Продолжить рассказ еще мама платонов. Еще мама

Елена Васильева

Елена Анатольевна ВАСИЛЬЕВА - учитель русского языка и литературы средней школы № 117 ЮЗАО г. Москвы, кандидат педагогических наук.

Читаем рассказ Андрея Платонова «Ещё мама»

Рассказ «Ещё мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г.И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова - “полного человека” («Корова»).

Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.

В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А.Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А.Платонова и «Филипок» Л.Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А.Платонова «Сухой хлеб».

Б еседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.

Понравился ли вам рассказ?

Какова основная мысль произведения?

Почему рассказ называется «Ещё мама»?

Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?

Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А.Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.

От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.

Какое событие изображает писатель в рассказе?

Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом - помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.

Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе - составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.

Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А.Платонов в характере матери?

Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?

С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

“- Нет, она за тебя не будет, - тихо произнёс Артём. - Она чужая”. Как воспринимает мир герой?

Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?

Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.

П осле такой предварительной работы чтение по ролям достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

Продолжением беседы может стать слово учителя . Цель его - показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это какие­то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).

Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

А нализ рассказа продолжается выявлением основных сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.

Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения - эпизод спасения от быка и развязкой - разговор с матерью.

План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу.

3. Учёба в школе.

4. Разговор с матерью.

Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:

а) разговор умных детей во дворе школы;

б) знакомство с учительницей;

в) первый урок;

г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

д) урок чистописания;

е) спасение от быка;

ж) знакомство со старикомпогонщиком;

з) “Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Анализ произведения идёт по следующим вопросам.

Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?

Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

Как ведёт себя Артём в школе?

О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?

Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?

В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?

Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?

Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?

В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?

Как Артём относится к матери? К окружающим людям?

- “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А.Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?

Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?

Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?

Н а уроке ведётся работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.

Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А.Платонов это превращение?

Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?

Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?

Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А.Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” - такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.

Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», - подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.

Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, - значит, своя”.

Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё - чужое”, “родное - неродное”, “знакомое - незнакомое”, “хорошее - нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А.Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё - чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопо­ставления “своё - чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё - своё”.

Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».

Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. - Е.В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло теплом , чем-­то добрым и смирным, хлебом и землёй” , - и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец - Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.

Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?

Какова форма повествования в рассказе А.Платонова «Ещё мама» и Л.Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?

А.Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А.Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (сказал - ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.

Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».

Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?

- “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?

А нализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка - чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.

В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность - это движение интересует писателя.

Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.

“Артём поднял жука, положил его на лопух.

Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.

Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора - изображение сложного процесса социализации человека. А.Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” - духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” - учительнице, а затем и ко всеобщей матери - родине.

“- А ещё у меня есть мама? - спросил Артём.- Далеко­далеко, где­нибудь?

Есть, - ответила учительница. - Их много у тебя.

А зачем много?

А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.

“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:

Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...

А вы кто, вы чьи? - спросила Аполлинария Николаевна.

Мы дальние, - ответил старик. - Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!

Они вот детей могут изувечить, ваши быки! - сказала Аполлинария Николаевна.

Ещё чего! - обиделся старик. - А я-то где? Детей я уберегу!”

Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко - огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.

В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.

Литература

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.

Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.

Цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные:

  • активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
  • способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
  • совершенствование устной речи;
  • уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Учитель: Сегодня внимательно и вдумчиво перечитывая рассказ Платонова «Еще мама», мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит еще мама?». Почему рассказ так называется? Для ответа на этот вопрос вспомним основные пункты плана, который мы составляли на прошлом уроке и, опираясь на этот план, проведем различные виды работ, чтобы ответить на главный вопрос: «Что значит еще мама?».

План (на доске):

  1. Разговор Артема с мамой.
  2. Дорога в школу.
  3. Встреча с учительницей.
  4. Тревожные мысли Артема.
  5. Работа с иллюстрацией.
  6. Артем учится.
  7. Утро следующего дня.

Учитель: Всем известно, что самое дорогое для всех слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Лучше мамы нет никого на свете! У нее самые добрые и ласковые руки, которые умеют делать все, самое нежное сердце, которое любит нас бескорыстно. Мама всегда придет на помощь, подскажет, научит, защитит.

Сейчас мы обратимся к главному герою рассказа – Артему, узнаем, как он относится к своей маме. Для этого мы выразительно прочитаем по ролям разговор мамы с сыном.

Выразительное чтение по ролям (Приложение 1).

После чтения – ответы на вопросы.

Учитель: Почему Артем не хотел идти в школу?

Ученик: «А то я пойду, а ты заскучаешь по мне»; не хочет, чтобы мама скучала.

Учитель: Что случилось, когда прошло лето?

Ученик: Когда наступило лето, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу.

Учитель: Как повел себя Артем?

Ученик: Артем не сопротивлялся, не вырывал свою руку, согласился поучиться чуть-чуть, просил маму не скучать, а потом: «Нет, ты немножко скучай, так тебе лучше будет» (чувствует ее состояние, заботится о ней).

Учитель: А что мама обещает?

Ученик: Ждать его, испечь оладьи.

Учитель: Какие слова говорят о том, что Артем тревожится, переживает, беспокоится?

Ученик: Не плачь по мне, ты не бойся, не умри, смотри, а меня дожидайся.

Учитель: Какой наказ дала мама Артему?

Ученик: «Учительницу там слушайся, она вместо меня будет».

Артем не соглашается – «Она чужая.»

Привыкнешь. Апполинария Николаевна тебе как родная будет.

Учитель: Итак, мама проводила Артема в школу. Что приключилось с Артемом по дороге в школу? Что его беспокоило? Об этом нам расскажет Егор.

Пересказ отрывка «Дорога в школу» (Приложение 2).

Егор: По дороге в школу опять думает о маме. Матери не было видно, она уже дома должно быть, это хорошо, значит волк ее не съест.

Учитель: А сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Филиппок», который подготовила Вика.

Подумайте, в чем сходство и в чем отличие этих двух отрывков, рассказанных Викой и Егором»?

Пересказ девочки отрывка Л.Н Толстого «Филиппок» (Приложение 3).

Ученики:

Сходство: в первый раз мальчики идут в школу, опасности в дороге: собаки, только в рассказе Платонова еще и гуси.

Отличия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был маленький и его никто не провожал. Филиппок настойчив. Артема провожала мама, он не хотел идти в школу, он пошел, чтобы не огорчать маму (Артем добрый!). Филиппок знал буквы, Артем – нет. Филиппок интересовался школой, Артему ничего не было известно.

Физкультурная пауза.

Погореловский «Попробуй волшебником стать».

Егор:

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.

Вика:

Олеся:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Егор:

Понять и исполнить
Желанья другого-
Одно удовольствие, честное слово.

Кирилл:

И ты совершаешь
Веселое чудо;
Ковер засверкал,
Засияла посуда,
И ахнула мама,
Вернувшись домой:

Вика:

Да это как в сказке,
Волшебник ты мой.

Кирилл проговаривает слова, все ребята выполняют эти движения:

«Маму я свою люблю,
Я ей дров наколю,
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.»

Ребята садятся за парты и выполняют упражнения для глаз:

  1. Взгляд вверх, вниз, вправо, влево (5-6 раз).
  2. Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
  3. Дотроньтесь указательным пальцем до носа и зафиксируйте на нем взгляд. Палец медленно отводить на расстояние 30-35 см и так же медленно приближать обратно к кончику носа, не отрывая взгляда (повторить 3 раза).
  4. Круговыми движениями массируйте круговую мышцу глаза и мышцу, поднимающую верхнее веко (3-5 раз).
  5. Пальминг.

Учитель: Итак, Артем приходит в школу. Прочитаем встречу с учительницей по ролям, за мальчика – Егор.

Учитель: Понравилась ли вам учительница? Чем? Какие ее поступки говорят о том, что она поступает как мама.

Ученики:

Как мама, она смогла убедить сделать то, что не хотел.

Как мама подняла на руки и понесла.

Пахнет от нее так же как от матери – «теплым хлебом и сухою травой».

Прижался к ней, и она оставила его у себя на коленях.

С неподдельным участием чутко и внимательно отнеслась к его ране.

Почувствовала его тревожное состояние, успокоила.

Лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, как будто она играть с ним хотела, как маленькая.

Учитель: Во всех ситуациях Аполлинария Николаевна поступает как мама, подтверждаются слова Евдокии Алексеевны, «она, Аполлинария Николаевна, будет еще одной мамой».

Учитель: Поведение Артема на уроке. Идет урок, а о чем же думает Артем?

От имени Артема его мысли передаст Кирилл (от первого лица – «Я») (Приложение 5).

Что тревожило Артема?

Ученик: Переживает за маму. «А жива ли она, не померла ли от чего-нибудь?»

Учитель: Отношение учительницы к ученику?

Ученик: Она почувствовала его тревогу, поинтересовалась, успокоила (чуткая, внимательная, заботливая).

А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).

Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.

Рисунок 1

Кого изобразил художник? В какой обстановке?

Как они нарисованы?

Что делает учительница?

Ответные действия Артема?

Ученик: Художник изобразил Артема и Аполлинарию Николаевну в ее доме.

На стене различные картины и фотографии, видна верхняя спинка дивана. У учительницы живые цветы.

Учительница изображена в лиловом платье и синем жикете. На Артеме голубая рубашка. Необыкновенные волосы солнечного цвета.

Учительница что-то весело рассказывает, жестикулирует, улыбается.

Артем внимательно с неподдельным интересом смотрит на учительницу.

Учитель: Соотнесите этот рисунок с описанием в произведении. Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?

Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик).

Учитель: Сценку урока покажут Кирилл и Олеся (Приложение 6).

Как она убедила учиться Артема, ведь он не хотел?

Ученик: Она объяснила ему, что мама будет горевать: «Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она, и сама заплачет.»

Учитель: Научился ли Артем чему-нибудь в первый школьный день?

Ученик: Да, научился писать.

Учитель: Какие первые слова написал мальчик.

Ученик: «Мама», «Родина».

Инсценировка, мама провожает в школу сына (Приложение 7).

Учитель: Как восприняла Евдокия Алексеевна сообщение сына, что ему пора в школу? Не обиделась ли она?

Ученик: Сообщение сына, что ему пора в школу, восприняла немного с грустью, но и с радостью одновременно, потому что она поняла, что к учительнице Артем относится как к маме, следовательно, будет стараться делать все, чтобы не огорчать учительницу; и все это будет только радовать маму!

И мама пожелала Артему: «Учись там и расти большой».

Заключение.

Учитель: Школьные годы у Платонова описаны так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».

Своим рассказом «Еще мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Домашнее задание: подробный пересказ эпизода: «Встреча с учительницей».

А. Платонов «Еще мама»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить, формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Ход урока 1

    Организационный момент

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...

Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)

Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)

    Работа по теме урока

Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»

Понравился ли вам рассказ? Чем?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое до­машнее задание - перечитать рассказ JI . Толстого «Филиппок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впер­вые пошел в школу.)

Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем разли­чие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филиппок знал буквы, а Артем - нет и т. п. Вывод: разные писатели - разные ге­рои и их характеры.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

Если бы вас попросили определить основную мысль рас­сказа, что бы вы ответили?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока 2

    Организационный момент

    Речевая разминка

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

    Актуализация знаний. Введение в тему

Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? Кто его написал?

Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.

Определите тему и цели урока. (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.

Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.

    Работа по теме урока

    Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»

- А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! - сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

- Правда, правда, - ответила мать. - Чего тебе ходить!

- Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

- Не надо, - сказала мать, - не надо!

Работа над первой частью

Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)

Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое.)

Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.

МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, нежная, заботливая, надежная, спокойная, АРТЕМ: смелый, жалостливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный,

Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обяза­тельно дождалась.)

Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учитель­ницу.)

    Работа над второй частью

Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)

Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)

Перескажите этот отрывок близко к тексту.

    Работа над третьей частью

Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечат­ления».)

О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.

8. Продолжение работы по теме урока

Работа над четвертой частью

- Как мы озаглавим четвертую часть? («Знакомство с учи­тельницей».)

- Прочитайте описание внешности учительницы Аполлина­рии Николаевны.

- Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

- Давайте дадим характеристику учительницы. Какой она была? Назовем слова-признаки.

УЧИТЕЛЬНИЦА: ароматная, работоспособная, добросовестная, благородная, трудолюбивая, заинтересованная, внимательная, уважае­мая, образованная, вежливая, человечная, доброжелательная, веселая, радостная, мудрая, гостеприимная, понятливая, душевная, добрая, при­ветливая.

- Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

- Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невни­мание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

Работа над пятой частью

- Какое название носит пятая часть? («Первый урок в жизни Артема».)

Как сумела учительница пробудить у Артема желание учиться?

Работа над шестой частью

- Как озаглавили шестую часть? («Урок продолжается».)

- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Со слов «мама», «Родина».)

- Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти сло­ва. (Одна у человека мать, одна у него и Родина.)

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.

- Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?

9. Рефлексия

10. Подведение итогов урока

- Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

- В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артёма, а на долгие месяцы и даже годы, вам, дети, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком.

Домашнее задание

Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артём своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама?

— Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!

— Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

— Не надо, — сказала мать, — не надо!

А когда прошло лето и стало Артёму семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артём хотел было уйти от матери, да не мог вынуть руку из ее руки: рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

— Ну что ж! — сказал Артём. — Зато я домой скоро приду. Правда, скоро?

— Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

— Я чуть-чуть, — соглашается Артём. — А ты по мне дома не скучай!

— Не буду, сынок, я не буду скучать.

— Нет, ты немножко скучай, — сказал Артём. — Так лучше тебе будет, а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

— А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьи нынче испеку.

— Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артём. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

— Да уж ладно! — засмеялась мать Артёма. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

— Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артём. — Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа — ее целое лето строили, — а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов — дворов десять или одиннадцать.

— А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

— А то будто! Вон она!

— Ну иди, иди, Артёмушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

Артём задумался.

— Нет, она за тебя не будет, — тихо произнес Артём, — она чужая.

— Попривыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошел далее один. Отошедши далеко, он оглянулся на мать.

Мать стояла на месте и смотрела на него. Артёму хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него... А матери тоже хотелось догнать Артёма, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артём снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно. И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил штанину у Артёма, а заодно прихватил и живую кожу на его ноге. Артём рванулся прочь и спасся от гусака.

«Это страшные дикие птицы, — решил Артём, — они живут вместе с орлами».

На другом дворе были открыты ворота. Артём увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями, животное стояло к Артёму хвостом, но все равно оно было сердито и видело его.

«Ктой-то это? — подумал Артём. — Волк, что ли?»

Артём оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — и не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артёма пасть с зубами.

Артём узнал собаку Жучку.

— Жучка, это ты?

«Р-р-р!» —ответила собака-волк.

— Тронь только! — сказал Артём. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тогда будет? Я в школу иду. Вон она виднеется!

«Ммм», — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом.

— Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артём и пошел дальше.

Кто-то враз и больно ударил Артёма по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

— Это ктой-то еще? — напугался было Артём. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

— Спрятался? — сказал Артём. — Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артём поднял его, потом положил на лопух.

— Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет.

Сказавши так, Артём побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!»

— Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артём и выбежал на середину улицы.

На дворе школы сидели ребята. Их Артём не знал, они пришли из другой деревни; должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артём не понимал, что они говорили.

— А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни.

А еще двое говорили:

— Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

— А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

— Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили.

«А я ничего не знаю, — подумал Артём, — я только маму люблю! Убегу я домой!»

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

— Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне.

Все ребята пошли в школу, один Артём остался во дворе.

Аполлинария Николаевна подошла к нему:

— А ты чего? Оробел, что ли?

— Як маме хочу, — сказал Артём и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору.

— Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама.

Она взяла Артёма под мышки, подняла к себе на руки и понесла. Артём исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, — теплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артёма за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артёма оставила у себя на коленях.

— Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик.

— Я не толстый! — ответил Артём. — Это меня орел укусил, я раненый.

Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

— Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

— А тута! — Артём показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

— До конца урока доживешь?

— Доживу, — обещал Артём.

Артём не слышал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь — вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушел, мало ли что бывает.

Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

— А ты чего, Федотов Артём, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

— Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

— Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

— Без меня потушат? — спросил Артём.

— Без тебя управятся.

После уроков Артём первым побежал домой.

— Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты же раненый.

А ребята сказали:

— Эк какой — инвалид, а бегает!

Артём остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу и всюду было убрано чисто, хорошо.

Аполлинария Николаевна посадила Артёма на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белой марлей.

— А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет!

— Не будет! — ответил Артём. — Она оладьи печет!

— Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артём в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

— И правда! — испугался Артём.

— Правда. Давай сейчас учиться.

— Чуть-чуть только, — сказал Артём.

— Ладно уж, чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый.

Она взяла его к себе на руки и понесла в класс. Артём боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артём.

В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала:

— Так пишется слово «мама», — и велела писать эти буквы в тетрадь.

— А это про мою маму? — спросил Артём.

— Про твою.

Тогда Артём старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артём писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз.

— Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна.

Она увидела, что теперь Артём сумел написать буквы хорошо и ровно.

— Еще учи! — попросил Артём. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки?

— Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна.

— А жирный шрифт что?

— А это такие вот толстые буквы.

— Кормленые? — спросил Артём. — Больше не будешь учить — нечему?

— Как так «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще!

Она написала на доске: «Родина». Артём стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался. На улице кто-то сказал страшным, заунывным голосом: «У-у», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!»

И Артём увидел в окне черную голову быка.

Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошел к школе.

— Мама! — закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала

его к своей груди.

— Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

«У-у-у!» — прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

— Я прогоню быка.

Артём не поверил.

— Да. А ты не мама!

— Мама!.. Сейчас я тебе мама!

— Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут.

— А еще. Я тебе еще мама!

В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал:

— Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была...

— А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна.

— Мы дальние, — ответил старик. — Мы сквозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые!

— Они вон детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна.

— Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу!

Старик-пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артёму. «Ешь, — сказал, — точи зуб», — и ушел.

— А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артём. — Далеко-далеко где-нибудь?

— Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя.

— А зачем много?

— А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе.

Вскоре Артём пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу.

— Куда ты? Рано еще, — сказала мать.

— Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артём.

— Ну что ж, что учительница. Она добрая.

— Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артём. — Мне пора.

Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу.

— Ну, иди, иди помаленьку. Учись там и расти.