Подводная лодка черный принц к 324. "черный принц" подводного флота. В подводный флот из… глубины Сибири

На рассвете 25 октября 1983 года Соединенные Штаты Америки начинают секретную боевую операцию против дружественной Советскому Союзу республики Гренада.

Американский десант высаживается на маленький остров в Карибском море. Но 30 октября, в разгар боев, в районе перемещения военно-морских сил США неожиданно всплывает советская подводная лодка К-324.

В СССР атомоходы этого класса называют «щукой», в Америке – «Черным принцем». Появление «Черного принца» шокирует Пентагон. Лодка К-324 вооружена самыми современными крылатыми ракетами с атомными боеголовками.

Следующие 10 дней в центральной Атлантике шла локальная война, которая грозила перерасти в 3-ю мировую...

В иностранном журнале была опубликована фотография всплывшей ПЛ пр.671-РТМ с дифферентом на нос – так, что виден гребной винт. Указывалось, что произошла авария. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом событии. А.Д.Бурменский (Комсомольск-на-Амуре).

Вопрос, заданный нашим читателем, относится к тому периоду времени в развитии нашего подводного ракетно-ядерного флота, когда в отличие от сегодняшнего положения – атомные и дизельные ПЛ Советского Союза, не считаясь с затратами сил и средств, в полном объеме выполняли боевые задачи в в Мировом океане. И случай, происшедший с АПЛ К-324 тому подтверждение.
Так что же произошло в декабре 1983 г. в Атлантическом океане у берегов Соединенных Штатов, что заставило всплыть советскую крейсерскую АПЛ, именуемую в NATO «Victor-III»?
Начнем с того, что такой случай действительно имел место, ярким подтверждением чему является фотография, увиденная нашим читателем. Попытаемся восстановить последовательность событий потем сообщениям, которые все же просочились в печать, несмотря на всеохватывающую (в то время) цензуру, сказывающуюся и спустя почти полтора десятилетия.
Атомная ПЛ К-324 пр.671-РТМ строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии. На момент описываемых событий атомоход, которым командовал капитан 2 ранга В.А.Терехин, входил в состав СФ и выполнялзадачи боевой службы у берегов США. Надо отметить атмосферу того времени – противостояния двух великих держав, времени «холодной» войны и гонки ракетно-ядерных вооружений, времени, когда еще не забылся Карибский кризис, когда шла война в Афганистане и когда в Латинской Америке вновь вспыхнули очаги напряженности. Непростое было время, требовавшее полной самоотдачи и самопожертвования.
По словам командира атомохода, эта «автономка» стала необычной из-за массы непредвиденных ситуаций, которые закончились потерей хода и всплытием вблизи американских берегов. Во время похода было все – и изнуряющая жара в отсеках, и проблемы с водоснабжением, и выход из строя холодильной установки, и выполнение одного из многочисленных заданий командования. В то время американские ВМС испытывали новейшую ГАС «ТаcTAS», и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ Терехина. Любая информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось не только длительное время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.
Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.
Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, продолжается череда поломок и неисправностей – на этот раз вышла из строя главная турбина атомохода. По воспоминаниям участника событий, «...с увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация. При этом вся кормовая часть ходила, что называется, ходуном... Со столов на палубу летело все. Плохо закрепленный ЗИП с грохотом передвигался. Невозможно было стоять, не взявшись за поручни...». Главная турбина сразу же была остановлена, теперь корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.
Тогда ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался «трос от рыбацкой сети» – «что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности». В темноте освободиться от помехи не представлялось возможности. Уже днем, при солнечномквете, Терехин увидел, что не трос от сетей сковал движения его корабля. «Тяжелым удавом на хвосте субмарины свился изрядный кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – СУПЕРСОВРЕМЕННОЙ, СВЕРХСЕКРЕТНОЙ». Именно той самой ГАС, ради которой в океан уходили корабли, изматывались люди, сжигалось обычное и ядерное топливо. Чем можно было это назвать – подарком судьбы, компенсацией за пот и кровь похода или предвестником еще одного испытания, выпавшего на долю экипажа?
После сообщения командира о случившемся в штаб флота командование приняло решение о сохранении этой антенны любой ценой и о доставке ее в базу. Но это оказалось не так просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Разумеется, сразу после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия лодки Терехина прибыли эсминцы «Piterson» и «Nicolson» (типа «Spruance») с определенно противоположной задачей – любыми средствами обрубить и утопить сверхсовременную и столь же секретную антенну.
Как выяснилось позднее, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Более того, на нем, как оказалось, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!
На помощь К-324 срочно направили спасательное судно «Алдан», но за время его ожидания еще много напряженных минут пережил командир и его экипаж. Все, что таким необычным образом досталось нашему кораблю, надлежало сохранить любой ценой – а если не удастся сохранить, то уничтожить!
Совместные «маневры» медленно двигавшейся под гребными электромоторами советской лодки и скоростных эсминцев США длились почти 10 суток. Многократно американские эсминцы пересекали курс АПЛ, проходили в непосредственной близости за кормой. Уже к концу затянувшегося «эскорта», когда их действия стали особенно откровенными и опасными, было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу для исправления повреждений.
С прибытием спасателя напряженная обстановка разрядилась. Хотя американские корабли сопровождали наш «караван» до Кубы, они уже не предпринимали никаких опасных действий.
После прибытия на Кубу на лодке были исправлены все повреждения, она своим ходом вернулась в родную базу, где ей оказали торжественный прием. Ну, а сам «улов» сразу передали для изучения и исследования.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Обо всей обстановке, всей опасности, которой подвергалась лодка и ее экипаж, об истинной причине потери хода, а также о подготовке к взрыву на корабле знали только несколько офицеров, а для многих моряков эта «автономка» осталась просто необычной и напряженной, а антенна американской ГАС – тросом от рыбачьих сетей.

