Принципы самосовершенствования. Психология саморазвития человека, методы и этапы. Вопросы для обсуждения и размышления

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Соответствовать внутренней силе, а не мнимому идеалу. Соответствовать личному стилю — не шаблону и не лекалу…

Арина Забавина

C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

акмеологические основы самосовершенствования личности - это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства.

Самосовершенствование - понятие

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности - психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека - это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование - определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование - это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента - адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи - век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека - обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей;
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование - пример личного плана работы:

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми - оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» - и касается это исключительно духовной пищи.

Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую, люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале.

Можно выделить 6 основных этапов самосовершенствования. На первом этапе определяется цель самосовершенствования. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции, саморазвитии.

С чего начать самосовершенствование? Существует несколько общих рекомендаций, на которых базируется успешное развитие и самосовершенствование.

Для того чтобы иметь возможность записать или сохранить идеи, приходящие в голову, следует всегда иметь при себе блокнот, планшет, диктофон или другое приспособление, направленное на сохранение информации. Следует выбрать для себя наиболее подходящую и актуальную тему и настроить мозг генерировать идеи относительно выбранной темы. Обязательно записывайте всё, что бы ни пришло вам на ум по данному поводу. Ваши мысли могут дать вам четкое представление того, что нужно сделать для улучшения качества своей жизни. Вследствие чего ваши намерения станут более серьёзными и действенными. Когда вы ощутите, что тема, с которой вы работаете, уже исчерпала себя, следует переходить к другой.

Следующим непреложным правилом на пути к самосовершенствованию и жизненному успеху является принцип «здесь и сейчас». Он заключается в совершении необходимых действий для искоренения привычки жить красивыми иллюзиями и мечтами.

Еще одна немаловажная рекомендация заключается в искусстве достигать большего небольшими шажками. Для достижения желаемого результата следует выполнять определённую часть от общей нагрузки каждый день. Данный прием легче рассматривать на примере занятий спортом. Вы хотите иметь красивую фигуру, поэтому для получения желаемого результата вам нужно каждый день совершать определённые упражнения. Только при таком условии появится ощутимый результат.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Поэтому нужно разбить свой день на несколько блоков, например, утро, обед, вечер и т.д. При помощи данного приёма можно без труда отследить, сколько времени требуется на выполнение той или иной поставленной задачи.

Постарайтесь общаться с людьми, вдохновляющими вас на свершения и подвиги. А вот от общения с индивидами, в сравнении с которыми вы и так много чего достигли, лучше отграничиться.

Для отличного самочувствия и превосходного внешнего вида необходимо довольно хорошо разбираться в следующих направлениях: здоровая пища, физические нагрузки, грамотная психическая саморегуляция.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к , они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Пути самосовершенствования личности

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше. Ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу – если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Больше смейтесь, особенно по утрам. Поднимайте улыбкой свое настроение, заряжайте бодростью организм.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

Способы самосовершенствования

Постоянное самосовершенствование – это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность.

Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт – это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом.

Направляйте свои силы на совершенствование своего характера. Важнейшим компонентом саморазвития являются мечты. Поэтому не забывайте мечтать. Ведь они способствуют более яркому представлению своей цели.

Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

Программа самосовершенствования

Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование — это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

Профессиональное самосовершенствование

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов.
Профессиональное самосовершенствование – это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях. Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии. Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

— систематическое пополнение профессиональных знаний;

— совершенствование профессионального мастерства;

— расширение кругозора;

— нравственное совершенствование;

— физическое совершенствование;

— умение эффективно планировать рабочий день.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о своем предназначении и о жизненных целях. Кто-то встает на путь саморазвития еще в молодости, а кому-то предстоит дожить до зрелых лет, чтобы понять, что без ежедневной работы над собой жизнь становится пресной, рутинной и неинтересной. Принимая решение приложить свои усилия и изменить собственный мир, человек часто сомневается, какую дорогу, и какие способы саморазвития ему следует выбрать, чтобы результат был эффективным и впечатляющим.

Величайшая победа - победа над самим собой

Какие способы саморазвития можно предложить начинающим

Если у вас возникла мысль о том, что жить дальше без цели невозможно, вы непременно станете искать способы саморазвития, спрашивая советов у своих близких или интересуясь специальной литературой.

Следует помнить, что все, что вы найдете на страницах интернета или в целом ряде книг, может носить исключительно рекомендательный характер. Работа над собой – это личное, индивидуальное мероприятие, спланировать которое каждый должен самостоятельно.

Ни один другой человек не сможет глубоко войти в ваш внутренний мир, понять все то, что вас тревожит, что заставляет изменить свою жизнь. Некоторые люди живут устоявшимися шаблонами и стереотипами, и их советы и пожелания могут оказаться для вас неприемлемыми. К построению собственных планов и поиску способов саморазвития следует подходить творчески. Не нужно выполняя все пожелания и рекомендации без критичного осмысления, а внося в свою программу оригинальные пункты и нестандартные задачи.

Общими пожеланиями, своеобразным руководством к действиям могут послужить 10 способов саморазвития. Они помогут определить, с чего начать упорную работу над собой.


Что может послужить эффективным методом организации саморазвития

Добившись чего-то, ты всегда чувствуешь опустошение, но именно это и заставляет тебя побеждать снова

Шумахер М.

Для достижения успехов в работе над собой большую роль могут сыграть тренинги. Они могут быть профессиональными, и касаться определенной сферы деятельности, и личностными.

Если вы четко поставили цель, вам непременно стоит посещать занятия, отличительной чертой которых является создание особого эмоционального фона. Человек видит вокруг себя единомышленников, обменивается с ними информацией, приобретает новый опыт и делает для себя эффективные выводы. Руководитель тренингов, как правило, является профессионалом своего дела, и может организовать мероприятие таким образом, чтобы максимально мотивировать человека к работе над собой и борьбе с собственными недостатками.

Посещая тренинги, можно научиться рационально планировать свое время, не тратить зря ни одной минуты, и выработать свой, уникальный подход к организации саморазвития. Ведь часто человек нуждается в наглядном примере, а на таких занятиях их будет более чем достаточно. Высказывая свои мысли, советуясь с другими участниками тренингов и руководителем, он может откорректировать собственные методы, или обрисовать сопутствующие цели на будущее.

Не может быть никакой речи об успешной работе над собой, если человек не будет читать книги. Безусловно, многие незамедлительно находят себе оправдание, ссылаясь на отсутствие времени. Но это – не более чем отговорки, и попытки оправдать свою неорганизованность.

Кроме мотивационной литературы о способах саморазвития, существует целое множество книг, в которых можно почерпнуть полезную и нужную информацию. Выделяя всего по тридцать минут в день на чтение, человек поневоле расширяет свой кругозор, развивает мышление, тренирует свой мозг. Каждый знает, в какой период суток он является наиболее восприимчивым к информации, и можно выделить это время для ежедневного чтения.

Человек может приучить свой организм вставать пораньше, и в этот период, когда никто не отвлекает, посвятить себя чтению. Речь не идет о том, чтобы книга была прочитана «от корки до корки». В ней можно находить лишь полезную информацию, которая вызывает неподдельный интерес или пригодится для определенной деятельности.

Стоит отметить, что многие классические произведения необходимо читать полностью, поскольку это приносит, помимо полезной информации, и удовольствие. Автор делится своими мыслями и умозаключениями, обогащая внутренний мир читателя, и человек получает положительные эмоции и богатые впечатления.

Подводя итоги статьи, можно отметить, что способы саморазвития, которые рассмотрены выше, могут послужить отправной точкой в продвижении человека к успеху, но применять их следует творчески, учитывая свои специфические особенности. Расширяя опыт и совершенствуя навыки, каждый может выстроить свою, личную теорию, и даже целую методику самосовершенствования. Главное – это твердость и решительность, без которых процесс развития невозможен.

Акмеологической (от греч. akme - вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.


Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

7.2. Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему", способную к саморегулированию и самовоспитанию: «Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности - ее огромные возможности; ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху 1 , стал таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования этих противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

В своем эксперименте он помещал собак в клетку с металлической сеткой вместо пола, через которую с разными интервалами времени пропускали электрический ток. Вначале животное пыталось спастись от болезненных ударов тока, металось по клетке в поисках выхода или какого-нибудь способа прекратить экзекуцию. Обнаружив, что никакое поведение не обеспечивает безопасности, животное становилось пассивным и безынициативным, забивалось в угол клетки, однако вегетативные показатели свидетельствовали о выраженной эмоциональной напряженности (повышалось давление крови, учащались и становились неравномерными пульс и дыхание, учащалось мочеиспускание и выделение кала, шерсть становилась дыбом). После этого условия опыта изменялись и животные оказывались в ситуации, когда они в принципе могли найти способ избегать наказания током (либо выскочив из клетки, либо разомкнув ток нажатием на рычаг). Но большинство их обнаружило полную неспособность к такому поиску". Селигман констатирует, что животные, длительное время подвергавшиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается обученная беспомощность.

Исследования, проведенные на людях, в значительной степени подтвердили результаты, полученные на животных. Студенты, которым предъявлялись принципиально нерешаемые задачи, оказывались неспособными в дальнейшем справиться с задачами, имевшими решение, хотя без такой предварительной «тренировки» они легко решали эти задачи.

Феномен обученной беспомощности (если он распространен во многих сферах жизни) приводит к формированию низкой самооценки, к неспособности преодолевать жизненные трудности, к утрате мотивации достижения.

Тяжелое переживание беспомощности возникает чаще всего как педагогически и психологически безграмотное поведение родителей, учителей, преподавателей.

Чрезвычайно важно, считает ли человек причиной своих неудач себя самого или внешние обстоятельства. В последнем случае тоже развивается чувство беспомощности. Человек готов к поражению еще до того, как приступает к делу. Складывается впечатление, что человек оказывается при этом жертвой нелепых случайностей, тогда как в действительности он закономерно сам их вызывает на свою голову.

Для ребенка или подростка, столь зависимого в своей самооценке от мнений окружающих, особенно тех, кого он уважает, может быть достаточно простой реплики «Ты все равно ничего не добьешься» для окончательной утраты веры в себя. Обученная беспомощность, отказ от достижения - это болезнь личности и регресс в ее развитии. Эта болезнь угрожает также и здоровью тела. И все средства хороши для преодоления этого состояния. В одиночку практически невозможно с ним справиться.

В процессе своего развития человек создает собственную реальность и уверен в ее истинности. Воспитание - это своеобразное программирование. К сожалению, очень часто главная идея этого программирования звучит так: «Ты - неудачник». И человек верит. Он говорит сам себе: «Не могу сделать это» и сказанное превращается в реальность. Воображаемые ограничения стали столь же реальными, как физические, и столь же труднопреодолимыми. Чтобы отвергнуть негативное программирование, для начала нужно просто предположить, что реальность - иная, что мир полон возможностей и они доступны, нужно действовать!

7.3. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. В первые 18-20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. По мере того, как он взрослеет, развитие человека все больше зависит от его же инициативы.

Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания.

Люди, достигающие акмеологических вершин (развитые личности), характеризуются следующими чертами.

Удовлетворяют свои нужды без ущерба для других людей.

Достигают значительного успеха в той деятельности, которая служит для них объектом самовыражения.

Берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие.

Активно наслаждаются жизнью.

Энергичны и жизнестойки в своей повседневной деятельности.

Открыты переменам и новому жизненному опыту.
Индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин.

V Влияние семьи (почти всегда люди* детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

V Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

V Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

V Неадекватная обратная связь и враждебность других (во многих группах давать адекватную обратную связь является признаком невежливости: человек смотрится в кривые зеркала и развивается криво; также любая перемена, происходящая в человеке может угрожать или вносить дискомфорт в жизнь близких ему людей, поэтому они враждебны).

