Поговорка к сказке о золотой рыбке. Какая присказка в Сказке о рыбаке и рыбке? Сказка о рыбаке и золотой рыбке

Ф.И. _______________________________________

Викторина по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

  1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жили-были дед да баба».

В. «Жил старик со своею старухой».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

  1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке. Б. В избушке.

В. В лачужке. Г. В шалаше.

  1. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой. Б. Бреднем.

В. Неводом. Г. Сачком.

  1. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?

А. Два раза. Б. Три раза.

В. Пять раз. Г. Семь раз.

  1. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три. Б. Четыре.

В. Пять. Г. Шесть.

  1. Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?

А. Два дня. Б. Две недели.

В. Два года. Г. Тридцать лет и три года.

  1. Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы. Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты. Г. Царицей полей.

  1. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

А. Не садись не в свои сани.

Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

В. Рыбак рыбака видит издалека.

Г. Любишь брать - люби и отдать.

  1. За что в "Сказке о рыбаке и рыбке" была наказана старуха?

А. За лень.

Б. За враньё.

В. За жадность.

Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

  1. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?

А. За браконьерство.

Муниципальное образовательное учреждение

«Ряжская средняя общеобразовательная школа №4»

Конспект урока

по литературному чтению во 2 классе

«Сказка мудростью богата»

Итоговый урок по сказке А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Разработан учителем

высшей квалификационной категории

Китаевой Ириной Юрьевной

Январь 2012 год

Тема: «Сказка мудростью богата».

Итоговый урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока: урок- обобщение.

Форма урока: урок-исследование

Цели:

    Обобщение художественных особенностей и нравственных уроков авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи:

    Воспитывать положительные нравственные качества: добро, милосердие, справедливость, бескорыстие.

    Закрепить знания учащихся по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, расширять литературный кругозор.

    Формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование:

    Учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 класс, книга 2.

    Текст индийской народной сказки «Золотая рыба».

    Портрет А. С. Пушкина, няни поэта Арины Родионовны

    Выставка книг со сказками А. С. Пушкина

    Рисунки детей.

    Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Медиапродукты:

    Интерактивное задание «Подбери к рисунку цитату из сказки».

    Презентация PowerPoint по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Интерактивное задание «Заполни таблицу».

    Видеозапись отрывка мультфильма М. Цехановского по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ход урока.

    Оргмомент.

Каждый человек с самого раннего возраста должен к чему-то стремиться. А к чему стремитесь вы?

    Все может получиться у того человека, кто любит читать. А какие самые первые произведения считают детям?

(Сказки)

    Чемпривлекают нас сказки?

    Целеполагание.

    О чём мы говорили на последнем уроке?

    Подумайте, чему мы посвятим наш урок сегодня? ( Слайд 1)

    Как вы понимаете пословицу?

    Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Какие цели можем поставить? (Слайд 2)

(Совершенствование умений соотносить авторскую и народную сказку, обобщение художественных и нравственных уроков сказки)

Для этого нам необходимо:

Учиться сравнивать, соотносить, сопоставлять образы и картины, созданные в сказках, обобщать, делать выводы;

обогащать свой внутренний мир;

осмыслить и принять мудрые уроки сказки;

    Проверка домашнего задания.

А)

Давайте вспомним , как автор раскрывает в сказке образ моря. Для начала я предлагаю вам творческую работу. Мы сейчас посмотрим заключительный фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке», снятого режиссёром Цехановским по сказке А. С, Пушкина. А вы сравните, как показана это картина в мультфильме и как в тексте. (Видеосюжет. Слайд 3)

(В мультфильме есть подробности, которых нет в тексте - изображение подводного царства. Другие средства изображения картин - зрительные, слуховые, а не словесные;)

- Удалось ли режиссёру показать в мультфильме море таким, как в сказке у Пушкина? Давайте перечитаем этот отрывок.

Б)

    Вспомните, как менялось описание моря в сказке. Выполните интерактивное задание «Подбери цитату». ( Работа на ИД)

    Почему так происходило?

А)

На уроках мы говорили об особенностях авторской сказки А. С. Пушкина, о её близости с народной. Предлагаю вам выполнить интерактивное задание на соотнесение особенностей авторской сказки и её связи с народной. Заполните таблицу. (Работа на ИД)

Б)

- Молодцы, вы хорошо поняли особенности сказки великого русского поэта. Похожих сказок на ту, что создал Пушкин много. Среди них есть и авторские, и народные. Теперь вы можете прочитать любую сказку и понять её - как народную, так и авторскую. Сейчас мы прочитаем сказку «Золотая рыба». Подумайте, есть ли у неё автор или это народная сказка.

(Дети читают сказку.)

В)

    Обсуждение индийской народной сказки «Золотая рыба».

