Презентация на тему карась-идеалист план анализа. Презентация на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Сказки""

ПЛАН I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин - «сатиры смелый властелин». (А. С. Пушкин) II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). (Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина.) 1. Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. Идейное содержание «сказок для детей изрядного возраста». 3. Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. "Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет (Салтыков-Щедрин М. Е. «Приключение с Крамольниковым».)


Исследователь творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин". (Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)


«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.


Целый ряд причин побудил Салтыкова- Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.


Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных


В сложном содержании сказок Салтыкова- Щедрина можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, изображение народных масс, разоблачение морали собственников- хищников, пропаганда новой нравственности.


Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.


В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь- обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил дрожал, умирал дрожал". Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы


Так, в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков- Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам


Эта же мысль развивается в сказке Дикий помещик. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.


В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства


Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке Коняга. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова- Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.


В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры – в образах хищников. Сказка «Коняга» - выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.


Почти во всех сказках образ народа- мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан- море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.


Образы сказок Салтыкова- Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.


"Сказки" "Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.


В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? "Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.




Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха: ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.


Б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в) "Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола - чрезмерное преувеличение.


Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина ПроблематикаХудожественные особенности самодержавие и угнетенный народ ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"); отношения мужика и барина ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"); положение народа ("Коняга", "Кисель"); подлость буржуазии ("Либерал", "Карась-идеалист"); трусость обывателя ("Премудрый пискарь"); правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)" "эзопов язык" (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация


Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...


У Салтыкова-Щедрина есть сказка- элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".


ЛИТЕРАТУРА. 1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)Lib.Ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

Дочь писателя Сын писателя

Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.


«Сказки» - Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки. Много захочешь – последнее потеряешь. О животных. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Народные сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди». Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Репка. Курочка Ряба. Волшебные сказки: «Золушка», «Спящая красавица».

«Урок Сказка» - В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да! Сказочные викторины: Парад сказочных человечков. Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать. По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я!

«Сказки в картинах русских художников» - Поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие творчества Врубеля. Сказочная Русь. Гармоническое соединение фантастического и реального в картине "Царевна-Лебедь". Врубель Михаил Александрович. «Царевна – Лягушка» В.М.Васнецов. По окончании курса в Петербургском университете Врубель поступил в Академию Художеств.

«Герой сказки» - Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Герои сказки «Конек-горбунок». Герой сказок – Иван-дурак. Яйцо должно было быть полным, как окружающий наш мир. Окружающий мир для нас становится сказочным. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Баба-яга в является «первой женщиной-космонавтом».

«Проект сказки» - Отдохнём? Конец сказки. ПИСАТЕЛЬ (автор). Волшебная. Волшебный предмет. Проект «СКАЗКА». Бытовая. Начало (зачин). Испытатели. Испытание проекта. Экспериментаторы. Место. Виды сказок. Деление на группы постановка задачи. Методическая разработка урока по теме «Литературная сказка». Богатырская. Народ.

«Сказки писателей» - К.И. Чуковский. Детям очень нравятся произведения Носова. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. В Солнечном городе Н.Н. Носова. Сказки помни и люби. Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Сказка – любимый жанр детского чтения. Ребята активно участвовали в игре. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.

М. Е. Салтыков -Щедрин. Сказки.

Выполнила:

учитель литературы

МБОУ СШ №8

Бородина В. В.


М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Литературный псевдоним – Николай Щедрин.

Выпускник Царскосельского лицея, крупный государственный чиновник.

В своих произведениях наказывал зло, жестокость, предательство, глупость.


История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух.


Основные темы

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц»)
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак»)
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки сходны с русской народной сказкой. В них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.


Сказка Салтыкова-Щедрина сплав фольклорной сказки и басни

  • Сказочный зачин
  • Устойчивые выражения
  • Фантастические события
  • Образы животных
  • Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Эзоп - легендарный поэт, творец басни. Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств», басенным «персонажам», (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).


Сочетание реального и фантастического

Реальное

Фантастическое

Газета «Московские ведомости», город Петербург, Тула Москва, Пенза, Рязань, названия улиц - Подьяческая улица, регистратура, река Фонтанка, Нева, пенсия.

Необитаемый остров с экзотической природой, способ попадания генералов на остров, возвращение домой, наличие мужика, газеты на острове.


Использование определённых сатирических приёмов

Аллегория

иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

Гипербола

намеренное преувеличение свойств изображаемого предмета

Ирония

отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован

Сарказм

едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом


Один из самых ярких сатирических приемов – гротеск.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического


Значение сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина

В небольшом по объёму произведении соединяется лирическое, эпическое и сатирическое и предельно выражена проблема судьбы русского народа.



«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»




Слайд 1

Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальная злободневная политическая действительность
В мире сказок Салтыкова - Щедрина

Слайд 2

Слайд 3

Основные задачи сказок:

Слайд 4

Слайд 5

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд 6

Идейно-тематическое содержание сказок
Всего 32 сказки
Обличение господствующего класса
Показ положения угнетенного класса
Обличение самодержавия
Обличение бездеятельных либеральных обывателей
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Слайд 7

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 8

В сатире Салтыкова – Щедрина перед читателем возникает «образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой, деспотичной власти»

Слайд 9

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Мультфильм

Слайд 10

«В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»

Слайд 11

«Премудрый пискарь»
Мультфильм

Слайд 12

Сказка «Дикий помещик»
«Дикий помещик
Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему. В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели.