Проект «Сказка в музыке. Проект по музыкальному воспитанию в детском саду «Где живёт звук? Музыкально творческие проекты в детском саду

Проект «Где живёт звук?»

(для детей старшей разновозрастной группы)

Тип проекта : исследовательский

Продолжительность : среднесрочный (16 апреля-25мая 2018г.)

Участники проекта:

    дети старшей разновозрастной группы,

    музыкальный руководитель – Габдулхаликова Эльвира Гамировна,

    воспитатели группы – Игнатова Ирина Анатольевна, Половная Надежда Вячеславовна, Сигова Людмила Владимировна, Карпакова Юлия Владимировна.

    родители воспитанников.

Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Проблемные вопросы:

«что такое звуки?»

«как они получились?»

«почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

Цель: Ознакомление детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки,

Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру

развивать наблюдательность

развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Детские музыкальные инструменты.

Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

Детская художественная литература;

Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат

Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;

Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Содержание проекта:

1. Подготовительный этап:

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги, родители.

Подбор музыкального репертуара, разработка конспектов образовательной деятельности, сценариев музыкальных гостиных, стратегии реализации проекта.

2. Основной этап:

Дидакт.

и речевые игры

Слушание

16.04.18 – 20.04.18 «Почему все звучит?»

закрепить у детей знание звуков улицы, дома;

Подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;

Учить соотносить звуки и образы;

Развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление

«Музыка или шум»,

«Почему все звучит»,

«Замри и слушай»;

«Где живут звуки?».

«Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик;

А/з «Звуки окружающего мира»

М. Потоловский. «Лошадка»;

Э. Григ. «Птичка»;

Л. Дакен. «Кукушка»;

Д. Россини «Кошачий дуэт».

23.04.18 – 28.04.18 «Знакомство с деревянными звуками».

деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон

привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;

Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;

Вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

«Найди звук»;

«Коробоч-

ка с секретом».

«Определи по ритму»;

«Палочка-стукалочка».

П. Чайковский.

«Марш деревянных солдатиков»;

Ю. Чичков. «Ложкари»;

В. Мурадели «Дятел».

3.05.18. – 08.05.18 «Знакомство с металлическими звуками»

металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;

Учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;

Формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

«Как распространяется звук?»

«Колокольцы-бубенцы?»

«Туча», шотл. нар. песня.

М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»;В. Агафонников. «Сани с бубенцами»;

З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон;В. Кикта. «Гусляр Садко»

10.05.18 – 17.05.18 «Знакомство с шуршащими звуками»

бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;

Побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;

Воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

«Почему не слышно?», «Сделай маракас»

«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру»,

«Мы-веселые мышата»

Ж. Косма. «Опавшие листья»;

А. Токмакова «Медведь»

18.05.18 – 24.05.18 «Знакомство со «стеклянными звуками»

); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.

привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты

Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

Развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его.

«Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?»

«Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько)

К. Сен-Санс. «Аквариум»;

П. Чайковский.

Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

25.05.18. – 28.05.18 «Звуки природы»

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.

Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч

заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

Учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

Развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

«Звуки в воде», «Где живет эхо?»

«Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик

«Осень» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова;

«Дождик и ливень»

Г. Левдокимова; «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шу-мит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева;«Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковско-го;«Весна» А. Вивальди; «Музыка»Г. Струве.

Итог проекта – Презентация - май

1. Музыкальное развлечение «Радуга звуков»

2. Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.

Результаты проекта:

В результате выполнения проекта у детей произошло:

развитие познавательных способностей,

развитие творческого мышления,

развитие коммуникативных навыков,

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1-2 2018г.

2. https://kopilkaurokov.ru

Музыкальный проект для старших дошкольников «Насекомые малышки - наши меньшие братишки!»

Образы насекомых в искусстве

Вид проекта: познавательно – творческий.

Длительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 7 лет).

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, воспитатель Гончарова Елена Васильевна, педагог-психолог Рыжанова Екатерина Александровна
Образовательные области:
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Физическое развитие.

Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, формирования у детей музыкально-эстетического вкуса в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые малышки - наши меньшие братишки!»

