Примерные темы проектов по обществознанию. Интересные темы для проекта. Проектная деятельность школьников

Чтобы учеба была интересной, а изучаемые науки стали больше радостью, чем тягостным бременем, рекомендуется всем ученикам средних школ проявлять активность в таких мероприятиях, как различные проекты. То есть ученик должен реализовать интересную идею, связанную с каким-то школьным предметом, например, рисованием или историей древнего мира. Давайте рассмотрим интересные темы для проекта. Но только помните о том, что рекомендуется браться только за такое дело, которое вам под силу.

Заглянем в космос

Ученики как 5, так и 11 классов могут подготовить проект по астрономии. Конечно, перед младшим поколением будут стоять более простые задачи. Например, можно понаблюдать за фазами Луны каждый вечер в течение месяца, чтобы понять, как изменяется спутник Земли и влияет ли на самом деле на самочувствие, настроение, работоспособность и погодные явления. При желании можно проводить наблюдения в течение всего года. Но следует учитывать те моменты, когда бывает облачно.

Ученики постарше могут проект на тему «Космос» сделать более серьезным, например, при помощи телескопа наблюдать за поверхностью Луны или же найти соседние планеты на небосводе.

Цель и младших, и старших учащихся: изучить с поверхности Земли процессы, происходящие в космическом пространстве, а также понять, влияют ли какие-либо явления на погоду и людей.

Изучим ботанику

А теперь рассмотрим проектную деятельность, которая больше, скорее всего, понравится девочкам. Она связана с выращиванием растений, проращиванием семян, уходом за цветами.

Стоит отметить, что проращивать семена можно круглый год, например, горох, чечевицу, бобы или пшеницу. Кстати, семена, у которых ростки достигли длины не более 3-4 мм, употребляются в пищу небольшими количествами. Почему? Именно этот вопрос можно разобрать в ходе проекта и представить на итоговом выступлении.

Что касается выращивания растений, то здесь есть два варианта: посадка семян или отростков. Можно, к примеру, посадить косточки таких растений, как финик, абрикос или яблоко. Затем понаблюдать, что вырастет, как будет вести себя молодое растение дальше.

Разумеется, выращивание целесообразно проводить весной. Поэтому проект можно проводить все лето, а осенью оформить отчет и показать результат своей работы.

О Родине

Очень важно каждому ученику научиться любить свою Родину. Тем о ней может быть множество. Какой проект на тему «Родина» можем мы сделать? Допустим, сделать сборник стихов поэтов-классиков на тему Отечества. Что говорят классики Пушкин, Есенин, Лермонтов о своей стране? Можно, например, самому сделать книгу, взяв стопку белых чистых листов, сшив их между собой. Не забудьте сделать будущей книге твердый переплет с надписью «Стихи классиков о Родине». Далее выписываем подходящие стихотворения в книгу от руки, например, перьевой ручкой. А если нет такой возможности, то черной гелевой. Перед выступлением желательно заучить некоторые полюбившиеся стихотворения.

Также про Родину могут поведать юные художники и историки. Найдите картины известных художников, посвященных России. Или же можно собрать интересные исторические справки, поместить на большую стенгазету. С другой стороны, неплохой идеей станет праздник, посвященный русским традициям: кухне, костюмам, играм, искусству.

Музыкальные проекты

Рассмотрим интересные темы проектов для 5 класса. Ученики, перейдя в среднюю школу, изучают не только основные предметы, такие как русский язык, литература и математика, но и искусство: ИЗО, музыку. Даже по этим предметам можно создать отличные проекты. Например, по музыке. Ученик, поступивший в музыкальную школу, изучающий ноты и музыкальные инструменты, может согласовать с учителем какой-либо интересный проект. Например, подготовить бодрую мелодию на флейте или фортепиано, затем выступить перед всем классом или даже в актовом зале на школьном или общероссийском празднике.

Также можно изучить влияние музыки на людей. То есть понаблюдать, какой жанр больше подходит для поднятия настроения и даже улучшения самочувствия, какая музыка полезна, а какая нежелательна. То же может касаться и текста песен.

Роль математики и русского языка в нашей жизни

Грамотность и умение считать - это обязанность каждого уважающего себя человека. Уважение к Родине и соотечественникам начинается с умения владеть красивой речью, грамотно составлять тексты. К сожалению, повсеместно в настоящее время встречается безграмотность. Зачастую обычное «Привет» пишут с ошибками даже взрослые.

Что касается математики, то считать в уме зачастую не приходится, так как под рукой всегда может быть смартфон или планшет. Но посчитать в уме, возможно, однажды придется. Также важно уметь логически мыслить. Именно поэтому эти два школьных предмета являются актуальными темами для проекта. Их даже можно объединить, а далее, согласуя с учителями, провести наблюдения, как можно исправить ситуацию с безграмотностью и неумением считать.

Допустим, вы можете начать со вступления о том, что нужно повышать общую грамотность. Например, меньше общаться с людьми в Интернете, а чаще читать полезные книги. Либо можно провести собственное исследование, применяя социальные сети, форумы, чтобы привести приблизительную статистику, сколько людей умеет грамотно писать. Также можно это исследование продолжить в классе и даже по всей школе, спросив учителя, какие успехи у учащихся по русскому языку. Затем предложить свои методы по исправлению ситуации с безграмотностью.

Что касается математики, то можно провести наблюдения, как лучше всего вычислять в уме, чтобы не путаться. Например, человек не может быстро посчитать, сколько будет 47+89. Но в жизни может случиться так, что нужно посчитать очень быстро. Как быть? Предложите идею в проекте. Стоит отметить, что подобное мероприятие поможет и самим авторам в будущем.

Любите и берегите природу

Дело будет благородным, если создать проект на тему «Природа». Можно выбрать несколько направлений:

  • уборка мусора в ближайших лесах и рощах (если это возможно);
  • изучение растительного мира;
  • походы и вылазки с целью отдыха;
  • сбор грибов и ягод, полезных трав и цветов;
  • изучение взаимодействия человека с природой;
  • состояние окружающей среды.

Разумеется, сельским школьникам проще всего осуществить абсолютно любой из перечисленных пунктов.

Юным горожанам можно предложить только вылазки на выходные, а также изучение взаимодействия людей с окружающей средой.

Целью проекта должны быть:

  • сближение с природой;
  • любовь к окружающему миру;
  • бережное отношение к флоре и фауне;
  • сбор даров природы без нанесения ущерба.

Таким образом, ученики могут научиться общению с природой, не наносить ей урон, а также использовать возможность научиться выживанию в условиях леса.

Путешествие по стране

География - довольно интересный предмет, особенно если он касается изучения карты мира и разных экзотических стран. Проект на тему «Путешествие» станет актуальным для тех учеников, родители которых много путешествуют. Наверняка на школьные каникулы ученик вместе с родными выбирается к морю или улетает за границу. Юному путешественнику можно предложить идею не только по фотоотчету, но и по изучению местной культуры, климата, гастрономии и даже характера людей.

Казалось бы, зачем это нужно и какая конечная цель? На самом деле от своего одноклассника можно узнать много интересного. Скорее всего, он поделится впечатлениями. Также необязательно посещать экзотические страны, можно путешествовать по необъятной России. Например, школьник живет в Краснодарском крае, на Кубани. Никогда не был ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Почему бы не посвятить проект двум столицам?

Проект на тему «Города мира» могут взять даже те, кто ни разу не был даже в соседнем регионе. Для этого можно воспользоваться различными материалами: книгами, журналами, посмотреть видео в Интернете, выложенные путешественниками, почитать о впечатлениях людей. Либо изучить климат разных государств и сделать выводы по поводу возможности благоприятного отдыха в тот или иной сезон. То есть представить себя в качестве сотрудника турфирмы.

Праздничные проекты

Проектами на тему «Праздники» являются даже обычные школьные стенгазеты. Например, можно украсить лист ватмана красивыми изображениями, добавить интересный текст по соответствующей теме:

  • День Победы.
  • День защитника Отечества.
  • День учителя и так далее.

К любому торжеству нужно готовиться так, чтобы все почувствовали действительно настоящий праздник, получили радость и незабываемые впечатления. К сожалению, в настоящее время праздничные дни, даже Новый год, стали проходить обыденно и без интереса. Попробуйте вернуть искреннюю радость, чувство счастья при помощи старых добрых традиций. Также можно сделать школьной традицией встречу православного Рождества 7 января.

Искусство и культура

Менее востребованным, но не менее интересным станет проект на тему «Искусство». Как его подготовить? Например, выбрать тему об античной посуде. Добавить фотографии, сходить в музей. В конце проекта можно попробовать самому сделать посуду из тех же материалов, что делали в древние времена (по возможности), чтобы представить, каков был ручной труд. Кроме того, изучая искусство, можно научиться создавать свои дизайнерские проекты, мастерить полезные и красивые вещи.

Культура - одна из основных особенностей народа. Не только походы в музеи и театры должны стать досугом для юных горожан, но и простое общение между собой. Ведь под культурой подразумевают также поведение, характер.

Милосердие и помощь животным

Наши четвероногие и крылатые друзья в современном мире нуждаются в человеческой помощи: накормить, приютить, вылечить. Поэтому проект на тему животных актуален практически для всех и в любой школе. С чего можно начать? Например, провести наблюдение за домашними любимцами: что они едят, что предпочитают, сколько времени проводят во сне. Затем следует понаблюдать за уличными животными.

Только нужно учитывать, что брошенные собаки и кошки потенциально представляют опасность. Поэтому кормить их нужно с осторожностью: можно положить еду в безопасном для животного месте (вдали от проезжей части, промышленных предприятий, железной дороги и водоемов). Следует соблюдать дистанцию. Можно все свои действия записать в специальный дневник, который станет отчетом по проделанной работе.

Безопасность прежде всего!

