Портал "дивное дивеево". В чём помогает икона Серафима Саровского и каково её значение

Преподобный иеромонах Серафим Саровский - покровитель и основатель , был прославлен церковью в 1903 году по инициативе императора Николая I. I. Образ великого подвижника православия является одним из наиболее почитаемых в истории Русской Церкви. Святой Серафим прославился как среди православных прихожан церкви, так и за её пределами. Сегодня его лику поклоняются христиане в разных уголках земли.

Серафим Саровский обрёл свою известность и славу праведника ещё при жизни. Удивителен тот факт, что этот человек не был наделён духовным саном, однако с малых лет был удостоен почёта воочию лицезреть Божью Матерь. Многочисленные образы преподобного Серафима, находящиеся во всех христианских храмах, являются истинным напоминанием о его духовных подвигах и тех чудесных возможностях, которые он до сего дня использует на благо людей.

Первые знаки отроку

Родился в 1759 году, в городе Курске, отрок, получивший при крещении имя Прохор. Отец его, известный в городе купец Мошнин, слыл человеком верующим и богобоязненным. Он вкладывал немалые деньги в поддержание православия и даже начал возведение храма в честь преподобного Сергия. Однако, не завершив дела, вскоре умер, тогда сыну не исполнилось ещё и трёх лет. Все заботы, по возведению святилища, взяла на себя жена купца, Агафья.

Однажды мать взяла малолетнего сына на стройку. При осмотре высокой колокольни храма, мальчик оступился и сорвался на землю. Испуганная мать сбежала вниз и обнаружила Прохора целым и невредимым, в этом усмотрела она покровительство Божье.

В 10-летнем возрасте из-за болезни здоровье Прохора оказалось в опасности. Но во сне отроку привиделась Божья Матерь, сошедшая с Небес к его постели и пообещавшая исцеление. В тот день по улицам старинного Курска проносили с крестным ходом икону - Знамение Божьей Матери. Агафья на руках вынесла сына, чтобы он мог приложиться к чудотворной иконе, и с того дня больной быстро пошёл на поправку.

Старший брат Прохора, Алексей, продолжая купеческое дело отца, решил приучать к нему и младшего брата. Однако, мальчик не интересовался торговлей, душа его стремилась к Господу. Каждое утро он шёл в храм, послушать утреннюю молитву. Прохор рано познал грамоту, и тогда уже его любимым занятием было чтение. А читал он книги духовные, Священное Писание, евангелие, Житие святых. Мать радовалась таким богоугодным стремлениям сына.

По достижении 17 лет юноша уже точно знал, что не хочет вести мирскую жизнь . Прохор решил отдать себя монашеской жизни и для начала отправился в Киево-Печерскую лавру. Затворник Досифей, которого называли в лавре прозорливым, разглядел в юноше истинного слугу Христа. Через два года пребывания инока в лавре, Досифей посоветовал идти Прохору в Саровский монастырь, что находился в Тамбовской губернии, и благословил его на дорогу.

В 1778 году 19-летний инок оказался в Саровской обители, у её настоятеля, старца Пахомия. С тех пор усердно стал Прохор исполнять все возложенные на него послушания, ежедневно читал свои любимые духовные книги, псалтырь, Апостольские послания и пребывал в постоянных молитвах. Душа истинного христианина жаждала строгой жизни, он получил разрешение братии и стал уходить в лес для совершения молитв, удивляя монахов терпением.

Он практически не спал, переносил на ногах и в молитвах все болезни, отклонял всякую помощь, уповая в своих страданиях лишь на Бога. Однажды, когда состояние Прохора было настолько критическим, что вновь под угрозой оказалась его жизнь, к нему вновь явилась Богоматерь, и как в далёком детстве, исцелила от недуга. После этого чуда, на месте кельи, в которой произошло это спасение, построили храм и больничные палаты.

А в августе 1786 года Прохору исполнилось уже 28 лет , был он пострижен в иноки и наречён Серафимом. Ещё через год инок был посвящён в иеродиаконы. И шесть лет находился в этом служении, не отдыхая, забывая поесть, но на всё ему Господь давал силу. В 35 лет, в сане иеромонаха, Серафим оставил обитель и ушёл жить в глухой лес, на расстоянии 6 км от Саровского монастыря, на берег реки Саровки. Жил он в келье, где была всего одна комната с печкой.

Однажды преподобный подвергался нападению злых людей, требовавших деньги, которых у отшельника, конечно же, не было. Бандиты связали и сильно избили Серафима. Но, найдя в келье только немного картошки и одну-единственную икону Божьей Матери - Умиление, испугались и убежали. А святой, придя в сознание, поблагодарил Всевышнего за страдание и стал молиться о прощении разбойников.

Когда же Христов подвижник, окровавленный, пришёл в братскую обитель, и все увидели его раны, то сильно удивились. У старца были сломаны все рёбра и проломлена голова. Тогда слёг Серафим, и вновь пришло ему видение Пресвятой Богородицы, сошедшей к болящему со словами, обращёнными к врачам: «Что вы трудитесь. Ведь сей от рода моего!» А через пять месяцев после тяжких ран, преподобный снова возвратился в свою келью. Люди, узнав о возродившемся от смерти отце, начали приходить к нему за советом и помощью.

Есть такие свидетельства паломников, приходящих к святому отцу за помощью, когда отшельник кормил с рук громадного медведя или других диких зверей, которые не трогали, а любили его. Серафим же видел людей насквозь и умел без слов узнавать их надобности. От некоторых прихожан он уклонялся, а кто действительно был в горе и беде, принимал и давал свои наставления.

Святого чудотворца посещали не только простые люди , но и знатные лица. Всех он учил жить с верностью Церкви и Отечеству. Не раз соблазняли старца духом честолюбия, предлагали ему быть и архимандритом, и игуменом. Но он всегда стремился к истинному подвижничеству и отвергал все предложения. И только в 1810 году, когда старец утратил силы приходить в обитель, он навсегда оставил лесную келью и вернулся в монастырь, где продолжил вести затворнический образ жизни.

