Посейдон и его свита в античной скульптуре. Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10 В порту какой страны есть скульптура посейдона

Оставим пока все наши сомнения нерешенными - мы вернемся к ним после рассмотрения других материалов - и продолжим чтение Платона.

«Прежде всего вспомним, - так начинает свой рассказ Критий во втором диалоге Платона, - что прошло около девяти тысяч лет с того времени, как происходила, говорят, война между всеми жителями по ту и по эту сторону Геракловых Столпов».

Существовали в то время две державы - Греция и Атлантида. Другие народы подчинялись одной из них - «над одной стороной начальствовал этот город и вел, говорят, всю ту войну, а над другой - цари острова Атлантиды. Остров Атлантиды, говорили мы, когда-то был больше Ливии и Азии, а теперь осел от землетрясений и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут».

При разделе мира между богами Греция, как мы уже знаем, пришлась на долю Афины; Посейдон избрал себе Атлантиду. Боги «получили в удел, что им нравилось, и водворились в странах, водворившись же, питали нас, свое стяжание и заботу, как пастыри - свои стада...»

Люди забыли, какой строй был в этих государствах в те древние времена. Новые поколения знали только понаслышке имена властелинов этих земель и их деяния, но даже и об этом они имели лишь смутные представления, ибо заняты были прежде всего борьбой за хлеб насущный, а «дух повествования и исследования древностей вошел в города вместе с досугом...»

«Поэтому при множестве больших наводнений, имевших место на протяжении девяти тысяч лет - ибо столько прошло лет с того времени до настоящего, - земля за это время и при таких условиях, стекая с высот, не делала (здесь), как в других местах, значительных наносов, но, смываемая со всех сторон, исчезала в глубине. И вот теперешнее, по сравнению с тогдашним, как это бывает на малых островах, представляет собой как будто только остов большого тела, потому что с землею все, что было в ней тучного и мягкого, сплыло и осталось одно тощее тело. А тогда, еще не поврежденная, имела она на месте нынешних холмов высокие горы, в так называемых теперь Феллейских долинах, обладала долинами, полными земляного тука, и на горах содержала много лесов, которых явные следы видны еще и ныне. Из гор есть теперь такие, что доставляют пищу одним пчелам; но еще не так давно целы были кровли (построенные) из деревьев, которые, как прекрасный строевой материал, вырубались там для величайших зданий. Много было и иных прекрасных и высоких дерев, скоту же страна доставляла богатейший корм. Притом в то время она орошалась ежегодно небесными дождями, не теряя их, как теперь, когда дождевая вода сплывает с голой земли в море; нет, получая ее много и вбирая в себя, почва страны задерживала ее между глинистыми заслонами и затем, спуская поглощенную воду с высот в пустые низины, рождала везде обильные водные потоки в виде ручьев и рек, от которых и ныне еще, у мест больших когда-то потоков, остаются священные знаки, свидетельствующие, что мы говорим теперь об этой стране правду».

Так выглядели полуостров Пелопоннес и Афины, прежде чем «одна чрезмерно дождливая ночь, растворив кругом почву, совершенно обнажила его от земли, причем одновременно произошло землетрясение и в первый раз случилось третье пред Девкалионовым бедствием страшное разлитие воды. В прежнем же своем объеме, в иное время, он простирался от Эридана и Илисса и захватывая Пникс, имел напротив Пникса границей Ликабетт, весь был одет землей, за исключением немногих мест, имел ровную поверхность. Внешние его части, под самыми скатами, населены были ремесленниками и теми из земледельцев, поля которых находились поблизости, в верхних же, около храма Афины и Гефеста, расположилось совершенно отдельно воинское сословие, окружив все, будто двор одного дома, одной оградой».

В этой стране жили люди, прославленные «красотой тела и различными доблестями» и в Европе и в Азии. Состав ее армии «как мужчин, так и женщин, могущий и теперь и на будущее время вести войну, оставался по числу всегда одинаков, т. е. содержал по крайней мере до двадцати тысяч». Чтобы выступить против афинян, атланты должны были собрать все свои силы.

Критий предваряет свой рассказ об Атлантиде кратким замечанием: «Не удивляйтесь, если часто будете слышать у варварских мужей греческие имена. Причину этого вы узнаете. В намерении воспользоваться этим сказанием для своего стихотворения Солон разыскивал значение имен и нашел, что те первые египтяне записали их в переводе на свой язык; поэтому и сам он, схватывая значение каждого имени, записывал его в переводе на наш язык. Эти-то записи были у моего деда, да есть у меня и доныне, и я перечитывал их еще в детстве. Так, если услышите имена такие же, как и у нас, не удивляйтесь - причину этого вы знаете».

Когда «Посейдон получил в удел остров Атлантиду», он «поселил там своих потомков, рожденных от смертной жены, на такого рода местности. С моря, по направлению к середине, лежала по всему острову равнина, говорят, прекраснейшая из всех равнин и достаточно плодородная. При равнине же, опять-таки по направлению к середине острова, на расстоянии стадий пятидесяти, была гора, небольшая в окружности. На той горе жил один из людей, родившийся там с самого начала из земли, по имени Эвенор, вместе с женой своей Левкиппою; у них была единственная дочь Клито. Когда девушка достигла уже поры замужества, мать и отец ее умерли».

Эвенор и Левкиппа, подобно Адаму и Еве, были людьми смертными. Эвенор означает «смелый», а Левкиппа - буквально «белая лошадь» (Посейдон в древнейшее время почитался в виде коня). Почувствовав страсть к Клито, Посейдон «сочетался с нею и крепким ограждением осек кругом холм, на котором она жила, построив одно за другим большие и меньшие кольца поочередно из морских вод и из земли, а именно два из земли и три из воды, на равном повсюду расстоянии один от другого, словно выкроил их из середины острова, так что холм тот сделался недоступен для людей; ведь судов и плавания тогда еще не было».


