Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин". Структуры былин

4 ноября 2016

Большое значение для понимания древнерусской литературы имеет вопрос о том, каковы были особенности былин. Данный вид жанра был весьма популярен среди наших далеких предков, поэтому рассмотрение поставленной проблемы актуально до сих пор. Школьные занятия по литературе следует предварить небольшим объяснением учителя на поставленную тему, так как это поможет понять их содержание, черты стиля, смысл и идейную нагрузку.

Литературные приемы

Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.

Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.

Роль эпитетов

Данное средство художественной выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.

Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.

Видео по теме

Гиперболы

Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.

Ударения

Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.

Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.

Композиция

Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина - вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.

Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.

Тематика

Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.

«Задания для устного счёта» - Математика. Вычислительные умения. В.П. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». Устный счет. Межпредметная линия. Нахождение значений математических выражений. Решение уравнений. Зачем нужны навыки устного счета. Устные вычисления. Запись чисел в стандартном виде. Богданов-Бельский. Сравнение математических выражений.

«Быстрый счёт» - Приёмы быстрого счета. Познакомить с приемами быстрого счета одноклассников. Основа порядка в голове. Внимание. Умножение на 11. Приёмы быстрого счета развивают память. Примеры. Умножение двухзначного числа на 111. Сбор материала. Знания.

«Приёмы устного умножения и деления» - -Переместительного, сочетательного и распределительного свойств умножения; -свойства деления суммы на число. По какому правилу составлены пары выражений? На какие группы можно разбить все выражения: I ребенок рассуждает так: 37*2=37+37=74, тогда 38*2=76 и 39*2=78. Верно ли утверждение, что значения выражений в каждой паре одинаковы?

«Методы счёта» - Пальцы рук. Древнерусский способ умножения на пальцах. Актуальность. Цель. Проблема. Счёт восьмёрками. Гипотеза. Счёт парами вёлся во всех торговых сделках. Североевропейский пальцевый счёт. К счету по пальцам восходят многие системы счисления. Счет на пальцах. Счёт десятками. Счёт девятками. Гигантская фигура двуликого бога Януса.

«Устный счет по математике» - 1. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом в 2раза больше. 3. Скорость пешехода 5км/ч, а скорость велосипедиста 20 км/ч. Ни костяшек. Нахождение значений математических выражений. Ну-ка в сторону карандаши! Комбинированный. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. Найдите неизвестные компоненты.

«Устный счёт на уроках математики» - Решите уравнения. Вычислите устно. Умножение чисел. Устный счёт. Что это за формула. Вычисли устно и выбери ответ. Реши задачу. Вычисли устно. На сколько число 3456 > числа 466. Гусыня пролетела 300км. Нахождение значений математических выражений. Сравните. Какое направление движения соответствует решению.

Всего в теме 24 презентации

В народном эпосе широкая типизация персонажей не исключала элементов индивидуализации. А. Ф. Гильфердинг отметил: "...Облик каждой физиономии... везде сохраняет типические черты. Ни разу князь Владимир не выступит из роли благодушного, но не всегда справедливого правителя, который сам лично совершенно бессилен; ни разу Илья Муромец не изменит типу спокойной, уверенной в себе, скромной, чуждой всякой аффектации и хвастовства, но требующей себе уважения силы; везде Добрыня явится олицетворением вежливости и изящного благородства, Алеша Попович — нахальства и подлости, Чурила — франтовства и женолюбия, везде Михаиле Потык будет разгульным, увлекающимся всякими страстями удальцом, Ставер — глупым мужем умнейшей и преданной женщины, Василий Игнатьевич — пьяницей, отрезвляющимся в минуту беды и который тогда становится героем, Дюк Степанович — хвастливым рыцарем, который пользуется преимуществами высшей цивилизации и т.д.; словом сказать, типичность лиц в нашем эпосе выработана до такой степени, что каждый из этих типов стал неизменным общенародным достоянием".

Один из важных принципов эпической типизации — изображение множественного в обобщенном единичном (синекдоха). Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.

Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Иногда выделялся предводитель вражеского войска (Калин-царь).

Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. А. Ф. Гильфердинг и другие собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы не как поэтический вымысел, а как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. В былине "Илья Муромец и Калин-царь", записанной от Т. Г. Рябинина:

Выехал Илья да во чисто поле

И подъехал он ко войскам ко татарскиим

Посмотреть на войска на татарский:

Нагнано-то силы много множество,

Как от покрику от человечьяго,

Как от ржанья лошадиного

Унывает сердце человеческо.

Тут старыя казак да Илья Муромец

Он поехал по раздольицу чисту полю,

Не мог конца краю силушке наехати.

Он повыскочил на гору на высокую.

Посмотрел на силушку татарскую.

И повыскочил он на гору на другую.

Посмотрел на все на три-четыре стороны,

Конца краю силы насмотреть не мог.

В былине "Калин-царь", записанной в XVIII в.:

Сбиралося с ним <Калином-царем> силы на сто верст

Во все те четыре стороны.

Зачем мать сыра земля не погнется?

Зачем не расступится?

А от пару было от конинова

А и месяц, со(л)нцо померкнула,

Не видать луча света белова;

А от духу татарскова

Не можно крещеным нам живым быть.

Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищный облик врага передавали гиперболы, которые показывали его отвратительно безобразным. Они насмешливо изображали огромные размеры врага.

В былине "Илья Муромец и Идолище":

— Как есть у нас погано есть Идолищо

В долину две сажени печатныих,

А в ширину сажень была печатная,

А головищо что ведь люто лохалищо,

А глазища что пивныи чашища,

А нос-от на роже он с локоть был.

Подобным образом был нарисован и Тугарин:

Вышина у собаки видь уж трёх сажон.

Ширина у собаки видь двух охват,

Промежу ему глаза да калена стрела,

Промежу ему ушей да пядь бумажная <...>

Гиперболически и одновременно сатирически изображалось количество съедаемой врагом пищи. В былине "Алеша Попович":

Стали тут пить, есть, прохложатися,

А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:

По целой ковриге за щеку мечит,

Те ковриги монастырския;

И нечестно Тугарин питья пьет:

По целой чаше охлестовает,

Котора чаша в полтретья ведра.

Он взявши, Тугарин, лебедь белую,

Всю вдруг проглатил.

Еще тут же ковригу монастырскую.

Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну. Но в данном случае гипербола передавала чувство восхищения героем:

Да сказал же тут Владимир стольно-киевский:

"Слуги верные, наливайте-тко-сь зелена вина,

А не малую чарочку — в полтора ведра;

Наливайте-тко-сь еще меду сладкого,

Наливайте-тко-сь еще пива пьяного,

А всего четыре ведра с половиною".

А принимает Алешенька одною рукой

И отдает чело на все четыре стороны,

И выпивал Алешенька чары досуха;

А особенно поклонился старику Илье Муромцу.

Гиперболы усиливали общее место (locus communis), изображающее устрашающий крик врага. В былине "Илья и Соловей", записанной от Т. Г. Рябинина:

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Ен крычит злодей разбойник по-звериному,

И от него ли-то от посвисту соловьяго,

И от него ли-то от покрику звериного,

То все травушки муравы уплетаются.

Все лазуревы цветочки отсыпаются.

Темны лесушки к земли ecu приклоняются,

А что есть людей, то ecu мертвы лежат.

В конце былины князь поднес Соловью чарочку зелена вина:

Выпил чарочку-ту Соловей одным духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловъему,

Закрычал разбойник по-звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались

От него от посвисту соловьяго,

А что есть-то людюшок, так ecu мертвы лежат;

А Владымир князь-от стольнё-киевской

Куньей шубонькой он укрывается.

В былине "Иван Гостиной сын", записанной в XVIII в., устрашающий крик и гиперболическое изображение его невероятных последствий отнесены к чудесному коню Ивана. Иван, пировавший у князя Владимира, побился с ним за своего коня о велик заклад:

Не о сте рублях, не о тысячу —

О своей буйной голове!

Чудесный конь бурочко-косматочко, троелеточко не подвел хозяина. Он привел в ужас не только соперничавших с ним жеребцов, но и весь княжеский двор, а также самого Владимира со княгинею:

Зрявкает бурко по-туриному,

Он шип пустил по-змеиному.

Три ста жеребцов испужалися,

С княженецкого двора разбежалися,

Сив жеребей, две ноги изломил,

Кологрив жеребец тот и голову сломил.

Полонян Воронко в Золоту орду бежит.

Он, хвост подняв, сам всхрапывает.

А князи и бояра испужалися,

Все тут люди купецкия

Акарачь оне по двору наползалися.

А Владимер-князь со княгинею печален стал.

По подполью наползалися.

Кричит сам в окошечко косяш,етое:

"Гой ecu ты, Иван Гостиной сын.

Уведи ты уродья со двора долой <...>"

В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей. Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия.

У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд, клюка сорок пудов, палица три тысячи пуд. У Добрыни Никитича палица буёва — шестьдесят пудов, Добрыня берет вяз в девяносто пуд. Алеша Попович берет палицу булатную в девяносто пуд; у Екима-парубка палица в три тысячи пуд; у калики перехожей шепальпа подорожная... в тридцать пуд; у Василия Буслаева вяз во двенадцать пуд.

Столь же весомо (в прямом и переносном смысле) все богатырское снаряжение.

У Михаила Казаринова в колчане полтораста стрел. У Святогора шляпонька — сорок пуд; у Добрыни Никитича шляпа — сорок пудов. Нательный крест у Самсона-богатыря на вороте шести пудов; у Ильи Муромца — полтора пуда.

Гиперболически подчеркивалась цена богатырского снаряжения.

У Михаила Казарина кольчуги цена сорок тысячей, шелому цена — три тысячи, куяку и панцырю цена на сто тысячей, цена луку — три тысячи, стрелы — по пяти рублев, коню — цены-сметы нет. Как видим, самое дорогое для богатыря — его конь.

