древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры
Творчество
Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.
Как пишет Плиний[кто?], Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.
Канон Поликлета
Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.
Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка - одной шестнадцатой, высота лица - одной десятой.
В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.
В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» - ранний пример классического контрапоста (от итал. contrapposto - противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.
Произведения
- «Диадумен» («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.
- «Дорифор» («Копьеносец»).
- «Раненая амазонка», 440-430 до н. э.
- Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия .
- «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .
- «Апоксиомен».
Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.
Галерея
Голова статуи «Раненой амазонки»
«Диадумен»
«Дискофор»
«Раненая амазонка»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Поликлет.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018
Поликлет Старший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в
Аргосе в 5м веке до нашей эры.
Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся
"каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и
воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной
неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют
контрапост. Хиазм в скульптуре - это поза, при которой, например, при переносе
тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое
плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает
перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху,
покой - наоборот.
По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было
правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между
несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а
потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе
писали первое место, тем, кто понравится кроме себя - второе, победителя таким
образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны
были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый
присудил первое место. Оригинал был выполнен в бронзе. Скульптура действительно
восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии
разной степени древности.
Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое
место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась.
Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и
письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных
сведениях современников.
Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то скульптор Поликлет ставил в своем творчестве иные цели. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, скульптор стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках Поликлет шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства.
Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки - одну десятую, ступня - одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой. «Успех художественного произведения, - утверждал Поликлет, - получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450-440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет - Дорифор («Копьеносец») - изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша толькочто нагнул вперед и остановился. Красота человека становится для нею мерой ценности разумно устроенною мира.
Поликлет утверждает мысль о том. что каждый человек должен совершенствовался, чтобы служить своему народу. Гражданственный пафос Полпклета перекликается с характеристикой идеальностью гражданина, которую мы находим у греческого писателя Лукиана: «Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье». Передовые греческие мыслители V века до н. э. называли подобных людей «прекрасными и доблестными».
Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.
Пинакс
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Перистиль
АНТИЧНОСТЬ
то пергамский фриз, как и большинство памятников эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потрясти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Однако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном - мойры, божества Судьбы. При этом перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безнадежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, естественно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воздействия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе ʼʼЛаокоонʼʼ) все же неуловимо присутствует нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей великой культуры Древней Эллады.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.
ПЕРИПТЕР (греч. репрт,егоз - окруженный колоннами, от реп - вокруг и рт,егоп - крыло, боковая колоннада), архитектурный тип древнегреческого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннужной. Расстояние от колоннады до стен святилища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).
Как и большинство храмов, П. располагался входом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограждали две колонны, а с боков - стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы базовых греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, П. - нечто вроде храма из трех базовых помещений с открытым залом вокруᴦ. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные
примеры П. - храмы Посейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всего афинский Парфенон.
П. возводились преимущественно в Греции, тогда как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера - храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма
I в. н. э |
ПЕРИСТИЛЬ (греч. репзтуюз - окруженный колоннами, от реп - вокруг и зт.у1о8 - столб, колонна), в античном зодчестве - прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннужной. В центре П. часто уст-
Перистиль в доме Веттиев в Помпеях. I в. н. э.
раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих общественных и жилых зданий известен с IV в. до н. а Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значительные по размерам, имели по два П.), повсеместно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.
ПИНАКС (греч. ртах - доска, тарелка, картина), расписанная табличка большого или относительно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении глиняные и деревянные П. Расписанные монументальные П. использовались также на сцене или просцениуме как кулисы.
ПИФЕЙ, греческий архитектор IV в. до н. э., известный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках членение, а также и сами пропорции сооружений определили все эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинения П. использовал Витрувий.
ПОЛИКЛЕТ (РогуЫейоз) из Аргоса, великий древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н а Родился ок 480 ᴦ. до н. а, умер в конце V в. до н. э. Расцвет его творчества относится к 460-410 гᴦ. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам периода высокой классики.
П. был родом из северо-восточной части Пелопоннеса; работал в Аргосе, Афинах, Эфесе, Олимпии. По свидетельствам древних писателей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., исполненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинения П. ʼʼКанонʼʼ сохранилось всего два фрагмента͵ но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием учения философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии - исходя из теории пифагорейцев) П. стремился обосновать и практически воплотить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сложенного, прекрасного человеческого тела. П. строил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современников, масштабной единицей для него служила фаланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она, в свою очередь, дважды укладывалась в длину кисти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разработанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жесткое правило.
Творчество П. представляет одно из двух ведущих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, движения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема создания совершенного образа по принципам второго направления - т. е. монументального и величественно-спокойного - решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принадлежал и П. Его творчество нередко рассматривает-СЯ Ко, к своеобразная антитеза искусству Мирона. Современники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тенденции нашли синтезированное воплощение.
Особая известность среди произведений П. принадлежит статуе ʼʼДорифорʼʼ (ʼʼКопьеносецʼʼ), лучшие копии которой хранятся в Неаполе и Берлине. Следует учитывать, что римский копиист, выполнивший реплику в мраморе, из-за хрупкости материала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего наверняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько позднейших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились
АНТИЧНОСТЬ
Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Современная копия
Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Мраморная римская
копия с бронзового оригинала.
Ок. 440 ᴦ. до н. э.
Поликлет. Раненая амазонка.
Мраморная римская копия с бронзового
оригинала. Ок. 440-430 ᴦ. до н. э.
художественные воззрения П. Пластически противоположные состояния покоя и скрытого движения находятся в ʼʼДорифореʼʼ в подчеркнутом равновесии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным наклоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система построения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искусстве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является ʼʼДорифорʼʼ. Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из ʼʼКанонаʼʼ.
Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения все же позволяет проследить определенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также ʼʼДиадуменʼʼ, статуя юно-
ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой легкостью и изяществом, ощущается влияние искусства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в работах П. настолько органично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской ʼʼРаненой амазонкеʼʼ (ок. 440-430 ᴦ. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). ʼʼАмазонкаʼʼ работы П. заняла первое место на конкурсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульпторы признали лучшей статую П.
П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 ᴦ. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорциональность "бралась позднее в качестве непререкаемого образца. При этом со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/
Поликлет - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Поликлет" 2017, 2018.
Поликлет Старший из Аргоса - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях. Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Поликлет родился, вероятнее всего, на острове Аргосе (на это указывает Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440–410-е годы до н. э. Ни одно из его подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной истории, или Естествознании, Плиния Старшего, 1 в. н.э.) известны по достаточно качественным и достоверным римским копиям. Это, в первую очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец, ок. 440-435 до н.э.), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; ок. 423-419 до н.э.); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При явной разнице в характерах, - по словам Плиния, Поликлет создал Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», - оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке стоящих фигур (по принципу хиазма, то есть такого изображения, где тяжесть тела перенесена на одну ногу, - с поднявшимся плечом, соответствующим опущенному бедру другой половины тела и наоборот), так и во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров. К числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или Амазонка Эфесская, ок. 430 до н.э.).
При всей своей жизненности Дорифор представляет собою и образцовую модель (по свидетельству Плиния, «художники называют его Каноном») - тот эстетический идеал, которому мастер посвятил и специальный трактат; от последнего сохранилось лишь несколько цитат и ссылок у Плиния Старшего, Галена, Лукиана и других авторов. В нем Поликлет разработал систему «симметрий», то есть оптимальных для художественного произведения соотношений между частями и целым. Поскольку источником этих модулей явилась человеческая фигура, принцип всеобщей, по-своему космической телесности, характерной (согласно А. Ф.Лосеву) для античной классики в целом, выразился здесь с максимальной полнотой, оказав - как и само искусство Поликлета - огромное влияние на европейскую культуру (несмотря на отрывочность сведений о Каноне и тот факт, что математическая его основа до сих пор с исчерпывающей точностью не определена).
Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников).
Источник: http://www.krugosvet.ru/. "Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции.
Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии.
"Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
"Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета.