Представление достоевского о святости на примере сони. Соня Мамеладова мученица или великая грешница? (по роману "Преступление и наказание"). Реализация домашнего задания

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.

Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.

Семья Сони Мармеладовой

Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.

Отец Сони Мармеладовой

Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой . Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.

Мачеха Катерина Ивановна

Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг , согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием. Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.

Дети Катерины Ивановны

Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида. В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.

Комната Сони Мармеладовой

Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.

Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание» . Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.

В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой

На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.

Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.

Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.

Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.

Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Сочинение. Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе «Преступление и наказание»

Сочинение.

Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Соня Мармеладова- падшая или святая?
Автор: Достоевский Ф.М.
У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Соня Мармеладова: святая или грешница? Домашнее задание к уроку:  дать своё толкование или найти в словарях определения следующих слов “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”;  главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4; эпилог;  подумать над символичностью цифры “4”. “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время”. Ф.М.Достоевский     Слова для темы урока: “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”; Соня Мармеладова: святая или… Подберите слово с противоположным значением. Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие слова в теме рождают вопросы? Христос и грешница К.Кривелли. Мария Магдалина. Баккьякки. Мария Магдалина Лексическая работа Крест (церк.) - - символ вечной жизни; - знак искупительного страдания; - грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю); - святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе; - непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль); - любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”). КРЕСТ, –а, м. 1. Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий. Нарисовать к. Сложить руки крестом (скрестив на груди). 2. Символ христианского культа-предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя перекладинами- верхней, прямой, и нижней, скошенной). К. четырёхконечный (с одной перекладиной). К. шестиконечный (с двумя перекладинами). К. восьмиконечный (с тремя перекладинами). К. на куполе церкви. Могильный к. Нательный к. Наперсный к. (знак награды священника: большой крест, носимый на груди поверх облачения [от стар. перси- грудь]). Фигура Христа на кресте (распятие). 3. У христиан: молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий такую фигуру. Осенить крестом. Распятие с предстоящими ГРЕХ, –а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха. 3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.). 4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным). Грех пополам (прост.) - придётся обоим отвечать за какую–н. вину, ошибку. Долго ли до греха (разг.) - легко может случиться беда. И смех и грех (разг.) - и смешно и досадно. Как на грех (разг.) - как будто нарочно. Как смертный грех (страшен, некрасив кто–н.) (разг.) - очень страшен, некрасив. Не грех (бы), с неопр. (разг.) - хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть. От греха (подальше) (разг.) - во избежание неприятности. С грехом пополам (разг.) - кое-как, еле-еле. Что или нечего греха таить (разг.) - нужно, следует признаться. СВЯТОЙ, –ая, –ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, –ого, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. Святая истина - о чём–н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в котором хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдётся тот, кто займёт какое–н. освободившееся место, должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.) - заклинание, ограждающее себя от чего–н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба. “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2) Откуда Мармеладов цитирует эти слова? Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит” Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу. Вспомним толкование слова “любовь” по Достоевскому ЛЮБОВЬ, любви, тв. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают). 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно). 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем–н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто–н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) - его (её) первая (или последняя) л. Он её очередная л. 5. Пристрастие, вкус 2 к чему–н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью. Тайная любовь - 1) скрываемые любовные чувства; 2) внебрачные любовные отношения. Совет да любовь! (разг.) - пожелание благополучия вступающим в брак. Крутить любовь (прост.) - об ухаживаниях. Раскольников = Соня Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него. ИОАНН “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”. Аскетико- - Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? - Что выступает в виде беса? ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), византийский религиозный писатель. дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточнохристианских Попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу или падение человека в ад. странах. Нарисуйте лестницу, на ней расположите следующие слова: а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность; б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие. Движение человека к Богу Падение человека в ад Урок в 10 классе Учитель Казакова Т.В. Санкт-Петербург

  • Зверева Светлана Викторовна, учитель русского языка

Домашнее задание к уроку:

  • дать своё толкование или найти в словарях
    определения следующих слов “крест”, “грех”,
    “святой”, “любовь”;
  • главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4;
    эпилог;
  • подумать над символичностью цифры “4”.

Общие цели урока:

  • дальнейшее развитие навыка работы с текстом;
  • умение анализировать материал и делать выводы;
  • попробовать прочитать роман с христианской
    позиции;
  • подготовка к письменной работе (выстраивание
    логических цепочек, обобщение).

1. Постановка цели урока.

а) Вступительное слово учителя.

Все герои Достоевского несут тайну. Тайна
нелегка в познании. Своему брату в письме
Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если
будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что
напрасно потерял время”.

(На доске написан эпиграф – высказывание
Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова:
святая или …”, основные понятия.)

Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к
одной из тайн романа Достоевского.

– Какое слово можно противопоставить понятию
“святая”? (Грешница)

б) Запишем тему урока.

– Над чем нам следует подумать, чтобы ответить
на этот вопрос?
– Какие слова в теме рождают вопросы?

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём
тайна Сони?

2. Подготовка к восприятию материала.

– Давайте подумаем, что мы понимаем под словами
“крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация
домашнего задания:
сопоставительный анализ
толкований, подготовленных учащимися и
предложенных учителем).

– Крест (церк.) – символ вечной жизни;
– знак искупительного страдания;
– грех – поступок, противный закону Божию (по
В.Далю);
– святой (церк.) – человек, сумевший побороть грех в
собственной душе;
– непорочный и угодный Богу, первообраз человека
(В.Даль);
– любовь (церк.) – закон, связывающий человека и
Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).

3. Работа с текстом .

– Во имя чего переступила Соня?
– Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим
историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что
мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и
малолетним себя предала? Где дщерь, что отца
своего земного, пьяницу непотребного, не
ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет:
“Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и
теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила
много…” (ч.1, гл.2)

– У Достоевского дальше стоит многоточие, а
интересно узнать продолжение фразы? Вы
догадались, откуда Мармеладов цитирует эти
строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие
за то, что возлюбила она многое, а кому мало
прощается, тот мало любит”.)

– Как вы понимаете слова “возлюбила многое”?
Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту
любовь поднимается до любви к Богу, вспомним
толкование слова “любовь” по Достоевсому.)

– Что обрела Соня?

Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А
тебе бог что за это делает?” – “Всё делает”,-
отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)

Встреча с Соней произвела глубокое впечатление
на Раскольникова.

– Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня
совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям,
переступив через одну из заповедей – “не
прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже
преступница. Не случайно он говорит ей, что давно
её выбрал.)

– А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы
старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому,
что свершится, но выбор сделан. Только Соня
вернёт его к людям, от которых он уже ушёл,
решившись переступить черту.)

– Верит ли Раскольников в любовь?

При перечислении сверхлюдей он называет
Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди
этих людей нет одного … . Кого?

Иисуса Христа. Почему? (Христос принёс веру,
закон любви и самопожертвования, а Раскольников
считает, что жертва Христа никого не спасёт.)

– Для чего же Раскольников идёт к Соне?

(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт
мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же
самое будет) – значит, её жертва бессмысленна,
любовь бессильна.

Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на
землю и принёс себя в жертву.

Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к.
ничего не меняется в мире.

в) Позиция Сони ясна, но именно ей
признаётся в преступлении Раскольников.

– Чего он ждёт после признания?
– Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не
может.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна,
потому я к тебе и пришёл
Разве ты не то же
самое сделала? Ты тоже переступила…смогла
переступить. Ты на себя руки наложила, ты
загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты
выдержать не можешь и, если останешься одна,
сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как
помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной
дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)

– С точки зрения Раскольникова, они оба
преступники. Между своим и её “преступлением”
он ставит знак равенства.

(На доске запись: Раскольников=Соня)

Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его,
хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие
и именно про воскресение Лазаря!

4. Реализация домашнего задания.

– Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт
цифра “4”?

(Сцена чтения евангельского сюжета о
воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)

“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий
живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…

“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи!
Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.

Она энергично ударила на слово четыре”.

Символична цифра 4: – 4 дня Лазарь лежит во гробе;

– 4 дня после преступления Раскольникова.

(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы
и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом
этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).

– Какую аналогию, связь можно проследить?

Раскольников, сам того не ведая, надеется на
воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я
не старуху убил, я себя убил!”
(сцена
признания у Сони, ч.
5,
гл.4 ).

– Две слезы – пока только две –“ выкатились”
из глаз Раскольников. Большие, очистительные
слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на
каторге.

Давно уже незнакомое ему чувство волной
хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не
сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его
глаз и повисли на ресницах”.

– Что же сказала Соня, какие слова так проникли в
душу герою? (Работа с текстом)

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в
целом свете!”

Соня верит, что через страдания человек может
воскресить душу и обрести любовь (а значит,
приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову
крест, как символ чего? (Смотри толкование слова
“крест” – символ страдания, вечной жизни).

– Подходит ли к Соне понятие “святая”?

– С одной стороны, она нарушила христианскую
заповедь, сама о себе говорит “великая
грешница”.

– С другой стороны, процитируем слова апостола
Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в
котором человек погубит душу свою за други своя
”.

Соня совершила грех во имя спасения других,
уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то
была?”

(В истории христианской церкви была святая,
будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина),
которая впоследствии удалилась в пустыню,
преобразилась и стала святой.)

Ответим на это вопрос в конце урока.

5. Работа с дидактическим материалом.
(Приложение1)

Иоанн Лественичек, христианский просветитель,
живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в
виде лестницы, по которой человек движется к богу
или удаляется от него.

“На каждой ступеньке бес, готовый подставить
ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

– Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова?
(Мать, Дуня, Соня)
– Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая
кровь по совести).

Задание: попробуйте выстроить цепочку
движения человека к Богу и падение человека в ад.

(раздаются листочки с рисунками лестницы, где
нужно расположить следующие слова:

а) любовь, вера, сочувствие, сострадание,
жертвенность;
б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в
любовь, своеволие.

(Проводится сопоставительный анализ схем
учащихся со схемой на доске, предварительно
закрытой. Листочки на доске открываются
постепенно, анализируется каждое понятие. Схемы
могут не совпадать, так как у каждого свой путь).

6. Соня спасает Раскольникова. Он
обретает возможность “вечной жизни”. И
доказательство тому, что он стал верить в любовь,
– Евангелие под подушкой на каторге.

Выводы урока:

– Так кто же Соня: святая или грешница? –
Святая грешница!

(В теме, записанной на доске, делаются
изменения: стирается союз “или” и вместо
вопросительного знака ставится
восклицательный).

У нас на доске есть запись, с которой я не
согласна, в отличие от героя. А вы?

Посмотрите внимательно на доску: можем мы
что-нибудь изменить в выводах?

(Ребята хотят исправить “формулу”:
Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак
равенства.)

Такая святость в духе Достоевского. Он
разрушает каноническое представление святости.
И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже
десяти негрешивших.