Подробное описание картины. Как описать картину: рекомендации. Иван Крамской: картина «Неутешное горе»

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а) описание картины - его особенности показаны на примере картины И.И.Шишкина «Рожь»;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы - и манеру художника.

И.И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

тему картины (что на ней изображено);

ее композицию - расположение главного и деталей;

действие, сюжет картины;

впечатление от нее.

Ниже приводится сочинение, написанное в III классе: картину дети знали и до сочинения, так как ее репродукция была в «Родной речи», хрестоматии. Тем не менее непосредственно перед сочинением картину рассматривали, была проведена беседа и составлен план:

«Рожь» И.И.Шишкина

План: 1. Вступление.

2. Поле ржи.

3. Дорога.

Мы все хорошо знаем картину И.И.Шишкина «Рожь», она висит в коридоре школы. Еще знаем его картину «Утро в лесу».

Перед нами открывается золотое поле ржи. Рожь высокая, густая, колосья тяжелые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.

По полю проходит проселочная дорога. По ней редко ездят, она заросла травой, по обочине цветут васильки. По сторонам дороги растет бурьян.

Сосны ветвистые, широкие, выросли на воле, на просторе. Сосны мешают ржи, но их не срубают, потому что они очень красивые.

Хорошо в этом золотом поле. Над головой - синее, синее небо.

Автор сумел подробно, достаточно глубоко для его возраста проанализировать картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги, васильки, сумел сделать умозаключения: по дороге редко ездят, здесь раньше был лес. Сочинение, развертываясь, все больше передает чувство восторга.

Делая описание картины, дайте сначала информацию о истории ее создания. Прочтите биографию художника, попытайтесь понять, как жили современники живописца, постарайтесь понять автора как человека. Именно понимание души художника, позволит сделать хорошее описание картины. Потом можно сказать несколько слов о жанре произведения, его тематике. Описание картины обычно сводится не просто к перечислению предметов, изображенных на ней. Описание картины должно строиться в первую очередь на гармонии между этими предметами. В картине никогда не бывает чего-то лишнего – все там взаимосвязано, и каждая деталь несет какой-то смысл.

Описание по картинам

Описание по картинам имеет в себе те же принципы, что и описание картины единичной. Если Вы описываете, либо работы одного художника, либо работы разных авторов, постарайтесь понять, что общего есть у всех этих полотен и у их авторов. Создавая описание по картинам, старайтесь сначала пересказать предысторию произведения, - почему у автора возникла идея создания. Описание по картинам будет более интересным и занимательным, если вставить в него интересные факты из жизни автора картины, какие-то истории, связанные с написанием.

Описание картин Левитана

К примеру, составляя описание картин Левитана, можно обратить внимание читателя на особую манеру изображения, свойственную только этому художнику. Левитану свойственен контраст между цветами: темные соседствуют со светлыми.

В его картине «Заросший пруд» (1887 год), создается игра зеленого цвета: все оттенки зеленого соединены в гармоничном изображении слегка склоненных к пруду деревьев, бурно разросшейся травы под ними. Описание картин Левитана начинается с понимания эмоций, «сокрытых» в картинах. Составляя описание картин Левитана нужно определить какое чувство у Вас возникает при виде полотна. Иногда для определения тематики произведения достаточно просто взглянуть на него.

Описание картины портрет

На портрете обычно, на первом плане выделяются глаза изображенного человека. В первую очередь, начинайте описание картины портрет с описания глаз изображенного. Опишите этот взгляд, придайте ему определенную характеристику. Но если человек изображен в полный рост, то пафос картины, т. е. эмоциональность, может передаваться всей фигурой.

К примеру, описание картины «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» (1821, холст, масло,): Федор Шаляпин смотрит слегка в сторону, будто увидел кого-то в праздничной толпе. Рука его придерживает распахнутую шубу: жест этот очень манерен – на правой руке даже слегка оттопырен мизинец. Фигура изображенного передает некую нервозность, беспокойство. Делая описание картины портрет , можно рассказать не только историю написания, что-то из жизни художника, но и что-то из жизни того, кто изображен на полотне.

Описание картины Утро

Иногда детали картины так связаны друг с другом, что нужное идея картины, ее эмоциональное дно, передается их неразделимым взаимодействием. К примеру, описание картины «Утро» Т. Н. Яблонской, будет начинаться с описания всех предметов на полотне.

Это не портрет, потому что в центре внимания не столько сама девочка, сколько неубранная кровать, озаренная утренним светом, высокий балкон, над которым ползут ветви комнатного растения. Это тот случай, когда детали настолько же интересны, и также передают информацию, как изображенный человек. Иногда бывает и так, что главное место в картине занимает не персонах, не детали, а фон.

Можно в качестве примера привести описание картины «Утро» (масло, холст, 81×113, 1851) И. Айвазовского. Здесь все внимание зрителя сосредоточится на оранжевом, словно туманном фоне. Маленькие люди, стоявшие на берегу, и корабль, удаляющийся на рассвет, не играют важной роли в картине, - оранжевая предрассветная дымка поглощает все. Поэтому обычно описание картины строится именно на том, что первое бросается в глаза зрителю.

Описание картины Весна

Часто авторы наделяют свои произведения символами, имеющими различный подтекст. Так при описании картины «Весна» (масло, темпера, 203×314,1477-78) Сандро Ботичелли можно сказать, что это в полной мере прослеживается именно в этой картине.

Богиня любви Венера стоит в центре, справа Зефир, прохладный весенний ветер, преследующий нимфу Хлорис. Нимфа убегает и превращается в Флору. Флора теперь весны, одетая словно богатая замужняя флорентийка. Над богиней любви летает Купидон, и т. д. Ботичелли изобразил в своей картине все, что свойственно весне: прохладный ветер, любовь, что просыпается в сердце человеческом в весеннюю пору. Делая описание картины «Весна», и вообще картины, наделенной столь яркими символами, попытайтесь дать в своей описании хотя бы краткую расшифровку этих символов. Попытайтесь понять почему автор снабдил картину именно такими символами.

Описание картины Юона

Если автор имеет только ему свойственную манеру писать, постарайтесь в описании дать краткую характеристику стилю художника. К примеру для К.Ф. Юона характерны яркие, словно «кричащие» цвета. Описание картины Юона «Весенний солнечный день» (1910г) должно говорить о яркости красок, которыми пользовался автор. Здесь изображены народные гуляния: веселая крестьянская молодежь выбежала на улицу. На заднем плане высятся купола церкви и высокие здания. Описание картины Юона может также повествовать о гармонии между высокими строгими зданиями и шумной веселой толпой молодых крестьян.

Описание картины художника

Делая описание картины художника, нужно знать какие живописцы повлияли на его стиль, его мировоззрение, и т.д. У кого учился данный живописец, какие знакомства повлияли на его собственное творчество. Можно в описании картины художника провести параллель между работами его учителей, кумиров, т. е. тех живописцев, которые были для него творческими примерами.

Описание картины Сирень

Хорошее описание может создать иллюзию диалога между читателем и картиной. Для создания этого диалога нужно постараться передать изюминку картины, то, из-за чего художник изобразил именно этот предмет. Трудно делать описание картин со сказочной тематикой, как, например, картина М. Врубеля «Сирень» (1900, масло, холст). Эта картина сказочного содержания: девушка, изображенная на ней, являет собой как бы душу сирени. Описание картины «Сирень» нужно начать, прежде всего, с понимания образа главной героини. Попытайтесь представить эту девушку как сам цветок: дайте несколько эпитетов, которые одинаково характеризуют как куст сирени, так и героиню, изображенную рядом. Для понимания темы картины нужно еще узнать ее историю. Описание картины «Сирень» можно начать с краткого экскурса в историю ее создания: эту девушку Врубель называл Татьяной (словно это пушкинская Татьяна), и по его идее она должны была стать самой душой сирени, ее отражением. И действительно, масса зелени, окружающая тонкую нежную брюнетку, похожа на волосы девушки: такие же темные и густые. Постарайтесь понять идею картины, дать ей оценку, и уже эту оценку разместить в своем описании.

Описание картины Зима

Иногда автор уделяет особое внимание прорисовке, как это есть в картине «Зима» А.Саврасова. Именно благодаря такой четкой прорисовке деталей у зрителя возникает ощущение объемности картины. Этот маленький покосившийся домик словно окружен аурой домашнего тепла и уюта: четкие контуры соломенной кровли, плетень, где прорисован каждый прутик, дают зрителю возможность самому «попасть» в картину. Делая описание картины «Зима» нельзя не сказать об этом. Эта детализация возникает не только благодаря трудолюбию художника, но благодаря его чувству цвета. Давая описание картины «Зима» нужно упомянуть и о цветовой гармонии. Старайтесь уловить, когда создаете описание картины, как относился к детализации предметов художник, и какой получается эффект на картинах от его подхода.

Грачи прилетели, описание картины

Для работы А. К. Саврасова «Грачи прилетели» описание картины должно строиться на сочетании теней. Здесь гениально показана игра тени и света: вот на первом плане выделяется группа кривых деревьев, и на снежный тающий покров падает их легкая рваная тень. Вдали клубятся облака, словно нависшие над городом. Эффект нависания возникает благодаря сочетанию в сочетании белого цвета и голубого отсвета от городских просторов. Для «Грачи прилетели» описание картины может также повествовать о тонкой детализации объектов, которая свойственна Саврасову.

Описание русских картин

Описание русских картин должно говорить о свойствах, которые объединяли всех русских художников. Прежде всего, описание русских картин повествует о быте русского народа, его родной природы. Для русской живописи характерен список «вдохновителей» художников – это и русская деревня, и серо-желтое русское поле, и т. д. Обобщая всю русскую живопись, можно сказать, что многое зависело от времени, в котором жили живописцы. Обобщая и давая полное описание русских картин, нужно всегда соотносить тот или иной стиль, проявляющийся в работах живописцев с эпохой и нравами людей, живущих в ней.

Описание картины Аленушка

Иногда картина рождается из явлений, пережитых автором в действительности. Именно так появилась на свет картина Виктора Васнецова «Аленушка» (1881, холст, масло). Описание картины «Аленушка» должно начинаться с описания реальной встречи девушки и знаменитого художника. Это можно включить в качестве интересного факта, который сделает описание картины более интересным и привлекательным для читателя. Эта история произошла в Ахтырке, где Васнецов встретил простоволосую девушку. Позднее художник рассказывал, что она поразила его воображение и столько тоски и одиночества было в ее глазах, и «веяло от нее чисто русской печалью». Вообще описание картины «Аленушка» может повествовать также о глазах Аленушки, полных тоски и печали, упоминание этого в тексте даст ему особый колорит и пафос.

Описание картины Сирень в корзине

Нельзя не сказать о таком великом художнике, как П.П. Кончаловский. Для него свойственен такой прием в живописи, когда картина выглядит словно вылепленной статуей. Можно упомянуть это сравнение в описании картины «Сирень в корзине». Здесь букет, состоящий из нескольких видов сирени, предстает перед зрителем в качестве раскрашенной статуэтки. Этот прием тоже весьма своеобразен и примечателен, так как он дает произведению эффект объемности. В описании картины «Сирень в корзине», для заинтересованности читателя, можно поразмышлять над тем, как пахли бы эти цветы, как на них садились бы бабочки, привлеченные вкусным запахом. Описание картины «Сирень в корзине» можно представить и как маленький рассказ, в котором кто-то нарвал этот букет, покрытый еще свежей росой, а потом поставил в маленькую корзинку.