Целых пять лет старец не выходил к людям и братии. И даже открыв дверь, он всё равно ни с кем не разговаривал, поскольку принял обет молчания. А в сенях, возле двери в келью, поставил дубовый гроб, около которого молился, готовясь к извечной жизни. Паломники не раз видели, как Серафим, молясь Господу, вдруг поднимался над землёй и парил. Через десять лет безмолвия, преподобный Серафим вышел служить миру, но перед этим ему было явление Богородицы, разрешившей прекратить затворничество.

Однажды в Саровскую обитель приехал дьякон , был он из Спасска, и ложно обвинял другого священника. Святой Серафим сразу же распознал обман и прогнал лихоимца словами: «Уйди, клятвопреступник, и не служи более». Три года диакон не мог слово молвить, у него онемел язык. До тех пор молчал, пока не признал свою неправоту и лживое обличение другого.

Чего стоит чудо появления Серафимова источника и Дивеевского монастыря. В 1825 году старец увидел у реки Саровка Богоматерь, которая явилась с апостолами Иоанном и Петром, ударила посохом о землю и в тот же миг вырвался прозрачный фонтан. Именно Богородица дала указание о заложении в той местности Дивеевской обители. Взяв в руки лопату, батюшка Серафим сам стал копать колодец. От этой чистой воды до сей поры происходят невиданные чудеса и волшебные исцеления.

За два года до кончины старца, христианская церковь удостоила великого праведника Серафима празднованием явления Божией Матери. Это событие было как предзнаменование ухода из земной жизни святого угодника и приобретения им нетленной славы. В день 2 января 1833 года из кельи преподобного был увиден дым и запах гари. Ведь в его комнатушке всегда горели свечи, при этом он говорил: «Пока я живой, пожара не будет. А вот когда я помру, кончина моя откроется огнём». Вскрыв двери, наместники нашли бездыханное тело отца Серафима.

Никто не считал, сколько чудес с тех пор совершил Серафим от имени Господа, и сколько ещё будет совершено. В келье, после его кончины, были обнаружены многочисленные не распечатанные письма, но на вопросы, в них обозначенные, люди получили решение. Значит, старец, обладая даром прозорливости, на присланные письма отвечал, даже не раскрывая их. После похорон, в январе 1833 года, преподобный Серафим был объявлен святым.

Спустя почти 70 лет после земной кончины старца, 1 августа 1903 г., были изъяты его мощи, перенесены в красивый саркофаг (раку) и состоялась канонизация святого преподобного старца. На тот праздник собралось более трехсот тысяч верующих. Совершился крестный ход из Дивеева в Саровскую обитель. На протяжении всего пути участники исполняли святые песнопения, а епископ Тамбовский Иннокентий осенял верующих крестным знамением и чудотворной иконой Божьей Матери, которую старец завещал сёстрам Дивеевской обители. Православные летописцы утверждают, что до того дня таких многолюдных праздников Россия не знала.

В Дивеевском монастыре и Саровской обители можно прочитать письменные подтверждения случаев свершившихся исцелений лишь по молитвам преподобному Серафиму. Возвращались к жизни неизлечимо больные. Так, силой молитвы над мощами чудотворца, излечился помещик Мантуров от серьёзных заболеваний ног. И в знак благодарности помещик отказался от своего имущества, всё продал, остался нищим, а дальнейшую свою земную жизнь посвятил служению Господу.

В Дивеево мощи святого были возвращены в 1991 году. И вновь шёл многолюдный крестный ход, который возглавлял Патриарх Алексий I. I. И всё это благодаря любви к Серафиму Саровскому.

Имя чудотворца Серафима прославляется православными верующими два раза в год:

  • 15 января - день причисления старца к лику святых;
  • 1 августа - дата обретения нетленных мощей.

О чём молятся

Издавна известно, что божьи праведники, наделённые чудесными способностями, не лечат сами, они посылают через молитву просьбы к Богу, который, любя их, исполняет все прошения . Серафим Саровский молится постоянно за всех нас, его чудотворные молитвы исполняют желания, спасают в трудные минуты, помогают преодолеть невзгоды.

Кому помогает Серафим Саровский? Верующие, почитающие личность святого, молятся перед его иконой:

  • чтобы не поддаться греху;
  • не забыться в этой жизни;
  • суметь побороть искушения;
  • найти свой путь;
  • обрести душевное равновесие;
  • помочь справиться с гордыней и отчаянием.

Люди просят у чудотворной иконы:

  • излечения от болезней;
  • удачного брака;
  • защиты от недоброжелателей и завистников;
  • помощи в финансовом благополучии;
  • продвижению в бизнесе и торговле.

Накануне праздника в честь святого Серафима, устраиваемого в Дивеево на старый Новый год, специально собираются паломники, чтобы вместе с монахинями пройти ночью по канавке Богородицы крестным ходом. Идут верующие с чтением богородичной молитвы, в которой более ста раз повторяются слова «Богородице Дево, радуйся!»

Паломники убеждены в том, что именно в этот момент обращённые к святому слова и просьбы помогают в излечении заболеваний и свершении всех загаданных желаний. Лик Серафима Саровского лечит не только тело от ран, но и душу. Можно молиться святому, если вас кто-то сильно обидел, когда на душе тяжело.










Молитвы святому

Есть несколько молитв святому, которые помогают в разных жизненных ситуациях.

  1. Для защиты от бед и завистников читают молитву о помощи: «О, великий Божий угодник, преподобный и Богоносный отче Серафим! Воззри на нас, обременённых грехами, просим твоей помощи и утешения. Обрати к нам благосердие твоё и помоги нам заповедями Господними сохранить веру православную, прими покаяние в грехах наших, которые усердно Богу приносим, во благочестии христианском благодатно преуспеваем и хотим быть достойными твоего о нас молитвенного представительства к Богу. Святой Божий угодник, услышь нас, молящихся с верою и любовью, не презри нас, требующих твоего заступничества ныне и в час кончины, помоги нам и защити молитвами от злых наветов и деяний дьявольских. Как не обладаем мы теми силами, но с помощью твоей наследуем блаженство райской обители. На тебя лишь уповаем, отче благосердный. Будь нам истинным путеводцем ко спасению и приведи нас к вечному свету жизни. Богоприятным представительством твоим у престола Пресвятой Троицы, славим и поём со всеми святыми имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
  2. Чтобы избавить от болезней себя или близкого, нужно читать молитву об исцелении (можно рядом с фото больного): «Отче Серафиме, великий чудотворец, прибегаю к тебе, скоропослушный помощник! Мне радостно видеть лик твой благочестивый. Услышь глас словес моих. Дай мне дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания, яви силу свою. Призываю тебя, когда уйду от земных трудов к небесному упокоению, укрой любовью твоей, как невозможно исчислить чудеса твои, умножающиеся, как звёзды небесные, так даруй и мне исцеление. Молю тебя дерзновенно, о кроткий угоднике Божий, обратись к Нему молитвенно, вознеси обо мне благочинную молитву, чтоб Господь даровал благопотребную сию жизнь и душевное спасение, да огради меня от падений и научи истинному покаянию, безпреткновенное вхождение в вечное Царство Небесное, где ты ныне сияешь во славе. И воспеваю я со всеми святыми Родоначальную Троицу до скончания веков. Аминь».
  3. О любви, семье и замужестве просят в такой молитве: «Преподобный отче Серафим, любовью Божьей исполненный, Божественный непрестанный служитель, любимый сын Матери Божьей, услышь мя, любящего и многоогорчающего тебя. Дай и мне быть усердным служителем Богоугодной любви. Той любви, которая долго терпит, не завидует, не гордится, не превозносится, милосердствует, не бесчинствует, не радуется неправде, а радуется об истине. Умоли Богородицу дать любовь изначальную, да послужи на земле твоим ходатайством и молитвами Богородице и всем святым, достигну и я царства любви и света, припадаю к стопам Владыки, давшего заповедь об истинной и вечной любви. Отче, не отринь мольбу сердца, любящего тебя, прости мне мои грехи вольные и невольные, любящего Бога умоли. Помоги нам нести общие тяготы, не дай сделать другим, чего себе не хотим, дай пройти свой путь в истине, любви и терпении. Сия любовь служит мне бытиём и только с этой любовью, сердечной песнею, дай окончить земную жизнь, начать с нею же жизнь вечную в стране истинной любви. Помолись за нас, любимый отче и любящий нас! Аминь».
Великий святой Русской земли Серафим Саровский (мирское имя - Прохор) родился 19 июля 1759 года в городе Курске в семье состоятельных и благочестивых родителей. Семья Мошниных принадлежала к именитому сословию города. В трехлетнем возрасте Прохор лишился отца, его полностью воспитывала мать, под руководством которой он вырос в глубокой христианской вере.

Как-то раз мать взяла с собой семилетнего сына на строительство собора, которое начал еще его отец. Мальчик засмотрелся, оступился и упал с верхней строительной площадки на землю, но остался невредимым. Это было первое знамение – мальчик получил покровительство Божие, которое потом проявлялось всю его жизнь.

Прохор хорошо учился, охотно посещал церковные службы, с любовью относился к молитве, читал богослужебные книги. Однажды во время тяжелой болезни он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую ему исцеление. После того как мальчик прикоснулся к чудотворной иконе «Знамение» Пресвятой Богородицы , он выздоровел. Это событие сыграло особую роль в жизни Прохора – он решил всецело посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала решению сына всецело посвятить жизнь Богу - пойти по иноческому пути.

В 17-летнем возрасте он с другими паломниками отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, а затем, по совету прозорливого затворника Досифея, – в Саровскую обитель. Прохор с большим усердием исполнял все монастырские послушания, правила и уставы, никогда не бывая «без дела». Уже в эти годы Прохор по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословления старца Иосифа, который был его духовником, в свободное время тоже уходить в лес для уединенной молитвы.

В 1780 году Прохор тяжело заболел, болезнь длилась три года, но ни слова ропота не вырвалось из уст Прохора, он непрестанно находился в молитве. И вот явилась ему Пресвятая Дева Мария с апостолами Иоанном и Петром и, указывая на Прохора, сказала: «Сей – нашего рода!» Потом положила правую руку ему на голову, и вскоре Прохор выздоровел. По преданию, Матерь Божия являлась к нему за его жизнь двенадцать раз. После своего восьмилетнего пребывания в Саровской пустыне Прохор постригся в монахи с именем Серафим.

В 1787 году святой Серафим был посвящен в сан иеродиакона, молодой подвижник не раз удостаивался при богослужении видеть святых ангелов и Господа Иисуса Христа. В 1793 году рукоположен в сан иеромонаха, в этом же году преподобный Серафим начал подвиг пустынножительства в лесной келье на берегу реки Саровки. Здесь он предавался уединенной молитве, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной, и возвращаясь к себе в келью после литургии. Преподобный Серафим сам себе добывал пропитание, разведя около кельи огород и пчельник. Иногда он настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным. Пустынники, изредка его навещавшие, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушить его созерцания.

Преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне пред образом Пресвятой Богородицы. Его уединение все чаще стали нарушать не только братия, но и миряне, приходящие за советом и благословением. Тогда, испросив благословения настоятеля и получив знамение о том, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии, преподобный Серафим преградил к себе доступ посетителям, отрекся от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав совсем посещать обитель, плодом подвига молчальничества явилось для преподобного Серафима стяжание душевного мира и радости о Святом Духе.

Весной 1810 года после своего 15-летнего пребывания в пустыни преподобный Серафим вернулся в обитель. Не прерывая безмолвия, он к этому подвигу добавил еще один – затворился в монастырской келье, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую духовную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор.

Преподобный Серафим Саровский стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое». Старец видел сердца людей, и, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой и благодатным словом. Люди чувствовали его любовь, ласку и тянулись к старцу. Говорят, что бывали дни, когда к келье Серафима Саровского приходили толпы людей. Много различных исцелений совершал над тяжелобольными преподобный Серафим. Он имел обычай мазать больных маслом из лампады, горевшей перед его келейной иконой Божией Матери «Умиление» (Радуйся Невесто Неневестная) , молился, и больные получали исцеление.

Старец видел прошедшее и будущее, в нескольких словах очерчивал предстоящую жизнь человека, давал советы, казавшиеся странными, но впоследствии они оказывались спасительными для тех, кому были предназначены. С 1831 года преподобный Серафим многим предвещал предстоящий голод, и, по его совету, в Саровской обители сделали большой запас хлеба, поэтому в монастыре не было голода.

Дивеевская обитель

Преподобный Серафим был подлинным отцом для сестер основанной им Дивеевской женской общины, сестры обращались к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. По указанию Матери Божией он отделил девиц от вдов и основал для девиц отдельную Мельничную общину. Для содержания общины построили мельницу, при которой и жили девицы. Окружала Мельничную общину канавка, вырытая сестрами по велению преподобного Серафима. Исполняя указания Божией Матери, Серафим Саровский велел сестрам вырыть канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.

Этот труд должны были взять на себя только сестры общины. Преподобный Серафим говорил: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная». «Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Сохранилось предание, что преподобный благословлял брать землю с канавки на исцеление. По преданию же, преподобный Серафим сам положил начало Канавки Божией Матери, видя нерадение сестер, которые из-за непомерной тяжести такого труда все откладывали ее копание.

И в последний период своей земной жизни святой старец особенно заботился о своем любимом детище. 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы перед своей иконой Богоматери «Умиление».

Уже после смерти преподобного Серафима общины объединились в Серафимо-Дивеевскую обитель, спустя 20 лет преобразованную в женский монастырь. Серафимо-Дивеевский монастырь называют четвертым уделом или жребием Пресвятой Богородицы. Первым Ее уделом называют Иверию – эта страна выпала Матери Божией, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Святая гора Афон – второй жребий Пресвятой Богородицы, третий удел – Киево-Печерский монастырь.

Как и многие монастыри, Серафимо-Дивеевский монастырь в годы советской власти был закрыт, и только с 1991 года он начал возрождаться к жизни и обретать былое значение. Тысячи людей стекаются сюда, чтобы пройти с молитвой по знаменитой Богородичной канавке и поклониться главным святыням Серафимо-Дивеевской обители – честным мощам преподобного Серафима Саровского и чудотворному списку с иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», принадлежавшей преподобному.

Преподобный Серафим Саровский всей своей жизнью опроверг слова о том, что уже невозможно достигнуть тех состояний, какие имели древние подвижники. Он всегда говорил о том, что во всякое время, до конца мира могут быть истинные подвижники, ибо «Христос вчера и днесь, Той же и во веки». От христианина требуется лишь решимость следовать заповедям Христовым и примеру Его жизни.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. И своим примером и наставлениями зовет нас к тому же.

Наставления преподобного Серафима Саровского

Огромное количество людей приходило к преподобному старцу за помощью. Он весь светился духовной радостью, говоря: «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». Этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших его людей, приветствуя их словами: «Радость моя!» И гнет житейской жизни многих скорбящих и ищущих Бога людей под действием благодати, изливающейся от угодника Божия, становился легче.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи», эту истину он подтвердил своей жизнью. Эта заповедь является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания и направляет нас к учению о стяжании Святого Духа. Преподобный Серафим Саровский в своей беседе с будущим подвижником веры - Н.А. Мотовиловым, который был исцелен от неизлечимой болезни по молитве святого старца, говорил: «Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божьяго, и эта цель жизни всякого христианина, живущаго духовно. <…>Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный».

Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное состояние грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

После кончины преподобного Серафима Саровского в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни, о духовных подвигах, наставления и рекомендации передавались от поколения к поколению. Многое для сохранения учения преподобного старца сделали сестры Дивеевского монастыря.

И сейчас с великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. ″Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе″, – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия».

Самым действенным способом проникнуться Святым Духом преподобный Серафим считал молитву: «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». И напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» И далее пояснял: «В молитвах внимай себе - ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя...» Преподобный Серафим верил в то, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

В беседе с Н.А. Мотовиловым преподобный Серафим объяснял: «Теплота благодати Божией не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: теплотою Духа Святаго согрей мя! Ею-то согреваемые, пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь вас и находиться, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас, и, преисполняя многоразлиным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. Лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего небесного, истинно, по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру».

Мудрый старец продолжает свои наставления и через свой иконный образ. Одна из посетительниц выставки икон кузнецовского письма так говорит об образе Серафима Саровского:

Икона Преподобного Серафима Саровского,
иконописец Юрий Кузнецов
«Моя душа сразу «запела» на икону Святого Серафима Саровского Чудотворца, выполненную в сияющих и свежих тонах ранней зелени в сочетании с чистыми, пламенно красными вкраплениями в элементах одеяния и орнамента. В лике святого, тихом наклоне головы, взгляде милосердных, сострадательных глаз, любовно выписанных морщинах на лбу, смиренно сложенных, необыкновенно одухотворенных руках– во всем присутствует столько мудрости и понимания мятежной и противоречивой человеческой натуры, столько кроткой ласки и прощения, столько надежды на силы человека в его стремлении к Добру и Свету, что поневоле начинаешь верить в себя, прощать себя. Хочется вновь и вновь смотреть на этот и другие образа. Происходит словно погружение в тишину Сердца своего...»

Почитание преподобного Серафима Саровского

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации. Верили в заступничество, чудотворения и в святость чистого старца Серафима не только простые граждане, но и царская семья.

Первый документ, в котором возникает предложение о канонизации широко известного русскому народу святого Серафима Саровского, датирован 1883 годом – годом коронации Александра III, спустя 50 лет после кончины святого старца. Сохранилось письмо начальника московских женских гимназий Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву. В этом письме он предлагает: «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском».

Победоносцев отнесся к предложению неодобрительно, можно сказать, что предложение официальной канонизации вызвало политический скандал. Было много споров и сомнений в том, является ли Саровский старец святым. Архимандрит (впоследствии митрополит и священномученик Серафим) Л.М. Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. Особой комиссией было проведено расследование чудесных знамений и исцелений, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и проводилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. По свидетельству графа С.Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, спустя 20 лет после первого разговора и 70 лет после кончины преподобного Серафима Саровского.

«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:

1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,

2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и

3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».

1 августа 1903 года состоялось одно из событий, не перестающих волновать сердца людей, – канонизация преподобного Серафима Саровского, одного из самых любимых святых русского народа. В день рождения святого с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. «Саровские торжества» состоялись при огромном (до 150 000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.

Грандиозные крестные ходы предшествовали и завершали «минуту» прославления преподобного Серафима Саровского. Торжественно и трогательно, потрясая душу, звучало величание: «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме». Народ со слезами радости на глазах стоял вдоль всего пути, видя, как государь, великие князья несут на своих плечах мощи дивного праведного старца, глядя на дивеевских сестер, которые несли любимую икону преподобного Серафима Саровского – Божия Матерь «Умиление» (Радуйся, Невесто Неневестная) . Служба закончилась, но пение не прекращалось и ночью: «Из разных мест доносилось пение - то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

С этого времени преподобный Серафим Саровский прославляется и почитается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Мощи и икона Серафима Саровского хранятся в Свято-Троицком Серафимо-Девеевском женском монастыре. Монастырь стоит рядом с поселком Дивеево Нижегородской области.

Двадцать четыре года возле святых мощей преподобного Серафима Саровского совершались чудотворения и исцеления, люди также продолжали идти к нему за помощью в телесных и душевных недугах.

5 апреля 1927 года, согласно положению о ликвидации святых мощей «во всероссийском масштабе», из Саровского монастыря святые мощи Серафима Саровского были изъяты и увезены в неизвестном направлении. След вел в Москву, в Донской монастырь, а затем терялся, но все эти годы православные люди хранили надежду, что великая святыня русского народа не может быть утрачена безвозвратно.

Насколько незабываемы были дни канонизации преподобного в 1903 году, настолько же величественными, несмотря на прошедшее почти столетие, были дни в 1991 году, когда Русской Православной Церкви была возвращена великая святыня – мощи преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца. Оба эти события оставили неизгладимый след в народной душе. Отец Николай Булгаков вспоминает: «Мы проснулись в Воскресенском соборе Арзамаса рано утром. Он уже наполнялся людьми. И снова на улицу выходила очередь к святым мощам преподобного Серафима и все росла, росла... Чувствовалось, что это – событие для всех горожан. И это ясно ощущалось как чудо: то, что именно все – и те, кто и в церковь-то вовсе не ходил, – пришли, пришли не просто посмотреть, но приложиться к мощам. Что-то произошло... Что-то таинственное в самой душе народа». Как и при первом обретении, сейчас многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути.

Случайным образом, при переведении Музея истории религии и атеизма из Петербургского Казанского собора в отдельное здание, были обнаружены останки, не зафиксированные в документах музея. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас». Тут же была создана комиссия, подняты документы канонизации святого в 1903 году и очень подробный акт, составленный при вскрытии мощей в 1927 году. При сопоставлении мощей, найденных в музее, с этими документами было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. Существуют и не согласные с однозначностью сделанных выводов, так «Сообщество в честь воскресения преподобного Серафима» утверждает, что святые мощи преподобного были укрыты кем-то из священнослужителей еще до того, как произошло вскрытие мощей в 1927 году, и продолжают настаивать на медицинской, криминалистической и генетической экспертизах по их идентификации.

Как бы то ни было, самое важное это то, что за более чем столетие не изменилось отношение народа к своему заступнику. Как и прежде, по всему пути следования святых мощей из Петербурга в Москву, а потом в Нижегородскую область, где находится Дивеевский монастырь, все вокзалы, прилегающие улицы, храмы были заполнены людьми со слезами радости на глазах. В руках у многих были иконы Преподобного Серафима Саровского, сотни зажженных свечей, огромные очереди к святым мощам, постоянно звучащие благодарственные молебны, торжественные крестные ходы – все это говорит о том, что почитание преподобного Серафима Саровского у русского народа все так же велико, несмотря на почти столетнюю атеистическую историю страны. Видимо, прав в своих словах протоиерей Александр Шаргунов, когда говорит о том, что «народ, несмотря ни на какое свое смятение, никогда не теряет веры во Христа Бога».

Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения. В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: ″Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя″. Преподобный Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе».

Значение иконы

Существующие списки икон Преподобного Серафима Саровского уникальны, поскольку это один из тех редких случаев в истории иконописи, когда образ святого отражает его прижизненный облик. От этого он обретает еще большую выразительность. Вся бесконечная доброта, вся Божественная бескомпромиссность его веры в Господа открывается нам в его иконописных изображениях. Поклониться иконе и мощам преподобного приезжают паломники со всей России и из-за ее рубежей. А перед праздником преставления преподобного старца 15 января, накануне его, в Старый Новый год, некоторые паломники приезжают в храм, чтобы в эту ночь пройти вместе с насельницами монастыря крестным ходом по канавке Царицы Небесной с чтением богородичного правила, в котором 150 раз повторяется молитва «Богородице Дево, радуйся!». Паломники считают, что эта служба, осененная присутствием самого преподобного, оставляет удивительное праздничное чувство и говорят: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!»

Какие чудеса произошли


Россия, XIX век.
Проходят годы, а чудеса, связанные с именем святого преподобного Серафима Саровского, и в Дивееве, и в других местах, куда люди приходят к иконам и мощам преподобного, не иссякают. Только от источника Святого Серафима люди получают множество быстрых и счастливых исцелений. Но и по молитвам ему случается много дивных вещей.

2007 год. Жительница г. Волгограда Марина рассказывает. Однажды ее сын и муж уехали на тренировку и скоро должны были уж вернуться, но запаздывали, и у женщины возникло явное чувство, что что-то случилось, будто нависло нечто темное и тяжелое над ее семьей. Она сразу стала перед иконой Серафима Саровского и стала молиться батюшке Серафиму. Прошло время, и в дверь позвонили. Это были муж с сыном. Выяснилось, что каким-то образом милиция ошибочно опознала в супруге Марины преступника, который находился в розыске. Три часа его допрашивали в отделении, мальчик ждал. И вдруг внезапно пришло известие, что это доподлинно не тот, кого искали, и мужчину отпустили. Марина совершенно уверена, что это пришла помощь от святого Серафима. И не поверить ей трудно – такие вещи чувствуются всегда, что-то звучит в воздухе едва уловимое, но оно оставляет совершенно явственное ощущение, что это – от Бога, по воле Его.

Автор этих строк в 2005 году была на послушании в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Работали мы на архиерейском огороде площадью примерно с гектар. Дело было по осени, основной урожай огурцов уже сняли, а плети с остатками тех огурчиков, что были пропущены ранее сборщиками, обирались и отправлялись в компост. Плети – длинные, тяжелые, вилы – сами весят килограмма два. Шатаясь, я таскала эти плети, пока сестра Фотиния, молодая, энергичная монахиня, видя мои мучения с вилами, не отправила меня отдохнуть.

На огороде с нами работала еще одна женщина, приехавшая на послушание с дочкой, девочкой лет пяти-шести. Помните про ржаные сухарики батюшки Серафима, которые до сих пор дивеевские монахини сушат в том же чугунке, в котором их сушил себе на пропитание сам преподобный? Вот эти сухарики, которые ей давали сестры-монахини, девочка раздавала и нам – играла так.

Когда я отправилась присесть на скамеечку, все были заняты, играть можно было только со мной. Она налила мне водички и сухариков дала. Я попила, с молитвой приняла сухарики. Прожевав последний, встала и пошла к огороду, как-то неловко стало: все работают, а я сижу. И тут случилось невероятное: я взяла вилы и не почувствовала их прежней тяжести. Хотите – верьте, хотите – нет: не уступая совсем молодым работницам, просто летала по всему наделу, собирала плети на самом дальнем от компостной ямы углу и легко несла их через весь огород, почти не чуя веса. Какая-то – физическая – часть меня знала, что вес этот приличный, но это была совсем другая, радостная сила, которая помогала мне, будто держа на весу. Этого ощущения я не забуду никогда. Знаю, что тогда при всем присутствовал, как и везде в Дивееве, непременно он, преподобный Серафим, помогающий всем, кто прибегает в молитве к нему, к его скорой и верной помощи, и благодарна Богу за большое счастье – воистину ощутить реальное присутствие и действие в своей жизни замечательного святого, которого Сама Богоматерь называла ласковым словом «любимиче»…

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец, в миру Прохор Мошнин - подвижник Русской Церкви, основатель и покровитель Дивеевского монастыря.
Родился 19.07.1759 . Преставился 2.01.1833 .
Преподобный Серафим Саровский назван Чудотворцем, потому что и при жизни и после своей кончины почитается народом за чудесные исцеления, пророчества и утешение страждущих.
Причислен к лику святых в июле 1903 года. Произошло это в Саровской и Дивеевской обителях, при огромном стечении людей разных сословий и состояний.
Задолго до Саровских торжеств 1903 года, изображения Серафима Саровского, ставились на божницу и почитались наравне с иконами: множество их разошлось по крестьянским избам, по домам людей состоятельных, по дворцам власть придержащих. Ко времени прославления старца оказалось, что образ святого создан до канонизации и его изображения стали иконами угодника. О чудотворениях Саровского старца в народе жило множество устных преданий и сказов, его жизнеописание создавалось всенародно.
Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Особенно запоминались людям, наставления преподобного старца.
Мощи Серафима Саровского упокоены в Дивеевской обители. Они даруют чудесное исцеление, душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи были возвращены в Дивеевскую обитель в 1991 году. Это событие - Второе обретение мощей, произошедшее 15 января 1991 года, отмечалось крестным ходом. В торжественном богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору. С того времени мощи святого не покидали стен обители.
В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия.


На месте явления Божией Матери отцу Серафиму 25 ноября 1825 г. Был устроен колодезь, отличающийся чудотворною силою, и ниже, вблизи его, существует прежний Богословский колодезь. Летом 1826 года, по желанию старца, Богословский родник был возобновлён. Накат, закрывавший бассейн, снят; сделан новый сруб с трубою для истока воды. Около бассейна старец занимался телесными трудами. Собирая в реке Саровке камешки, он выкидывал их на берег и ими унизывал бассейн родника.
9-го декабря 1826 года в Дивеевской общине, по приказанию о. Серафима, состоялась закладка мельницы, а летом, 7-го июля, она замолола.

4. Кончина Преподобного Серафима Саровского.


Незадолго перед кончиной, 25 марта (ст. ст.) 1832 г., Серафиму в двенадцатый (и в последний) раз явилась Божия Матерь в сопровождении святых дев-мучениц и святых и . За два дня до того преподобный поведал о грядущем чудесном событии своей духовной дочери Евпраксии, инокине ближайшего к Сарову женского Дивеевского монастыря. Этот монастырь был основан помещицей Агафией Мельгуновой (в иночестве Александрой) в третьей четверти XVIII в. В последующем устроителем обители стал сам преподобный Серафим. Евпраксия присутствовала при этом необычайном «сошествии Неба на землю», впоследствии свидетельствуя о нем: «Я думала, что уже не живая». Явление Божией Матери завершилось обращением Ее к Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».
Святой старец стал готовиться к смерти. Он уже давно изготовил для себя дубовый гроб-колоду и без всякой боязни, с радостью ожидал перехода в вечность. Преподобный говорил: «Жизнь моя сокращается - духом я как бы сейчас родился, а телом ко всему мертв!.. Когда меня не станет - вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Как живому, все и расскажите! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!». Преподобный Серафим Саровский подвижник скончался в ночь на 2 (15) января 1833 г. Незадолго перед тем он предсказал, что кончина его откроется через пожар. Рано поутру в этот день два инока, проходя мимо кельи старца, почувствовали запах дыма - на стук в дверь никто не отвечал. Тогда они взломали ее и обнаружили преподобного стоящим на коленях на молитве перед его любимой келейной , со скрещенными на груди руками, с необычайно мирным и просветленным выражением лица. От свечи, выпавшей у старца из руки, уже начала тлеть его одежда. Серафим предузнал не только близкую свою смерть, но и будущую радость своего прославления.

5. Канонизация Чудотворца. Мощи Святого.


11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. «Нетленности» мощей обнаружено не было, поэтому митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Святейший Синод 29 января 1903 года извещал:
«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, … изложил следующее своё решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».
Народ почитал старца святым, задолго до официального внесения его в святцы отечественной Православной Церкви, но празднование причисления его к лику святых произошло лишь 19 июля (1 августа) 1903 г. Это событие он тоже предсказал: «…какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Так и произошло в Сарове и соседнем Дивееве на торжествах его канонизации. Тогда поклониться великому подвижнику приехали тысячи и тысячи православных христиан России, во главе с Государем Николаем II и другими представителями Царской семьи.

5.1. Мощи.


Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, когда он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя, последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита, передала ее протодиакону для встречи мощей старца.
После Октябрьской Социалистической революции мощи преподобного Серафима, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. В конце 1920-х гг. мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Дальнейшая судьба мощей раскрывается в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. Алексия II сказал следующее:
«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Сотрудники музея Казанского собора проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Предположили, что это мощи преподобного Серафима Саровского. История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется… И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей - епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось странствие мощей по пути из Москвы в Дивеево. Этот был всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха), который останавливался в городах и монастырях по пути следования. Во время остановок Его Святейшество служил Литургию и совершались акафисты преподобному Серафиму.
1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

6. Празднование, дни памяти, богослужение.

Память преподобного Чудотворца служится два раза в год:
- 2/15 января - в день его блаженной кончины;
- 19 июля/1 августа, в день его канонизации и обретения мощей.
Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского совершается Всенощное бдение.
В день памяти - читается Божественная Литургия.

Акафист преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу.

Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу - это песнопение, прославляющее прп. Серафима Саровского. Акафист исполняется молящимися стоя. Состоит Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу. из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов.


Молитва преподобному Серафиму Саровскому.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.


Тропарь Преподобному Серафиму Саровскому, глас 4.



Кондак Преподобному Серафиму Саровскому, глас 2.



Величание Преподобному Серафиму Саровскому.



7. Иконография.

Иконописный образ преподобного Серафима Соровского восходит к несохранившемуся прижизненному его портрету Д. Евстафьева. Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного. Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова), выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

7.1. Иконографические образы Преподобного Серафима Саровского.

Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:
1. С руками, молитвенно сложенными у сердца - только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой,
2. Благословляющий - правая рука благословляет, в левой руке молельные четки,
3. Моление на камне - батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу,
4. Образ, где Серафим Саровский изображен старцем с посохом.
Пишутся поясные иконы и иконы, где Святой Серафим изображен в полный рост. Для "благословляющего образа" на православных иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.
Лик святого на иконах воспроизводит главные черты, присущие преподобному Серафиму Саровскому: доброту, милосердие и смиренный характер чудотворца. На всех иконах особенно выразительны глаза Серафима Саровского, их спокойный, внимательный, самоуглублённый взгляд. Четко очерченные глаза, смотрят в сердце молящегося. Такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.
Многие из образов, написанные в академической манере, передают художественными средствами его дух, мирный и кроткий, который запечатлен в житии преподобного Серафима.

7.2. Житийные иконы.

Житийные клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого:
1. Мать благословляет Прохора в монастырь.
2. Во время болезни.
3. Иночество.
4. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
5. Посещение Серафима Александром I.
6. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
7. Исцеление Серафимом в монастыре.
8. Исцеление Серафимом.
9. Пересдача на попечение прп. Серафиму Дивеевского монастыря. Современная икона из Щелковского собора, с восемью сценами жития, являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима.
Существуем множество икон, мозаичных панно со сценами жития Серафима Саровского.
В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться

8. Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский, преподавал всем следующее молитвенное правило:
1. "Восставши от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся", также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
2. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.
3. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:"Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)", и это пусть продолжает до самого сна.
4. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

Молитва Господня.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ Веры.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

"Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры".
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".

9. Чудеса Серафима Саровского.


С 1825 года, после прекращения обета молчания, длившегося 15 лет, Серафим Саровский стал принимать к себе посетителей. К этому периоду относятся многочисленные случаи исцеления больных и прозорливости, явленные праведным старцем.
Умер Серафим Саровский в 1833 году, находясь в коленопреклонной позе. Но и после смерти Святой продолжал творить чудеса. Одним из них является рождение мальчика - престолонаследника царевича Алексея в семье Царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны. После рождения четырёх дочерей, Николай Второй и его жена обращались с молитвами к образу Серафима Саровского, чтобы Бог даровал им наследника мужского пола. После того, как их просьба сбылась, в рабочем кабинете императора обосновалась икона преподобного Серафима. Надо отметить, что именно по просьбе Николая Второго в 1903 году Серафим Саровский был канонизирован в лике преподобного Святого.
Из глубины веков до наших дней доходят сведения о чудесах исцеления, которые происходили и продолжают происходить.
Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов старца обладали в основном две обители - Саровская и Диееевская. Здесь хранилось множество рукописей, которые переписывались и распространялись в народе, а впоследствии были заимствованы и духовными писателями.

Источники информации.

Http://www.patriarchia.ru/db/text/182687.html
- http://www.diveevo-tur.ru/moshi_serafima_sarovskogo.html
- http://diveevo52.ru/index26.htm
- http://www.temples.ru/iconography.php?TerminID=702 Иконы
- http://www.pravklin.ru/publ/izobrazhenija_prepodobnogo_serafima_sarovskogo/9-1-0-2794 (Автор: Ж. А. Курбатова)
- http://serafimov.narod.ru/bibl/rasnoe/thudesa.htm
- http://www.tsurganov.info/svjatye/svjatoj-serafim-sarovskij-ikona.html

Серафим Саровский — покровитель чего?Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно узнать жизненный путь старца. Ведь имя этого святого широко известно во всем мире, особенно почитают его на Руси. Господь даровал ему умение исцелять, а также рассказывать о прошлом, предугадывать будущее. Молитвы с просьбами к святому угоднику творят чудеса: исполняют самые заветные желания, исцеляют, помогают найти выход из трудной ситуации.

Небесный покровитель Серафим Саровский родом из Курска. Известна точная дата его рождения — 19 июля 1759 года. При крещении младенец получил имя Прохор.

Чудеса начали случаться с мальчиком с самого раннего возраста. Был случай, когда Прохор не удержался и упал с колокольни храма. Чудо все увидели в том, что мальчик остался абсолютно невредим.

В 1776 году в Киево-Печерской лавре произошла судьбоносная встреча юного Прохора и старца Досифея, который указал юноше, что тот должен принять постриг в Саровской пустоши.

Уже через 2 года юноша попал в Тамбовскую губернию, где в Саровском монастыре стал послушником. А через 8 лет, в 1786 году, он сделал то, что ему сказал Досифей, — принял постриг и стал монахом Серафимом.

Серафим совсем не нуждался в отдыхе, сам Господь даровал ему силы для служения. В 1794 году он принял безмолвный подвиг и поселился в лесу, чтобы иметь возможность беспрестанно молиться.

Отец Серафим провел 16 лет в пустыне, а в 1810 году вернулся в монастырь, чтобы принять очередной затвор, который продлился до 1825 года. Все изменилось 25 ноября этого же года. Во сне Серафиму Саровскому явилась Матерь Божия и наказала ему прекратить исполнение своих обетов и начать принимать у себя людей, чтобы помогать им своими советами, наставлением и исцелениями.

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский — покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, — это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

Иконы Серафима Саровского

Сейчас существует много чтимых икон святого старца Серафима Саровского. Его образ рисуют не только на иконах, но изображают и на фресках.

Существуют живописные иконы, которые написаны искусными художниками вскоре после смерти преподобного старца, с привлечением людей, лично знавших его. Сохранился известный портрет Серафима Саровского, который хранится сейчас в Московской Духовной академии.

В христианском мире лик Серафима Саровского почитают, ему молятся, к нему обращаются с просьбами в помощи.

Серафим Саровский — покровитель чего?

Вот мы и подошли к главному вопросу. Память святого отца Серафима почитается верующими дважды в год: 15 января и 1 августа. Но это не означает, что святому молятся только в эти дни. Искренняя молитва будет действенна в любое время, главное — верить и думать о добре.

Чей покровитель Серафим Саровский? К нему обращаются с просьбами о помощи, а также в унынии при греховных обстоятельствах, молят избавить от бесовских искушений. Его просят о милости дарования любви. Он помогает в развитии памяти, избавляет от болезней духа и тела, помогает в решении проблем материального характера.

Молитвы к Серафиму Саровскому действенны, если простить не только за себя, можно молиться за своих близких и за своих врагов.

Молитва о счастливом замужестве

Серафим Саровский — покровитель браков. К этому святому обращаются с просьбой устроить судьбу одинокие девушки. Издавна известно, что, для того чтобы получить помощь, одной молитвы недостаточно. Молитва будет действенной, если ее прочитать на воду. А для этого лучше всего подойдет живая вода — родниковая.

Взяв литр воды, начитайте на нее молитву, при этом поставьте возле сосуда зажженную церковную свечу и иконку Серафима Саровского. Подготовленную таким образом воду нужно пить, а также кропить ее свою кровать и комнату.

Конечно, не стоит забывать, что главный атрибут такой просьбы — вера в Бога и уверенность в том, что чудо произойдет, и вы встретите свою судьбу.

Считается, что Серафим Саровский — покровитель поздних браков, поэтому к нему часто обращаются те, кто уже потерял всякую надежду устроить свою судьбу. Если вам за 30 лет или более, а вы все еще одиноки, обратитесь отцу Серафиму и будьте уверены, что искренняя молитва будет исполнена.

Очень сильной помощью будет молитва матери, которая желает, чтобы ее дочь вышла замуж, ведь Господь принимает любую просьбу матери за своего горячее любимого ребенка.

Как молиться Серафиму Саровскому

Этого святого очень любят и почитают на Руси. Издавна так пошло, что к нему обращались любовно: Серафимушка, старец, батюшка, угодник Божий, отче Серафим, чудотворец.

Обращайтесь и вы в молитве так, как вам больше нравится, главное, чтобы она шла от сердца, была чистой с добрыми помыслами.

Итак, Серафим Саровский — покровитель чего? Наверное, на этот вопрос каждый ответит для себя сам, ведь известно, что вера и почитание старцем Бога сотворили истинные чудеса.

После того как святой умер, православные люди обращались к нему с верой, и чудо происходило. Еще в 1895 году специальная комиссия зафиксировала 94 чудесных исцеления, которые происходили после молитвы к отцу Серафиму. Это лишь маленькая часть реальных случаев помощи святого, который всегда готов поддержать верующего человека.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился (кондак 3).

В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни (кондак 2).

Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников (икос 3). После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его (кондак 5).

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил (икос 6).

В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки (кондак 6). Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному» (кондак 8).

Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его (икос 5).

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9).

Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10).

По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.