Презентация на тему башкирские праздники. Презентация "Традиции башкирского народа"" презентация к уроку (подготовительная группа) на тему. Традиции и обычаи башкирского народа

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не
был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.

Башкирский писатель и поэт – Мустай Карим.

«Девушка в башкирском костюме» Художник Хабиров Р.С.

«Башкирский кумыс» Художник Кащеев Ф.А.

Башкиры издавна жили на Уральской земле.

До конца 19 века башкиры вели
полукочевой образ жизни, однако постепенно
стали оседлыми и освоили земледелие,
восточные башкиры еще некоторое время
практиковали выезды на летнее кочевье и
летом предпочитали жить в юртах, со
временем, и они стали жить в деревянных
срубах или глинобитных хижинах, а потом
и в более современных сооружениях.

Башкирские праздники.

Ураза-байрам
Как и многие башкирские народные праздники, Уразабайрам пришел вместе с мусульманством. Это один из
важнейших праздников года, в этот день происходит
разговение после долгого поста. В Башкирии этот
праздник отмечается очень широко. С утра все люди
отправляются в мечеть, затем в домах накрываются
богатые столы, часть еды обязательно раздается
нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им
было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью
старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в
этот день обязательно готовят блюда из говядины и
конины, надевают праздничные костюмы, много
танцуют. В этот день нет места унынию.

Курбан-байрам

Этот мусульманский и башкирский праздник в
сентябре отмечается, и связан он с
жертвоприношениями и паломничеством в Мекку.
Он означает высшую точку пути к святым местам.
С утра во всех мечетях Башкортостана проходят
праздничные богослужения и особый обряд
жертвоприношения. Потом в каждом доме
накрываются столы, в этот день обязательно
нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко
глава семьи покупает на базаре тушу животного:
барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает
бедным. После этого башкиры отправляются друг к
другу в гости, где за праздничным столом
восхваляют Господа.

Каргатуй.

Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный
праздник» в то время когда весной прилетают грачи,
смысл праздника – это празднование момента
пробуждения природы от зимнего сна и также повод
обратиться к силам природы (кстати, башкиры
считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с
просьбой о благополучии и плодородии грядущего
сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в
гулянии могли исключительно женщины и
подрастающее поколение, сейчас эти ограничения
сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы,
кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки
на специальных валунах для грачей.

Сабантуй.
Многие башкирские праздники связаны с сезонными
сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник
плуга – один из них.
Он обозначает завершение весенних работ в поле.
Люди молятся о хорошем урожае и стараются
умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших
площадях, где может собраться все население села.
Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье
включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в
этот день принято проводить шуточные соревнования по
борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз
самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день
обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир
существуют специальные песни, которые призывают
милость богов.

Духина Анна
Презентация «Башкиры»

Башкиры тюркоязычный народ , проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Семейная жизнь башкир в прошлом характеризовалась спокойной и мирной.

Отношения между супругами строились на взаимном уважении и согласии.

Необходимость взаимопонимания в семье нашла отражение и в фольклоре, в частности, в пословицах и поговорках : «Бергэнеке берэгэйле» (В единстве сила, «Берлектэ - бэрэкэт, таркаулыкта - 1юлдкэт» (В сплоченности - сила, в разобщённости -гибель) .

В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, где четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Особое место среди этих норм занимают взаимоотношения супругов.

Главой семьи считался отец. Он был хранителем семейных устоев, распорядителем имущества, организатором хозяйственной жизни и имел большой авторитет в семье.

ольшим почётом и уважением пользовалась старшая женщина, жена главы семьи. Она была посвящена во все семейные дела, распоряжалась женскими работами.

С приходом невестки (килен) свекровь освобождалась от работ по хозяйству; их должна была выполнять молодая женщина. В обязанность килен входило приготовление пищи, уборка жилища, уход за скотом, дойка коров и кобылиц, работы по изготовлению тканей и одежды.

радиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения : зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой.

одственные отношения у башкир по мужской и женской линиям поддерживались в одинаковой степени, хотя говорят, что «Родственники жены у очага, а родственники мужа у порога» . В связи с патрилокальным поселением супруги с родственниками мужа общались чаще, родственники жены, естественно, приезжали только в гости.

У башкир существует специальная терминология для определения прямых потомков до седьмого колена, по которой можно установить разрыв родственных связей на восьмом поколении.

На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю - она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику, не рекомендовали посещать мечети (молиться дома, посещать кладбища.

Публикации по теме:

Презентация «Посуда» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи НОД: В ходе непосредственно образовательной.

Презентация «Масленица» Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался.

Презентация «Дружба» В рамках тематической недели "Мы друзья" я подготовила для ребят презентацию о дружбе. Захотелось сделать ее красочной и весёлой. Для этого.

Презентация «И. Я. Билибин» Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Родился 4 августа 1876 года.