План столицы Атлантиды по описанию Платона. Берега острова между второй и третьей внутренними гаванями обведены каменными стенами с башнями. Ипподром имел в ширину 1 стадий. В порту под стенами набережной находились крытые доки.

Столица Посейдонии изображена на прилагаемом рисунке, который составлен точно по описанию. На нем видна система кольцеобразных каналов, окружающих центральную часть, в которой на холме расположен королевский дворец. Вода из холодных и горячих источников подавалась для орошения садов и отопления помещений. Посейдон «пищу всякого рода произрастил в достаточном количестве из земли. Детей мужского пола родил и воспитал он пять пар - близнецов - и разделил весь остров Атлантиду на десять частей». Первому сыну из старшей пары он отдал поселение матери вместе с окрестностями, сделав его царем, а остальные дети стали архонтами. Первого сына Посейдон назвал Атласом, от его имени и было образовано название страны и моря: «...Старшему и царю дал то, от которого и весь остров, и море, именуемое Атлантическим, получили свое название, - ибо имя первого воцарившегося тогда сына было Атлас». Близнецу, родившемуся за ним, который получил в удел окраины острова от Столпов Геракла до «Гадирской области», было дано эллинское имя Эвмел - владелец овец, а туземное его имя - Гадир - перешло на название страны. Имена следующих пар близнецов Амфир и Эвемон, Мнисей и Автохтон, Эласипп и Мистор, Азаис и Диапреп.

Наследники Атласа продолжали отстраивать столицу. Систему каналов, которая первоначально была чем-то вроде рва вокруг дворца Посейдона и Клито, они соединили с морем и построили портовые сооружения, которые теперь стали необходимы, поскольку «многое... благодаря широкому господству прибывало к ним извне», - так Платон определяет связи атлантов с покоренными странами. Быть может, именно эти сделки и явились причиной войны между Атлантидой и эллинами.

На самом острове тоже было немало сокровищ. Прежде всего руды металлов. Кроме золота, цену которому хорошо знали, здесь добывали также породу, «которая теперь известна только по имени, но тогда была больше, чем именем, - породу... извлекавшуюся из земли во многих местах острова и, после золота, имевшую наибольшую ценность у людей того времени» - мифический орихалк.

Для всех животных, населявших землю, озера и болота, там хватало корма, даже для «по природе величайшего и самого прожорливого животного» - «многочисленной породы слонов».

«Далее, и плод мягкий, и плод сухой, который служит для нас продовольствием, и все те, что мы употребляем для приправы и часть которых называем вообще овощами, и тот древесный плод, что дает и питье, и пищу, и мазь, и тот с трудом сохраняемый плод садовых деревья ев, что явился на свет ради развлечения и удовольствия, и те облегчающие от пресыщения, любезные утомленному плоды, что мы подаем после стола, и все это остров, пока был под солнцем, приносил в виде произведений удивительно прекрасных и в бесчисленном множестве».

В середине острова, во дворе царского дворца, находился храм Посейдона и Клито, главный храм и место ежегодных жертвоприношений. Этот храм был отделан изнутри и снаружи золотом, орихалком, слоновой костью и полон всяческих богатств. Около храма стояли золотые статуи жен и потомков первых десяти царей, которых на протяжении столетий набралось бесчисленное множество.

Весь храм снаружи был покрыт серебром и золотом. Внутри его возвышалась статуя Посейдона, о которой Платон пишет, что «внешность же его представляла что-то варварское». «Воздвигли также внутри золотых кумиров - бога, что, стоя в колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров, касался теменем потолка, и вокруг него плывущих на дельфинах сто нереид...»

Питьевая вода и вода из горячих ключей подавались через водопровод. Водохранилища были окружены строениями и деревьями. Излишки воды отводились в каналы, окружавшие центр острова. По берегам каналов стояли прекрасные здания из белого, красного и черного камня. Не были забыты и водоемы для купания: «Одни были под открытым небом, другие - крытые, для теплых на зимнее время ванн, особые - царские и особые - для частных людей, отдельные же для женщин и отдельные для лошадей и прочих рабочих животных, причем дали каждому соответствующее устройство».

Было там также много «садов и гимназий и для мужчин, и особо для лошадей».

Климат на острове был теплый, горы защищали его с севера от холодных ветров. Урожай собирали два раза в год. Весь остров подобно столице был покрыт системой каналов, которые не только снабжали его водой, но и служили прекрасными путями сообщения.

В портах было множество народа. «Арсеналы наполнены были триремами и все снабжены вдосталь нужным для трирем снаряжением... Но перешедшему за гавани, а их было три, встречалась еще стена, которая, начинаясь от моря, шла кругом везде на расстоянии пятидесяти стадий

от большого кольца и гавани и замыкала свой круг при устье канала, лежавшем у моря. Все это пространство было густо застроено множеством домов, а водный проход и большая из гаваней кишели судами и прибывающим отовсюду купечеством, которое в своей массе день и ночь оглашало местность криком, стуком и смешанным шумом».

Войско атлантов состояло из сухопутных и морских сил. Огромная армия располагала 10 тыс. парных упряжек и 60 тыс. более легких колесниц. Вооружение состояло из луков, пращей, а также копий. В состав морских сил входили 1200 кораблей с 240 тыс. матросов. Вся армия состояла из девяти корпусов, что соответствовало девяти царствам, подчиненным главному правителю.

Долго пришлось бы говорить и о государственном устройстве. Мы ограничимся лишь упоминанием о том, что атланты всегда соблюдали законы, введенные Посейдоном. Они были начертаны на орихалковом столбе и хранились в храме Посейдона, чтобы каждый мог их прочесть. Возле храма происходили суды и обсуждались общие дела. Прежде чем творить суд, на алтарь приносили жертву и торжественно клялись, что будут судить «по начертанным на столпе законам». И лишь после трапезы и возлияний, когда жертвенный огонь начинал угасать, приступали к обсуждению или суду. На рассвете приговоры заносили на золотую доску, которую также в качестве жертвы оставляли в храме.

