Портреты и автопортреты художников. Автопортрет - история, рекомендации к съемке, автопортреты мировых фотографов

Автопортрет - (от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.

Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Автопортрет можно встретить во всех видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Считается, что жанр автопортрета получил развитие в эпоху Возрождения. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — только так можно изобразить себя, если сам себя не видишь. Это своего рода нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя.


Helmut Newton

Художники античности, создавая автопортрет, отлично передавали внешнее сходство, но внутренний, духовный мир был им недоступен. Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, исповедь. В автопортрете появляются мотивы самокритичности. В эпоху Возрождения формируются жанровые особенности автопортрета. Вам наверняка хорошо известны автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Тинторетто, Эль-Греко, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван-Гога, Пикассо и многих других.

В автопортрете можно увидеть много интересного относительно отношения человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки. Автопортрет - это осмысление своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязаностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу, самокритичность.

Жанр автопортрета очень популярен в фотографии. Фотографировать себя, когда только появился жанр фотографии, было очень не просто. Современная техника делает возможность самовыражения через автопортрет намного проще. Труднее заглянуть в самого себя, проанализировать самого себя, оказаться по ту сторону камеры и оказаться в роли изучаемого. Взгляд на себя со стороны очень не прост.


André Kertész

Один из вариантов наблюдения за собой со стороны - съемка через зеркало. Зеркало часто использовалось художниками в рисовании автопортрета, оно служило реалистическим отражением для рисования с натуры, оно помогало художнику показать себя в ролевом образе. Как только мы начинаем примерять на себя роли, мы или уходим в этот процесс и остаемся в образе или начинаем освобождаться от ролей и убираем один за другим фильтры, через которые мы смотрим на реальность.

Второй путь — это изучение, нахождение внутренней точки отсчета, внутренней сути самого себя.


Brassaï

Еще технический вопрос - что можно назвать автопортретом? Что, если спуск затвора фотокамеры нажимает рука другого человека? Кто автор снимка? Любой снимок, режиссером которого был сам фотограф, можно считать автопортретом. Современные технические возможности таковы, что в помощи посторонних нет необходимости.


Marianne Breslauer

Как подготовить съемку и с чего начать? Как и в любом другом жанре фотографии - с создания образа и композиции. Подумайте, что вы хотите показать зрителю. Серьезного молодого человека в полный рост в деловом костюме, пробуждение юной девушки в романтическом окружении подушек и шелкового белья на кровати, задумчивое настроение у окна с видом на окружающий вас мир или нечто абстрактное с бабочками, сердечками и феями. Прежде чем снимать, подумайте, как вы ходите себя показать и с помощью каких средств вы можете передать это настроение.

Итак, первое - концепция и идея снимка .

Как только вы определили тему вашего снимка, вы можете перейти в ее реализации. В первую очередь вам нужно решить, с каким реквизитом вы будете работать и где вы будете снимать (определить место съемки ). Фотография - это рисование светом. Поэтому следующий шаг - выбор и подготовка освещения (свет из окна, естественный свет на улице или вспышки) . И, наконец, подготовка оборудования для съемки .


Ré Soupault

Оборудование

Камера

Оптимально иметь цифровую камеру с таймером (с задержкой на несколько секунд) и автофокусом, в случае если вы снимаете со студийным светом, необходима возможность синхронизации с ним.

Объектив

Выбор фокусного расстояния зависит от масштабов портрета. Оптимально иметь портретный мягко-рисующий объектив.

Штатив

Для съемки автопортрета вам обязательно понадобится штатив. Можно использовать любую другую поверхность для установки фотоаппарата, но только с помощью штатива вы гарантированно получите резкие снимки.

Свет

Вы можете снимать на улице с естественным светом. Здесь вам понадобится отражатель и в некоторых случаях диффузор-рассеиватель. В качестве отражателя могут служить белые стены и другие белые поверхности. При съемке со светом из окна так же желательно использование отражателя (альтернатива - белые стены и поверхности). Если вы хотите снимать со студийным светом, вам необходимо иметь вспышки и синхронизатор.

Дистанционное управление

При съемке на цифровую камеру может быть достаточного встроенного таймера автоспуска, но если вы фокусируетесь не вручную, то автофокусировка будет происходить при нажатии на кнопку спуска камеры. Автофокус может ошибаться и резкость может оказаться не на глазах, а где-то в другом месте.

Гораздо удобнее пульт дистанционного управления. При помощи пульта вы получите большую мобильность: вам не нужно будет бегать между камерой и местом съемки для того, чтобы сделать один кадр (бег полезен для здоровья, но приятного в беге туда сюда мало вы не сможете как следует сконцентрироваться на настроении и образе). Кроме того, пульт маленький и во время съемки его просто спрятать в руке или кармане. Лучше всего подходят радиопульты или ИК-пульты. Вы не будете связаны проводами с камерой и у них дальность действия в пределах десятка метров. Так же можно воспользоваться спусковым тросиком.

Richard Avedon

Советы по съемке автопортрета

Фокусировка

Один из вариантов - камера в режиме автофокуса фокусируется заранее на то место, где предполагается расположение лица. На месте лица может находится любой предмет. Затем автофокус отключается или камера переводится в режим фокусировки неподвижного объекта (то есть отключается следящий автофоку, не забудьте отключить и все стабилизаторы и гироскопы на объективе). Фокусировка должна быть на глаза и портреты лучше всего снимать с малой глубиной резкости. Но в случае автопортрета малая ГРИП почти невозможна, поэтому диафрагма должна быть от f\8 и уже. Для того, чтобы камера могла нормально фокусироваться, на лице должно быть достаточное количество света.

Варианты съемки

Есть много вариантов съемки автопортрета. Первый, который мы часто видим в соц. сетях. “Фотограф” берет камеру и снимает себя на вытянутой руке. Дружеские шаржи-автопортреты, снятые таким образом, нам всем известны.

Второй способ - съемка отражения в зеркале. При съемке с зеркалом вы можете контролировать позу, выражение лица, взгляд и пр.

Самый сложный и интересный способ съемки автопортрета - съемка с предварительной подготовкой. Для этого вы готовите место съемки, ставите камеру на штатив, заранее компонуете кадр, готовите свет, выбираете экспозицию. Конечно, для установки света и определения экспозиции лучше иметь помощника.

Как правило при съемке автопортрета нужно контролировать результаты после того, как вы отсняли несколько кадров. То есть вы снимаете несколько кадров, смотрите на результаты, вносите поправки в композицию кадра, позу, свет, экспозицию и пр. и снимаете дальше. В композиции очень важно, чтобы ваша поза была удобной и натуральной. Если вы снимаетесь сидя, найдите опору для ног и рук (подушки, книги, подлокотники и пр.) Взгляд при съемке не обязательно должен быть направлен в камеру. Все зависит от вашей задумки и от того, хотите ли вы вести прямой диалог со зрителем, смотря в камеру или вы хотите показать себя в раздумьях, мечтах, воспоминаниях.

Съёмка автопортрета - сложный, но очень увлекательный и интересный процесс. Вы учитесь понимать себя.


Willy Ronis



Ugo Mulas


Ed van der Elsken


Stanley Kubrick


Lee Friedlander


Cecil Beaton


Lee Friedlander

Автопортрет

(от греч. Autos – сам, франц. Portrait ,

из лат. portatore – «переносить, наносить, доставлять)

Автопортрет – графическое, живописное, скульптурное изображение художника, выполненное им самим, чаще всего с помощью зеркала. Автопортрет выражает оценку художником своей личности, своих творческих принципов. Художник может стремиться в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять в различных обличьях, мифологизировать свой образ и т.д.

Для нас, сегодняшних, автопортрет такой же привычный жанр, как и другие. Но еще каких-нибудь 500-600 лет назад в Европе, а в России и того меньше – лет 280 назад - автопортрет был единичным и новаторским явлением, утверждающим ценность творческой личности и ее право на память потомков.

Возникновение и развитие этого жанра связано, прежде всего, с переоценкой в XV веке самого статуса художника. Скрытые автопортреты существовали и раньше – художник изображал себя под видом второстепенного и анонимного персонажа сцены или наделял собственными чертами вполне определенный персонаж. В конце средних веков появляются уже бесспорные автопо­ ртреты, то есть индивидуализированные лица, все более многочисленные и представленные самыми разнообразными способами. Этому сопутствуют два параллельных явления: новые живописные средства, позволившие итальянским и нидерландским художни­ кам четко изображать черты лица, и подпись, которая привлекает внимание зрителя к автору произведения. А также усовершенствование и широкое использование зеркал, особенно венециан­ ских, которые с конца XIV в. ценились очень высо­ко. На любом автопортрете, который можно назвать «a specchio» («при помощи зеркала»), изображенный представлен в три четверти и устремляет свой взгляд наружу, композиция же носит асимметричный харак­тер.

Однако, как самостоятельный жанр автопортрет появляется в эпоху Возрождения, так как «Возрождение открыло человека» (Я. Бурхард).

Существует несколько видов автопортрета:

1. «Вставной автопортрет» - художник введен в групповую композицию, с отличительным знаком или без него, иногда он растворен в ситуации («скрытый автопортрет», например, «Поклонении во­ лхвов» С.Боттичелли, «Последний день Помпеи» К.Брюллова ) или выделен из нее (Д.Веласкес «Менины»).

2. «Представительный или символический авто­ портрет» - художник придает собственные черты ис­ торическому или сказочному персонажу, иногда это приводит к предыдущей формуле или же к специфи­ ческой композиции (Рогир ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий Мадон­ ну»), а иногда оканчивается простым переодеванием.

3. «Групповой портрет» - профессиональный, семей­ ный, памятный (П.Рубенс «Четыре философа», «Автопортрет с мантуанскими друзьями»).

4. «Отдельный или естественный автопортрет» - художник представлен за работой или без профессиональных принадлежностей, фон может варьироваться от нейтрального или интерьера мастерской до более разработанного, иногда даже фантастического.

Два первых типа более древние и часто встречаются в XV и XVI вв., однако появляют­ся и позже. Два других возникли в XV-XVI в. и были развиты в XVIII и XIX вв.

Первый художник, для которого автопортрет стал знаковым жанром, - Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его а втопортреты (Дюрер создал более 50 автопортретов) складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.

В его автопортретах нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественным статусом. Эти тенденции достигают кульминации в автопортрете 1500 г. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника: торжественная фронтальная поза и идеализация черт, обнаруживающий сходство с Христом. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками".

Особняком стоит творчество Рембранд­ та (1606-1669), исполнившего более 60 автопортретов, которые, как и у Дюрера, являются своеобразным дневником ху­дожника и сопровождают всю его творческую жизнь. Во взгляде художника на самого себя отражаются все этапы его внутреннего развития: эксперимент – во время его раннего, лейденского периода, театрально-скрытный – в 1630-е годы, и откровенный – к концу жизни. По сути, он сам – любимая натура для работы, этюды к другим образам, созданным им в живописи и графике.

Один из любимых мотивов автопортретов - спокойный образ художника в интерьере мастерской, перед мольбертом – нашел отражение в творчестве многих художников. Наи­ более полно и в то же время просто он воссоздан Ж.Шар деном. Эта тема будет многократно повторена с различными оттенками в XIX в. вплоть до П.Сезанна и А.Матисса.

С XVIII в. почти все живописцы мыслили свои автопортреты как своего рода манифесты их стиля и темперамента (Менгс, Давид, Энгр, Коро). Позже автопортрет стал выражать образ художника (Уис тлер , Бёклин, Мейссонье, Писсарро, Моне). В авто­ портретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога («Автопортрет с отрезанным ухом») и вплоть до Коринта и Бекмана - психологический.

Последние значительные эпизоды в истории европейского автопортрета в классическом понимании связаны с творчеством Поля Сезанна иАнри Руссо («Автопортрет-пейзаж»), чьи автопортреты носят народный, почти сказочный характер.

Накануне первой мировой войны художники-сюрреалисты и представители «новой вещественнос­ти» вновь обратились к автопортрету, но трактовали его в более критичном духе (групповой портрет Макса Эрнста «Встреча друзей», 1922 г., автопортреты Бельмера и Дикса).

Затем после долгого забвения, связанного с возраста­ющим влиянием абстрактной эстетики и стремлени­ем изображать в живописи конструктивные элемен­ ты, автопортрет появляется вновь в 1960-е гг. у живописцев Новой фигурации, поп-арта и различных реализмов. Влияние фотографии заметно в произве­ дениях Э. Уорхола и Фроманже . С конца 1960-х многие художники посвятили свое творчество исследованию собствен­ ной индивидуальности (боди-арт и «индивидуальная мифология»). Задумываясь о своей идентичности, своем теле, своем прошлом и будущем, они создава­ ли собственные образы, нередко используя фотогра­фию.