ОБЖ, казалось бы, - один из менее значимых предметов, который не нужно сдавать на госэкзаменах в выпускных классах, изучать до конца 11-го класса тоже не нужно, но эта дисциплина является все же важной. Именно здесь подрастающее поколение может изучить многие правила, которые спасут жизнь и сохранят здоровье.

Рассмотрим интересные темы для проекта по основам безопасности жизнедеятельности. Пятиклассники могут посвятить мероприятие правилам дорожного движения. Ведь их должны знать не только автомобилисты, но и пешеходы.

Что касается старших классов, то дети, изучившие азы электротехники по физике, могут с легкостью создать проект по электробезопасности дома, в школе и на улице. Ведь электричество и электроприборы нас окружают всюду, поэтому всегда есть риск поражения электрическим током.

Общей темой для всех учащихся станет обсуждение того, где можно гулять. К сожалению, зачастую дети попадают в беду из-за нахождения в опасной зоне. Чтобы избежать неприятностей, разработайте план мероприятий по поводу разрешенных и запрещенных мест для прогулок.

Климат и погода

Ранее мы рассмотрели проект на тему «Космос», аналогично ему можно составить мероприятие по наблюдению за погодными явлениями. Допустим, можно завести дневник в виде длинной ленты, состоящей из тетрадных листочков, на которых будет отображена вся информация о погоде. То есть у вас будет своеобразный архив, который может подсказать и дать возможность проанализировать природные явления в целом.

Также можно поиграть в метеоролога, наблюдая за погодой каждый день. Если есть возможность, приобретите механический барометр, который поможет спрогнозировать, что будет в ближайшие дни.

Подобное мероприятие особенно поможет жителям сельской местности, занятым на полях, огородах и на сенокосе, а также подскажет грибникам, когда можно пойти в поход.

Физическая активность

Проектная деятельность по физкультуре также может быть интересной, если поставить цель: оздоровление, сохранение здоровья. Найдите информацию о том, зачем делают те или иные упражнения. Можно воспользоваться канонами Авиценны. Также можно придумать свой комплекс упражнений, проследить за самочувствием.

Неотъемлемой частью проекта могут стать спорт и танцы. Какую пользу они несут для человека, чего можно достичь?

История и Отечество

Аналогично проекту на тему «Родина» вы можете создать мероприятие по изучению истории России. Кроме того, может, вам удастся найти достоверную информацию о том, какие народы населяли землю до появления Руси. А как жили люди, чем питались, что строили еще 1-2 тысячи лет назад? Попробуйте разобраться в данном вопросе.

Важно также изучать историю России, чтобы понять, как жили наши предки. Какие у них были духовные ценности. Известно, что на Руси чтили традиции, уважали старших, была сильная православная вера. Может, стоит изменить все к лучшему, вернуть прежние традиции, попросив помощи у наших предков через книги, музеи.

Рисование как развитие

Такой предмет, как ИЗО, не должен оставаться без внимания. Даже обычное рисование может помочь человеку в различных ситуациях. Недаром психологи говорят, что по хаотически созданным рисункам можно определить, что творится в душе человека. А ведь каждый из нас может стать для себя психологом. Нарисовав картину в определенных тонах, можно оценить свое состояние и внести корректировки.

Это достаточно интересная тема для проекта, которую могут взять даже выпускники старших классов. При этом можно описать взаимосвязь рисования с психологией личности.

Как полюбить учебу

Желательно учащимся младших классов предложить тему, которая поможет развить интерес к наукам, да и к учебе в целом. Зачастую ученики устают от неинтересных теорий и тезисов, но хотят все ощутить и понять. Поэтому лучше предоставить возможность создания тем проектов для 5 класса. Например, зачем нужны науки, такие как математика и естествознание, чем поможет в жизни история.

При желании вы можете взять несколько тем, которые будут под силу. Поэтому, прежде чем делать выбор, нужно спросить у старших, действительно ли все интересные темы для проектов можно успеть сделать и оформить вовремя? Например, выращивание цветка и наблюдение за Луной можно проводить параллельно. Но создание глиняной посуды и шитье праздничных костюмов потребуют много времени.

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объём разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..

Школьный проект - это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Для чего нужны такие задания?

Интересные темы для проектов - это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Темы для средней и младшей школы

Интересные темы для проектов - залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда - гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее - прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент - прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:

  • Автомобили прежних времен и современные.
  • О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
  • Моя любимая собака.
  • Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
  • Цвет в жизни человека.
  • Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
  • Аквариум и его удивительные жители.
  • Как вырастить кристалл самостоятельно?
  • Особенности здорового образа жизни.
  • Занятия спортом в моей семье.
  • Старинные забавы на Руси.
  • Освоение человеком космического пространства.
  • История музыки и музыкальных инструментов.
  • Роботы будущего.
  • Особенности жизни пчел.
  • Самые красивые легенды о цветах.
  • История денег - от древности до современности.
  • Чай и кофе. История, легенды, традиции.
  • Выращивание бобов в домашних условиях.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Что думают молодые люди о семейной жизни?
  • Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Почему во время полета нужно выключать телефон?
  • Англицизмы в современной речи.
  • Гороскопы и астрология - правда или миф?
  • Как добиться благосостояния?
  • Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Как стать фотографом?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Оказывает ли влияние темп речи говорящего на восприятие доклада аудиторией?
  • Шпаргалка - помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Чайные традиции Китая.
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
  • Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические болезни?
  • Как простить человека? Нужно ли это делать?
  • «Коты Леопольды» в современном обществе.

Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.

Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.

  • Особенности творчества И. Бунина.
  • Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких
  • Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
  • Тема любви в лирике Ахматовой.
  • Природа в творчестве В. А. Жуковского.
  • История в пушкинских произведениях.
  • Проблема родины в творчестве Есенина.

Проекты по труду

Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:

  • Как оформить кухню-столовую.
  • Блюда русской кухни.
  • Комнатные растения и интерьер помещения.
  • Аксессуары, связанные своими руками.
  • Декор и сервировка праздничного стола.

А вот какие проекты могут подготовить мальчики:

  • Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
  • Как смастерить доску для нарезки овощей.
  • Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
  • Изготовление скамейки.
  • Как смастерить складной столик для балкона.

Проектирование на научную тематику

Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:

  • Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
  • Законы Ньютона и их применение.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Физические свойства углерода.

Проектная деятельность - веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект - это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).


Методы работы с проектом:

1. Изучение литературы и других источников информации по теме

Не забывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, делайте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Составьте план наблюдения (когда, где, сколько по времени и за чем наблюдать). Запишите результаты наблюдений.

Есть 3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.

4. Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента, полученные результаты должны быть подробно описаны в работе.

5.Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, средства художественной выразительности, рифмы... Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.

Чему учит проектная деятельность

При правильной подаче проектная деятельность дает ребенку хорошие навыки в области целеполагания, понимания "что я хочу" и "зачем это нужно".

Однако, подача частенько страдает. Ну право, не может МарьИванна вложить душу 30 раз за неделю, ее физически на это не хватит. Поэтому и темы попадаются неинтересные, пресные, где развивается единственный, весьма сомнительный навык - терпеть то, что тебе не нравится.

Что делать?

Вникать самим. Не проводить исследования, не писать доклады по ночам, но помогать найти тему, хотя бы расспросив - а что тебе сейчас интересно? Покопаться в увлечениях, показать энциклопедии и взять на карандаш странички, на которых загораются глазки!

Темы исследовательских работ и проектов для младших школьников:

Климат, растения

  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает.
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев
  • Выращивание кактусов в домашних условиях
  • Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Разноцветные моря
  • Влияние добрых и ругательных слов на растение: эксперимент
  • Были о пыли
  • Что и почему рисует мороз на стеклах?
  • Почему ночью бутоны цветов закрываются?
  • Где растут мочалки?
  • Лук от семи недуг
  • Опыт с фасолью. Проращивание
  • Органическое земледелие
  • Я не в поле хожу, я хожу по аптеке..
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Отчего крапива жжется?

Животные, птицы, насекомые

  • Отличие в поведении больших и маленьких собак
  • Пернатые архитекторы
  • Поможем зимующим птицам
  • Царевна-лягушка, или как я вырастила лягушку сама
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Наблюдения за развитием муравейника
  • Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
  • Хвала пчеле!
  • Иппотерапия: общение с лошадьми - лучшее лекарство.
  • Бездомные животные - проблема каждого из нас
  • Умеют ли животные считать?
  • Как научить собаку выполнять команды?
  • Почему коты не любят купаться?
  • Почему собаки не любят кошек?
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.

Семья, люди, общество

  • Маленькая история о моей большой семье
  • Любимые песни моей бабушки
  • Достопримечательности нашего города
  • Кислородное голодание городских жителей
  • Хорошо в деревне летом: чем деревенская жизнь отличается от городской
  • Какую работу я могу делать уже сейчас?
  • Как организовать свое время?
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Русский и европейский снеговик: что общего и в чем различия?

Психо-социальные исследования

  • Как погода влияет на настроение?
  • Почему люди разговаривают во сне?
  • Зачем учителя ставят двойки?
  • Зачем нужны социальные сети?
  • Теория лжи: как заметить, когда человек врет.
  • Что говорят жесты о настроении?
  • Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия?
  • Имя и характер связаны: правда или миф?
  • Как работает страх?
  • Как ответить на грубость?
  • Мысль материальна: правда или миф.
  • Что думают одноклассники о желании или нежелании учиться?

Здоровье и питание

  • 5 правил закаливания, которые я испытал на себе
  • Как зарядка влияет на человека?
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка
  • Мой режим питания
  • Опасности двора
  • Чем полезны холод и голод?
  • Полезные сладости без сахара
  • Домашний хлеб
  • Здоровые привычки питания
  • Что полезно есть на завтрак и почему?
  • Откуда в хлебе дырочки

Наука (литература, история, математика..)

