Письмо фнс 5523 иностранные счета. Разъяснение позиции фнс россии о признании незаконными операций по счетам в иностранных банках. Как не допустить беспредела и защитить иностранные банковские счета

01.09.2017

Письмо ФНС от 16 июля 2017 г. N ЗН-3-17/5523 выражает спорную позицию налогового органа по признанию всех валютных операций по счету резидентов РФ в иностранных банках незаконными вследствие непредставления уведомлений и отчетов о таких счетах.

Письмо ФНС – это документ, не являющийся нормативно-правовым, и его положения носят информационно-разъяснительный характер. В данном случае орган выражал свою позицию о нарушениях валютного законодательства резидентами РФ, в первой части письма приводя положения законодательных актов, а именно нормы Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В частности, были приведены нормы, устанавливающие обязанность резидентов уведомлять налоговый орган об открытии счетов в зарубежных банках, а также об изменениях реквизитов счетов и их закрытии. Помимо этого, в тексте Письма была упомянута обязанность резидента РФ представлять отчет о движении средств по счетам. За неисполнение этих обязанностей предусмотрена административная ответственность (ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее – КоАП РФ).

Перечислив законодательную базу, ФНС приходит к выводу, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами - резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями» . При этом такой вывод не основан на законе, т.к. не следует из приведенных в самом же письме норм соответствующих актов.

Определение незаконных валютных операций дано в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ: «запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ». Как мы видим, здесь нет упоминания такого признака незаконной валютной операции, как непредставление уведомления и/или отчета о движении средств. Это самостоятельные составы правонарушения, за которые предусмотрена отдельная административная ответственность.

При этом, Закон N 173-ФЗ также не содержит норм, при помощи которых можно было бы квалифицировать валютную операцию как незаконную в силу того, что она совершалась по счету резидента РФ без заблаговременного представления уведомления и/или отчета о движении средств по счету.

Мнение ФНС, касающееся вопроса незаконности упомянутых операций, как указано и в самом Письме, не является правовой нормой и не влечет за собой возникновения правовых последствий. Можно сделать предположение, в результате чего возникло такое мнение и с какой целью его изложили в официальном документе. Такими действиями налоговые органы могут стимулировать еще не представивших уведомления и отчеты по зарубежным счетам резидентов РФ к передаче информации, в том числе при помощи перечисления мер ответственности за нарушения валютного законодательства.

Прежде всего, неуведомление об открытии счета – это самостоятельное административное правонарушение, за него предусмотрена самостоятельная ответственность в виде штрафа (относительно небольшого, особенно по сравнению со 100% от оборотов по счету). Во-вторых, далеко не бесспорно и утверждение о том, что неуведомление об открытии счета означает нарушение процедуры его открытия. Сейчас к этой процедуре законодательство не предъявляет никаких формальных требований. Счета могут открываться в любой стране совершенно свободно, после чего подается уведомление. В-третьих, признание операций незаконными в связи с отсутствием уведомления нелогично, что видно на следующем примере.

На уведомление об открытии счета законодатель дает 30 дней. То есть нарушение в виде неуведомления происходит лишь на 31-й день. В течение первых 30 дней резидент может совершать операции, например периодически переводить средства с другого своего зарубежного счета. Неужели данная операция, включенная в список разрешенных для пополнения зарубежного счета, станет незаконной на 31-й день? Или же отсутствие уведомления бросит тень и на совершенные в первые 30 дней операции и они, в течение 30 дней бывшие законными, станут незаконными ретроспективно? А если уведомление будет подано с нарушением срока и резидент заплатит положенный штраф за нарушение порядка уведомления о зарубежном счете? Ведь если быть последовательным в мнении о том, что неуведомление о счете означает нарушение порядка его открытия, то даже оплаченный штраф за неуведомление не исправит того факта, что счет был открыт якобы с нарушением. А значит, все будущие операции по нему все равно будут незаконными. Очевидно, что такой вывод противоречит юридической логике.

Что же касается вывода в письме о незаконности операций по счету в связи с неподачей отчета по нему, то привести контраргументы такой позиции сложно, потому что непонятно, на чем она в принципе основана. Вывод о незаконности операций вследствие отсутствия отчета – это нечто совершенно новое. Отчет о движении денежных средств подается раз в год, по истечении почти полугода с момента окончания отчетного периода. Данный документ никак не связан с порядком открытия счета. Вопросов в связи с такой позицией тоже много: будет ли ФНС признавать незаконными все операции за отчетный период или все операции по счету в целом? Что произойдет, если отчет будет представлен с нарушениями или с опозданием?

Приведенные выше соображения и вопросы показывают, что позиция, изложенная в письме ФНС, по меньшей мере неоднозначна. Остается надеяться, что оно не ляжет в основу правоприменительной практики. По имеющимся у нас сведениям, ФНС склонна рассматривать данное письмо как частный ответ на частный вопрос. Насколько нам известно, уже после публикации письма ФНС в конце прошлой недели разъяснила, что незаконными считает операции, совершенные с нарушением закона, независимо от того, было ли подано уведомление о зарубежном счете/отчет по нему или нет (с акцентом на то, что отсутствие уведомления по счету не освободит от обязанности соблюдать режим счета). С таким мнением уже нельзя не согласиться: действительно, факт уведомления или неуведомления о счете не может повлиять на законность операции, на это влияет исключительно ее разрешенность с точки зрения режима зарубежного счета.

В любом случае зарубежный счет по-прежнему требует внимательного к себе отношения. Пользуясь им, в том числе для приобретения продуктов и услуг зарубежных банков и управляющих, совершая сделки на международных площадках, продавая и покупая финансовые инструменты, нужно помнить: все операции по зарубежному счету валютного резидента подпадают под требования российского валютного законодательства. Требования же эти в значительной степени носят ограничительный характер, и зачислять средства на зарубежный счет можно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Хотя перечень допустимых операций в последние годы расширялся, он все равно остается закрытым, в связи с чем риск совершить незаконную операцию по-прежнему высок. Грядущий автоматический обмен информацией (CRS), разработанный ОЭСР, позволит российским налоговым органам в автоматическом режиме получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов, что заставляет относиться к их использованию с еще большей осторожностью и вниманием.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

ФНС России прокомментировала свою позицию насчет возможного признания незаконными операций по счетам в иностранных банках. Незаконная валютная операция в свою очередь чревата штрафом в размере от 75% до 100% от суммы операции.

Такая жесткая позиция ФНС привлекла огромное внимание как налоговых экспертов, так и держателей зарубежных счетов. Агентство The Bell направило официальный запрос в Федеральную Налоговую Службу с просьбой разъяснить позицию, заявленную в письме. ФНС очень оперативно ответила на запрос, и их ответ вкратце сводится к следующему:

  • С одной стороны, приведенная в письме ФНС России от 16 июля 2017 года № ЗН-3-17/ позиция «является ответом на конкретную ситуацию, описанную заявителем в обращении». То есть указанное письмо, вроде как, является ответом на частный вопрос.
  • С другой стороны, ФНС еще раз подтвердила, «что если валютная операция по зарубежному счету совершена с нарушением требований валютного законодательства, то нарушитель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ» (напомню, что ч.1 ст. 15.25 КоАП предусматривает штраф от 75% до 100% от суммы операции).
  • А теперь самое, на мой взгляд, главное. ФНС сообщила, что в случае выявления счетов, открытых в иностранных банках, по которым не были поданы уведомления об открытии и/или отчеты о движении денежных средств, налоговые органы «исследуют проведенные по этим счетам валютные операции на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства».
    Полный текст ответа от ФНС можно найти .

На последнем пункте я хотел бы остановится подробнее. По сути, ФНС намеренно или ненамеренно рассказала об административной процедуре, которой должны руководствоваться сотрудники налоговых органов, если валютный резидент не уведомил об открытии счета, или не подал отчет о движении денежных средств, а информация о таком счете стала доступна налоговым органам.

Таким образом, не уведомив ФНС об открытом счете в иностранном банке или не сдав отчет о движении денежных средств по счету, вы рискуете не только получить штраф за эти нарушения (от 3 до 20 тысяч рублей), но и получить детальную проверку всех ваших операций по этому счету со стороны налоговой службы. В рамках такой проверки ФНС имеет право запросить копии банковских выписок по счету, а также ваши пояснения к ним. Срок предоставления всех документов не может составлять менее 7 рабочих дней (пп.3 п.1 ст.23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле), но, например, может быть 8 дней. При этом все банковские выписки должны быть официально переведены на русский язык, с нотариальным заверением перевода.

Проблема может быть в том, что многие стандартные операции, которые совершаются по счетам в иностранных банках, тем ни менее являются запрещенными с точки зрения Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Вот 5 примеров таких «незаконных» операций:

Пример 1

Гражданин России, постоянно проживающий в Чехии (член ОЭСР), и два раза в год приезжающий в Россию, продаёт свой дом, находящийся в Чехии. Деньги от продажи зачисляются на счёт в Чешском банке. Это неразрешённая законом операция, штраф от 75% до 100% от суммы продажи.

Пример 2

Гражданин России, постоянно проживающий в Болгарии (не является членом ОЭСР или ФАТФ), и один раз в год приезжающий в Россию, сдаёт в аренду дом, находящийся Болгарии. Арендная плата зачисляется на счёт в Болгарском банке. Это неразрешённая законом операция, штраф от 75% до 100% от суммы аренды.

Пример 3

Гражданин России, постоянно проживающий в Новой Зеландии (член ОЭСР и ФАТФ), и два раза в год приезжающий в Россию, продаёт свой машину. Деньги от продажи зачисляются на счёт в Новозеландском банке. Это неразрешённая законом операция, штраф от 75% до 100% от суммы продажи.

Пример 4

Гражданин России, постоянно проживающий в Германии, и пару раз в год приезжающий в Россию, работает как частный предприниматель (Einzelunternehmen – аналог индивидуального предпринимателя в России). Зачисление дохода от предпринимательской деятельности – это неразрешённая законом операция, штраф от 75% до 100% от суммы поступлений от клиентов.

Пример 5

Гражданин России, постоянно проживающий в Австралии и раз в год приезжающий в Россию, подает налоговую декларацию (tax return) и получает возврат налога (refund) от Австралийской налоговой службы. Это неразрешённая законом операция, штраф от 75% до 100% от суммы возвращенного налога.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, неуведомление об открытии счёта в иностранном банке или несдача отчёта о движении денежных средств потенциально может привлечь более пристальное внимание со стороны ФНС к вам и вашим счетам. Кстати, при подаче отчёта о движении денежных средств не требуется прикладывать к нему копии банковских выписок.

Вопрос: Об административной ответственности за нарушение резидентом РФ порядка представления уведомлений и отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ и о переводе средств с этих счетов.

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение, сообщает следующее.

Отсутствие конкретных документов и информации, позволяющих оценить условия договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельств, не позволяет дать полноценные ответы на вопросы, указанные в обращении.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

Определение понятий резидента и нерезидента для целей валютного законодательства Российской Федерации не связано с понятием налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - уведомление), и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - отчет).

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации".

За непредставление резидентом в налоговый орган уведомления пунктом 2.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) для гражданин установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

За представление резидентом в налоговый орган уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме пунктом 2 статьи 15.25 КоАП РФ для граждан установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ отчеты представляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила).

В силу пункта 2 Правил отчеты представляются ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом (исключение составляют случаи, указанные в пункте 9 Правил).

Несоблюдение порядка представления отчетов и (или) подтверждающих банковских документов, в соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В случае неоднократного совершения административного правонарушения (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления), выразившегося в непредставлении отчетов в порядке, установленном валютным законодательством Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, являющийся резидентом, может быть повторно привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.

За нарушение гражданами установленных сроков представления отчетов и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ); более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ); более чем на тридцать дней - наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей (часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ).

Согласно статье 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Дополнительно сообщаем, что информация о порядке и способах уведомления резидентом о счетах размещена на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Учет организаций и физических лиц", подраздел "Банковские счета".

По вопросу законности валютной операции по переводу денежных средств в иностранной валюте со счета, открытого в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьей 11 Закона N 173-ФЗ.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, перечисленных в статье 9 Закона N 173-ФЗ. К таким исключениям в том числе относятся операции по переводу физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках.

Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

С учетом изложенного обращаем внимание, что валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами - резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями.

Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем также воспользоваться онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы".

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации