Петр 1 заказал итальянским архитектором. Дворцовое строительство первой трети XVIII века. Николай I и Андрей Штакеншнейдер

Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл Доменико Андреа Трезини (1670 - 1734) , заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.

Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:

Архитектурный стиль Трезини получил название "петровского барокко" . Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор , построенный им в 1712 - 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 - 1742 гг. ;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):


Дом Трезини , построенный в 1721 - 1723 гг . по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:


Летний дворец Петра I , построенный Трезини в 1710 - 1714 гг .
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:


Самым видным представителем "елизаветинского барокко" являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 - 1771) ,

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:

Большой Петергофский дворец (1747 - 1756 гг.):


Смольный собор (1748 - 1764 гг.):


Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 - 1756 гг.):


Зимний дворец (1754 - 1762 гг.):


Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 - 1849) представлено уже классицизмом и ампиром .


Самые известные работы Карло Росси:

Михайловский дворец (1819 - 1825 гг.),
в котором распологается основная экспозиция Русского музея:


Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 - 1829 гг.):


Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 - 1834 гг.):


Александринский театр (1827 - 1832 гг.):


Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 - 1832 гг.):


Петербург. История и современность. Избранные очерки Марголис Александр Давидович

Петр Великий – первый архитектор Петребурга

Традиционно принято считать первым архитектором Петербурга тессинца Доменико Трезини, которого в России, ставшего для него второй родиной, стали звать Андреем Якимовичем. Отнюдь, не стремясь преуменьшить огромный вклад этого фортификатора и зодчего в строительство Петербурга первой трети XVIII века, напомним, что корабль, на борту которого Трезини прибыл в Россию, бросил якорь в Архангельском порту 27 июля 1703 года, то есть через два с лишним месяца после основания крепости Санкт-Питербурх. На берегах Невы Трезини впервые появился в феврале следующего, 1704 года, когда строительство дерево-земляной фортеции на Заячьем острове было уже полностью завершено. Первая работа Трезини в России – строительство форта Кроншлот – осуществлялась по модели, доставленной из Воронежа.

Пальму первенства соблазнительно передать французскому генерал-инженеру Ламберу де Герену, который исполнил первоначальный чертеж Петропавловской крепости, за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Однако не будем спешить.

Академик М. П. Погодин, характеризуя грандиозность и всеохватность реформ Петра Великого, писал: «Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения». К этому впечатляющему списку петровских деяний и нововведений следует добавить еще и Санкт-Петербург – новую столицу преображенной России.

Н. М. Карамзин назвал перенос столицы из Москвы в Петербург «блестящей ошибкой Петра Великого». Впрочем, вслед за тем признал: «Великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить». Историк С. М. Соловьев возразил своему великому предшественнику: «У нас издревле переносят столицы из одного места в другое, из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву». Очередное перемещение столицы «в начале новой русской истории, истории по преимуществу европейской», Соловьев считал необходимым и неизбежным. Роль столицы, по его мнению, дана Петербургу «ходом истории точно так же, как поднят был Владимир на счет Киева и Москва поднялась на счет Владимира». И далее: «Что касается до выбора места для Петербурга <…> выбора, за который упрекают Петра, то стоит только взглянуть на тогдашнюю карту Восточной Европы, чтобы понять этот выбор: новый город основан там, где западное море всего глубже входит в великую восточную равнину и наиболее приближается к русской земле, к тогдашним русским владениям».

На мой взгляд, истинно первым архитектором Петербурга был его державный основатель – Петр Великий. Его роль не помещается в традиционный сценарий взаимоотношений заказчиков и зодчих. Выбор Петром местоположения новой столицы в устье Невы – сугубо личный акт. Именно его пространственные идеи воплощали Трезини, Леблон, Шлютер, Микетти и другие первостроители Петербурга. Петр I постоянно корректировал проекты и замыслы своих инженеров и зодчих – даже самых маститых, – поскольку был не только весьма квалифицированным заказчиком, но и подлинным «генерал-архитектором». При этом он нередко сопровождал свои указания графическими пояснениями в виде эскизов планировки здания или разбивки парка, рисунков фасада или паркета.

Петр был автором градостроительных узлов, положенных в основу развития города. Он непосредственно занимался планировкой отдельных частей города, определял территории жилой застройки и местоположение наиболее значительных сооружений. Строительство города велось практически под его диктовку – на основе его личных указов Канцелярии городовых дел.

Традиционно считалось, что Петербург, в отличие от древнерусских городов, изначально строился по единому замыслу и единому генеральному плану. Однако реальная история развития города на Неве гораздо сложнее. Современными исследованиями доказано, что «первичный Петербург» складывался в основном стихийно, но с первых месяцев строительства города отдельные комплексы и здания выполнялись по специально разработанным проектам. И практически все эти проекты восходили к чертежам и указаниям самого Петра: Петропавловская крепость, Кронверк, Адмиралтейство, Кроншлот, Летние сады, Петергоф, Стрельна…

Примеров проектирования Петром I в самых различных формах – от чертежей до Указов и высочайших резолюций – великое множество. Царь самолично обозначил планировку территории в районе Почтового двора, прокладку будущих Миллионной и Галерной улиц, застройку вдоль Фонтанки, на Выборгской стороне и т. д., и т. п. В петровских указах четко формулировалось, как делать потолки, кровли, печи и трубы, как устраивать набережные, какой формы должны быть спуски к воде и т. д.

Не менее очевидно участие Петра в первых градостроительных проектных работах. С 1712 года, когда Петербург становится столицей России, Петр I предпринимал неоднократные попытки упорядочить стихийное развитие города. Он несколько раз пытался создать на свободных от застройки местах свой идеальный город: вспомним проект столицы на острове Котлин, в районе Литейного двора, на Выборгской стороне и, наконец, на Васильевском острове.

Первым единым генеральным планом, композиционно объединившим все территории, на которых во многом спонтанно формировалась застройка раннего Петербурга, является неосуществленный проект Жана-Батиста Александра Леблона 1716–1717 годов. Как показано в работах Н. В. Калязиной, М. В. Иогансен, Ю. М. Овсянникова и других исследователей, фактическим автором реально осуществлявшегося плана города был Петр I.