  • Молодежный жаргон в речи современных школьников
  • Образ дракона/единорога/.... в детской литературе
  • Единицы измерения в Древней Руси
  • Математические пословицы
  • Приемы быстрого счета
  • Как написать стихотворение?
  • Сказка в музыке.

Другое

  • Как выбрать спелый арбуз
  • Соль - материал для творчества.
  • Скотч - материал на все случаи жизни.

Вконтакте

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

н профессиональной переподготовки работников образования КФУ

Проектная работа на тему:

Выполнили:

Белова Е.В.

Давлетшина В.Р.

Кофонова С.А

Тамимдарова Г.Г.

Файзрахманова Ю.С.

преподаватели

слушатели курсов повышения

Квалификации по проблеме

«Организация активных,

интерактивных и традиционных

форм проведения

в соответствии с ФГОС СПО»

ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А.П.Обыденнова»

«Проектная работа допущена к защите»

Руководитель проектной работы

Кадырова Ф.З.

«____» __________ 2017 г.

Казань 2017 год

  1. Актуальность проекта
  2. Проблема проекта
  3. Цели и задачи проекта
  4. Ожидаемые результаты проекта
  5. Сроки разработки и реализации проекта
  6. Ресурсы проекта
  7. Практическая часть проекта
  8. Заключение
  9. Список использованной литературы
  10. Приложения
  1. Актуальность проекта

Индивидуальный проект – широкое поле деятельности при выполнении которой решаются практические, общественно - значимые задачи, происходит самореализация личности, приобретаются навыки правильного образа жизни. Формируются такие качества личности как уверенность, смелость, воля, умение владеть собой. Кроме того, процесс выполнения проекта порождает множество проблем, противоречий, вопросов и столкновений. Сам процесс созидательного труда, при должной его организации будет воспитывать эти необходимые каждому человеку качества. Модернизация образования ориентируется на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование у них умений исследовательской деятельности.

В данной работе речь пойдет об организации и содержании проектной деятельности учащихся, результатом которой является конкретный продукт-проект.

Актуальность проблемы проекта состоит в необходимости оказания помощи преподавателям и студентам в выполнении индивидуального проекта, так как это новый способ приобретения знаний и навыков и для студентов, и для преподавателей.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка методических рекомендаций по выполнению индивидуального проекта студентами.

Задачи:

  1. Изучение и систематизация нормативно-правовых актов.
  2. Составление последовательного выполнения индивидуального проекта.
  3. Разработка критериев оценки индивидуального проекта.
  1. Ожидаемые результаты проекта
  1. Сроки разработки и реализации проекта.

Проект выполняется с 9.10.2017 по 16.10.2017.

  1. Ресурсы проекта.

Для реализации этого проекта необходимо:

  1. Информация.
  2. Навыки работы с материалом.
  3. Систематизация и обработка.
  4. Время.

6.Практическая часть проекта.

По выполнению индивидуальных проектов обучающимися при освоении

Общеобразовательных дисциплин.

I. Общие положения

1.1. Положение определяет порядок организации деятельности, обучающихся по выполнению индивидуального проекта в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Казанский автотранспортный техникум им. А.П.Обыденнова» по предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
  • Письмом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225 «О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
  • Методическими рекомендациями по выполнению индивидуальных проектов обучающимися при освоении общеобразовательного цикла от 17.11.2016 г.
  • Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
  • Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно в течение одного учебного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.

2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта

Цель:

2.1. -формирование у обучающихся навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач , используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.

2.2. Задачи:

Способствовать формированию универсальных учебных действий:

личностных:

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

метапредметных

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

и общих компетенций:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

3. Работа над проектом

  1. Индивидуальный проект выполняется обучающимися 1-х курсов в рамках внеаудиторной самостоятельной работы.
  2. Индивидуальные проекты могут выполняться как по базовым, так и профильным учебным дисциплинам. Типы индивидуальных проектов:
  • информационный;
  • исследовательский;
  • творческий;
  • практико-ориентированный (прикладной).

Характеристика типов индивидуальных проектов см. Приложение 1

  1. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  2. Темы индивидуальных проектов определяются обучающимися совместно с преподавателем. Общее руководство и контроль за ходом выполнения индивидуального проекта осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.
  3. Все формы индивидуальных проектов представляются и защищаются обучающимися на уровне группы, курса.
  4. По итогам защиты лучшие проекты могут быть рекомендованы для представления на городском и региональном уровне.
  5. Результаты защиты индивидуальных проектов отмечаются сертификатами, грамотами, дипломами, которые подтверждают освоение обучающимися общих компетенций. Сертификаты, грамоты, дипломы по защите индивидуальных проектов являются составной частью портфолио достижений обучающегося.
  6. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки и, как следствие, академической задолженности по общеобразовательной дисциплине, в рамках которой осуществляется проект.
  1. Результаты выполнения индивидуального проекта
  1. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
  1. В процессе работы над индивидуальным проектом обучающийся оформляет Паспорт проекта. (Приложение 2 ).
  2. Преподаватель-руководитель индивидуального проекта оформляет Технологическую карту (дневник) индивидуального проекта (Приложение 3 ).
  3. Результатом учебного проекта может быть:
  • информационное сообщение;
  • реферат ;
  • эссе ;
  • сво дный анализ;
  • кластер ;
  • we b -сайт;
  • атлас ;
  • стенгазета;
  • видеофильм ;
  • электронная газета;
  • электронный журнал;
  • карта;
  • коллекция;
  • макет, иное конструкторское изделие;
  • дизайн-макет;
  • модель;
  • мультимедийный продукт;
  • пакет рекомендаций;
  • путеводитель;
  • рекламный проспект;
  • серия иллюстраций;
  • справочник;
  • хронологическая таблица;
  • альбом;
  • словарь;
  • сценарий;
  • виртуальная экскурсия;
  • сборник сочинений;
  • публикация;
  • тесты;
  • учебные пособия;
  • дневник путешествий
  • и другое .
  1. Требования к содержанию, структуре и оформлению индивидуального проекта

5.1. Проект должен быть посвящен одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни человека, семьи, группы, коллектива, образовательного учреждения, государства, мирового сообщества.

5.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.

5.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

5.4. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

5.5. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, бизнес-план, стендовый доклад и др.);
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
  1. Требование к структуре индивидуального проекта:
  • титульный лист (Приложение 4.1);
  • содержание (Приложение 4.2 );
  • введение (обоснование темы; постановка цели и задач; гипотеза; методы исследования);
  • основная часть;
  • письменный отзыв (заключение о соответствии индивидуального проекта заявленной теме; оценку качества выполнения работ; оценка полноты разработки поставленных вопросов теоретической и практической значимости );осуществляется руководителем. (Приложение 5);
  • список использованной литературы и интернет-источников (Приложение 5);
  • приложения (если есть).
  1. Оформление индивидуального проекта:

Формат Microsoft Word.

Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта - 14 кегель.

Интервал полуторный.

Поля : слева – 2 см, справа – 1,5 см, сверху – 15 см, снизу – 2 см

Расположение текста – по ширине страницы.

Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименование, номер пункта приводятся с абзаца. Точка в конце наименования не ставится. Заголовки – прописными буквами, по центру, жирным шрифтом. Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа 1,25 см. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.

Нумерация страниц: в правом нижнем углу без точек и тире..

Необходимо соблюдение разработчиком индивидуального проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник индивидуальный проект к защите не допускается.

  1. Требования к защите индивидуального проекта
  1. Защита индивидуального проекта происходит внутри учебной группы, лучшие индивидуальные проекты могут быть представлены на общетехникумовской научно-практической конференции, а также на городских и региональных научно-практических конференциях.
  2. Обучающийся должен публично представить результаты работы над индивидуальным проектом. Время выступления 3-10 минут.
  3. На защите внутри учебной группы могут присутствовать студенты группы, преподаватели , родители, представители администрации

7. Процедура защиты проекта

7.1. Проверку и составление письменного отзыва осуществляет руководитель проекта. По завершении обучающимся работы над индивидуальным проектом, руководитель проверяет работу, составляет письменный отзыв и передает его обучающемуся для ознакомления.

7.3. Защита индивидуального проекта проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

7.4. Защита осуществляется по следующему плану:

Освещаются основные теоретические и практические положения, краткая характеристика проекта, с демонстрацией и комментарием иллюстративных, графических приложений, компьютерных программ или других продуктов исследования;

Студент отвечает на вопросы аудитории;

Руководитель зачитывает отзыв на индивидуальный проект, по итогам защиты выставляет студенту оценку.

7.5. Результаты защиты заносятся в журнал, в зачетные книжки, ведомость с результатами защиты заполняется руководителем и сдается в учебную часть.

7.6. Индивидуальный проект оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями его оценки. Положительная оценка по дисциплине, по которым предусматривается проект, выставляется только при условии успешного его выполнения и защиты на оценку не ниже «удовлетворительно».

7.7. Обучающимся, получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется право доработки прежней темы, в связи с чем определяется новый срок для ее защиты.

7.8. Процедура защиты состоит в 3-10 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

7.9. По итогам защиты представленного проекта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку.

  1. Критерии оценки индивидуального проекта
  1. Преподаватель-руководитель осуществляет оценку представленных индивидуальных проектов на основании разработанных критериев (Приложение 6).
  2. Критерии оценки разрабатываются методическими комиссиями и утверждаются на педагогическом совете.
  3. По результатам защиты индивидуальных проектов оформляется ведомость. (Приложение 7).
  4. В случае неявки на защиту индивидуального проекта по уважительной причине обучающемуся предоставляется право на защиту в дополнительные сроки.
  5. В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине обучающийся получает неудовлетворительную оценку. Данную академическую задолженность обучающийся ликвидирует в соответствии Положением о текущем контроле знаний промежуточной аттестации обучающихся.

7.Заключение

Чётко фиксируют:

  • Типы индивидуальных проектов.
  • Результат учебного проекта.
  • Требования к содержанию, структуре и оформлению индивидуального проекта.
  • Требования к защите индивидуального проекта.
  • Критерии оценки индивидуального проекта.

8.Список использованной литературы.

  1. Л.Н. Алексеева.; Г.Г.Копылов.; В.Г. Марача: «Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развития способностей» Исследовательская работа школьников- 2003 - №4
  2. Д.Б.Богоявленская «Психология творческих способностей» -М.Академия 2012 г.

Приложение 1

Типы и характеристика учебных проектов

Тип проекта

Краткая характеристика

1. Информационный

Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.

2. Исследовательский

Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета, задач и методов исследования, определение источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)

3. Творческий

Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.

4. Практико- ориентированный (прикладной)

Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом, например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пособие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманной структуры и роли, и функций каждого участника. Кроме того, необходимо предусмотреть каждого студента в оформлении конечного результата (продукта). Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, систематической внешней оценки проекта.

Приложение 2

Паспорт проекта
(заполняется обучающимся)

Название проекта

Руководитель проекта (ФИО, преподаваемая дисциплина)

Координаты

Руководитель проекта: (телефон, электронная почта)

Организация

Срок реализации проекта

Тема проекта

Краткая аннотация

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Основные цели и задачи проекта

Цели проекта:

Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:

Классификация проекта

Результат (продукт)

учебного проекта

Основные этапы разработки проекта и способы достижения результатов

Подготовительный

Проектировочный

Аналитический

Контрольно-корректировочный

Заключительный

Ресурсное обеспечение проекта

Формы представления результатов проекта

Приложение 3

Технологическая карта (дневник) учебного проекта

(заполняется преподавателем-руководителем индивидуального проекта)

Формулировка проблемы

Тип(ы) учебного проекта

Цель учебного проекта

Тема (название учебного проекта)

Классификация по различным основаниям

Планируемый результат

(заполняется на основе разработанных таблиц этапов разработки проекта)

Форма представления результата (продукта)

Примерная таблица

Система действий педагога и обучающихся при разработке учебного проекта

Этапы разработки учебного проекта

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

Подготовительный

Формулировка проблемной ситуации; определение состава групп.

Коллективное обсуждение проблемы; распределение ролей и функций участников проектировочной группы.

Формулировка темы, цели, результата.

Сформулированные проблема, тема, цели проекта. Предполагаемая структура проекта (ответственные, сроки)

Проектировочный

Планирование деятельности: распределение заданий в работе над групповым учебным проектом

Консультации по схеме разработки, представление технологический карты проекта.

Разработка плана-схемы, распределение обязанностей по выполнению проектировочных заданий;

построение конкретного плана деятельности

Технологическая карта учебного проекта, проспект.

Проспект проекта предоставляется размером в 1 лист на электронную почту

(ответственные, сроки)

Аналитический

Сравнение планируемых и реальных результатов в соответствии с план- схемой

Обобщение информации, выводы.

Оформление проекта: паспорт проекта.

Контрольно-корректировочный

Разработка критериев оценки проекта.

Анализ успехов и ошибок.

Поиск способов коррекции ошибок.

Исправление недочётов и ошибок в соответствии с реальным состоянием дел (ответственные, сроки).

Заключительный

Коллективное обсуждение результата, оценка проектов на основе критериальной базы.

Самооценка деятельности на основе критериальной базы.

Защита проекта в соответствии с выбранной формой.

Приложение 4

Требования к оформлению индивидуального проекта

4.1. Титульный лист

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЗАНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ им А.П. ОБЫДЕННОВА» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Дисциплина_________________________________________________

на тему: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Выполнил студент(ка)___________________________________________________ (Фамилия, Имя, Отчество) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (группа, специальность/профессия) _______________________ (подпись) Руководитель:________________________________________ ______________________ (должность, фамилия, инициалы) (под

Казань 20__г

Наименование разделов

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......

I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………

II. ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЙ………………………………

2.1. Тема Родины и родного дома…………………………………

2.2. Стихотворения о детях………………………………………

2.3. Стихотворения о войне………………………………………

2.4. Тема поэта и поэзии…………………………………………

III. ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ…………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ……………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

4.3 Требования к оформлению списка литературы и источников и т.д.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Алексеева А.Н. Сложность простоты (Штрихи к портрету Александра Люкина). /Алексеева А.Н. Большой державе русского стиха: литературно-критические статьи. – Горький: Волго-Вятсткое книжное издательство, 1980. – с. 20-53.
  2. Люкин А.И. Избранное. – Горький: Волго-Вятсткое книжное издательство, 1972.
  3. Писатели-горьковчане: литературные портреты. /Составитель Михайлов М.И. – Горький: Волго-Вятсткое книжное издательство, 1972.
  4. Поклон земле Нижегородской: страницы русской поэзии./Составители Андрианов Ю.А., Шамшурин В.А. – Нижний Новгород, 1993.
  5. ru.wikipedia.org/wiki/Люкин,_Александр_Иванович.
  6. http://jmkn.ru/lyukin-aleksandr-ivanovich .
  7. http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/ljukin_a_i/0-1159
  8. http://nizhniynovgorod.spravkarf.ru/firm/knyagininskaya_centralnaya_rayonnaya_biblioteka_im._.i._lyukina