Закон запрещал царям поднимать оружие друг против друга и обязывал их оказывать взаимную помощь, если бы кто-либо «задумал истребить царский род», «...сообща, подобно предкам, принимали они решения относительно войны и других предприятий, предоставляя высшее руководство роду Атласа. И царь не властен был приговорить к смерти никого из родственников, если более половины царей, из числа десяти, не будут на этот счет одного мнения.

В продолжение многих поколений, пока природы божьей было в них (людях тех мест) еще достаточно, они оставались покорны законам и относились дружелюбно к родственному божеству. Ибо они держались образа мыслей истинного и действительно высокого, выказывая смирение и благоразумие в отношении к обычным случайностям жизни, как и в отношениях друг к другу. Оттого, взирая на все, кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели, массу золота и иных стяжаний выносили равнодушно, как бремя, а не падали наземь в опьянении роскоши, теряя от богатства власть над самими собою; нет, трезвым умом они ясно постигали, что все это вырастает из общего дружелюбия и добродетели, а если посвящать богатству много забот и придавать большую цену, рушится и само оно, да гибнет вместе с ним и то. Благодаря такому взгляду и сохранявшийся в них божественной природе у них преуспевало все, на что мы раньше подробно указывали. Но когда доля божества от частых и обильных смешений со смертною природой в них наконец истощилась, нрав же человеческий одержал верх, тогда, не будучи уже в силах выносить настоящее свое счастье, они развратились, и тому, кто в состоянии это различать, казались людьми порочными, потому что из благ наиболее драгоценных губили именно самые прекрасные; на взгляд же тех, кто не умеет распознавать условия истинно блаженной жизни, они в это-то преимущественно время и были вполне безупречны и счастливы, когда были преисполнены неправого духа корысти и силы.

Бог же богов Зевс, царствующий согласно законам как существо, способное это различать, принял на вид, что племя честное впало в жалкое положение и, решившись наказать его, чтобы оно, образумившись, стало скромнее, собрал всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в средине всего мира и открывает вид на все, что получило жребий рождения, собравши же их, сказал...»

На этом обрывается диалог Платона «Критий». Таким образом, неизвестно, что сказал Зевс на собрании богов и каким был дальнейший ход событий. Мы можем только предполагать, что на этом собрании было решено погубить Атлантиду, следствием чего явилась самая ужасная катастрофа за все время существования человечества на Земле.

Не знаем мы и того, закончил ли этот свой труд Платон. Одни утверждают, что, наверное, он устал от этой работы, что якобы чувствуется в стиле последних фраз. Правда, трудно представить себе, чтобы автор прекратил работу в середине начатой фразы. Другие придерживаются мнения, что Платон закончил свой труд, но уничтожил его, поняв, что у легенды слишком шаткое основание. Однако почему же в таком случае отсутствует только окончание? Предположение, что Платон не успел закончить «Крития», так как писал его в последний период своей жизни, тоже несостоятельно. Ведь «Критий» не был последней его работой - предсмертным трудом считают «Законы». Есть лица, которые утверждают, что Платон не только закончил «Крития», но написал еще и следующий диалог под названием «Гермократ», посвященный третьему из учеников Сократа, присутствовавших на докладах Тимэя и Крития. Вероятнее всего, окончание было утеряно, как и многие произведения древнегреческих авторов, о которых мы знаем лишь понаслышке или по цитатам в других трудах. Оставив пока этот вопрос открытым, так же как и оценку достоверности рассказа Платона (мы еще вернемся к нему), сделаем, как и после первого диалога, некоторые пояснения.

«Местонахождение» Атлантиды во втором диалоге описано более подробно, чем в «Тимэе». По-видимому, не вызывает никаких сомнений, что Платон имеет в виду Атлантический океан. Толкование самого названия формально совпадает с общепринятым объяснением, что оно происходит от Атласа. Но не от гор Атласа и не от греческого титана Атласа, сына Япета и Климены, брата Прометея. В данном случае Атлас - это сын Посейдона и прекрасной дочери «туземца» Клито.

В «Критии» Платон еще раз повторяет, что океан в настоящее время недоступен для судов в результате катастрофы, постигшей остров, от которого остался лишь, «непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море...» Не подлежит сомнению, что здесь говорится о море по ту сторону Столпов Геракла. Однако именно этот отрывок вызывает много споров и для некоторых комментаторов является серьезным аргументом в пользу того, что весь рассказ Платона следует считать сказкой. Ибо в этой части океана нет никакого мелководья. Правда, в древние времена утверждали, что Атлантический океан непригоден для мореплавания из-за ила, который якобы мешает судам. Такого рода утверждения повторялись даже в более поздние времена, однако известно, что они распространялись преднамеренно и совсем не в связи с Атлантидой. Ими пользовались финикийские мореходы, чтобы отбить у конкурентов охоту совершать плавания в открытом море вдали от суши по ту сторону Столпов Геракла. Ведь именно там пролегал путь на Британские острова за оловом, к западным берегам Африки, а быть может, и к островам, которые были известны только самим финикийским мореходам.

Кроме того, отсутствие мелководий в настоящее время еще не свидетельствует о том, что они не могли существовать 2500 лет назад, во времена Солона. Так считает советский атлантолог Н. Ф. Жиров. И в исторические времена на Атлантическом океане случались землетрясения (например, в 1755 г.). В результате каждого из них могло произойти дальнейшее оседание морского дна, а мелководья могли исчезнуть бесследно. Ведь даже и сейчас время от времени отмечаются изменения структуры дна Атлантического океана.