Стоит привести несколько примеров стиля работы августейшего «генерал-архитектора». Вот знаменитая резолюция Петра I, наложенная на проект фасада «образцового» дома для застройки набережных Васильевского острова, который разработал Леблон: «…понеже по Леблоновым чертежам во всех полатных строениях, а особливо в Питербурхских домах окны зело велики, а шпации меж ними малы, чего для ему объявите, чтоб в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат». Существует план Летних садов с любопытной надписью: «Чертеж Питербурхского государева Огороду Летнего… чертил сам царское величество».

Симптоматично, что в фондах библиотеки Петра Великого хранится немало книг и альбомов по архитектуре и строительству. Историк Петербурга М. Н. Микишатьев свидетельствует, что большинство этих изданий явно были в работе – на их полях пометки, надписи, переводы иностранных текстов на русский язык. Некоторые листы затрепаны. Нижние углы даже очень ценных фолиантов в буквальном смысле «хранят следы рук» Петра.

Замечательным свидетельством ценностных ориентаций Петра является его письмо Ивану Коробову, учившемуся в Антверпене архитектурной науке: «Пишешь ты, чтобы отпустить тебя во Францию и Италию для практики архитектуры цивилис. Во Франции я сам был, где никакого украшения в архитектуре нет и не любят; а только гладко и просто и очень толсто строят, и все из камня, а не из кирпича. О Италии довольно слышал; к тому же имеем трех человек русских, которые там учились и знают нарочито. Но в обоих сих местах строения здешней ситуации противные места имеют, а сходнее голландские. Того ради надобно тебе в Голландии жить, а не в Брабандии и выучить манир голландской архитектуры, а особливо фундаменты, которые нужны здесь; ибо равную ситуацию имеют для низости и воды, также тонкости стен. К тому же огородам [садам] препорции, как их размерять и украшать, как леском, так и всякими фигурами; чего нигде в свете столько хорошего нет, как в Голландии, и я ничего так не требую, как сего. Также и слюзному делу обучаться тебе надлежит, которое здесь зело нужно. Того ради отложи все, сему учись. Петр. В 7-й день ноября 1724 года…».

Вспомним один их анекдотов Нартова. Причем не столь важна достоверность самого петровского изречения, сколько то, что современники из него запомнили: «Если Бог продлит жизнь и здоровье, Петербург будет другой Амстердам». Занимаясь устройством новой столицы, Петр руководствовался своим личным вкусом, который во многом соответствовал характеру петербургской природы. Здесь было много воды, а пристрастие Петра к судостроению и мореплаванию известно. Суровость климата, бедность почвы напоминали ему те города и страны, которые еще во время первого путешествия по Европе в 1697 году произвели на него наиболее сильное и благоприятное впечатление. Его пленила Голландия с ее морскими портами, дельтами рек, многочисленными каналами, верфями, международной торговлей, богатством без роскоши, трудолюбием населения, веротерпимостью, простым и ясным укладом жизни. Именно Голландия была для него идеалом процветающего и благоустроенного государства, а прообразом столицы-«парадиза» – Амстердам.

Впрочем, в какой-то мере источниками формирования Петербурга послужили и Лондон, и Копенгаген, и Рига, и города северной Германии. Нельзя отрицать также сильного воздействия великого художественного наследия Италии и Франции – от античности до барокко.

Специфические условия строительства города на практически пустом месте создавали совершенно необычные возможности для создания грандиозных пространственных композиций. В самом деле, разве можно было в начале XVIII века в какой-либо из старых европейских столиц создать столь протяженные постройки, как Адмиралтейство или здание Двенадцати коллегий? Или оставить в самом центре города столь обширные незастроенные пространства, как Царицын луг (Марсово поле) и эспланада вокруг Адмиралтейской крепости, определившие масштаб будущих центральных площадей?

Воплотилась ли мечта Петра о новом Амстердаме на берегах Невы? Лишь отчасти…

Понятие «Петровский Петербург» распространяется на всю первую треть XVIII века, поскольку идеи Петра оставались господствующими и после его смерти, вплоть до 1737 года – времени учреждения Комиссии о Санкт-Петербургском строении. С тех пор начинается процесс более или менее резкого отхода от замысла основателя Северной столицы.

Что же характерно для петровского периода в развитии планировочной структуры города?

1. Определяющее значение водных пространств при формировании первоначальной застройки Петербурга. Прокладка в дополнение к естественным водным артериям сети искусственных каналов.

2. Преобладание традиционных принципов расселения – слободами, которые стихийно складывались по профессиональному или этническому признаку. Одновременно – возникновение и нарастание планового регулярного строительства с весьма жесткой регламентацией.

3. Ориентация на островное положение центра столицы, приоритетное развитие Васильевского острова в ущерб левобережной, материковой части.

В дальнейшем происходит постепенная утрата доминирующего значения водных пространств в развитии плана города, перенос центра столицы на левый берег Невы и его преимущественный рост в южном направлении – вглубь материка, в сторону Москвы. Эта «антипетровская» тенденция достигла своего апогея уже в советский период и была закреплена в Генеральном плане развития Ленинграда 1930-х годов. Лишь в конце XX века начал постепенно складываться морской фасад города в западной части Васильевского острова.

Впрочем, необратимость петровских начинаний, петровской «революции сверху» обнаружилась на рубеже 1720– 1730-х годов, когда столица на какое-то время была возвращена в Москву, и, казалось, сбывается пророчество царицы Авдотьи – «Петербургу быть пусту», когда не стало уже «узды железной», поднявшей Россию на дыбы. Но нет – град Петра возродился и продолжил свое развитие по проложенному царем-основателем руслу, как город-инноватор, как окно в Европу, окно во внешний мир, окно в Будущее.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века автора Охотин Н

Петр Великий Государь (Петр I), заседая однажды в Сенате и слушая дела о различных воровствах, за несколько дней до того случившихся, в гневе своем клялся пресечь оные и тотчас сказал тогдашнему генерал-прокурору Павлу Ивановичу Ягужинскому: «Сейчас напиши от моего имени

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора Костомаров Николай Иванович

Петр Великий Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре.Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем

Из книги Воскрешение Малороссии автора Бузина Олесь Алексеевич

Глава 5 Петр Первый - великий украинофил Сегодня гигантскую фигуру этого царя у нас пытаются засунуть в тесную шевченковскую формулу: «Це той первий, що розпинав нашу Україну». Так и видится за ней образ какого-нибудь деспота в древнеримском духе, приколотившего к кресту

Из книги Исторические портреты автора

Петр Великий Император Петр ВеликийМладенчество. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака – с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Петр Великий Иван и Петр Алексеевичи. Регентство царевны Софьи (1682–1689 годы) Распоряжений о наследнике Федор не оставил. У него был младший брат Иван, но все знали, что царевич тоже слаб здоровьем. Предпочтение тут, конечно, отдавали маленькому Петру Алексеевичу. Ему было

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Петр I Великий? Иван III Великий 1689 Женитьба Петра 1446 Женитьба Ивана 243 1696 Петр становится единовластным правителем 1462 Иван становится великим князем всея Руси 234 1699 Календарная реформа: перенос начала года на 1 января 1492 Календарная реформа: перенос начала года на 1

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава восьмая Петр Великий в последнем периоде жизни. – Петр в Западной Европе. – Поездка в Париж в 1717 году. – Жизнь в Невском «парадизе». – Личные свойства Петра как деятеля Полтавская битва, знаменовавшая собою для Швеции проигрыш войны, была поворотным пунктом и

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Уильям Шоу – великий архитектор масонства Уильям Шоу родился в 1550 году в Клакмэннене, неподалеку от Стерлинга. Его отец, Джон Шоу из Бройча, был хранителем королевского винного погреба. В возрасте 10 лет Уильям начал службу при дворе пажом при Марии де Гиз (нам известно об

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

158. ПЕТР I (Первый) АЛЕКСЕЕВИЧ, первый император всероссийский сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной (см. 148).Родился в Кремле московском 30 мая 1672 г.; начал учиться грамоте у дьяка Зотова в 1677 г.; по смерти бездетного брата своего,

Из книги Цари-полководцы автора Копылов Н. А.

Петр I Великий «Народ собрался в дорогу и ждал вождя» Характеристика допетровской Руси историком С. М. Соловьевым Сражения и победы«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о нем академик Е. Тарле. Петр

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

8. ВЕЛИКИЙ ПЕТР Царь Алексей был счастлив и горд тем, что юная Наталья родила ему здорового сына, и он предпринял необычный шаг - отправил посланцев к европейским дворам с известием об этом счастливом событии. Был испечен церемониальный пряник весом около ста

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Петр I Великий Петр I Великий Петр I Великий (1672–1725) является, пожалуй, одним из самых деятельных правителей государства Российского. За время своего правления он провел реформы государственного управления, построил новую столицу Санкт-Петербург, создал регулярную

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Петр Великий Младенчество. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака – с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом

Из книги Рождение новой России автора Мавродин Владимир Васильевич

Петр Первый Детство Петра В белокаменной Москве, в Кремлевском дворце, в ночь на четверг 30 мая 1672 г. у царицы Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича, родился сын Петр. Это был двенадцатый ребенок «Тишайшего».В 5 часов утра в Успенском соборе служили

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

23. КАК ДРЕВНИЙ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД СТАЛ ПОСТАВЩИКОМ ДЛЯ КИЕВА ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ, ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ АСКОЛЬД ОРГАНИЗОВАЛ ПЕРВЫЙ БАНДИТСКИ – КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОХОД В КОНСТАНТИНОПОЛЬ Со своими подопечными Рюрик поступил по императорски.Вот что далее записал монах

В вашей корзине В корзине нет ни одного товара

Петербургское барокко на примерах елизаветинского, екатериниского, строгановского

Дворец Меньшикова в Петербурге построен в стиле петербургское барокко.1710 - 1727 гг. Архитекторы Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови.

В начале 18 века Россия победила в Северной войне и получила выход к северным морям. Под влиянием петровских реформ страна стала стремительно развиваться, усилились связи со странами Западной Европы, что привело к основанию крупного порта, который затем стал северной столицей России - Петербурга. Петербург активно застраивался, и именно в этом городе наиболее ярко проявилось влияние европейского зодчества. Петербургское барокко (1697—1730 гг.) - опредение архитектурного стиля, который был утвержден Петром I для строительства нового города на Неве. Петербургское барокко основывалось на зодчестве мастеров разных европейских стран. Работы архитекторов в новой столице эклектичны: в их проектах итальянское барокко сочетается с ранним французским классицизмом, элементами готики. В конце правления Петра направление приобрело черты французского барокко. Для петербургского барокко характерны плоские фасады домов, четкость вертикальных фасадных членений украшение пилястрами с малым выступом, строгость декора, крупные габариты строений, симметричность, расположение главного портала в центре композиции. Оконные проемы могли иметь арочную или прямоугольную форму, плоские наличники. Кладку стен выполняли из кирпича, затем оштукатуривали и окрашивали в голубые, зеленые, красновато-розовые тона, при этом пилястры и другой архитектурный декор красили в белый цвет. Особенностью этого направления стал отказ от византийских мотивов в зодчестве, которые присутствовали в русской архитектуре около 7 веков, что отличало питерское барокко от нарышкинского . То, что это стилевое направление было эклектичным, делало его отличным от голицынского барокко, которое опиралось на примеры итальянского и австрийского зодчества эпохи барокко. Основателем петербургского барокко считается Доменико Трезини, который в своих произведениях использовал симметрию, четкость композиции. Другой мастер, оказавший большое влияние на архитектуру города на Неве - Жан Батист Леблон, который сочетал изящество европейского барокко с русскими традициями, он же предложил мансардные крыши с переломом.

Основоположник петербургского барокко - Трезини

Архитектурный стиль, воплощенный Трезини в строениях, назвали петровским барокко. Доменико Трезини (Domenico Trezzini), или, как его называли на русский манер, Андрей Якимович Трезин. 1670-е - 1734 гг. В 1703 г Трезини поступил на службу Петру I, изначально по договору он должен был работать один год. Первая работа Доменико Трезини - форт Кроншлот в Финском заливе у острова Котлин (сооружение не сохранилось). С 1706 г. по 1740 г. под его руководством велись работы по постройке каменной Петропавловской крепости. С 1712 по 1733 гг. Трезини руководил возведением Петропавловского собора. По его проекту были построены разнообразные здания внутри крепости: казармы, погреба и пр. В 1710 г. мастер предложил проект царского Зимнего дворца (сейчас здесь располагается Эрмитажный театр, и до нашего времени сооружение не сохранилось).

Зимний дворец в Петербурге при Петре I. Гравюра. Художник А. Ф. Зубов. 1711 г.

В том же году Трезини совместно с другими зодчими, начинает работы над Летним дворцом.

Летний дворец Петра I (адрес: Кутузовская набережная. Летний сад. 1710 - 1716 гг.) Архитекторы Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино. Фасад декорирован барельефами, изображающими Северную войну (автор - скульптор и архитектор Андреас Шлютер)

В 1712 г. зодчий создал модель монастыря в честь Александра Невского. В 1716 г. архитектор предложил план застройки Васильевского острова. Трезини стал победителем конкурса на строительство Здания Двенадцати Коллегий в 1718 г. Одним из учеников Доменико Трезини был Михаил Григорьевич Земцов. Первые дома, построенные им в Петербурге, имели строгие и лаконичные формы. В более поздний период он создает сооружения, близкие к европейским барочным формам, например, колокольню Петропавловского собора, Петровские ворота. Петровские ворота венчает арка с аттиком и лучковым фронтоном. Фронтон декорирован резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор Конрад Оснер), символизирующим победу России в Северной войне (в аллегории апостол Пётр олицетворяет Петра I, а Симон - шведского короля Карла XII). Над аркой мастер Франсуа Вассу в 1720 г. установил российского двуглавого орла. После частичного повреждения в 1941 Петровские ворота были отреставрированы под руководством архитекторов А.А. Кедринского и А.Л. Ротача в 1951 г.

Петровские ворота Петропавловской крепости.1717 - 1718 гг. Заячий остров. Архитекторы Д. Трезини, Н. Пино.

К произведениям Трезини относится и собор Святого Петра и Павла на Заячьем острове.

Собор святых апостолов Петра и Павла.1712 - 1733гг. Заячий остров. Архитектор Д. Трезини. Особенность собора - многоярусная колокольня, высокий золоченый шпиль с флюгером в виде ангела. В архитектуре собора сказывается влияние итальянского и североевропейского барокко.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря 1717 - 1725гг (адрес: набережная реки Монастырки,1. Петербург) Архитектор Д. Трезини.

Жан Батист Леблон и другие архитекторы петербургского барокко

Жан Батист Леблон (Jean-Baptiste Alexandre Le Blond. 1679—1719 гг.) - французский архитектор, назначенный царем генерал - архитектором. Приехал в 1716 г. в Петербург по приглашению Петра I. В 1716—1717 гг. проектировал план города (в дальнейшем план был осуществлён не полностью). Леблон участвовал в строительстве Большого дворца, Монплезира, занимался планировкой парка и дворца в Стрельне. Вместе с Трезини создавал проекты образцовых городских жилищ. К его работам принадлежит Петергофский дворец, впоследствии перестроенный. Сооружений, которые можно однозначно отнести к работам Леблона, до настоящего времени не сохранилось. Среди известных зодчих, прибывших в Россию по приглашению Петра были также Андреас Шлютер (Andreas Schlüter. 1662 -1714 гг. немецкий скульптор и архитектор, представитель раннего барокко), Дж.М. Фонтана (Giovanni Maria Fontana;1670-1712 гг). В договоре, составленном в 1703 г. записан как «мастер палатного и фортификационного строения»), Николо Микетти (Nicola Michetti; 1675—1759 гг). Являлся главным придворным архитектором сооружений в Петербурге и его пригородах в 1719—1723 гг., Г. Маттарнови (Georg Johann Mattarnovi, ? - 1719 гг.) и другие.

Сохранившиеся памятники петербургского барокко

Дворец Меньшикова. 1710 - 1727 гг. Васильевский остров Университетская наб.,15. Архитекторы Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови.

Кикины палаты 1714 - 1720 гг. Ставропольская ул., 9. Предполагаемый архитектор А. Шлютер.

Кикины палаты 1714 - 1720 гг. Архитектор неизвестен, предположительно это работа Шлютера.

Здание Кунсткамеры. 1718 - 1734 гг. Университетская наб., 3. Архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов.

Кунсткамера.1718-1734 гг.

Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1742 гг. Университетская наб.,7. Архитекторы Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер.

Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1742 гг.

Елизаветинское барокко

Картина Аничков дворец. Художник Барт Вильгельм. 1810-е гг.

Елизаветинское барокко - период в русской архитектуре во времена правления царицы Елизаветы (1741-1761 гг.) Елизаветинское барокко также называют растреллиевским - по имени наиболее известного архитектора, строившего в елизаветинскую эпоху в России. Эта разновидность барочного направления в зодчестве сочетала русские храмовые традиции с элементами европейского барокко: пятиглавия церквей, луковичные купола, крестово-купольные планировки. В этот период стены стали более рельефными за счет объемных, выступающих элементов ордера - пилястр, колонн и т.д., лепнины, скульптур. Цветовые сочетания покрытий фасадов были яркими и контрастными. Фасады было принято окрашивать в два или три цвета, для декора использовалась позолота. Тенденция развития этого направления усиливалась царским абсолютизмом и стремлением власть имущих к роскоши и парадности. В результате развития стилевого направления появились сооружения Растрелли -масштабные, величественные, пышно декорированные, с пластичными фасадами.

