Презентация на тему "Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!". г. Колпашево Томской области

Cлайд 1

Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»

Cлайд 2

Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. * ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства, формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности, развивать творческие способности в разных видах деятельности, развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям, воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа. Цели и задачи раздела:

Cлайд 3

В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития. * ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

Cлайд 4

В результате изучения раздела ученик должен научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. * ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Cлайд 5

Метод междисциплинарных взаимодействий Словесный метод Метод наблюдения Метод контроля и самоконтроля Метод эмоциональной драматургии Игровые технологии Проблемные методы ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,МЕТОДЫ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий метод

Cлайд 6

Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение; активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.); комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи); ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Cлайд 7

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:

Cлайд 8

* ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!» Тема урока Музыкальный материал Основные понятия Методические пособия 1 2 3 4 5 Урок 1 Россия- любимая наша держава! С.В.Рахманинов (второй фортепианный концерт); Гимн РФ (слушание, пение) Знакомство с музыкальными символами страны Учебник 1 часть иллюстрации; диск, ноты, ИКТ Урок 2 Колыбельные песни-душа нашего народа Народные колыбельные песни; П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю» Колыбельная, люлька, зыбка, качка, байка. Иллюстрации; диск, ноты. ИКТ Урок 3 История происхождения русских народных инструментов Русские народные песни « А я по лугу гуляла», «Уж ты сад, ты мой сад» (слушание, пение) Свистулька, жалейка, рожок, свирель. Слайды, диск, ноты. Урок 4 Русские народные духовые инструменты «Хорошо пастух играет»(слушание, пение), песня Леля из оперы-сказки «Снегурочка») Рожок, ратные трубы, скоморохи, опера-сказка. Фортепиано, видиоплеер, магнитофон; Ноты, диск. Урок 5 Свадебные обрядовые песни Свадебные песни «Яблонька», «Дубравушка». (слушание, пение, обыгрывание» Свадебный обряд, частушки, обрядовые песни. Иллюстрации, костюмы. диски, ноты. Уроки 6-7 Великое содружество русских композиторов М.П.Мусоргский «Хаванщина» вступление к опере; М.П.Мусоргский с Няней из вокального цикла «Детская»; «Вечерняя песня» «Балакиревский кружок», «кучкисты», благовест, опера. Повторение и закрепление пройденного. Диск, ноты, учебник, иллюстрации. ИКТ Урок 8 Тема Востока в творчестве русских композиторов Н.Римский корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»; А.Бородин фрагменты из оперы «Князь Игорь» Сюита, симфонический оркестр, тема, ария, половцы. Диск, ноты, учебник, ИКТ. Урок 9 Мой край-Родина моя! (урок-концерт) «С чего начинается Родина» (слушание, пение),частушки. Песни и музыка по выбору учащихся. Г.Струве «Моя Россия» Обобщение изученного материала Ноты, диск, ИКТ, магнитофон

Cлайд 9

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсия Цель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России. Задачи: познавательные: -формировать представление о культуре России; -ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика; -формировать умение слушать, запоминать, размышлять; -познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова; развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память; - побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов; -обогащать словарный и музыкальный запас учащихся, воспитательные: - воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища. -воспитывать положительную мотивацию к учению.

Cлайд 10

Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг. “Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков). Портретная галерея русских поэтов и музыкантов. Экспозиция картин русских художников. Эпиграф на доске: О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) фортепиано магнитофон учебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин. Подготовка к восприятию нового материала–3 мин. Изучение нового материала – 25 мин. Закрепление новых знаний – 5 мин. Подведение итогов урока - 3 мин. Задание на дом – 2 мин.

Cлайд 11

Русская берёза Русская береза – символ русской природы, любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Cлайд 12

Флаг России К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.

Cлайд 13

Герб России Когда появился Российский герб? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, окончательно избравший символом государственной власти двуглавого орла. Но только в XVII веке его изображения стали именовать Государственным гербом России.

Cлайд 14

Гимн России "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.

Cлайд 15

Ход урока: 1.Орг.момент (2 мин) 2. Подготовка к восприятию учебного материала. Сообщение темы и цели урока(3мин) 3. Изучение нового материала (10 мин) -Прозвенел звонок, Начался урок. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в глубь веков, чтобы ещё раз вспомнить наших предков – славян, откуда пришло название нашего государства – Русь. Мы узнаём, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Поговорим о символах нашего Отечества и поэтических, и государственных). (Звучит музыка гуслей.) Учитель. - Давно это было, в стране, где мы живем, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сел, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек далеко друг от друга стояли бедные строения. В них и жили наши далекие предки – Славяне. Это название произошло от слова “слава”, т.е. “хвала”. Строили дома по берегам рек, озер. Место выбирали придирчиво, строили так, чтобы не подмывали талые воды избу. Слушают, запоминают Эмоциональное восприятие, Слушают и запоминают Развитие навыков слушания, внимания Мобилизация внимания уч-ся Словесный метод. Активизация познавательной деятельности уч-ся, мобилизация внимания. Использование ИКТ на уроке. Наглядно- слуховой метод. Эмоциональный, настрой учащихся. Метод драматургии урока музыки, как урок - искусства. Развитие музыкальной памяти Фронтальная форма работы. Словесный метод направлен на создание образно-психологического настроя, на духовное общение. Межпредметная связь. Развитие познавательной активности, интереса к истории и культурным традициям русского народа. Фронтальная форма работы.

Cлайд 16

Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что в те времена славяне изображались добрыми, сильными, неутомимыми. Светлорусые, плечистые, выносливые, красивые люди. Греческий историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян, продолжалась 8 месяцев, в воздухе в это время летали белые перья, т.е. снег. Грелись славяне в бане, и была баня в каждом доме. Хлебосольные, гостеприимные, не было в избах ни замков, ни засовов. Высоко чтили наши предки такие понятия, как слово чести, благородство, мужество. Не было такого, чтобы славянин слово не сдержал. (Демонстрируется фрагмент обряда сватовства…) Не давали покоя славянам печенеги да половцы, не могли они спокойно смотреть на цветущую, благодатную землю русскую. И ещё одна была беда, ещё более коварная, чем набеги соседей – это ссоры да вражда. И вот собрались старейшины; думали, думали и решили послать за моря послов в далёкую страну, где живёт народ по прозванию Варяги. С тех пор земля славянская по имени русских князей и получила название Русь. Учитель. Подберите к слову “Русь” – синонимы. (Русь – Россия – Родина – Отечество”) (На доске записывается слово “Россия”.) Познавательная деятельность Знакомство с народным обрядом Проблемная деятельность. Уч-ся слушают, наблюдают и запоминают. Видеометод (ИКТ) Метод эмоциональной-драматургии, наглядно-слуховой. Концентрирование внимания, формирование познавательной деятельности. Фронтальная форма работы. Знакомство с русскими обрядными традициями. Словесный метод, метод наблюдения Способствуют развитию познавательной активности, интереса к изучению русской культуры у учащихся. Развитие ассоциативного мышления происходит с помощью ассоциации, что способствует лучшему усвоению материла. Эвристический метод. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся.

Cлайд 17

Пение 4. Первичное закрепление полученных знаний (10 мин) Звучит мелодия в сопровождении фортепиано Учитель. Русичи – это музыкально одаренная нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов. Дети называют к слову «Русь» синонимы (Россия – Родина – Отечество) Дети, читают стихи и демонстрируют свои рисунки к уроку. (Приложение№1) 1 ученик: “Родина”, – мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой, Это наше детство, наша юность, Родина! Отечество святое! 2 ученик: Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, 3 ученик: Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела, До земли чуть – чуть не долетев. Родина! Земля отцов и дедов! 4 ученик: Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется едва ли И навек останется святым... Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим. Дети исполняют песню «Моя Россия» Г.Струве Работа в хоре. Слушают и запоминают Обогащение словарного запаса. Развитие творчества детей на основе синтеза видов искусств. Творческое чтение Словесно-наглядный метод. Индивидуальная форма работы с целью активизировать уч-ся. Развитие речи, учащихся. Обогащение словарного запаса. Дифференцированный подход. Словесный метод, наглядно- слуховой, способствуют развитию речи учащихся. Концентрация внимания. Активизация слухового опыта уч-ся. Обратная связь. Репродуктивный метод, практически- индуктивный способствуют умению применять полученные знания на практике. Развитие навыка двухголосного исполнения.

Cлайд 18

Работа с учебником Знакомство с музыкой С.В.Рахманинова. Это (перечисляют дети) : А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и др. Солнцем русской музыки называли М.И.Глинку. Беззаветная любовь к своей Родине побудила его собрать огромное количество народных песен, наигрышей, обрядов. “Музыку создаёт народ, а мы – композиторы её аранжируем”, – говорил М.И.Глинка. Его по праву считают основоположником русской классической музыки, ибо так велик вклад его в становление русского музыкального искусства. Невыносимая тоска по Родине тяжело пережита С.В.Рахманиновым на чужбине. Где бы ни жил, где бы ни путешествовал композитор – в его сердце была Россия. (Звучит “концерт №2” для фортепьяно с оркестром (1 ч.), музыка затихает, звучит лишь фоном.) Учитель. - А сейчас мы поговорим о поэтических символах. Когда мы произносим слово “орхидея”, в нашем сознании выстраивается ассоциативный ряд – Корсика. И, наоборот, говорим “Япония” и представляем цветущую сакуру. А есть ли поэтический образ у нашей Родины? -Да, вы правы. Это берёза. Называют имена русских композиторов-классиков. Знакомятся с новыми именами. Слушают, запоминают. Учатся работать с учебником Творческая работа (На фоне музыки Рахманинова группа детей работает с учебником, а другая анализирует музыкальный фрагмент). По окончании анализируют, размышляют Слушают, запоминают. Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.(Берёзка) Коллективная форма работы. Эмоциональный подъём. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Наглядно-слуховой. Частично-поисковый метод, способствует развитию мышления. Использование ИКТ, активизация познавательной деятельности уч-ся. Практический метод. Способствует развитию речи, наблюдения, мышления. Обогащается словарный запас. Фронтальная форма работы. Дифференцированный подход. Рефлексия, поисковая мыслительная Деятельность. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся. Наблюдение. Частично-поисковый метод. Дифференцированный подход, Групповая форма работы. Метод эмоциональной драматургии. Развитие интереса к культурным традициям русского народа. Творческий метод.

Cлайд 19

Музыкальная пауза. 5. Работа по дальнейшему углублению знаний и умений и навыков (10 мин) “Русская береза”– символ русской природы. С давних времен с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы. Пели веснянки, водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов Перуна, Даждь – бога, Леля и других.. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине. Творческое задание (Девочки исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”, остальные уч-ся исполняют песню) Слушают, запоминают. Познавательная деятельность. (Ребятам предлагается рассмотреть экспозиции картин русской природы. Преподаватель останавливается на 2–3 картинах.) Слушают, запоминают картины, имена художников. Работа с дневником наблюдения. Развитие слушательской и исполнительской культуры уч-ся их воображение, стремление к самовыражению, способности перевоплощаться и создавать пластические образы. Словесный метод в сочетании с наглядно- слуховым. Активизация внимания. Формирование познавательной деятельности. Межпредметная связь. Метод наблюдения. Развитие познавательной активности, интереса к русской художественной культуре, истории и культурным традициям русского народа. Проблемная деятельность, рефлексия знаний. Частично-поисковый метод. Словесно-наглядный метод Развитие слушательской культуры уч-ся, их воображение. Словесно-наглядный метод

Cлайд 20

Перед нами картина И.И.Левитана “Берёзовая роща”. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Учитель. А сейчас послушайте песню “ Белая берёза “ (музыка А.Новикова). О чём она? Учитель. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ. Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь... Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. Родина – это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Учитель. Как еще называют Родину? “Отечество” – происходит от слова “отец”, греческого слова раtriа (патриот). Слушают, запоминают картину, художника. Работа с дневником наблюдения (Прослушав, ребята высказываются о содержании песни.) Эта песня о воинах Великой Отечественной войны. В их устах слова “ Мы русскую березу в обиду не отдадим” звучат как клятва – клятва защитников Родины. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о трагедии Великой Отечественной войны. Чтение стихотворения Опять о них, кудрявых и белёсых... А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются берёзы, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси. “Россия” – шепчут мне берёзки, “Россия” – шепчут камыши, “Россия” – ключ Отвечают на вопрос учителя (Родину часто называют Отчизной, отчим домом)) Эвристический метод. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности, слухового опыта уч-ся. Фронтальная форма работы. Развитие стремления к самовыражению. Развивается познавательный интерес к предмету. Метод моделирования развивает способность к творческому и абстрактно- логическому мышлению, речи уч-ся. Словесный метод. Развитие речи. Обогащение словарного запаса. Творческое чтение. Индивидуальная форма работы с уч-ся, способствует развитию речи и памяти. Воспитание слушательской культуры уч-ся. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Фронтальная форма работы. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся. Частично-поисковый метод Развитие речи, мышления, памяти Оценочный метод.

Cлайд 21

У каждого государства есть официальные символы. Это герб, флаг, гимн. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их. Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения. Учитель: - Гимн – это торжественная песня, символ государственного или социального единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно- военном обиходе возникла при Петре I. Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. Работа с учебником, с творческой тетрадью. (Исследовательская деятельность учащихся) 1 Ученик. Рассказ об истории российского современного флага.. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне. 2 Ученик. Рассказывает о науке изучения гербов. Наука об изучении гербов называется геральдика. Дети слушают доклад и запоминают. Метод моделирования развивает способность к творческому и абстрактно- логическому мышлению. Репродуктивный метод. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Фронтальная форма работы. Межпредметная связь. Исследовательский метод. Самостоятельная поисковая работа развивает творческие способности детей. Развивает умения самостоятельно воспроизводить знания, осуществлять самостоятельный поиск. Индивидуальная работа с уч-ся. Словесный метод, Развитие речи. Обогащение словарного запаса. Репродуктивный метод. Индивидуальная помощь уч-ся. Развивается умение работать с дополнительной литературой, поисковые навыки. Активизирует деятельность учащихся. Организована целенаправленная познавательная деятельность к усвоению материала. Наглядный метод Оценочный метод. Индивидуальная работа с уч-ся.

Cлайд 22

Пение. 6. Подведение итогов урока. (3 мин) 7. Задание на дом (2 мин) В качестве музыки будущего гимна была утверждена “Патриотическая песнь” М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова. Закон “О Государственном гимне РФ был принят 8 декабря 2000 года Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ. Учитель. - Прошу всех встать для исполнения Государственного гимна России. Учитель: Как звучала тема урока? С чем мы познакомились? С творчеством каких композиторов, художников познакомились? Что больше всего понравилось на уроке? Исполнение Государственного гимна России Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают задание в дневник (нарисовать рисунки, сочинить стихи, частушки на тему «Родина моя-Россия!», провести анкетирование родителей на знание русских народных песен и традиций) Развивается умение работать с дополнительной литературой, поисковые навыки. Активизирует деятельность учащихся. Развитие слушательской культуры. Дети учатся понимать практическую значимость материала. Межпредметная связь. Метод наблюдения. Развитие познавательной активности, Интереса к предмету. Словесный метод, Развитие речи и памяти. Обогащение словарного запаса. ИКТ Репродуктивный метод. Способствует развитию исполнительской культуры. Обогащение эмоционально-образной реакцией. Оценочный метод. Поиск правильного ответа позволяет разносторонне усвоить материал. Частично-поисковый метод. Форма работы-фронтальная. Мотивация на самостоятельную работу дома. Дифференцирование по степени сложности, по объёму. Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина); Энциклопедия Кирилла и Мефодия; Интернет- ресурсы. * РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕНИКАМ МАТЕРИАЛЫ

Cлайд 25

1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4 кл., программа для общеобразовательных учреждений М.: «Дрофа», 2009.-90с. 2. Арсенина Е.Н. Музыка.1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека.- Волгоград: «Учитель», 2009.-205 с. 3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с. 4. Давыдова М.А.Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО,2008.-288с.- (Мастерская учителя). 5. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль – М.: «Глобус», 2008.- 170с. 6. Курушина Т.А. Музыка.1-6 классы: творческое развитие учащихся - Волгоград: «Учитель», 2009.-87с. 7. Куприянова Л.Л.Русский фольклор: пособие для учителя музыки общеобразовательного учреждения – М.: «Мнемозина», 2003.- 48с. 8. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176с. 9. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974. 10.Махмутов М.И.Современный урок.- М., 1985.-49с. 11.Образцова,Т.Н. Музыкальные игры для детей.- М.: «Дрофа»,2006.- 160с. 12.Рябчикова Е.П.- Н.Новгород: ООО «Типография « Поволжье», 2009-194с. * СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Урок музыки в 3 классе

Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню

«Гармошка»»

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока:

    Обучающие:

    • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

      Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;

      Учить различать на слух музыку народную и композиторскую;

      Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;

      Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;

      Учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя и а capella .

    Развивающие:

    Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

    В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;

    Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    Развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;

    Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.

    Воспитательные:

    На основе эмоционального восприятия русского народного творчества, воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

    Прививать любовь к Родине, к русской природе;

    Формировать положительные привычки;

    Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;

    Обогощать духовный мир детей.

Ход урока.

Дети входят в класс под звуки русской народной песни.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён русской народной песне.

Но сегодняшнее занятие будет совсем необычным;

Утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам,

Я её составил сам.

Ребята, отправимся в гости к Самовару – Тимошке?

Но так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, что же ждет нас впереди:

Впереди вас ждёт река

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Ребята, а в какой знакомой нам песне упоминается о реке?

