Примеры материально духовной культуры. Духовная и материальная культура

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек - живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой ».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

  • Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
  • Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
  • Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

  • Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
  • Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
  • Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

На самом деле вопрос достаточно сложный, и в свое время при изучении социологии я провел не одну ночь, когда пытался разобраться. В общем, постараюсь изложить то, что я усвоил и, надеюсь, это кому-нибудь пригодится. :)

Что такое материальная культура

В это понятие входят те предметы, что были созданы искусственным путем для удовлетворения социальных и природных потребностей человека. Например, это может быть одежда или оружие, украшения или само жилище. Все это входит в понятие материальной культуры определенного народа. В широком смысле к этому относятся следующие элементы:

  • предметы - приборы или дороги, предметы искусства и жилища;
  • технологии - поскольку являются материальным отображением мысли;
  • техническая культура - сюда относят навыки или определенные умения, что передаются последующим поколениям.

Что такое духовная культура

Она не нашла отображение в предметах - ей подвластны не вещи, а все, что связано с чувствами и интеллектом. К ней относятся:

  • идеальные формы - например, язык или общепринятые устои. Порой сюда относят образование;
  • субъективные формы - в этом случае речь идет о знаниях, которыми обладают отдельные представители народа;
  • интегрирующие формы - в это понятие включают различные элементы как личного характера, так и общественного сознания, например, легенды.

Взаимосвязь духовного и материального

Естественно, что обе формы не могут не взаимодействовать, более того, они тесно переплетены множеством взаимосвязей. Например, мысли архитектора, то есть духовная составляющая находит отпечаток в материальном - здания. При этом материальный объект - красивое здание, находит выражение в чувствах и эмоциях - духовном.


Особый интерес вызывает факт отображения духовного в материальном - вещи, которые получают статус объекта культуры после обработки человеческими руками. При этом они относятся как к материальному, так и к духовному, обладая кроме практической пользы еще и неким духовным смыслом. Это характерно для первобытного общества, когда вещи символизировали духов либо хранили информацию в виде гравированного текста.

Материальная культура - это достижения разума человека в развитиипроизводительных сил и производственных отношений общества. Это также совокупность тех ценностей, которые направлены на удовлетворение потребительских, материальных нужд и интересов людей . Главным образом, потребностей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, физическом здоровье, тепле, свете, предметах домашнего быта и т.д.Это процесс и результат материальной деятельности человека. Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура.

Анализирую внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной дея-ти, следует прежде всего выделить хозяйственную (экономическую) деятельность направленную на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». Она включает в себя средства производства, способы практической деятельности (производственные отношения), а также творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Особенности материальной (технологической) культуры:

1) Она не озабочена «ценностным измерением» деятельности. Ее смыслы концентрируются вокруг того, ЧТО и КАК надо делать, РАДИ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАТЬ.

2) Ценности: эффективность, точность, прочность, утилитаризм (полезность);

3) Рационализм . Эволюция от мистики к рациональности.

4) По отношению к духовной культуре играет подчиненную, служебную роль. Цели развития науки и техники обуславливаются потребностями развития духовной и социальной культуры.

5) Выполняя служебную роль, она оказывается непременным условием всякой культурной деятельности. Профессиональное мастерство.

Духовная культура - это совокупность норм и ценностей, связанных с удовлетворением интеллектуальных потребностей людей и способствующих формированию у них разумных моральных, психологических качеств и способностей. Духовная культура – это процесс и результаты духовного производства (религия, философия, мораль, искусство, наука и т.д.). Эта область культуры весьма обширна. Она представлена богатейшим миром науки и искусства, морали и права, политики и религии. Конечно, все ценности духовной культуры фиксируются, сохраняются, передаются из поколения в поколение только в материальной сфере, косвенно: языке, идеологии, ценностях, обычаях и т.д. Элементы, входящие в духовную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия. Духовная культура представлена и функционирует в значительно богатом, более обширном ее предметном мире и нормах отношений, чем материальная.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей – образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.

Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука. Духовная культура фиксирует творческую сторону, новации, достижения, продуктивную, а не репродуктивную сторону.

Особенности духовной культуры:

1) Неутилитарность. Она по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни – не польза, не выгода, а «радости духа» - красота, знание, мудрость . Она нужна людям сама по себе.

2) Наибольшая свобода творчества . Разум человека, не связанный с утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии.

3) творческая деятельность становится особым духовным миром, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.

4) Чувствительность. Наиболее чутка реагирующая на изменения среды. Способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе. Самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при соц катаклизмах, нуждается в поддержке общества.

Но разграничить и противопоставить материальную и духовную друг другу как 2 особые области культуры невозможно. Они являются как бы разными сторонами одной монеты. Ибо, с одной стороны, вся культура в целом духовна, т.к. она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей. А с другой стороны, она вся в целом материальна, т.к. представлена в чувственно-воспринимаемых кодах, знаках, текстах. Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, отличную от духовной культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества, эпохи. Это деление позволяет убедиться, что любое культурное явление является опредмеченным результатом идеального, духовного содержания человеческой деятельности. Так, архитектурные постройки являются одновременно и произведениями искусства, и служат практическим целям.

Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры. Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Между тем непредвзятое рассмотрение тотчас же обнаружит весьма искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выбранные нами совершенно произвольно для примера, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они - элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.



То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие - это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры. А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом. Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности. Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности. А такая организация невозможна без сложной и разветвленной системы социального символизма. Человек как человек не может совершить даже самого элементарного действия, не вплетая его в цепочку символов. Символический смысл действия зачастую оказывается важнее его чисто практического результата. В данном случае принято говорить о ритуалах, т.е. о таких видах деятельности, которые сами по себе совершенно нецелесообразны, но связаны с целесообразной деятельностью чисто символически.

Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры, - это человек как родовое существо. Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи. Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

В настоящее время культура исследуется системно, а это значит, что в ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах.

Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.

Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней области культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству . Специфика искусства,позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке,в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, словеи в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях.Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественноетворчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия.В религии какформе духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение, и связь - главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь - объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» - от земных и обыденных до божественных и небесных.

Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование - сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культуры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).

Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении.Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого- либо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание - сила!» - утверждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.

Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:

1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируеся, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.

3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.