Портрет на фоне пейзажа. Как сделать портрет человека из пейзажа. Знакомство с базовыми возможностями камеры

Вы когда-нибудь хотели создать застывший и в то же время драматичный пейзаж? В этом уроке вы узнаете, как объединить несколько стоковых изображений, включая светотени, чтобы создать драматичную, похожее на кино, фотоманипуляцию. Итак, давайте приступим!

Итоговый результат

Для выполнения урока вам понадобятся:

  1. Скалистый берег
  2. Волны
  3. Модель
  4. Птицы

Примечание: В этом урокеавтор использовал платные изображения. В данном архиве вы найдёте ссылки на исходные материалы и альтернативный вариант исходников от переводчика.

Шаг 1. Новый документ

Откройте программу Photoshop. Создайте новый документ, идём Файл- Новый.. (File > New…). Установите следующие размеры 3500 x 2300px. Нажмите OK. Скачайте стоковое изображение со скалистым берегом по ссылке вначале этого урока. Переместите данное изображение на наш рабочий документ. Назовите новый слой со скалистым берегом ‘Скалы’. Расположите его поверх всех слоёв. Далее, идём Редактирование - Трансформация - Отразить по горизонтали (Edit > Transform > Flip Horizontally), чтобы пейзаж был расположен так же, как на итоговом изображении.

Шаг 2. Коррекция скалистого берега

Давайте сфокусируемся на цветовых оттенках слоя со скалистым берегом, который мы добавили в предыдущем шаге. В этом уроке вам нужно создать драматичную атмосферу и, на мой взгляд, вы можете добиться наилучших результатов, выбрав исходные изображения с низкой насыщенностью красок. Добавьте новый корректирующий слой Вибрация (Vibrance), расположив его поверх всех остальных слоёв (Вы можете (Add new fill or adjustment layer), нажав кнопку в нижней панели инструментов).

Уменьшите значение Вибрации (Vibrance) до - 30, а затем поменяйте режим наложения для данного корректирующего слоя на Цветность (Color). Выбрав данный режим наложения, коррекция воздействует только на краски, а не на яркость изображения.

Чтобы ещё уменьшить насыщенность голубых оттенков, добавьте ещё один корректирующий слой Цветовой тон / Насыщенность (Hue/Saturation). Уменьшите значение насыщенности для голубых оттенков до -70. С помощью данного корректирующего слоя мы усилим чувство “перед штормом” изменение погоды.

Шаг 3. Добавляем волны

Скачайте изображение с волнами по ссылке вначале этого урока. Переместите данное изображение на наш рабочий документ, расположив слой с волнами поверх остальных слоёв. Назовите слой с волнами ‘Волны’. Далее, идём Редактирование - Свободная Трансформация (Edit > Free Transform) или нажмите клавиши (Ctrl + T), чтобы придать изображению соответствующий размер. Нажмите клавишу (Enter), чтобы применить изменения. Результат должен быть, как на скриншоте ниже.

К слою ‘Волны’, добавьте слой-маску. Кнопку Добавить слой-маску (Add layer mask) можно через нижнюю панель инструментов (кнопка расположена рядом с кнопкой Добавить новый корректирующий слой или слой-заливку (Add new fill or adjustment layer), которую вы использовали в предыдущем шаге).

Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите мягкую круглую кисть, размер кисти 500px, непрозрачность кисти 100%.

Установите чёрный цвет. Убедитесь, чтобы слой-маска слоя ‘Волны’ была активна (просто щёлкните по ней). Начните прокрашивать поверх тех участков изображения с волнами, которые вы хотите скрыть.

Если вы не уверены, где прокрашивать кистью, то обратите внимание на скриншот ниже. Я выделил эти участки красным цветом.

После этого шага, результат должен быть, как на скриншоте ниже.

Шаг 4. Совмещаем волны

Если посмотреть на изображение с волнами, которое мы добавили в предыдущем шаге, то вы увидите, что оно темнее, а синие оттенки намного насыщеннее, чем вся наша картина. Мы исправим это в этом шаге. Вначале, давайте начнём с осветления. Добавьте новый корректирующий слой Кривые (Curves) поверх всех остальных слоёв. Установите опорные точки кривой, как показано на скриншоте ниже.

Нам нужно, чтобы коррекция была применима только к изображению с волнами, а не ко всему изображению. Чтобы добиться этого, нажмите кнопку, которая создаёт обтравочную маску. Данную кнопку я обвёл красным цветом на скриншоте выше. Чтобы уменьшить насыщенность изображения с волнами, добавьте новый корректирующий слой Цветовой тон / Насыщенность (Hue/Saturation) поверх всех слоёв. Уменьшите значение Насыщенности (Saturation) до -45. Также преобразуйте данный корректирующий слой в обтравочную маску!

