Преступление и наказание. Достоевский оказался смешным Балтийский дом преступление и наказание

Спектакль - «Преступление и наказание»
Режиссёр - Вадим Сквирский
Театр - Театр-Студия Небольшой драматический театр под руководством Льва Эренбурга (Санкт-Петербург).

На девятом фестивале «Твой шанс» в Москве показали спектакль «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского театра-студии Небольшой драматический театр (НДТ) из Санкт-Петербурга. В программке к спектаклю написано, что спектакль создан на основе этюдного материала, подготовленного в процессе обучения актерским курсом Л.Б. Эренбурга (выпуск 2011 года, БИИЯМС). Сейчас спектакль уже включен в репертуар театра-студии НДТ. Основные роли в спектакле исполняют бывшие студенты курса, некоторые из которых приняты в труппу театра-студии НДТ, но две центральные, ключевые роли отданы ведущим (впрочем, в НДТ все ведущие артисты) актерам театра-студии НДТ. Роль Раскольникова Родиона Романовича исполняет Даниил Шигапов, а роль Порфирия Петровича исполняет Евгений Карпов.

Кто знаком с творчеством Льва Эренбурга и его театром знает, что у театра есть свой индивидуальный театральный стиль. Стиль жёсткий, пытливый, дотошный, въедливый, реалистический, подлинный, натуралистический. Если играть роль, то не играть, а проживать. Если драться, то драться по-честному, до синяков и крови. Если любить, то любить по-настоящему. Зритель не должен усомниться в искренности и честности. Практически все спектакли театра-студии НДТ играются этюдным методом, т.е. сквозное непрерывное действие отсутствует. Действие разворачивается и набирает обороты от одного этюда к другому. Кому-то это нравиться, у других наоборот, такой стиль вызывает отторжение и разочарование. Спектакли театра-студии НДТ лучше один раз увидеть, чем сто раз про них услышать, дабы иметь своё мнение. А смотреть в НДТ есть на что, уж поверьте.

После просмотра спектакля «Преступление и наказание» рождается такое ощущение, что актёр и режиссёр театра-студии НДТ В.Сквирский превзошел своего учителя. Но, увы, родившееся ощущение обманчиво. Дело всё в том, что в свою дебютную работу В.Сквирский вложил всего себя, что чрезвычайно похвально для дебюта. Надеюсь, что следующие спектакли в его постановке будут не хуже дебютного. Спектакль получился крепким, ясным, выстроенным, сыгранным и логически законченным.

Безусловно, понятно, что хотел сказать режиссёр своим спектаклем. Видно, что роман «Преступление и наказание» перечитан и проанализирован не один раз. Тут нет проходных сцен из романа. Даже сцена убийства старухи процентщицы отсутствует. У зрителя не возникнет вопрос: А зачем эта сцена? Режиссёр отобрал сознательно только те сцены, которые в конечно итоге выстаиваются в логическую цепочку спектакля.

Форма спектакля определена как «лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству». В мир героев романа Достоевского зрителей погружает лектор женщина, знающая и глубоко понимающая творчество не только Достоевского, но Л.Толстого. Вот эти её серьезные познания и помогают зрителям взглянуть на роман с другой стороны, т.е. уйти от замусоленных стереотипов школьной программы.

Спектакль, прежде всего, не о преступлении и наказании, а о свободе личности – в действительном и исходном её понимании. Об избавлении от тех идей и слов, которые мешают быть самим собой — человеком. Убейте в себе ложные стереотипы. Ещё спекатль о силе жизни. Раскольников шёл к этому избавлению весь спектакль, пытаясь уйти от сюжетной линии романа. Как он говорит: «как в книжке - не будет!». И освобождение произошло, но уже в финале спектакля на каторге. Раскольников спасает от смерти Сонечку, увидев в ней человека. Он поступает уже как человек, спасая её, отдав ей свою одежду. Сонечка, сладко засыпая, выздоравливает, лежа на боку. Кульминация лекции (спектакля) – это всеобщее освобождение и преклонение. Всех без исключения персонажей.

Журналист Ольга Комок, сходив в Александринский театр на "Преступление и наказание", констатирует, что спектакль - настоящее испытание для зрителя. Как минимум на время.

В Александринском театре и на одноименном фестивале состоялась если и не самая успешная, то наверняка самая громкая премьера года. Худрук Венгерского национального театра Аттила Виднянский поставил роман Достоевского "Преступление и наказание" как оперу. Да не какую–нибудь, а самую что ни на есть поствагнерианскую: пять с половиной часов эпического действа, многословные герои - не люди, а олицетворения всяких разных идей и морально–этических концепций, кипящие страсти отсылают не к быту, а сразу в вечность (или в хрестоматию по истории литературы). И, конечно, музыка: она–то и правит бал на сцене драматического театра, толкает вперед действие, захлестывает монологи персонажей звуковыми штормами, заставляет шевелиться вездесущий миманс в тюремных телогрейках.

Миманс этот еще и поет, как положено оперному хору. Живые голоса создают обаятельный контрапункт к основной фонограмме (которая представляет собой энциклопедию австро–немецкого экспрессионизма XX века с вкраплениями грегорианского хорала и общеизвестного барокко): что?то из русского церковного обихода, немножко площадного фольклора плюс вокальное переложение хита Эми Уайнхаус - это бонус для тех, кто решился остаться на второе отделение "концерта" после 2,5–часового акта.

Других бонусов во втором акте почти нет: в первые 2 часа публике уже предъявлены все ноу–хау оперы "Преступление и наказание". Черно–белый конструктивизм очень идет партитуре. Зловеще развеселый миманс перекатывает абстрактные фрагменты человеческих (человеческих ли?) жилищ при каждом повороте всем известного сюжета. Почтение к главному русскому роману явлено полнейшее, артисты произносят текст классика целыми страницами. Разве что ради ускорения процесса полифонически накладываются друг на друга: например, Мармеладов (Сергей Паршин) исповедуется в пьянстве, а параллельно матушка Раскольникова (Мария Кузнецова) зачитывает письмо сыну. Поначалу монологи богато иллюстрированы: Соня (прекрасная в артистической сдержанности Анна Блинова) изображает рассказ о своем падении посредством пластических экзерсисов. Зарубленные старухи, а позже и покойник–Мармеладов не покидают сцену, как оперные лейтмотивы не исчезают из партитуры. Сон Раскольникова об убиении лошади вообще превращается в буйный сценический апокалипсис, в том числе для слуха граждан, не привыкших к стадионному уровню децибел.

Все партии спектакля расписаны в точном соответствии с указаниями композитора, то есть писателя. Тощая помешанная Катерина Ивановна (Виктория Воробьева) мечется с детьми в костюмах зайчиков, Разумихин (Виктор Шуралев) - положительный хипстер в футболке с Гагариным, Лужин - карикатура на чиновника, Лебезятников (Иван Ефремов) - идеалист из тех, кто в 1991–м строил баррикады у Белого дома, Свидригайлов - блистательно–отвратительный, хореографически точный Дмитрий Лысенков - не выходит из предначертанной роли ни на секунду. Живым, самостоятельным героем не кажется даже сам Раскольников - Александр Поламишев играет душу, смятенную до состояния полной неопределенности. И только один актер (или персонаж?) отыгрывается на Достоевском по полной: Виталий Коваленко превратил следователя Порфирия Петровича в эдакого клоуна из фильма ужасов, многоликого змея–искусителя с истерическим хохотом и повадками пародийного светского льва. Тут уж не роль управляет артистом, а совсем наоборот.

Во втором акте этот змей переодевается в католическую рясу и с дьявольским напором нашептывает Раскольникову мысли уже душеспасительные - о пользе веры и покаяния. О том же - в лоб, долго, безо всяких ухищрений - вещает и Соня. После залихватского марша персонажей в честь всех злых и мертвых (с уморительным гигантским топором вместо знамени) режиссер как будто теряет интерес к заполнению сцены движением. Стены не катаются, хор растворяется в темноте. Наступает череда томительных соло. Каждый персонаж выговаривается до последнего вздоха, до последней ноты - чистое наказание для зрителя, опаздывающего на метро. И когда Свидригайлов, вдоволь наисповедавшись, полазив по стенам и покатавшись по полу, наконец, стреляется одновременно с сакраментальным раскольниковским "Я убил!", а свет на сцене гаснет, сил остается только на ответный вздох - "И слава богу".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

«Небольшой драматический театр» выпустил премьеру по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Постановка Вадима Сквирского основана на этюдном материале прошлогоднего выпуска Льва Эренбурга, основателя НДТ. Немудрено, что и в самом спектакле рука мастера чувствуется во всем, а новое «Преступление» легко входит в репертуарную обойму театра-студии Эренбурга.

На сцене — вечные строительные леса, как нельзя лучше отвечающие данной классиком характеристике летнего Петербурга: «всюду известка, леса, кирпич, пыль». Первой на фоне этих лесов появится лекторша, обделенная не только красотой, но и усредненностью здоровья. Ее пораженная талидомидной немощью коротенькая правая ручка судорожно сжимает томик Достоевского, в котором «синий чулок» искала, да не нашла истины и счастья. И оттого нынче она назначила себя главной обличительницей и развенчательницей классика.

— Миром правит не любовь и не Бог! — упрямо твердит она. — А эстетика!

И поначалу указанное на программке назначение спектакля-лекции о достоевщине «для споспешествования как-нибудь всему человечеству» кажется прямолинейным, даже издевательским. Откровение снисходит лишь к концу спектакля. Недаром говорится, что смехом к человеческой душе удается пробиться быстрее, чем назиданием, а зрители на премьере Сквирского подхохатывают постоянно. И немудрено: смешон даже беззубый смертник Мармеладов (Александр Белоусов), упившийся на глазах у публики до обрушения со второго этажа лесов.

Но главное — нет в спектакле привычных, а оттого уже плоских литературных образов, над которыми едва ли посмеешься во время чтения романа. Так, не показывают публике убийство старушки-процентщицы, лишь горе-лекторша одиноко сублимирует до падения от невидимого, но засвидетельствованного кровавой струйкой удара топора. И вот тут к зрителю начинает приходить понимание того, что все глобальные глупости на свете делаются с серьезным выражением лица. А противопоставление заумной лекторши и имбецилки Лизаветы, также убиенной Раскольниковым (обеих героинь играет Юлия Гришаева), преподносит зрителю, воображающему себя интеллектуалом, солидную оплеуху: глупость вообще счастливей ума, по крайней мере в любви.

А потому добра и глуповата мать Раскольникова (Татьяна Власова), ради которой даже Родион (Кирилл Кобзарев), несчастливо пытающийся поставить идею («вымысел» от слова «мыслить»!) выше жизни, забирается на венский стул и декламирует стихи, как в детстве подтягивая штанины до колен. И абсолютно, девственно глупа Сонечка Мармеладова (Анастасия Асеева), ни слова не понимающая в зауми Раскольникова, но именно этим трем женщинам достаются пуды любви и незримые крылья ангелов-хранителей.

Разбирая Достоевского «по уму», страхолюдина лекторша, которой не хватает в жизни позитива, скатываясь на эмоции и инстинкты, возопит: «Люди ищут в книгах ответы, а там один большой вопрос!». Но чтобы добиться ответа, надо вопрос верно сформулировать. НДТ это удалось, и зритель ответ получит.

На малой сцене театра «Балтийский дом» Александровский парк, 4

«Преступление и наказание» - лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству по мотивам романа Ф.М. Достоевского. Спектакль был создан силами молодой студии – выпускниками Л.Б. Эренбурга в БИИЯМС (выпуск 2011 года) во главе с педагогом, актером и режиссером Вадимом Сквирским.

Продолжительность спектакля - 3 ч.15мин. с одним антрактом.

«Преступление и наказание» - не вполне спектакль Небольшого драматического театра, хотя имеет все фирменные приметы его стиля. Это спектакль, который был создан силами молодой студии – выпускниками Л.Б. Эренбурга в БИИЯМС (выпуск 2011 года) во главе с педагогом, актером и режиссером Вадимом Сквирским (знакомым зрителям по ролям Солёного в «Трех сестрах», Луки в «На дне», Энрике – в «В Мадрид, в Мадрид!» и др.). Кроме новых молодых актеров в спектакле играют и старожилы НДТ – Евгений Карпов и Даниил Шигапов. Это болезненная, горькая, но вместе с тем - (как всегда в НДТ) ироничная и через слово смешная история о поиске ориентиров, нравственных, духовных, общечеловеческих; о заблуждениях и иллюзиях; о свободе и любви.

«Спектакль очень насыщенный, и по-настоящему смешной. За актерами наблюдаешь, не отрываясь, они чутко реагируют друг на друга, существуют единым ансамблем, молодые артисты не выглядят «студентами» рядом с опытными эренбурговцами. О каждой актерской работе следует писать отдельно, хочется разбирать каждую сцену, хочется описывать, фиксировать, любоваться актерами и решениями (…). Жанр спектакля обозначен как «лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству». И можно сказать, что, несмотря на иронию, задача эта выполняется. Удивительная лекция о бессилии слов и идей, о силе жизни, о «нелепом и смешном», по-моему, действительно убеждает, демонстрирует свой взгляд на Достоевского в лучших традициях театра Эренбурга, и «как-нибудь споспешествует», помогает - если не всему человечеству, то зрителю малой сцены Балтийского дома. Хочется записаться на весь курс лекций». Ольга Изюмова, Блог Петербургского театрального журнала

Дипломы и премии: Независимая театральная премия Петербурга «Бронзовый лев» в номинациях: Лучший спектакль малой формы – «Преступление и наказание», Лучшая мужская роль - Даниил Шигапов (Раскольников), Лучшая мужская роль второго плана - Евгений Карпов (Порфирий Петрович), март 2014; IX Международный молодёжный театральный форум «М.art.контакт», Специальный приз спектаклю «Преступление и наказание» - «Лучший молодёжный спектакль» (Могилёв, Беларусь, март 2014); IX Международный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс» (Москва, май 2013). Гран-при спектаклю Вадима Сквирского «Преступление и наказание».

Спектакль для зрителей от 16 лет.

Ключевые слова: Преступление и наказание, 2018, афиша санкт петербург, театр Эренбурга, Небольшой драматический театр, Небольшой драм театр спб, стоимость, цена билета, заказать билеты, купить билеты, адрес, как доехать, касса, контакты, афиша Небольшой драматический театр, январь, февр