Например, в 1957 г. вблизи острова Файал на Азорском архипелаге из океана появилась вершина вулкана. Несколько недель спустя островок имел уже площадь 6 км квад. , а вулкан, который все еще извергал пепел, достиг высоты 200 м . Просуществовав всего лишь 30 дней, остров исчез в морской пучине.

Платон определяет размеры острова Атлантида, сравнивая его с Ливией и Малой Азией. Население его, согласно рассказу, составляло, видимо, несколько миллионов человек. Климат был похож скорее на климат Канарских, а не Азорских островов: атланты собирали два урожая в год - один после сезона дождей, а второй после искусственного орошения.

Атлантида по Донелли.

Многие современные авторы обращают внимание на необычайно достоверные представления Платона о геологической истории Греции. Пельский переводчик трудов Платона Владислав Витвицкий в своем комментарии к «Тимэю» пишет, что «изменения рельефа местности в районе Афин не произошли, по всей вероятности, в течение одной ночи, но в основном они описаны весьма правдоподобно». Геологи согласны с тем, что процесс смывания почвы, называемый денудацией и наблюдаемый на Земле и поныне, в рассказе Платона представлен реально и мог происходить сравнительно недавно, возможно даже на глазах людей. Не подлежит сомнению, что в ледниковый период, когда лед сковал огромные массы воды в северной части Европы, Азии и Америки, уровень ее в Средиземном море был примерно на 90 м ниже, чем сейчас. Очертания береговой линии этой части европейского континента представлены на прилагаемой карте.

Во времена Платона люди, разумеется, не знали о том, что когда-то был ледниковый период, и поэтому поразительно, насколько описание совпадает с теми фактами, которые известны сегодня; Поэт Валерий Брюсов писал: «Если бы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью, благодаря которой он сумел предугадать научные открытия, которые были сделаны лишь спустя тысячелетия».

Кроме того, Брюсов замечает, что для описания идеального общественного строя в глубокой древности Платону совсем не нужно было придумывать мифический материк на Атлантическом океане. Местом описываемых событий он мог избрать любой район известного ему мира.

Очевидно, Платон действительно располагал какими-то данными, которые он положил в основу рассказа. По всей вероятности, это могли быть древнейшие египетские записи. Стоит еще раз вспомнить слова Крития: «Эти-то записи были у моего деда, да есть у меня и доныне».

Одно из десяти имен первых царей Атлантиды - Гадир - дошло и до нас в названии Гадирской области. Гадейра - финикийское селение Гадир, нынешний Кадис (Кадикс), портовый город в южной Испании на берегу Атлантического океана. Это название внесло небольшую путаницу, так как дало основание отдельным атлантологам считать, что вся Атлантида находилась на Пиренейском полуострове возле устья реки Гвадалквивир.

Эллада 12 000 лет назад.

Трудно установить, какой металл имел в виду Платон, говоря об орихалке. Утверждение, что речь идет о каком-то ценном металле или о неизвестном доныне элементе, лишено всяких оснований. Долгое время на эту тему строились самые фантастические предположения. Некоторые считали, что орихалком был назван сплав золота и серебра, или серебра и меди, меди и олова, или даже меди и алюминия. Советский атлантолог Н. Ф. Жиров, химик по образованию, считает, что это была латунь, которую получали из аурихальцита - редко встречающегося минерала, содержащего медь и цинк. Изделия из латуни были найдены в одной из египетских гробниц, относящейся к третьему или четвертому тысячелетию до нашей эры, т. е. к тем временам, когда в Египте еще не была известна бронза. Название «орихалк» происходит от греческого «орос» - горы и «халькос» - медь, красный металл.

Интересно описание флоры на Атлантиде.

Много догадок и предположений вызывает упоминаемый Платоном «плод мягкий». Иногда считают, что в данном случае речь шла о бананах.

Бананы растут в Африке, Южной Азии, на островах Океании и в субтропических зонах Америки. В некоторых странах они являются основной пищей. Урожаи этой культуры во много раз превышают урожаи злаков. Климат Атлантиды соответствует условиям, необходимым для произрастания бананов. Если они растут на западном побережье Африки и на восточном - Америки, то вполне вероятно, что такие фрукты могли быть известны и на острове, расположенном между этими двумя континентами. Именно отсюда и берет свое начало названная выше теория.

Недавно в Бразилии, т. е. в пределах влияния культуры атлантов, был обнаружен сорт дикорастущих бананов под названием pacoba . Атлантологи считают, что культурные сорта бананов были выведены из этого дикорастущего сорта на Атлантиде, а затем саженцы рассылались в колонии по обеим сторонам Атлантического океана .

Однако против такого толкования говорит не подлежащий сомнению аргумент: виноград с древнейших времен был известен и в Греции, и в соседних странах, и Платону незачем было для упоминания о нем пользоваться столь туманным описанием.

В то же время вопрос о дереве, которое дает... «и питье, и пищу, и мазь», решается однозначно. Таким деревом может быть только кокосовая пальма. Она не растет в районе Средиземного моря. Ее родиной является зона, охватывающая кольцам весь земной шар вдоль экватора. Кокосовые пальмы растут главным образом по берегам морей, но иногда встречаются и на некотором расстоянии от побережья. Район распространения кокосовых пальм довольно широк: по обеим сторонам Тихого океана, т. е. на побережье Азии и Австралии, а также Америки, он простирается от 25° северной широты до 25° южной широты, а на восточном и западном побережьях Африки кокосовая пальма встречается в пределах от 6° северной широты до 16° южной широты. Ни в Северной Африке, ни в Малой Азии, ни на Аравийском полуострове кокосы не растут. Поэтому не удивительно, что Платон не знал плода, который дает «и питье, и пищу, и мазь», но это не значит, что он не видел и не ел кокосовых орехов . Их могли привозить купцы. Правда, первое описание кокосовой пальмы мы встречаем лишь в труде Теофраста - ученика Платона и Аристотеля - «О происхождении растений».