Подготовлено по материалам газеты «Боевая вахта»

подводная лодка X серии

    Заложена 31 декабря 1934 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 550/8. 10 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду, 31 октября 1936 года вступила в строй и 4 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    К началу советско-финляндской войны «Щ-324» находилась под командованием капитана 3 ранга Коняева Анатолия Михайловича в составе 22-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ.

    Вечером 28 ноября 1939 года подводная лодка вышла на дозорную позицию к острову Тийскери, но с началом «Зимней войны» субмарине было приказано вернуться в Таллин и быть в оперативном резерве командования. 4 декабря «Щ-324» вновь вышла в море к острову Логшер (позиция №8). В первый же день пребывания у знака Фесторнэ, подводная лодка обнаружила в перископ на расстоянии 3-4 кбт неизвестную субмарину в надводном положении. Предполагая о присутствии в этом районе «С-1» командир отказался от атаки и донес об этом в штаб флота. Только после того, как было выяснено, что «С-1» находится в Ботническом заливе, стало ясно, что подводная лодка принадлежит противнику. (Это оказалась «Ветехинен», вышедшая со стоянки Хусё в район Либавы с задачей перехватить ледокол «Ермак», прошедший балтийские проливы). Днем 9 декабря «Щ-324» вновь обнаружила неприятельскую субмарину, которая в этот раз была уверенно опознана как подводная лодка типа «Ветехинен». (Финка возвращалась в базу после неудачной охоты на «Ермак»). Во время выхода в атаку «Щ-324» по вине торпедистов, потеряла плавучесть и ушла на глубину 15 метров. Выровняв подводную лодку, командир обнаружил, что цель уходит от него к шхерному фарватеру у знака Фесторнэ, где она скрылась. Четырехдневные ожидания в этом районе не дали результатов. Вражеская подводная лодка больше не появлялась.

Подводная лодка «Щ-324». День Военно-морского флота. 1939 год.

Командир ПЛ «Щ-324» Г.И. Тархнишвили (справа) и боцман Г.Я Назаров.

    Днем 17 декабря «Щ-324» обнаружила финский ледокол типа «Сампо», который, обнаружив перископ, ушел в Абосские шхеры. В это же время подводная лодка обнаружила два транспорта, шедшие в восточном направлении в большом удалении друг от друга. Был атакован первый транспорт, но выпущенная торпеда выскочила на поверхность и отвернула вправо. Опасаясь циркуляции торпеды, командир лодки вынужден был погрузиться, и транспорт ушел. Через некоторое время было атаковано второе судно, но выпущенная торпеда прошла мимо.

    31 декабря субмарина вышла на позицию в Ботническом заливе в районе Южного Кваркена (позиция № 10-расширенная). Наряду с борьбой с судоходством противника, подводной лодке была поставлена задача ежедневно доносить командованию о состоянии льдов. Находясь на позиции, подводная лодка неоднократно встречала финские корабли и суда. Днем 13 января она обнаружила конвой из трех транспортов («Аннеберг», Хебе» и «Боре I»), сторожевого корабля, тральщика и сторожевого катера. С дистанции 4 кабельтовых «Щ-324» атаковала один из транспортов, но торпеда прошла за его кормой, а лодку выбросило на поверхность, и она подверглась безуспешной контратаке сил эскорта. По официальной советской версии «Щ-324» всплыла и стала отвечать огнем из своих 45-мм орудий. В перестрелке один из снарядов с лодки попал в глубинную бомбу сторожевика «Аура II» (бывшая яхта президента Финляндии, 550 тонн). Взрыв боезапаса мгновенно уничтожил корабль и он пошел ко дну с 25 членами экипажеа во главе с лейтенантом Терё. По финской версии корабль погиб от самопроизвольного взрыва глубинной бомбы при контратаке подводной лодки. После гибели сторожевика финны прекратили преследование «Щ-324».

    Дальнейшее патрулирование проходило в условиях низких температур и сильного шторма (15 января температура воздуха –18°С, волнение моря 11 баллов). 18 января 1940 подводная лодка докладывала, что на борту осталось 9 тонн топлива и тонна пресной воды. 19 января «Щ-324» получила «добро» на возвращение. У маяка Стурброттен лодка погрузилась и дальше шла подо льдом, пройдя в таких условиях в общей сложности 31,3 мили, при этом командир субмарины не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, что позволяло бы уточнять счисление по характерам глубин. У маяка Свенска-бирн «Щ-324» всплыла, и 21 января благополучно завершила боевой поход, ошвартовавшись в Либаве. При плавании во льдах на подводной лодке были повреждены антенны, стойки, барбеты и волнорезы, носовая часть погнута, були деформировались.

    21 апреля 1940 года «Щ-324» стала Краснознаменной, весь её экипаж награжден орденами и медалями, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.

    22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Тархнишвили Георгия Иорамовича в составе 7-го Дивизиона 2-й Бригады ПЛ КБФ. В середине июня субмарина завершила средний ремонт и находилась в бухте Локса в оргпериоде.

    Утром 24 июля 1941 года подводная лодка вышла из Таллина в Померанскую бухту (позиция № 1). За время патрулирования субмарина трижды встречала одиночные суда противника, но атаки срывались из-за неправильного маневрирования. Утром 12 августа «Щ-324» благополучно вернулась в Палдиски.

    15 августа подводная лодка перешла в Кронштадт, откуда вечером 2 ноября вышла на позицию у входа в Финский залив с задачей прикрытия эвакуации Ханко (позиция «А»), а с 10 ноября субмарина должна была действовать в районе Мемель-Виндава (позиция № 3). До утра 4 ноября подводная лодка шла совместно с конвоем на Ханко. В ночь на 5 ноября с неё получено донесение о выходе в указанный район. Больше лодка на связь не выходила, в базу она не вернулась.

    Летом 2015 года «Щ-324» была обнаружена и идентифицирована на дне командой финских дайверов «Subzone», которая опиралась на информацию рыбаков, рвавших сети в этом районе. В середине октября 2015 года исследовательские группы «Поклон кораблям Великой Победы» и «Divers of the Dark» провели мемориальные мероприятия на месте гибели субмарины.

    Подводная лодка погибла 6 – 10 ноября 1941 года в западной части Финского залива, носовой частью подорвавшись на немецкой мине EMC заграждения «Апольда I», которое занимало часть позиции субмарины. Гибель застала корабль в подводном положении. Судя по поднятому и немного повернутому в сторону командирскому перископу, в последний момент подлодка брала пеленги с находящегося неподалеку маяка Бенгшер. Взрыв мины привел к детонации запасных торпед, полностью уничтожив два носовых отсека. Вероятно, после взрыва выживших среди моряков подлодки не было; кормовой люк остался закрытым.

    Вместе с «Щ-324» на глубине 60 м покоится и её экипаж (

Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой ПЛА «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.

Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно. Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили.

Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Докладывать на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности. Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата.

И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой. Командир «К-324» Терехин думал, что спрятал подлодку в надежном месте, под килем рыболовного судна.

Но тихо двигаясь под «рыболовом» подлодка зацепила трал и намотала его на винт. И тут выяснилось, что «рыболовный траулер» был военным кораблем. Как позже выяснится, подводники «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка).

Из-за намотанного на винт трала-обнаружителя советская лодка потеряла ход и ей пришлось всплыть.

Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.


Американцы были в ярости и предпринимали такие действия, чтобы отбить свой секрет, что дело чуть не дошло до вооруженного столкновения, которое могло перерасти в войну между двумя сверхдержавами... Вот как об этом вспоминает бывший командир «К-324», капитан 1-го ранга в отставке Вадим Терехин, ныне проживающий во Владивостоке.