Презентация «Масленица» Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

КАЗ УМЭХЭ (каз омэсэ или каж умэхэ) - праздник гусиных помочей. Этот осенний праздник приходится на период наступления первых морозов и "забивания" гусей. В этот день варят пшенную кашу на жирном гусином бульоне и подают вместе с гусиным мясом. НОУРУЗ - приходится на 21-22 марта. Праздник посвящен встрече весны.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Родинная обрядность. Имянаречение Рождение ребенка - особое событие в башкирской семье. Ребенок после рождения получал временное имя (пеленочное), которое давала повитуха. Постоянное имя ребенок получал после обряда имянаречения на празднике "ИСЕМ ТУЙЫ" (наречение ребенка именем). Религиозный обряд имянаречения проводит обычно мулла и дед ребенка, старик-сосед. Для участников обряда устраивают угощение. В прошлом башкиры не фиксировали дату дня своего рождения. Однако теперь дни рождения детей широко отмечаются.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Народные игры Башкиры, чья жизнь была тесно связана с разведением лошадей, добились значительных успехов в конных видах спорта. Среди конных состязаний популярностью пользовались следующие: БЭИГЕ - состязание скаковых лошадей. Старт давался в степи, а финишировали всадники в ауле. Бэйге входит всегда в программу сабантуя. АУЗАРЫШ (переваливание) - конноспортивная игра. Два всадника, оседлав лошадей, должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю. Всадникам разрешено хватать друг друга за шею, кушак, руки, выталкивать ноги соперника из стремян. КУК-БУРЕ (серый волк) или "козлодрание". Две группы всадников должны отнять тушу козла у одного из всадников.

Слайд 17

Описание слайда:

Народные игры КЫЗ КЫУЫУ (догнать девушку). Девушка скачет на коне, а юноша, скачущий на другом коне, должен ее догнать и поцеловать. РУБКА ЛОЗЫ. Всадник на скаку должен срубить лозовые прутья (длиной 1,5-2 метра). Помимо конных состязаний значительной популярностью пользовалась национальная борьба (КУРЯШ). Куряш проводился на майдане (ровной травянистой площадке). Борьба ведется на "стойке" с обоюдным захватом двумя руками за кушак "накрест" на спине соперника. Современный поединок длится 5 минут.

Слайд 18

Описание слайда:

Народные игры Популярны были и игры с шаром (мячом): «СОКОР ТУП» и «СЭКЕН». СОКОР ТУП (лунка и мяч). С помощью клюк (подобие клюшек) игроки стараются закатить шар в казан (котел), т.е. в лунку, находятся в центре круга. Игроки мешают это сделать "нападающему". СЭКЕН (аналог хоккея). В игре участвуют две команды. Основная задача - "забить" деревянный шар за кол или камень (установлен границе двух полей).

Слайд 19

Описание слайда:

Народные игры Во время праздников особой популярностью пользовались перетягивание аркана (участвовали до 20 человек), "бег в мешках", "разбивание горшков с завязанными глазами", "доставание губами монеты из чаши с молоком", "бой мешками", "бег мужчин, попарно связанных за ноги", а также скачки, стрельба из лука, метание копий и камней в цель, бег наперегонки (югырмак). Спортивные состязания были непременной частью праздника наряду с угощениями и массовыми играми. Например, в процессе проведения свадьбы состязались в борьбе. В день свадебного пира (туй) проводили конские скачки в доме невесты.






Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисера, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.


Башкиры занятием башкир в прошлом было кочевое скотоводство; была распространена охота; из ремёсел ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения. В 1719 вв. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни.


Типы жилища Традиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа.




Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин - чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки.


Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда - распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения - различного рода серьги, браслеты, перстни, косинки, застёжки - изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.


Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямо спинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.




Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бешбармак, кулема), вяленая колбаса из конского мяса и жира (козы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в веках распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко - айран.


Башкиры Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, сабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом.


Башкиры Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (токмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие ("Кукушка", "Вороной иноходец", "Баик", "Перовский") имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.



Башкиры
(самоназв. - башкорт)народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана).
башкиры
Численность в России 1345,3 тыс. человек, в том числе в Башкирии 863,8 тыс. человек.Башкиры проживают по всей территории России
башкиры
Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки.В Башкортостане живут представители более 100 национальностейВ республике действуют более 60 национально-культурных центров, в том числе 8 национально-культурных автономий.
башкиры
Письменность на основе русского алфавита. Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.
башкиры
занятием башкир в прошлом было кочевое скотоводство; была распространена охота; из ремёсел - ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи.Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения. В 17-19 вв. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни.
Типы жилища
Традиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа.
башкиры
Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён.
Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин - чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки.
Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда - распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения - различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки - изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.
Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.
башкиры
Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы.
Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в 18-19 веках распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко - айран.
башкиры
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом.
башкиры
Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие ("Кукушка", "Вороной иноходец", "Баик", "Перовский") имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
башкиры
Традиционные музыкальные инструменты - курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный - в виде продолговатой пластины и металлический - в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.