Описание картины Моне

Совершенно отличным от Саврасова перед нами предстает Клод Моне. У этих художников абсолютно разная манера письма, но оба они стремятся к одному – к созданию реалистичной композиции. Описание картины Моне «Маковое поле» (1886,) можно построить на сравнении со стилем Саврасова. «Маковое поле» неприметно вблизи, оно требует того, чтобы зритель с дальнего расстояния вглядывался в красное зарево маков, далеких крон деревьев, горных вершин. Давая описание картины Моне мы можем дать вид, который открывается, если смотреть на картину вблизи, и на вид, который открывается, если смотреть с расстояния.

Описание картины Кустодиева

В описание картины Кустодиева, причем картины любой, можно рассказать с чего начался путь живописца. Делая описание картины Кустодиева, всегда старайтесь предоставить читателю как можно больше интересной информации об эволюции профессионального мастерства художника. К примеру, Кустодиев начинал как портретист, и это сказалось потом на его умении рисовать полотна, которые будто воплощены в цветном мраморе. Каждое описание картины Кустодиева должно говорить о его неповторимой манере изображения.

Описание картины Васнецова Аленушка

Очень часто картины созданы по мотивам каких-либо художественных произведений. Создавая описание картины, никогда не ленитесь узнать, а каковы мотивы написания. К примеру, делая описание картины Васнецова «Аленушка», нужно упомянуть, что полотно было создано по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В этой картине все созвучно: и Аленушка, впавшая в горькие раздумья над судьбой своего брата, и мрачность темной густой травы вокруг, и лес, что чернеет позади. Составляя описание картины Васнецова «Аленушка», укажите на эту мрачную гармонию. Описание картины Васнецова «Аленушка» характерно еще и взглядом девочки. В описании картины дайте эпитет этому взгляду, и пусть этот эпитет как бы станет «духом» полотна.

Описание картины Саврасова

Для Саврасова характерны богатая цветовая палитра, и разнообразие настроений. К примеру, делая описание картины Саврасова «Волга», мы должны в первую очередь, рассказать о контрасте светлых и темных тонов. В картине они идут как бы полосами: полоса темная, полоса светлая. Когда делаете описание картины Саврасова, любой картины, можно составить описание картины как разговор с читателем. Для этого нужно просто начинать фразы так: «А вы знаете, что…?», «Как вы думаете…?», и т. д.

Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. С одной стороны, демон — как бы муза, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, а с другой стороны может быть разрушительной силой, сжигающей изнутри, и творец не может найти средства для борьбы с ним. Для Врубеля тема демона была актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Художник всю жизнь смотрел в глаза своему демону и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире.

Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Согласно легенде, демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, которая умерла в результате поцелуя его поцелуя. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Эта трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, который не столько зло и не столько князь тьмы, а больше – страдающее раненное существо, одновременно мощное и благородное. Для Врубеля он — могучий творческий дух, посредник между людьми и богами.

Картина «Демон сидящий» представляет собой фигуру существа, сидящего на вершине горы. Все его тело, все его мышцы напряжены, пальцами сжаты, что очень резко контрастирует с меланхоличным выражением лица демона. Он – пассивный, замкнутый и все еще гордый, но ужасно одинокий и очень чувствительный. Демон сидящий являет собой обобщенное изображение души. Глаза сфокусированы внутрь себя, руки сложены, как будто этот могучий дух пытается изолировать себя от окружающего и углубиться в свои мысли.

Этот персонаж Врубеля — антитеза женственности, и тем не менее, обладает длинными волосами, мягким лицом и надутыми губами. Его глаза наполнены тоской по любви в этом холодном и отчужденном мире. На щека замерла кристально чистая слеза – демон как будто скорбит о хрупкости жизни, любви, счастья и всего земного мира. В этом персонаже видна ужасающая раздвоенность: могучее тело, подобное гранитному камню, и трепетная ранимая душа.

Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. Вокруг все полно невероятных превращений. Невиданные цветы, что заполнили всю правую часть картины, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Устилая землю и прижимаясь к ногам демона, они как бы удерживают персонажа на этой бренной земле. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше напоминают пожар или конец света, чем тихий летний вечер.

Художники, своим огромным удивительным миром красок и талантом прославили Россию. Их творения - это известные всему миру картины, которые открывают нам неповторимый каламбур живописных оттенков, жизненных реалий и отражающих в себе уникальность истории и культуры.

На данной странице вы найдете Описание картин русских живописцев 19 века. Все эти полотна обладают удивительным магнетизмом, посетителей музеев завлекают сюжеты, которые никто ранее из старых мастеров просто не позволял себе.

Сегодня остановившись на минутку в музее в Москве или в Санкт Петербурге у подобных полотен, посетитель оказывается окружен аурой эпохи 19 столетия, то есть в далеком прошлом и сопереживаешь изображенным событиям и мысленно представляешь описание картины по увиденному сюжету определенного автора. Время, словно остановилось и вот уже проходит полчаса, и трудно отвести взгляд, находя все новые подробности композиции, будто читаешь увлекательный роман.

Очень часто посетители музеев зачаровываются пейзажами Ивана Шишкина, Василия Поленова, молодого Федора Васильева ну и конечно Архипа Куинджи. Шишкинский лес это уже классика, непревзойденные ни кем сюжеты лесных полян с колоритными соснами и кустарниками, мысленно чувствуется аромат хвои, свежего утреннего воздуха и таинство лесной глуши. В описаниях картин Поленова и Васильева превалируют романтические оттенки и впечатления, тишина и умиротворение. Березовая Роща Куинджи обязательно поднимает настроение своей яркостью красок и колорита ну и конечно простотой и некоторой декоративностью.

Во II половине XIX века, художники все чаще откликаются на нужды простого народа, находящегося в угнетенном положении. Главным направлением становится реализм красочно раскрывающий зрителю все оттенки той непростой крестьянской жизни. К таким сюжетам часто обращались русские художники, среди них Константин Маковский и Владимир Маковский.

Благодаря кистям этих мастеров мы сегодня воочию видим, красочные сюжеты того времени отраженные в замечательных картинах, раскрывающие не простые, взволнованные взгляды и конечно характеры крестьян, малолетних детей, как одевались люди, незатейливые предметы быта и многое другое.

Эта тематика по нраву была многим художникам, как раз в это время создавался союз художников-передвижников, которые были заинтересованы отображать на своих полотнах истинно реальную жизнь а не сюжеты из древней мифологии, которые часто предлагались художникам в академии художеств.

Ведущая роль в набирающем обороты изобразительного искусства России 19 века принадлежит живописи. Особенностью данного течения времени явилось развитие живописи исторической, увлечение художников и публики событиями древней истории, взятой в ее трагические, кульминационные моменты русской истории.

Описание картин художника Василия Сурикова - это не только разговор о колорите и композиционном плане картин талантливого русского живописца, это взгляд в историю донесенную до нашего понимания автором. Как истинный мастер он раскрыл нам кульминационные мгновения военных баталий и чувства и переживания героев, словно застывшие в вечности.

Идеалы мастеров менялись, перетекая из одного жанра в совершенно новый, другой. На особенность произведений отечественных мастеров повлияло то, что Россия расположена на стыке европейских и восточных цивилизаций, и это оставляет заметный свой не повторимый оттенок на видении мира.

Пейзажные экспозиции картин Айвазовского, находятся в самых известных и крупных музеях мира, стоимость этих работ бьет все рекорды. В описаниях картин Айвазовского можно прочувствовать красоту моря с его величественными прозрачными волнами, романтическими солнечными закатами, магическим лунным освещением и глубиной воздушности морского пространства. Можно с уверенностью сказать шедевры этого великого мариниста - до сих пор непокоренная вершина для многих художников со всего мира.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.