«...Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму. Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман — в другую. Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет. Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток. Да еще вертолеты постоянно висели над нами.
В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» — суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток...
Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке. Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель»..."

Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон. Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить. Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.


Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Атомоход «К-324» — территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки — это война! Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».

Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!

Тут как раз Москва шифровку прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны.

В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.

8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке. После чего ЦКП ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.


Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву. А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток.

Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой. Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день. И с нашей, и с американской стороны.

После того осеннего похода моряки из экипажа К-324 продолжали служить на подводном флоте. Кто-то остался на Севере, в Западной Лице, некоторые вернулись на Тихий океан. Но все они считают: то, что довелось испытать в ноябре 1983 года, было самым важным событием в их военной судьбе.


Атомная подводная лодка К-324 несла свою боевую службу до конца 1999 года.

Статья подготовлена с использованием материалов:

Михайлов Андрей 18.02.2019 в 4:00

На международном кинофестивале "Море зовет" корреспонденту "Правды.Ру" довелось познакомиться с руководителем Ассоциации ветеранов-подводников Украины, капитаном I ранга Александром Викторовичем Кузьминым. Каково же было удивление, когда выяснилось, что он живой свидетель и участник одной и самых секретных и опасных операций советского ВМФ.

Это сейчас об этом необычном океанском происшествии можно найти информацию в интернете, а ведь еще несколько лет назад с этой операции советских времен еще не был снят гриф секретности. Помнится, как-то вечером в кают-компании музейного ледокола "Красин", ошвартованного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, во время вышеупомянутого кинофестиваля собрались известные на флоте люди - легендарный писатель Николай Черкашин, известный публицист и историк Сергей Апрелев, главный украинский подводник Александр Кузьмин, волею случая довелось присутствовать там и автору этих строк.

Много было говорено интересного, воспоминаний осталось - не на одну статью. Но сегодня речь пойдет именно о необычном происшествии с атомной подлодкой "К-324" в Саргассовом море. Попробуем восстановить картину по свидетельствам непосредственных очевидцев и по скупым строкам официальных публикаций и следам статей в прессе.

Об этом происшествии 31 октября 1983 года доложили самому Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову сразу же, несмотря на поздний час: в Саргассовом море американские корабли окружили советскую всплывшую многоцелевую атомную подводную лодку "К-324" проекта 671РТМ. Ее командир, капитан 2 ранга Вадим Терехин, уже подготовил атомоход к взрыву на случай, если американцы попытаются высадить абордажную группу. Старпом Александр Кузьмин готов был выполнить приказание немедленно.

Год 1983-й был вообще явно трагическим для советского ВМФ. Сначала в июне на Камчатке затонула атомная лодка "К-429" (четырнадцать человек погибли). Потом в Мотовском заливе, совсем недалеко от родной базы, выскочил на камни подводный ракетный крейсер стратегического назначения "К-245". И вот теперь новый казус в Саргассовом море, совсем недалеко от самой Америки, с "К-324", который явно грозил непредсказуемым поворотом событий. В это время как раз шло агрессивное нападение США на Гренаду, там уже высадилась морская пехота, американский флот шутить явно был не склонен. А тут, в самый разгар "холодной войны" и "горячего" вторжения на Гренаду, такое творится…

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка "К-324" проекта 667РТМ (по натовской классификации "Виктор III", по советской - "Щука"; американцы же прозвали ее еще "Черным принцем" за красоту обводов и техническое совершенство) несла плановую боевую службу в Западной Атлантике.

И русским с этой лодки совершенно неожиданно достался невиданный доселе трофей - гидроакустическая, магнитная и еще бог знает какая антенна с наиновейшими ноу-хау американских электронщиков для поиска советских АПЛ. Причем произошло это не где-нибудь, а на суперсекретном морском полигоне ВМС США! Разработка секретнейшей техники стоила американским налогоплательщикам миллиарды долларов, непосредственное изготовление антенны, кабеля и капсулы с приборами - сотни миллионов.

Новейшая суперсистема подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) проходила тестовые измерения. Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассовом море вышел американский фрегат "Макклой" (по тем временам - один из лучших в ВМС США). Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула навороченного по последнему слову тогдашней техники гидролокатора.

Командир "Макклоя" на испытаниях работал с американской атомной подлодкой "Филадельфия" и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская "К-324", растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля.

Командир капитан 2 ранга Терехин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал за фрегатом и дольше, если бы тот неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. И тут корпус нашей лодки "прошила" странная вибрация. Дала сбой главная турбина, сработала аварийная защита реактора и самой турбины. Пришлось всплывать, ничего не поделаешь. Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.

Тем временем фрегат "Макклой" уже входил в свою базу. Его командир чуть не поседел: потерял новейшую кабельную антенну, бесценный гидролокатор вместе с ведущим кабелем. Он уже придумал, как будет объяснять потерю дорогущей техники: виноват сильный шторм. Однако позднее и американцы поняли, что волнение моря тут ни при чем. Толстенный трос-кабель с антенной на конце намотала на винт советская подводная лодка, которая неведомым американцам способом втихаря вела фрегат много часов!

Это было шоком не только для чинов ВМС США, но и для тогдашнего 40-го президента западной сверхдержавы Рональда Рейгана, того самого, который до поры (до Горбачева) называл СССР "империей зла". Как свидетельствуют открытые американские источники, Рейган сначала посмеялся над докладом о происшествии: мол, и шуточки у вас, морячки.

Когда он понял, что все это правда, то, что называется, замахал шашкой: своих постов лишились многие высокие чины ВМС. Забегая немного вперед, отметим, что Конгресс США, рассматривая военный бюджет на 1984 год, на четверть сократил ассигнования на научно-исследовательские разработки ВМС. Мол, зачем флотским "деятелям" деньги, ежели они забесплатно все наши секреты русским отдают?

Наши подводники поняли, что случилось, когда всплыли и чуть притопили носовые отсеки. Показалась верхняя часть винта, а на его ступице… намотанный трос в несколько сантиметров толщиной! Рыбацкую сеть винт бы порвал легко, но такой "сюрприз" он "перетереть" не смог.

Командир тут же доложил об этом в базу, оттуда передали сообщение в Москву, так дошло и до самого уже смертельно больного в то время Андропова. Говорят, он довольно спокойным тоном дал только одно указание: морякам держаться, послать все возможные силы на оказание помощи подлодке, находящейся, к счастью, в нейтральных водах. Если бы наших занесло поближе к американским берегам, то картина была бы совсем печальной.

Нашу всплывшую "Щуку" в Саргассовом море первым обнаружил рейсовый канадский авиалайнер. К ней тут же ринулись два новейших американских эсминца - "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - невооруженным глазом было видно, что за лодкой тянулся обрывок той самой суперсекретной антенны, которой лишился фрегат "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт нашего корабля. Позор всему американскому флоту! Русским неожиданно достался роскошный трофей: капсула с многомиллионным американским чудо-гидролокатором болталась за кормой "К-324".

Командир "Питерсона" вызвал на связь командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Командир Терехин, естественно, отказался. И приказал приготовить к бою все оружие, которым была оснащен корабль, вплоть до стрелкового, пистолетов Макарова и автоматов Калашникова, которые хранились в корабельных пирамидах под замком и традиционно никогда в море даже и не доставалось.

Рональд Рейган, как видно, махнул рукой на эту ситуацию: шла не менее важная операция США на Гренаде: мол, творите что хотите. Если бы он умел материться по-русски, уши американских военморов точно свернулись бы в трубочку. И все-таки и командир Терехин, и старпом Кузьмин, и все офицеры, и даже матросы прекрасно понимали, что если американцы все-таки решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не помогут никакие Калашниковы. Потому, собственно, и была лодка приготовлена ко взрыву.

Американские корабли опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. Через сутки неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "Макклоем": под "К-234" под водой подошла атомная подводная лодка "Филадельфия".

В книге "История подводного шпионажа против СССР", выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: "Подлодка ("К-324") всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на ее винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей… Подлодка "Филадельфия" маневрировала около русской лодки и подошла вплотную снизу. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия"…

Ситуация трагикомическая: две враждующие атомарины как бы занялись перетягиванием каната. Но представьте, что канат тянут в разные стороны две атомные подводные лодки! В конце концов бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла непосредственно капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Но на винтах "К-324" оставалось свыше 400 метров суперсекретной низкочастотной антенны.

Два американских корабля пытались зажать лодку в клещи, маневрируя на дистанции около тридцати метров, довольно нагло предлагая помощь. Однако наш командир вывесил прямо на поднятый перископ сигнал о том, что в помощи не нуждается и требует прекратить опасное маневрирование. Корабли и вертолеты пытались крючьями зацепить антенну с кормы лодки, однако она была намертво накручена на винт.