Задачи проекта:
1. Развивать основы культуры слушания музыки П. И. Чайковского, Р. Шумана, С. С. Прокофьева, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Грига, Д. Тухманова.
2. Прививать интерес к высокохудожественной музыке.
3. Побуждать передавать образы природы в танцевальном творчестве и изобразительном искусстве, театрализованной деятельности.
4. Развивать эстетические чувства детей на основе интеграции разных видов образовательных областей – художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие и физическое развитие.
5. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
6. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
7. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
8. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Актуальность проекта:
В наше сложное время у людей нет возможности, времени слушать качественную музыку. Редко родители знакомят своих детей с классической музыкой. В основном дома звучат популярные эстрадные песни.

Слушание лучших образцов классической музыки оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, развиваются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, у ребенка вырабатываются эстетические вкусы, он начинает тянуться к прекрасному, приобщаться к мировой музыкальной культуре. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее. Разрешить эти проблемы поможет реализация данного проекта.

На мой взгляд, язык природы наиболее близок и понятен детям дошкольного возраста. Образы насекомых интересны детям.

Прослушивание высокохудожественной классической музыки о природе, музыки, аранжированной специально для детей, аранжированной звуками природы, настоящих звуков природы в записи, проведение игр со звуками дадут ребенку прочувствовать красоту единения музыки и природы, ознакомление с воплощением образов насекомых в изобразительном искусстве, хореографии и театре.

Планируемые результаты:
- дети с интересом слушают музыку различных жанров (классическую, народную, детскую; эмоционально откликаются на нее, могут дослушать произведение до конца.
- у детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- умеют различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
- умеют выполнять мимические упражнения и пантомимы, танцевальные композиции, творческие задания, связанные с образами природы.

Подготовительный этап:
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о насекомых)
- подбор литературы, наглядных и дидактических, аудио- и видеоматериалов, музыкально - ритмических игр к занятию «Образы насекомых в музыкальных произведениях»;
- подготовка материалов для организации творческой и познавательной деятельности.
- подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
- разработка сценариев спортивно-музыкального праздника «Веселые букашки» и музыкального развлечения «На полянке», подготовка танцев, песен по теме;
- оформление зала для музыкального развлечения;
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки детских поделок «Букашечки-таракашечки», спортивно-музыкальный праздник на спортивной площадке «Веселые букашки», музыкальное развлечение на улице «На полянке»).
- привлечение родителей к подготовке работ к выставке «Букашечки-таракашечки» и подготовке к музыкальному развлечению «На полянке».

План реализации проекта:
1. Цикл музыкальных встреч «Образы насекомых в музыкальных произведениях композиторов»;

Формы и содержание работы: Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», С. Прокофьев «Детская музыка» №7 «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки».

Разучивание песен: «Веселый жук» муз. Р. Котляревского,

«Жучок» муз. А. Филлипенко,

«О ленивом червячке» муз. В. Ефимова

Разучивание танцевальных композиций «Божьи коровки», «Муравей», «Пчелки» под музыку из сборника «Знакомые насекомые» Лидии Раздобариной, «Букашки и ромашки», «С добрым утром» из сборника

Ку-Ко-Ша;

Просмотр иллюстраций картин с изображением насекомых;

Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Хоровод насекомых», «Поймай комара», «Бабочки и ласточки», «Раз, два, три мотылька лови», «Ловишки- муравьишки», «Медведь и пчелы»

Игра на музыкальных инструментах под песню «Добрый жук» А. Спадавеккиа;

2. Беседы «Путешествие в мир насекомых»;
Формы и содержание работы:
Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха;

Просмотр мультфильмов: «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Стрекоза и муравей», «Коровка»;

Разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»;

Прослушивание музыкальной аудиосказки: «Отважный Капоша» автор Татьяна Груша;

3. Музыкальное развлечение на улице «На полянке»;
Развлечение с песнями, танцами и играми




4. Спортивно-музыкальный праздник на спортивной площадке «Веселые букашки»;


Праздничное мероприятие с эстафетами, песнями, танцами и играми
5.Выставка детских творческих работ
«Букашечки-таракашечки»;


Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
4. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
8. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
9. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
10. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
11. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
12. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

Актуальность

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.

Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.

Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с октября 2013г. по январь 2014 г.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста,

Родители воспитанников,

Руководители проекта: воспитатель – Муравьева М.А., музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.

Описание деятельности в ходе проекта

Основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Этапы работы:

1. Подготовительный:

Изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

Подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;

Обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

Анкетирование родителей по теме проекта;

Встречи с родителями;

Совместное создание фонотеки, видеотеки;

Участие в создании «мини-галереи» (картин, портретов великого композитора, художников);

Участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

Совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.

2. Основной – практический:

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю

Перспективный план музыкально-творческой гостиной в подготовительной группе

Тема: «Балет невылупившихся птенцов»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Художественная литература: Е. Михаленко«Цыпленок», Т. Завадская «Сказка про цыпленка».

«Балет невылупившихся птенцов» (аппликация из гофрированной бумаги).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Цыплёнок» Союзмультфильм, 1973.

Наглядные пособия: Виктор Гартман «Балет невылупившихся птенцов», иллюстрации, репродукция картины А. Кузнецовой "Котята и цыплята".

Тема: «Гном»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Гном».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Гном».

Художественная литература: М. Липскеров «Маленький гном Вася», сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Т. Минченко "Листопадный гном".

Художественно-творческая деятельность: «Гном» (аппликация, оригами).

Мультимедийные презентации: «Самый маленький гном». Союзмультфильм,1977 -83, «Белоснежка и семь гномов» (Дисней),1939, «Гном» https://yadi.sk/d/GtXzHemjTmrwh.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Гном», иллюстрации

Тема: «Старый замок»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Старый замок».

Художественная литература: Шарль Перро «Спящая красавица».

Художественно-творческая деятельность: «Старый замок» (бумагопластика, живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Спящая красавица», 1959Страна: США «Старый замок « https://yadi.sk/d/hMGe4PzETmpyu.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки «Замки»,репродукция картины Г.П. Кондратенко «Руины старого замка».

Тема: «Избушка на курьих ножках»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

Художественная литература: Русские народные сказки.

Художественно-творческая деятельность: «Баба – Яга» (пластилинография).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Ивашка из дворца пионеров» Союзмультфильм,1981 г.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Избушка на курьих ножках»,иллюстрации, репродукция картины И.И. Шишкина «Темный лес», И. Левитана «Березовая роща».

Тема: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Художественная литература: Русские народные былины.

Художественно-творческая деятельность: «Богатырские ворота» (живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г., «Василиса Микулишна» Союзмультфильм,1975 г., «Два богатыря» Союзмультфильм,1989 г.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве», иллюстрации,репродукции картинВ.М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье».

Тема: «Лиможский рынок»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

Художественная литература: А. Барто «Кому чего? (На птичьем рынке)», Э. Успенский «Птичий рынок».

Художественно-творческая деятельность: «Лиможский рынок» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Птичий рынок» ТО «Экран»,1974, «Как старик корову продавал» ТО «Экран»,1980, «Лимож. Рынок» https://yadi.sk/d/mpMjh8xsTmt2t.

Наглядные пособия: Иллюстрации, репродукция картины Ф.В.Сычкова «Колхозный Базар».

Тема: «Тюильрийский сад»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад».

Художественная литература: Сказки про игрушки и детские забавы.

Художественно-творческая деятельность: «Тюильрийский сад» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Тюильрийский сад» «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Тюильри» https://yadi.sk/d/AzkhZvlrTmtBy.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки,репродукции картин Маковского К. Е.

Тема: «Катакомбы. Римская гробница»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Катакомбы. Римская гробница».

Художественная литература: Мифы Древнего Рима для детей дошкольного возраста.

Художественно-творческая деятельность: «Катакомбы. Римская гробница» (аппликация).

Мультимедийные презентации: Презентация «Римские гробницы».

Наглядные пособия: Иллюстрации, Виктор Гартман«Катакомбы. Римская гробница».

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3. Итоговый

  1. Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов родителями для праздника «Ожившие картинки».
  3. Проведение праздника для детей и родителей детского сада «Ожившие картинки».
  4. Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете, городской конференции.

Список литературы:

  1. Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке» / М., 1997.
  2. И. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» / М. 2007.
  3. В. Стасов «Собрание статей о Мусоргском и его произведениях»/ М., 1987.
  4. Н. Новиков «Звук родной струны…» / Москва АСТ 2006 год.
  5. М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики»/ М.,1998.
  6. М. Юрьев «М.П. Мусоргский. Биография» / ОАО «Просвещение», 2005.
  7. П. Соломонов «Архив классической музыки» /«Музыка» Санкт-Петербург, 2001.
  8. Р. Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века»/ Москва АСТ, 2006.
  9. Э. Фрид «М.П. Мусоргский»/«Музыка» Санкт-Петербург 2003 год.

