Площадь шатле в париже. Площадь Шатле в Париже: подробное описание. Что скрывает в себе площадь Шатле в Париже

Когда говорят о наполеоновских памятниках Парижа, обычно называют две триумфальные арки, Вандомскую колонну и усыпальницу Наполеона в соборе Инвалидов. Гораздо реже вспоминают фонтан Победы на площади Шатле, хотя, на мой взгляд, это один из самых интересных памятников наполеоновской эпохи.

Наполеон придавал большое значение монументальной пропаганде, но громадье планов императора, стремившегося превратить Париж в столицу мира, мешало их осуществлению. Некоторые монументы были закончены только в период Июльской монархии и Второй империи, другие - так и остались на бумаге. К числу немногих памятников, построенных в годы правления Наполеона I, относится триумфальная колонна и фонтан Победы на площади Шатле.

Площадь Шатле обязана своим названием крепости Гран-Шатле, построенной в 1130 г. Людовиком VI около моста Менял, чтобы защищать остров Ситэ. После того как при Филиппе II Августе Париж был обнесен надежной стеной, крепость утратила свое оборонительное значение и в ней разместилась резиденция прево Парижа. До революции крепость служила тюрьмой, а в 1802 г. была снесена. На ее месте в 1806-1808 годах по проекту Франсуа-Жана Бралля (1750 - 1832), главного инженера службы водоснабжения города Парижа, был установлен фонтан в память побед, одержанных Наполеоном Бонапартом.

Фонтан Победы известен также как "Пальмовый фонтан". Построенная в 1806 году колонна украшена пальмовыми листьями, между которыми выбиты названия наполеоновских побед в Италии, Египте и Германии (Лоди, Пирамиды, Маренго, Ульм, Данциг). Венчает колонну богиня Победы, творение Луи Симона Буазо (1743-1809).

Монумент является характерным образцом наполеоновского ампира ("стиля Империи"), сочетающего в себе черты классической архитектуры императорского Рима с вошедшими в моду египетскими мотивами. В то же время его облик и скульптурный декор странным образом напоминает сталинские павильоны и фонтаны ВДНХ.

Возле римского орла теперь ютятся парижские голуби.

При Наполеоне III, когда площадь Шатле подверглась ре­конструкции, фонтан поставили на новый цоколь, украшенный сфинксами (1858).

В 1863 году площадь приняла свой нынешний вид, после того как по обеим её сторонам выросли два театра. Слева (если стоять спиной к Сене) – Театр Шатле с залом около трех тысяч мест. Напротив – Городской Театр – бывший Театр Сары Бернар, в котором великая актриса играла многие годы. Купив здание в 1899 году, она открыла сезон следующего года специально для неё написанной героической драмой Эдмона Ростана «Орлёнок».

Колонну сейчас венчает копия шедевра Буазо.

Так выглядела площадь Шатле во времена Наполеона.
С картины Этьена Буйо, около 1810 г.

На площади Шатле находятся два театра и один фонтан. Расположена она в центре города, возле моста Менял, и является одним из важных транспортных узлов столицы.

По-французски chatelet означает «рыцарский замок». В самом деле, в 1130 году Людовик VI построил возле моста Менял (который тогда уже существовал) крепость Гранд-Шатле, чтобы защитить с этой стороны вход на остров Сите. Но деятельный Филипп Кривой, первый король Франции, решившийся назвать себя этим титулом (до него были «короли франков»), вскоре построил вокруг Парижа стену, и крепость потеряла свое значение. В течение столетий она была тюрьмой. В 1802 году Наполеон приказал ее снести и поставить на этом месте фонтан в честь императорских побед.

Фонтан Побед имеет второе название – Пальмовый. Созданный по проекту главного инженера службы водоснабжения Парижа Франсуа-Жана Бралля, он украшен каменными пальмовыми листьями, между которыми выбит длинный список наполеоновских побед. Пальмовый фонтан – образец наполеоновского ампира, сочетающего в себе элементы классической римской архитектуры с египетскими мотивами. Венчает колонну статуя богини Победы работы Луи Симона Буазо.

Друг напротив друга на площади находятся два известнейших театра-«близнеца» – Шатле и Городской, появившиеся здесь в период градостроительных реформ барона Османа. Оба здания выстроены по проекту Габриэля Давиу, у них одинаковые фасады.

Городской театр раньше назывался «Театр Сары Бернар» – знаменитая актриса в 1899 году взяла его в аренду. Во время оккупации театр утратил имя актрисы-еврейки. В 60-е годы прошлого века здание было отремонтировано за счет города и получило нынешнее название. Здешняя сцена отдана современной хореографии.

Напротив находится еще более знаменитый театр «Шатле». Здесь, в частности, вручается французская национальная кинопремия «Сезар». В начале XX века именно здесь шли «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Сцена театра видела Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского, Сергея Лифаря. Здесь пел великий Федор Шаляпин.