На десятые сутки вынужденного "совместного плавания" с американскими кораблями подошло, наконец, кубинское спасательное судно "Алдан" и стало заводить на "К-324" буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.

"Американцы стреляли из пистолетов по буйкам троса", - рассказывал тогда в кают-компании "Красина" бывший старпом "К-324" Александр Кузьмин. Стреляли как бы в бессильной злобе, стараясь разбить их вдребезги, утопить трос. А может просто развлекались с горя… Однако начинать из-за "куска шланга", пусть и с суперсекретной начинкой, третью мировую войну никто не захотел.

"Алдан" прикрывал лодку своим корпусом от наседавших эсминцев, а затем оттащил лодку "за ноздрю" на Кубу. Там в бухте Нипе на небольшой местной верфи кубинские газорезчики помогли освободить винт от троса, который тут же затребовала Москва. Трофей доставили в столицу военным спецрейсом, под охраной истребителей дальнего действия. 13 ноября наша лодка снова вышла в море, на окончание такой удачной, хотя и необычной боевой службы.

А вообще-то история гласит, что "К-324" была до этого случая очень "несчастливой" лодкой, слава за ней закрепилась к описываемым временам очень своеобразная. Неудачи ее преследовали на протяжении всего периода эксплуатации и даже, кстати, после вывода в отстой в 1996 году.

Началась с того, что при спуске сего судна со стапеля в Комсомольске-на Амуре, где строилась лодка, об корпус подводной лодки не разбилась традиционная бутылка шампанского, причем она не разбилась четыре раза подряд! Худая примета… Во время заводских испытаний, "К-324" была протаранена предположительно китайской подводной лодкой в область четвертого реакторного отсека. Неизвестная подводная лодка затонула, "К-324" осталась практически неповрежденной.

Потом в аккумуляторном отсеке взорвалась аккумуляторная батарея. Объемный пожар в первом торпедном отсеке где находилось двадцать четыре обычных торпеды и две торпеды с ядерным боезарядом. Сам первый торпедный отсек был практически полностью разрушен, однако, все торпеды остались целы, только чудо уберегло от катастрофы.

И вот почти героический эпизод - многосуточное противостояние с американскими боевыми кораблями. "К-324" и ее экипаж выдержали это испытание с честью, опровергнув миф о своей "невезучести".

Кстати, Александр Кузьмин, отвечая на вопрос автора этих строк: мол, а какими орденами наградили экипаж, только рассмеялся - спасибо, что не наказали!

Атомная подводная лодка К-324 проекта 671РТМ (К) была спущена на воду 7 сентября 1980 года. 24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. В 1983 году К-234 совершила подледный трансарктический межфлотский переход в западном направлении из бухты Крашенинникова в губу Западная Лица и была включена в состав 33-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок.

Проект 671РТМ (К) «Щука» - серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Является дальнейшей модификацией проекта 671 «Ёрш» на базе проекта 671РТ «Сёмга». Всего на верфях Комсомольска-на-Амуре и Ленинграда было построено 25 лодок этого типа. Эти подводные лодки отличаются небольшим уровнем внешнего шума и по этому показателю близки к американским атомным субмаринам типа «Лос-Анджелес».

«Щуки», по классификации НАТО Victor III class, служили основой многоцелевого атомного подводного флота СССР в 1980-х и начале 1990-х годов. На флоте проект считался крайне удачным, моряки любили эти корабли за высокие характеристики, удобство, надёжность. Ни один корабль не был потерян, ни на одном не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот проект получил уважительное название «Чёрный принц».

На проекте был принят дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации, акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами.

Установленный на проекте гидроакустический комплекс «Скат-КС», обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также автоматическое их сопровождение в режиме шумопеленгования.
Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.

Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм, крылатые ракеты "Гранат", 24 торпеды, либо 34 мины. Кроме того, на субмаринах проекта 671РТМ использовались новые ракетные противолодочные комплексы «Шквал».

В состав комплекса входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 км. Данные характеристики достигались за сет движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления.

Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам.
Аналогов комплексу «Шквал», который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет, и по сей день.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км.

Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач, как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных торпедных аппаратов.

Также атомная подводная лодка могла нести специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире.

Так для проекта 671 МРТ (К) в ОКБ им. Камова создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.

АПЛ К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные «мистические происшествия». При спуске со стапеля на воду, о киль АПЛ, четыре раза подряд, не разбилась бутылка традиционного шампанского.

На государственных испытаниях в Японском море, 3 апреля 1981 года, она едва не стала трагической жертвой тарана неизвестной подводной лодки. По сообщениям японской прессы, это была китайская атомная лодка типа «Хань», которая вследствие столкновения, затонула. К-324 получив под водой мощнейший удар, немедленно вернулась на завод и встала в док.

В октябре 1983 года скандальная сенсация: в ходе боевых действий флота США у берегов Гренады американские СМИ публикуют снимки, аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США, советской многоцелевой АПЛ «К-324».

Об этом аварийном происшествии с АПЛ К-324, мне стало известно в октябре 1983 года. А сама авария прочно соединилось в памяти с трагическими событиями американского вторжения в Гренаду.

В это время я нес службу в Группе советских военных специалистов на Кубе, у которой с Гренадой сложились дружеские отношения, настолько теплые, что кубинские строители, возводившие в Гренаде аэродром, приняли участие в боевых действиях против США.
Эсминцы США, прибывшие к месту аварии АПЛ К-324, и создавшие угрозу нашей подводной лодке, были из состава военно-морской группировки осадившей Гренаду.

Буду описывать происшествие в порядке хронологии, используя не только свидетельства очевидцев, с которыми удалось поговорить по свежим следам, но и более поздние публикации, если они не противоречат тому, что я тогда узнал.

В сентябре 1983 года. К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Это было время, когда Президент США Рейган, назвав СССР «империей зла» решил обложить нашу страну ракетными комплексами "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве сокращалось до 5-6 минут.

Но Советское руководство, во главе с Ю.В.Андроповым, готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с ракетами, и теми же 5-6 минутами подлётного времени.

Зная это, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS, использующей уникальную низкочастотную гидроакустическую антенну.

Для её испытания в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимого человеческим ухом диапазона частот, неизбежные спутники подводных лодок.

Перед всплытием на очередной сеанс связи акустики К-324 определили дальнюю цель. Но по мере приближения подлодки к поверхности акустики стали докладывать, что расстояние между целью и лодкой стремительно сокращалось.

Целью оказался фрегат «Макклой» буксирующий за собой новый гидроакустический комплекс, проходящий испытание. Так как для испытания комплекса нужна была тишина, то на эсминце провели мероприятия по обесшумливанию, благодаря чему его винты и двигатели работали необычно тихо. Поэтому первоначально, расстояние до цели было определено не верно.

Когда стало ясно, что фрегат недалеко, командир АПЛ, приказал экстренно погружаться, подкрасться под дно эсминца на электромоторах, и вести вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы.

Командир "Макклоя" совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата в течение 14 часов следует советская подводная лодка, маскируя свои шумы в гуле турбин "Макклоя". Она бы следовала за фрегатом и дальше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс, направляясь в свою базу.

Видимо во время этого неожиданного манёвра К-324 зацепила кабель антенны буксируемого гидроакустического комплекса.
На подводной лодке заметили, что зацепили антенну, далеко не сразу. Только через двое суток, когда сверхпрочный кабель антенны намертво намотался на винт подводной лодки и заклинил турбину. В результате, сработала система аварийной защиты турбины и АПЛ потеряла ход.

Вспоминает командир «К-324» капитан 1-го ранга Вадим Терехин:
«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги. Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход.

Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на скорости 3-4 узла. Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть - ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, так как была тяжела, и без хода стала тонуть.
Провалившись на глубину более 100 метров, экстренно продули цистерны воздухом высокого давления. Пытаясь удержаться на перископной глубине, израсходовали почти весь ВВД и были вынуждены всплыть, оставив попытки погружаться.

Мы продули все ЦГБ и всплыли в крейсерское положение. Запустили компрессора ВВД. Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным.

Предположили, что на винты намотались рыбацкие сети. Сделав деферент на нос, подняли корму и увидели, в перископ, что намотали кабель толщиной в человеческую руку, который уходит далеко за корму. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, описали ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли.

Шторм не унимается. Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, срывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ. Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».

26 октября, когда шторм немного стих, подводники К-324 предприняли безуспешные попытки перебить кабель, стреляя по нему из автомата. Не удалось также перерубить бронированный кабель топором. Из радиоперехватов подводники узнали, что американцы потеряли сверхсекретную антенну. Поняли, именно её АПЛ намотала на винт. Сообщили, во время сеанса связи, о случившейся ситуации в Москву.

Вспоминает командир АПЛ капитан 1 ранга Терехин: «Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке.

Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы TASS, которую испытывал американский фрегат «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».