Граф Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli). Родился во Франции в семье зодчего Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. В 1716 г. вместе с отцом прибывает в Петербург на службу Петру I. Первая работа архитектора - дворец для Антиоха Кантемира. 1721-1727 гг. После переворота и прихода к власти Анны Иоанновны служил новой царице, создал проект «русского Версаля» в Летнем саду. После следующего переворота новая императрица Елизавета привлекла архитектора к строительству Летнего и Аничкова дворца, Смольного монастыря в Петербурге, Верхних палат в Петергофе, Зимнего дворца, Екатерининского Большого дворца. Растрелли строил дворец для канцлера М. Воронцова, дворец Строгановых. В 1748 г. Растрелли получил звание обер - архитектора. После смерти Елизаветы 5 декабря 1761 г. Петр III пожаловал зодчему звание генерал - майора и орден Святой Анны. 23 после прихода к власти Екатерины II 23 октября 1763 г. Растрелли был отправлен в отставку

Одно из знаменитых строений в стиле елизаветинское барокко - Зимний дворец, который строил Бартоломео Растрелли (Rastrelli, Bartolomeo Francesco.1700-1771 гг.) совместно с Ф. Аргуновым, С. И. Чевакинским, А. В. Квасовым, Трезини.

Зимний дворец. Архитектор Растрелли.

Также над созданием строений в Петербурге трудились российские мастера: Д.Ухтомский (Ухтомский Дмитрий Васильевич. 1719 - 1774гг.), И. Мичурин (Мичурин Иван - архитектор, последователь и ученик Растрелли. 1700-1763 гг.), крепостной зодчий Ф. Аргунов (Федор Семенович Аргунов - крепостной графа Шереметьева.1716—1754 гг.), С. Чевакинский (Савва Иванович Чевакинский.1709 - 1770-е гг. Архитектор дворянского происхождения), А. Квасов (Квасов Алексей Васильевич. 1718—1772 гг. Был главой архитектурного отделения Комиссии по каменным строениям Санкт-Петербурга и Москвы). В стиле елизаветинское барокко был построен Аничков дворец (1741—1753 гг.).

Аничков дворец. (1741—1753 гг.) Строился по указу Елизаветы. Проект здания создал М. Земцов. Растрелли завершал строительство.

Строгановский дворец (1753—1754 гг), Воронцовский дворец (1749—1757гг.), Смольный собор (1748—1754 гг), Екатерининский дворец в Царском Селе (перестроен в 1752—1758 гг.), Большой Петергофский дворец (перестроен в 1745—1755 гг.), Николо-Богоявленский морской собор (1753—1762 гг.), дом И. И. Шувалова на Итальянской улице (1753—1755), здания Александро-Невской лавры и др.

Шуваловский дворец на Итальянской улице. 1753-55 гг. Архитектор С. Чевакинский

Елизаветинское барокко оставалось столичным стилем, вне столицы в этом стиле практически не строили (за исключением нескольких построек А.В. Квасова, А. Ринальди в Украине).

Екатерининское барокко - период в архитектуре России во времена Екатерины II

Екатерина II взошла на престол в 1762 г. После ее прихода Растрелли и Чевакинский, строившие в период властвования Елизаветы, были отправлены в отставку. В 1760-е годы в Петербурге начинает работу приверженец классицизма, становившегося модным в Европе - Ж.Б. Вален-Деламот, в стиле ранний классицизм начинают творить Ю. Фельтен, И. Старов, В. Баженов, Н. Легран. Однако, несмотря на активное наступление классицизма в России , екатерининское барокко сумело найти для себя временную нишу до полного покорения России классицизму. Наиболее значимые работы екатерининского правления принадлежат А. Ринальди, в творчестве которого ощущалось смешение рококо и раннего французского классицизма на основе барочного стиля. Творец екатерининского барокко А. Ринальди (Antonio Rinaldi. ок. 1709 —1794 гг.) — итальянский зодчий, один из первых представителей приглашенных в Россию иностранных зодчих. По контракту он должен был работать в России семь лет, строить, готовить российских архитекторов. В 1752 г. он начал заниматься строительством для гетмана Украины в Батурине. В то же время зодчий возводит дворец Разумовского в Глухове. В 1754 г. архитектор начинает работать на Петра III, который должен был стать следующим после Елизаветы императором. Он принимает участие в строительстве Ораниенбаума и в 1761 году становится главным архитектором основного претендента на престол, а также его жаловала и супруга Петра III - будущая императрица Екатерина II. В результате, после восхождения на трон Екатерины, Ринальди становится главным архитектором Петербурга. Некоторые искусствоведы говорят о произведениях Ринальди, как об архитектуре рококо, однако построенные им здания, несмотря на наличие некоторых элементов этого стиля, например, рокайлей, все же имеют выраженный барочный характер. Работы Ринальди в стиле екатеринское барокко. К работам Ринальди относят Екатерининский собор на площади Николаева в Кингисеппе. Окончание работ в 1782 г. Пятиглавый собор в плане представляет собой крест, концы которого закруглены. Имеет многоярусную колокольню.

Екатерининский собор на площади Николаева. Кингисепп. 1782 г. Архитектор Ринальди.

Фасады зданий в этом стиле имели большую плавность, чем в строениях елизаветинских времен, более сложные планы. Помимо Ринальди в этом стиле продолжали строить и местные зодчие. К стилю екатерининское барокко относятся: Владимирская церковь (1761-1769), архитектор неизвестен; Андреевский собор (1761-1775 гг.), архитектор А. Вист; Владимирская церковь усадьбы Дылицы (1762-1766 гг.), архитектор Чевакинский создал ее в конце своей карьеры; церковь Екатерины в Пярну (1764-1768 гг.), архитектор П.Егоров. В этом стиле строилась церковь Рождества Богородицы (1764 -1765 гг. Усадьба Е. Головиной Тарычево).

Церковь Рождества Богородицы (1764 -1765 гг.) в Тарычево - усадьбе Е. Головиной. В ее барочных фасадах уже чувствуются мотивы классицизма.

В стиле екатерининское барокко созданы московские колокольни: при церкви Троицы (1764-1768 гг. Серебряники. По заказу А. Гончарово); на церкви Иоанна Предтечи (1770-е гг. Бор), ярусы колокольни Новоспасского монастыря (1782-1785 гг.), церковь Спаса Преображения в Спас-Косицах. 1761 г.

Церковь Спаса Преображения в Спас-Косицах в стиле екатерининское барокко. Спас-Косицы. 1761 г.

Люкарны представляют собой слуховое окно на крыше или куполе, украшаются наличниками. Восьмерик на четверике - архитектурный тип церквей. Восьмерик верхняя восьмигранная часть здания, стоит на квадратном или прямоугольном основании (четверике).

Внимание архитекторов екатерининского барокко было обращено на Москву, которую нередко посещала императрица. В это время после Указа «О вольности дворянства», освобождающего дворян от обязательной государственной службы, в Москве и ее окрестностях стали селиться семьи вельмож, они и становились заказчиками строений в новом стиле. Церковь Николы в Звонарях (1762-1781 гг. Усадьба графа И.И.Воронцова) имеет сложный барочный декор верхней части, люкарны, яйцевидный купол, тип архитектурной композиции: восьмерик на четверике - яркий пример екатерининского барокко за пределами Петербурга.

Церковь Николы в Звонарях. 1762-1781 гг. По проекту архитектора К.И.Бланка. Восьмерик на четверике.

Широкий четверик и узкий восьмерик стали популярными в 1760-е годы. Такое сочетание встречается в разных постройках: церковь Бориса и Глеба на Арбате (1764-1768 гг. заказ А. Бестужева-Рюмина. До настоящего времени не сохранилась), в усадебных храмах, построенных для графа И. Воронцова: Спасском и Киево-Спасском (1769 г.), Успенском, Бориса и Глеба (1779 г. Свитино), для графа В. Орлова: в Никольской церкви (1778 - 1780 гг. Усадьба Отрада).

Спасский храм. Построен на средства графа Воронцова. Лобня. Киово. 1769 г.

Курватура - небольшое искривление прямолинейных элементов в здании.

В некоторых храмах того времени уже ощущается влияние классицизма , но при этом их композиции и украшения фасадов остаются барочными. Сооружения, заказанные самой Екатериной, строились по принципу, предусматривающему акценты на композиции, в них присутствуют курватуры, изгибы, разрывы непрерывности поверхности фасада. Этот принцип можно отследить в церкви Екатерины на Всполье (1766-775 гг. Ордынка).

Церковь Екатерины на Всполье.1766-775 гг. Ордынка. Москва. Архитектор К. Бланк. 1766-1775 гг.

«Радиоэкскурсии»

Дворец Петра III в Ораниенбауме

В мае 2018 года после двухлетней реставрации для посетителей был вновь открыт дворец Петра III в Ораниенбауме. Это одно из двух сохранившихся строений некогда существовавшей крепости Петерштадт (вторая постройка – Въездные Почетные ворота).

Крепость Петерштадт – по имени владельца, наследника российского престола Петра Федоровича – была заложена в 1755 году как потешная крепость. Известно, что великий князь весьма увлекался потешными военными баталиями, особенно его увлекала фортификация, в которой он немало преуспел. Поэтому свою учебную крепость Петр Федорович завел по всем правилам военной науки, и она являла собой довольно сложное фортификационное сооружение. Сюда же были выписаны голштинские офицеры с родины наследника, устроены Комендантский дом, казематы, здания арсенала и все, что положено в настоящей крепости.

Одновременно с крепостью был построен и дворец владельца. Петр Федорович заказал его архитектору Антонио Ринальди, впоследствии любимому архитектору великокняжеской четы.

После известных событий дворцового переворота 1762 года дворец оказался в запустении и постепенно ветшал. Ораниенбаум последовательно переходил к наследникам Петра III – его сыну и внукам Александру, Константину и Михаилу.

Сам великий князь Михаил Павлович не особо интересовался этим своим имением, но отдел его в полное распоряжение своей супруге, великой княгине Елене Павловне. И вот с этих пор Ораниенбаум входит в пору своего второго расцвета. И сохранением всего этого дворцового ансамбля и, в частности, дворца Петра III, мы обязаны именно великой княгине Елене Павловне и ее наследникам – герцогам Мекленбург-Стрелицким. Но обо всем по порядку.

Рассказывает хранитель дворца Петра III Глеб Павлович Седов:

«Дворец Петра III – это павильон эпохи рококо середины XVIIII века, построенный архитектором Антонио Ринальди по типу итальянских павильонов. Он использовал технику срезанного угла, которая в Италии часто архитекторами использовалась для создания эффекта площади.

Во дворце вы можете увидеть шесть отреставрированных интерьеров, которые предстают в историческом облике. За короткий срок, за два года стенам и потолкам дворца был возвращен исторический цвет, ориентируясь на расчистки, которые были выполнены в процессе реставрации. Паркеты были также бережно отреставрированы. В центральном зале дворца и в кабинете на свои места вернулась историческая живопись. В процессе реставрации также был совершен ряд открытий.

Дворец Петра III никогда не был жилым дворцом. Летний павильон, павильон на территории крепости, предназначавшийся для отдыха Петра Федоровича, великого князя, который выстраивает здесь свою потешную крепость Петерштадт. Построенный по его заказу итальянским архитектором Антонио Ринальди в 1759 году этот дворец сохранил свои архитектурные формы полностью до сегодняшнего дня. Это один из немногих не утраченных, не разрушенных во время Великой Отечественной войны памятников XVIII века, который сохранил свои архитектурные формы.

Интерьеры несколько претерпели изменения, и появились элементы отделки XIX века. Потому что дворец долгое время находился в забытьи, и в XIX веке был в очень плачевном состоянии. Благодаря заботе и воле великой княгини Елены Павловны, хозяйки Ораниенбаума, этот дворец был отреставрирован. Эту реставрацию продолжал архитектор Прайс, и в 1880-е годы дворец снова открыл свои двери уже в обновленном виде. Это один из первых примеров реставрационного подхода в России конца XIX века, потому что основной идеей, концепцией работ 1880-х годов была именно реставрация – сохранение паркетов Антонио Ринальди, сохранение лепного убранства. Несколько претерпела изменения цветовая гамма, которая сегодня сохранилась от XIX века.

Вас встречает портрет хозяина дворца – Петра Федоровича – и перед ним представлены фарфоровые солдаты Майсеновской мануфактуры, которые находились в коллекции у Петра Федоровича в большом количестве. У него была одна из самых больших коллекций фарфора в России на тот момент. Проходя дальше вы можете обратить внимание на фрагменты коллекции китайской Петра Федоровича в маленьком помещении.

Центральный зал дворца – так называемый Картинный зал – получил свое название от шпалерной развески, которая была здесь устроена по заказу великого князя Петра Федоровича в середине XVIII века. Эта шпалерная развеска была утрачена. После смерти императора Екатерина вывозит всю живопись и многие предметы из коллекции Петра в Петербург. И они растворяются в Эрмитаже, Академии Художеств, в частных собраниях. Следы многих из них мы потеряли сегодня.

В советское время после войны первым хранителем дворца Эльзингер вместе с архитектором Плотниковым была проделана огромная работа и воссоздана шпалерная развеска в ее историческом облике. Это не мемориальные работы, они не находились на этих местах при Петре Федоровиче. Это очень точечная историческая подборка живописи по списку академика Штелина, который Эльзингер нашла в архиве. Это работы XVII-XVIII фламандской, итальянской, немецкой школ. Это подлинники. Они очень точечно подбирались. Т.е. ориентируясь на список Штелина, исследователи в послевоенную эпоху подобрали соответствующие эпохи и школы живописи. Поэтому представленная сегодня живопись довольно интересная. Это Ротари, Пьетро Либери, ученики Рубенса, Гвидо Рени, Сальватор Роза…

Шпалерная развеска – это метод, метод размещения живописи в интерьере, когда живопись размещается сплошняком, без рам и полностью покрывает стены наподобие обоев. Многие работы этой живописной коллекции из собрания Ораниенбаума, многие из них пришли из Центрального хранилища при распределении после войны. Это и Гатчина, и петербургские некоторые музеи. Т.е. с миру по нитке, как говорится. Мы восстановили шпалерную развеску в том виде, как она выглядела после войны в советское время в том же количестве в тех же пропорциях.

В Картинном зале сделаны полукруглые углы, и по ним тоже развешаны картины. Они на едином подрамнике, это холст, натянутый на один большой подрамник. Эти углы были бережно демонтированы и реставрированы в таком виде, а потом возвращены на место. Также в Картинном зале есть живописный плафон, который мы открыли чудесным образом во время реставрации. Мы знали о том, что здесь когда-то находился живописный плафон, но в процессе обследования наткнулись на чистый холст. Как позднее оказалось, он им был просто затянут. Это живописный плафон XIX века и был выполнен вместе с работами архитектора Прайса по восстановлению в 1880-х годах.

И отдельного внимания заслуживают панели, которые заполняют пространство стен, откосов дверей и окон в трех помещениях дворца. Изначально долгое время считалось, что это панели Федора Власова. Действительно, именно он выполнил для Петра Федоровича этот комплекс уникальных лаковых панелей. Но они не сохранились. По остаточным образцам мастера Садиков и Волковысский в 80-е годы XIX века восстановили этот комплекс, повторив многие сюжеты, и мы сейчас можем лицезреть это пример шинуазри конца XIX века, созданный мастерами в сложной технике – темперной живописи, клеевой, лаков и т.д. Очень сложно. Они не демонтировались, они реставрировались прямо здесь на месте.

В шпалерной развеске есть некоторые пропуски. Мы восстановили тот живописный объем, который был в советское время, но, возможно, мы подберем по размерам и по школе, но это тоже не так просто.

Кабинет Петра Федоровича. Он сейчас являет собой смешанную отделку XVIII и XIX века. Паркеты и потолочная лепка сочетаются с появившейся здесь в XIX веке живописью, которая в рамках реставрационных работ вернулась на свои исторические места. Это живопись немецкого художника Ганса Шмидта, которая была написана в городе Веймаре. Он получил заказ, находясь там, он не приезжал во дворец Петра III. Эта живопись в кабинете на охотничьи темы, пасторальные сюжеты в спальне. Он их пишет там и присылает их сюда, они здесь устанавливаются в качестве обоев живописных. В советское время они были демонтированы с формулировкой «несоответствующие эстетическому уровню памятника» и хранились в наших запасниках в руинированном состоянии. Отдельно хочу отметить подвиг реставраторов, которые сумели восстановить эту живопись, которая была практически не видна. И мы вернули их сегодня на свои исторические места.

В процессе реставрации здесь было совершено еще одно открытие. Одно из живописных панно находилось на своем месте под тремя слоями поздней ткани. Видимо, из-за ее плохой сохранности, многочисленных разрывов, утрат, ее было решено оставить на своем месте. И мы благодарны советским реставраторам, потому что это панно изначально сохранилось на своем месте. Мы его оставили в том состоянии почти, лишь немного укрепив, в каком оно было обнаружено.

В советское время до 1953 года, когда дворец как музей снова распахнул свои двери, здесь находились с 17-го года начиная большое количество различных организаций. Здесь находился и лесной кооператив, какое-то время зоопарк и различные другие учреждения. В период Великой Отечественной войны здесь даже жили какое-то время, топили печи люди. Поэтому дворец с 17-го года по 53-й эксплуатировался не как музей. И к сожалению, уровень ухода за ним был несоответствующий. После войны было принято решение, и возвращен уже музейный облик дворцу.

Спальня Петра III не сохранила исторической отделки времен Петра Федоровича. В углу стояла кровать с малиновым балдахином. Но на месте кровати стоит мемориальный предмет, который был сделан по заказу Петра. Это шкаф, выполненный в стилистике шинуазри мастером Франциском Кондором, который подражает фарфоровым изделиям. Шкаф сделан таким образом, чтобы зрителю казалось, что это фарфоровая вещь. Это аутентичный мемориальный предмет XVIII века из дворца. Сюда в спальню в период Великой Отечественной войны попал снаряд, который чудесным образом не разорвался. Он разрушил камин, который здесь находился. Камин в процессе реставрационных работ не был воссоздан. Мы планируем это сделать в дальнейшем. Пока мы демонстрируем имитацию этого камина, которая выполнена с довоенной фотографии. Это был лепной штукатурный камин с обилием полочек. И на исторической живописи, которая вернулась на свои места, сохранились следы от вьюшки и наверху небольшие следы от резных полочек. Т.е. живопись возвратилась на свое место. Некоторые работы не сохранились, поэтому пустые стены мы затянули обычным холстом, тонировав его в цвет авторского грунта. У одной работы раму было принято решение не восстанавливать, поскольку она в корне отличается от всех остальных рам, придумывать нам не хотелось.

Вообще, следует отметить, что во дворце Петра III, да и в целом в Ораниенбауме, но и во дворце в частности, мы подчеркнуто бережно относились к воссозданию, и практически ничего, что было полностью утрачено, мы не воссоздали. Т.е. мы везде оставили на плоскостях стен и потолка расчистки с цветом, не стали воссоздавать то, что было полностью утрачено. Это именно консервационный подход, которого мы ГМЗ «Петергоф», Ораниенбаум в частности, придерживаемся. Не реставрационный, а консервационный в первую очередь.

По поводу сюжетов. В кабинете охотничьи темы – это Жан-Батист Удри, который для замка Фонтенбло, для Людовика XV писал эти охотничьи сюжеты и вдохновил этим Шмидта, потому что было большое количество гравюр увражей на эту тему (увраж — изобразительное издание, набор отдельных листов иллюстраций (в папке или переплетенных) с минимальным текстом-подписью или с обширным пояснительным текстом в виде отпечатанного типографским способом и переплетенного самостоятельного книжного блока – прим. ред. ). А в спальне Антуан Ватто, который также вдохновил Шмидта на эти сцены. Галантная живопись, пасторали, то, что было модно в эпоху рококо. И мы уже видим с вами второе рококо, которое было модно в XIX веке.

Последнее помещение – будуар дворца, где сохранилась в основном своем объеме с XVIII намазная лепка потолка. Эта намазная лепка XVIII, которая была выполнена по задумке архитектора Антонио Ринальди для Петра Федоровича. Здесь присутствуют все военные атрибуты, в центре вензель «ПФ», инициалы великого князя, и четыре композиции на военную тему, которые повествуют о потешных баталиях, которые проходили здесь в Ораниенбауме. Пруд рядом с дворцом назывался Большим увеселительным морем, который видно из окна будуара с балконом. И на этом пруду у Петра Федоровича были две галеры и фрегат, построенные в 1/4 реальной величины, и здесь проходили самые масштабные военные учения, игры. До двух тысяч человек в летнее время насчитывал гарнизон крепости. Т.е. увлечения Петра носили отнюдь не игрушечный, а очень такой серьезный военный характер. В этом помещении была тканная отделка стен. В XIX веке Прайс позволил себе внести некоторые изменения, и в конце XIX века появилась ореховая деревянная отделка.

А гардеробном шкафу, который сохранился, мы представляем подлинный мундир, треуголку и шпагу Петра Федоровича, которые вернулись в этот дворец после реставрации.

Еще одна дверь ведет на потайную лестницу, которая, конечно же, как в любом замке или крепости всегда должна быть в такого рода помещениях для незаметного ухода.

Версия, что Петр здесь подписал свое отречение, недоказанная. Известно, что в ночь переворота он приезжал сюда, ночевал в Ораниенбауме – или в Большом Меншиковском дворце, или здесь, и был увезен в Ропшу.

Уникальность этого проекта в том, что в России нигде – по крайней мере мне неизвестны примеры – когда за два года комплексно реставрируется художественная отделка помещений, все предметы обстановки, сети, сам дворец, его фасады в такие короткие сроки и с таким качеством – это большая победа, что мы смогли вернуть дворец в культурное пространство Петербурга.

— В XIX веке реставрация дворца была проведена по распоряжению великой княгини Елены Павловны и продолжена ее дочерью Екатериной Михайловной. С чем связан такой интерес к личности императора у этой ветви Романовых?

Очень хороший вопрос. Елена Павловна посвятила свою жизнь меценатству, а также изучению Ораниенбаума. Она заказала объемное исследование, посвященное истории Ораниенбаума. Она очень чтила всех предыдущих его хозяев – и Меншикова, и Петра – поэтому идея о реставрации Петра III вторила ее идее уважения к своим предшественникам. А Екатерина Михайловна продолжила это дело, потому что заказ на реставрацию дворца был выдан при великой княгине Елене Павловне. Просто уже работы, которые проводились в 80-х года XIX века, в том числе заказ живописи Ганса Шмидта – это уже участвовала ее дочь».

Надо сказать, что великая княгиня Елена Павловна сделала для российской науки, культуры, истории едва ли не больше все остальных членов Императорской фамилии. И мы обязательно расскажем о ней подробно в наших радиоэкскурсиях. Также как и о первом владельце дворца – императоре Петре III. Фигуре трагической, неоднозначной, загадочной, прямо скажем, в значительно степени оболганной, но, несмотря на свое короткое правление, также успевшей много сделать для российской культуры, в особенности музыкальной. Об этом слушайте передачи в рубрике «Радиоэкскурсии» с музыкальным редактором радио «Град Петров» Ольгой Суровегиной – «История Ораниенбаума в музыкальных картинках».

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.