Приложение 5

Критерии оценки индивидуальных проектов

Таблица перевода

Баллы

Отметки

33 - 36

25 - 32

18 - 24

Менее 18

Критерий 1. Постановка проблемы индивидуального проекта

(максимум 3 балла):

Проблема не сформулирована

Проблема сформулирована, но нет обоснования актуальности заявленного проекта

Проблема сформулирована, обоснована актуальность заявленного проекта, но нет анализа имеющихся подобных объектов, не показано, чем они не удовлетворяют автора

Проблема сформулирована, обоснована актуальность заявленного проекта, представлен анализа имеющихся подобных объектов, показано, чем они не удовлетворяют автора.

Критерий 2. Постановка цели индивидуального проекта

(максимум 3 балла):

Цель и задачи не сформулированы

Цель и задачи сформулированы нечетко

Цель ясно сформулирована, но при формулировке задач есть недочеты

Цель и задачи определены и ясно сформулированы

Критерий 3. Определение критериев результативности индивидуального проекта

(максимум 3 балла)

Критерии результативности учебного проекта отсутствуют

Критерии определены, но по ним трудно судить об успешности проекта

Критерии определены, но только по некоторым из них можно судить об успешности проекта

Критерии определены, все из них определяют успешность проектного замысла

Критерий 4. Концепция проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий

(максимум 3 балла)

Концепция проекта не определена, возможные положительные и отрицательные последствия при использовании проекта не проанализированы

Концепция продукта определена, но не указаны функции «продукта» и (или) кто будет использовать данный «продукт», не выявлены положительные и отрицательные последствия использования продукта

Концепция продукта определена, указаны функции «продукта», и кто будет использовать данный «продукт», но не выявлены положительные и отрицательные последствия использования продукта

Концепция продукта определена, указаны функции «продукта», и кто будет использовать данный «продукт», выявлены положительные и отрицательные последствия использования продукта

Критерий 5. Соответствие выбранных методов работы цели и задачам
индивидуального проекта (максимум 3 балла):

Заявленные в учебном исследовании цели не достигнуты

Значительная часть используемых методов работы не соответствует теме и цели учебного исследования

Использованные методы работы соответствуют теме и цели учебного исследования, но являются недостаточными

Методы работы достаточны и использованы уместно и эффективно , цели учебного исследования достигнуты

Критерий 6. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

(максимум 3 балла):

Использована не соответствующая теме и цели индивидуального проекта информация

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

Критерий 7. Определение доступных ресурсов

(максимум 3 балла):

Доступные ресурсы не определены

только материалы (комплектующие) и способ изготовления «продукта»

Из доступных ресурсов определены только материалы (комплектующие) и способ изготовления «продукта», а также время, необходимое для изготовления «продукта»

Из доступных ресурсов определены материалы (комплектующие) и способ изготовления «продукта», время, необходимое для изготовления «продукта», финансовые средства, необходимые консультанты и их квалификация

Критерий 8. Планирование реализации индивидуального проекта

(максимум 3 балла):

План реализации проекта отсутствует

Имеющийся план не обеспечивает решения поставленной проблемы

Краткий план состоит из основных этапов реализации проекта, не учитывает возможность корректировки в работе над проектом

Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по реализации проекта, учитывает возможность корректировки при изготовлении «продукта»

Критерий 9. Оценка эффективности и результативности проекта

(максимум 3 балла):

Не предприняты попытки проанализировать эффективность и результативность изготовленного «продукта»

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы над изготовлением «продукта»

Представлен развернутый анализ по «испытанию» изготовленного «продукта»

Представлен развернутый анализ по «испытанию» изготовленного «продукта», намечены перспективы по его дальнейшему использованию

Критерий 10. Соответствие требованиям оформления паспорта индивидуального проекта

(максимум 3 балла):

Паспорт проекта отсутствует

В паспорте проекта отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении

Предприняты попытки оформить паспорт проекта в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

Оформление паспорта проекта отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

Критерий11. Качество проведения защиты индивидуального проекта

(максимум 3 балла):

Презентация не проведена

Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения защиты проекта, электронная презентация отсутствует.

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения защиты проекта, электронная презентация соответствует предъявляемым требованиям, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения защиты проекта, электронная презентация соответствует предъявляемым требованиям, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории

Критерий 12. Качество проектного продукта

(максимум 3 балла):

Проектный продукт отсутствует

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленной проблеме и концепции, соответствие требованиям к оформлению)

Продукт не полностью соответствует требованиям качества и (или) требованиям к оформлению.

Продукт полностью соответствует требованиям качества и (или) требованиям к оформлению.

Преподаватели-руководители индивидуальных проектов: (подписи преподавателей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЗАНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ им А.П. ОБЫДЕННОВА»