В России автопортрет как жанр искусства появился в начале XVIII в. «Автопортрет с женой» 1729 года Андрея Матвеева - скромный образ семейной пары - стал новационным явлением и как первый русский автопортрет художника, утверждающий ценность творческой личности и ее право на память потомков, и как камерный тип портрета, представляющий частного человека.

Одна из важнейших причин неразвитости автопортрета на раннем этапе истории новой русской живописи заключается в положении художника в общественной системе, в условиях его существования и в особенностях социального самочувствия. Русский живописец в XVIII веке – как бы ремесленник, он несет на себе отпечаток средневековой концепции личности – корпоративной, не выявленной в индивидуальных устремлениях, далекой от идеи самовыражения. Русский живописец в XVIII веке не чувствовал права заниматься собой.

Зато в русском романтизме в I половине XIX в. автопортрет становится заметным явлением (О.Кипренский, К.Брюллов). Но самый мощный расцвет русского автопортрета приходится на рубеж XIX-XX веков, когда в европейском автопортрете ничего интересного почти не происходит.

Этот расцвет связан с новой системой художественного мышления, где роль самого художника стала огромной, тяга к самовыражению – небывалой, к индивидуальному творческому почерку – как никогда сильной. Все эти обстоятельства поставили в центр творческого акта творческую личность, что неминуемо должно было оживить автопортрет. Автопортрет – это своеобразная декларация, творческая платформа художника. В экспозиции – репродукция автопортрета Н.Гончаровой «Автопортрет с желтыми лилиями» 1907 г. Деформация внешности, упрощенность и огрубление формы, нарочитая неправильность рисунка, вся эта «некрасивость» звучала как вызов стилизованному искусству, как протест против салонной миловидности, нередко присутствующей в женских портретах.

В автопортрете чудесным образом смешиваются, взаимопроникают автор и тема, предмет изображения и его содержание, он всегда чрезвычайно богат тайными или явными значениями, в которых важен каждый элемент, а личность изображенного раскрывается даже вопреки намерениям автора. Отсюда непрекращающийся интерес зрителя к жанру автопортрета.

В 1664 г. крупнейший коллекционер из рода герцогов Медичи, Леопольдо Козимо II, начал собирать с научной систематичностью коллекцию автопортретов. С этой целью он приобретал или получал в дар автопортреты уже известных мастеров, разыскивал портреты современников через агентов или друзей в разных странах, царствующих особ европейских Дворов, путешественников. В результате создатель коллекции раздобыл 80 картин за 11 лет. Коллекция выросла в 2 раза при его наследнике Козимо III, который позаботился о ее размещении в Галерее Уффици во Флоренции. В настоящее время коллекция автопортретов Галереи Уффици насчитывает 2 300 картин. В этой коллекции есть автопортреты русских художников (например, Б.Кустодиева, М.Шагала).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Автопортрет в изобразительном искусстве

Виды автопортрета

История

Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. - ок. ), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. до н. э. - ок. до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне . Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.

Эпоха Возрождения

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер ( -). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на «Автопортрете с гвоздикой » (1493, Лувр). Мадридский «Автопортрет » (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем «Автопортрете » художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).

Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт ( -). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.

Постимпрессионисты

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причём всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало . Она писала сама себя 55 раз.

Фотопортреты


Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке- селфи (по современному)

Напишите отзыв о статье "Автопортрет"

Литература

Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. ().

Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212-225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и её самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320-327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.

Автопортреты в литературе

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Автопортрет

– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.
«Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.
В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю.
«И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет.
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.
Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.
– Тит, а Тит! – сказал берейтор.
– Чего? – рассеянно отвечал старик.
– Тит! Ступай молотить.
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.
В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста.
В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам.
В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми.
Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась.
Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд.
– Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!…
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.

Автопортрет Автопортрет

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с судьбой целого поколения и класса. Изображение художником самого себя известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы XIV в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Лука Синьорелли и др.) часто вводили автопортрет в религиозные композиции. Автопортрет как разновидность портретного жанра (см. Портрет) сложился в XVI в. В искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он свидетельствовал о возросшем общественном значении художника, о росте его самосознания. Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо, Пармиджанино). Психологическая глубина и напряжённость присущи автопортретам- исповедям Рембрандта, отражающим конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники XVIII в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе. Большое место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни. На рубеже XIX-XX вв. автопортреты часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве XX в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в том числе в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения. Литература: Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. Авт. вступ. ст. И. М. Гофман, М., 1977; Gasser M., Das Seibstbildnis, Z., 1961.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

автопортре́т

Портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.

Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо , Д. Гирландайо, С. Боттичелли ). В пёстрой толпе людей, изображённых в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535-41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. 1524 г.) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо , 1598-99, где художник придаёт автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500 г., написан в иконографии образов Христа).


В 17 в. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника», или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского , ок. 1675). В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, её безграничным возможностям. Сокровенными беседами с самим собой стали автопортреты для Рембрандта , создавшего более 100 своих изображений. Стремление познать душу человека в её динамике, изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своём искусстве мастера романтизма (Т. Жерико , Э. Делакруа , О. А. Кипренский , К. П. Брюллов ). Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова . Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова , И. Н. Крамского ) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20 вв. – время яркого расцвета автопортрета. Работы М. А. Врубеля , В. А. Серова , М. В. Нестерова , И. И. Машкова , К. С. Малевича и др. отражают сложную картину художественной жизни этого времени, напряжённые поиски нового живописного языка, созвучного эпохе.

Автопортрет в мировом изобразительном искусстве.

Автопортрет характерен для всех видов искусства: писатели, поэты, музыканты – все отдавали дань увлечению этим жанром. Но особенно полно искусство самопознания, благодаря феномену автопортретности, выражено в изобразительном искусстве.

Многие художники рисовали, писали, лепили себя, часто используя зеркало, стараясь в собственном облике угадать настроение своего искусства. Если верно выражение: « Глаза – зеркало души», то можно сказать, что автопортрет – это зеркало души художника.

Известна также закономерность, что, портретируя других, художник подсознательно переносит свои индивидуальные черты на облик модели (поэтому, в переносном смысле слова, автопортретом является все творчество художника).

Автопортретами в широком смысле слова можно считать немногочисленные изображения художника за работой в египетских живописных изображениях или на греческих вазах (это образы собирательные, подобно тому как подписи гончаров являются фабричными знаками). Плутарх сообщает о дерзости Фидия (Слайд №2) , который изобразил самого себя среди участников «Битвы амазонок». Он создал удивительную, двенадцатиметровую статую Афины. А на щите богини изобразил сцену битвы греков с амазонками . Каково же было удивление современников, когда на громадном щите среди греческих воинов они узнали не только своего вождя Перикла, но и самого Фидия. Узнать было не сложно, поскольку фигуры воинов были в человеческий рост. Фидий изобразил себя в виде немолодого лысого человека, держащего камень в высоко поднятых руках. По легенде, мастер умудрился так смонтировать щит, что, убрав портретные фигуры, щит не мог сохранить свою форму и рассыпался. Может быть, современники и простили бы мастеру такое кощунственное соседство с богами, но уж очень строптивый был у Фидия характер, и слишком много было у него врагов. Поэтому, обвинив егов неуважении к богам, еще и в краже золота, Народное Собрание серьезно осудило художника, но отпустило под залог. Фидию предстояло выполнение большого заказа – создание статуи Зевса Олимпийского. Потом её назовут одним из семи чудес света. Тем не менее, проступок Фидия не был забыт. Мастер был заключен в тюрьму, где вскоре и умер.

В древнегреческом искусстве тогда отсутствовала традиция психологического портрета и тем более, автопортрета. Для древнего эллина активное участие в общественной жизни города, осуществление гражданских прав и обязанностей представлялись естественной формой деятельности. Именно это отличало его от раба, делало членом общества, и следовательно человеком. Поэтому в античном искусстве слабо развит интерес к частной жизни человека, к интимному миру его страстей и переживаний. Общественное выше индивидуального. Поэтому современникам было просто не понятно, зачем Фидий это сделал, ну кроме как для возвеличивания своей персоны.

Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, духовному трезвлению, исповедь – одна из основ духовного роста. И в автопортрете появляются мотивы самокритичности, «сердечного сокрушения». Изографы (так называли иконописцев) не подписывали своими именами созданные ими иконы, фрески, росписи в соборах. Но, известный факт, они часто оставляли свои изображения на фресках, панно, мозаиках. Идентифицировать их теперь, конечно, очень сложно. Правда, исследователи считают, что есть серьезные основания полагать, что Андрей Рублев оставил свое изображение на одной из фресок Успенского собора во Владимире. Там, в южном нефе, есть композиция «Апостол Петр, ведущий праведников в рай». Рядом с апостолом мы находим изображение человека. Он смотрит зрителю прямо в глаза. Такой прием очень характерен для художников раннего европейского Возрождения, которые часто рисовали себя в многофигурных композициях именно в такой манере. Средние века дали очень много – стремление за внешней человеческой оболочкой увидеть нечто несравненно большее – духовный мир.

Но окончательное формирование портретного и автопортретного жанра происходит, конечно, в эпоху Возрождения. Именно тогда формируются жанровые особенности автопортрета

Автопортреты подразделяются на несколько типов:1) «вставной автопортрет» - художник введен в групповую композицию; иногда он растворен в ситуации 2) «символический автопортрет» –художник придает собственные черты историческому или мифологическому персонажу 3) «групповой портрет» - профессиональный, семейный, памятный 4) «естественный автопортрет» – художник представлен за работой с профессиональными принадлежностями (или без них).

Джотто – великий новатор, подавший достойный пример: создав в Кастель Нуово

в Неаполе цикл «знаменитых людей», изобразил себя среди них. В капелле Бранкаччи в сцене из истории Петра в одном из апостолов, стоящем в заднем ряду, можно разглядеть изображение Мазаччо(слайды №3,4) . В многолюдном и шумном «Поклонении волхвов» крайним справа, в полный рост, в повороте три четверти представлен сам Боттичелли (слайды №5,6), смотрящий не на главную многолюдную сцену с семейством Медичи, а на зрителя.

В эпоху Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном значении художника, о росте его самосознания. Современники считали Леонардо да Винчи(Слайд №7) необыкновенным человеком, отмечая удивительную творческую разносторонность мастера. В позднем и единственном «Автопортрете» представлен блестящий итог жизненного пути великого итальянского живописца, теоретика и ученого, универсального гения и философа, искавшего новых путей к совершенству живописи.

Умбрийский мечтатель Рафаэль Санти (слайд №8,9) не обладал ни аристократичностью Леонардо, ни мощью Микеланджело, но имел открытую безмятежную душу и чарующую приветливость характера, что особенно ценилось современниками. Все эти достоинства убедительно просвечивают в его произведениях, ровным и счастливым настроением проникнуты и его автопортреты. В «Афинской школе»(слайд10, 11) Рафаэль под видом древнегреческих философов изобразил своих старших современников: Леонардо и Микеланджело, а автопортрет поместил скромно в правом нижнем углу фрески.

В период позднего Возрождения появляются автопортреты-символы, которые по-своему отражали сложный переходный период европейской культуры. Например, трагическое лицо-маска Микеланджело(слайд12) , которая абсолютно ясно различима в коже, снятой с грешника cв. Варфоломеем. Это фреска «Страшный суд». Или автопортрет Микеланджело Караваджо(слайд №13) в виде головы Голиафа, отрубленной Давидом. (Микеланджело «Давид с головой Голиафа».). Картина «Больной Вакх»(слайд №14) была выполнена художником в 16летнем возрасте. Предполагается, что она является автопортретом художника, написанном в госпитале во время заболевания лихорадкой. Об этом свидетельствует болезненный вид юноши. Фигура Вакха вплотную придвинута к раме картины. Художник прибегает к этому, чтобы приблизить персонаж к зрителю, создать ощущение их общения.

Автопортреты живописцев позднего Возрождения свидетельствуют о драматизме творцов, познавших одиночество и душевное смятение в столкновении с изменившейся действительностью. Автопортрет Тинторетто (слайд №15 ) За несколько лет до смерти Тициан(слайд №16) написал свой последний «Автопортрет» - уникальную исповедь, раскрывающую духовный мир великого мастера. Повернутая почти в полный профиль фигура обретает особую отрешенность.

Творчество удивительного художника 16 века Джузеппе Арчимбольдо(слайд №17) завораживает, удивляет и вызывает множество вопросов. Сведений о нем крайне мало: родился в Милане, работал с отцом над украшением Миланского собора, затем в должности придворного живописца жил и работал в Вене, Праге. У Рудольфа2 он носил титул «Мастер празднеств» и подобно Леонардо, изобретал, строил различные диковины, музыкальные автоматы (в мемуарах упоминаются его «перспективная лютня» и «цветовой клавикорд).

