Производительный и непроизводительный труд. Производственная и непроизводственная сфера

Все виды деятельности, которые не производят материальные товары, сгруппировали в отрасли непроизводственной сферы, которую также называют третичным сектором экономики, первые два - это добыча и переработка. До середины 90-х годов в мире, а в России и до перехода к капитализму в середине 90-х, сектор считался вспомогательным, поскольку не производил существенного общественного продукта. Теперь это полноправный и все более значимый сектор экономики. Считается, что развитие отрасли непроизводственной сферы является основным катализатором экономического роста.

Главное отличие

Основным отличием товаров отрасли производственной сферы от отрасли непроизводственной сферы считается то, что товары первой могут производиться в одном месте, а потребляться в другом, тогда как товары второй производятся и потребляются в одном месте. Если те же потребительские товары из Китая покупают по всему миру, то поучаствовать в чайной церемонии можно только непосредственно в китайской или японской чайной. И трудно представить, где, кроме как на пожаре, может понадобиться работа пожарников, в некоторых странах пожарная охрана предоставляла платные услуги, за которые надо было расплачиваться напрямую, а не через налоги.

Правда, с развитием отраслей непроизводственной сферы, особенно связанных с информационными услугами, уже не все так однозначно, и некоторые услуги уже оказываются вне зависимости от расстояний.

Дальше от природы

Для простоты первые исследователи в отрасли непроизводственной сферы экономики включили все, что не относится к добыче и переработке природных ресурсов. Это все виды деятельности человека, производящие нематериальные товары и услуги, направленные на непосредственное удовлетворение материальных, духовных, социальных и других потребностей. То есть непроизводственная сфера не имеет прямой связи с природой и служит для организации потребления человеком и поддержания его среды обитания и в основном перераспределяет то, что добыто и переработано в первых двух секторах экономики.

Какие еще особенности

Упрощение не всегда помогает, поэтому определение, что все отрасли, которые производят нечто нематериальное, относятся к непроизводственной сфере, пришлось дополнить. Выделили ряд особенностей, характерных для отрасли хозяйства непроизводственной сферы. Самое очевидное - должна быть непосредственная связь между производителем и потребителем продукции, что также зачастую подразумевает индивидуальный подход. Трудно представить, что те же парикмахерские или переводческие услуги можно оказывать по-другому. Но с развитием информационных технологий все уже не так однозначно, тот же перевод может происходить без непосредственного контакта между потребителем и производителем услуг, а к 2024 году по прогнозу ООН это сможет делать искусственный интеллект.

Другой особенностью непроизводственной сферы является то, что конечный продукт зачастую носит не овеществленный характер. Когда вы послушали музыку, проехали на общественном транспорте, то на этом ваше потребление закончится, хотя последствия могут долго ощущаться. Сейчас смело можно назвать особенностью отрасли значительную долю интеллектуального и творческого труда, что связано с цифровой революцией, появлением большого количества новых видов услуг с использованием наукоемких технологий и искусственного интеллекта. Даже в самой большой отрасли непроизводственной сферы - торговле, где используется много низкоквалифицированного труда, все большую роль играют онлайн-платформы и автономные магазины. В Китае, Японии, Корее начали работать целые сети магазинов, в которых не работают люди.

Какие отрасли входят

С начала времен, когда у людей проявились зачатки общественного сознания, появились и отдельные виды деятельности, которые впоследствии были отнесены к отрасли непроизводственной сферы. Первые вожди, воины, шаманы, если провести аналогию с нынешней терминологией - это правление, безопасность, социальные службы и, отчасти, здравоохранение, которые востребованы и в современных условиях.

К отраслям непроизводственной сферы относятся: все виды торговли, управление и безопасность, здравоохранение и образование, наука и консультирование, транспорт и коммунальное обслуживание, бытовые и гостиничные услуги, финансовые и информационные услуги, искусство и культура.

Продукция непроизводственной сферы

Для начала, когда экономисты поняли, что непроизводственные отрасли - это серьезная и самостоятельная область экономики, всю продукцию сектора поделили на материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам отнесли все отрасли, которые обеспечивают потребление материальных благ: гостиничные услуги или, если шире, то сервис гостеприимства, торговлю, сейчас прибавили и электронную коммерцию, бытовые и транспортные услуги. К нематериальным услугам отнесли все виды, связанные с удовлетворением культурных, религиозных, духовных потребностей и видов деятельности, относящиеся к созданию внешней среды для жизнедеятельности человека, от безопасности, охраны окружающей среды до религиозных культов, здравоохранения, образования и искусства.

Продукцию отраслей непроизводственной сферы в последнее время начали также делить на услуги и интеллектуальные продукты. Продукция творческой и интеллектуальной деятельности ценились во все времена, но в постиндустриальном обществе, где практически вся деятельность основывается на знаниях, ценность интеллектуальной продукции возрастает лавинообразно, как и ее доля в непроизводственной отрасли. Из-за этого теперь предлагают всю деятельность по производству знаний выделить в четвертичный сектор - интеллектуальный.

Дальше будет больше

В развитых странах отрасли непроизводственной сферы занимают уже до 80 процентов экономики, и там работает более двух третей занятого населения. В развивающихся странах, в том числе России, около 50 процентов. Увеличивается не только доля сектора в экономике, но и появляются новые виды услуг, особенно в отраслях, связанных с цифровыми технологиями. Продукция приобретает и новые качественные характеристики, такие как способность храниться, накапливаться и передаваться на расстояния. Очень скоро придется давать новые определения непроизводственной сфере, ее особенностям и характеристикам.

Объективной закономерностью современного развития мировой цивилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.

Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-вещественных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественного развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматривалось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных систем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утрачивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый экономический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные материальные потребности значительной части населения, создать благоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.

Современная наука формирует новый подход к проблемам управления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.

Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».

Непроизводственная сфера на современном этапе развивается более высокими темпами, нежели производственная.

Практика статистического учета предполагает общее деление народного хозяйства на две части: материальное производство и непроизводственная сфера. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.

В непроизводственную сферу включают:

  • * жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;
  • * транспорт и связь по обслуживанию организаций непроизводственной сферы населения;
  • * геологию и разведку недр (за вычетом глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ);
  • * здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение;
  • * просвещение;
  • * культуру и искусство;
  • * науку и научное обслуживание;
  • * финансово-кредитное и страховое обслуживание;
  • * управление;
  • * общественные организации.

В данном случае имеет место простое, формальное закрепление стихийно сложившегося у практиков условного обозначения термином «непроизводственная сфера» совокупности отраслей, не входящих в материальное производство.

В современной социально-экономической литературе для характеристики непроизводственной сферы далеко не всегда используется тот же перечень отраслей. В ряде случаев из него исключают геологию и разведку недр, а также науку и научное обслуживание, но присоединяют торговлю, снабжение и сбыт, заготовки, жилищное строительство . При этом подчеркивается теоретическая правомерность использования как инвариантов терминов «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания населения», «сфера услуг».

Наибольшей терминологической неустойчивостью обладает понятие сферы услуг. Традиционный подход предполагает включение в эту сферу только пассажирского транспорта, системы бытового обслуживания населения, связь (по обслуживанию нематериального производства и населения), здравоохранение, физкультуру и спорт. В ряде случаев сюда включают и систему видов социальной деятельности -- кредитование, страхование, управление, охрану общественного порядка, социальное обеспечение, деятельность общественных организаций. Противоречия в отношении названий или присутствия в той или иной сфере отдельных отраслей и видов деятельности на первый взгляд не принципиальны. Однако за ними скрываются противоречия социально-экономического содержания процесса структуризации общественного воспроизводства и категориальная необеспеченность этого процесса.

Очевидно, что структура общественного производства не есть нечто навсегда заданное. Она представляет собой многоаспектное понятие, находящееся в постоянном развитии и сочетающее процессы дифференциации и интеграции. При этом для выделения непроизводственной сферы и материального производства могут быть использованы различные критерии. Широко известны следующие критерии:

  • 1. Участие отраслей и видов деятельности в создании материальных благ.
  • 2. Прямое (потребляющее) воздействие на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование вещества природы с целью его приспособления к человеческим потребностям, она относится к материальному производству. К непроизводственной сфере относятся те виды деятельности, в которых продукт обменивается и потребляется.
  • 3. Овеществление результатов труда.

Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к непроизводственной сфере.

Трудно сказать какой из критериев в наибольшей степени соответствует принципам дифференциации хозяйственного комплекса. Они имеют различную экономическую природу, выделяют различные качества деятельности и не лишены теоретической обоснованности. Вместе с тем в современных условиях формируется новый подход к разделению сфер общественного воспроизводства, выделяющий социальные аспекты. Непроизводственная сфера представляется при этом как сложная система, развитие которой направлено на обеспечение социальных потребностей общества.

Нетрудно заметить, что и само понятие непроизводственной сферы все более приобретает «социальный оттенок». В последние годы получили распространение такие понятия, как «социальная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-культурно-бытовая сфера» и т. п. Изменение названий неформально. Оно приближает непроизводственную сферу к человеку, ориентирует ее на создание условий жизнедеятельности, отвечающих современным реалиям.

Ориентируясь на социальные признаки, можно определить непроизводственную (или социальную) сферу как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности.

Если рассматривать организации социальной сферы с точки зрения классической экономической науки, то очевидно наличие у них всех экономических параметров, присущих функционированию любых предприятий, организаций и учреждений. Отрасли непроизводственной сферы выполняют определенные социально-экономические функции, используют основные фонды, материальные и трудовые ресурсы, требуют инвестиционного обеспечения и т. д., т. е. обладают свойствами, позволяющими рассматривать их как организованное производство. Поэтому именно социальные критерии приобретают в данном случае определяющее значение. Непроизводственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделять непроизводственную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее социальная направленность.

Целью развития непроизводственной сферы является непосредственное удовлетворение потребностей человека. Но и материальное производство имеет своей целью удовлетворение человеческих потребностей. Однако такое удовлетворение не осуществляется непосредственно. Оно имеет несколько ступеней и стадий, разнесенных во времени и пространстве. Непроизводственная же сфера функционирует в условиях совпадения производства и потребления. Ее особенность состоит в том, что она не просто часть общественного производства, но элемент, непосредственно формирующий социально-экономические условия. Именно в непроизводственной сфере, ее пропорциональности и уровне развития имеет отражение качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства.

Наиболее полное определение непроизводственной сферы может быть сформулировано следующим образом: непроизводственная сфера -- это сфера приложения труда, в которой в, рамках производственных отношений производятся как материальные, так и нематериальные услуги, а также организуется обслуживание процесса потребления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги.

С известной долей условности для ее обозначения можно использовать термины «сфера услуг», «социальная сфера», «сфера обслуживания».

Социально-ориентированный подход к разделению сфер общественного производства имеет свою специфику. Здесь нет жесткой связи с отраслевой структурой, так как отраслевая структура динамична и подвержена изменениям. В ходе ее развития постоянно возникают и формируются как отдельные самостоятельные отрасли, так и новые виды деятельности. Этот процесс отражает эволюция непроизводственной сферы. Первоначально услуги включались в непосредственный процесс материального производства, а затем по мере развития общественного разделения труда, обособились в самостоятельные отрасли и подотрасли экономики.

Подобная тенденция характерна для современного этапа общественного развития. Примером тому может служить возникновение коммуникационно-информационной области.

Динамика отраслевого состава выдвигает на первый план иные социально-экономические критерии, не связанные со структурными характеристиками непроизводственной сферы, и в первую очередь ее социальную направленность, целевую ориентацию на удовлетворение потребностей населения.

Отраслевая структура непроизводственной сферы зависит от функций, которые она выполняет. Можно выделить следующие функции:

  • * распределение и обмен;
  • * потребительские услуги;
  • * охрана здоровья населения;
  • * просвещение;
  • * управление и охрана общественного порядка.

Каждая из функций включает в себя ряд видов (отраслей, подотраслей), назначением которых является оказание определенных социальных услуг. Номенклатура таких видов деятельности чрезвычайно широка и разнообразна. Более того, в современных условиях она постоянно расширяется, пополняется и видоизменяется.

Изменения, в ней происходящие, выражаются в более четкой фиксации социально-экономического содержания, целей, функций и особенностей отдельных отраслей и видов деятельности как объектов предпринимательства. Так, получила четкую очерчен-ность и видовую самостоятельность рекреационная деятельность, направленная на оказание услуг в проведении отдыха и досуга; туристическая деятельность, имеющая целью удовлетворение познавательного спроса населения; предпринимательство в сфере недвижимости и ряд других. Но при всем разнообразии традиционных и относительно новых услуг можно выделить ряд общих черт, объединяющих их в одну сферу. К ним относятся:

  • 1. Единая социальная направленность услуг. Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека.
  • 2. Историческая общность возникновения и развития услуг. Она связана с процессом обособления услуг в самостоятельные отрасли в ходе развития процесса общественного разделения труда.
  • 3. Сходство условий производства и потребления услуг. Производство многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении, образуя симбиозную форму «потребительного производства». Это явление обусловливает отсутствие осязаемых результатов производства услуг и затрудняет процесс потребительского выбора. Потребитель может оценить полезность услуги только после акта «производство -- потребление» и заранее имеет лишь косвенную возможность для оценки ее качества. Это свойство чрезвычайно важно для маркетинга, так как обусловливает особую значимость его коммуникативного элемента.
  • 4. Сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки.

Услуги не подлежат хранению и транспортировке. Это свойство увеличивает степень предпринимательского риска во всех отраслях услуг (особенно в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры), а также ставит задачу более точного учета фактора времени и сезонности, «пиковых» нагрузок в течение суток или другого отрезка времени.

Несохраняемость услуг предъявляет особые требования к качеству маркетинговой деятельности. На рынке услуг необходимо более тщательное согласование спроса и предложения, особая гибкость и адаптивность производства, вынужденного без промедления приспосабливаться к изменению потребительского спроса.

  • 5. Сходство услуг в отношении их связи с продуцентом. Услуга не существует отдельно от производителя. В процессе ее производства всегда осуществляется личный контакт производителя с потребителем. При этом возрастает значение квалификации производителя услуг. От его профессиональных навыков, знаний, способностей и коммуникабельности зависит конкурентоспособность фирмы, производящей услуги. Причем с ростом индивидуализации запросов потребителя и расширением ассортиментного ряда услуг повышается роль личных контактов потребителя услуг и их продуцента.
  • 6. Сходство услуг в отношении широты качественных характеристик.

В условиях совпадения производства и потребления услуг и зависимости результата деятельности предприятия непроизводственной сферы от квалификации кадров невозможно гарантировать постоянство качества услуг. Услуга существует как вид человеческой деятельности, и ее качество может варьироваться в широких пределах. Это обусловливает необходимость сведения к минимуму влияния фактора непостоянства качества. С этой целью предприятие сферы услуг решает задачи совершенствования кадровой структуры, повышения квалификации персонала, внедрения современных технических средств и эффективных технологий.

Сложная экономическая природа непроизводственной сферы придает специфический характер складывающимся в ней экономическим отношениям. Во-первых, здесь действуют экономические отношения материального производства. Они доминируют в сфере так называемых «производственных» услуг, т. е. тех услуг, условия производства которых наиболее близки к условиям материального производства. К производственным услугам относятся услуги таких отраслей, как транспорт по обслуживанию населения, связь, торговля, общественное питание, некоторые бытовые услуги. Экономические отношения, формирующиеся в этих отраслях, по существу не отличаются от отношений материального производства.

Во-вторых, в основе развития непроизводственной сферы лежат отношения воспроизводства услуг и нематериальных благ, что создает базу для обмена деятельностью между сферой услуг и материальным производством. непроизводственный услуга социальный сфера

Наконец, в-третьих, экономические отношения в непроизводственной сфере включают формирование общественно необходимых затрат труда.

Характер экономических отношений в непроизводственной сфере и ее специфика позволяют рассматривать эту сферу как цельный, самостоятельный и своеобразный социально-экономический объект. Рыночная концепция развития непроизводственной сферы предполагает использование всей совокупности маркетинговых методов, направленных на обеспечение сбалансированности спроса и предложения.

Современный человек является потребителем не только товаров, но и услуг. Развитие непроизводственной сферы - это важнейший показатель в экономике любого государства.

Что такое непроизводственная сфера?

Этим понятием называют все экономические отрасли, которые удовлетворяют нематериальные потребности людей в обществе. К таким потребностям относятся организация, перераспределение и использование материальных ценностей, духовные блага, развитие разных сторон личности, а также здравоохранение. Сфера непроизводственная отвечает социальным потребностям общества и каждого индивидуума в нем.

Сюда относят и понятие «духовное производство». Этот термин ввел еще Карл Маркс, который понимал под ним производство умений, навыков, идей, художественных образов и ценностей. Также к непроизводственной сфере относятся отрасли, которые заняты производством услуг.

Отличие услуги от товара

Человек является объектом труда для сотрудников предприятия, которое занимается оказанием услуг. Товар представляет собой некоторый предмет или вещь, наделенную определенными свойствами. Он был получен в результате труда, совершенного в прошлом. Услуга же имеет только полезные свойства, не прикрепленные к материальному носителю, и является результатом труда в настоящем. Услуга продает сотрудника фирмы, который ее оказывает, она не может менять своего владельца, в отличие от товара. Услуги не имеют стоимости. Однако обладают ценой, которая определяется стоимостью способности работника к труду и затраченными

Сфера непроизводственная основывается на материальной базе. Без материального производства она не могла бы существовать. Ведь услуги в конечном итоге обмениваются на товары. Работники, задействованные в материальном производстве, обеспечивают содержание и тех, кто трудится в сфере услуг.

Отрасли непроизводственной сферы

Социологи выделяют 15 отраслей:

  • продажи (коммерция);
  • общепит;
  • бытовые услуги: уход за домом, ремонт и изготовление по заказам различных групп товаров, личная гигиена;
  • школьное и дошкольное образование;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • рекреационные услуги;
  • обслуживание учреждений культуры;
  • информационное обеспечение;
  • финансы и страхование;
  • правовое обеспечение граждан;
  • услуги юридических и нотариальных контор;
  • связь;
  • транспортное обеспечение.