Под понятием «с трудом сохраняемый плод... что явился на свет ради развлечения и удовольствия» Платон, а вернее Солон и его египетские наставники, вероятно, имели в виду различные засахаренные фрукты.

Особого внимания заслуживает описание храма Посейдона, а также внешности этого бога, которая, как сообщает Платон, «представляла что-то варварское». Если эта статуя напоминала изображения богов ацтеков и тольтеков из Центральной Америки, о. чем будет идти речь дальше, то не следует удивляться, что она не нравилась египтянам и грекам. Подобное впечатление возникает, вероятно, у каждого из нас при виде изображений мексиканских богов, в то время как греческие статуи считаются теперь образцом красоты. Это замечание Платона, как, впрочем, и ряд других аналогий, заставляет задуматься о существовании какой-то связи между Атлантидой и Америкой. Этого, конечно, не мог знать Платон, и поэтому невольно хочется повторить еще раз слова Брюсова: «Если бы мы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью».

Последние строки сохранившегося текста «Крития» содержат сообщение, представляющее исключительную ценность для проблемы Атлантиды.

Зевс собрал «всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в средине всего мира», где они должны были вынести приговор.

Известно, что, согласно верованиям греков, местопребыванием богов был Олимп - священная гора в Греции. Однако во времена Платона Греция уже не считалась центром всего мира. Так могли рассуждать во времена Солона и Геродота, в устах же Платона, учителя великого Аристотеля, географические труды которого высоко ценились на протяжении последующих полутора тысяч лет, такое высказывание звучит как анахронизм. Если бы Платон придумал весь этот рассказ только в качестве фона для своих политических воззрений, то, несомненно, «поселил» бы богов в соответствии с современными ему представлениями и тогдашним уровнем научных знаний. Поэтому трудно не поддаться впечатлению, что Платон в данном случае действительно повторил слова Солона, переданные Критием на собрании в доме Сократа.

Вернемся, однако, к тексту, подчеркнутому в «Тимэе» остров «пред устьем его, которое вы по-своему называете Геракловыми Столпами... был больше Ливии и Азии, взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов - ко всему противолежащему материку, которым ограничивался тот истинный понт. ...а то (что с внешней стороны) можно назвать уже настоящим морем, равно как окружающую его землю по всей справедливости - истинным и совершенным материком».

В этом описании мы видим очертания Америки от Лабрадора до наиболее выдвинутой на восток части нынешней Бразилии, которая дугой охватывает центральную часть Атлантического океана. Острова, к которым мореплаватели имели доступ, а через них ко всему материку, - это Малые и Большие Антильские острова.


Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Набережная парка также украшена оригинальными скульптурами, как, например, скульптура "Дельфины"

Скульптура «Золотые кони»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Украшение парка - скульптура "Золотые кони", подаренная парку президентом Украины Л.Кучмой

Скульптура «Олень»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Парк украшен скульптурами, водопадами, экзотическими растениями. Особенно много встречается оленей

Скульптура "Посейдон"

Образ античного мира в парке "Айвазовское" подчеркнут малыми формами архитектуры (пергола, ротонда, садовая мебель и др.), средиземноморской растительностью, скульптурой богов, героев и муз, которые здесь размещены. Посейдон - в греческой мифологии - один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца сын Кроноса и Реи.

Скульптура "Фавн и нимфа"

Фавн и нимфа.

Нимфа купалась в пруду. Фавн ее там увидал. Думал: -Сейчас подойду…=))

"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,

и имею всякое познание и всю веру,

так что могу и горы переставлять,

а не имею любви - то я ничто"

Скульптура «Флора»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. В саду «Весна» царствует богиня Флора. Садовник поливает незабудки у ног юной богини распускающихся цветов.

Не буду тянуть, расскажу о жемчужине Афин Национальном археологическом музее, к счастью там разрешено фотографировать.

Первый археологический музей Греции был открыт в 1829 году на острове Эгина. После обретения независимости, когда Афины стали столицей Греции, было решено построить новое здание под музей в Афинах. Оно строилось в период с 1866 по 1889 год, еще до окончания строительства в 1874 году, когда было завершено только западное крыло началось размещение экспозиции. В 1932 - 1939 годах к зданию было пристроено восточное крыло в два этажа. Во время Второй мировой войны коллекция музея была перемещена в хранилища самого музея, банка Греции, а также в природные пещеры, после окончания войны экспозиция музея была перепланирована. В 1999 году из-за землетрясения здание было серьезно повреждено и было закрыто на реконструкцию на 5 лет и открылось в преддверии Олимпиады в июне 2004 года. В музее собрана богатейшая коллекция древностей, начиная от доисторической эпохи 6 тысячелетия и заканчивая 1 тысячелетием нашей эры. В том числе такие находки, как троянское золото Шлимана, Антикитерский механизм и Антикитерский юноша.

Здание музея.

В этой части расскажу о коллекция скульптуры покажу залы и расскажу о самых известных экспонатах.


Скульптуры выстроены в хронологическом порядке архаический период 6 - 5 века до н.э.

Классический период 5 - 2 век до н.э.

Зал с удивительными сосудами.

Ваза 350-325 гг. до н.э. с растительным рельефом.

Ваза около 340 г. до н.э. с рельефом, изображаюшем роды, обнаружена на кладбище Керамикос и возможно была установлена на могиле умершей при родах женщины, ее имя написано сверху.

Статуя марафонского юноши, выловленная рыбаками в 1925 году в марафонском заливе. Датируется последней четвертью 4 века до н.э. Предположительно это Гермес, хотя какие либо атрибуты этого бога отсутствуют.

Очень выразительное лицо.

Бронзовая статуя юноши, обнаруженная в 1900 году на затонувшем корабле в Антикитерском заливе к югу от Пеллопонеса, датируется серединой 4 века до н.э.
Из-за значимости находки ей отведен отдельный зал с описанием истории находки

Было найдено две отдельные части верхняя и нижняя, фото исходного состояния скульптуры.

Слепки фрагментов первоначальных частей скульптуры.

Геленистический период 3 - 1 век до н.э.

Статуя Посейдона, обнаруженная на острове Милос, датируется 2 веком до н.э.

Неопознанная, но очень выразительная женская статуя.

Неопознанная бронзовая голова, но также очень выразительная, поэтому решил поместить ее.

Одна из самых значительных находок всадник с мыса Артемисион, найден ныряльщиками за губками в 1928 году. Датируется 2 - 1 веком до н.э. Мальчик 10 лет предположительно раб-жокей, непропорционально маленького роста 0,84 м, судя по лицу эфиоп, скачет без седла. В левой руке он держал хлыст, а в правой поводья (не сохранились), к ногам привязаны шпоры.

Поближе c одной стороны,

и с другой.

Скульптурная группа Афродита, Пан и Эрос, датируется 1 веком до н.э. Обнаженная богиня Афродита отбивается сандалией от домогательств козлоногого бога Пана, Эрос приходит ей на помощь.

Романский период вторая половина 1 век до н.э. - 4 век н.э.

Мраморный рельеф датируемый 2 веком н.э. Юноша предположительно идентифицируется, как Polydeukion (не знаю как по русски звучит) возлюбленный Герода Аттика эх развращенный Рим! умер в раннем возрасте. Герод организовал культ в его честь.

Неопознаный бюст юноши. 3 век н.э.

Неопознанная женская голова. 2 век н.э.

Статуя спящего Менада - гермафродита, лежащего на тигровой шкуре, датируется 2 веком н.э. Предположительно украшала роскошную резиденцию на юге Акрополя. Когда рассматривал и фотографировал был в полной уверенности, что это женщина, только сейчас в описании прочел, что это гермафродит.

Напоследок покажу совершенно удивительные фрески датируемые 16 веком до н.э. обнаруженные во время раскопок поселения бронзового века Акротири на острове Санторини, фрески очень хорошо сохранились, поскольку также, как знаменитые Помпеи, были засыпаны пеплом во время извержения вулкана около 1500 года до н.э.

Боксирующие юноши и антилопы. Левый юноша имеет более богатые украшения, что было истолковано как более высокий его социальный статус. Потрясает изящество линий, которыми написаны антилопы.

Фреска Весна предположительно украшала комнату сакрального значения, поскольку в ней были обнаружены сакральные сосуды. Между растениями причудливой формы, предположительно это лилии, можно разглядеть несколько ласточек

Деревянная кровать найденная в одной из комнат недалеко от комнат, где были обнаружена фреска Весна.

Древнегреческие мифы прошли сквозь века, и дошли до наших дней как величайший кладезь мудрости и глубокого философского смысла. Именно культы и божественные фигуры древнегреческой культуры вдохновили первых античных скульпторов на создание своих великолепных шедевров, покоривших ценителей искусства по всему миру.

До сих пор в разных уголках планеты представлены уникальные скульптурные изваяния различных греческих Богов, многие из которых в свое время были предметом поклонения и признаны настоящими шедеврами мировой скульптуры. Рассмотрим особенности скульптурного изображения Богов Древней Греции и вспомним самые знаменитые работы великих мастеров.

Зевс - Бог неба и грома. Древние греки считали Зевса царем всех Богов и поклонялись ему как самому могущественному божественному существу. Его имя часто сопоставляют с именем его римского эквивалента Юпитера.

Зевс – младший из детей Кроноса и Реи. В классической мифологии считается, что Зевс был женат на богине Гере, и в результате этого союза на свет появились Арес, Геба и Гефест. Другие источники его супругой называли Диону, а Илиада утверждает, их союз увенчался рождением Афродиты.

Зевс печально известен своими эротическими выходками. Это привело к появлению многочисленных божественных и героических потомков, включая Афину, Аполлона, Артемиду, Гермеса, Персефону, Диониса, Персея, Геракла и многих других.

Традиционно даже Боги, не имеющие прямого отношения к Зевсу, уважительно обращались к нему как отцу.


Фото:

Скульптурные изображения Зевса всегда сочетаются с его классическими символами. Символы Зевса — это молния, орел, бык и дуб. Скульпторы всегда изображали Зевса могучим мужчиной средних лет с густой бородой, который в одной руке удерживает молнию, оправдывая свое звание громовержца.

Фигура Зевса изображается обычно довольно воинственной, так как известно, что именно он считается организатором кровопролитной Троянской войны. Одновременно с этим лицо Зевса всегда излучает благородство и добродетель.

Самая знаменитая статуя Зевса была воздвигнута в V веке до нашей эры в Олимпии и считается одним из Семи чудес света. Гигантская скульптура была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости и поражала современников своими невероятными масштабами.

Статуя изображала Зевса, величественно восседающим на огромном троне. В левой руке он удерживал большой скипетр с орлом, в то время как во второй руке у него была миниатюрная скульптура богини победы Ники. Трон был украшен многочисленными барельефами и фресками, изображающими львов, кентавров, подвиги Тесея и Геракла. Могучий Зевс был облачен в золотые одежды и воспет многочисленными современниками во многих литературных и исторических свидетельствах.

К сожалению, последнее упоминание об этой статуе датируется V веком н. э. Третье чудо света согласно историческим данным было уничтожено пожаром в 425 году.

Посейдон в древнегреческой мифологии считается одним из верховных морских богов. Наряду с Зевсом и Аидом, Посейдон входит в тройку могущественных богов-олимпийцев. Согласно мифам, Посейдон со своей женой богиней Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне океана, окруженные различными морскими мифическими существами и божествами.

Могущественный и великий Бог моря Посейдон вдохновил многих скульпторов на создание великих статуй и барельефов. Одно из самых знаменитых и признанных изваяний Посейдона «Посейдон с мыса Артемисион» — бронзовая античная эллинистическая статуя.


Фото:

Обнаружена была статуя в Эгейском море у мыса Артемисион и поднята на поверхность как одно из величайших сохранившихся до наших дней наследий античности. Скульптура изображает Посейдона в полный рост, замахивающегося чтобы метнуть оружие, которое так и не было найдено. Ученые предполагают, что это трезубец.

Также многочисленные статуи и скульптуры Посейдона можно встретить на улицах старинных европейских городов – Копенгагена, Флоренции, Афин и т.д. Однако наибольший художественный отклик этот Бог получил при создании фонтанов. В мире насчитывается сотни великолепных скульптурных фонтанов, в центре художественной композиции которых присутствует Посейдон, окруженный рыбами, дельфинами, змеями и морскими чудовищами.

Великая Олимпийская Богиня Деметра считается богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Это одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона, покровительствующее земледельцам. Богиня Деметра, как и многие другие греческие божества, имеет две стороны – темную и светлую.

Согласно легендам и мифам, ее дочь Персефону похитил бог подземного царства и родной брат самой Деметры, Аид, сделав ее своей женой и царицей царства мертвых. Разгневавшись, Деметра послала на Землю голод, который стал забирать жизни людей. Однако одумавшись и смилостивившись, она же послала людям героя Триптолемоса чтобы научить их тому, как правильно обрабатывать землю.


Фото:

В скульптурном и художественном воплощении Деметра изображается как женщина средних лет, обычно коронованная и удерживающая в одной руке пшеничные колосья, а в другой горящий факел. Самая знаменитая Статуя богини Деметры сегодня хранится и выставляется в музеях Ватикана. Это мраморное изваяние лишь копия греческой статуи римского периода 430-420 гг. до н.э.

Богиня изображена величественной и спокойной и облачена в традиционный древнегреческий наряд. Фигура приобретает особую монументальность благодаря симметрично распределенным концам напуска хитона.

Аполлон - один из самых важных и почитаемых Олимпийских божеств в классической греческой и римской религии и мифологии. Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето и братом близнецом Артемиды. Согласно легенде, Аполлон стал олицетворением Солнца и света, в то время как его сестра Артемида ассоциировалась у древних греков с луной.

В первую очередь Аполлон считается богом света, а также покровителем музыкантов, деятелей искусства и врачей. Как покровитель Дельфы, Аполлон был оракулом — пророческим божеством. Несмотря на многочисленные добродетели бога Аполлона, он также описывался как бог, который мог принести плохое здоровье и смертельную чуму.


Фото:

Одна из самых известный скульптур Аполлона — Аполлон Бельведерский. Эта мраморная скульптура – точная копия бронзового прототипа, который был создан древнегреческим скульптором Леохаром в 330-320 гг. до н. э. Скульптура изображает бога в образе молодого стройного юноши, который предстает перед зрителями полностью обнаженным.

Опорой для правой руки бога служит ствол дерева. Лицо юноши изображает решительность и благородство, взгляд устремлен вдаль, а рука простирается вперед. Сегодня скульптура «Аполлон Бельведерский» выставляется в музеях Ватикана.

Артемида была одной из самых почитаемых древнегреческих богинь. Ее римский эквивалент – носит имя Диана. Гомер упоминает ее под именем Артемида Агротера как «покровительницу дикой природы и хозяйку животных». Аркадийцы считали, что она дочь Деметры и Зевса.

Однако в классической древнегреческой мифологии Артемиду обычно описывали как дочь Зевса и Лето, а также сестру-близнеца Аполлона. Она была эллинской богиней охоты и диких животных. При этом именно Артемиду древние греки считали покровительницей молодых девушек, хранительницей девственности и помощницей в родах.


Фото:

В скульптурных воплощениях Артемида часто изображалась как охотница, несущая лук и стрелы. Главными символами Артемиды считались кипарис и олень. Самая знаменитая в мире скульптура, посвященная богине Артемиде — Диана Версальская или Диана-охотница. Эта мраморная статуя была выполнена в I или II вв. до н. э. неустановленным точно раннеэллинистическим скульптором. Скульптура изображает молодую стройную девушку с убранными наверх волосами и облаченную в классическое короткое греческое одеяние.

Афродита — древнегреческая богиня любви, красоты, удовольствия и продолжения рода. Она отождествляется с планетой Венера, которая названа в честь римской богини Венеры, считающейся прообразом Афродиты в римской мифологии.

Основные символы Афродиты — мирты, розы, голуби, воробьи и лебеди. Культ Афродиты был в значительной степени основан на культе финикийской богини Астарте (шумерская культура). Основными культовыми центрами Афродиты были Кипр, Коринф и Афины. Она также была богиней-покровительницей проституток, что заставило ученых на протяжении некоторого времени предлагать концепцию «священной проституции». В настоящее время эта концепция считается ошибочной.

Самое знаменитое скульптурное изваяние Афродиты – прославленная на весь мир статуя Венеры Милосской. Предположительно фигура была создана около 300 г. до н. э. неизвестным ныне скульптором.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милос выкопал эту великолепную скульптуру молодой и красивой девушки в своем огороде. Чтобы подчеркнуть, что Афродита – это богиня любви, ее фигура изображена мастером невероятно женственной и привлекательной. Особенностью этого великолепного творения стало отсутствие рук.

После длительных споров, реставраторы приняли решение, что не будут восстанавливать руки красавицы и оставят Венеру в неизменном виде. Сегодня эта великолепная скульптура, выполненная из белоснежного мрамора, выставляется в Лувре и ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего мира.

Гермес – один самых молодых среди олимпийских богов. Он считается сыном Зевса и Плеяды Майи. Гермес достаточно противоречивій бог. С одной стороны он считается богом торговли, прибыли, ловкости и красноречия, однако по легенде ему не было равных в воровстве и обмане. Согласно знаменитому мифу, свое первое воровство Гермес совершил еще в младенческом возрасте.

Миф рассказывает, что он убежал из колыбели и угнал целое стадо коров, которое на тот момент пас Аполлон. Чтобы коров и его не вычислили по шагам на песке, он привязал к копытам животных ветки деревьев, которые и убрали все следы. Также Гермес покровительствует ораторам и глашатаям, и считается богом магии и алхимии.


Фото:

Пожалуй, самой знаменитой и талантливой работой скульпторов по отображению образа Гермеса стала статуя из паросского мрамора «Гермес с младенцем Дионисом». Фигура была обнаружена Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Первое, что удивляет зрителя при взгляде на статую – ее огромные размеры. Вместе с подиумом высота статуи составляет 370 см.

Еще одна великолепная скульптура, посвященная этому богу — Гермес Бельведерский. Долгое время эту скульптуру путали со статуей Антиноя. Статуя изображает белоснежную фигуру обнаженного молодого мужчины, который склонил голову. С плеча его небрежно спадает традиционная для греков накидка. До сих пор многие ученые считают, что скульптура Гермеса Бельведерского в мраморе – это всего лишь копия утраченного бронзового оригинала.

Дионис – в древнегреческой мифологии это младший из богов-олимпийцев, бог вина и покровитель виноделия. Второе имя этого божества Бахус. Интересно, что кроме виноградарства, Дионис также покровительствовал театру и считался богом вдохновения и религиозного экстаза. Обряды, связанные с почитанием Диониса, всегда сопровождались реками выпитого вина, неистовыми танцами и захватывающей музыкой.

Считается, что Дионис родился от порочной связи Зевса и Семелы (дочери Кадма и Гармонии). Узнав о беременности Семелы, супруга Зевса Гера разгневалась и переселила девушку подальше от Олимпа. Однако Зевс все-таки нашел тайную возлюбленную и вырвал у нее из живота ребенка. Далее этот малыш был подшит в бедро Зевса, где он его успешно и выносил. Таким необычным способом, согласно греческим мифам появился на свет Дионис.


Фото:

Самую известную статую Диониса создал величайший скульптор с мировым именем – Микеланджело. Стремясь подчеркнуть особенности личности, мастер изобразил Диониса обнаженным с чашей в руке. Его волосы украшены виноградом и лозой. Рядом же с главным героем Микеланджело расположил Сатира, который неизбежно преследует людей, страдающих различными зависимостями, в том числе и алкоголизмом.

Мифы и легенды Древней Греции оказали решающее значение в создании уникальных скульптурных композиций по всему миру. Все перечисленные выше шедевры мировой скульптуры следует обязательно посетить и увидеть своими глазами.

Зевс был царём богов, бог неба и погоды, закона, порядка и судьбы. Он был изображён, как царственный человек, зрелый с крепкой фигурой и тёмной бородой. Его обычными атрибутами были молнии, королевский скипетр и орёл. Отец Геракла, организатор Троянской войны, борец со стоглавым монстром. Он затопил мир, чтобы человечество начало жить заново.

Посейдон был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, а также покровителем лошадей. Он был изображен, как зрелый мужчина крепкого сложения с тёмной бородой и с трезубцем. При разделении мира Хроном между сыновьями, получил правление над морем.

Деметра была великой олимпийской богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Она также председательствовала в одном из мистических культов, обещающих своим посвященным путь к благословенной загробной жизни. Деметра была изображена, как зрелая женщина, часто коронованная, держащая в руке пшеничные колосья и факел. Она принесла на Землю голод, но и она же послала героя Триптолемоса учить людей тому, как обрабатывать землю.

Гера была королевой Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней звёздного неба. Она обычно изображается, как красивая женщина в короне, держащая королевский посох с наконечником из лотоса. Иногда она держит королевского льва, кукушку или ястреба в качестве компаньонов. Была женой Зевса. Родила младенца-калеку Гефеста, которого сбросила с Неба, лишь взглянув. Он сам был богом огня и искусным кузнецом и покровителем кузнечного дела. В Троянской войне Гера помогала грекам.

Аполлон был великим богом олимпийских пророчеств и оракулов, исцеления, чумы и болезни, музыки, песен и стихов, стрельбы из лука и защиты молодежи. Он был изображен, как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными атрибутами, такими как венок и лавровая ветвь, лук и колчан, ворона, и лира. Аполлон имел храм в Дельфах.

Артемида была великой богиней охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней родов и покровительницей юных девушек. Ее близнец — брат Аполлона, был так же покровителем мальчиков-подростков. Вместе эти две бога были также вершителями внезапной смерти и болезни - Артемида нацеливалась на женщин и девочек, и Аполлон на мужчин и мальчиков.

В древнем искусстве Артемида, как правило, изображается в виде девушки, одетой в короткий до колен хитон и оснащенной охотничьим луком и колчаном со стрелами.

После своего рождения, она сразу же помогла своей матери родить брата близнеца Аполлона. Она превратила охотника Актеона в оленя, когда тот увидел её купающейся.

Гефест был великим Олимпийским богом огня, металлообработки, каменотеса, и искусства скульптуры. Он обычно изображался, как бородатый человек с молотком и клещами - инструментами кузнеца, и верхом на осле.

Афина была великой олимпийской богиней мудрых советов, войны, обороны городов, героических усилий, ткачества, гончарного и других ремёсел. Она была изображена увенчанная шлемом, вооруженная щитом и копьём, и одетая в плащ, отделанный змеей, обернутый вокруг её груди и рук, украшенный головой Горгоны.

Арес был великим олимпийским богом войны, гражданского порядка и мужества. В греческом искусстве он был изображён либо как зрелый, бородатый воин, одетый в боевые доспехи, или обнажённый безбородый юноша с шлемом и копьём. Из-за отсутствия отличительных признаков, его часто бывает трудно определить в классическом искусстве.