Эпоха в которую творил художник проходила под знаком натурфилософии, одна из главных идей которой – учение о живом космосе: времена года и стихии сопоставлялись с процессами происходящими в организме человека. Ветер уподобляли дыханию, гром - речи, восход солнца – улыбке; осень сравнивали со средним возрастом, зиму со старостью и т. д. Свой 46 летний возраст Арчимбольдо уподобил расцвету человеческой жизни и в автопортрете «Лето» развил тему знойного полдня, плоды которого вырастают из золотых колосьев пшеницы. Композиции Арчимбольдо пользовались столь бешеным успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками».

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложненность внутреннего мира мастера. Автопортреты Понтормо, Пармиджанино(слайд №18).

Немецкий живописец и гравер, математик и анатом Альбрехт Дюрер осуществил уникальный синтез ренессансных принципов с рейнскими и нидерландскими особенностями. В отличии от итальянского, его идеал человека включал сомнения и тяжкие раздумья, воплощаясь в усложненных, аллегоричных , линеарно жестких художественных приемах. «Автопортрет с чертополохом» (слайд №19) возможно, был написан художником для своей невесты Агнес Фрей. В руках у Дюрера чертополох – символ мужской верности. Дюрер особенно внимателен к своим чертам и изображал себя, то дворянином(слайд №20), то в образе Иисуса Христа, не говоря уже о присутствии во всех больших композициях. В Венеции в церкви Сан Бартоломео Дюрер написал картину «Праздник чёток »(слайд №21), где по обычаю итальянских мастеров, поместил своё изображение на видном месте: из глубины нарядный Дюрер пристально наблюдает за зрителем. В руках у него развёрнутый лист бумаги с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец,1506 г.»
В наиболее известном из автопортретов, «Автопортрете в образе Христа»(слайд №22), мастер пластическими средствами проводит смелую мысль, что всякий художник – творец, а значит, подобен Богу. В этом порыве самоутверждения, набожного отождествления себя с Христом, он создал более 50 автопортретов. У Кранаха(слайд №23) и Гольбейна(слайд №24) их было только один или два.

Ян ван Эйк прибегал к «скрытому автопортрету», по крайней мере, дважды «Портрет четы Арнольфини» (слайд 25) и «Мадонна каноника ван дер Пале»(слайд 26) (на щите за спиной св. Георгия заметно слабое отражение фигуры, возможно, это автопортрет Яна ван Эйка). «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогир ван дер Вейдена (слайд 27). Картина посвящена эпизоду легенды (12века, греческого происхождения) о св. Луке, написавшем портрет Мадонны и младенца Христа. Изображения св. Луки стали появляться в европейском искусстве с 14 века. Гильдии художников считали Луку своим покровителем и помещали изображения святого в своих капеллах. Возможно, Рогир ван дер Вейден изобразил себя в образе св. Луки (по этому пути пойдут Дирк Боутс, Госсарт и др.).

Портрет живописца в мастерской часто встречается в голландской живописи (Ян Стен, Питер Брейгель(слайд28) ) В работе «Гуляки»(слайд 29) Стен изобразил себя и свою жену Маргарет, дочь известного голландского художника Яна ван Гойена. Физиономия хозяина излучает благодушие и удовлетворение. Вся сцена до мелочей передана с большой искренностью, теплотой и чувством легкой иронии. Он сам главный персонаж и на картине «Кошачье семейство» (слайд 30). Художник, его жена и дети собрались за столом. Царит веселье. Девочка на заднем плане показывает всем новорожденных котят. Юмор, подчас даже ирония, богатая композиция, живой колорит характерны для его произведений.

В некоторых произведениях (например, «Мастерская живописца» Вермеера(слайд 31 ) художник повернут к зрителю спиной. Картина имела несколько названий «Аллегория живописи», «Искусство живописи», «Художник и модель». Композиционное построение, решение планов и антураж позволяют воспринимать картину символом искусства живописи. Тяжелый ковровый завес поднят, юная голландка, задрапированная в голубую материю, изображает музу истории Клио; на стене висит карта семи голландских провинций; сам художник изображен со спины, одет в праздничный наряд.

Семнадцатый век завещал нам гениальный художественный документ подлинного человеческого бесстрашия, не знающего границ саморазглядывания, зачастую беспощадного – многочисленные автопортреты Рембрандта , явившиеся своеобразным дневником. Очень наглядно показаны становление личности, развитие индивидуальности художника. Это целая автобиография в зрительной форме, не имеющая себе равных. Его автопортретным исповедям, отражающим конфликт с окружающим миром, присущи духовная глубина и напряженность. Малоизвестный «Автопортрет с отрастающей бородкой» (слайд 32) написан в середине 1630-х годов. Это самые счастливые для Рембрандта годы – время успеха у публики, поклонения учеников, женитьбы на любимой женщине Саскии ван Эйленбюрх. К этому же периоду относится «Автопортрет с Саскией на коленях» (слайд 33). Поднимая бокал с вином, художник оборачивается к зрителю, приглашая разделить счастливую трапезу и веселье. Пышные одежды, богатые аксессуары дополняют картину праздника. Рембрандт писал мистифицированные костюмированные автопортреты. (слайд 34)

Большой поколенный автопортрет из коллекций Нью-Йорка (слайд 35)– одно из самых мощных произведений живописца. Массивная фигура возвышается широкой пирамидой. Накинутый темный плащ не закрывает нижней одежды с ее водопадом мелких складок. По краям белого шарфа глухо мерцают полосы парчи. Левая рука придерживает простой посох. Посох как символ могущества, вроде скипетра царя или посоха библейского патриарха. Лицо полно решимости и ума. В остром взгляде читается сарказм и насмешка над окружающими, а может и над самим собой. Рембрандт на портрете как бы противостоит чуждой ему среде, он достаточно силен, чтобы выйти победителем из конфликта с нею. (Работа написана в 1658 году, через год после банкротства).

В последних автопортретах (слайд 36 )поражает усталое, нервное старческое лицо с глазами пытливо и мучительно всматривающимися в окружающий мир. Это взгляд человека, ценою горького опыта научившегося понимать самые важные и глубинные стороны жизни.

Питер Пауль Рубенс – центральная фигура фламандского искусства 17 века, творчество которого стало типичным выражением стиля барокко . «Автопортрет с Изабеллой Брандт»(слайд 37) - одно из полнокровных изображений счастливой семейной пары в европейской живописи.(слайд 38)

Ученик Рубенса Антонис ван Дейк написал за свою жизнь множество автопортретов. У Рубенса он перенял манеру трактовки поверхности, но отличался от него по темпераменту. Ван Дейк сознавал свою привлекательность. Был личностью неуравновешенной, темпераментной, считал себя в праве своевольничать, держаться заносчиво и надменно. Самый ранний его автопортрет изображает 15-летнего подростка. Затем автопортреты растут в размере и формате (погрудный, поколенный)(слайд 39 ), что отражает рост его уверенности в себе и своем портретном мастерстве. Получив награду от английского короля (золотую цепь и медальон с королевским изображением), Ван Дейк пишет «Автопортрет с подсолнухом»(слайд 40), где, указывая на цветок, приподнимает золотую цепь на груди. Ван Дейк выявляет себя скорее царедворцем, чем творцом. Как подсолнух поворачивается к Солнцу, так и подданному надлежит следовать за государем.

Чувством собственного достоинства проникнуты автопортреты французского классициста Никола Пуссена(слайд 41).

Автопортрет Диего Веласкеса(слайд 42, 43) включен в огромное (более 3 метров), получившее название «Менины» (фрейлины). Эта своеобразная и замечательно разработанная композиция. В картине много неясного. Кого пишет Веласкес? Королевскую чету, которую мы видим только в зеркале? Или то, что видим мы? Может живописец хочет выделит маленькую инфанту, наследницу престола, как персону более значимую, чем ее родители? А возможно суть заключается в изображении Веласкеса самого себя? Как вообще он решился писать королевскую семью в своей мастерской? Ведь придворному художнику полагалось самому явиться к королю или инфанте на сеанс. В те времена живописцев в Испании все еще относили к ремесленникам. Однако все чаще раздавались голоса в пользу причисления живописи, как в Италии, к свободным искусствам. То есть, отвечая всем главным художественным канонам, это полотно еще и декларирует то высокое положение, которое должен занимать живописец.

С 18 века почти все мастера мыслили свои автопортреты как манифесты собственного стиля. Наряду с социальной характеристикой художники 18 века - Шарден(слайд 44) , Рейнолдс(слайд 45), Гейнсборо(слайд 46), Хогарт (слайд 47 ) подчеркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе.

Большое место автопортрет занимает в искусстве19 века, представители которого утверждали ценность творческой личности и ее богатой духовной жизни.(начиная с классицистов Давида (слайд 48 ), Энгр а(слайд 49) до романтиста Делакруа(слайд 50)) Искусство романтизма выработало новое представление о духовной независимости творца, наделенного даром обостренной восприимчивости и сострадания. Ведущий русский живописец Орест Кипренский (слайд51) писал себя неоднократно. В «автопортрете» 1828 года Кипренский изобразил себя со странно растерянным выражением лица. Робкий вопрос, обращенный к зрителю, чувство неуверенности, словно художник извне ищет подтверждений правоты своего пути. Настроение Кипренского, выраженное в «Автопортрете», имело основание. Его талант не получил признания на родине и художник, не находя применения своим творческим способностям, испытывает горькое разочарование.

Совсем другим настроением проникнуты автопортреты Гюстава Курбе , французского реалиста середины 19 века. Курбе пишет себя с поразительным упорством, его автопортреты отличает самолюбование. Курбе был беден и возможно служил для самого себя наиболее доступной моделью. Но его беспокоил еще один вопрос. Кто он, художник? Курбе разрабатывает разные варианты и останавливается тогда, когда показывает художника (т. е. самого себя) активным участником современной ему общественной и художественной жизни(слайд52) . «Автопортрет с собакой »(слайд 53) написан на фоне природы, художник уделяет большое внимание костюму, рядом спаниель, альбом для рисования и палка. Он говорит о своей профессии, о своей любви к родному краю. Курбе как бы говорит: глядите, каков я – молод, красив, и не так уж прост, как кажется на первый взгляд.

В автопортретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога(слайд 54) – психологический. На рубеже 19-20 вв автопортрет часто избирают для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции (Поль Сезанн(слайд 55) ), внутренней духовной напряженности мастера. Примером могут служить многочисленные автопортреты Винсента Ван Гога. Его автопортреты называют исповедальными. Ван Гогом создано несколько циклов автопортретов. Такое ощущение, что художник стремится понять самого себя. Он будто бы ведет диалог с собой, обсуждая радости и потери, взлеты и поражения. Автопортреты Ван Гога представляют кривую душевного состояния художника – это своего рода кардиограмма, предвещающая неминуемый летальный исход.

«Автопортрет с перевязанным ухом» (слайд 56 )был написан после бурной ссоры с Гогеном. Дружба двух талантливейших художников закончилась ссорой. Непомерно чувствительному Ван Гогу было очень сложно с эгоистичным и самолюбивым Гогеном(слайд 57) . Тем не менее, решение Гогена уехать из Арля и покинуть его вызвала у Винсента Ван Гога очень острую реакцию. В припадке безумия Ван Гог отрезает себе мочку уха. После выхода из больницы художник пишет этот автопортрет. Все автопортреты Ван Гога притягивают внимание. Предельная искренность, цвет, техника пуантилизма, в которой были написаны поздние автопортреты художника, завораживают зрителя. Если попытаться немного отрешиться от обычной мысленной суеты, то, всматриваясь даже не в оригиналы, а в хорошие репродукции его работ, можно почувствовать такие глубины внутреннего мира, которые помогут понять не только этого удивительного человека, но и себя.

Кстати, в психологии давно используют прием написания автопортретов. Психологи полагают, что сам процесс такой работы уже оказывает положительный психотерапевтический эффект.

Накануне Первой мировой войны художники-сюрреалисты и представители новой вещественности вновь обратились к автопортрету.

Рене Магритт – глава бельгийских сюрреалистов, лирик авангардизма , создал свой индивидуальный стиль. В «Автопортрете художника за работой» (Проницательность)(слайд 58) сидящий у мольберта автор рисует взлетающую птицу, образ которой, как талисман, часто встречается на его полотнах. Ассоциируется со свободным полетом творческой души. Картина «Попытка невозможного» (слайд 59) - это автопортрет художника, рисующего свою жену. Автор заканчивает писать руку обнаженной Жоржеты, стоящей перед ним. Художник фактически осознает, что под его кистью возникает не копия реальности, а новая реальность, словно это происходит во сне. Творец уподобляется Всевышнему, а творчество – богоподобному состоянию.

Испанский сюрреалист Сальвадор Дали поражал воображение зрителей своими автопортретами «Автопортрет с шеей Рафаэля»(слайд 60), «Африканские впечатления», «Автопортрет в обнаженном виде». Экстравагантностью натуры, гипертрофированным честолюбием, он создал почву для мифологизации собственной персоны. Художник образно отзывается о своем лице на автопортретах: «Это перчатка моего я». Картина «Дали рисующий со спины Гала …» (слайд 61)- воплощение идеи многомерного, стереоскопически объемного пространства с целью достижения иллюзии осязаемости. Эффект воздействия картины в картине. Художник и его модель смотрят друг на друга в зеркало, словно замкнувшись в трехмерном пространстве, а на самом деле наедине со своими мыслями и чувствами.

Одна из важнейших причин неразвитости автопортрета на раннем этапе истории новой русской живописи (за исключением великолепного автопортрета Матвеева ) заключается в положении художника в общественной системе, в условиях его существования и в особенностях социального самочувствия. Русский живописец в XVIII веке – как бы ремесленник, он несет на себе отпечаток средневековой концепции личности – корпоративной, далекой от идеи самовыражения. Иван Аргунов(слайд 62) и Семен Щедрин, – они держат палитру, ясно выявляя свою причастность к ремесленному цеху, а не к артистической среде. С палитрой изображали себя многие мастера XIX и XX веков, но там смысл профессионального атрибута был иным: он, наоборот, приобщал художника к числу избранных, ставил его во внесословную ситуацию, причислял, если можно так сказать, к артистическому сословию. В XVIII же веке художник выглядит скромным тружеником, не желающим соревноваться с теми, кого обычно пишет в портретах, и как бы всегда "знающим свое место".

Несколько слов об автопортрете Матвеева(слайд 63). Он написан после более чем десятилетнего обучения живописи в Голландии, несет в себе едва уловимые черты зарождающегося рококо, является вместе с тем зрелым созданием национальной живописной школы. Беспрецедентным в то время было изображение не государственного деятеля, а частного человека, более того, самого художника и его жены – Ирины Степановны, дочери кузнечного мастера.

Зато в русском романтизме автопортрет расцветает с необыкновенной силой. В автопортретах Кипренского можно прочесть очень многое. По ним составляешь представление о живописи начала XIX века, В нескольких произведениях сосредоточились главные тенденции развития русской портретной живописи начала столетия. Автопортреты Орловского, Брюллова служат одними из лучших образцов русской живописи 40-х годов. Орловский(слайд 64) не знал недостатка в костюмировке. Он сам, кстати, сочинял форму для разного рода войск и охотно одевал себя, в частности, в черкесский костюм – не ради того, чтобы придать изображению парадные формы, а ради героизации собственного образа. Такая героизация была своего рода костюмировкой, о чем свидетельствует и знаменитый графический автопортрет в красном плаще (1809). В целом русский автопортрет романтической поры тяготеет к пессимистической концепции. Об этом свидетельствуют и эволюция Кипренского, и заключительный акт всего романтизма – брюлловский автопортрет 1848 года(слайд 65)

Брюллов написал свой портрет во время тяжелой болезни, которая впоследствии оказалась смертельной. Но было бы ошибочным объяснять трагическое выражение «Автопортрета» лишь предчувствием близкой смерти. Брюллов как бы подводит здесь итог всей прожитой жизни.
Весь петербургский период его жизни (1836-1849) внешне, казалось бы, полный успехов и отмеченный шумной славой, в действительности был глубоко трагичен. Брюллов задыхался в мертвящей, казенной атмосфере николаевского Петербурга. Талант замечательного художника не находил себе достойного применения. Взамен свободного творчества Брюллову было предложено заниматься росписью Исаакиевского собора. Историческая картина «Осада Пскова», в которой Брюллов видел главное дело своей жизни, была поставлена под официальный надзор и неоднократно подвергалась коренной переработке. Она так и не была дописана до конца. Чувство горькой неудовлетворенности не покидало художника, тягостное ощущение зависимости сковывало его силы. Крушение его лучших замыслов и объясняет ту суровую безнадежность, ту трагическую патетику, которой проникнут «Автопортрет».
Любопытные сведения об этом произведении сообщает ученик Брюллова:
«Впоследствии я узнал от самого Брюллова, что он употребил на исполнение своего портрета два часа. Брюллов очень недолго был похож на этот портрет... Минутами я находил в нем большое сходство с оригиналом, но это сходство беспрестанно ускользало от меня и заменялось чем-то чужим».

В романтическую эпоху художник предостаточно занят собой, у него появляется возможность смотреть на себя в зеркало, не соразмеряя такое занятие с "общественно полезными" задачами. Даже "общественно обязанный" классицист Шебуев(66) забывает о строгих правилах и рисует себя в костюме XVII века рядом с гадалкой, предсказывающей ему судьбу. Правда, автора не покидает потребность в традиционной демонстративности. Рядом с романтизмом формируется направление, которое в зарубежном искусствознании получило наименование раннего реализма. В России оно представлено Тропининым(слайд 67), Венециановым, его учениками и художниками, близкими этому кругу. Они охотно писали автопортреты – просто, без затей, даже прозаично, деловито.

Если обратиться ко второй половине 19 века, то там мы найдем пример, который может быть поставлен рядом с вышеупомянутыми, – автопортрет Крамского(слайд 68) , собравший в себе важную проблематику искусства 60– 70-х годов. Разночинец, борец за правду, энергичный деятель, строгий судья, таким выглядит мастер на полотне. При этом автопортрет сохраняет деловой характер. Наиболее выразительны те работы, где Крамской обращен к зрителю. Его взгляд буравит вас, смотрит он исподлобья – строго, придирчиво, требовательно, с упреком. Почти все автопортреты – живописные и графические – имеют именно в этом пункте сходство. Строгий взгляд, присущий Крамскому еще с юношеских лет и не имевший тогда программного значения, позже превратился в формулу демократической требовательности.

Рубеж столетия снова дает расцвет автопортрета. И хотя он уже не концентрирует в себе основные тенденции историко-художественного процесса, как было в живописи раннего русского романтизма, эта вспышка оказалась весьма знаменательной. Она связана с новой системой художественного мышления, где роль самого художника стала огромной, тяга к самовыражению – небывалой, к индивидуальному творческому почерку – как никогда сильной.

Когда одним взглядом окидываешь развитие автопортрета на рубеже XIX –XX столетий, сразу же бросается в глаза его многогранность, многообразие форм, в которых художник представляется самому себе. Здесь нашли место самые различные варианты. Суровая придирчивость в самооценке – у раннего Серова(слайд 69) .Автопортреты Борисова-Мусатова, Нестерова(слайды 70, 71) Глубокое человеческое страдание, смешанное со сверхчеловеческой гордостью, – у позднего Врубеля(слайд 72) . Маска довольства – на лице Сомова, за которой скрывается надлом. Светская поза – в автопортрете Бакста. Мистическое самовидение – у Кузнецова. Мыслительная сосредоточенность – у Петрова-Водкина(слайд 73) . Везде автопортрет – факт самой истории живописи – и качеством, и характером образа. Для его оценки никакие переводы из одной области в другую не нужны. Автопортреты Репина, Сурикова (слайды 74, 75)
Тогда живописец может предстать перед нами в облике "великого художника" (Лентулов )(слайд 76), в качестве боксера, борца или гиревика (Машков и Кончаловский )(слайд 77 ), пароходчика или матроса (Машков или Татлин(слайд 78) , который на самом деле долго был матросом), солдата (Ларионов, который на самом деле был солдатом), скрипача (Лентулов), летящего над городом влюбленного (Шагал )(слайд 79).

При упоминании имени Кончаловского кто-то представит атлета с «Автопортрета Ильи Машкова с портретом Петра Кончаловского», кто-то вспомнит пушистые букеты сирени или пейзажи и натюрморты в стиле Сезанна. Его знают как художника-бунтаря, одного из основоположников общества «Бубновый валет », потрясавшего основы «традиционной живописи», и как реалиста, любимца советских вождей. Его кисти принадлежит известный «Автопортрет с женой» (слайд80)

Отщепенец, пролетарий умственного труда, бродяга, хулиган, безумец – таким часто оказывался художник или поэт в живописном, графическом или литера­турном автопортрете 1910-х годов

Многоликость авангардистского автопортрета соответствует сути новейшего искусства. Художник изображает себя все в новом и новом виде, как он изобретает все новые формы искусства. Отказываясь же от изобретения, он остается за бортом современного движения. Кроме того, автопортрет – это своеобразная декларация, творческая платформа. Обилие вариантов равно характерно и для той, и для другой сферы. Прямая аналогия пролегает на одной из самых характерных линий искусства русского авангарда. Да и не только русского.
Автопортрет в картине – обычное явление искусства со времен Средневековья и Ренессанса. Художник часто представлял себя в виде донатора, свидетеля того или иного события. Традиция эта хотя и модифицировалась в течение последующего времени, тем не менее сохранилась. В русском искусстве XIX века мы часто сталкиваемся с фактами включения автопортрета в картину.

Ге в "Тайной вечере "(слайд 81) представляет себя уже не свидетелем, а участником (апостол Петр). Он сам выступает как исторический персонаж, отстаивающий истину.

Для Федотова такой путь облегчен тем, что его творчество в сущности автопортретно. В серии сепий он не раз изображал себя. В поздние годы он не только уподобляет личную ситуацию ситуации своих героев ("Анкор, еще анкор"), но и ставит себя в положение центрального персонажа (в картине "Игроки")(слайд 82).

Автопортрет появляется вновь в живописи 1960-х годов, у советских художников т. н сурового стиля. В них поражает острый самоанализ, иногда беспощадная ирония, безжалостность приговора самому себе. Все это, однако, не исключает многоликости современного портрета, и философски осмысляющего жизнь, и сурово анализирующего ее, и выражающего лирическое, поэтическое чувство радости бытия О. Филатчев «Автопортрет в красной рубахе», «Автопортрет с матерью»(слайд 83). В автопортрете «Шинель отца» (слайд 84) Виктора Попкова мы видим пример тонкой художественной метафоры, соотнесение прошлого и будущего. У мастера множество автопортретов-картин: «Работа окончена» (1971), «Павел, Игорь и я», «Мать и сын » (слайд 85), «Ссора», «Приходите ко мне в гости» и пр. Язык этих картин символичен. В «Шинели отца» колорит тревожный, темно-зеленый с сине-лиловым; сложно нюансированный красный – в картине «Мать и сын».
Автопортрет был популярен среди женщин художниц (Артемизия Джантилески (слайд 86) , Розальба Каррьера, Элиза Виже-Лебрен(слайд 87) , позже Кете Кольвиц, Мари Лорансен, Берта Моризо(слайд 88) , Наталья Гончарова(слайд 89), Фрида Кало (слайд 90) и др.).

В истории искусств есть случаи, когда именно автопортрет давал художнику импульс для будущей популярности его работ. Так случилось с Зинаидой Серебряковой (слайды 91, 92, 93) .В 1910 году тогда совсем юная и никому не известная художница показала на выставке Союза русских художников свой автопортрет «За туалетом», пейзажи, портреты знакомых, этюды крестьян. Её работы очень понравились. Особенные восторги вызвал автопортрет.

Творческая и личная судьба З. Серебряковой была совсем нелегкой. Но свою душевную силу и оптимизм она сохраняла всегда. Так что в её автопортрете есть не только мастерство прекрасной художницы, но и её внутренний мир. Автопортреты Серебряковой и сейчас дарит ощущение оптимизма и радости жизни, так, как будто художница делится с нами своими духовными силами.

Тема автопортрета в мировом искусстве просто неисчерпаема. Интереснейшее явление – автопортреты, которые оставили знаменитые писатели. Например: или М. Волошин. Внимательному зрителю автопортреты могут сказать очень много, может быть, даже больше, чем биографии, письма и свидетельства современников.

Список использованной литературы:

1. Н. Калитина. Французский портрет 19 века. «Искусство»., Л. 1986

2. Сост. И. Мосин. Мастера Северного Возрождения. С-П., «Кристалл» 2006

3. Популярная художественная энциклопедия. М.,«Советская энциклопедия», 1986

4. В. Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Том1,С-П., Азбука-Классика., 2007

5. К. Егорова. Портрет в творчестве Рембрандта. М., Искусство.1975

6. Д. Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., Советский художник. 1976.

7. И. Антонова. Шедевры ГМИИ им. . М., Советский художник. 1985

8. Н. Никулин. Золотой век нидерландской живописи. М., Аст. 1999