Площадь Шатле расположена возле Моста Менял, у входа в самое сердце Парижа – . В переводе с французского «шатле» означает «рыцарский замок», но сегодня никакого замка уже не нет, а романтическое название осталось.

История

Родословная площади Шатле достигает 1130 года, когда на ее месте по приказу Людовика VI возвели оборонительную крепость Гран-Шатле, призванную защищать остров Сите. При «первом короле Франции» Филиппе Кривом, который решил окружить Париж надежной стеной, крепость потеряла свое былое значение.

Дабы оправдать ее существование из Гран-Шатле решили сделать тюрьму, которая исправно выполняла свои обязанности до Великой французской революции. Однако, немного не дожив до своего 700-летия, в 1802 году она была снесена по желанию нового французского Императора Наполеона.

Почтить память такого выдающегося сооружения Наполеон решил своеобразно – установил памятник в честь… Собственных Побед.

Достопримечательности

Сегодня самой главной достопримечательностью площади Шатле является Фонтан Победы , или по неофициальному названию Пальмовый Фонтан , увидевший свет в 1806 году благодаря усилиям главного инженера Парижа по водоснабжению Франсуа-Жана Бралля.

При возведении фонтана были заимствованы египетские мотивы, поэтому он выглядит как колонна-обелиск, увенчанный статуей богини Виктории. Сама колонна декорирована листьями пальм, между которыми можно прочитать названия всех побед Наполеона в Египте, Италии и Германии.

У подножия колонны величественно расположились Сфинксы Древнего Египта, из ртов которых и течет вода.

Достойным обрамлением ампирного фонтана служат два театра-близнеца, увидевшие друг друга в 1862 году стараниями архитектора Габриеля Давида.

Городской театр – это театр танца, один из наиболее престижных в Париже. В свое время он назывался именем Сары Бернар, которая в нем работала. Но в 1868 году театральные постановки сменились хореографией, и имя актрисы перестало соответствовать его духу. Хотя существует мнение, что всему виной еврейское происхождение Сары Бернар.

Второй близнец – музыкальный театр Шатле , имеющий звание самого большого зала классической музыки в Париже. Именно здесь проводится церемония вручения «Сезара» - главной премии Франции в области кинематографа.

Насладившись величием фонтана и театров на площади Шатле исследователю достопримечательностей Парижа предстоит сделать выбор как в сказке: направо пойдешь – с найдешь, налево пойдешь – фонтан Стравинского и увидишь, прямо пойдешь – к городской мэрии выйдешь.

Месторасположение

Наиболее удобный способ добраться к площади Шатле для индивидуального туриста – это метро. На одноименной станции Chatelet пересекаются 1, 4, 7, 11 и 14 ветки метро. Расстояние от станции метро до площади составляет всего 100 м по Rue Saint-Denis.

Те, кто прибыл на собственном автомобиле, могут попытаться найти свободное место на платной парковке на Avenue Victoria, которая пересекается с Rue Saint-Denis непосредственно возле достопримечательностей. GPS-координаты парковки: 48.858021, 2.346554. 

|
|
|
|
|
Ближайшие отели: в 470 метрах Hotel Aux Ducs De Bourgogne от 195 € *
в 140 метрах Hotel Britannique от 179 € *
в 330 метрах Hotel Flor Rivoli от 95 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: Châtelet (Шатле) линии

Мы на площади Шатле, на набережной Сены у Моста менял. Странное название для площади, ведь в средневековой Франции Châtelet означало «рыцарский замок». Оглядываемся… замков не видно, всё чистый XIX век.

Чтоб понять, в чём дело, надо углубиться в историю, веков эдак на 11. Тогда весь Париж умещался на острове Сите, а с правым берегом Сены его соединял каменный мост, сохранившийся ещё с римских времён и стоявший на месте нынешнего моста Нотр-Дам.

В IX веке во время одного из нападений норманнов мост разрушается, а новый, деревянный, строится выше по течению на месте нынешнего Моста менял, то есть ведет к тому месту, где мы стоим. Чтоб следующие норманны не добрались до моста так легко, на правом берегу строится Grand-Châtelet - Большой замок, а для прикрытия мостика, ведущего на левый берег - Petit-Châtelet, то есть Малый.

На рубеже XII-XIII веков Филипп II Август строит вокруг разросшегося Парижа крепостную стену и внутренние замки теряют оборонительное значение, становясь тюрьмами, так как всё что для этого надо, здесь уже есть: крепкие стены, неуютные помещения и внутренний дворик, чтоб ходить по кругу.

Тысячелетний Большой Шатле разрушил Наполеон I, не питавший большой любви к родной старине, а предпочитавший ей эстетику имперского Рима. Пустую площадь Бонапарт украсил фонтаном в честь своих выигранных битв, названия которых оплетают колонну, венчающуюся позолоченной статуей Ники - богини победы, которая собирается вручить императору сразу несколько лавровых венков.

Жаль всё-таки, что в погоне за обновлением были снесены эти хмурые древние замки: оба Шатле, Бастилия и Тампль, но, правда, нам в утешение остался кусочек замка Консъержери и целый Венсеннский.

Во время обновления Парижа бароном Османом на площади Шатле появились 2 театра с одинаковыми фасадами. Их построили в 1860-1862 годах по проектам Габриэля Давиу (автора фонтанов Обсерватории и на пл. Сен-Мишель).

Правый, если смотреть от Сите - Городской театр. В 1899 году его взяла в аренду знаменитая Сара Бернар и дала своё имя, которое он потерял во время фашистской оккупации, т.к. Бернар была еврейкой. После масштабной перестройки внутренних помещений в 1960-х годах за счет города театр получил нынешнее имя. Основу репертуара сегодня составляет современная хореография.

Напротив «Городского» стоит театр «Шатле». Площадка сдаётся под разные проекты: концерты классики, джаза, мюзиклы, а также служит местом вручения кинематографической премии Сезар (французского аналога «Оскара»). Для нас же намного интереснее история начала XX века, когда в театре устраивались первые «Русские сезоны» Дягилева. В то время Россия и Франция были более дружны, чем когда-либо, и всё русское вызывало повышенный интерес. Сцена этого театра видела окутанных легендами древности балетных див: Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Веру Каралли, Тамару Карсавину,- через одну любовницы Романовых, а из мальчиков Вацлава Нижинского и Сержа Лифаря - сплошь любовники уже самого Дягилева.


Парижане – народ бережливый, поэтому в столице Франции бережно сохраняют памятники истории и архитектуры, связанные с личностями или событиями, сыгравшими значительную роль в жизни страны. Так и деяния первого французского императора, Наполеона I Бонапарта, увековечено не только на бумаге, но и в камне. Что интересно, в Париже гораздо больше памятников, построенных по велению самого Наполеона, чем в благодарность ему. Вот и многие монументальные фонтаны, украшающие площади Парижа, появились благодаря распоряжению императора о бесплатном снабжении горожан чистой питьевой водой. А фонтан Победы, более известный как Пальмовый фонтан (la fontaine du Palmier), на площади Шатле еще и увековечил славные победы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.

Фонтан Победы при Наполеоне Бонапарте

Бурный рост населения Парижа в XVIII-XIX веках спровоцировал нехватку питьевой воды в городе. Поэтому Наполеон в 1806 году отдал распоряжение своему министру внутренних дел построить 15 фонтанов для снабжения парижан свежей питьевой водой. В это же время на площади Шатле завершали снос старой крепости Гранд-Шатле, и требовалось украсить освободившееся место. Так возник проект фонтана Победы, который не только снабжал бы жителей района питьевой водой, но и увековечил громкие победы императора в его заграничных походах.

Проект монументального фонтана разработал Франсуа Бралле. В его основу он положил римскую триумфальную колонну, украшенную вверху поясом стилизованных пальмовых листьев. Такая идея была привезена из Египта. И этот орнамент дал новому фонтану второе, неофициальное, название – Пальмовый. 18-метровую колонну украшают бронзовые кольца с названиями и датами крупных сражений в Египте, Италии и Австрии, в которых французы под командованием Наполеона одержали победу, снизу вверх:

  • битва при Лоди (1796),
  • битва у пирамид (1798),
  • битва при Маренго (1800),
  • битва при Ульме (1805).

Низ колонны украшен выбитыми королевскими лилиями. А вокруг колонны кружат каменные девушки – воплощение Воздержания, Праведности, Предостережения и Силы.

На постаменте с двух сторон – барельефы римских имперских орлов, ставшие приютом для парижских голубей, а по углам – рога изобилия с носами в виде голов дельфинов, из пастей которых в бассейн течет вода. Колонну венчает земной шар, который покоится на облаках, окруженный головками ангелов. А на нем: позолоченная статуя богини Победы – крылатой Нике, созданной скульптором Луи Буазо. В поднятых руках богини – лавровые венки для победителей. Сегодня оригинал статуи хранится во внутреннем дворе Музея истории Парижа – Карнавале, а фонтан с 1898 года украшает ее точная копия.

Пальмовый фонтан в эпоху барона Османа

Грандиозная перестройка Парижа, проводимая под руководством префекта барона Османа, коснулась и площади Шатле. В 1858 году руины старой крепости убрали полностью, а на их место, в самый центр площади, передвинули фонтан Победы. Но архитектор Габриэль Давью дополнил фонтан еще одним бассейном и фигурами египетских сфинксов, извергающими потоки воды. В результате преобразований общая высота фонтана достигла 22 метров, что сделало его самым грандиозным фонтаном в Париже.

Пальмовый фонтан – классический образец архитектуры наполеоновского ампира, или стиля Империи, который возник благодаря органичному слиянию классической архитектуры Римской империи и модных в то время египетских мотивов. А дополнения времен барона Османа только украсили столь грандиозное сооружение – одно из немногих, оставшееся в Париже от первого императора.

Как добраться

Адрес: Place du Châtelet, Paris 75001
Метро: Châtelet
Обновлено: 02.03.2017