27 октября Москва заверила, что на помощь подводникам направлен разведывательный корабль СВ-506 «Находка», находящийся в районе Норфолка, а из Кубы идёт советское спасательное судно «Алдан».
На «Алдане» ответственным за спасательную операцию был назначен капитан 3 ранга Бутов, консультант начальника аварийно-спасательной службы Кубы.
«Алдан» добирался до места аварии трое суток, а СВ-506 пришел быстрее.

Когда до лодки оставалось 3 часа ходу, командир СВ-506, по УКВ ЗАС (4), предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, задрать корму и попробовать с помощью газовых резаков убрать кабель.

Командир К-324 согласился с планом, но вскоре показались 2 американских «Орион», и стали сбрасывать вокруг К-324 гидроакустические буи. Вскоре подошел советский разведчик СВ-506, а за ним, почти сразу, в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон". Москва, получив об этом информацию, приказала не проводить планируемые работы, а быть готовым защищать лодку, от манёвров вокруг неё эсминца.

Вскоре подошел второй американский эсминец, они стали зажимать атомоход в клещи, опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» приказал вывесить сигнал на перископ: «В помощи не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

Между тем эсминцы, даже не специально, а из-за волны, могли ударить АПЛ и серьезно повредить её. Зайдя с кормы, эсминцы пытались крючьями зацепить кабель-антенну. СВ-506, своими манёврами, препятствовал этому. Пытались зацепить антенну и висящие над лодкой вертолеты. Но это им не удалось сделать.

4 ноября из Москвы пришла шифровка: «Не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная. Силы НАТО приведены в повышенную боеготовность». В другой шифровке, Главком ВМФ СССР Горшков приказывал, во что бы то ни стало, сохранить «трофейную» антенну и самолётом отправить в Москву.

Особо серьезной и тревожной стала казаться ситуация, когда на эсминцах подняли сигнал «Готовим к спуску десантно-штурмовые средства.
На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Но на борту АПЛ секретная техника и документация, в торпедных аппаратах атомное оружие. Допустить высадки десанта с эсминцев США никак нельзя!
Для отражения возможного вторжения поставили на мостик и палубу восемь офицеров с автоматами. Приготовились ударить по аквалангистам воздухом высокого давления из ЦГБ. Для острастки, демонстративно, давлением в 200 атмосфер, продували кормовые балластные цистерны.

На крайний случай, командир принял решение, подготовить подводную лодку к взрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем перевести на СВ-506.
До 6 ноября американские боевые пловцы не покидали палуб своих кораблей.

6 ноября к месту противостояния пришел с Кубы спасательный корабль «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным.

Целые сутки наши моряки, помощью электрошпиля, выбирали бронированный кабель из воды и размещали в 1-м отсеке. Вытащили 420 метров. После чего, из Главного штаба ВМФ дали указание: следовать на буксире на Кубу.

Водоизмещение К-324 семь с половиной тысяч тонн. Чтобы буксировать столь большой корабль, используется торос толщиной в руку, и весом несколько тонн. Чтобы завести трос и закрепить его за корабль, буксировочный конец подвозят на специальных надувных плотиках. Но с эсминца по плотикам стали вести прицельный огонь и топить их.

По свидетельству командира К-324, плотики расстреливали несколько раз. Остался последний комплект. Но выход был найден - разведывательный корабль СВ-506 прикрыл АПЛ собой. Спасатель «Алдан» сумел взять подводную лодку на буксир и потащил на Кубу.

Острота противостояния снизилась настолько, что 7 ноября 1983 года командир эсминца «Петерсон», сопровождающий группу до кубинских территориальных вод, поздравил советских моряков с праздником Великой октябрьской социалистической революции.

А при подходе к территориальным водам Кубы командир эсминца "Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. В бухте Ниппе (5) караван встречали два катера с начальством на борту. Адмирал Стадниченко принял доклад капитана 3-го ранга Шутова, и приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и до организации охранения стоянки АПЛ не допускать прохода кораблей.

Кубинцы выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день кусок секретного кабеля самолетом был отправлен в Москву.

Ремонтники сняли часть легкого корпуса, после чего, ступица винта была кубинскими газорезчиками, за четверо суток, освобождена от спрессованной массы кабеля. Основная часть кабеля был загружен на борт ССВ-506, и доставлена в Североморск.

Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу.
АПЛ К-324 возвратилась в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки офицеры особого отдела изъяли вахтенный журнал и все другие документы, которые оставались секретными до 2012 года.

На заставке: Эсминец"Петерсон" (США), СВ-506 и АПЛ К-324 на подходе к берегам Кубы