Зачастую предприятия занимаются предоставлением сразу нескольких различных отраслей.

Сфера непроизводственная вместе со всеми ее учреждениями и предприятиями, оказывающими материальные услуги, в совокупности представляет собой социальную инфраструктуру.

Также имеются отрасли, имеющие отношение к сфере услуг, которые занимаются обслуживанием больших социальных слоев:

  • управление госорганизациями;
  • образование среднее, начальное, высшее;
  • наука;
  • органы государственной безопасности;
  • общественные объединения.

Связь с производительным трудом

Сфера непроизводственная не создает новую стоимость. Однако это не значит, что такой труд является бесполезным для социума. Материальное производство лежит в основе Непроизводственные отрасли являются надстройкой к материальным и не могут существовать без них.

Не создается непроизводственной сферой, так как она ориентируется на всестороннее духовное развитие человека, состояние его здоровья и т. д. Тем не менее она может повлиять на производительность, повысить квалификацию персонала, то есть косвенно воздействует на национальный доход государства.

Положение в современной России

Непроизводственная сфера хозяйства является отражением потребностей общества и изменений их структуры в зависимости от уровня жизни граждан. В современной России в данной области трудится более 30% населения.

Для непроизводственной сферы в нашей стране характерна территориальная дифференциация по уровню ее развития. Такие различия присущи при сравнении как отдельных регионов, так и федеральных округов. Территориальная дифференциация - одна из причин Возникла она в 60-е годы прошлого века.

Центры непроизводственной сферы имеют иерархию:

  1. Москва.
  2. Центральные города субъектов федерации.
  3. Районные центры.
  4. Центры сельских поселений.
  5. Сельские поселения.

Организации, занятые рекреационным и санаторно-курортным обслуживанием, имеют свою специфику территориального распределения. Они зависят от размещения природной и социально-экономической базы. Поэтому в России сформировалось два крупнейших центра - Северокавказский и Черноморский.

Непроизводственная сфера представлена в экономике отраслями, которые занимаются удовлетворением культурных и духовных потребностей человека. Она тесно связана с материальным производством и сильно от него зависит. В нашей стране для отраслей нематериального производства характерна территориальная дифференциация.

Производственная сфера- совокупность отраслей материального производства, в которых создаются материальные блага - средства производства, предметы потребления. В состав производственной сферы входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, энергетика, торговля, общественное питание, складское хозяйство, целый ряд специфических отраслей, производящих материальный продукт - издательское дело, киностудии, предприятия звукозаписи, проектные организации, заготовка плодов, грибов, ягод, семян, дикорастущих трав и их первичная обработка и др. В производственную сферу входят услуги. К производственной сфере относится значительная часть научной деятельности, которая непосредственно воплощается в материальных благах: проектные и конструкторские организации, экспериментальные и опытные производства, биостанции, биолаборатории, проектные и изыскательские организации по глубокому бурению на нефть и газ и т.д.

Развитие разделения труда, появление новых отраслей и производств, производящих материальные продукты, превращение науки в непосредственную производительную силу, превращение материального производства в наукоемкое производство делают весьма подвижной границу между производственной и непроизводственной сферой.

Нерешенным является вопрос об отраслях, производящих военную продукцию, поскольку конечное использование продукта данных отраслей связано с военными действиями.

Показатели, характеризующие производственную сферу: численность занятых в целом и по отраслям, объем производства средств производства и предметов потребления, их удельные веса; лроизводство отдельных видов наиболее значимой продукции, нефти, газа, металлов, продукции машиностроения, сбор зерна, других видов сельскохозяйственной продукции и т. д. Косвенным показателем эффективности производственной сферы является показатель производительности труда в целом и по отраслям.

Разграничение сфер человеческой деятельности на производственную и непроизводственную методологически опирается на учение Маркса о производительном и непроизводительном труде, на теорию прибавочной стоимости. В СССР данное разграничение применялось при статистическом учете объема совокупного общественного продукта и национального дохода. Исходными методологическими посылками для такого исчисления были следующие: а) прибавочный продукт создается в отраслях производственной сферы; б) непроизводственная сфера содержится за счет перераспределяемого из производственной сферы прибавочного продукта через госбюджет и личные доходы граждан, уплачиваемые ими за услуги.

В статистике стран с развитой рыночной экономикой разграничение между производственной и непроизводственной сферой не проводится.

Непроизводственная сфера- совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.). Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. В нее входят отрасли: образование, здравоохранение, культура, искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.

Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей, изменение их структуры по мере повышения уровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах в связи с развертыванием НТР с середины XX в. четко выделился и стал динамично развиваться блок отраслей нематериальной сферы, продукция которых была направлена на развитие человеческого фактора: образование, здравоохранение, услуги социального характера и др. Удельный вес занятых в сфере услуг в настоящее время достигает 70%.

В России в непроизводственной сфере занято не многим более 30%. Хотя данные мало сопоставимы с зарубежной статистикой.

Разграничение сфер деятельности на производственную и непроизводственную методологически опиралось на учение Маркса о производительном и непроизводительном труде и применялось при учете объема совокупного общественного продукта и национального дохода. Считалось, что труд, занятый в непроизводственной сфере, не создает прибавочного продукта, и непроизводственная сфера содержится за счет перераспределения из производственной сферы.

В СССР до 1989г. отрасли непроизводственной сферы учитывались только в расходной части фонда потребления. В статистике стран с развитой рыночной экономикой разграничения между производственной и непроизводственной сферой не проводится.

В настоящее время в России признано, что труд в отраслях непроизводственной сферы является производительным, создает стоимость и прибавочную стоимость, объем производства отраслей данной сферы по особой методике включается в общую стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП).

Производительный труд во всяком обществе, независимо от его социальной формы — труд , создающий материальный продукт (т. е. труд в сфере материального производства). Однако в каждой общественно-экономической формации производительный труд выступает как общественно определённый труд, имеющий свои специфические особенности.

Таким образом, продукты должны быть произведены производительными работниками в таком количестве, чтобы прокормить не только себя и (на основе обмена товара на товар) других товаропроизводителей, но и непроизводительных работников (продавцов услуг). Экономически это означает следующее: 1) оказание услуг в обмен на товар, «продажа услуг», требует не просто уже данного товарного хозяйства, но и хозяйства достаточно производительного, чей прибавочный продукт (разумеется, материальный), выступая как товар, достаточен для содержания работников сферы услуг; 2) сфера услуг, или нематериального производства, возникает на базе материального производства, зависит от него, подчинена ему. Последнее положение остаётся верным, как бы ни менялось соотношение численности занятых материальным и нематериальным производством, во всяком случае, пока сохраняется общественное разделение труда. Работники материального производства содержат как сами себя, так и прочих членов общества, включая работников сферы услуг.

2.2. Образование, здравоохранение, культура

Образование и здравоохранение непосредственно участвуют не в самом производстве, а в воспроизводстве важнейшего фактора производства – рабочей силы, участвуют в определении её цены. Здоровый рабочий может трудиться более производительно, чем больной. Квалифицированный рабочий может произвести за один и тот же период рабочего времени бо́льшую стоимость, чем неквалифицированный. Но производительно трудится в любом случае сам рабочий, и то, что он производит средства к жизни в том числе и для работников медицины и образования, обусловлено тем, что последние обменивают свой труд на продукт труда рабочего, а не тем, что они являются участниками производительного труда.

Участие работников медицины и образования в определении цены рабочей силы означает лишь то, что какая-то часть расходов на содержание здравоохранения, образования и культуры включается в заработную плату рабочего, но стоимость своей рабочей силы по-прежнему рабочий создаёт сам. Цена рабочей силы включается в издержки производства капиталиста наряду с издержками на вещественные элементы производства. Если семья рабочего сама платит за услуги медицины и за образование, то эти расходы определяют величину стоимости рабочей силы, соответственно – её продажную цену, которую рабочий должен возместить капиталисту с избытком. Если весь класс капиталистов возлагает эти расходы на свой коллективный исполнительный орган – государство , то в результате капиталист платит за эти услуги не в форме зарплаты рабочего, а в форме налогов – из той прибавочной стоимости, которую создают наёмные рабочие. В обоих случаях врачи и учителя содержатся за счёт рабочего класса. Расходы на их содержание являются такими издержками, которые, хотя и являются необходимыми условиями производства, сами в него не входят.

2.3. Наука

Наука , как и предсказывал Маркс, становится непосредственной производительной силой. Научная деятельность, с точки зрения практических результатов, есть открытие закономерностей природы, создающее возможность применения новых сил природы на службе человеку. В этом смысле наука предоставляет в распоряжение производства не собственную «силу», а силы природы. Именно поэтому Маркс и сравнивал науку с данными самой природой производительными силами. Превращение этой возможности в действительность осуществляется благодаря технологическому применению данных науки. Из этого следует, что не имеющие прикладного характера виды научной деятельности должны быть заведомо исключены из производственной деятельности. Но и технологическое применение науки производит не само по себе, а реализует своё участие в производстве через изменение производительности живого труда. Пока существует противоположность между умственным и физическим трудом, участие умственного труда, в частности, труда учёных в производстве, всё ещё будет опосредствованным. В обществе нет, конечно, неподвижных резких граней, и наука частично входит в производственную сферу – на стадии опытно-конструкторских работ, но не на стадии научно-исследовательской деятельности. Маркс, говоря, что «наука становится непосредственной производительной силой», имел в виду перспективу преодоления противоположности между умственным и физическим трудом, превращение всего производства в сознательное технологическое применение науки. Пока этого нет, отнесение науки к сфере производства является преждевременным.

Научная деятельность не создаёт материального продукта, не создаёт и национального дохода, напротив, является сферой значительных затрат, окупающихся развитием технологий, повышающих производительную силу труда в материальном производстве. Эти затраты учитываются в стоимости конечного продукта, но не представляют собою вновь созданной стоимости.

2.4. Соотношение непроизводственной и производственной сфер

Тот факт, что в непроизводственной сфере не производится новая стоимость, не означает какого-то принижения непроизводственного труда, его ненужности обществу. Он означает лишь то, что сфера материального производства является основой благосостояния общества, а непроизводственная сфера — как бы надстройкой над ней, она зависит в конечном счёте от материального производства, определяется его базисными отношениями. Наличие развитой сферы материального производства является необходимым условием существования непроизводственной сферы.

Хотя труд в непроизводственной сфере и не создаёт национального дохода, однако, поскольку он направлен на развитие духовных потенций человека, на сохранение его здоровья и т. д., он оказывает влияние на производительность труда и квалификацию работников материального производства и тем самым косвенно влияет на размер совокупного общественного продукта и национального дохода.

3. Производительный труд при капитализме

Для производительного труда при капитализме характерно, что он создаёт прибавочную стоимость . Труд в сфере материального производства с капиталистической точки зрения не является производительным, если он не производит прибавочной стоимости.

Специфически капиталистический наёмный труд означает, что он обменивается на деньги как на капитал, в отличие от наёмного труда, обменивающегося на деньги как на доход. В первом случае речь идёт о том, что рабочий продаёт свою способность к труду капиталисту, который организует производство с целью извлечения прибавочной стоимости. Во втором случае рабочая сила продаётся для удовлетворения личных потребностей капиталиста. Например, капиталист нанимает портного для того, чтобы он ему сшил костюм. Здесь он труд портного использует не для наживы, не для производства прибавочной стоимости, как, например, это имеет место на швейной фабрике.

Капиталистический способ производства основан на наёмном труде, который прямо обменивается на деньги как на капитал и в силу этого производит капитал. Этот вид наёмного труда является производительным трудом в капиталистическом обществе. «Актёр, например, и даже клоун, является, в соответствии с этим, производительным работником, если он работает по найму у капиталиста (антрепренёра), которому он возвращает больше труда, чем получает от него в форме заработной платы; между тем мелкий портной, который приходит к капиталисту на дом и чинит ему брюки, создавая для него только потребительную стоимость, является непроизводительным работником» .

Наёмный труд, непосредственно обмениваемый на капитал, функционирует как в материальном, так и в нематериальном производстве, т. е. там, где происходит увеличение стоимости капитала. Поэтому наёмный труд, непосредственно обмениваемый на капитал, является всеобщей формой производительного труда при капитализме. Но так же как всеобщая формула капитала Д→Т→Д" не даёт ответа об источнике увеличения стоимости капитала, всеобщая форма производительного труда не отвечает на вопрос: какой труд создаёт прибавочную стоимость? Дело в том, что в форме наёмного труда, непосредственно обмениваемого на капитал, действует не только труд, создающий прибавочную стоимость, как это имеет место в материальном производстве, но и труд, который только улавливает уже созданную прибавочную стоимость , как это происходит в сфере обращения и в нематериальном производстве.

Поэтому при капитализме следует различать производительный труд по сущности и форме. По сущности производительный труд при капитализме - это труд, создающий прибавочную стоимость и тем самым увеличивающий стоимость капитала. Этот труд является материальной основой воспроизводства капиталистических производственных отношений.

По форме производительным трудом является всякий наёмный труд, непосредственно обмениваемый на капитал и увеличивающий его стоимость. Этот труд воспроизводит также капиталистические производственные отношения.

