Презентация к уроку мхк "скульптура древней греции от архаики до поздней классики". Скульптура древней греции от архаики до поздней классики Универсальные учебные действия




КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики - статуя юноши-атлета (обычно обнаженного) «Архаический Аполлон» Высота статуи до 3 метров; Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья; Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела. Лица лишены индивидуальности; Выставлялись в общественных местах, в близи от храмов;


КОРА (от греч. «девушка») В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки, одетой в традиционную греческую одежду. Фигуры кор – воплощение утончённости. Как и у куросов, позы их статичны, движения схематичны, но причёски и наряды проработаны тщательно. И куросов и кор отличает загадочная «архаическая улыбка». VI в. до н. э. Музей Акрополя, Афины




Чернофигурный стиль вазописи Эксекий - крупнейший мастер чернофигурной керамики Ахил и Аякс, играющие в кости Роспись на амфоре из Вульчи гг. до н. э. Этрусский музей, Ватикан








Поликлет Дорифор Хиазм – скульптурный приём передачи скрытого движения в состоянии покоя. В трактате «Канон» Поликлет определил идеальные пропорции человека: голова – 1\7 роста, лицо и кисть руки – 1\10, ступня – 1\6. V в. до н. э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии Национальный археологический музей, Неаполь




СКОПАС (420 - около 355 гг. до н.э.) Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров. Отказавшись от свойственного искусству V в. гармонического спокойствия образа, Скопас обратился к передаче движения, сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их Скопас использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Скопас. Менада. 335 г. до н. э. Римская копия.


Пракситель (около гг. до н. э.) В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. В мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная. Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция




Лисипп (гг. до н. э.) Человеческая фигура строится Лисиппом по-новому, в некоем мимолетном аспекте, такой именно, как она представилась (показалась) художнику в данное мгновение и какой она еще не была в предыдущем и уже не будет в последующем. Лисипп был единственным ваятелем, которого Александр Македонский признавал достойным запечатлевать его черты. «


В конце II в. до н. э. работал в Малой Азии ваятель по имени Александр или Агесандр (в надписи на единственной дошедшей до нас статуе его работы сохранились не все буквы). Статуя эта, найденная в 1820 г. на острове Милое (в Эгейском море), изображает Афродиту Венеру и ныне известна всему миру как «Венера Милосская». В этой статуе все так стройно и гармонично, образ богини любви одновременно так царственно величав и так пленительно женствен, так чист весь ее облик и так мягко светится чудесно моделированный мрамор, что кажется нам: резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного!

Слайд 1

Слайд 2

В архаический период уже стала складываться особая государственная система, объединяющая затем греческие государства: не единое государство, расширяющееся в стремлении к мировому господству, как на Востоке, а ряд небольших государств в границах, определяемых островной природой и родовой организацией. Каждый греческий полис (город-государство) имел свой диалект, собственных богов и героев, календарь и монету. Доминантой в создании древнего грека – гражданина полиса – являлось ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигшее апогея в классический период и болезненно утрачиваемый в эллинистический.

Слайд 3

Различия в характерах, пристрастиях граждан отдельных полисов вели к соперничеству и самоутверждению древних греков в своем обособленном уголке – полисе. Однако впечатляющим свидетельством принадлежности греков к некоему единству были греко-персидские войны, оборонительные для греков, а также возможность участвовать в Олимпийских играх.

Стадион в Древней Олимпии.

Слайд 4

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

Реконструкция храма Зевса в Олимпии.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

О спорт, ты – мир!

Слайд 9

В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими чертами постройки), ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.

Слайд 10

Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги

города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

Слайд 11

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

Типы греческих храмов. 1 - периптер, 2 - псевдопериптер, 3 - псевдодиптер, 4 - амфипростиль, 5 - простиль, 6 - храм в антах, 7 - толос, 8 - моноптер, 9 - диптер.

Слайд 12

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает "оперенный") - прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами.

Слайд 13

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ОРДЕРОМ (что означает "порядок"). В узком смысле ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть).

Слайд 14

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате -верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом, образующий антаблемент. Двускатная крыша и карниз создали треугольные фронтоны.

Слайд 15

В пору архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом

Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, ее завершала простая по форме круглая подушка - эхин, над ней - квадратная плита - абака. Фриз представлял собой чередование квадратных плит - метопы - и вертикально вытянутых плит - триглифы. Метопы и фронтоны украшались скульптурными рельефами.

Слайд 16

Слайд 19

Слайд 21

Колонны ионического ордера заменялись женскими фигурами - кариатидами.

Портик с кариатидами в Афинском акрополе.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, но стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма.

Восхищаясь мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали стены храмов многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством античных сооружений.

