Поющие в терновнике. Художественное своеобразие рассказов Д. Рубиной Проза Д. Рубиной: своеобразие поэтики

по рассказу Дины Рубиной «Терновник».

Тема урока : «Мир детей и взрослых».

Цели урока :

Познакомить учащихся с творчеством Дины Рубиной;

Донести до учащихся мысль о взаимопонимании друг друга, раскрыть мир взрослых и мир детей в рассказе «Терновник»;

Показать сложность детского мира;

Выявить художественные особенности произведения.

Оборудование урока :

Презентация о жизни и творчестве Дины Рубиной;

Рисунки учащихся по рассказу;

Портрет Дины Рубиной;

Тексты произведения.

Словарь записан на доске:

*Терновник - колючий кустарник с терпкими синевато-черными плодами.

*Репатриация - возвращение на Родину эмигрантов, пленных, беженцев.

*Лауреат - победитель конкурса.

*Кооператив -организация для совместного предприятия, жилищный кооператив - совместно складываются, чтобы построить доим.

* Левая работа - дополнительная работа к основной, дающая приработок.

Ход урока.

Слово учителя.

Мы с вами провели анкетирование на тему «Взаимоотношение, взаимопонимание детей и взрослых», «Хорошо ли вместе родителям и детям?».

Результаты анкетирования.

По списку-29

Отсутствовло-1

Биография Дины Рубиной. Презентация Винокуровой Юлии.

Беседа по рассказу.

О чём рассказ?

(О трудной судьбе мальчика, который живёт с мамой. а с отцом встречается в определённые дни.)

Кто ведёт рассказ?

(Мальчик любил мать. И она любила страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось.)

Почему ничего путного из этого не получалось?

(Мать была противоречивая по характеру. Часты переходы от одного настроения к другому. Но малышу было интересно с матерью.)

Инсценировка (ссора героев)

(Участники: мальчик - Смирнов С., мама - Конобеева В., от автора –Никитина Ирина)

Несмотря на то что отец и мать любят сына, ребёнок испытывает чувство одиночества. Мать воспитывает сына одна: и бытовая неустроенность, денежные затруднения, и вместе с тем острое желание доказать, что оно со всеми трудностями справится сама.

Рассказ о Левой работе, о кооперативе (Винокурова Ю.)

Беседа о системе ценностей в жизни мальчика

Когда мальчик больше всего любил мать?

А когда более всего жалел?

Рассказ ученика о том, как мальчик пошёл в первый класс (Пушков А.)

(Вывод: мальчик твёрдо знал, что его настоящий дом там, где его мать)

Чтение отрывка о том, как складывались отношения мальчика с отцом.

(Мать стремится воспитывать сына добрым, сострадательным, искренним человеком. А отец уверен, что без мужского влияния сын не станет настоящим мужчиной. Родители все же смогли вложить в ребёнка всё лучшее: он добр, великодушен, с способен чувствовать и переживать чужую боль)

Каков смысл названия рассказа? Что это за образ – терновник?

(Учащиеся комментируют свои рисунки к рассказу с изображением терновника)

Примечательно, что «…терновник тянул к самой решётке свою скрюченную руку с корявыми пальцами, как тот нищий у магазина, которому они с матерью дают всегда гривенник. Если присмотреться, можно различить в сплетении веток большую корявую букву «Я», оно как будто шагает по перекладинам решётки».

Мальчик взрослеет, постепенно приближаясь к дверям взрослого мира, и уже пытается разобраться во взрослых проблемах, однако мало что понимает: ну как, например, понять то, что люди, любящие друг друга до сих пор, живут отдельно, мучась сами и мучая своего ребёнка.

У героя нет имени, он - просто мальчик. Это неслучайно. Ему ещё только предстоит научиться жить по –взрослому, быть самостоятельным человеком, принимающим решения,- такие, которые не сделают никого несчастным, не принесут ближним разочарований и боли.

Каковы особенности творческого почерка Д. Рубиной в рассказе «Терновник»?

(Лаконизм, ёмкие выразительные диалоги, несложный сюжет, главное - характер, личность и её приключения среди людей)

Слово учителя

Что вы узнали сегодня о мире взрослых и детей по рассказу «Терновник»?

Ваши впечатления об уроке?

Выставление оценок.

Задание на дом: составить рассказ о герое рассказа.

Очень кратко История начинается в 1915 году и охватывает полвека. В центре сюжета - жизнь семьи Клири, проделавшей путь от новозеландских бедняков до управляющих одного из крупнейших австралийских поместий Дрохеды.

Часть 1. 1915–1917 гг. Мэгги

День рождения младшей дочери, Мэгги, которой исполняется четыре года. Описывается быт многодетной семьи, тяжёлый ежедневный труд матери семейства, Фионы, трудности обучения детей в католической школе под начальством суровых монахинь, недовольство старшего сына Фрэнка бедностью и однообразием жизни.

Однажды отцу, Падрику Клири (Пэдди), приходит письмо от его сестры Мэри Карсон, богатой владелицы обширного австралийского поместья Дрохеда. Она приглашает его на должность старшего овчара, и вся семья переезжает из Новой Зеландии в Австралию.

Часть 2. 1918–1928 гг. Ральф

В Австралии семейство Клири встречает молодой приходской священник Ральф де Брикассар. Десятилетняя Мэгги, единственная дочь в семье, привлекает его внимание своей красотой и застенчивостью. Став старше, Мэгги влюбляется в него, но им не суждено быть вместе, поскольку Ральф, как любой католический священник, дал обет целомудрия (целибат). Тем не менее, они проводят вместе много времени, ездят верхом, беседуют.

Мэри Карсон, вдова «стального короля» Майкла Карсона, безответно влюблена в Ральфа и наблюдает за его отношениями с Мэгги с плохо скрываемой ненавистью. Чувствуя, что Ральф близок к тому, чтобы отказаться от сана ради повзрослевшей Мэгги, Мэри расставляет Ральфу ловушку ценой своей жизни: после смерти Мэри Карсон её огромное наследство переходит к церкви при условии, что последняя по достоинству оценит своего скромного служителя Ральфа де Брикассара. Он становится единственным распорядителем состояния Карсон, а семейство Клири получает право жить в Дрохеде в качестве управляющих.

Теперь, когда перед Ральфом вновь во всю ширь открывается возможность церковной карьеры, он отказывается соединить свою жизнь с Мэгги и уезжает из Дрохеды. Мэгги тоскует по нему. Ральф тоже думает о ней, но преодолевает желание вернуться в Дрохеду.

Часть 3. 1929–1932 гг. Пэдди

Во время огромного пожара погибают отец Мэгги Пэдди и брат Стюарт. По чистой случайности в тот день, когда их тела перевозят в усадьбу, Ральф приезжает в Дрохеду. Мэгги, на время забывшей тоску по родным, удаётся получить от него поцелуй, но сразу после похорон Ральф снова уезжает. Мэгги дарит ему розу - единственную, уцелевшую от пожара, и Ральф прячет её в свой карманный бревиарий.

Часть 4. 1933–1938 гг. Люк

Мэгги продолжает тосковать по Ральфу. Тем временем в усадьбе появляется новый работник, Люк О’Нил, который начинает ухаживать за Мэгги. Внешне он похож на Ральфа, и Мэгги сначала принимает его приглашения на танцы, а потом выходит за него замуж.

После свадьбы выясняется, что Люк нашёл себе работу рубщика тростника, а Мэгги устроил горничной в дом супружеской пары. Мэгги мечтает о ребёнке и о своём доме, но Люк предпочитает работать и копить деньги, обещая ей полноценную семейную жизнь через пару лет. Они не видятся месяцами, однако Мэгги, пускаясь на хитрость, рожает от него дочку Джастину.

После трудных родов Мэгги долго болеет, и хозяева дома, где она служит горничной, дарят ей поездку на остров Матлок. После её отъезда приезжает Люк, и хозяйка предлагает навестить Мэгги, но Люк отказывается и уезжает. После этого приезжает Ральф, и ему тоже советуют съездить к Мэгги, выдав себя за Люка. Ральф колеблется, но отправляется к Мэгги.

Не в силах сопротивляться тяге друг к другу, они проводят несколько дней как муж с женой, после чего Ральф возвращается в Рим, чтобы продолжить карьеру и стать кардиналом. Мэгги уходит от Люка и возвращается в Дрохеду, нося под сердцем ребёнка Ральфа.

Часть 5. 1938–1953 гг. Фиа

Тем временем в Европе начинается Вторая мировая война. Братья-близнецы Мэгги уходят на фронт. Ральф, уже будучи кардиналом, с трудом мирится с гибкостью Ватикана по отношению к режиму Муссолини. В Дрохеде у Мэгги рождается сын Дэн, копия Ральфа, но никто не сомневается, что его отец Люк, так как мужчины очень похожи. Догадывается только мать Мэгги, Фиона (Фиа).

В разговоре с Мэгги выясняется, что в молодости Фиона тоже была страстно влюблена в одного влиятельного человека, который не мог на ней жениться. Она родила от него сына, Фрэнка, и её отец дал Падрику Клири денег, чтобы тот женился на ней. И Фиона, и Мэгги любили человека, который не мог ответить им взаимностью: возлюбленный Фионы пёкся о своей карьере, Ральф предан церкви. Мэгги смеётся и говорит, что она поступила умнее и позаботилась о том, чтобы у Дэна было имя, и никто не усомнился в его законном происхождении.

Ральф приезжает в Дрохеду, знакомится с Дэном, но не догадывается, что это его сын. Мэгги ничего ему не говорит.

Часть 6. 1954–1965 гг. Дэн

Дети Мэгги, повзрослев, выбирают себе профессии. Джастина собирается стать актрисой и уезжает в Лондон. Дэн желает стать священником. Мэгги в ярости: она надеялась, что у Дэна будут дети, и так она «украдёт» Ральфа у церкви. Но Дэн твёрдо стоит на своём, и она отправляет его в Рим, к Ральфу.

Дэн проходит обучение в семинарии и рукоположение. После обряда он уезжает на Крит отдохнуть и тонет, спасая двух женщин. Мэгги приезжает к Ральфу просить помощи в переговорах с греческими властями и открывает ему, что Дэн - его сын. Ральф помогает ей перевезти Дэна в Дрохеду, совершает над ним последний обряд и умирает после похорон, признавшись себе, что ради своих амбиций он пожертвовал слишком многим.

Часть 7. 1965–1969 гг. Джастина

После смерти Дэна Джастина не находит себе места и ищет успокоения в работе. Она то пытается вернуться в Дрохеду, то стремится наладить отношения со своим другом - немцем Лионом Хартгеймом. Лион любит Джастину и желает жениться на ней, она же боится привязаться к нему и стать уязвимой для боли и переживаний. В итоге она выходит за него замуж. Мэгги в Дрохеде получает от неё телеграмму, сообщающую о женитьбе.

У усадьбы нет будущего - её братья не женились и бездетны, Дэн умер, а Джастина не желает и слышать о детях.

Смысл названия рассказа
Дины Рубиной
«Терновник»
Подготовка к сочинению­рассуждению
Подготовила:
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Жуковский техникум»
Бархатова А.Ю.

Версия первая:
Кустарник за окном
Тёрн, или Терновник, или
слива колючая (Prinus
spinusa)
- небольшой колючий
кустарник.

«За окном стояло старое
дерево; Дерево называлось
терновник. На нем колючки
росли, здоровенные,
острые. Пацаны такими
колючками по голубям из
рогатки стреляют. »

Версия вторая:
Колин Маккалоу
роман «Поющие в терновнике»

«Поющие в терновнике»
«Мальчик любил мать. И она
любила его страстно. Но
ничего толкового из этой
любви не получалось.
Впрочем, с матерью вообще
было трудно, и мальчик уже
притерпелся к выбоинам и
ухабам ее характера..»
(Д.Рубина «Терновник»)
«Есть такая легенда - о птице,
что поёт лишь один раз за всю
жизнь, но зато прекраснее всех
на свете… Единственная,
несравненная песнь, и достаётся
она ценою жизни. Но весь мир
замирает, прислушиваясь, и сам
Бог улыбается в небесах. Ибо
все лучшее покупается лишь
ценою великого страдания..
(К.Маккалоу «Поющие в терновнике»)

«Терновый венец», Жизнь, как испытание.
Версия третья:

«Терновый венец»
«Мать однажды встала у окна, прижалась
лбом к стеклу и сказала мальчику:
- Вот дерево терновник. Очень древнее
дерево. Колючки видишь? Это тернии. Из
таких колючек люди однажды сплели
терновый венок и надели на голову одному
человеку...
- За что? - испугался он.
- А непонятно... До сих пор непонятно...
- Больно было? - сочувствуя неизвестной
жертве, спросил он.
- Больно, - согласилась она просто.
….Мать молча смотрела в окно на старый
терновник.
- А как его звали? - спросил он. Она
вздохнула и сказала отчетливо:
- Иисус Христос...»
Для матери мальчика
терновник, как символ
«креста», который она должна
с честью пронести по жизни,
выстояв и все переборов.
Подумайте, почему для матери
и мальчика так важна история
жизни Бабы Шуры?

Версия четвертая:
«Сквозь тернии к звездам»
«Терновник тянул к самой решетке
окна свою скрюченную руку с
корявыми пальцами, как тот нищий
у магазина, которому они с
матерью всегда дают гривенник.
Если присмотреться, можно
различить в сплетении веток
большую корявую букву "Я", она
как будто шагает по перекладине
решетки. Мальчик лежал, глядел
на букву "Я" и придумывал для
нее разные пути ­ дороги. »

Версия четвертая:
«Сквозь тернии к звездам»
..Уже засыпая, он опять пришел во
двор отцом, и мать встречала его. Он
шел от отца к матери, словно плыл от
одного берега к другому. Трудно
плыл, как против течения. Мальчик
чувствовал, что отец смотрит в спину,
а мать смотрит в вихор, выбившийся
из­под шапочки. О чем думали эти
двое?..
За окном сгустилась темень, и не
видать было терновника, и не
видать было, как шагает в
неизвестные дали самостоятельная
и отважная буква "Я"...
У героя нет имени, он ­ просто мальчик. Это
неслучайно.
 Мальчик взрослеет, постепенно приближаясь
к дверям взрослого мира, и уже пытается
разобраться во взрослых проблемах, однако
мало что понимает: ну как, например, понять
то, что люди, любящие друг друга до сих пор,
живут отдельно, мучась сами и мучая своего
ребёнка.
Ему ещё только предстоит научиться жить по
–взрослому, быть самостоятельным
человеком, принимающим решения,­ такие,
которые не сделают никого несчастным, не
принесут ближним разочарований и боли.

Мальчик лежал, глядел на букву "Я" и придумывал для нее разные путидороги. Правда, у него не получалось так интересно, как у матери. Машинка на кухне то тараторила бойко, то замирала на несколько минут. Тогда он вставал и выходил на кухню. Мать сидела над машинкой ссутулясь, пристально глядя в заправленный лист. Прядь волос свисала на лоб.

Ну? - коротко спрашивала она, не глядя на мальчика.

Я пить хочу.

Пей и марш в постель!

А ты скоро ляжешь?

Нет. Я занята...

А почему он деньги просит?

Кто?! - вскрикивала она раздраженно.

Нищий возле магазина.

Иди спать! Мне некогда. Потом.

Разве он не может заработать?

Ты отстанешь от меня сегодня?! - кричала мать измученным голосом. - Мне завтра передачу на радио сдавать! Марш в постель!

Мальчик молча уходил, ложился. Но проходила минута, две, и стул на кухне с грохотом отодвигался в комнату вбегала мать и отрывисто, нервно бросала.

Не может заработать! Понимаешь?! Бывает так. Сил нет у человека. Нет сил ни заработать, ни жить на свете. Может, горе было большое, война, может, еще что... Спился! Сломался... Нет сил...

А у тебя есть силы? - обеспокоенно спрашивал он.

Здрасьте, сравнил! - возмущалась она и убегала на кухню стучать-выстукивать проклятую Левую Работу.

У матери силы были, очень много было сил. И вообще мальчик считал, что они живут богато. Сначала, когда ушли от отца, они жили у материной подруги тети Тамары. Там было хорошо, но мать однажды поругалась с дядей Сережей из-за какого-то Сталина. Мальчик думал сначала, что Сталин - это Маринин знакомый, который ей здорово насолил. Но оказалось - нет, она его в глаза не видела. Тогда зачем из-за незнакомого человека ссориться с друзьями! Мать как-то и ему принялась рассказывать про Сталина, но он пропустил мимо ушей - скучная оказалась история.

Так вот, мать подумала, решилась, и они "влезли в кооператив".

Мальчик придумывал грандиозное зрелище: вот он ждет их на взлетной полосе, сверкающий, узкий и легкий как птица - кооператив! Вот они с матерью - в комбинезонах, со шлемами в руках - шагают к нему через поле. И вот уже люк откинут, они машут толпе внизу, застегивают шлемы и, наконец, влезают в новейшей модели сверхзвуковой кооператив!

На самом деле все происходило не так. Мать продала много чего ненужного желтенькую цепочку, которую прежде даже на ночь не снимала с шеи, серьги из ушей с блестящими стеклышками, кольцо. Потом стояла у окна на кухне и плакала весь вечер, потому что и цепочка, и серьги, и кольцо были бабушкиными и остались от нее на память. Мальчик крутился возле матери, ему передалось ее тоскливое ощущение потери, и было жалко мать, которая так горько плачет из-за пустяковых вещиц, и он решительно не понимал, что происходит.

Но скоро они переехали в новую квартиру, и мать повеселела. Квартира оказалась роскошной: комната, кухня и туалет с душем. Был еще маленький коридорчик, в котором они в первый же день повесили подаренное тетей Тамарой зеркало. Комната пустая, веселая - вози грузовик в какую хочешь сторону, от стенки до стенки, и не скучай. Первое время они спали вдвоем на раскладушке. Обнимались тесно, становилось тепло, и мать перед сном рассказывала длинную историю, каждый вечер новую. И как только они умещались в ее голове!

А однажды он пришел из детского сада и увидел в комнате новую красную тахту. Мать засмеялась, потащила его, повалила на тахту и стала тискать и щипать.

Ну как? - спросила она гордо. - Шикарно? - И подпрыгнула на упругой тахте.

Шикарно, - согласился он и тоже попрыгал немного.

Человеку в твоем возрасте вредно спать на раскладушке, - пояснила мать, - будешь сутулым, как старый старикашка... У меня это прямо из головы всю неделю не выходило. А сегодня утром, как отвела тебя в сад, думаю - да черт возьми! Руки есть, башка варит, что я - не отработаю? Пошла и заняла деньги у тети Тамары...

Левую Работу возьмешь? - расстроился он.