МАДОУ «детский сад №364» Пермь.

Музыкально-творческий проект «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ВМЕСТЕ С МАМОЙ» для детей 5 – 6 лет и их родителей

Введение

Наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи участников образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад, в данном случае – музыкальный руководитель.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели. Проект подразумевает деление всего срока реализации проекта на 5 учебных месяцев — с января по май.

Актуальность

В рамках нового образовательного стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.

Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Проект «Играем в оркестре вместе с мамой» помогает родителю:

— увидеть отличие мира детей от мира взрослых;

— относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

— открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;

— проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

— понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.

Музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. А помогут нам наши родители – наши партнёры!

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной музыкально – исполнительской деятельности (игры в оркестре); в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель проекта: создание детско – родительского оркестра «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»,

Описание проекта:

Проект направлен на моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой (родителями), формирование духовно — нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий и досуговых мероприятий.

Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта: моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой.Развитие музыкальных и исполнительских способностей в процессе музицирования.

Задачи проекта :

Обучающие:

  1. Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.
  2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  3. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
  4. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
  5. Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре;
  6. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);
  7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по музицированию.

Развивающие:

1. Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
2. Развивать тембровый, динамический, ритмический слух.
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:
1. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона средствами игры в оркестре вместе с мамой (родителями).
2. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
3. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Направленность: дети, родители.

Проект состоит из 3х основных этапов:

  1. Подготовительный этап (январь).

Организационное занятие.

Беседа с детьми и родителями о предстоящей деятельности.

Знакомство с планом работы.

Слушание музыкальных произведений, которые буду аранжированы.

Знакомство с музыкальными инструментами.

  1. Практический этап (февраль — май)

Обучающий процесс:

Групповые занятия для родителей и детей — 1 занятие в неделю (во вторник в 18.00)

Индивидуальные и подгрупповые занятия для детей — 1 занятие в неделю (в среду в 11.30)

  1. Заключительный этап (май).

Итоговые мероприятия: Концертная программа для детей и родителей на конкурсе «Минута славы»

Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой» рассчитан на дополнительные занятия с детьми и родителями в вечернее время и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей и родителей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, формировать умение взаимодействовать с партнёрами

Практический этап состоит из тематических разделов:

«Знакомство с инструментами и оркестрами» — знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.

«Элементарные музыкальные знания» — уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.

«Игра на музыкальных инструментах» обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.

«Творческие задания» — инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание сказок и стихов.

Перспективный план работы.

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

Январь Знакомство с инструментами:

Знакомство с игрой на металлофоне .

Учить детей и родителей самостоятельно брать и правильно держать молоточек,

помахивать им свободно в воздухе (сравнить звук зажатого в руке молоточка и молоточка, свободно держащего),

добиваться отскакивания молоточка от пластинки, стремится к красивому звуку.

Постукивать им по ладошке и по кубику, по столу, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

«Вальс» муз. Филиппенко

Высокие и низкие звуки,

Поступенное движение мелодии.

Что такое «вступление» и «заключение».

«Птица и птенчики» Е. Тиличеевой

«Лесенка»

Игра в оркестр:

Учить детей и родителей вместе начинать игру на инструменте.

Соблюдать общий темп.

Выполнять простей ритмический рисунок на металлофоне.

Использовать схемы игры на металлофоне.

Схемы «Андрей – воробей»

«Вальс» муз Филиппенко

Творческие задания:

Учить детей передавать ритмический рисунок своего имени ударами по металлофону.

«Та-ня, Ма-ша и т.д.»
февраль

Знакомство с приемами игры на бубне:

удар ладошкой,

удар кулачком (косточками) по донцу,

встряхивание

Учить правильно держать бубен в левой руке – ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках — показ приемов игры:

удар палочкой,

встряхивание толчком пальцев,

прием «трель».

учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимая кисть, свободно встряхивать и ставить на ладошку.

Познакомить со звучанием оркестра русских народных инструментов.

«Итальянская полька» муз Рахманинова, Видеозапись русского народного оркестра.

Слушание колокольного звона.

Элементарные музыкальные знания:

Динамика музыки (тихо — громко)

Познакомить с метроритмической организацией музыки – темп, метрический пульс, сильная доля.

«Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Игра «Тихо — громко»

Игра в оркестр:

Учить детей вместе заканчивать игру на инструменте. Соблюдать общую динамику

Выполнять простей ритмический рисунок, используя музыкальные инструменты: металлофон, колокольчик, бубен

«Итальянская полька» муз Рахманинова.,

«Вальс» муз Филиппенко

Творческие задания:

Учить детей передавать ритмический рисунок своего имени на музыкальном инструменте используя металлофон, бубен, колокольчик.

«Са-ша, Де-нис и т.д.»
март Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках:

— учить держать деревянные ложки в руках;

— ритмично ударять «щечкой» по «щечке», прием «ладушки»;

— правильно выполнять приём «щелчок»,

— выполнять приём «солнышко»

Познакомить с ансамблем ложкарей

«Коробейники» русская народная мелодия

Видеозапись «Ансамбль ложкарей»

:

Долгие и короткие звуки

Игра «Та — та; ти — ти — ти»

Та – долгий звук, ти – короткий звук

Игра в оркестр

Слышать смену музыкальных фраз, менять приёмы игры на смену музыкальной фразы, играя отмечать сильную долю.

«Полянка» русская народная мелодия
Творческие задания

Играть на музыкальных инструментах, используя ритмические схемы (долгие и короткие звуки)

Схемы игры на инструментах
апрель Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с ударно-шумовыми инструментами треугольник, тарелки

Обучение приемам игры на них:

удар палочкой по сторонам треугольника;
тремоло.

Познакомить с симфоническим оркестром: ударной группой (тарелки, треугольник)

«Шарманка» муз Шостаковича
Элементарные музыкальные знания :

Слушать 2х – частность в музыке, соответственно менять ритм (возможно инструмент)

«Итальянская полька» муз Рахманинова
Игра в оркестр

Слышать смену музыкальных предложений.

Игра «Ритмическое эхо» учить детей без ошибки повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом.

Выполнять простей ритмический рисунок, используя ударные инструменты

«Ритмическое эхо»
Творческие задания

Уметь отгадать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок

Игра «Музыкальный магазин»
май Знакомство с инструментами:

Познакомить родителей и детей с шумелками,

с приёмами игры на них и предложить изготовить их своими руками.

С помощью дирижёра аранжировать музыкальную пьесу «Музыкальная табакерка»

«Лошадка» Е. Тиличеевой
Элементарные музыкальные знания :

«Музыкальные» и «Шумовые» звуки.

Музыкальные и шумовые инструменты
Игра в оркестр

Играем с дирижёром.

Слышать смену частей произведения.

Выполнять простейший ритмический рисунок, используя «шумелки»

«Полька М. Глинка»
Творческие задания

Создать мастерскую для изготовления шумовых инструментов – «шумелок»: маракасов, «лошадок», бубенчиков, «капелек», «стука дятла», «ручейка», «скрип дерева».

Озвучивание стихотворения «Весна идёт»

«Музыкальная табакерка» муз Лядова

Планируемый результат.

  1. знать названия музыкальных инструментов и правила их хранения;
  2. уметь различать на слух тембры музыкальных инструментов и осознавать их выразительную сущность;
  3. овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
  4. осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
  5. овладеть навыками ансамблевого музицирования, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
  6. знать расположение высоких и низких звуков на инструментах со звукорядом;
  7. уметь ориентироваться в записи несложных партитур (схем) и грамотно прочесть свою партитуру (схему).
  8. Организовать концерт оркестра на фестивале «Минута славы»

в детском саду (май).

Материально-техническое обеспечение.

Технические средства:

— цифровое фортепиано музыкального зала;

— музыкальный центр;

— аудиозапись звучания «Симфонического оркестра», «Оркестра русских народных инструментов», Ансамбля ложкарей.

— компьютер;

— мультимедиа.

Методическое сопровождение проекта:

— перспективный план проекта;

— иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

— ритмические карточки;

— музыкально-дидактические игры «Лесенка», «Музыкальный магазин»;

— шумовые инструменты сделанные «своими руками» — «шумелки»;

— картотека загадок о музыкальных инструментах;

— картотека пальчиковых игр;

— картотека упражнений для развития чувства ритма;

— сказки о музыкальных инструментах;

— презентации о музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». — М.: Просвещение: Владос, 1994.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». — М.: Просвещение. 1981.
  3. Кононова Н.Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». — 1990.
  4. Метлов Н. А. «Музыка – детям». — М.: Просвещение, 1985.
  5. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012 г.
  6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб — 2005
  7. Интернет-ресурсы.