Поурочный план работы тема поговорка. План- конспект урока на тему "пословицы". Тогда начинаем наш урок

Класс: 6

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;
  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
  • показать сходство и различие двух жанровых форм;
  • развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
  • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

III. Актуализация

– Что такое фольклор?
– Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
– В чём их своеобразие?

Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

– Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

7) Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (Пестушка)

9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (Приговорка)

10) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

11) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

V. Слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
– Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

VI. Работа с учебником

– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
– Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

VII. Сравнительный анализ

– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

VIII Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Цени по заслугам, а не по услугам.
  • Семеро по лавкам.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Седьмая вода на киселе.

IX. Работа по учебникам, стр. 13-14

– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

X. Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

XI. Оценки

XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:

«Пословицы и поговорки».

Подготовила и провела: Чащина Ю.В.

Название объединения: «Страна книг» ,

Цели:

Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.

Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)

Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.

Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.

Время: 45 мин.

Ход занятия:

    Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».

Настроение, каково? Во!

Все такого мнения? Все без исключения !

Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!

А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись поскорей.

Поприветствуем гостей. Здравствуйте.

-Я надеюсь, что:

Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин

    Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок,

Кто же это? Угадай!

Это (поросенок ) слайд 1

    Стройный, быстрый, рога.

Ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? ( олень ) слайд 2

    Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4

    Летом в огороде, свежие, зеленые.

А зимою в бочке: желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5

    Не ботинки. Не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегать можем только зимой,

Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6

    В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла она за капитаном прытко,

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут капитана (иголка) слайд 7

    Проживают в трудной книжке хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8

    Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды из болота вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9

Учитель: какое слово у вас получилось?

Пословица . Слайд 10.

Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова .

А зачем надо изучать пословицы?

Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин

А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)

Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.

Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.

Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.

    Был бы обед,… а ложка сыщется.

    Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.

    Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать .

    Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.

    За много дел не берись, … а в одном отличись.

    Не нужен клад, … если в семье лад.

    Не говори – не умею, … а говори – научусь.

    Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

    Глупая голова … ногам покою не дает.

    Без дела жить … только небо коптить.

    Готовь сани летом, … а телегу зимой.

    Где родился, … там и пригодился.

Учитель: вот и второе задание.

Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.

Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин

    Два сапога - тара.

    Ус хорошо, а два - лучше.

    Один в золе не воин.

    Трус своей лени боится.

    Толочь в ступе соду.

    Полк в овечьей шкуре.

    Мы сами с ушами.

    От бобра бобра не ищут.

    В здоровом теле здоровый пух.

    Крутиться как булка в колесе.

    На безрыбье и бак - рыба.

    Яйца куницу не учат.

Взаимопроверка по экрану.

Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?

- Учитель: пришло время третьего задания.

Его вы будете выполнять в группах.

На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам.

Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.

Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.

Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.

    Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен .

(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали .

2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.

Л учше синица в руке, чем журавль в небе.

3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян

(перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять

Русская пословица: Овчинка выделки не стоит .

Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.

Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)

Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)

Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)

Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов.

Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание.

вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.

1 сценка:

Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.

Мама спросила:

Дети, никто не ел сливы?

Все сказали:

Нет!

И Вася сказал:

Нет!

Папа ответил:

Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.

Ваня быстро ответил:

Я косточки не ел, я их выплюнул.

(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)

2 сценка.

Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает

Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М

Нет! Не мой! – отвечает мужик.

Подает ему водяной серебряный топор.

Твой?

Нет! Не мой!

Подает ему тогда водяной простой топор.

Твой?

Да! Да! – обрадовался мужик.

Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.

(за правду – награда, за ложь – наказанье)

3 сценка.

Выбрали звери себе обезьяну в начальники.

Лиса пришла к ней и говорит:

Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.

Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:

Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.

Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.

Тогда позвала лиса зверей и говорит:

Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.

(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)

Карточка с пословицами для сценок.

Выберите подходящую к сценке пословицу.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

За правду – награда, за ложь – наказанье.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Не рой яму другому – сам в нее упадешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не говори – не умею, а говори – научусь.

Изготовление книжки.

Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.

Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.

- Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)

Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?

Для чего они нужны?

Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

с. 1
Учитель: Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района.

Дата проведения урока: 21.09.2009

Место проведения урока: МОУ «Петропавловская районная гимназия»

Класс: 6

Предмет: литература

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки русского народа.

Цели урока:

Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.

2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.

3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.

Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;

2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Технологии: РКЧП, ТРИЗ, коммуникативная.

I. Организационный момент.

- Приветствие, знакомство, организация правильной посадки по группам, настрой учащихся на дружеску волну.

Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ.

Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (слайд)

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее личико (карточки есть у каждого).

II. Вызов.

Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать , корень как в слове дословный , суффикс из слова ученица , а окончание, как в слове рука. (пословица).(слайд)

Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Пословицы и поговорки русского народа. (слайд)

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса начальной школы. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Личико с улыбкой – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:


  • Пословица является народной мудростью. (+) (слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)(слайд, слайд)

  • Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)(слайд, слайд)

  • Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)(слайд, слайд)

  • В пословице есть ритм и рифма. (+)(слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)(слайд, слайд)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока. (слайд)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. (слайд) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. (слайд) Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд)

В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. (На слайде высказывания). « Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, - говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы! (слайд)

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. (слайд)

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Примеры ответов : “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. (слайд)


Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».

- «В здоровом теле – здоровый дух». Внимание к правильной посадке учащихся.

III. Осмысление содержания.

Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте выразительно пословицы первой группы. (слайд) Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). (слайды)

- «Делу время – потехе час. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Дыхательная гимнастика.

Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: строители, конструкторы, редакторы, художники, народные мудрецы, каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.

Выступления групп с ответами. (слайды)

IV. Рефлексия.

Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд) Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

Составление синквейна? (слайд) Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.

Чтение синквейнов.

Посмотрите, что получилось у меня. (слайд).

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница». (слайд).

V. Домашнее задание. (слайд).

Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания).

Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, дети (на выбор).

VI. Рефлексия самочувствия на уроке.

- Оценим нашу работу. (слайд)

Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.

А я оцениваю вашу работу так.

Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. (слайд)

Я очень вам благодарна за урок. (слайд)

Приложение №1 – Презентация.

Приложение №2 – Задания к уроку.

Приложение №2

Задание 1. Коллективное.

Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Задание 2. Групповое.

Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания.

Хороша кашка, да мала чашка.

Ума палата.

Без обеда не красна беседа.

Работать с огоньком.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 3. Коллективно-групповое.

Прочитайте группу пословиц в учебнике на с. 13, определите тему.

Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
Задание 4. Групповое.

Для художников. Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Пословицы и поговорки на выбор: «Лес рубят – щепки летят», «Медведь на ухо наступил», «Посадить в галошу», «Искать иголку в стоге сена». Для примера посмотрите на рисунок к пословице «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Задание 4. Групповое.

Для строителей. Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. («Кирпичи» ищите в папке).

Образец: даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», «привяжись хорошая», «Добро сотворить». Собираем из них две пословицы: «Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая» и «Добро сотворить - себя увеселить».


Не узнав горя,

не узнаешь и радости.

От радости кудри вьются,

в печали секутся.

Поменьше говори,

побольше услышишь.

Добрый человек

в добре проживет век.

Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

Красна птица перьем,

а человек уменьем.

Не сиди сложа руки,

так не будет и скуки.

Задание 4. Групповое.

Для конструкторов. Соберите из деталей конструктора (отдельные слова) пословицы и поговорки. Собирая, руководствуйтесь цветом. (Детали ищите в папке).


Видит

око,

да

глаз

неймет.

Дорого,

да

мило,

дешево,

да

гнило.

Делить

шкуру

неубитого

медведя.

Семь

раз

отмерь,

один

раз

отрежь.

Близок

локоток,

да

не

укусишь.

Задание 4. Групповое.

Для редакторов. Восстановите пословицу из сложного предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова.

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.

Сделайте из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.

И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Задание 4. Групповое.

Для народных мудрецов. Подойдите творчески к пословицам: придумайте свое продолжение к первой части пословицы.

Образец. Есть пословица: «Не рой другому яму – сам в не попадешь», но можно придумать и свой конец:

Не рой другому яму – пусть сам работает.

Не рой другому яму – найди более интересное занятие.

Продолжи пословицы:

Не та дружба сильна…

Нет друга – ищи,…

Живи для людей - …

Кто гостю рад,…

Не всякому слуху верь,…

PoluboyarovaLM_P(prezent).ppt
с. 1

Цели: пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;
создать условия для самостоятельного поиска детьми необходимой информации с использованием различных источников;
Что такое пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?
Русские пословицы
Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.
Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Русские поговорки
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всём протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица не даром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А.Пушкин, П.Катенин, И.Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И.Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают её образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирёва. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30000 пословиц.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками: о справедливости, мечте, благодарности и неблагодарности
По барину и говядина.
По работе и плата.
У сильного всегда бессильный виноват.
Кто плут, для того сделан кнут.

Не бей Фому за Еремину вину.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Нет такой птицы, чтобы пела, да не ела.
Каждый сверчок - знай свой шесток.
Что посеешь, то и пожнешь.
Где права сила, там бессильно право.
Как аукнется, так и откликнется.
Поплатится не сват, а тот, кто виноват.
По Сеньке шапка.
Око за око, зуб за зуб.
Каков привет, таков ответ.
Без сомнения, бережливость лучше расточительности, но также неоспоримо, что она хуже полезной затраты. Генри Форд
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем её такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Луций Анней Сенека (младший)
Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход. Марк Тулий Цицерон
Слишком многие тратят деньги, которые не заработали, на то, чтобы купить вещи, которые им не нужны, и произвести впечатление на людей, которые им не нравятся. Уильям Роджерс
Расточительность подражает щедрости. Марк Тулий Цицерон
Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра. Аристотель
Поток богатств теряется в песках расточительности. Пьер Буаст
… Хотим жить, искренне ведь хотим, с одной женщиной, но мечтаем иметь гарем из всех женщин мира. Хотим жить интересно, а живём так себе. Хотим новое, а оберегаем старое. Так верим в жизнь вообще и так безысходно устаём от каждого её дня… Сергей Арзуманов
Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя работать ещё один день, неделю, месяц и ещё один год.
Вы поразитесь тому, что произойдёт, если вы не сдадитесь. Ник Вуйчич
Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся ещё прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. Анатоль Франс
Никогда не позволяйте вашему прошлому стать больше, чем ваши мечты. Дуглас Ивестер
Человек живет мечтами. Эрих Мария Ремарк
Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу. Антон Чехов
Обидно, когда твои мечты сбываются у друга.
Прежде всего люди спешат проявить неблагодарность. Виктор Гюго
Так тяжело и горько, когда тебе в лицо швыряют твои же лучшие намерения и доброту! Энн Бронте
Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков. Томас Фулле
Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко
Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Дейл Карнеги
Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца. Франсуа де Ларошфуко
Никогда неблагодарность не ранит человеческое сердце так, как в том случае, когда она исходит от людей, ради которых мы решились на неблаговидный поступок. Генри Филдинг
Заключение
На этом уроке вы узнали:
что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;
принцип создания пословиц и поговорок;
новые для себя пословицы и поговорки.