Ага, - беспечно сказала мать и опять стала прыгать на тахте и тискать мальчика... Часто в гости забегала тетя Тамара. К ней на работу постоянная спекулянтка приносила всякие вещи - "то джемпер японский, то финское платье. И тетя Тамара забегала на минутку - приносила "померить". Она очень переживала, что мать "все с себя сняла" и "совершенно не одета". Ну это, конечно, была ерунда. Интересно, как бы мать ходила на работу, если бы была совершенно не одета. Она носила черный свитер, который очень нравился мальчику, и серые от стирки джинсы. Просто она привязалась душой к этим любимым вещам, ей не нравились другие. А недавно тетя Тамара принесла серьги, ведь мать продала свои и та волновалась, что дырочки в ушах зарастут и будет "все кончено". Серьги оказались красивыми, с нежно-зелеными камушками. Мать усмехнулась, надела их, и сразу стало видно, какая она хорошенькая, - глаза такие же, как серьги, зеленые и длинные.

Вот и покупай! - решительно сказала тетя Тамара. - Очень тебе идут. Просто чудо как красиво.

Ой, Марина! - ахнул мальчик. - Какие красивые!

Красивые! - согласилась мать, снимая серьги. - На той неделе взнос за кооператив... Тетя Тамара бодрая и решительная. Она очень помогает жить матери и мальчику - вселяет уверенность в то, что все будет прекрасно.

Личная жизнь не удалась - подумаешь! - говорит она. - Те, у кого она удалась, ходят в стоптанных туфлях и с высунутыми языками...

Отца он тоже любил, но боялся, что мать заметит это. И вообще, когда заходил разговор об отце, он помалкивал, зная взрывной материн характер. С отцом-то было легко, спокойно. Отец никогда не орал, и всегда можно было предположить, как он отнесется к тому или другому происшествию. Отец был во всем другой...

Наверное, он сильно удивился бы, узнав, что мальчик наблюдает за ним и сопоставляет его мир с тем миром, где существовали они с матерью.

Рубина Дина

Терновник

Дина Рубина

ТЕРНОВНИК

Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось.

Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбоинам и ухабам ее характера. Ею правило настроение, поэтому раз пять на день менялась генеральная линия их жизни.

Менялось все, даже название вещей. Например, мать иногда называла квартиру "квартирой", а иногда звучно и возвышенно - "кооператив!".

"Кооператив" - это ему нравилось, это звучало красиво и спортивно, как "авангард" и "рекорд", жаль только, что обычно такое случалось, когда мать заводилась.

Зачем ты на обоях рисуешь?! Ты с ума сошел? - кричала она неестественно страдальческим голосом. - Ну скажи: ты человек?! Ты не человек! Я хрячу на этот проклятый кооператив, как последний ишак, сижу ночами над этой долбаной левой работой!!

Когда мать накалялась, она становилась неуправляемой, и лучше было молчать и слушать нечленораздельные выкрики. А еще лучше было смотреть прямо в ее гневные глаза и вовремя состроить на физиономии такое же страдальческое выражение.

Мальчик был очень похож на мать. Она натыкалась на это страдальческое выражение, как натыкаются впотьмах на зеркало, и сразу сникала. Скажет только обессиленно: "Станешь ты когда-нибудь человеком, а?" И все в порядке, можно жить дальше.

С матерью было сложно, но интересно. Когда у нее случалось хорошее настроение, они много чего придумывали и о многом болтали. Вообще в голове у матери водилось столько всего потрясающе интересного, что мальчик готов был слушать ее бесконечно.

Марина, что тебе сегодня снилось? - спрашивал он, едва открыв глаза.

А ты молока выпьешь?

Ну выпью, только без пенки.

Без пенки - короткий сон будет, - торговалась она.

Ладно, давай с этой дрянской пенкой. Ну, рассказывай.

А про что мне снилось: про пиратские сокровища или как эскимосы на льдине мамонтенка нашли?

Про сокровища... - выбирал он.

В те редкие минуты, когда мать бывала веселой, он любил ее до слез. Тогда она не выкрикивала непонятных слов, а вела себя как нормальная девчонка из их группы.

Давай беситься! - в упоительном восторге предлагал он.

Мать в ответ делала свирепую морду, надвигалась на него с растопыренными пальцами, утробно рыча:

Га-га! Сейчас я буду жмать этого человека!! - Он замирал на миг в сладком ужасе, взвизгивал... И тогда летели по комнате подушки, переворачивались стулья, мать гонялась за ним с ужасными воплями, и в конце концов они валились на тахту, обессиленные от хохота, и он корчился от ее щипков, тычков, щекотания.

Ну, все... Давай наведем порядок. Смотри, не квартира, а черт знает что...

Давай еще немножко меня пожмаем! - просил он на всякий случай, хотя понимал, что веселью конец, пропало у матери настроение беситься. Вздыхал и начинал подбирать подушки, поднимать стулья.

Но чаще всего они ругались. Предлогов было - вагон и тележка, выбирай, какой нравится. А уж когда у обоих плохое настроение, тогда особый скандал. Хватала ремень, хлестала по чему попадала - не больно, рука у нее была легкая, - но он орал как резаный. От злости. Ссорились нешуточно: он закрывался в туалете и время от времени выкрикивал оттуда:

Уйду!! К черту от тебя!

Давай, давай! - кричала она ему из кухни. - Иди!

Тебе на меня наплювать! Я найду себе другую женщину!

Давай ищи... Чего ж ты в туалете заперся?.. ...Вот что стояло между ними, как стена, что портило, корежило, отравляло ему жизнь, что отнимало у него мать, - Левая Работа.

Непонятно, откуда она бралась, эта Левая Работа, она подстерегала их, как бандит, из-за угла. Она наскакивала на их жизнь, как одноглазый пират с кривым ножом, и сразу все подчиняла себе. Кромсала этим ножом все планы: зоопарк в воскресенье, чтение "Тома Сойера" по вечерам - все, все гибло, летело к чертям, разбивалось о проклятую Левую Работу. Можно сказать, она была третьим членом их семьи, самым главным, потому что от нее зависело все: поедут ли они в июле на море, купят ли матери пальто на зиму, внесут ли вовремя взнос за квартиру. Мальчик ненавидел Левую Работу и мучительно ревновал к ней мать.

Ну почему, почему она - Левая? - спрашивал он с ненавистью.

Вот балда. Потому что правую я делаю весь день на работе, в редакции. Правлю чужие рукописи. Мне за это зарплату платят. А вот сегодня я накатаю рецензию в один журнал, мне за нее отвалят тридцать рублей, и мы купим тебе сапоги и меховую шапку. Зима же скоро...

В такие дни мать до ночи сидела на кухне, стучала на машинке, и бесполезно было пытаться обратить на себя ее внимание - взгляд отсутствующий, глаза воспаленные, и вся она взвинченная и чужая. Молча подогревала ему ужин, говорила отрывистыми командами, раздражалась из-за пустяков.

Живо! Раздеться, в постель, чтоб тебя не видно и не слышно! У меня срочная левая работа!

Чтоб она сдохла... - бормотал мальчик. Он медленно раздевался, забирался под одеяло и смотрел в окно.

За окном стояло старое дерево; Дерево называлось терновник. На нем колючки росли, здоровенные, острые. Пацаны такими колючками по голубям из рогатки стреляют. Мать однажды встала у окна, прижалась лбом к стеклу и сказала мальчику:

Вот дерево терновник. Очень древнее дерево. Колючки видишь? Это тернии. Из таких колючек люди однажды сплели терновый венок и надели на голову одному человеку...

За что? - испугался он.

А непонятно... До сих пор непонятно...

Больно было? - сочувствуя неизвестной жертве, спросил он.

Больно, - согласилась она просто.

Он плакал?

А-а, - догадался мальчик. - Он был советский партизан...

Мать молча смотрела в окно на старый терновник.

А как его звали? - спросил он. Она вздохнула и сказала отчетливо:

Иисус Христос...

Терновник тянул к самой решетке окна свою скрюченную руку с корявыми пальцами, как тот нищий у магазина, которому они с матерью всегда дают гривенник. Если присмотреться, можно различить в сплетении веток большую корявую букву "Я", она как будто шагает по перекладине решетки.