме.

Самое смешное, что примерно такие же истории рассказывают о «Джоконде» да Винчи. Начало байкам о «Моне Лизе» положил не кто иной, как писатель Стендаль. При посещении Лувра он упал в обморок от жары и толкотни аккурат около картины да Винчи. Сегодня работники Лувра фиксируют каждый случай обморока, случающийся в музее, - большинство приходится именно на «Джоконду». Впрочем, это легко объяснимо: вокруг знаменитого холста всегда толпится такое количество туристов, что немудрено потерять сознание от духоты и давки.

Совершенно мирную и довольно скучную картину Клода Моне «Водяные лилии» окружают легенды о том, что она вызывает пожары. Правда, стоит отметить, что картин из этой серии Моне написал великое множество. Сам художник называл их «пейзажами-отражениями». Одни только лилии встречаются более десятка раз. Главная картина серии (собственно, полотно «Водяные лилии») попадала в пожар аж пять раз: дважды ещё в мастерской художника, впоследствии - в различных галереях. Совпадения? Наверняка.

И снова день сегодняшний

Если набрать в поисковике «Светлана Телец», то можно обнаружить несколько ссылок на информацию о малоизвестной украинской художнице, написавшей «одержимую злым духом» картину. Первое упоминание полотна «Женщина дождя» случилось в газете «Комсомольская правда» в июне 2007 года. В небольшой заметке рассказывалось о картине, которую трижды покупали и трижды возвращали обратно в галерею по невыясненным причинам.

Всем трём покупателям после того, как они вешали полотно в своих квартирах, изображённая дама в чёрной платье и шляпе начинала мерещиться и сниться. Последний покупатель, возвращая приобретение, особо подчёркивал страшные белые глаза героини. Светлана Телец ничего такого в своей картине не видит. Более того, работникам галереи «Женщина дождя» тоже не слишком мешает.

Как и в случае с «Сопротивлением рук», «Женщина дождя» является легко узнаваемым и неприятным образом. Человек с богатым воображением и не очень сильной психикой подсознательно запоминает такой образ и постоянно возвращается к нему, «накручивая» себя. Через некоторое время в сознании формируется кошмар, не имеющий почти никакого отношения к первоначальному изображению на полотне. С таким же успехом человеку может мерещиться любая другая неприятная вещь - труп, кровавая сцена из фильма, монстр из игры Silent Hill.

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события - пожары, смерти, безумие авторов…Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» - репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.


Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка изменится (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт. Следующая картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» – самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда – не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки . Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события — пожары, смерти, безумие авторов…

Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» — репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.


Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие не замедлило сбыться — через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец… Это предыстория. Свою зловещую славу картина, точнее — ее репродукция, обрела в 1985 году, в Англии.

Произошло это благодаря серии странных совпадений — в Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик».

Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома.

До сих пор «Плачущего мальчика» преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся (особенно у нас в России) намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного.

Другой «проклятой» картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста «Hands Resist Him» («Руки сопротивляются ему») Билла Стоунхема. Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом.

На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. С этой картиной связано много жутких историй. Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.

Скандал начался после одной из выставок. Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т.д. Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме где он жил в то время (первая фотография).

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался . Может быть это было совпадением, а может и нет. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли (умер в 1984 году). Далее начинается самое интересное. Картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.

Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. На eBay стояло предупреждение, но народ как известно любопытный и многие пренебрегли предупреждением.
Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD. Страницу с картиной посетили свыше 30000 раз, но в основном просто ради интереса. Ее купил Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго. Он как раз подыскивал, что-нибудь для своей только-что отремонтированной художественной галереи на просторах инета. Когда он наткнулся на "Hands Resist Him" то сначала подумал, что ее нарисовали в сороковых годах и она прекрасно подойдет для него в качестве экспоната.

Это было бы концом истории, но письма стали приходить теперь на адрес Смита. Многие из них были как и раньше с рассказами о плохом самочувствие после просмотра картины, но были и те кто писали о зле исходившем от нее. Другие требовали просто сжечь ее. Ему предложили услуги даже Эд и Лоррэйн Уоррены, известные как изгоняющие демонов в Амитвильском доме в 1979 году.

Некоторые даже вспоминали известное убийство Сатилло в лесных холмах штата Калиформия. Призраки двух детей, как говорят, часто посещают дом на холмах. Экстрасенсы утверждали: "Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой и они как две капли похожи на детей изображенных на картине.

Фото - прототип картины «Руки сопротивляются ему»: