Положение крестьян в романе дубровский. Отношение к крестьянам троекурова и дубровского. "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

В незаконченном романе Александр Сергеевич Пушкин показал взаимоотношения помещиков и крестьян. В произведении все помещики разделились на две группы: благородные помещики в лице Андрея Гавриловича и Владимира Дубровских и нечестные помещики, олицетворением которых является Кирила Петрович Троекуров.

Что касается Троекурова, то он жестоко отнесся к судьбе собственной дочери, а к своим слугам он относился еще хуже и безнравственнее. С самых первых страниц читатель узнает, что Кирилу Петровича все вокруг боятся, а поэтому и подчиняются ему. Положение в обществе он имеет только благодаря своему богатству и социальному положению. Герой – настоящий деспот и тиран, для которого все цели корыстны. Он привык, что ему все подчиняются, поэтому он делал абсолютно все, что хочет.

Автор тонко указывает, что у него было двое детей: дочь Маша и «черноглазый шалун» Саша, на которого были похожи и другие дети, бегающие по дворам. Однако они барскими детьми не считались. Это доказывает вседозволенность Троекурова по отношению к крестьянкам.

Постоянно ездил по своим имениям для того, чтобы устраивать там различные балы и пиры. Хозяйством он толком не занимается, его интересует только охота. Хотя писатель подчеркивает, что герой охотится довольно плохо. Даже с такой огромной псарней, которой очень гордится Троекуров, он охотится хуже, чем Дубровский-старший с двумя собаками.

Именно в псарне завязывается конфликт между двумя типами помещиков. Псарь Троекурова сделал едкое замечание в сторону быта и состояния Дубровского. Троекуров же засмеялся и не обратил внимания на то, что его слуга подсмеивается над дворянином, хоть и обедневшим. Троекуров не уважает других людей, даже, как он их называет, друзей. А еще хуже, что он позволяет также относиться к ним и своим крестьянам.

Похожими на Троекурова являются и другие помещики, которые обрисованы А.С. Пушкиным в романе. Это и , которому везде скучно, и другие гости в доме Троекурова. Это высокие по положению, но низкие по душевным качествам люди. Они любезничают перед всеми влиятельными и богатыми людьми, а к слугам относят пренебрежительно. Для них главное – это деньги.

Не таким помещиком является Андрей Дубровский. Он с самого начала противопоставлен другим людям в городе. Он не любит разъезжать по домам, для него праздность – пустое место. Для героя важно его имение, жизнь и быт крестьян. Это либеральный помещик, который действительно ценит своих слуг. Именно поэтому и у них только положительное отношение к герою. Смерть Дубровского-старшего вся деревня восприняла как личное горе, народ любил и ценил своего хозяина. Это же отношение перешло и на его сына. Крестьяне готовы были пойти за ним, а также совершать разбойничьи действия по отношению к богатым помещикам и чиновникам. бунтует против современных ему дворян. Он выступает против их праздности, чинности и пренебрежительного отношения к своим слугам, благодаря которым они и существуют.

Бунт крестьян. Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести “Дубровский”, - время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.
Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний.

Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению. В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился “строго и своенравно”, те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.
Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова - Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича - молодого Владимира Дубровского.
Случилось так, что ссора между бывшими друзьями - Дубровским и Троекуровым - привела к передаче имущества первого (вместе с домом и крепостными) Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.
Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества. Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: “Ребята! долой их!”, когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.
Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправедливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяснил, что он “пришел… было проведать, все ли дома”, но после честно признался в своем глубинном желании: “всех бы разом, так и концы в воду”.
Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен поместья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уверен и в том, что “не приказные виноваты”.
Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.
Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожиданной забаве: “Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь”.
Кузнец Архип - сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.
Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Григорий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.
В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он “славился умом, отважностью и каким-то великодушием”. Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд “народных мстителей”.
Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя
А. С. Пушкин народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.

В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.

Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечиеЯ думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести Дубровский А. С. Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия крестьян. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетенности крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение ). То, что крестьяне после окончания войны не получили никакого облегчения, а скорее наоборот их жизнь стала еще несносней, вызывало у автора недоумение, возмущение и негодование.

Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству.

Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.

Кроме того, портреты некоторых персонажей повести легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину Арину Родионовну, няню самого поэта. Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины. Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в совершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и далеко неглупой женщиной. Своим женским и материн - ским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации. И оказалась права: еще несколько дней и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему.

Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину. Обиду, которую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского воспринимают как свою личную. Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком. Хорошо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить. Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип. Рука у Архипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но зато с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: Чему смеетеся, бесенята... Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. И ни минуты более не раздумывая, кузнец кинулся спасать бедное животное. Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедливость и бесчеловечное отношение большинства представителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнетатели казались не божьими тварями, а, скорее, порождением дьявола.

Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем попасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и справедливость.

Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам улучшить жизнь крестьян правильнее всего не вооруженными восстаниями, а мирным путем реформами. Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Русский бунт в повести «Дубровский» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», — время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.

Особенно тяжело было крепостным у таких помещи-ков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избало-ванного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, кото-рые должны были заниматься рукоделием, насильно выда-вал их замуж по своему усмотрению. В то же время соба-кам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился «строго и свое-нравно», те боялись барина, однако надеялись на его по-кровительство в отношениях с соседями.

Совсем другие взаимоотношения сложились с крепост-ными у соседа Троекурова — Андрея Гавриловича Дубров-ского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали при-езда сына Андрея Гавриловича — молодого Владимира Дубровского.

Случилось так, что ссора между бывшими друзьями — Дубровским и Троекуровым — привела к передаче иму-щества первого (вместе с домом и крепостными) Троекуро-ву. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело пере-живший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.

Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозя-евам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защи-щать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старо-го барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя засту-пился за приказных, которые приехали разъяснить поло-жение дел после передачи имущества. Крестьяне уже со-брались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: «Ребята! долой их!», когда моло-дой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.

Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправед-ливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяс-нил, что он «пришел... было проведать, все ли дома», но после честно признался в своем глубинном желании: «всех бы разом, так и концы в воду».

Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен помес-тья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уве-рен и в том, что «не приказные виноваты».

Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достал-ся чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.

Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить прове-рить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожи-данной забаве: «Бога вы не боитесь: божья тварь поги-бает, а вы сдуру радуетесь».

Кузнец Архип — сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации. Материал с сайта

Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Гри-горий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.

В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «сла-вился умом, отважностью и каким-то великодушием». Про-винившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестоко-стью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей».

Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубров-ским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримири-мую борьбу со своими угнетателями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • изображение крестьян в повести дубровский
  • в дубровский икрестьяне
  • пушкин барина крестьянина
  • сочинение дубровский и крепостные
  • повесть дубровский почему владимир решил сжечь дом