Почему финны хранят памятники русским царям. Великий Кремль: Царь-колокол

Рассказываем, где можно встретить памятники правителям России - от самых больших до самых неприметных, от тех из них, что вызывают изумление и смех, до тех, что вознесли гений человеческой мысли до небывалых высот.


Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент еще при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить к 1747 году. После чего еще долгое время памятник был бесхозный и искал пристанища. В итоге его поставил Павел Первый напротив своего Михайловского замка в 1801 году. На пьедестале он велел написать «Прадеду – правнук» (считается, что в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая»).

    ст. м. Невский проспект, площадь у Инженерного замка, Садовая ул., 2


Главный (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине Второй, которая считала его главным российским правителем. Постамент сделали из гром-камня, найденного казенным крестьянином Семеном Вешняковым. Есть поверье, что пока памятник Петру находится на своем месте, с городом все будет хорошо.

    ст. м. Адмиралтейская, Сенатская площадь


Скульптура, установленная в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли.

    ст. м. Горьковская, Петропавловская крепость


Одно из главных произведений Карло Бартоломео Растрелли, скульптора, вызванного в 1716 году Петром Первым в Петербург, автора первого памятника великому императору. Считается, что скульптура Анны Иоанновны является вершиной творчества Растрелли, одним из самых филигранных его произведений.

    ст. м. Гостиный двор, Государственный Русский Музей, Инженерная ул., 4


В Петербурге, как это ни удивительно, памятников Елизавете Петровне нет. Зато есть на Северо-Западе. Самый знаменитый - в Балтийске, что в Калининградской области. Это часть историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт». Установлен в 2004 году. Императрица изображена на коне в форме лейб-гвардии Преображенского полка (именно так она была одета во время дворцового переворота, который привел ее к власти). Памятник поставили в честь побед русской армии во время Семилетней войны, когда территория Восточной Пруссии, где находится Балтийск, на короткое время стала областью Российской Империи (любитель всего немецкого Петр Третий потом вернул ее пруссакам за просто так, что вызвало недовольство в русском обществе).

    Балтийск, берег моря


Торжественное открытие памятника великой императрице Екатерине состоялось в 1873 году. У основания монумента, помимо нее, нашли свое место фигуры известных деятелей России второй половины 18 века: военачальники Суворов и Потемкин, граф Румянцев, поэт Державин, президент Академии художеств Бецкий, княгиня Дашкова, возглавлявшая Академию наук и Российскую академию; Орлов, глава Коллегии иностранных дел Безбородко и флотоводец Чичагов.

    ст. м Гостиный двор, площадь Островского

Есть два памятника Павлу I работы мастера Витали, абсолютно идентичные. Первый был установлен в 1851 году напротив Гатчинского дворца, где провел свою молодость будущий император. Второй - около Павловского. Сам Павел был списан скульптором Витали с самого знаменитого парадного портрета императора 1796 года.

    площадь у дворца Павла Первого в Гатчине


Существуют и обычные памятники Александру I. Например, в Финляндии. При этом в самом Петербурге большого памятника одному из самых печальных императоров на российском троне так и не появилось. Зато есть Александровская колонна. Считается, что скульптор Орловский намеренно придал ангелу на ее вершине черты лица Александра I.

    ст. м. Адмиралтейская, Дворцовая площадь


Этот памятник работы Клодта уникален хотя бы по той причине, что у лошади, которая несет императора, всего две точки опоры. Но были связаны с этим монументом неприятности. Например, когда придумывали памятную надпись для него, какой-то аноним прислал предложение написать «За 18 февраля 1855 года» (день смерти Николая Первого): настолько не любили императора в русском обществе.

    ст. м. Адмиралтейская, Исаакиевская площадь

Этот монумент, установленный на Суворовском проспекте, является подарком Украины Петербургу к его трехсотлетию, а также точной копией знаменитого памятника царю-освободителю, который был установлен в Киеве в 1910 году и стоит ныне во дворе местного городского музея.

    ст. м. Чернышевская, двор Военной Академии связи, Тихорецкий пр., 3


Скульптор Паоло Трубецкой утверждал, что не занимается политикой и просто «изобразил одно животное на другом». Действительно, памятник Александру III, открытый в 1909 году на Знаменской площади (будущей Восстания), был далек от привычных парадных монументов российских царей: массивное, грузное и грозное императорское тело водрузилось на такого же мощного коня, который никуда не двигается. Это не вздыбленные лошади у Петра и Николая, это не прогресс, а стабильность, помноженная на государственную мощь (Александра III до сих пор зовут «самым русским царем» и хвалят за то, что страна при нем не воевала). «Бегемот на комоде» - это из знаменитой загадки - простоял на площади еще двадцать лет после революции. В 1927 году его даже использовали для торжеств, поместив в клетку. Теперь он установлен во дворе Мраморного дворца: что примечательно, на месте революционного броневика.

    ст. м. Адмиралтейская, Миллионная ул., 5/1, двор Мраморного дворца


В Петербурге есть даже памятник последнему российскому императору, которому неохотно ставили монументы и после 1991 года. Причем инициатива принадлежала не городским властям и не политической партии, а приходу Крестовоздвиженской церкви, около которой бюст и установлен. Скульптор пользовался только фотоизображениями императора.

    ст. м. Обводный канал, Лиговский проспект, 128


Ещё один памятник Николаю Второму, где он изображён вместе со своей супругой. Монумент появился в 2013 году, в честь 400-летия Дома Романовых и к 120-летию бракосочетания царской семьи. Расположение сооружения весьма символично: в 1904 году по проекту, лично утверждённому Николаем Вторым, именно здесь была осуществлена закладка каменного храма на Обводном канале, которую приурочили к десятилетию царской свадьбы.

Средства на создание живописного монумента были собраны прихожанами храма, а посвящён он не только царской чете, но и всем семейным парам, чья сила любви и верности друг другу достойны памятника.

    ст. м. Балтийская, Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), наб. Обводного канала, 116

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами. Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках. Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку.

Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных. Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса так никогда и не услышала.

Великий Кремль: Царь-пушка

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года.

Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна - почти 40 тонн. Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага. Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет. По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что - приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа. В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить. Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Петропавловская крепость и страницы истории Питера

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты.

Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры. Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли. С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых. Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения.

Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола. Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства.

Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы. Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев. В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года. Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента. Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона. Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы.

Самые известные в России расположены в Петербурге. Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием "Медный всадник", который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с "Медным Всадником" связано множество легенд, в частности, о петербургском "мистическом тексте". Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением. Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.

Культурная столица России привлекает туристов не только своими музеями, мостами и каналами. Именно здесь появились первые во всей державе монументы, посвященные самым известным в истории монархам. И, погуляв по тенистым аллеям, оценив памятники в летнем саду в Санкт-Петербурге, каждому гостю наверняка захочется поглубже окунуться в великую историю северной столицы.
Самые известные памятники царям в Санкт-Петербурге
На величественных берегах Нева увековечена практически вся линия Романовых: Петр I, три Александра, Павел, два Николая и Екатерина. Их скульптуры, увековеченные в камне, представляют собой бесценные памятники истории Санкт-Петербурга, и каждый день напоминают о его великом прошлом. К сожалению, даже не каждый петербуржец сегодня сможет точно ответить, чья скульптура находится перед ним. А потому перед прогулкой по питерским улицам и проспектам, лучше заранее прочитать про царские памятники Санкт-Петербурга, фото с описанием и экскурсом в историю которых представлены ниже.

ПАМЯТНИКИ ЦАРЯМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОТ НИКОЛАЯ I ДО НИКОЛАЯ II.

Петербург - город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление - фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на берегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого - Петр.

к Исаакиевскому собору передом, красуется царственный всадник в мундире

конной гвардии. Статую создал любимый скульптор Николая - великий лошадник

Петр Клодт, и лошадь здесь играет главную роль. Часто повторяют, что конная

статуя с двумя точками опоры на задние ноги - уникальная конструкция; но это

преувеличение, подобные памятники в стране и мире имеются.

Уникальность бронзового Николая в другом, - он стал и рифмой, и полной

— город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление — фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на брегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого — Петр.

Первый

Петров Первых в городе много — каменных, бронзовых, восковых, фарфоровых, шоколадных и просто ряженых. Собственно памятников как минимум пять, и их число плавно увеличивается. Царь-реформатор, авангардист и затейник, провоцирует художественные эксперименты, в результате чего рождаются такие выразительные творения, как лысый монстр Михаила Шемякина, восседающий напротив романовской усыпальницы в Петропавловской крепости . Не менее скандальным для своего времени был и Медный Всадник , но мы предлагаем начать смотр царей с более, на первый взгляд, традиционного памятника. С конной статуи работы Карло Растрелли, отца великого архитектора, перед Инженерным замком .

Фото: Александр Секретарев/Фотобанк Лори

«Прадеду правнук», — лаконично написано на постаменте. Это отметился Павел I, с недавнего времени тоже занявший место неподалеку, за спиной прадеда, во внутреннем дворе замка (об этом позже). Все очень торжественно: царь в римских доспехах и лавровом венке, гордый спокойный конь, высокий пьедестал с сюжетными барельефами. Лавровые листья на голове Петра стоят дыбом, как языки пламени, и заменяют корону. В общем, образцовый рыцарь на образцовом коне. Если не приглядываться.

Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори

Если же приглядеться, можно заметить, что Растрелли за три века до Шемякина решительно исказил пропорции модели — сильно расширил Петра в груди, придав всаднику мощи. Портретное сходство осталось, но исчезло все то, что любят изображать ряженые Петры-актеры — свирепый взгляд и некоторая истеричность порывистого долговязого царя. Перед Михайловским замком красуется воплощение державной важности.

Зрителей чаще интересует другое, более странное искажение. Не у всадника, а у коня. Этого коня тоже считают слепленным с натуры — с любимого императорского жеребца по имени Лизетта (да, Петр Алексеевич был эксцентричен), ветерана Полтавской битвы. Копыто его левой передней ноги, если смотреть на пьедестал с земли, выглядит как туфелька на каблуке. Объяснить этот оптический фокус трудно, городская легенда об увековечении ножки какой-то дамы не очень убедительна. Найти ракурс, в котором наконец появится обычное копыто, не удается.

Заметить лошадиную туфельку снизу не так просто, зато другая деталь постамента бросается в глаза. На темном барельефе с изображением Гангутской битвы в любую погоду золотится отполированная многочисленными прикосновениями деталь — фигура человечка, которого вытаскивают из волн в лодку. По примете, за него надо подержаться перед экзаменом, чтоб не «утопили». Но нужно еще дотянуться, так что пальцами страждущих отполирована самая доступная, филейная часть «спасаемого из вод».

Между Первым и Второй

От смерти Петра Великого до воцарения его дочери Елизаветы на российском престоле сменилось четверо невеликих монархов — Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн VI с матерью-регентшей Анной Леопольдовной. Все они обходятся без столичных памятников, если не считать монументом пышную скульптурную композицию того же Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Она открывает экспозицию Русского музея .

У Елизаветы Петровны собственной статуи в Петербурге тоже нет. Это несправедливо — любимая дочь Петра оказалась правительницей своеобразной, но яркой. В общем, «веселая царица была Елисавет». Ее любовь к балам и маскарадам в сочетании с искренней религиозностью, пять тысяч платьев и опустевшая казна заслоняют другие достижения: Елизавета, например, отменила в России смертную казнь и открыла Московский университет.

Один памятник у нее все-таки был, но до наших дней не дожил. Не бронзовый, не мраморный, а «бисквитный» (из матового фарфора) бюст царицы поставили в 1895 году во дворе Императорского фарфорового завода, при ней основанного.

Елизавете наследовал Петр III — еще один горемычный царь, памятника не заслуживший. В отличие от жены.

Екатерина

Фото: Александр Алексеев/Фотобанк Лори

Екатерина II — во всех смыслах вторая после Петра I, а памятник на площади Островского перед Александринским театром — второй по популярности царский монумент. Он находится в пятнадцати минутах ходьбы от растреллиевского Петра. Император жезлом указывает примерно туда, в сторону «Катькиного садика». Надо пройти направо по Манежной площади, потом по оживленной и уродливой, как все «арбаты» страны, Малой Садовой, потом через Невский — к скверу с четырехметровым многофигурным памятником. Екатерина в парадном платье высоко подняла скипетр, у ее ног по кругу расположились соратники: Потемкин, Суворов, Румянцев, Безбородко, Бецкой, Чичагов, Орлов, Дашкова и Державин.

Вокруг красиво и мирно, «как при бабушке». За спиной Екатерины — Аполлон и музы на фасадах театра, по левую руку — философы Публичной библиотеки, напротив — бравый Гермес на здании Елисеевского магазина и футболисты в витрине фирменного магазина «Зенит». У ограды садика традиционно ловят клиентов уличные художники. Под деревьями исторически встречались геи и шахматисты. Царица привечает всех.

При создании и установке памятника, если верить хроникам, ни один человек не пострадал — такое бывало редко. Никаких зловещих ассоциаций и легенд не возникло. Только фривольные: говорят, что сподвижники Екатерины, украшающие собой пьедестал, жестами и подручными средствами показывают, насколько их одарила природа. Лишь Державину нечем похвастаться да княгиня Дашкова не участвует, читает книгу.

Правда, из всех девяти персонажей фаворит царицы здесь только один. Зато какой — Григорий Александрович Потемкин с фельдмаршальским жезлом.

Павел I

Чтобы увидеть сына и наследника Екатерины, придется вернуться к Инженерному замку. И сделать это надо до 18:00, потому что относительно новый памятник доступен для осмотра «в режиме работы организации». Вечером двор запирают, и это добавляет не слишком удачной скульптуре символизма: невезучий император в глубине двора огражден решеткой от большого мира, как вечный узник того места, где нашел свою смерть.

Фото: Андрей Ижаковский/Фотобанк Лори

Памятник появился в 2003 году, он очень театральный и чрезмерный. Павел с напряженным лицом, в полном царском облачении, в орденах, со скипетром и державой, восседает на причудливом троне, поставив ноги на табуреточку. Перед ним водружены два декоративных столба неясного назначения, и все это помещено на черный-черный гробообразный пьедестал. В довершение несчастья памятник буквально задвинули в угол — переместили из центра двора к стене «для удобства посетителей». В общем, Михайловский замок неласков к своему хозяину и после его смерти.

Александр I

«Полно ребячиться, ступайте царствовать», — такими словами граф Пален напутствовал нового императора Александра I после устранения Павла. Пассивный отцеубийца, победитель Наполеона, царь-реформатор и царь-мистик полноценной личной скульптуры в Петербурге не имеет. Тем не менее его монумент мощнее и выше всех прочих — Александровская колонна на Дворцовой площади . Лицу ангела будто бы придано сходство с лицом Александра Павловича, которого называли «ангелом», но уловить это сходство невозможно — ангел и ангел, бесполый и бесстрастный. Учитывая все темные легенды вокруг царя, будто бы разыгравшего собственную смерть в унылом Таганроге , чтобы под видом старца Федора Кузьмича странствовать и отмаливать грехи, такая персона ему подходит.