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом. Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям. Каждое, даже самое неблагоприятное событие, содержит в себе для человека какой-то важный урок. Нужно суметь его усвоить и сделать собственным достоянием, перевоплотить его в личный опыт. Любое жизненное изменение нуждается в правильном своем «прочтении», суть которого - найти возможность для себя, найти пользу и выгоду для собственного развития. Один удачливый бизнесмен так сформулировал эту мысль: «Я никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность развить чувство юмора». Таким образом, препятствия и неудачи представляют собой замаскированные благодеяния. Кто на них учится, тот достигает большего успеха, чем имел бы, если бы не столкнулся с препятствием или «провалом».

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Люди имеют возможности влиять на свое будущее и быть главными строителями собственных судеб. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя».

Можно обозначить личный план работы по самосовершенствованию, состоящий из следующих этапов.

V Выявление собственных ограничений.

V Оценка и обсуждение их с другими.

V Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.

V Приобретение новых умений.

V Анализ своего продвижения вперед.

V Вернуться к первому этапу.

Таким образом, всегда можно быть более плодотворным, более успешным, более общительным, более богатым, более устойчивым, более энергичным, более сильным, более искренним, более жизнерадостным, более живым. Мера собственного развития, мера собственной жизни не во внешнем мире, а в сознании конкретного человека. «Ты становишься тем, что у тебя в голове» - сказал кто-то из великих.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Почему самосовершенствование называют личностно-социальным
явлением?

2. Что такое самосовершенствование?

3. Что является основой процесса самосовершенствования?

4. Охарактеризуйте личностное изменение как адаптацию и как творчество.

5. Назовите и раскройте основные этапы процесса самосовершенствования.

6. В какой возрастной период наиболее отчетливо обнаруживается
потребность в самовоспитании?

7. Что такое «обученная беспомощность»? Как она формируется? Каковы ее
последствия?

8. Какими чертами характеризуется развитая личность?

9. Каковы наиболее распространенные ограничения на пути достижения
акмеологических вершин?

Ю.Каковы этапы плана работы по самосовершенствованию?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему цель самосовершенствования недостижима?

2. Почему творческое самосовершенствование нуждается в устойчивой
положительной мотивации? Что вас мотивирует к собственному развитию?

3. Прокомментируйте цитату из работы Э. Фромма: «Трагедия человеческой
ситуации отчасти в том, что развитие Я никогда не бывает полным; даже
при самых лучших условиях реализуется только часть человеческих
возможностей. Человек всегда умирает прежде, чем успевает полностью
родиться».

4. Прокомментируйте слова М. Пришвина: «Приспосабливаясь, люди хотят
сохранить себя, и в то же время теряют себя».

Психология саморазвития - непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.

Саморазвиваться, - значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.

Психология саморазвития - это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.

Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.

Основные психические процессы:

  • память;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек. Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

Развитие в себе личности – это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Психология саморазвития

Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.

Главным врагом развития личности может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.

Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.

Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?

Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему внутреннего счастья личности в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.

1. Мотивация

Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.

2. Результат

На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.

3. План саморазвития

Правильно составленный станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни - вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.

4. Идейность и восприятие

Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.

Основные этапы самосовершенствования личности

Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.

Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему. Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.

Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта. ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.

Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.

Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.

Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.

Меньше времени на сон

Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены. Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня. Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.

Любимое утро

Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле - не уснуть!

Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.

Расставляем приоритеты

У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.

Позитивные мысли

Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.

Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации. У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать. Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.

Улыбка

Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.

Проектирование

В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.

Вывод

Психология саморазвития лежит в основе любого человеческого свершения, будь то гениальное открытие или введение нового стиля в живописи или музыке, значения не имеет, главное - возможность реализовать себя как личность, которая смогла оставить след, а не забыться в архивах под порядковым номером.