На скриншоте ниже, вы можете сравнить, как воздействуют корректирующие слои на изображение с волнами (Примечание переводчика: на слой ‘Волны’).

Шаг 5. Добавляем небо

Скачайте изображение с небом по ссылке вначале этого урока. Переместите данное изображение на наш рабочий документ, расположив слой с небом поверх остальных слоёв. Назовите слой с небом ‘Небо’. Проделайте то же самое, что и с волнами, добавьте слой-маску к слою с небом. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), используя те же самые настройки, что и ранее, проведите совмещение неба со всей сценой. Прокрасьте на слой-маске поверх тех участков неба, которые вы хотите скрыть. На скриншоте ниже, эти участки выделены красным цветом.

Шаг 6. Совмещаем небо

В этом шаге мы проведём коррекцию яркости и насыщенности неба, чтобы оно лучше сочеталось с остальным изображением. Добавьте новый корректирующий слой Кривые (Curves) поверх всех остальных слоёв. Установите опорные точки, как показано на скриншоте ниже. Преобразуйте данный корректирующий слой в обтрвочную маску, чтобы коррекция воздействовала только на изображение с небом, а не на всё изображение. Используя данную фигуру кривой, вы уменьшаете контраст изображения и делаете его немного ярче.

Чтобы добавить нежный оттенок синего цвета к небу, добавьте новый корректирующий слой Цветовой Баланс (Color Balance) поверх всех слоёв. Установите настройки, которые указаны на скриншоте ниже. Также преобразуйте данный корректирующий слой в обтравочную маску.

На скриншоте ниже вы можете увидеть, как должна выглядеть ваша композиция и порядок слоёв на данный момент.

Шаг 7. Добавляем глубину

На данный момент, наша картина выглядит немного плоско, не правда ли? В этом шаге мы добавим глубины, путём создания интересных светотеней. Для этого, создайте новый пустой слой поверх всех слоёв, назовите этот слой ‘Светотени’. Выберите инструмент Заливка (Paint Bucket Tool (G), установите серый оттенок средних тонов (#808080), а затем залейте новый слой выбранным оттенком. Чтобы провести совмещение надлежащим образом, поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay).

Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B). Установите мягкую круглую кисть, размер кисти 100px, непрозрачность кисти 15%.

Установите цвет переднего плана на чёрный цвет. Начните прокрашивать участки, которые вы хотите сделать темнее - участки камней под тенью, а также небо. На скриншоте ниже, вы можете увидеть участки, которые вы должны прокрасить чёрным цветом. Эти участки выделены красным цветом.

Как только вы завершили прокраску чёрным цветом, выберите белый цвет. Начните прокрашивать участки, которые вы хотите сделать светлее. На скриншоте ниже, вы можете увидеть участки, которые вы должны прокрасить белым цветом. Эти участки выделены красным цветом.

На скриншоте ниже, вы можете сравнить, как выглядит изображение до и после этого шага.

Шаг 8. Уменьшаем насыщенность

В этом шаге мы немного уменьшим насыщенность нашей сцены, чтобы усилить атмосферу. Добавьте новый корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) поверх всех остальных слоёв. Уменьшите насыщенность до -25. На этот раз мы проводим коррекцию всего изображения, поэтому, не надо создавать обтравочную маску.

Чтобы немного уменьшить насыщенность цветовых оттенков, добавьте новый корректирующий слой Вибрация (Vibrance). Установите значение Вибрации (Vibrance) -20. Поменяйте режим наложения для данного корректирующего слоя на Цветность (Color), чтобы коррекция воздействовала только на цветовые оттенки, а не на яркость изображения.

Шаг 9. Добавляем модель

Скачайте изображение с моделью по ссылке вначале этого урока. Переместите данное изображение на наш рабочий документ, расположив слой с моделью поверх остальных слоёв. Назовите слой с моделью ‘Модель’. Далее, идём Редактирование - Свободная трансформация (Edit > Free Transform) или нажмите клавиши (Ctrl + T). Примените масштабирование к изображению модели до нужных размеров. Не забывайте удерживать клавишу (Shift) при масштабировании, чтобы сохранить пропорции сторон. Удалите задний фон на изображении с моделью, чтобы совместить модель со всей сценой. Вы можете использовать любую технику выделения объектов, с которой вам удобно работать. Я предпочитаю использовать слой-маски и скрывать лишние участки изображения. При выделении волос, особо не переживайте насчёт точности выделения, мы исправим это в следующем шаге. После этого шага результат должен быть, как на скриншоте ниже.