Храм Геры в Пестуме

Слайд 25

Скульптура. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины (терракоты). Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов - куросов, девушек - кор. До середины 6в. до н.э. создавались статуи богов и богинь строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое, условностью абстрактно-геометрических форм напоминающие искусство Древнего Египта.

Слайд 26

Слайд 27

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курос" - в переводе с греческого - юноша). Высекая из мрамора обнаженную фигуру(по мнению древних греков, совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало), скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела - широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии и, может быть, от гнева богов.

Слайд 28

Слайд 29

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой, грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичность. и строгой фронтальностью изображения. К середине 6в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Со второй половины 6в. до н.э. заметен интерес к пропорциям тела человека, стремление к передаче реального человеческого образа. Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает сюжетно-повествовательным изображениям. В росписи на вазах в 7веке мастера используют контурный рисунок белой и пурпурной красками. Построение композиции - фризовое. Фризы идущих друг за другом изображений животных, людей чередовались с орнаментом. Такое размещение изображений делало росписи похожими на восточные ковры. Вот почему этот стиль вазописи называют "ковровым".

Бой греческих фаланг.

Слайд 34

В конце 7в. до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего расцвета в 6в. до н.э.

Чернофигурная амфора. Ахилл с телом убитого им Гектора. На оранжево-красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделяются фигуры людей, изображенные черным лаком. Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной.

Слайд 35

Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой оценке искусства керамики современниками, знакомят нас с десятками талантливых мастеров. Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий, живший во второй половине 6в. до н.э. Любимые темы мастеров чернофигурной вазописи - мифологические сюжеты, сцены гомеровского эпоса. Чернофигурная техника прекрасно справлялась с задачами украшения ваз, но условный плоскостный характер изображения ограничивал художников в передаче движения. Изысканная декоративность росписи, несколько мешающая реалистической передаче образов - черта, свойственная искусству архаики.

Слайд 36

Эксекий. Килик "Дионис, плывущий по морю". На внешней стороне этого сосуда изображены сцены битв и глаз, который должен был уберечь пьющего от сглаза. Дни килика расписано на мифологический сюжет. Эксекий использует легенду о том, как незадачливые пираты похитили бога Диониса, не зная, что похищенный - бог, и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море, и вдруг вино полилось по палубе, мачту обвила виноградная лоза, сочные кисти винограда склонились над парусом,

Слайд 37

В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры.. Период архаики - время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.

Слайд 38

Домашнее задание:

Рассказать об основных достижениях культуры периода архаики: вазописи архитектуре скульптуре театре Прочитать «Илиаду» или «Одиссею» Гомера Презентация по теме урока.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Монархический строй эллинистических государств. Создание художественных школ в скульптуре. Скульпторы эллинистической эпохи. Искусство Поликлета, Пифагора Регийского и Фидия. Скульптура архаического периода. Влияние мифологии на мировую культуру.

    презентация , добавлен 26.11.2011

    Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции. Религия в жизни и культуре древних греков. Описание механизма ограничения в агональную культуру. Основные периоды храмового зодчества Древней Греции. Элементы греческого архитектурного ордера.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Культура Древней Греции. Культура эллады в XXX-XII вв. Зодчество. Искусство вазописи. Литература. Письменность. Религия. Культура "темных веков" (XI-IX вв.). Культура архаического периода (VIII-VI вв.). Греческая классика. Обособление наук.

    реферат , добавлен 13.05.2006

    Понятие античной культуры. Этапы развития культуры Древней Греции, ее принципы мировоззрения. Основные черты крито–микенской культуры (эгейской). Шедевры гомеровского периода, произведения искусства и архитектуры эпохи архаики. Греческая ордерная система.

    презентация , добавлен 11.04.2014

    История и этапы развития архитектуры Древней Греции. Ионический и дорический стилистический поток. Особенности планирования городов. Общие композиции. Древнегреческая скульптура. Сравнительная характеристика архитектуры храма Парфенона и храма Эрехтейона.

    реферат , добавлен 20.12.2016

    Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации. Особенности и роль крито-микенской культуры. Нашествие дорийцев и развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры. Культура периода архаики. Политическая жизнь Греции в V в. до н.э.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Культура Эллады XXX-XII ВВ. Культура "темных веков" (XI-IX вв.) и архаического периода (VIII-VI вв.): религия, философия, зодчество и скульптура. Греческая кульура в V веке: религия, философия, литература, театр, изобразительное искусство и архитектура.

    Класс: 10

    Презентация к уроку





































































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: способствовать формированию знаний учащихся о художественной культуре Древней Греции.

    Задачи:

    • дать представление о характере древнегреческой архитектуры и скульптуры;
    • познакомить с понятием “ордер” в архитектуре; рассмотреть их виды;
    • выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;
    • воспитывать интерес к культуре других стран;

    Тип урока: формирование новых знаний

    Оснащение урока : Г.И. Данилова МХК. От истоков до XVII века: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2013. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Подготовка к восприятию новой темы

    III. Изучение нового материала

    Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

    Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

    Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

    На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов. СЛАЙД 2-3

    Архитектурный облик древней Эллады

    “Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции. СЛАЙД 5

    Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нём нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н.э.): “прочность, польза и красота”.

    Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) - коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. СЛАЙД 6-7

    В дорическом храме колонны встают прямо из постамента. У них нет украшений, кроме полосок-каннелюр–вертикальных желобков. Дорические колонны с напряжением держат крышу, видно как им тяжело. Верх колонны венчает капитель (голова). Ствол колонны называют ее телом. У дорических храмов капитель очень проста. Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племён дорян.

    Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. СЛАЙД 8-9.

    Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу она приподнята над постаментом. Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще и струятся как складки тонкой ткани. А капитель - имеет два завитка. СЛАЙД 9-11

    Название происходит от города Коринфа. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

    Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде женской фигуры. Она называлась – кариатида. СЛАЙД 12-14

    Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые как известно служили жилищем для богов. Наиболее распространенным видом греческого храма стал периптер. Периптер (греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. СЛАЙД 15

    Афинский Акрополь

    V века до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть “золотым веком Афин”. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это время - время правления вождя афинской демократии Перикла. СЛАЙД 16

    Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел

    Акрополь. СЛАЙД 17

    Акрополь – в переводе с греческого “верхний город”. Располагался на холме. Здесь строили храмы в честь Богов. Всеми работами на Акрополе руководил великий греческий архитектор Фидий. Целых 16 лет своей жизни Фидий отдал Акрополю. Он возродил это колоссальное творение. Все храмы возводились целиком из мрамора. СЛАЙД 18

    СЛАЙД 19-38 На данных слайдах представлен план Акрополя, с подробным описанием памятников архитектуры и скульптуры.

    На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. СЛАЙД 39-40

    Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись.

    В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений.По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей. СЛАЙД 41-42

    Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

    Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого. Достигал значительных размеров (до 3 м). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. СЛАЙД 43-45

    Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка. СЛАЙД 46

    Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума. Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Главной темой работ скульпторов был человек - самое совершенное создание природы.

    Изображения людей у художников и скульпторов Греции начинают оживать, двигаться, они учатся ходить и чуть отставлять ногу назад, замерев в полушаге. СЛАЙД 47-49

    Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов. Самыми известными скульпторами того времени считаются: Мирон, Поликлет, Фидий. СЛАЙД 50

    Мирон самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей. СЛАЙД 51

    Статуя “Дискобол”. Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль.

    Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира. СЛАЙД 52

    Поликлет - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Поликлет написал трактат “Канон”, где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Разработал своего рода “математику красоты”. Он внимательно всматривался в красавиц его времени и вывел пропорции, соблюдая которые можно построить правильную, красивую фигуру. Самое знаменитое произведение Поликлета – “Дорифор” (Копьеносец) (450–440 до н. э.). Считалось, что скульптура создана на основе положений трактата. СЛАЙД 53-54

    Статуя “Дорифор”.

    Прекрасный и могучий юноша – видимо, победитель олимпийских игр, медленно идет с коротким копьем на плече.В этой работе воплотились представления древних греков о красоте. Скульптура долго оставалась каноном (образцом) красоты. Поликлет стремился изображать человека в покое. Стоящим или медленно идущим. СЛАЙД 55

    Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции. СЛАЙД 56-57

    Самая знаменитая работа Фидия – статуя “Зевса Олимпийского” Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление “что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу”. СЛАЙД 58-59

    Скульптурные шедевры эллинизма.

    На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание внутреннего мира человека. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Среди скульптурных шедевров эллинизма следует назвать: “Венеру Милосскую” Агесандра, скульптурные группы для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме; “Нику Самофрокийскую неизвестного автора, “Лаокоона с сыновьями” скульпторов Агесандра, Афинадора, Полидора. СЛАЙД 60-61

    Античная вазопись.

    Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина, кратеры – для смешивания вина с водой, лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний. СЛАЙД 62-64

    Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли “черным лаком”.Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины. Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины. Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. СЛАЙД 65-68

    Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. СЛАЙД 69

    IV. Закрепление пройденного материала

    V. Домашнее задание

    Учебник: глава 7-8. Подготовить сообщения о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.

    VI. Итог урока

    СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

    Куросы и коры.

    Поликлет. Дорифор. Фидий.

    Торс богини.

    Скопас. Менада.


    • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
    • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.

    • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.


    • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
    • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

    КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

    Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

    • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

    • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.



    • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

    • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
    • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
    • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.



    • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
    • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.

    • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
    • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

    • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
    • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?