Правополушарное рисование для детей. Правополушарное рисование — что это за метод? Правополушарное рисование какой рукой рисуют

Для многих правополушарное рисование — вещь загадочная, сродни гипнозу. Занятия часто дороги, но эффект от них обычно просто потрясающий. Что же это за зверь такой и с чем его едят? Давайте разбираться с Наташей Йорк, которая настолько увлечена этим методом, что создала даже собственную школу правополушарного рисования и путешествует по миру, неся это искусство людям.

Что такое Правополушарное рисование?

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.

В России этот вид рисования стал набирать популярность начиная с 2010 года, благодаря его активному продвижению Школой креатива сначала среди москвичей, а затем и среди жителей других регионов. Именно оттуда начало развиваться направление и преобразовалось в живописный вариант. То есть теперь на тренингах и мастер-классах по правополушарному рисованию преподаватели делятся секретами живописных приемов. Занятия проходят в игровой форме, нет занудных теорий и долгих объяснений.

Участники сразу приступают к делу и в процессе написания своих картин осваивают основные приемы:

  • как сделать фон будущей картины,
  • какими кистями и как это лучше всего делать;
  • как рисовать деревья и моря, цветы и облака, горы и траву и т.д.

Самое простое и самое основное, с чего начинаем – как держать кисть в руках, и с ее помощью подружить идею, что в голове, с результатом на бумаге. Как кисть прикладывать, как ей размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается, что это достаточно просто! В чем участники и убеждаются с первых занятий.

В итоге 15 минут и картина готова , а сами участник сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками. А когда картин штук 10 за занятие, так и вовсе в шоке от того, на что, оказывается, они способны.

Нас никто не обучал живописи и рисованию в школе так же много, как русскому языку или математике. И если бы мы столько же времени уделяли рисованию, как и изучению математики, то мы бы все были художниками. Бэтти Эдвардс говорила, что если вы можете поймать мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свои имя – то вы можете научиться и рисовать.


Но еще более важным умением, которое получают участники тренингов, — это важнейшее для художника умение видеть . Этим они и отличаются от тех, кто художника в себе пока не открыл. На занятии даются специальные упражнения, в том числе и перевернутое рисование, как у Б.Эдвардс, которые помогают активизировать правое полушарие. А правое полушарие, как многим уже известно, у человека отвечает за образное мышление, интуицию, творчество и креатив. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше на освоение нового навыка, но рисование, как и умение считать и писать – это всего лишь новый навык.

Зачем это надо?

Когда вы будете рисовать, левое полушарие будет активно вмешиваться в процесс и задавать вопросы «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки?», «Можно ли на этом заработать?» и т.д. (Не будем умалять важность в целом активности левого полушария, конечно же) НО! Но так часто из-за всего этого «левополушарного» шума мы так и не берем в руки карандаш, кисть, краски и не даем проявиться тому прекрасному, что в нас ВСЕХ есть.

Чтобы этот шум приглушить и дать волю правому полушарию, мы на занятиях делаем упражнения по снятию контроля левого полушария, «зарядку» для правого полушария, выходим за рамки, вспоминаем детское состояние 5-летнего ребенка и в какой-то момент просто начинаем рисовать и получать удовольствие от того, что делаем. Активно используем как помощницу музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека — «правополушарное» состояние.

Именно в этом состоянии мы занимаемся, учимся последовательности в написании картин, особенностям красок, общению с кистями, рассматриваем каждый отдельный объект природы, как бы заново с ним знакомимся.

Правополушарное рисование

Цель: распространение своего педагогического опыта, использование метода правополушарного рисования.

Задачи:

1.Познакомить с методом правополушарного рисования;

2.Познакомить педагогов с организацией и проведением изобразительной деятельности с дошкольниками;

3. Учить создавать оригинальный рисунок в единственном экземпляре, используя простые доступные для всех материалы.

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.
Разработан американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Р. Сперри. получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

Методика основывается на развитии правого полушария, именно оно отвечает за творческие процессы.

Актуальность : Что - бы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать те блоки, и зажимы которые присутствовали в человеке, развивая свой талант!

Как работает метод?
Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть "левополушарными". Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой . Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.

Одним из ярких представителей "правополушарных" людей можно назвать Леонардо да Винчи.

Когда дети учатся рисовать по данному методу, то гарантированно гармонизация работы обоих полушарий. Помимо этого потенциал ребенка раскроется полностью. Он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов. Рекомендован детям с синдромом двигательной активности!

Метод основан на простых движениях. В основе принцип Меньше теории, больше практики! Всего несколько типов мазков дают возможность передать на бумаге совершенно разные образы, сочетанием которых можно изобразить все, что угодно! Это очень увлекательный, захватывающий процесс!

Мне нужно 5 человек, которые не умеют рисовать!

Ромашки.

Но начнём мы с зарядки, что - бы отключит наше левое полушарие (спокойная музыка):

1.Потянемся, разомнём руки, в разные стороны;

2. Гриб – полянка, закрыть глаза - закрывается левое полушарие – становится сложнее говорить, и делать. Встряхнули руки!

3.Генерал (хлопок), закрыть глаза, Встряхнули руки!

4.Правой рисуем круг, левой квадрат отдельно, потом вместе меняем фигуры. Встряхнули руки!

Нам понадобятся : Гуашевые краски (белый, синий, зелёный, оранжевый, голубой, жёлтый, фиолетовый, красный,

коричневый), кисти щетина № 10; синтетика 1,3; палитра,лист акварельной бумаги, баночка с водой,тряпочка, и самое главное хорошее настроении!!!

Ход:

1.Большой кисточкой покрываем лист белой гуашью, выходим за края, полностью покрываем;

2.Тонкая кисть - Жёлтый цвет (точки, червячки, сверху больше,) хаотично, тёмно-синий цвет внизу- большая кисточка- белый цвет справа на лева вниз закрашиваем равномерно получается красивый фон,

3. Зелёный на тонкую кисточку вверху листа, травинки крупнее, снизу меньше середина (краска жидкая сметана) лист закрашиваем травинкой, синий травка – других цветов, желтая травинка, травка в разных направлениях низ не рисуем травинки ПЕРЕВОРАЧИВАЕМ лист;

4. Тонкая кисть жёлтые точки,белой гуашью оставляем тонкие следы кисточки,впереди большие ромашки, на заднем плане мельче;

5.Васильки, тонкая кисть середина жёлтая,окунаем кисть в синею гуашь –кончик кисти в белую гуашь, и оставляем следы!

6.Красные цветы – в красную гуашь и на кончике в белую,

(рисуем колосок)!

7.Дорисуем стебельки наших цветов, зелёной краской!

8.И добавим на небо облачков: пальчик в белую гуашь, накручиваем облака, вверху более белые, внизу более прозрачные!

9. Подписываем работу как настоящие художники!

Рефлексия:

  1. Есть ли желающие показать свои рисунки? (ответы)
  2. Вы знали, что вы рисовали? (ответы)
  3. Какие эмоции вы сейчас переживали? (ответы)

Во время занятий люди чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.

Рисовать умеют все, вы согласны со мной?

Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное - удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.

Чем не устроило левое?

Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое - это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое - наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.

Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.

Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.

Иные принципы

Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов.

Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова - круг, нога или рука - палка, глаза - точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.

Главная задача - избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.

Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.

Где этому учат

Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:

  • Обучить рисованию всего за один день.
  • Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
  • Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
  • Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
  • Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.

Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.

Пройти обучение может любой человек - от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.

Отзывы участников

Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.

Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги. Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.

Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.

Самообучение возможно

На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы. Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться?

Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница - Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование. Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.

Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.

Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.

Как определить работу полушария

Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.

Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение:

  1. Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
  2. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания.
  3. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - профили, проговаривая слова, почти невозможно.

Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

Кверху ногами

Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.

Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.

Не нужно сначала переносить общий а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.

Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

Контурное рисование

Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут.

После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное.

Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша.

Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.

Видоискатель

Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент - видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.

Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.

Следующий этап - перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.

Маленькие художники

Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.

Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет.

Для взрослых задача оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь - сердечко, надежда - голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.

Главная задача родителей - не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.

Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование - это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!