Шаг 10. Рисуем волосы

В этом шаге мы исправим волосы модели. Волосы - это одна из сложных задач, которые возникают при совмещении. Для меня самый лучший способ - это просто дорисовать локоны волос после проведения базового совмещения. В этом шаге мы применим этот способ. Будет намного легче, если у вас есть графический планшет, но немного практики и терпения и вы можете добиться хороших результатов также и с помощью мышки! Обратите внимание на то, как выглядят волосы до коррекции.

Создайте новый пустой слой поверх всех остальных слоёв, назовите этот слой ‘Волосы’. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B). Установите настройки для кисти, которые указаны на скриншоте ниже.

Удерживая клавишу (Alt), активируйте инструмент Пипетка (Eyedropper Tool (I). С помощью данного инструмента, отберите образец тёмного оттенка с волос модели. Нарисуйте локоны волос там, где имеется плохое совмещение волос. После нескольких штрихов кистью, поменяйте цветовой оттенок, чтобы добиться реалистичного результата. На скриншоте ниже, вы можете увидеть, как должны выглядеть волосы модели после этого шага.

Шаг 11. Меняем освещение

В этом шаге мы сфокусируемся на создании интересного драматического эффекта освещения. Создайте новый пустой слой поверх всех остальных слоёв. Назовите этот слой ‘Интересный эффект освещения’. Выберите инструмент Заливка (Paint Bucket Tool (G), установите серый оттенок средних тонов (#808080). Залейте этим оттенком новый слой. Далее, поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay).

Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите мягкую круглую кисть, размер кисти, примерно, 100px, непрозрачность кисти 20%.

Установите цвет переднего плана на чёрный цвет. Прокрасьте поверх участков, которые вы хотите сделать темнее. На этот раз, обратите внимание на детали, в частности на лице и на теле модели. Вы можете увидеть участки, где прокрашивать кистью на скриншоте ниже.

Как только вы завершите, установите цвет переднего плана на белый цвет. Далее, прокрасьте участки, которые вы хотите сделать светлее.

Давайте, сравним, как наша композиция выглядит до и после этого шага.

Шаг 12. Корректируем контраст

В этом шаге мы откорректируем контраст всей картины. Добавьте новый корректирующий слой Кривые (Curves) поверх всех остальных слоёв. Установите опорные точки, как показано на скриншоте ниже. Мы проводим коррекцию всего изображения, поэтому, нам не нужно преобразовывать данный корректирующий слой в обтравочную маску.

На изображении всё ещё присутствуют отдельные участки, которые слишком тёмные и отвлекают внимание. Я отметил их красным цветом на скриншоте ниже.

Чтобы осветлить эти участки, добавьте новый корректирующий слой Кривые

Нам нужно откорректировать только отмеченные красным цветом участки. Чтобы добиться этого, выберите инструмент Заливка (Paint Bucket Tool (G), цвет заливки чёрный, далее, залейте слой-маску корректирующего слоя Кривые (Curves) чёрным цветом. Далее, выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), цвет кисти белый. С помощью данной кисти, прокрасьте выделенные красным цветом участки. После этого шага результат должен быть, как на скриншоте ниже.

Шаг 13. Корректируем платье

Нижняя часть платья модели выглядит слишком плоско и поэтому не выглядит реалистично. Нижняя часть платья должна повторять контур скалы, на которой стоит модель. Мы исправим это в этом шаге. Выберите инструмент Прямоугольная область (Rectangle Marquee Tool (M). Выделите нижнюю часть платья. Нажмите клавиши (Ctrl + Shift + C), чтобы скопировать выделенную часть, а затем нажмите клавиши (Ctrl + V), чтобы вклеить скопированное изображение на новый слой. Расположите новый слой с выделенной частью платья поверх всех остальных слоёв. Назовите этот слой ‘Подол’. Для коррекции формы, идём Редактирование - Трансформация - Деформация (Edit > Transform > Warp) и деформируем нижнюю часть платья, как показано на скриншоте ниже. Как только вы завершите, нажмите клавишу (Enter), чтобы применить изменения.

Шаг 14. Затемняем

В этом шаге мы сделаем средние тона изображения темнее. Для этого, добавьте новый корректирующий слой Кривые (Curves) поверх всех слоёв. Установите кривую, как показано на скриншоте ниже.

Шаг 15. Уменьшаем насыщенность

Предыдущая коррекция сделала изображение слишком насыщенным. В этом шаге мы уменьшим насыщенность изображения. Добавьте новый корректирующий слой Цветовой тон / Насыщенность (Hue/Saturation). Уменьшите значение Насыщенности (Saturation) до -15.

Шаг 16. Световые блики на модели

Давайте добавим световые блики на изображение модели, чтобы привлечь больше внимания к ней. Очень хороший приём, который можно использовать - глаз наблюдателя в первую очередь обращён на самые светлые участки изображения. Вы можете использовать этот приём, как преимущество при создании других фотоманипуляций. Создайте новый корректирующий слой поверх всех слоёв. Назовите этот слой ‘Свет’. Выберите инструмент Заливка (Paint Bucket Tool (G), выберите цвет заливки серый цвет средний тонов (#808080), залейте серым цветом новый слой. Поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay).