«Вниз по Матушке по Волге» - слушание (слайд)

-------(Исполняя эту песню, помните о правильном дыхании.)

Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

(у русской песни есть отличительная черта – ее рапевность)

Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни.

    Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

К какому жанру отнесём эту песню.

? – А зачем мы учим народные песни.

Спасибо за интересный ответ.

Ребята я предлагаю вам разучить новую песню в которой говориться …(слайд)

«Ты скажи, скажи нам реченька лесная». -разучивание

А сейчас музыкальная загадка: послушайте музыку и скажите, где вы её уже слышали.

(«Вальс» из балета «Щелкунчик»)

В чьем исполнении звучит эта музыка.

С трудной загадкой вы справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши куда идти дальше?

Речку одолели –

И вперёд смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка».

Развесёлый в ней народ

Песни русские поёт.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Подпевайте дети дружно

Песню «Солдатушки…»

_________ «Солдатушки, бравы ребятушки». (слушание ) (слайд )

Спели песню. А теперь ответьте на мой вопрос:

Народная эта песня или композиторская?

? – К какому жанру отнесём эту песню.

? – Какие старые слова есть в этой песне.

(Востры. Держава) – объяснение значения слов (слайд )

На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда сейчас идти?

Слева, видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живёт волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

_____________ «Колыбельная песня» (исполнение а capella .)

_____________ «Колыбельная песня» (слушание) Н.И. Римский -Корсаков

Почему эта песня называется колыбельной (от слова колыбель).

Кто пел колыбельные песни.

В старину такие песни называли «баюкашные2, от слова «баюкать», т.е. «укачивать».

Молодцы, ребята! С этим заданием справились. Волка усыпили.

Пол деревни, пол пути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнём

И опять вперёд пойдём.

Исполняется песня «Зверобика» в движении (физминутка).

Путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдём – в письме Тимошкином прочтём.

Справа медведь,

Он любит петь,

Громко поёт,

Пройти не даёт.

По секрету вам скажу:

С этим Мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу.

Очень любит Мишка частушку.

? – Что такое частушка.? (слайд )

? – С каким инструментом можно петь частушки.

Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России 19 века – называется он «под язык».(исполнение )

? – А вы любите исполнять частушки.

Исполнение частушек (бубен и ложки)

Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

А теперь – наискосок,

Через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нём.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой.

Ребята, как тепло у Тимоши! Давайте, исполним для него песню.

____________________________ «Если с другом вышел в путь» (исполнение)

Ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу.

Ответьте мне на последний вопрос.

? – О чём русская народная песня.

(о народной жизни)

Совершенно верно, народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями, но надо помнить о том, что у каждого народа существует как народная, так и композиторская музыка. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

А сейчас – домашнее задание:

Кроссворд «Музыка моего народа»

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Звучат плясовые наигрыши……………

Открытый урок по музыке

Тема «Россия – Родина моя».

3 класс.

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии создать образ героя, защитника Отечества – князя Александра Невского, крестьянина – Ивана Сусанина.

Цели урока:

    Образовательные :

    ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «выразительность и изобразительность»;

    оценить значение творчества великих русских композиторов С.Прокофьева и М. Глинки в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

    провести анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

    Развивающие :

    формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

    прививать бережное отношение к истории своего народа;

    показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского;

    показать стремление композиторов передать народность в своих произведениях.

    Воспитательные :

    пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

    воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Результаты освоения учебного материала

Личностные результаты:

    Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

    Целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

    Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

    Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

    Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

    Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

    Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» в соответствии с целями и задачами деятельности;

    Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

    Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

    Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);

Предметные результаты:

    Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

    Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений;

    Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

    Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

    Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

    Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической; понимать содержание, интонационно-образных смысл произведений разных жанров и стилей;

    Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, игре на детских музыкальных инструментах.

Средства обучения:

    Учебник «Музыка. 3 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, (Москва, Просвещение, 2012 г.)

    Музыкальный центр.

    Фортепиано.

    Компьютер, DVD, CD, проектор, презентация.

    Репродукции картин и икон русских художников.

    Детские инструменты.

    Маски для творческого задания.

Виды деятельности на уроке:

    Исполнение народных и композиторских песен – с инструментом и a capella , пение каноном, пение с игрой на детских инструментах, пение с ритмическими движениями.

    Восприятие музыки.

    Музыкальный анализ произведения.

    Работа с учебником.

    Просмотр видеофрагмента.

    Творческое задание по актерскому мастерству.

    Закрепление ключевых понятий – кантата, ария, контраст.

    Беседа о роли русских героев в современном мире.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Вход в класс хороводным шагом с пением песни «Уральский хоровод». Перестроение.

