Понятие структуры организации; функциональное разделение труда, вертикальное разделение труда. Функциональное разделение труда в процессе управления

Разделение труда - разграничение деятельности людей в процессе совместного труда. В ЛПУМГ сложились следующие формы разделения труда функциональная, технологическая и квалификационная (операционное распределение труда в -ЛПУМГ не нашло распространения).  


Различают четыре вида разделения труда функциональное, квалификационное, технологическое, операционное.  

Различают три вида единичного разделения труда функциональное, технологическое ц квалификационное.  

Как уже отмечалось, желаемая система была определена руководством как закрытая, основанная на сильном руководстве, с формальными и подчиняющимися общим правилам коммуникациями. Принцип, положенный в разделение труда , - функциональный. Были определены руководители, специалисты и исполнители.  

На предприятиях различают технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное разделение труда . Технологическое разделение - обособление групп рабочих по признаку выполнения ими однородных работ по отдельным фазам, видам и операциям. В его рамках возможно пооперационное, подетальное и предметное разделение труда функциональное - выделение двух больших групп рабочих - основных и вспомогательных, каждая из которых подразделяется на подгруппы. При функциональном разделении труда выделяются также , служащие и т. п. профессиональное - осуществляется в зависимости от специализации рабочих квалификационное разделение обусловлено различной сложностью выполняемых работ, которая требует определенного уровня знаний и опыта работников.  

На нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях представлены, хотя и в разной степени, все четыре формы внутрипроизводственного разделения труда функциональное, технологическое, квалификационное и пооперационное.  

В формировании состава служб и отделов выражается содержание процесса разделения труда - выделяются функциональные подсистемы и структурные подразделения по функциям управления , распределяются работы внутри служб и отделов. Таким образом создаются основы для специализации управленческой деятельности.  

НЕОБХОДИМОСТЬ В КООРДИНАЦИИ. Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации , люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом. Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляют собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделенного труда . Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить. Поэтому, координация представляет собой тему, к которой мы будем часто возвращаться.  

В организации каждая функциональная единица (отделение, отдел или сектор) обязана выполнять часть общей работы. Каждая такая часть необходима для достижения обилие целей организации . Результат такого разделения труда состоит, однако, в том, что каждое функциональное подразделение разрабатывает собственные цели. Например, производственный отдел обычно занимается целями снижения производственных издержек и увеличения объема производства. Отдел маркетинга старается снизить до минимума расходы на единицу объема сбыта, довести тот объем до максимума. Финансовый отдел пытается оптимизировать политику капиталовложений организации. Отдел кадров прилагает все силы, чтобы нанимать хороших работников при минимальных издержках и удерживать их в организации и т.п. Эти цели не всегда согласуются, по существу, они часто вступают в противоречие друг с другом 2.  

Для обеспечения эффективности анализа НОТ необходимо рассмотреть как предприятие в целом, так и его отдельные структурные подразделения (производства, цехи, отделения, участки, бригады и рабочие места). Следует изучить также такие вопросы, как организация рабочего места кооперирование и разделение труда по технологическому и функциональному признакам использование рабочего времени внедрение передовых методов выполнения работ и приемов труда, уровни механизированного (автоматизированного) и ручного труда по отдельным технологическим переделам (стадиям, фазам) производственного процесса эффективность использования рабочих машин и механизмов и пути повышения сменности их работы, улучшение условий труда , режима работы, совершенствования нормирования и оплаты труда , системы контроля за трудовой дисциплиной , организации социалистического соревнования и Др.  

ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ - основные теоретические положения - правила, включающие концентрацию работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач или концентрацию однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование специализацию (разделение труда в системе управления персоналом - выделяется труд руководителей, специалистов и др. служащих, формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций) параллельность (предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений , повышает оперативность управления персоналом) адаптивность (гибкость) - означает приспосабливаемое системы управления к изменяющимся целям организации и условиям ее работы преемственность - предполагает общую методическую основу проведения работ по формированию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление непрерывность (отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.) ритмичность - предполагает выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом прямоточность - означает упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения, бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).  

СТРУКТУРА ТРУДОЕМКОСТИ ФУНКЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ - соотношение управленческих функций по затратам времени на их выполнение в общей трудоемкости функций системы управления персоналом организации за определенный период времени (напр., за год). С.т.ф. по у.п. может устанавливаться на основе их значимости в процессе управления персоналом (по коэффициентам значимости, рангам целей и задач в "дереве целей " системы управления персоналом) на основе плановых (фактических) затрат времени (в чел.-ч) на выполнение отдельных функций. С.т.ф. по у.п. используется для анализа функционального разделения труда в отдельных подразделениях системы управления персоналом, перераспределения работников между звеньями, исключения дублирования при выполнении функций, разработки мер по техническому оснащению управленческого труда , приобретению технических средств управления, оргтехники.  

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства , от выполняемых при этом функций. При этом различают рабочих, руководителей, специалистов и пр. служащих. В свою очередь, в каждой из этих укрупненных функциональных групп происходит более дробное разделение труда - среди рабочих различают основных и вспомогательных рабочих среди руководителей - линейных и функциональных среди специалистов - конструкторов, технологов, снабженцев и т.д.  

Функциональный принцип в управлении предусматривает разделение труда между руководителями и исполнителями и выполнение каждым звеном определенной функции или части ее. Функциональное построение системы управления связано со сложностью и разнообразием производственных процессов , для управления которыми необходимы специальные знания и навыки, Труд большого коллектива работников.  

Функциональное разделение труда - обособление отдельных групп работников в зависимости от их роли и выполняемых ими функций. Весь персонал предприятия подразделяется на следующие функциональные группы рабочие , инженерно-технические работники , служащие, младший обслуживающий персонал , охрана. Внутри каждой группы работники также выполняют различные функции. Особенно разнообразные функции выполняют рабочие. Они преобразуют предмет труда , осуществляя технологический процесс , в том числе наблюдают за подачей сырья, загрузкой (выгрузкой) обслуживаемых машин, аппаратов и агрегатов. Эти функции выполняют основные рабочие . Вспомогательные рабочие непосредственно не участвуют в технологическом процессе , но способствуют его осуществлению путем выполнения необходимого комплекса взаимосвязанных функций по зара-  

Вместе с тем уровень и качество балансовых расчетов по различным функциональным и ресурсным аспектам плана неодинаковы. Поэтому наряду с дальнейшим развитием традиционно широко применяемых балансовых расчетов, таких, например, как расчеты к плану материально-технического обеспечения , к плану по труду и кадрам и другим, необходимо существенно расширить круг балансов, используемых при обосновании плановых проектировок по социальному развитию и повышению уровня жизни народа, научно-техническому прогрессу , финансовым ресурсам и др. В условиях усиливающегося территориального разделения труда и необходимости более глубокого обоснования плановых заданий в области производственной инфраструктуры особое значение приобретает разработка различных балансов в региональном разрезе.  

Влияние уровня использования рабочего времени и уровня функционального разделения труда может быть выражено в следующем виде  

На предприятиях электронной промышленности распространены следующие формы разделения труда технологическое , т. е. разделение труда по стадиям технологического процесса , когда работники выполняют отдельные виды работ или операции квалификационное, при котором работа между исполнителями распределяется в зависимости от ее сложности и квалификации работников функциональное, когда работники выполняют различные производственные функции (основные, вспомогательные, обслуживающие и т. д.).  

Единичное разделение труда , осуществляемое в рамках предприятия (цеха, участка, бригады), имеет три формы функциональное , технологическое, пооперационное.  


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
I.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..…4-16

1. Характеристика функционального разделения труда в процессе управления…………………………………………………………………………..4

2. Организационная структура службы управления персоналом……………..…6

3. Виды структур управления…………………………………………………...…7

4. Связь системы управления персоналом с целями организации…………..…13

5. Целостность системы управления персоналом…………………………….....14

6. Участие руководства организации в процессе управления персоналом……15

7. Компетентная и развивающаяся служба управление персоналом…………..16

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………… 17-19
1.Сравнение структуры службы управления персоналом на различных предприятиях…………………………………………………………….………...17
2.Задачи службы управления персоналом к его отдельным категориям…..…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………….….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…….21

ВВЕДЕНИЕ

Для правильного построения системы управления организацией, определения ее структуры, установления круга прав и обязанностей подразделений и отдельных работников важное значение имеет определение функций управления, их четкая, обоснованная классификация.

Функции управления - это специфические виды деятельности, обладающие единством цели, характера выполняемых работ и операций, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели. Для выполнения функций управления создается аппарат управления, а отдельные структурные подразделения - для выполнения той или иной конкретной функции (или ряда функций). Чаще всего всю функцию выполняет большее или меньшее число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда выполняет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощая структуру и облегчая координацию деятельности функциональных подразделений.

Структура управления организацией - одно из основных понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Вот почему необходимо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, который применяется в различных организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1. Характеристика функционального разделения труда в процессе управления

Разделение труда - один из главных принципов организации процесса управления. Он основан на функциональном, профессиональном, квалификационном и операционно-технологическом разделении труда.

Функциональное разделение труда в процессе управления основано на иерархии функций управления предприятием (исследовательские, проектные, нормативные, плановые, технические, организационные, координационные, обеспечивающие, учетные и сбытовые) и представляет собой сочетание определенных групп, комплексов операций, устойчиво повторяющихся при их выполнении.

На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение системы управления и численность работников по каждой функции, разрабатываются документы организационного регламентирования. Функциональное разделение процессов управления имеет важное значение для их организации, поскольку оно определяет цели, задачи и направления деятельности работников управления.

При этом высшему руководителю подчиняется некоторое число руководителей промежуточного уровня, каждому из которых будет подконтрольно допустимое число подчиненных. Введение руководителей второго уровня освобождает руководителей высшего уровня для решения более важных и долгосрочных вопросов развития всей организации. Решение о целесообразном числе уровней в иерархии организационного управления, о количестве подчиненных у каждого руководителя - один из центральных вопросов формирования структуры управления. В отличие от линейной системы, когда руководитель отвечает за весь объем деятельности вверенного ему подразделения на основе единоначалия, функциональное руководство основано не на общей, а на специализированной ответственности за определенную функцию в организации.

В основе функционального разделения труда в аппарате управления лежат:

Стадии процесса принятия решений (планирование, контроль, обработка информации и т.п.),

Стадии производственно-хозяйственного процесса (снабжение, производство, сбыт и т.п.) или элементы производства (продукция, технология и пр.).

Необходимость формирования специализированных функциональных подразделений зависит и от многих других факторов, например от объема работ по выполнению функции, степени ее важности для достижения конечных целей производственных организаций, а также от степени взаимодействия организации с внешней средой, от необходимости постановки новых целей и задач и от наличия квалифицированных кадров. Ключевым вопросом выделения функциональных служб в структуре управления является определение их статуса и взаимоотношений с линейными руководителями. Поэтому специалисты и руководители функциональных подразделений должны обладать, прежде всего, такими качествами, как компетенция в своей области, способность к анализу и независимой оценке процессов и явлений, а также к эффективному доведению своих выводов и рекомендаций до линейных руководителей.

Параллельное существование в организации линейного и функционального руководства создает определенные проблемы в процессе ее функционирования. С одной стороны, из принципа единства распорядительства вытекает необходимость установления такой формальной организационной структуры, при которой каждый подчиненный получает приказы и распоряжения только от одного руководителя и отчитывается лишь перед ним. С другой стороны, если этот принцип понимать буквально, то работники функциональных служб вообще должны иметь дело только с линейными руководителями.

    Организационная структура службы управления персоналом

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев.

На ее действенность и эффективность влияют:

1) действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

3. Виды структур управления

3.1. Линейная структура управления

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем (рис.1).

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д.

Рис.1 - Линейная структура управления.

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

3.2. Функциональная структура управления

Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления (рис.2).

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Рис.2 - Функциональная структура управления.

3.3. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура управления представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Ее основу составляет принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.).По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис.3).

За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель (руководитель организации), задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра теории и практики управления организацией

Студент 2 курса факультета менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров

Функциональное разделение труда в системе управления персоналом

Курсовая работа

Научный руководитель:

Екатеринбург

1. Введение

2. С древних времен

3. Принцип разделения труда

4. Виды разделения труда

5. Функциональное разделение труда как основа предприятия

6. Временной ресурс.

7. Кооперация труда как неотъемлемая часть разделения труда

8. Плюсы и минусы функционального разделения труда

9. Заключение

Введение

Актуальность .

В наше время очень сложно определить какой должна быть структура организации для успешного бизнеса и без высококлассных специалистов это просто невозможно. В зависимости от масштабов организации, материальных и нематериальных благ или услуг, которые она производит, исходит определение структуры организации труда. Одновременно может задействовано множество структур, но каждый менеджер видит единственно верной и основной одну из них, в которой все ресурсы будут задействованы по максимуму, принося выгоду и не нанося ущерба организации.

Цель.

Целью нашей работы является ознакомление со структурой организации, проведение анализа видов разделения труда, из которых основное внимание сосредоточим на функциональном разделении труда.

Разделение труда способствует росту профессиональных навыков, повышению качества работы, подъему производительности труда и т. д.

Иначе выделяют такие виды:

· - общее разделение труда предусматривает обособление различных видов деятельности в масштабе всей страны, например промышленное производство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д.;

· - частное разделение труда предполагает обособление различных видов деятельности внутри отрасли, например автомобилестроение, парикмахерские услуги и т.д.;

· - единичное разделение труда предусматривает обособление различных видов деятельности в рамках предприятия или его подразделения.

На предприятиях и организациях существует несколько форм разделения труда:

· - функциональное;

· - профессиональное;

· - технологическое;

· - квалификационное и другие.

Любая организация труда на предприятии должна начинаться с его же разделения, представляющего обособленность видов деятельности каждого работника и многое другое. Разделение деятельности - давно устоявшийся процесс, в который входят обособление, закрепление и видоизменение отдельных видов деятельности (трудовой). В основе любого разделения лежат основные виды труда:

  • физический;
  • умственный.

Физическая деятельность

В данном случае человек выступает орудием труда, так как он выполняет энергетические функции в системе. Виды ручного труда: динамический и статический. При динамическом труде человек должен перемещать свое туловище в пространстве. Статический - воздействие нагрузки на руки, мышцы, суставы.

Ручная деятельность характеризуется более высокой мышечной нагрузкой, которая ложится на опорно-двигательный аппарат и системы организма. При этом развивается мышечная система, стимулирующая обменные процессы.

Умственный труд

Это прием и переработка информации. Такая работа требует напряжения внимания, активизации мыслительных процессов, памяти. Труд связан с довольно высокой эмоциональной нагрузкой. Но продолжительная умственная нагрузка отрицательно влияет на психическую деятельность человека. Наблюдается ухудшение внимания, памяти, функций восприятия окружающей среды.

Элементы организации

Организация труда на предприятии - это установление и изменение порядка, согласно которому взаимодействуют работники со средствами производства. Также должно быть налажено взаимодействие между работниками для достижения целей деятельности. Труд организован, если он:

  • кооперирован;
  • разделен;
  • рабочее место организовано;
  • организовано обслуживание рабочего места;
  • установлены методы и приемы труда;
  • установлены нормы и меры затрат труда;
  • созданы благоприятные условия;
  • кадры подбираются, подготавливаются и могут повышать квалификацию;
  • труд оплачивается и материально стимулируется;
  • трудовая деятельность планируется, учитывается и анализируется;
  • присутствует дисциплина труда.

Взаимосвязанные виды труда

В общем смысле существует три взаимосвязанных вида разделения трудовой деятельности:

  1. Общее (разграничение деятельности работников между крупными отраслями, например, транспорт, промышленность, строительство).
  2. Частное (внутри отдельной отрасли).
  3. Единичное (труд разделен среди работников отдельного предприятия).

В зависимости от разновидности и рода работ различают такие виды разделения труда, как функциональный, квалификационный, профессиональный и технологический. Также он разделяется по территориальному признаку (крупные и мелкие подразделения) и внутри подразделений.

Функциональная форма разделения труда

При такой форме предполагается деление персонала на однородные группы, отличающиеся друг от друга ролью в производственном процессе или осуществляемой деятельности. Наиболее многочисленной функциональной группой персонала являются рабочие: вспомогательные и основные. Если первые занимаются и выполняют основные функции производства, то вторая группа обеспечивает выполнение этих функций (ремонт, наладка, контроль).

По функциям, которые выполняют работники, выделяются и другие категории. К ним относят специалистов, руководителей, служащих, технических исполнителей, младший обслуживающий персонал, учеников и т. д.

Если существует функциональное разделение труда на предприятии, можно говорить о том, что все категории персонала эффективно используются.

При данном виде разделения деятельности предполагается повышение эффективности за счет специализации рабочих, инженерно-технических работников и тех, кто работает, принимая за основу четкое разделение функций маркетинга, менеджмента, проектирования, управления персонала, производства товаров и т. д.

Технологическое распределение труда

При технологическом распределении труда предусматривается расстановка работников по фазам и стадиям, видам работ и т. д., а также по производственным операциям. Это зависит от технологии производства и особенностей выполнения работ. Такое распределение труда оказывает влияние на уровень содержательности труда. И если узкая специализация склонна к монотонности, то широкая имеет высокую вероятность того, что работы будут выполняться некачественно. Поэтому перед организатором стоит ответственная задача: найти оптимальный уровень разделения трудовой деятельности по технологическому признаку. Данная форма имеет три разновидности: предметное, постадийное и пооперационное разделение труда.

Квалификационное и профессиональное разделение труда

Такие виды разделения, как профессиональное и квалификационное, схожи, поскольку зависят от самого работника.

Вышеуказанное разделение труда подразумевает деление по профессиям и специальностям. Согласно такой форме разделения устанавливают необходимую численность разных категорий работников.

Квалификационное разделение - распределение работы в зависимости от сложности и в соответствии со знаниями и опытом работников. Распределяют обязанности между работниками разных групп с одинаковой квалификацией. Квалификационные разряды устанавливают соответствующие уровни квалификации рабочих. Чем больше разряд, тем, соответственно, выше уровень квалификации.

Перечисленные виды и формы труда, а также формы кооперации деятельности, соответствующие им, должны характеризовать особенности взаимодействия между работниками на производстве. Эти виды разделения труда создают для организации широкие возможности использования рабочей силы.

Формы организации трудовой деятельности

Способы установления плановых заданий, а также то, как учитывается уже выполненная работа, позволяют выделять такие виды организации труда:

  • Индивидуальная форма. Она используется для того, чтобы у каждого сотрудника было собственное задание. Соответственно, учет выполняемой работы ведется индивидуально, значит, у каждого имеется отдельно формирующийся заработок.
  • Коллективная форма. В этом случае задание получает весь коллектив. Выработанная продукция учитывается по конечным результатам работы. Весь коллектив получает определенный заработок.

Помимо основных двух форм существуют следующие виды труда или формы организации:

  • деление согласно формированию средств для осуществления деятельности (малое предприятие, кооператив, аренда, подряд, индивидуальная трудовая деятельность);
  • по способу взаимодействия с вышестоящими органами (контракт, договор аренды, подряда и прямое подчинение);
  • согласно управлению коллективов (полное, частичное и самоуправления);
  • по размеру коллектива и его месте в иерархии управления (групповые, цеховые, участковые, звеньевые, бригадные и т.д.);
  • согласно разделению и кооперации труда в комплексных подразделениях (полное разделение труда, частичная взаимозаменяемость и полная взаимозаменяемость);
  • разделение по способу планирования и учету затрат (хозрасчетные, с элементами хозрасчета и без хозрасчета);
  • в соответствии со способом оплаты и материального стимулирования (индивидуальная оплата труда, коллективная оплата - в основе - тарифная система, возможно с применением коэффициентов; бестарифная система оплаты труда).

Вышеперечисленные формы могут соединяться.

Условия труда

Под условиями труда понимают совокупность факторов рабочей среды и трудового процесса, где осуществляется деятельность человека. Виды условий труда подразделяются на четыре класса, исходя из гигиенических критериев:

  1. Оптимальные условия. При таких условиях здоровье работника сохраняется, поддерживается высокий уровень работоспособности.
  2. Допустимые условия. В данном случае факторы производственной среды не превышают допустимые уровни гигиенических нормативов для рабочих. Если же происходят какие-то изменения, то во время регламентированного отдыха организм работника восстанавливается.
  3. Вредные условия. Совокупные факторы трудового процесса оказывают вредное или тяжелое влияние на здоровье, а также на работоспособность человека в процессе труда.
  4. Опасные условия. Производственные факторы на таком уровне, что, воздействуя на работников, они создают угрозу для жизни или получения травмы, увечья. К традиционно относят промышленные организации, занимающиеся, например, атомной энергией. Конечно, в таких условиях работать запрещено. Но в случае аварии следует проводить экстренные мероприятия в таких местах.

Безопасность трудовой деятельности

Все виды труда нуждаются в обеспечении безопасности, то есть на работника не должны воздействовать опасные производственные факторы. Основными источниками права о безопасности деятельности служат следующие документы:

  1. Международный акт об экономических и социальных и культурных правах (1996 год).
  2. Конвенция МОТ.
  3. Конституция Российской Федерации (статья 7 - охрана труда и здоровья людей). В ней же установлен минимальный размер оплаты. В статье 37 указано право на трудовую деятельность в условиях безопасности и гигиены. Кроме того, принудительный труд запрещен.
  4. Трудовой кодекс в статье 219 определяет права каждого сотрудника на свое рабочее место, получение достоверной информации об условиях труда, социальное страхование. Также человек может отказаться работать в случае возникновения опасности для здоровья или жизни. Каждый работник должен быть обеспечен средством индивидуальной и коллективной защиты и т. п.

Другие виды труда

Результат работы также является критерием, по которому труд разделяется на два типа:

  1. Прошлый и живой. В первом случае это воплощение в предметах и средствах труда. Во втором случае он является трудом работника, который затрачивается в данный момент времени.
  2. Непроизводительный и производительный. Второй приводит к натурально-вещественным благам, а первый - к социальным и духовным, но они имеют не меньшую полезность и ценность для общества.

Также стоит упомянуть о репродуктивном и творческом труде. Репродуктивный приводит в заранее известным результатам, поскольку он отличается стандартностью всех воспроизводимых функций. Творческой деятельностью может заниматься не каждый человек. Все обусловлено и уровнем образования, и квалификацией, и способностью к новациям.

Каждый человек начинает познавать все виды труда в школе. Конечно, большая часть времени затрачивается на умственную деятельность. Но такие предметы, как физическая культура или труд, знакомят с физической деятельностью.

Понятие и виды труда многогранны. Их можно рассматривать с разных сторон, каждый раз открывать для себя новые стороны. Однако основные, общепринятые разделения трудовой деятельности следует знать, чтобы понимать разницу между ними. Это может пригодиться, например, при приеме на работу.


ВВЕДЕНИЕ

1. Функциональное разделение труда в процессе управления и его

характеристика

3. Характеристика ОАО "Дальсвязь

4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления ОАО "Дальсвязь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Для правильного построения системы управления организацией, определения ее структуры, степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей подразделений и отдельных работников важное значение имеет определение функций управления, их четкая, обоснованная классификация.

Функции управления вытекают из содержания деятельности организации, определяются своими объектами и составом решаемых задач. Каждая из конкретных функций управления обеспечивает целевое воздействие на тот или иной объект. Происходит обособление различных функций, таких, как управление кадрами, финансами, техническим обеспечением и т.д. Специфика управляемого объекта определяет содержание этих функций. Функции управления - это специфические виды деятельности, обладающие единством цели, характера выполняемых работ и операций, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели.

Для выполнения функций управления создается аппарат управления, а отдельные структурные подразделения - для выполнения той или иной конкретной функции (или ряда функций). Только в совокупности функции обеспечивают нормальное функционирование и развитие управляемого объекта.

Функция управления подразделяется на составные части: работы, операции, элементы. Чаще всего всю функцию выполняет большее или меньшее число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда выполняет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощая структуру и облегчая координацию деятельности функциональных подразделений.

1. Функциональное разделение труда в процессе управления и его характеристика


На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение системы управления и численность работников по каждой функции, разрабатываются документы организационного регламентирования. Функциональное разделение процессов управления имеет важное значение для их организации, поскольку оно определяет цели, задачи и направления деятельности работников управления.

Соблюдение норм управляемости обеспечивается за счет того, что вводится дополнительное звено в управленческой иерархии. При этом высшему руководителю подчиняется некоторое число руководителей промежуточного уровня, каждому из которых будет подконтрольно допустимое число подчиненных.

Введение руководителей второго уровня освобождает руководителей высшего уровня для решения более важных и долгосрочных вопросов развития всей организации. Кроме того, больше внимания уделяется и руководству рядовыми исполнителями, так как меньшее их число подчиняется каждому из руководителей второго уровня.

Вопрос об ограничении нормы управляемости имеет большое практическое значение.

Решение о целесообразном числе уровней в иерархии организационного управления, о количестве подчиненных у каждого руководителя - один из центральных вопросов формирования структуры управления. При анализе сложившихся в организации норм управляемости нельзя делать поспешное выводы. Известны случаи, когда в организациях, функционирующих весьма эффективно, сфера контроля некоторых высших руководителей значительно превышала рассчитанную теоретически оптимальную величину. Возможность возникновения перегрузки высшего руководства зависит от того, действительно ли руководитель осуществляет реальное руководство всеми подразделениями и лицами, которые ему подчинены, сколько времени он уделяет каждому из них, насколько эффективна система коммуникаций и информации о положении дел во вверенных ему подразделениях. Многое зависит от деловых качеств заместителей высшего руководителя и степени их самостоятельности. В ряде случаев подразделения в организации подчиняют высшему руководству лишь из соображений повышения их общего статуса, а реально они не загружают руководителя решением своих вопросов и действуют относительно самостоятельно.

В отличие от линейной системы, когда руководитель отвечает за весь объем деятельности вверенного ему подразделения на основе единоначалия, функциональное руководство основано не на общей, а на специализированной ответственности за определенную функцию в организации.

В основе функционального разделения труда в аппарате управления обычно лежат стадии процесса принятия решений (планирование, контроль, обработка информации и т.п.), стадии производственно-хозяйственного процесса (снабжение, производство, сбыт и т.п.) или элементы производства (продукция, технология и пр.). Необходимость формирования специализированных функциональных подразделений зависит и от многих других факторов, например от объема работ по выполнению функции, степени ее важности для достижения конечных целей производственных организаций, а также от степени взаимодействия организации с внешней средой, от необходимости постановки новых целей и задач и от наличия квалифицированных кадров. Ключевым вопросом выделения функциональных служб в структуре управления является определение их статуса и взаимоотношений с линейными руководителями. Если линейный руководитель определяет потребность в осуществлении определенных действий, время, место и конкретных исполнителей этих действий, то роль функциональных руководителей сводится прежде всего к определению целесообразных методов и процедуры осуществления этих действий. Именно поэтому специалисты и руководители функциональных подразделений должны обладать прежде всего такими качествами, как компетенция в своей области, способность к анализу и независимой оценке процессов и явлений, а также к эффективному доведению своих выводов и рекомендаций до линейных руководителей, обладающих правом действий на основе этих рекомендаций. Параллельное существование в организации линейного и функционального руководства создает определенные проблемы в процессе ее функционирования. С одной стороны, из принципа единства распорядительства вытекает необходимость установления такой формальной организационной структуры, при которой каждый подчиненный получает приказы и распоряжения только от одного руководителя и отчитывается лишь перед ним. С другой стороны, если этот принцип понимать буквально, то работники функциональных служб вообще должны иметь дело только с линейными руководителями.


2. Классификация и содержание функций управления


Признаки классификации функций управления подразделяются по:

а) сфере производственно-хозяйственной деятельности - функции управления собственно производством и функции управления непроизводственной деятельностью;

б) элементам производственного процесса - функции управления трудовыми ресурсами (функции управления кадрами); функции управления техникой и технологией производства; функции управления материальными ресурсами; функции управления финансовыми ресурсами;

в) стадиям производства - функции управления подготовкой производства (научно-технической, экономической, социальной), функции управления производственной стадией (основным и вспомогательным обслуживающим производством);

г) уровням иерархии управления - функции управления участком, цехом, предприятием, объединением;

д) характеру функций управления - основные, специфические, вспомогательные функции управления;

е) содержанию целей управления - общие (основные) функции управления (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль) и конкретные (специфические и частные) функции управления (управление конструкторской подготовкой производства, управление технологической подготовкой производства, управление ремонтным обслуживанием, управление капитальным строительством, управление охраной труда и техникой безопасности, управление реализацией продукции (услуг), управление трудом и заработной платой, управление финансовой и бухгалтерской деятельностью, оперативное управление производством, управление кадрами, управление подготовкой кадров, управление техническим обеспечением системы управления, совершенствование системы управления и т.д.).

В настоящее время последний признак классификации функций управления имеет наибольшее значение.

В этих общих (основных) для работников управления функциях отражаются целевая направленность и те задачи, которые должна решать система управления. Общие функции присущи любой управляющей системе, свойственны как общему, так и специализированному виду управленческой деятельности. Процесс управления начинается с постановки целей (планирования) и заканчивается учетом и анализом их выполнения. Только всей совокупностью этих функций реализуется цель, для достижения которой и создается управляющая система, обеспечивается нормальное функционирование управляемого объекта. Общие функции управления строго взаимосвязаны и, поэтому, деятельность любого работника управления достигает высшей эффективности тогда, когда всем основным функциям уделяется необходимое внимание и каждая реализуется в соответствии с ее местом и содержанием.

Планирование как функция управления заключается в определении целей (задач) управляемого объекта и разработки программы его действий по их достижению. Действия всех других функций управления так или иначе подчинены задачам, определенным в плановых заданиях. Поэтому данная функция является основополагающей среди других основных функций.

Функция организациипризвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем; определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям; организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятельность всего аппарата управления, отдельных подразделений и работников, с тем чтобы обеспечивалось заданное течение производственного процесса и выполнения всех функций.

Назначение функции регулирования (координирования, распорядительства) заключается в достижении согласований между различными частями управляемой системы путем установления наиболее рациональных внутренних и внешних связей. С ростом экономических, организационных, технических и др. связей возникает необходимость их упорядочения, рациональной организации. По мере вскрытия в ходе контроля отклонений, сбоев, недостатков система также нуждается в регулировании, приведении в нормальное состояние.

Функция контролясостоит в непрерывном наблюдении, анализе, оценке реального хода функционирования системы и сопоставления с установленным в программе, плане, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными перед ним задачами и характером функционирования объекта. Эффективное управление любой организацией возможно лишь тогда, когда ее деятельность надежно и непрерывно контролируется.

С контролем органически связана функция учета и анализа, которая придает убедительность всем видам и формам контроля. Эта функция состоит также в том, чтобы дать характеристику выполнения плана и использовать учетную информацию для анализа и разработки нового плана.

Таким образом, общие (основные) функции управления в единстве обеспечивают цельность процесса управления организацией.

3. Характеристика ОАО "Дальсвязь"


Дальсвязь предоставляет услуги связи в 7 регионах Дальнего Востока: Приморском, Хабаровском краях, Сахалинской, Амурской, Камчатской, Магаданской и Еврейской автономной (ЕАО) областях. Территория регионов составляет 3,3 млн. кв. км. (20% территории России), где проживает 6,1 млн. человек (4,2% от общей численности населения России), в том числе 4,8 млн. человек городского населения и 1,3 млн. человек сельского населения.

В настоящее время ОАО "Дальсвязь" в условиях конкурентного рынка является оператором-поставщиком полного спектра услуг электросвязи на территории ДВФО, обслуживая 1 миллион 259 тысяч абонентов местной телефонной сети, обеспечивая предоставление других современных услуг связи. Телефонная сеть компании тесно увязана с сооружениями
ОАО "Ростелеком" и составляет региональную часть сети общего пользования России. Альтернативные операторы связи имеют возможность включения в эту сеть.

Общество зарегистрировано Администрацией г. Владивостока 12 мая 1994 года. Регистрационный номер 5464. Внесено в Единый Государственный реестр юридических лиц 6 сентября 2002 года Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока. Присвоен ОГРН 1022501276159.

Органами управления Общества являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Генеральный директор. Органом контроля Общества является Ревизионная комиссия.

Приоритетные направления деятельности определяются миссией Общества – "Формирование и полное удовлетворение потребностей клиентов в современных услугах связи на территории Дальневосточного федерального округа".

Основными задачами Общества являются:

Предоставление полного комплекса телекоммуникационных услуг;

Реализация функций надежного оператора - лидера, предоставляющего услуги связи высокого качества, доступные всем категориям пользователей;

Совершенствование способов обслуживания и взаимосвязи с клиентами; комплексное развитие услуг на базе современных технологий;

Создание условий, при которых возможна наиболее полная реализация способностей каждого сотрудника для блага всей компании;

Рост доходов и капитализации компании, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления ОАО "Дальсвязь"


Организационная структура управления ОАО "Дальсвязь" представлена в приложении 1.

Существующий порядок распределения функциональных обязанностей между структурными подразделениями ОАО "Дальсвязь" представлен в
табл. 1.


Таблица 1 Функциональная таблица для анализа распределения функций структурных подразделений ОАО "Дальсвязь"

Наименование и содержание функций управления

Наименование и содержание подфункций управления

Наименование и содержание процедур и операций

Исполнители

Генеральная дирекция

Руководство департаментов

Руководство отделов

Специалисты отделов

Прогнозирование и

планирование

1. Установление целей и задач деятельности организации

2. Разработка стратегий, программ и планов


3. Определение необходимых ресурсов

Установление миссии

Видение и цели

Иерархия целей

Определение приоритетных направлений развития

Стратегические планы организации

Стратегические планы подразделений

Определение потребности в ресурсах

Распределение ресурсов














Организация работы

1. Техническая и конструкторская подготовка

производства

2. Финансовая деятельность


3. Общее делопроизводство

Внедрение современных технологий

Обслуживание оборудования

Реализация инвестиционных проектов

Управление финансами

Утверждение форм документов

Оформление документов и др.














Мотивация

1. Организация труда и зарплаты


2. Разработка схем мотивации;


3. Организация и нормирование труда

Установление окладов

Разработка программы материального стимулирования

Определение потребностей работников;

Выбор методов мотивации и др.

Улучшение условий труда и отдыха;

Определение норм и нормативов труда











Координация и

регулирование

1. Правовое обеспечение


2. Формирование корпоративной культуры


3. Регулирование тарифов

Подготовка юридических документов

Разрешение конфликтных ситуаций

Определение ценностей организации;

Развитие организационной культуры

Разработка тарифов

Утверждение тарифов
















В таблице применяются следующие условные обозначения: · - непосредственное исполнение операций; д – подготовка документации; +/- - вычислительные и расчетные операции; в – визирование, согласование документов; к – контроль исполнения; и – инструктаж, консультации, помощь в исполнении операций и т.д.


5. Предложения по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей


Для того чтобы организация работала эффективно, необходимы усовершенствованные методы управления.

Сущность совершенствования состоит в том, что каждый руководитель организации или другой ступени управления был заинтересован в каждом работнике, в его личном интересе. Это может быть достигнуты разными способами: улучшение морального климата в коллективе или иметь возможность переквалифицировать кадры, а также это может быть и материальное поощрение, социальный успех (помощь семье, здоровье, моральный настрой).

Необходимо руководителю разрабатывать текущие планы руководства и управления, где необходимо отражать текущие и длительные мероприятия развития организации: совершенствование стиля и методов работы, анализ собственных ошибок, организация труда коллектива.

В целях уменьшения текучести кадров и закрепления молодых специалистов на ключевых должностях, предлагается проводить изучение социально-психологического климата коллектива для выявления потребностей персонала, внедрить программы предоставления займов работникам и др.

Все большее значение следует уделять организации корпоративного и внутрифирменного обучения.

В целях совершенствования структуры управления на предприятии, повышения эффективности его функционирования рекомендуется:

Осуществить комплекс мер по улучшению организации труда на предприятии, рациональному распределению функциональных обязанностей, укреплению исполнительской дисциплины работников;

Активнее использовать для материального стимулирования квалифицированных рабочих, закрепления их на производстве утвержденные для этого средства;

Упорядочить планирование ремонтных и профилактических работ, установив за основу результаты регулярно, не менее 2 раз в год, проводимого обследования;

Развивать собственное производство в целях снижения стоимости услуг при производстве работ в большем объеме использовать свои материалы;

Активизировать работу по сбору с населения платежей за оказываемые услуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Управление предприятием предназначено для сохранения его миссии и осуществляется путем противодействия разрушению предприятия в результате его взаимодействия с внешней средой. Рассматривая процесс управления предприятием как технологию, можно представить его совокупностью циклов, выполняемых работниками аппарата управления, на основе разделения труда.

Разделение труда - один из главных принципов организации процесса управления. Он основан на функциональном, профессиональном, квалификационном и операционно-технологическом разделении труда.

Функциональное разделение труда в процессе управления основано на иерархии функций управления предприятием (исследовательские, проектные, нормативные, плановые, технические, организационные, координационные, обеспечивающие, учетные и сбытовые) и представляет собой сочетание определенных групп, комплексов операций, устойчиво повторяющихся при их выполнении.

Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления, необходимо:

Определить количество, последовательность и характер операций, составляющих процесс; ·

Подобрать (разработать) для каждой операции соответствующие способы, приемы (методику), технические средства;

Определить оптимальные условия протекания процесса во времени и среде.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. ГОСТ 24525.0-80 "Управление производственным объединением и промышленным предприятием".

2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2002.

3. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 368 с.

4. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995. - 368 с.

5. Основы менеджмента / Под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Семенов А. К. Набоков В. И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 465 с.

7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.