Артист, работающий у антрепренёра, является наёмным, но не производительным работником. Своим трудом он не участвует в производстве материальных благ и поэтому не создаёт новой стоимости (следовательно, и прибавочной стоимости). Заработная плата артиста, равно как и прибыль , которую получает антрепренёр, является вычетом из дохода публики. «Продажа этих услуг публике, — говорит К. Маркс, — возмещает антрепренёру заработную плату и даёт прибыль» . С точки зрения антрепренёра , однако, этот артист будет производительным работником, поскольку он обеспечивает ему получение прибыли, подобно тому как наёмный торговый работник или банковский служащий являются, с точки зрения торговца и банкира, производительными работниками, поскольку их труд даёт возможность присваивать прибыль. Эта субъективная точка зрения капиталиста фетишизирует общественную форму производительного труда при капитализме. Видимость явлений принимается за их сущность. Такое положение обусловлено несовпадением труда, производящего прибавочную стоимость, и труда, приносящего прибыль капиталисту.

В форме производительного труда в капиталистическом обществе выступает всякий труд, непосредственно обмененный на капитал и доставляющий прибыль. Сферой приложения такого труда являются все виды человеческой деятельности, если они капиталистически организованы. При капитализме, пишет К. Маркс, «писатель является производительным работником не потому, что он производит идеи, а потому, что он обогащает книгопродавца, издающего его сочинения, т. е. он производителен постольку, поскольку является наёмным работником какого-нибудь капиталиста» .

В сущности, такой подход буржуазных экономистов к национальному доходу полностью совпадает с определением его как суммы доходов всех жителей страны. Такое определение национального дохода выгодно буржуазии, так как оно затушёвывает действительный процесс его распределения в буржуазном обществе, скрывает процесс эксплуатации. В действительности национальный доход создаётся только производительными работниками . Только эти работники своим трудом создают новую стоимость годового общественного продукта.

Прибыль капиталиста в сфере непроизводительного труда представляет собой часть прибавочной стоимости, произведённой в сфере материального производства и перераспределённой в соответствии со средней нормой прибыли .

Но прибавочная стоимость — это стоимость прибавочного продукта, продукта прибавочного труда производительного работника. Как прибавочный продукт — часть всего продукта труда рабочего, так и прибавочная стоимость — часть стоимости произведённых наёмным рабочим для капиталиста товаров.

Именно поэтому марксистская политэкономия утверждает, что понятие производительного рабочего при капитализме включает в себя, во-первых, отношение между рабочим и продуктом его труда, а во-вторых, также и специфически общественное, исторически возникшее производственное отношение, делающее рабочего непосредственным орудием увеличения капитала. Первое отношение выведено из общих условий материального производства. Второе — из капиталистического характера производства.

В этом состоит коренное отличие взгляда марксистской политэкономии от воззрений буржуазной политэкономии на понятие производительного труда. Буржуазная политэкономия считает производительным всякий труд, приносящий «доход». Марксистская политэкономия считает производительным только труд в сфере материального производства, создающий новую стоимость, распадающуюся на заработную плату рабочего и прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистом.

4. Производственная и непроизводственная сферы и классовая принадлежность

Как известно, пролетариат — класс наёмных работников, лишённых собственных средств производства и вынужденных поэтому продавать свою рабочую силу собственникам общественных средств производства — капиталистам, использующим наёмный труд в целях получения прибыли.

При капитализме любой наёмный рабочий, чей труд является источником прибыли для капиталиста, принадлежит к классу пролетариев, — независимо от того, занят он в сфере материального производства (производства товаров), или в сфере нематериального производства (производства услуг и духовных благ).

С другой стороны, пролетариат не является однородным, и разделение пролетариата на разные «отряды» в зависимости от близости к жизненно важным органам «организма» всего капиталистического производства является объективным. С практической точки зрения, с точки зрения революционной политической стратегии и тактики, это разделение означает, что одни отряды пролетариата, по самому своему месту в общественном разделении труда, могут наносить капиталу более ощутимые удары, обладают (хотя бы потенциально) большей экономической (а значит и политической) силой, чем другие.

5. Производительный и непроизводительный труд при социализме

В социалистическом обществе , целью которого является не производство товаров и не производство прибавочной стоимости, а производство самого человека, противоположность производительного и непроизводительного труда утратит прежний смысл. Когда материальное производство перестанет служить накоплению богатства как такового, а станет средством обеспечения полного благосостояния и всестороннего развития каждого члена общества, иные виды труда, служащие той же цели, перестанут противополагаться труду по созданию материальных благ. К тому же преодоление противоположности между умственным и физическим трудом приведёт к исчезновению социальных категорий, занятых исключительно тем или иным видом труда, каждый из которых будет трудом на благо всего общества.