Исполнение - «Гимн РФ».

1 слайд.

Учитель:

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.

Каких русских героев вы знаете? О ком мы уже разговаривали на уроке музыки?

Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому, Ивану Сусанину. Эти имена на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике. Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

2 слайд.

Александр Невский был праправнук Александра Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке.

Художники – Михаил Нестеров и Петр Корин языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем каждый художник передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У: Эти художники создали яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?
Д: Сергей Сергеевич Прокофьев.

3 слайд.

Работа с учебником .

(«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, 3 класс, стр. 16)

Что такое кантата?

Учитель: Мы с вами изучали из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». Сейчас мы посмотрим фрагмент из художественного фильма Эйзенштейна «Александр Невский», где звучит этот хор.

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».

У: Какие средства выразительности использует кинорежиссер для того, чтобы передать картину сбора всего народа на войну?

Д: Массовые сцены. Люди идут со всех сторон на призыв. Люди вооружаются.

У: Какие средства выразительности использует композитор, чтобы передать, что все собираются на войну?

Д: Набатный колокольный звон, маршевый характер, ударные инструменты выходят на первый план.

Исполнение хора «Вставайте люди русские» (1 и 2 темы).

У: Давайте сравним эти две темы, опираясь на основные средства музыкальной выразительности – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. При сравнении будем употреблять выражения «1тема» («Вставайте люди русские…») и «2тема» («На Руси родной …»).

Дети разделяются на 2 группы и подбирают средства музыкальной выразительности, соответствующие их песне.

Анализ музыкальной формы.

Средства
музыкальной

Выразительности 1 тема 2 тема

Темп: быстрый медленный Регистр: средний высокий
Тембр: пронизывающий мягкий
Мелодия: отрывистая плавная
Лад: минор мажор
Интонация: тревожный марш народная песня
Динамика: форте пиано

У: Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А композитор С. Прокофьев создал средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст .

Творческое задание:

У: Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

Учитель:

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними.

Из какого произведения этот отрывок?

Д: опера М.Глинки «Жизнь за царя».

4 слайд.

Исполнение фразы из «Арии Сусанина».

5 слайд.

Поляки, проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

6 слайд.

Иван Сусанин, простой крестьянин, погиб, защищая свою страну от захватчиков.

Учитель: М.И.Глинка заканчивает оперу «Жизнь за царя» хором «Славься!», воспевая подвиг не только Ивана Сусанина, простого крестьянина, подвиг всего русского народа в борьбе за свою землю, свою страну, свою Родину.

Слушание хора «Славься!».

Какой вид колокольного звона звучит в конце произведения, почему?

Д: Праздничный колокольный звон, потому что победили врага.

Композиторы С.Прокофьев и М.Глинка в своих произведениях, каждый по-своему, передают русскую культуру, русскую историю. Это напевность русской песни, народные интонации, колокольный звон - в одном случае – набат, в другом праздничный трезвон. А так же раскрывают образ русского героя: в одном случае – полководца, в другом – простого крестьянина.

Мы с вами учили р.н. песню «Со вьюном я хожу».

- Сделайте музыкальную характеристику этой песни.

Д: Эта песня исполняется хором, a capella , канон, певучая.

Исполнение р.н.п. «Со вьюном я хожу» каноном с детскими инструментами.

Исполнение «Уральской казачьей» с ритмическими движениями.

Итог:

У: О чем мы сегодня говорили?

Д: О подвиге русских героев. О том, как художники, писатели, композиторы воспевают в своих произведениях нашу страну, людей, которые посвятили свою жизнь защите Отечества.

Учитель музыки МОУ «СОШ № 40» – Платицина Лариса Александровна Страница 7

    Слайд 1

    Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»

    Слайд 2

    Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства, формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности, развивать творческие способности в разных видах деятельности, развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям, воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа. Цели и задачи раздела:

    Слайд 3

    В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития. 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

    Слайд 4

    В результате изучения раздела ученик должен научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решатьследующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. 4 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Слайд 5

    Метод междисциплинарных взаимодействий Словесный метод Метод наблюдения Метод контроля и самоконтроля Метод эмоциональной драматургии Игровые технологии Проблемные методы ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,МЕТОДЫ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий метод

    Слайд 6

    Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение; активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.); комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи); ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

    Слайд 7

    Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:

    Слайд 8

    8 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!»

    Слайд 9

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!»

    4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсия Цель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России. Задачи: познавательные: -формировать представление о культуре России; -ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика; -формировать умение слушать, запоминать, размышлять; -познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова; развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память; - побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов; -обогащать словарный и музыкальный запас учащихся, воспитательные: - воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища. -воспитывать положительную мотивацию к учению.

    Слайд 10

    Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг. “Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков). Портретная галерея русских поэтов и музыкантов. Экспозиция картин русских художников. Эпиграф на доске: О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) фортепиано магнитофон учебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин. Подготовка к восприятию нового материала–3 мин. Изучение нового материала – 25 мин. Закрепление новых знаний – 5 мин. Подведение итогов урока - 3 мин. Задание на дом – 2 мин.

    Слайд 11

    Русская берёза

    Русская береза – символ русской природы, любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

    Слайд 12

    Флаг России

    К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность,честность;красный – мужество, верность.

    Слайд 13

    Герб России

    Когда появился Российский герб? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, окончательно избравший символом государственной власти двуглавого орла. Но только в XVII веке его изображения стали именовать Государственным гербом России.

    Слайд 14

    Гимн России

    "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.

    «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

    Конспект образовательной деятельности

    в подготовительной группе

    Мамцева О.Г.

    Образовательные задачи:

    Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на шумовых музыкальных инструментах.

    Слушание:

    Пение: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

    Музыкально-ритмические движения:

    Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма.

    Задачи в интеграции образовательных областей:

    Познавательное развитие:

    Речевое развитие :

    Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух. Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

    Социально-коммуникативное развитие:

    Воспитывать умение действовать сообща, формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

    Физическое развитие:

    Целевые ориентиры ФГОС ДО, на достижение которых направлена ОД:

    Обладает начальными знаниями о мире, в котором он живет;

    Обладает установкой положительного отношения к миру;

    Овладевает основными культурными способами деятельности;

    Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

    деятельности;

    Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для

    выражения своих мыслей, чувств, желаний.

    Деятельность

    педагога

    Деятельность

    Решение образовательных задач

    Вводная часть

    Предлагает образовать круг и поприветствовать друг друга.

    Ребята, скажите, какая тема недели у вас в группе сейчас идет?

    Расскажите, что такое путешествия?

    Зачем люди путешествуют?

    А вам знакомо слово «туристы»? Кто такие туристы?

    Да, ребята, на свете много интересных, удивительных стран. Я думаю, когда вы вырастете, обязательно с ними познакомитесь. Но ведь и наша страна очень интересная и богатая. К нам тоже приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть, как мы живем, что у нас есть такого, чего нет у них. Вот сегодня у нас в гостях две иностранные туристки. Поможем им узнать побольше о нашей стране?

    Тогда приглашаем гостей в музыкальное путешествие по русской народной культуре.

    Дети входят в зал под музыку. Приветствие детей.

    Дети проходят на стульчики.

    Тема «Путешествия».

    Путешествия – это поездки куда-нибудь, где еще никогда не был.

    Люди путешествуют, чтобы узнавать что-то новое, увидеть что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

    Туристами называют людей, которые путешествуют по разным интересным местам, по разным странам.

    Формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

    Дать представление о такой форме путешествия, как воображаемая (виртуальная), в частности – музыкальное путешествие.

    Совершенствовать речь, как средство общения.

    Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

    Основная часть

    - Слушание

    - Пение

    - Музыкально-ритмические движения

    Заключительная часть

    Ребята, давайте прочитаем это красивое слово: Россия.

    Что оно обозначает?

    А как мы можем рассказать нашим гостям про Россию на музыкальном занятии?

    Ребята, о нашей стране, о России сложено много замечательных песен.

    Я предлагаю нам всем послушать одну из них.

    О чем эта песня? Какая в ней Россия?

    А какой характер у этой песни?

    Да, ребята, в этой песне очень красивые слова, наверное, автор, который сочинил эту песню очень любит Россию. И наши иностранные гости, наверное, тоже это поняли. А каким красивым голосом поет исполнительница.

    Но ведь и мы с вами тоже начали учить замечательную песню о нашей Родине. Кто помнит ее название?

    Эта песня тоже очень нежная и петь ее надо красивыми голосами. Поэтому нам нужно хорошо распеться. Я предлагаю распевку на слоги из слова Россия: ро-ро, си-си, я-я (вверх-вниз). А теперь все слово: Россия (вверх и вниз).

    Пение первого куплета песни «Край родной».

    Закрепление слов второго куплета.

    Ребята, на следующем занятии мы продолжим разучивать эту замечательную песню.

    Но разве можно понять нашу Россию, если не увидеть ее русских народных танцев! У каждого народа есть свои любимые танцы. Для их исполнения шьются красивые народные костюмы. Вы уже знаете, как выглядит русский народный костюм. Я вас не случайно попросила нарядиться сегодня на наше занятие. Расскажите, какой он, русский костюм? Во что наряжались на Руси девушки?

    А из чего состоит мужской костюм?

    Вот такие нарядные девушки и парни выходили танцевать. Посмотрим русский народный танец?

    Ребята, что можно сказать о русских народных танцах? Какие они по характеру?

    А какие движения из танца девочек вы запомнили?

    Девушки любили водить хороводы и есть такой специальный хороводный шаг. Он вам уже знаком (показ). В хороводе девушки показывали себя, какие они стройные, да красивые.

    Еще интересный элемент «Звездочка». Мы с вами ее тоже уже применяли. Давайте вспомним.

    В быстрых озорных танцах часто делали «ковырялочку» (показ: носок, пяточка, раз-два-три). Для нас это новый элемент – давайте попробуем.

    А теперь добавим платочки и соединим эти элементы.

    А в конце русского народного танца всегда поклон. Он делается вот так: сердце, солнце, земля. Так мы благодарим зрителей за внимание.

    Что запомнили для себя мальчики?

    В русском народном танце парни показывают свою удаль, ловкость. Поэтому они делают присядку (показ).

    Еще интересное движение - «похвальбушки»: руки полочкой и вперед с притопом. Вот какие мы молодые да удалые!

    Мальчики, приглашаю вас сделать свой танец.

    Теперь давайте все вместе сделаем общий танец.

    Замечательно. Думаю, наши иностранные туристы увидели, как красиво танцуют в России. На следующем занятии мы добавим еще элементов и у нас получится очень интересный русский танец.

    Продолжим наше музыкальное путешествие.

    Ребята, мы уже рассказали нашим иностранным гостям о песнях, которые мы поем о России, о русских народных танцах. А в конце нашего путешествия давайте покажем гостям русский народный оркестр. Давайте посмотрим, какие инструменты в нем звучат.

    Ребята, какие инструменты вы увидели в этом оркестре?

    Давайте, мы тоже создадим русский народный оркестр. У нас есть бубны и ложки. Подумайте, какой инструмент лучше подойдет для девочек, а какой для мальчиков?

    Давайте сначала послушаем ритмический рисунок. Простучим ладошками, а теперь на инструментах.

    И не забывайте – поклон.

    Ребята, мне кажется, мы сегодня вместе с вами очень постарались рассказать нашим иностранным туристам о музыкальной культуре России, ее народных традициях. Вам самим понравилось наше музыкальное путешествие?

    Спасибо вам большое.

    Так называется наша страна – Россия.

    Мы можем спеть о России, можем станцевать, послушать песни о нашей родине.

    Слушание песни «Россия» (сл. И.Шаферана, муз. П.Аедоницкого).

    Эта песня о том, что мы очень любим свою страну.

    В ней много берез, рек, у нее синее небо.

    Россия похожа на красивую девушку – Аленушку.

    Она нежная, плавная, красивая.

    Песня называется «Край родной» (сл. И муз. Е. Гомоновой).

    Девушки надевали красные сарафаны, кокошники.

    Мужчины носили рубашки, особенно любили красные. Подпоясывались кушаком – широким цветным поясом.

    Просмотр видеозаписи русского народного танца.

    Эти танцы веселые, озорные, быстрые или плавные, спокойные.

    Девочки показывают запомнившиеся движения.

    Девочки: танец с платочками.

    Мальчики показывают запомнившиеся движения.

    Мальчики: танец.

    Общий танец «Как у наших у ворот».

    Просмотр видеозаписи русского народного оркестра «Русский стиль».

    В русском народном оркестре есть балалайки, гармонь или баян, бубен, ложки.

    Выбор инструментов.

    Оркестр под песню «Русская кадриль»

    Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

    Закреплять и обогащать представления детей о своей стране – России, ее музыкальной культуре, музыкальных народных традициях. Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.

    Совершенствовать речь, как средство общения.

    Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух.

    Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

    Способствовать развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Познакомить с элементами русского народного танца. Развивать танцевальное творчество.

    Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений.

    Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах.

    Развивать чувство ритма, музыкальный слух.

    Воспитывать умение действовать сообща.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад №14»

    г. Колпашево Томской области

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

    Мамцева Ольга Геннадьевна

    музыкальный руководитель

    Мамцева

    Ольга Геннадьевна