Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

«Бурлаки на Волге» - картина Репина, которая создавалась долгих пять лет. А идея ее возникла абсолютно у другой реки.

Зарождение идеи

1868 год. Молодой Репин, ученик Академии художеств, отправившись на Усть-Ижору делать эскизы, сталкивается с неприкрытой суровой правдой жизни. Богато одетую, веселую толпу выигрышно оттеняли тянувшие свою лямку ободранные бурлаки. С тех пор художник начал вынашивать идею создания картины о суровой реальности низов Руси.

Его концепция полностью совпадала с веяниями в искусстве того времени: жанр картины «Бурлаки на Волге» относится к реалистичной живописи. Критический реализм набирал обороты. Движение передвижников выступало против порабощения народа царем, обличало существующую проблему в обществе, вело к революции.

Изначально художник хотел показать контраст между богатой, наслаждающейся жизнью толпой и нищими, изможденными бурлаками. Красноречивый прямолинейный упрек существовавшему тогда строю. Однако впоследствии идея претерпевает изменения. Несгибаемую силу русского духа - вот что следовало показать.

Создание картины

После первой встречи с бурлаками Илья Репин создавал наброски и эскизы в поисках наилучшего сюжета. Сцена, уведенная им в Усть-Ижоре, была вскоре откинута. Репин предпринимал несколько поездок на Волгу. Знакомился с бурлаками, узнавал их судьбы и характеры, выполнял портретные зарисовки. Это и сформировало окончательно замысел картины.

В 1871 году картина «Бурлаки на Волге» была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Сообществе поощрения художников. Однако произведение не показалось Репину завершенным до конца. Еще одна поездка на Волгу, и художник создает окончательных вариант произведения.

Композиция и художественная ценность

Природа создает пластику и фон главного сюжета. Жаркий летний день и безбрежная река. На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке.

Игра светотени, ритмичность линий, уверенность мазков создают впечатление простоты картины и в то же время ее суровости. Цветовая гамма подчеркивает эмоциональное настроение произведения - уныние и безнадежность. Однако описание картины «Бурлаки на Волге» лишь блекло передает впечатление от ее созерцания.

Поражает не только техника исполнения Репиным картины, но и размеры - около трех метров в ширину и полутора в высоту. Если размышлять глобально, «Бурлаки на Волге» — картина Репина в некотором отношении эпическая, монументальная.

Персонажи картины

Во время пребывания на Волге Репин часто сопровождал бурлаков в их работе. Каждый персонаж имеет реального прототипа.

Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Его задача - задавать ритм движения. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Их задача в этой ватаге - контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми - кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Халтурщиков понукали и позади идущие - самые добросовестные бурлаки. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.

Детали

Реалистичность картине придают тщательно прописанные детали. Взгляд и выражения лица каждого из персонажей. Исхудавшаяся одежда, стоптанные лапти, напряженные лица. Курительная трубка как символ безразличия к происходящему. Открытый кисет - желание переложить свою ношу на плечи рядом идущего. Молодой Ларька, будто скидывающий с себя лямку, - надежда избавиться от кабальной, отупляющей работы. Акцентирована каждая деталь, отражен характер каждого из связанных одним делом, одной судьбой.

А вдалеке можно рассмотреть дымящий пароход. Немое доказательство того, что людской изнуряющий труд намного дешевле, нежели «паровая тяга».

Судьба картины

Даже в период, когда произведение было лишь набором эскизов, на него собирались посмотреть петербуржские художники. Еще в пору создания картина «Бурлаки на Волге» очень заинтересовала Павла Третьякова - тонкого ценителя искусства.

Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства».

В том же году полотно было показано на всемирной выставке в Вене. Завоевав бронзовую медаль, оно нашло и своего покупателя - князя Владимира Александровича. С тех пор «Бурлаки» долгое время не выставлялись, поскольку заняли свое место в биллиардной княжеского дворца.

Октябрьская революция вернула народу великую картину. Сегодня живописное произведение находится в Государственном русском музее.

В широком смысле картина «Бурлаки на Волге» — это ода несокрушимости духа русского народа. Человек все ниже и ниже наклоняется к земле, но продолжает, стиснув зубы, идти вперед. Наверное, поэтому она по сей день актуальна и не оставляет равнодушными зрителей.

Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости.

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос... Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…

Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.

В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса - буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними - остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.


Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» - ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно - благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами - сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!» Так Репин описывал Канина - бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.


Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие - с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», - говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Первая совершенно уже самостоятельная большая картина Репина.
Замысел ее относится, очевидно, к 1868 году, когда был сделан первый акварельный эскиз, от которого художник впоследствии совершенно отошел. Летом 1870 года Репин совершает поездку на Волгу, где живет, наблюдая жизнь бурлаков, рисуя этюды фигур и пейзажа.
В том же году делаются этюды композиции, представляющие два варианта решения, в основном отличающиеся направлением движения бурлацкой ватаги. Репин останавливается на втором из них, в котором движение располагается по несильной диагонали почти параллельно холсту, и его разрабатывает как в отношении самой группы, так и пейзажного фона. По окончательному эскизу маслом (ГТГ) в 1870-1871 годах пишется первый вариант картины. Летом 1872 года Репин вновь едет на Волгу и затем переписывает картину, сохранив ее композицию.

Такой метод многолетней работы над картиной, переписки и доработки уже готового произведения будет характерен в дальнейшем для работы художника над большими композициями.

Много позднее Репин так сам оценивал своего первенца: «Знаете ли, только теперь, рисуя и повторяя эту свою излюбленную тему, я вижу, что она действительно недурна, в ней есть много художественного, а главное, - человеческого» (письмо Стасову).

То, что Репин называл «человеческим», было действительно тем новым, что ставило картину на следующую ступень развития реализма сравнительно с живописью шестидесятников. Их критика действительности здесь освобождалась от просветительского рационализма и нарочитости. Это было уже не олицетворение идеи, а взятая прямо из жизни характерная и типическая сцена, многосторонняя в своем содержании.
Богатство и разнообразие типажа, полная естественности его трактовка давали возможность показать в картине, рисующей жестокую эксплуатацию народа, не только ее жертвы, но и образы людей из народа, полные сил, духовного богатства и красоты. Так зарождалась та многосторонность изображения народной жизни в ее противоречиях, которая полностью развернулась в картине «Крестный ход в Курской губернии». .

Жизненная сцена и человеческие образы передаются во всей естественной полноте и разносторонности, а не только в тех чертах, которые прямо нужны для выражения заданной идеи. Художник идет от замысла, но не подчиняет ему действительность, а, напротив, в ней самой находит решение замысла.

Репинские воспоминания сохранили нам документальное свидетельство его увлечения натурой, страстности ее изучения и воспроизведения. В ней самой ищет он содержания, выступающего как красота пластической выразительности. Он видит ее глазами живописца: «...вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой!... Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, и, главное: цвет его лица!... Но я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне: я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. Какая теплота в этом колорите»
(Репин И.Е. Бурлаки на Волге // Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 247-248.).

Это художническое восприятие натуры, при котором она вся представляется прекрасной, сказалось в трактовке фигур и пейзажа.

Изображение того и другого было очень смелым для своего времени, поражая живописностью, материальностью, чувственностью восприятия, благодаря которой даже некрасивая натура, вроде лохмотьев бурлаков, приобретала живописную красоту.

Ватага бурлаков в картине расположена по несильной диагонали справа налево, двигаясь из глубины, но так, что фигуры почти все находятся на одном плане, как бы в известной мере барельефом. При таком расположении фигур, в котором сказываются традиции классицизма, академического обучения, хорошо передавалась трудность их движения, тяжесть работы, вместе с тем каждая из них отчетливо «читалась», а все они образовывали некое сложное единство.

Одиннадцать фигур, составляющих бурлацкую ватагу, композиционно объединены в три ясно видимые группы, на которые распадается вся масса фигур. Первая группа состоит из четырех фигур с Каниным во главе, вторая - также из четырех фигур, среди которых выделяется и господствует образ юного бурлака Ларьки, и, наконец, последняя группа из трех, менее значительных и выразительных фигур.

Обращаясь к первой группе, видим, как крепко и мастерски она скомпонована. Она представляет собой компактное единство, однако при большой сложности внешнего контура, которая придает ей жизненность. Характерно размещение голов таким образом, чтобы каждая из них была четко видна на свободном фоне. Изображая фигуры в сильном наклоне, Репин поднимает их головы так, чтобы были видны лица. В этом сказывается интерес художника к передаче психологии, душевного мира бурлаков. «Человечность» трактовки персонажей, гуманизм Репина позволили ему увидеть и показать в порабощенных людях их яркие личности, их человеческое достоинство, их нестертые рабским существованием индивидуальности. Гуманизм и психологизм Репина с особой силой проявляется в образе Канина, этого мудреца и философа, каким он рисовался Репину. Головы бурлаков и портретны и в большой мере обобщены, типизированы. Изображая лица бурлаков первой группы фронтально, Репин лишь крайнего справа (Ильку Моряка) заставляет прямо глядеть на зрителей. Канин же смотрит куда-то вдаль, а взгляд рыжего обращен на Канина. Этим достигается свобода выражения. Главные действующие лица не позируют, а живут своей жизнью. Обращенность их на зрителей сделала бы их резонерами, что в особенности было опасно в положительном образе мудреца Канина.

В воспроизводимых фрагментах отчетливо видна манера живописи молодого Репина: уже довольно широкое письмо, в наложении мазков, однако, целиком подчиненное объемной форме предмета. Наглядно виден и интерес живописца к пестрым лохмотьям одежд.

Группа с Ларькой построена на резких контрастах образов. Юности Ларьки, его нетерпению и раздражению молодости противопоставлены, с одной стороны, изнеможение чахоточного, а с другой - флегматичное спокойствие бывалого старика, умеющего приспосабливаться ко всякой обстановке. Прислонившись на ходу к плечу соседа, он спокойно набивает трубку. Ларька - самый пленительный в своем лиризме и молодом обаянии образ. Репин им очень увлекался, и это сказалось в его поэтической трактовке. Ларька как бы сосредоточивает в себе, персонифицирует идею благородства человеческой личности и всю отвратительность ее подавления в примитивной животной эксплуатации. В умении грубое и обыденное увидеть внутренне облагороженным и потому прекрасным и поэтичным особенно выявляется уже у молодого Репина демократизм его эстетики.

Характерен ритм фигур внутри ватаги в целом. Они постепенно все более сгибаются в каждой следующей группе, что подчеркивает движение всей ватаги вперед. Но для того чтобы избежать монотонности, Репин в каждой из трех групп дает одну высокую и распрямленную фигуру. Таковы высокий бурлак с трубкой в первой группе, Ларька - во второй и бурлак в круглой шапке - в третьей. Эти фигуры вносят перерывы в повторяющийся ритм согнутых спин, образуя своего рода цезуры в общем ритме ватаги. Особенно сильна цезура, образованная откинувшейся назад, в обратном общему движению направлении, фигурой Ларьки, чем усиливается ее центральное положение. Ларька - второй по силе после Канина образ в картине - изобразительно представляет собой центр всей фигурной части композиции. Справа и слева от него располагается равное количество фигур бурлаков. Он выделен и цветом. Его розовое юношеское тело, лохмотья красной спадающей рубахи и портки образуют светлое красочное пятно среди темных фигур бурлаков. В своей колористике фигура Ларьки, более, чем другие, связана с пейзажем, с его желтым песком, игрой света на воде, желтыми тонами баржи и паруса вдали слева.

Помещенная рядом с Ларькой фигура чахоточного своим сильным наклоном связывает вторую группу с первой и вместе с тем освобождает перед лицом Ларьки необходимое пространство. Последняя фигура в третьей группе, изображенная фронтально, с опущенной головой, корреспондирует с крайней фигурой первой группы, как бы замыкая всю массу ватаги. В итоге получается своеобразный ритм волнообразного движения. Этим выявлена его затрудненность: бурлаки с трудом тянут бечеву и передвигаются по зыбкому песку. Ватага изображена одновременно компактно, как единая масса на пейзажном фоне, и вместе с тем дифференцированно, в соответствии с разнообразием составляющих ее типов. Она вся как бы «пульсирует» благодаря контрасту ритмически повторяющихся кривых линий согнутых спин и возвышающихся над ними вертикалей отдельных фигур.

В широком открытом пейзаже картины сказалось то впечатление, которое произвели на Репина волжские просторы и дали. «Что всего поразительнее на Волге - это пространства», - вспоминал Репин впоследствии (Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 235.). Художник изображает далеко простирающуюся водную гладь реки с парусной лодкой. Этот открытый пейзаж картины был для своего времени большим достижением по ощущению пространства, по цветности гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых цветов, а также по уже относительно свободному письму. В решении пейзажа сказалось плодотворное воздействие на Репина Ф. А. Васильева, с которым художник жил на Волге в свою первую поездку. Этот пейзаж создавал для картины необходимое ей большое и свободное пространство, волжские шири придавали ей эпическое дыхание, подчеркивали внутреннее, психологическое содержание полотна. Недаром у Репина волжские пейзажи вызывали в памяти «Камаринскую» Глинки (Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 231.). Если теплые красно-розовые цвета в фигуре Ларьки связываются с теплыми желтыми красками пейзажа, то голубое небо и вода находят отклики в цветах одежд некоторых других бурлаков, например, крайнего слева. Но Репину не удалось полностью связать фигуры с пейзажем, и последний смотрится еще в большой мере как фон, на котором резко выделяется темная группа фигур.

Эта задача связи фигур с пространством, с пейзажем решена была Репиным в другом варианте картины, известном под названием «Бурлаки, идущие вброд».

Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 14-16.


Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.

Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.