Гиперболы, отлитые в поэтическую формулу, изображали необычайную скорость богатырской поездки на коне:

Только видели удала, как в стремена вступил,

А не видели поездки богатырские,

Только видели — в чистом поле курево стоит,

Курево стоит, да дым столбом валит.

Столь же необычайны расстояния, которые с легкостью преодолевает богатырский конь.

О коне Ильи Муромца:

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать.

Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

О коне Михаилы Казаринова:

Он скачет, конь, с берегу на берег,

Котора река шириною пятнадцать верст.

Конь Настасьи королевичны:

По целой версты конь поскакивал,

По колен он в земелюшку угрязывал,

Он с земелюшки ножки выхватывал,

По сенной купны он земелики вывертывал.

За три выстрелы камешки откидывал.

Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета — изображении боя. Здесь появлялась типическая формула (locus communis): богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дуби-ночку и даже татарина) и начинает этим помахивать.

Лак куды-де махнёт — туда улицы.

Да назадь отмахнёт — переулочки.

Где он ни пройдет, тут улица,

Где ни повернется, проулочек,

Где он ни станет, тут площадью.

В былине "Калин-царь", записанной в XVIII в., предводитель несметного вражеского войска велел татарам сохватать Илью. Приказание было исполнено: Связали ему руки белыя

Во крепки чембуры шелковыя. Даже связанный, Илья добром предлагает Калину отойти прочь с татарами от Киева, или им не быть живыми.

И тут Калину за беду стало

И плюет Ильи во ясны очи:

"А русской люд всегды хвастлив,

Опутан весь, будто лысай бес,

Еще ли стоит передо мною, сам хвастает!"

И тут Ильи за беду стало,

За великую досаду показалося,

Что плюет Калин в ясны очи,

Скочил в полдрева стоячева,

Изорвал чембуры на могучих плечах.

Не допустят Илью до добра коня

И до ево-та до палицы тяжкия,

До медны литы в три тысячи.

Схватил Илья татарина за ноги.

Которой ездил во Киев-град,

И зачал татарином помахивати,

Куда ли махнет — тут и улицы лежат,

Куды отвернет — с переулками

А сам татарину приговаривает:

"А и крепок татарин — не ломится,

А жиловат собака — не изорвется!"

И только Илья слово выговорил,

Оторвется глава ево татарская,

Угодила та глава по силе вдоль,

И бьет их, ломит, вконец губит.

Достальныя татара на побег пошли,

В болотах, в реках притонули все,

Оставили свои возы и лагири.

Воротился Илья он ко Калину-царю,

Схватил он Калина во белы руки,

Сам Калину приговаривает:

"Вас-та, царей, не бьют—не казнят.

Не бьют—не казнят и не вешают!"

Согнет ево корчагою.

Воздымал выше буйны головы своей.

Ударил ево о горюч камень,

Росшиб он в крохи говенныя.

В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине "Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем", записанной А. Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен, а дальше

Соскочили ребятушки со добрых коней

А схватилися плотным боем, рукопашкою,

А еще борются удаленьки добрые молодцы,

А еще борются ребятушки двои су точки,

А и борются ребятушки трои суточки;

По колен они в землю да утопталися,

Не которой один друга не переборет.

В былинах с мирным содержанием появлялись свои гиперболы. Например, в былине "Дюк", записанной от П. А. Воинова, мать Дюка Степановича — жена старо-матерна — одета столь роскошно, что не много шелку ведь, вся в золоте. Она так была представлена Добрыне Никитичу:

"Да и ай ты, удалой доброй молодец!

Да ты в утри стань-ко ты ранёшенъко,

А и стань в церквы нищею коликою.

Лак первая толпа пройде метельщиков,

Друга толпа пройде лопатников,

Третья толпа пройде подстельщиков,

Расстилают сукна багрецовые,

Идут как тутова три женщина.

Несут подзонтик-от подсолнечной,

Умей-ко ты тут с ней поздороваться".

В былине "Вольга", записанной от И. Касьянова, пахарь Микула Селянинович также имел необычайно прекрасный внешний вид: его кудри рассыпались как скатный жемчуг, глаза были ясна сокола, брови — черна соболя. Но особенно поразительна одежда Микулы Селяниновича, вовсе не предназначенная для пахоты:

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту пяту воробей пролетит.

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Столь же роскошна сошка кленовая: у нее гужики шелковый, омешики булатнии, присошечек серебряный, а рогачик — красна золота. Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. рыжая, с белым хвостом и белой гривой. За внешним великолепием пахаря, его сошки и кобылки скрыта их внутренняя мощь и сила, которая обнаруживается по мере развертывания сюжета.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом Напевная речь в вокально-музыкальном произведении. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова «ета коса, коса, …из далече-далече, дивным дивно» (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов Жданова, «К литературной истории русской былевой поэзии» (Киев, 1881);: биться-ратиться, дани-пошлины, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой («А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…»). Нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня «Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии». К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию. Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием - эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы повторение гласных звуков и аллитерация повторение согласных звуков, дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.