    Чем похожа эта сказка на «Сказку о рыбаке и рыбке»?

    Какие вы заметили отличия?

(Высказывания детей)

5. Обобщение по сказке А. С. Пушкина. Викторина.

Давайте попробуем вспомнить и обобщить наши знания о сказке А. С. Пушкина. А помогут нам в этом интересные задания викторины. Работа с опорой на презентацию:

Слайд 4

Где родился А. С. Пушкин?

Слайд 5

От кого маленький будущий поэт узнал русские народные сказки?

Слайд 6.

Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин?

Слайд 7-9.

    Продолжи строчку!

(Один ученик читает, остальные отвечают. При затруднении - читаем хором ответ.)

Слайд 10.

Сколько раз старик закидывал невод и с чем он приходил?

Слайд 11.

Вспомни, какие желания были у старухи и расположи рисунки по-порядку.

(2, 1, 4, 3)

Слайд 12.

К кому обращены эти слова и кто их произносил? (старику, народ)

Как понимаете выражение «не садися не в свои сани»?

Слайд 13.

Какова основная мысль сказки?

Прочитайте пословицы и соотнесите их с основной мыслью сказки. (Высказывания детей)

Пушкин высмеивает алчность и жадность.

Слайд 14.

Объясните выражение «остаться у разбитого корыта».

6. Подведение итогов урока. Осознание нравственных уроков сказки.

    Вспомните пословицу, с которой мы начинали урок.

(Сказка мудростью богата)

В заключение нашей работы давайте подведём итог. Какие же мудрые уроки преподносит нам автор этой сказки?

Слайд 15

(Дети читают.)

Что можете сказать? Согласны вы с этим?

(Делают свои выводы.)

    Рефлексия.

Закройте глаза. Мы с вами отправляемся к синему морю и мечтаем поймать золотую рыбку. Наша мечта сбылась. Откройте глаза.

Слайд 16.

У вас уникальная возможность загадать одно единственное желание и оно, возможно, сбудется. Подумайте. Какое желание вы загадали? Объясните свой выбор.

Заканчиваю нашу встречу стихами:

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

    Домашнее задание.

Продолжите сказку своими словами. Подумайте, изменились ли характеры героев, их поступки, сделали ли они для себя выводы?

Подберите любую сказку, написанную автором. Прочитайте.

Посмотрите на выставку книг. Можете после урока познакомиться поближе с этими книгами. Посетите библиотеку.

Читайте сказки и они сделают чуть умнее ваш разум, чуть добрее ваше сердце.

Слайд 17.

«Викторина по сказкам» - Летучую мышь. Послушайте стихотворение. Как тебя зовут? «Шляпа волшебника». Любимые произведения. «Приключения Чиполлино». А.Барто. Марьюшка. Добрыня Никитич. Что уронила Рукодельница из сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» в колодец? Варварушка. Домового Афанасия. «Приключения Буратино». Б.Заходер.

«Золушка Гримм» - Волшебная сказка братьев Гримм и Шарля Перро. Иностранный член- корреспондент Петербургской АН (1854). Перро Шарль 12 января 1628 года - 16 мая 1703 года. Братья Гримм. Принадлежал к кружку гейдельбергских романтиков. Выполнили ученики 5 «а» класса: Мальгина Н., Петров Р., Петрова К., Роженкова К. Издал: « Детские и семейные сказки», « Немецкие предания».

«Борис Екимов» - Гриша исцелился от собственного равнодушия. Роман. – М., Современник, 1988. В нем зародились и милосердие, и сострадание. «Ночь исцеления» – так называется рассказ. С горечью звучат слова писателя: «А завтра. Кор. Лето красное, лето зеленое греет декабрьский ненастный вечер. Проанализируйте рассказы «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…».

«Мир сказок» - Сказки бывают: Есть ли у русских сказок тайный смысл? Что может скрывать сундук? Волшебные; О животных; Бытовые; Авторские; Народные. Скрытый смысл сказок. Когда-то существовали? Здесь отражена символическая недосягаемость вражьего стана. А что такое сказка? Родная старина Дорогами русских народных сказок.

«Хозяйка медной горы» - Особенности сказа. То все зеленые, то желтые, с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные, синие тоже есть, лазоревые. Ход исследования: Краткое содержание. А дальше на многие версты желстяки и серяки с крапинкой пойдут. История сказа. А после Гумешек самое дорогое место у Хозяйки Медной Горы.

«Сказы Бажова» - Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Вроде кукленки, а живая. По верху большими кусками лежит. Прошли годы… Сказы П.П.Бажова. И оправлены в мудрые сказы Самоцветы немеркнущих слов. «Ночь-то месячная, светлая, далеко видно… Отгадай сказы. А без бороды - что за колдун? Волосенки рыженькие, а сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Всего в теме 32 презентации