Портрет-картина на пленэре (т. е. в естественной природной среде). Заказ портрета на фоне пейзажа по фотографии. Пейзаж в портретном жанре.
Пейзаж! Что же это такое?

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, основным предметом живописи и графики, которого является местность, естественная или преображённая человеком.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи; архитектурный и индустриальный пейзажи; морской и речной пейзажи.
Портретист на своих полотнах не редко изображает пейзаж. Портрет на пленэре - часто заказываемый сюжет. А как красив парадный портрет на фоне морского пейзажа!
Пейзаж часто используется как важное дополнение к портретам, бытовым, историческим и батальным картинам, но может выступать и как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Произведения пейзажной живописи нам близки и понятны, хотя человек на полотне нередко отсутствует.
Почему художники пишут пейзажи, когда так просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Чем же отличается живописный пейзаж от фотографии местности?
Если портретист изображает человека не только с внешней, так сказать, физической стороны, но и его внутренний мир, то на пейзаже он изображает своё внутреннее состояние, свою душу. То есть, живописный пейзаж - это не только картина природы, это картина внутреннего мира художника. И в этом смысле пейзаж отличается от фотографии.
Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж, мы видим мир глазами художника.
Иван Шишкин, например, выписывал свои пейзажи до мельчайших деталей, так что от фотографии не отличишь. Однако не это главное, а то, что его душа выбирала именно этот вид, это состояние природы.
Поэтому пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.

Сколько мы знаем волнующих откровений, связанных с этим жанром. Возьмём только наши отечественные имена - К. Саврасов, К. Коровин, А. Рылов, Н. Крымов, А. Пластов, А. Куинджи, Н. Рерих, И. Айвазовский и другие. Они создали прекрасную традицию русской пейзажной живописи.
Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.
Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья. Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев: "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина,
"Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи. Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа-картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.
Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у Айвазовского И. К., изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени, эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов, не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому,
что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый образ, точнее передать необходимое ему по замыслу состояние природы.
Пейзажисты не только видят, но и с волнением узнают то или иное явление и состояние природы. И именно состояние, а не внешний вид природы является предметом изучения, наблюдения, постижения художников.
У пейзажистов с природой ведётся, вероятно, интимный разговор на языке, понятном только им. В явлении природы пейзажист видит скрытый ею смысл, он чувствует "душу" природы и понимает её по-своему. В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать её говор не всем дано. Поэтому не каждый художник (хотя бы и очень талантливый) может быть пейзажистом, как не всякий писатель-прозаик может писать стихи.
И действительно, для того чтобы передать то или иное состояние природы посредством красочных и тональных отношений, нужно всё это увидеть в природе и переложить на язык красок, ибо механически "списать" пейзаж с натуры невозможно.
Недаром говорят, что картина - это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника.

Секрет создания хорошего фотопртрета по сути не является секретом. В первую очередь портрет должен быть простым, поэтому каждому по силам создать свой шедевр.

Для начала определитесь с местом съёмки. Если вы нашли его заранее, то «не отходя от кассы"изучите как меняется на протяжении дня освещение, оцените задний фон, исходя из которого подберите несколько точек для съёмки.

В портретном жанре всё-таки есть нечто мистическое. Бывает так, что даже небольшое изменение света или позы человека кардинально меняют смысловую нагрузку снимка. Но поскольку мы будем фотографировать на природе, не менее важную роль сыграет и растительный антураж вокруг и позади модели. Кроме этого, хорошо будет если частица природы окажется в руках модели, что лишь подчеркнёт наше единение с ней.

Для того чтобы очутиться в лесу, совсем не нужно ехать куда-то далеко. Конечно, данный вариант предпочтительный, но тем не менее, в каждом городе есть большие парковые зоны, которые с успехом послужат вам красивыми декорациями. В начале лета листва деревьев как никогда обладает яркими и сочными зелёными тонами, что наделит портрет радостной атмосферой. Зимой стволы и ветви деревьев очерчиваются в изящные силуэты, покрытые снежными шапками и портрет будет восприниматься уже совсем не так, как летом. Отсюда вывод - в зависимости от времени года, настроение вашего портрета будет меняться.

Проводя фотосъёмку в парке, придерживайтесь такого правила. Попросите вашу натуру встать под деревом, что очень актуально в яркий солнечный день – большая часть света задержится или рассеется кроной дерева, в результате лицо модели будет равномерно освещено с акцентом в боковую часть. Только старайтесь чтобы модель не слишком сильно прислонялась к стволу дерева, поскольку это чревато появлением теней и зеленоватого оттенка… Мы же не эльфы:-)

Многие из нас, в том числе и автор, предпочитает фотографироваться в весеннюю пору, когда трава и деревья просыпаются после почти полугодичного небытия. Незабываемые моменты, жаль что они мимолётны… Да, свежая, ярко зелёная весенняя листва или цветущие хлопья сирени служат прекрасным дополнением к женскому портрету. Лето, как это не парадоксально, но всё же уступает весенней поре – изобилие солнца, слегка опылённая и местами поникшая из-за летнего зноя зелень, в комплексе всё это образовывает резко контрастируемые друг с другом цветовые зоны, что особенно проявляется в ужесточении свето-теневого рисунка на фотографиях.

А как на счёт осени? Помимо весны, осень считается ещё одним прекрасным временем года для создания портретов, да и вы согласитесь с этим – буйство ярких, оранжевых и багряных цветов, дополнительно подчёркивает солнечное осеннее небо, делая его ещё более голубым.

Ну а если вы решили организовать фотосессию зимой, то постарайтесь чтобы земля была уже накрыта снежком.

Приступая непосредственно к съёмочному процессу, продумайте расположенние людей. Если фотографируемые натуры находятся слишком далеко от объектива, то велика вероятность что они просто визуально сольются с окружающим фоном, если же люди будут расположены слишком близко, то тогда элементы природы не смогут полноценно дополнить портрет.

Как вы поняли, ничего сложного в создании портретов нет, все приёмы понятны и целиком осуществимы. Главное, что вы должны держать на контроле – освещение, которое постоянно норовит преобразить форму и объём лица портретируемого. Не менее важную роль играет и настроение, эмоции самого человека. Постоянно придерживайтесь разумного баланса человека и природы, что позволит обеим смысловым половинкам портрета органично дополнять друг-друга.

Мне всегда хотелось побывать с таком доме. Каждый раз, проезжая мимо поселка Сокол, с завистью смотрела в сторону спрятавшихся за заборами симпатичных домиков и думала: “Здорово, наверное, выйти с утра на крыльцо, походить по утренней росе, послушать чириканье птиц и через какие-нибудь 10 минут оказаться в центре города”. Иметь свой собственный дом в Москве - такой привилегии не было даже у членов Политбюро. Поселок Сокол, впрочем, не в счет: в 20-х годах прошлого века, когда он строился, это был еще пригород. В черте Москвы участки под строительство за все советское время дали лишь нескольким очень выдающимся личностям - академикам Института атомной энергии имени Курчатова и знаменитому скульптору Матвею Манизеру, бывшему в течение почти 20 лет вице-президентом Академии художеств СССР.

“Я тебя встречу у метро - сама ни за что не найдешь”. От недальнего метро жена художника Гуго Матвеевича Манизера - Нина - везет меня буквально минут пять в глубь квартала только ей одной известными тропами. Действительно - я бы тут крутилась... И вот мы у цели. За забором в окружении больших деревьев и соседних типовых многоэтажек особняком стоит большой дом со стеклянной крышей, в котором уже более пятидесяти лет живет династия скульпторов и художников Манизеров. Гуго Матвеевич Манизер, известный московский пейзажист, профессор кафедры рисунка Суриковского института и сын знаменитых советских скульпторов Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер, в эти дни отмечает 75-летие. Повод для общения более чем значительный. Но беседа наша начинается не с творчества Гуго Матвеевича, а с экскурсии по саду, не менее удивительному, чем сам художник. В саду растут редких видов деревья - в мой приезд они были пронизаны лучами солнца. Лучи упирались в великолепные скульптуры, стоящие на постаментах.

- Вот эта, видите, - Гуго Матвеевич подводит меня к фигуре балерины, стоящей под раскидистым деревом с очень интересной листвой и трудно произносимым названием гинкго, - мамина скульптура. Она очень увлекалась Улановой и вообще балетом. Скульптура стояла в фойе Большого театра, а как оказалась здесь - честно говоря, не помню. Помню только, что, когда перевозили сюда, ее сломали - прямо в лодыжках. Потом пришлось ступни приваривать.
- Кажется, точно такая же “Уланова” стоит в Стокгольме?
- Уланова знала, что у мамы была такая работа, и как-то (по-моему, перед каким-то ее юбилеем) она приехала сюда со знакомой шведкой, видимо, очень высокопоставленной. И через некоторое время из Швеции пришло письмо, что они хотели бы видеть скульптуру Улановой в стокгольмском музее балета. Ну что ж: сделали бронзовую копию и им отправили.
- Дом у вас интересный. Насколько понимаю, строил его ваш отец...
- Да, его построили в 1951 году по проекту отца и на его же деньги. А вообще в Москву мы попали в 1943-м - из эвакуации: мы же ленинградцы. Во время войны нас, ребят (у меня еще были, к сожалению, теперь уже умершие брат и сестра) и маму, эвакуировали в Ярославскую область. Потом некоторое время мы жили в Сибири, под Омском. Отца же сразу вызвали в Москву, поскольку он был зампредседателя оргкомитета по созданию Союза художников СССР. Он оставил мастерскую свою (а работал он, кстати, в мастерской Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве) и уехал из Ленинграда последним поездом, который по дороге попал под бомбежку. Отец, можно сказать, уцелел чудом: с ним в купе ехал капитан I ранга, который тут же скомандовал: “Лежать!”. Отец и лег, а все, кто в панике побежал по проходу, были либо ранены, либо убиты. Он даже сохранил номерок от своего места, пробитый осколком.
Жизнь в эвакуации отложилась в памяти Гуго Матвеевича не хуже иного пейзажа:
- Мы, дети, в четырех стенах не сидели - работали на поле, пропалывали цикорий, из которого потом в Ростове Великом делали кофейный суррогат. Ох и колючий этот цикорий был! Обидно, конечно, что война нашу привычную жизнь изменила - ведь в Ленинграде мы всерьез занимались музыкой, скрипкой.
- Родители, конечно, пытались воспитывать вас разносторонне?
- Да, у нас была очень музыкальная семья. Нас заставляли заниматься музыкой. А что касается изобразительного искусства, то, как ни странно, давления никакого не было. Может быть, и зря. Я часто вожу в отцовскую мастерскую своих студентов и показываю им рисунок, сделанный отцом в десятилетнем возрасте. Не верят. Настолько выполнено профессионально. Раньше детям даже в обычной школе на уроках рисования ставили руку, можно сказать, муштровали, доводили технику до автоматизма. Сейчас этого нет - развивают другие таланты, фантазию. Но не технику.
Наконец заходим в дом, перевидавший за полвека в своих стенах множество знаменитостей. Дом, который выстроил скульптор Матвей Манизер, домом в традиционном понимании назвать можно с натяжкой. Обычный человек наверняка сказал бы: “Как тут люди живут!”. В одной части дома живет семья покойного брата Гуго Матвеевича - Отто, который тоже, как и отец, был скульптором. Теперь в дедушкиной мастерской работает его сын Петр, тоже скульптор. У Гуго Манизера жилище - сплошная мастерская. В самой большой комнате (бывшей маминой мастерской) творит Гуго Матвеевич. Здесь же обедают и принимают гостей. Еще одна мастерская расположена наверху - там царство его жены Нины Пуляхиной, художника-модельера.
Атмосфера творчества чувствуется в каждом углу, и кажется, воздух пропитан ароматом красок, старого дерева, хвойных масел и остановившегося времени. За большим окном качают ветвями деревья. И тишина... Не слышно шума городского, как ни прислушивайся.
Начинаем перечислять родословную, и получаются потрясающие цифры: на четыре поколения Манизеров приходится 2 живописца, 1 художник-модельер, график и целых 4 скульптора. Причем все они очень известны в художественном мире. Единственная дочь Гуго и Нины - Оля - одновременно модель и художник-график. Правда, сейчас она исполняет самую главную роль - мамы. Посреди расставленных прямо на полу картин, мольбертов и холстов красуется игрушечный скутер.
- А этой чей?
- Оля родила нам внука. Так случилось, что замуж она вышла за швейцарца, а живет в Лондоне. Вот на Пасху к нам приезжали. Внуку Саше уже два года, гонял тут на скутере, как прирожденный Шумахер.
Смотрю сквозь оконные стекла на верхушки окружающих многоэтажек:
- Интересно, как к вам относятся соседи - вы же здесь как на сцене?

- Да в общем-то особо не докучают. Даже охраняют иногда. Не так давно позвонила женщина из соседнего дома: “У вашего забора стоит очень подозрительная машина”. Но мы как-то и не волнуемся - все равно все ценные произведения давно в музеях, а скульптуры Матвея Генриховича вообще на площадях. А потом мы к этому окружению привыкли - когда дом строился, здесь вокруг стояли маленькие деревянные домишки. Это теперь все обросло.
- А откуда у вас такая интересная фамилия - Манизер?
- Наша династия пошла с деда, художника Генриха Матвеевича Манизера. Насколько мне известно, это фамилия его матери, немки по национальности. А кто его отцом был, неизвестно - отчество у него, как я понимаю, условное. Мать его вскоре после родов умерла, и дед воспитывался у тетки. Рисовать он начал рано и сначала поступил в Московское училище ваяния и зодчества. Очень был способный - есть даже положительный отзыв о его дипломной работе самого Стасова. У дедушки вообще была интересная судьба. Продолжил он свое обучение уже в Санкт-Петербурге, в Академии художеств, а сразу по ее окончании уехал с нашими войсками освобождать Болгарию от турецкого ига.
Сто лет спустя я со студентами оказался в Болгарии. И разыскал следы своего деда. Оказалось, что несколько его картин висит в тамошних музеях. А мы-то думали, что они исчезли, - как те, которые, по словам отца, висели до революции в Зимнем дворце.
Дедушка Манизер был плодовитым человеком. Родил десять детей, двое из которых попали в энциклопедии. Старший из сыновей - Генрих Генрихович - стал этнографом. В начале прошлого века он одним из первых русских побывал в бассейне Амазонки. Тоже обладал необычайными способностями: знал почти все европейские языки и прекрасно рисовал. В детстве Гуго Матвеевич видел множество рисунков, сделанных дядей во время амазонской экспедиции. Потом отец передал их в Этнографический музей. А дядя, вернувшись из Латинской Америки прямо к началу Первой мировой войны, отправился на фронт и вскоре умер в Сербии от сыпного тифа, будучи еще совсем молодым. Еще один дядя - Марк Генрихович - был виолончелистом.
- Это удивительно - столько творческих людей в одной семье!
- Как-то здесь в гостях у отца был очень видный американец. Он не мог поверить, что все в нашей семье имели и имеют отношение к искусству.
- Гуго Матвеевич, вы с Ниной все-таки работаете в разных жанрах: вы - живописец, она - модельер. Но я не могу понять, как рядом друг с другом работали ваши родители-скульпторы? Наверное, ругались постоянно...
- Никогда. Они очень были воспитанные люди и уважали творчество друг друга. Я вот рассказывал, как мы в эвакуации жили. Но не упомянул, как мама доставала глину на кирпичных заводах и лепила маленькие фигурки. Даже там, почти в нечеловеческих условиях, она не переставала работать. Помню, даже в выставке участвовала во время войны - вырезала из дерева две скульптуры “Встреча” и “Прощание”. Я просто хочу сказать, что есть две категории художников. Вот я лично знаю нескольких таких, которые работают только по заказу. А есть те, кто не может прожить без творчества ни секунды. Мои родители были из этой категории. Уже будучи больной, мама в любом состоянии добиралась до рабочего стола и лепила. А по отцу так просто сверяли часы. Еще когда мы сразу после войны жили в бараке в Петровско-Разумовском проезде, отец каждый день шел в мастерскую на Масловку, коллеги, увидев его, знали, что сейчас 9 часов утра - до такой степени он был организован и пунктуален.
- Ваши родители оставили после себя огромное скульптурное наследие...
- Отец, конечно, сделал много памятников. Самые известные - это, конечно, памятники Ленину в Ульяновске и в Москве, в Лужниках, Калинину - в Ленинграде. И отец, и мать в 30-е годы оформляли станции московского метро. Знаменитая “Площадь Революции” - работа отца. Отцовские барельефы висят на станции “Измайловский парк”, а мама делала рельефы для метро “Динамо” (и в верхних павильонах, и внизу) и на “Добрынинской”. И у обоих очень много скульптурных портретов. Отец, по-моему, слепил всех наших военачальников, а мама - балерин и спортсменок.
- И все-таки родители не настаивали, чтобы вы продолжили семейную традицию?
- Абсолютно. “Хочешь рисовать - рисуй”, - говорил отец. Я в художественную школу поступил уже в сознательном возрасте, в 15 лет, когда мы переехали из Ленинграда в Москву через эвакуацию. Поскольку до этого я видел только работы своих родителей-скульпторов, а дедушкино творчество мне не очень было знакомо, на меня произвело огромное впечатление творчество художников, которые из блокадного Ленинграда выехали с нами в эвакуацию. Как сейчас помню эти свои ощущения. И я начал пробовать писать красками то, что мне нравилось. А нравился восход - мы рано вставали на рыбалку, куда ходили почти каждый день, пропитание добывали. И места там красивейшие были. Еще помню, приставал с дурацкими вопросами к художникам. Один из них писал в это время, видимо, заказную картину, на которой был изображен расстрел партизан. Так я, наверное, замучил его, прося ответить, почему он картину пишет с точки зрения тех, кто расстреливает.
- Многие считают, что пейзаж - это умирающий жанр. Особенно с таким бурным развитием фотографии.
- Вы знаете, состояние природы меня возбуждало и возбуждает до сих пор. Я вижу пейзаж и радуюсь. И не думаю о том, кто там что говорит, а просто пишу, что мне нравится.
Есть такие места, куда Гуго Матвеевич ездит, как завороженный, в любое время года. Это ближнее Подмосковье и Серебряный Бор. Жена Нина почти всегда с ним: “Вот я сижу рядом и вижу, как это безумно трудно - писать пейзаж. Сейчас светит солнце, через мгновенье налетели облака - и все другое: освещение, тени. До сих пор не понимаю, как он ловит и, главное, удерживает то состояние природы, которое начал писать”.
- Это надо в себе тренировать, а можно что-то и по памяти сделать, - продолжает Гуго Матвеевич. - Мы с приятелем иногда шутили, когда вместе ездили писать: “Ну вот это дерево можно убрать, стог сена - подвинуть”. Не в этом же дело, где что стоит, а важно, чтобы картина получалась и по композиции, и по свету. Но это приходит далеко после школы. В свое время меня очень увлекали поездки. Даже тема такая была - “Пятнадцать союзных республик”, когда я, можно сказать, проехал через всю страну.
- Вероятно, вы привезли из поездок огромное количество работ. А сколько всего пейзажей у вас сейчас - не считали?
- Да нет. Много, ну, наверное, несколько сотен.
- Может быть, подсчитать по каталогам?
- Времени не хватает. В 1985 году у меня вышла большая монография. С того времени написано очень много работ. Хорошо бы, конечно, заняться новым альбомом, но вы же знаете, как это сейчас трудно.
- Я знаю, что многие из этих работ посвящены Москве...
- У меня есть два или, по-моему, три комплекта открыток с московскими сериями. Не так давно мне предложили сделать персональную выставку с московскими пейзажами. И удивительное дело - писал, как будто впервые видел Москву. У нас в городе до сих пор есть такие потрясающие уголки! Организаторы, честно говоря, с трудом поверили, что все картины написаны только что. А на меня что-то нашло. Вообще, лучшие работы мною пишутся, как правило, за один сеанс. Поймал мгновение, настроение - и вперед. Главное - пейзаж, что называется, не засушить.
- Гуго Матвеевич, вы с детства окружены творениями своих родителей, деда. Мне всегда было интересно, что должно происходить в душе человека, выросшего среди таких вещей?
- Вы знаете, ощущения музея у меня, конечно, не возникало. Хотя знаете... еще в раннем детстве, думаю, в году 34-м (мы как раз вскоре переезжали с одной квартиры в Ленинграде на другую), я почему-то лежал на папиной постели (по-моему, я тогда заболел), и передо мной висели его работы. И очень хорошо помню взгляд с одного портрета - как эти глаза на меня смотрели, даже сейчас мурашки!
- Так, может быть, этот взгляд заставил вас быть художником? Загипнотизировал?
- Ну, я в мистику не верю...
“А я верю в связь времен, - вступает в наш разговор Нина. - Ты посмотри вот на этот пейзаж, написанный Гуго на Валдае. Видишь - озеро, дымка на озером. А теперь пошли покажу картину деда”. И действительно, ощущение такое, как будто дедушка, писавший свою картину 100 лет назад, взял у внука фрагмент и поместил его фоном на портрете отца бабушки. Мистика совершенная. За портрет самой бабушки, необыкновенно красивой женщины по имени Стелла, Генрих Матвеевич Манизер в 1895 году получил золотую медаль на конкурсе портретов. Тогда, кстати, в расцвете были Серов, Репин.
- Интересные имена даются в вашей семье - Стелла, Гуго... Откуда, кстати, у вас такое необычное имя?
- Был скульптор такой - Гуго Романович Залеман. Его рельефы на фасаде Пушкинского музея. И отец, который учился у этого скульптора, видимо, настолько любил и уважал своего учителя, что дал мне его имя.
- Отец ведь ваш, насколько знаю, до самой кончины курировал в Академии художеств образование. Теперь вы профессор Суриковского института, кандидат искусствоведения и, наверное, можете сравнить художественное образование сейчас и тогда.
- Мне кажется, сейчас очень отстает средняя художественная школа, в том числе и училища. Когда ребята поступают к нам в институт, они не знают подчас элементарного: как построить форму, как разобрать светотень. Иногда мне кажется, большинство проходит экзамены просто благодаря обычному везению: вдруг попали в точку и прошли конкурс. А потом уже оказывается, что они всего этого не изучали.
- Сколько вы уже преподаете в Суриковском?
- Да уж 27 лет. А до этого еще 13 лет в Текстильном институте на кафедре рисунка, и это время вспоминаю как одну из своих самых больших творческих удач.
- Как понять?
- А понимайте как хотите - в Текстильном институте я познакомился со своей женой Ниной.

P.S. Буквально на днях Нина Пуляхина-Манизер преподнесла своему мужу-юбиляру подарок - она стала заслуженным художником Российской Федерации. Такое звание, между прочим, большая редкость среди художников-модельеров.