Песочное рисование для детей. Рисование песком полезно любому ребенку, и вот почему. В чем преимущества рисования песком

Кто из взрослых не любил баловаться в детстве с песком? Нередко можно встретить детишек во дворе, которые играют друг с другом в песочнице. Да и вы, наверное, в детстве строили еще те песочные замки. Многим маленьким детям нравится это занятие. Уже с ранних лет можно многое узнать о ребенке, наблюдая, как он играет на песочной площадке. А рисование песком на световых столах для детей может стать очень увлекательным занятием.

В этой статье мы поговорим о песочном планшете. Что это за вещь? И почему так важно рисование песком для детей?

«Светящийся стол»

Речь не идет о техническом устройстве. Мы говорим о столе с самыми разными подсветками рабочей поверхности. Благодаря им можно свободно рисовать, используя в качестве основного инструмента песок. Кстати для него тоже есть отдельное место. На планшетном столе сложно обнаружить крепежные предметы. Некоторые детали очень хорошо скрыты, а другие отлично склеены. Так как поверхность стола подсвечивается, соответственно, предмету нужно питать откуда-то энергию. Для этого в столе есть специальный разъем, как в телефоне. Данный развлекательный предмет имеет необходимый сертификат, который подтверждает безопасность эксплуатации.

Помните, безопасность детей должна быть всегда на первом месте!

В чем польза?

Рисовать любят абсолютно все дети, даже если это и не совсем выходит красиво. Такой способ самовыражения в столь юном возрасте хорошо получается и на песочном планшете. Обучение рисованию песком детей проходит довольно легко. Чтобы убедиться в преимуществах данной методики, обратите внимание на следующие перспективы:

  • Если ребенок играет на песочной площадке во дворе, он подвергается воздействиям внешних факторов. Например, плохая погода может испортить ему праздник. Есть дети, которые не всегда умеют делиться даже песочной площадкой. Используя песочный планшет, ваше чадо ничем не рискует.
  • Рисуя на песке, ребенок с легкостью избавляется от эмоциональных недугов и морально становится более устойчивым. Он словно заново перерождается. Так ему легче будет избежать всяких стрессовых ситуаций. Абсолютно меняется восприятие.
  • Ребенок может рисовать не только указательным пальцем. Для этого он может использовать самые разные формы своей руки. Например, сначала рисунок рисовался указательным пальцем, а потом маленькая личность перешла на боковую часть ладони, чтобы придать какой-нибудь эффект. Фантазия детей безгранична. Они могут рисовать какие-то линии, предметы и много чего другого. И самое главное, что для такого вида развития не нужно ни специального оборудования, ни каких-нибудь вспомогательных предметов.
  • Дети, которые готовятся пойти в школу, тоже могут принять в этом участие. Во время их творческой деятельности вы сможете проследить за работающей личностью. Определить, какой у ребенка характер, насколько он точен в движениях, есть ли у него усидчивость и трудолюбие. Уже с дошкольного периода можно обнаружить море талантов у большинства детей.
  • Как известно, цвета очень сильно действуют на человеческое подсознание. Наша психология устроена таким образом, что мы всегда идем на поводу у любимого цвета. Это может быть вызвано светозависимыми гормонами. Также цвета очень хорошо справляются с апатией и раздражительностью. Если что-то подобное замечаете в своем ребенке, обязательно пройдите с ним цветовую терапию.

Как правильно обращаться с песочным планшетом?

Игра на песочном столе должна проходить увлекательно и максимально удобно. Но есть ряд некоторых правил, которые очень важно соблюдать. Поверхность песочного стола сделана из стекла, чтобы вся площадка освещалась разными цветами. А стекло, как известно, не любит острых или слишком тяжелых предметов. Поэтому, если вы не хотите повредить игровую поверхность, избегайте присутствия лишних ненужных предметов, которые могут нанести вред не только столу, но и играющим за ним детям. Конечно, вы можете оставить игрушки. Но не забывайте, что некоторые из них все равно могут нанести легкие царапины или засорить поверхность стекла. Тем не менее игры могут продолжаться дальше, ведь это никак не влияет на рисование.

По своей природе песок может электризоваться, а ток опасен как для взрослого человека, так и для маленького ребенка. Протирайте время от времени стол антистатиком, и все будет в порядке. Кроме стола, сам песок может загрязняться. Для рисования на песочном планшете очень важно соблюдать гигиену. Если песок будет грязный, на столе могут появиться разные букашки и прочие насекомые, несущие вред человеческому организму. Чтобы избежать таких пагубных последствий, просеивайте иногда песок через сито. Такое задание вы можете поручить даже деткам. Оставшуюся грязь на поверхности, разумеется, выкиньте.

Важно, чтобы песок был качественным, потому что со временем могут образовываться комки разных размеров. Основная причина их появления – антистатик. Чтобы песок был надлежащего вида, промойте его или прокалите в духовке.

Роль цветовой терапии

Почему цвета при рисовании на песке так важны? Суть в том, что каждый цвет может оказывать конкретное влияние на ребенка. Некоторые даже формируют его психологию. Например, одни успокаивают, а другие раздражают, одни сеют радость, а другие пробуждают чувство гнева.

Перед тем как разрешить детям свободно рисовать на песке, заранее побеспокойтесь о подсветке стола. Если такой механизм в данный момент отсутствует, то рисование цветным песком для детей способно это исправить.

  • Выбрав красный цвет, вы пробуждаете силу в маленьком персонаже и развиваете в нем лидерские черты, однако, чрезмерная активность красного цвета может пробудить и другие отрицательные стороны. Иногда это выражается в нервном раздражении и даже агрессии. Старайтесь, чтобы ребенок избегал столь долгого соприкосновения с данным цветом.
  • Оранжевые оттенки всегда способствовали оптимизму и радости. Такие качества очень хорошо помогают избавиться от различных непредсказуемых нервных срывов, депрессий и прочих эмоциональных моментов. Кроме того, оранжевый оттенок хорошо пробуждает аппетит, что в таком возрасте особенно полезно.
  • В юном возрасте детям часто не хватает концентрации. И чтобы этому научиться, сделайте акцент на желтом цвете. Он поможет избавиться от лишних мыслей и сосредоточиться на более важных вещах. Особенно ощутимую роль данный цвет играет во время поступления ребенка в школу. В этот период юная личность может ощущать какие-то переживания внутри себя. А желтый цвет как раз помогает побороть неуверенность на столь раннем этапе жизни ребенка.
  • Зеленый цвет приятен не только для глаз, но и для души. Благодаря ему сон будет приятным, а раздражительность вскоре уйдет.
  • Голубые цвета отвечают за нотку взаимоотношений внутри семьи или во внешнем сообществе, то есть ребенок учится ладить с домашними и приспосабливаться к коллективу.
  • Фиолетовый цвет отвечает за творческую черту. Он помогает справиться со своими психологическими проблемами и стабилизировать эмоциональное состояние.

Как видите, цветовая терапия оказывает самое положительное влияние на любого ребенка, если правильно управляться с цветами. Метод действительно эффективен, так как помогает выяснить текущее состояние молодого человека, а при необходимости направить его в нужное русло для дальнейшего развития.

Как проводить песочную терапию для маленьких детей?

Перед тем как устроить мастер-класс по рисованию песком для детей, у всех участников должен быть полный набор инструментов. Конечно, без светового стола и цветного песка никакая терапия не удастся. Но если вы обладаете данными материалами, значит, осталась лишь самая малость предметов: кисти, поднос, пластиковый контейнер, сито, всякие игрушки и перчатки. По возрастным ограничениям участие в таком мероприятии могут принимать дети от одного года или те, кто уже ходит в первый класс.

Когда вы приготовили столик, включите какую-нибудь расслабляющую музыку. Если стол стоит возле окна, задвиньте шторы, чтобы дневной свет не сбивал оттенки на поверхности.

Сначала подготовьте почву для создания настроения детишкам. Расскажите какую-то интересную историю, в которой будет встречаться песочек и другие, нужные для работы предметы. Например, свой рассказ начните со следующих слов: «Однажды на столе собрались песочек, игрушки и другие вещи. Песочек постоянно ворчал, что другие предметы и вещи намного нужнее, чем он, ведь ими чаще играются». И в этот момент вы как бы подхватываете внимание малышей, акцентируя на привилегиях песка. Объясните всем, что с ним можно делать самые разные вещи: пересыпать из одной ручки в другую, рисовать линии, лепить разные фигурки. Вы должны полностью раскрыть потенциал песочка и побудить каждого малыша создать что-то свое.

Для более продуктивных занятий отлично подойдет песочница. Вся прелесть ее в том, что она удобная по своим размерам и функционалу. Если в ней раздвигать песочек, то получатся речушки и озера. Так детишки смогут разыграться. Они будут делать горы, тропинки, реки и много других вещей при помощи своих собственных рук. Юнгинаская песочница позволяет детским глазам осмотреться и запланировать свой песочный проект там, где того желает малыш. Песочница сделана из дерева. Ее дно голубого цвета будет напоминать детям океан и небо.

Игровые упражнения

Упражнение первое.

Начните использовать юнгианскую песочницу. Так как она тоже имеет подсветку, песок желательно поначалу разместить на подносе или контейнере, чтобы избежать лишних повреждений поверхности стола. Как откроете песок, дайте возможность малышам подержать его в руках. Отсыпьте его немного каждому в руки, чтобы дети немного позабавились. Они могут его пересыпать с места на место или с одной руки в другую. На световом столе детишки смогут проводить указательным пальцем по песку. Конечно, движения элементарные, но это уже может влиять на дальнейшее развитие речи и мозговую активность.

Упражнение второе.

В этом упражнении песок нужно пересыпать при помощи ложки, сита или граблей. Пусть дети зарывают свои собственные игрушки.

Упражнение третье.

Заройте разные пуговицы в какую-нибудь коробку, наполненную песком. Предметы должны отличаться друг от друга цветом, формой, размером и прочими характеристиками. Предложите молодому участнику прощупать пуговицы и описать то, что он чувствует. Пусть малыш опишет свои ощущения.

Упражнение четвертое.

На этот раз заройте глубоко в песок небольшой камень, который не совсем приятный на ощупь. Путь все присутствующие игроки помогут вам откопать его. А в процессе игры пусть каждый поделится своими впечатлениями. Например, можно побудить малышей рассказать о том, какой камень, жесткий или неприятный. Может, он холодный, но если его каждый раз передавать друг другу, он становится теплым. Такие действия способствуют объединению коллектива.

Упражнение пятое.

Выберите любую коробку или небольшой сундучок. Поместите в сундучок самые разные сокровища – изображение солнышка или радуги. Потом засыпьте песком. Дальше передаете по кругу. И пусть каждый малыш, работая одним пальцем, проведет круг и найдет свой сюрприз.

Упражнение шестое.

Снова начинаем играть в игру «возьми и угадай». Даете в руки ребенку емкость, заполненную песком. В ней, разумеется, спрятана какая-то вещица. Малышу позволяется засунуть ручку внутрь, но не подглядывать и не вытаскивать вещь сразу. Сначала пусть он угадает, что именно там спрятано и расскажет вам. Он может на основе прикосновений детально аргументировать свои догадки различными характеристиками предмета.

После того как детишки усвоились на световом столе, избавьте площадку от лишних ненужных предметов: оставьте только те игрушки, которые не представляют угрозу для поверхности стола. Это могут быть мягкие, гладкие и другие неострые, и не слишком тяжелые предметы.

В последнее время большую популярность обретает относительно новый вид искусства: рисование песком.

Мастера утверждают, что человеку еще в древние времена был знаком этот вид творчества, когда еще люди не знали, что такое бумага, кисти и краски. Проверить эту информацию возможности нет, приходится верить на слово. Хотя, ничего удивительного в этом нет — люди с самой колыбели человечества стремились выразить свои эмоции посредством рисунка.

Большой плюс рисования песком в том, что оно не относится к категории занятий, требующих особых познаний. Рисование песком доступно детям с самого раннего возраста. И как любой из видов изобразительного искусства, рисование песком по словам психолога Ольги Новиковой, «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Рисование песком прекрасно развивает моторику, поскольку пальцы ребенка находятся в тесном контакте с фактурным веществом, развивает координацию движения, помогает познавать свойства вещества, развивает фантазию. Если мы помним о том, что интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, то это занятие представляется весьма полезным. Его широко применяют в работе с детьми с отставанием в развитии, детьми с умственной отсталостью, аутистами, даунятами. Преподаватели отмечают, что у детишек наблюдается повышение умственной активности, улучшение речи и памяти, повышение коммуникабельности. А поскольку песком рисуют часто при помощи обеих рук, этот вид рукоделия будет весьма полезен детям с нарушением координации движения, левшам и амбидекстерам.

Итак, предлагаем вам вместе с Азбукой воспитания заняться рисованием песком.

Что нам понадобится? В первую очередь песок. Оптимальный вариант — приобрести в магазине для рукоделия уже подготовленный и очищенный песок, который не будет пылить в доме. Если такой возможности нет, то подойдет и строительный, только его надо несколько раз промыть и прокалить потом в духовке.

Рисованием песком надо заниматься на специальном планшете, который представляет из себя короб с прозрачной верхней крышкой и внутренней подсветкой. Если такого короба нет, то можно просто взять кусок оргстекла, поместить его, например, на опоры из двух стульев, а вниз поставить неяркую лампу. Если и это вам недоступно, то можно пойти по совсем простому пути и использовать в качестве фона обычный лист ватмана.

Песок удобнее размещать в широких невысоких емкостях, откуда его будет удобно брать рукой. Для ребенка подойдут и одноразовые тарелки.

Если вы будете рисовать на ватмане, то можно использовать песок разного цвета и декоративные камушки для придания рисунку большей выразительности. Камушки можно брать непрозрачные, прозрачные и разноцветные. В принципе, можно использовать любые декорирующие элементы: искусственные цветы, ракушки, пуговицы, словом — все, что может пригодиться.

В интернете есть много мастер-классов, посвященных этому искусству, но не стоит сразу гнаться за созданием шедевров. Дайте свободу ребенку, пусть он сам создаст что-то свое, пусть насладится свободой творчества. По большому счету родитель должен просо находиться рядом и следить за тем, чтобы ребенок ненароком не наелся песка. ну и не забыть пропылесосить рабочее место после окончания занятий.

Азбука воспитания

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка» г.Тынды Амурской области.

цикл конспектов по технике рисование песком

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Фисюкова Елена Петровна

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке.

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования на песке проводится с подгруппой детей или индивидуально занятия во вторую половину дня .

Занятия предусматривают три цикла:

    1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;

    2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;

    3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.

Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Способы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному . Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Способ тёмным по светлому (насыпание) . Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Способ отпечатков . Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок - тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками - песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами - санки.

Простые графические упражнения

1. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.

2. Выбирать и насыпать волнистые а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.

3. Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы.

4. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.

5. Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

6. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом - уже цыплёнок, овал и круг - цапля).

7. Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

8. Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как взрослые могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Цикл конспектов является методической разработкой, направленной на обучение детей младшей группы (3-4года) технике рисования на песке для дальнейшего развития творческих способностей.

«Дождик, дождик, веселей»!

Цель: учить рисовать прямые линии (вертикальные).

Задачи:

    Учить рисовать прямые линии (вертикальные).

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Предварительная работа: Экспериментирование с песком. Рассматривание пейзажных картин на тему «Осень», беседа, наблюдение.

световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя).

Педагог: Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Показывает рисунки, выполненные карандашами или фломастерами. Спрашивает детей, чем нарисованы эти картинки и предлагает нарисовать дождик песком.

3. Рисование.

Посмотрите, на рисунке дождь ещё не начался, хотя тучи закрыли солнце. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

Рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

Рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

4. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать прямые вертикальные линии.

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма. эстетическое восприятие.

Предварительная работа: рисование ножек сороконожки, моделирование ёжиков из пластилина. Теневой театр «Ёжик».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт ёжика, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог с помощью теневого театра обыгрывает стихотворение Г. Лагзынь «Ёжик».

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

Добрый день колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?

2. Пальчиковая гимнастика. «Колючий ёжик». Дети поднимаю руки вверх, по сигналу педагога растопыривают пальцы, сжимают в кулак и опять раскрывают – «ёжик прячет и показывает свои колючки».

Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

Это ёжик где у него спинка? Вот. На спинки у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

Вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала, одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца, от светового экрана). У ёжика много иголок давайте нарисуем ёщё.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие колючие ёжики у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Светит солнышко».

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику. умение работать по образцу.

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем на прогулки.

Материал, инструменты, оборудование: мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча), световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

На фланелеграф прикрепляется фигурка солнца:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, солнце, это я!

От яркого света всем становиться радостно, весело. А вот когда солнышко прячется за тучку (прикрепляют тучку), всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется. Давайте нарисуем весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

Пальчиком рисуем круг

Лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

Кого же могут разбудить его лучики? Подумай и расскажи.

4.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые солнышки у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Искупай утёнка».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).

    Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк», игры с геометрической мозаикой.

Материал, инструменты, оборудование: игрушка утёнок, световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог: давайте поиграем в утят, читает стихотворение А.Барто «Ути-ути». Дети выполняют движения по показу.

Рано-рано утречком

Вышла мама уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек невелик, невелик.

Мама трусить не велит, не велит.

Плыви, плыви, утёныш,

Не бойся, не утонешь.

    Пальчиковая гимнастика. «Уточки»

Один, два, три, четыре, пять - (разгибаем пальцы)

Вышли уточки гулять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Один, два, три, четыре, пять - (сгибает все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог: Посмотрите какой утёнок хороший и пригожий! Глазки голубые, лапки красные, клювик чистенький. Ой, наш утёнок отчего-то загрустил, наверное он хочет поплавать в ручейке. Давайте нарисуем ручейки.

Педагог просит детей показать ручками, как утята плывут по воде. Дети (по подражанию действиям педагога) изображают волну – «рисуют» в воздухе» волнообразные линии – сначала одной рукой, затем обеими синхронно.

Педагог показывает силуэты утят и раздаёт их детям. Предлагает помочь утятам научиться плавать по ручейкам.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые ручейки у вас получились. Утятам нравиться плавать.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Баранки-калачи».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: рассматривание и обследование колец пирамидки разного размера для обогащения и уточнения тактильного ощущения, развития восприятия формы. Представление теневого театра «Приходите в гости».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, связка бубликов-баранок для показа детям, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог показывает детям связку баранок и обыгрывает потешку «Ай, качи-качи-качи!»

с помощью кукол би-ба-бо.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки калачи!

Глянь – баранки калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки!

    Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

«Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.

Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.

Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»

5.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые вкусные у вас получились баранки - калачи.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Бабочка»

Цель: Учить рисовать двумя руками.

Задачи:

    Учить рисовать двумя руками.

    Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Наблюдение. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Материал: световой стол, иллюстрация бабочки, бумажные заготовки тела бабочки, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог: загадывает загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Ребята, кто это? (показывает бабочку)

Правильно, дети это бабочка. А что бабочки умеют делать?

А почему они летают? Что у них есть?

Посмотрите на ее крылышки. У нее есть 2 больших крылышка и 2 маленьких. А сейчас давайте попробуем превратиться в бабочек.

2. Подвижная игра «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, (покружиться)

Бабочка кружится, вьется.

(Дети под фонограмму «порхают» по группе. Как только фонограмма заканчивается, дети приседают на воображаемый цветок).

Посмотрите, дети, у меня есть бабочки (показывает заготовку), а крылышек у них нет, давайте нарисуем крылышки.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Дети, нарисуйте бабочке 2 больших и 2 маленьких крылышка. Рисовать будем двумя руками. (дети рисуют, педагог наблюдает за их работой, если необходимо помогает, пока дети рисуют включается музыкальное сопровождение).

5. Рефлексия.

Молодцы, какие красивые бабочки у вас получились. Моя бабочка с картинки обязательно прилетит и подружиться с вашими бабочками.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать получившиеся бабочки с именами детей.

ЛИТЕРАТУРА

    Мариела Зейц «Пишем и рисуем на песке» Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94с

    Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144с.

    Интернет ресурсы:

Чем можно рисовать? Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками. В мультфильме «Приключения кота Леопольда», если помните, рисунок был нанесен на стену супом! Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек.

Читайте в этой статье:

Вспомните ощущения летом на пляже. Вот, к примеру, сидите вы на песке. Ваши руки так и тянутся, чтобы нырнуть в песок, порыться, побродить в песочной бездне. Потом одним движением зачерпываете в пригоршню песочек и выпускаете его сквозь пальцы. Миллиарды миллиардов песчинок падают струйками, и так спокойно становится, такое на душе умиротворение, что даже кажется, будто с этими золотистыми потоками уходят все-все тревоги. Чудо!

Зачем детям рисовать песком

Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас во многих детских центрах развития и семейных клубах организуют группы для занятий с песком, чтобы не просто учить детей и взрослых рисованию, но и поднимать настроение.

В чем проявляется позитив от занятий с песком?

1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок (!), который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.

2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.

3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.

Как заниматься с ребенком песочной терапией

Если у вас есть возможность записаться в группу песочной живописи или песочной терапии – это здорово! Ходите вместе с ребенком и радуйтесь каждому уроку. Как говорится, в компании всегда веселее. Уровень заданий с песком, конечно, будет зависеть, от возраста ребенка, и это вам подскажет детский психолог или педагог. Хотя оборудовать студию рисования песком можно и дома.

Задача первая. Мастерим столик для песка.

Чтобы изготовить своими руками специальный столик-подставку, нужно поискать: ящик, оргстекло, электрическую лампу.

Столик должен получиться прочным и устойчивым. Поэтому лучше всего взять небольшой деревянный ящик, сколоченный из гладко обтесанных и плотно подогнанных досок (подойдет также ДСП). Это будет столешница. Прикрепите ножки к столику – два одинаковых бруска или ножки детской табуретки.

Оргстекло – самый безопасный из всех вариантов. Только его размеры (ширина и длина) пусть будут немного меньше, чем у ящика. Стекло будет размещаться внутри столика, поэтому в днище ящика нужно сделать «окошко» прямоугольной формы. Если стекло прозрачное, то его предварительно надо окрасить с одной стороны (можно заклеить пленкой, которая пропускает свет). Чтобы закрепить стекло сверху над отверстием, используют либо рейки, либо «жидкие гвозди», либо липкую ленту.

Теперь устанавливаем столик, размещаем источник света (лампу или фонарик) внизу, под столешницей, и проверяем конструкцию в работе.

Задача вторая. Добываем песок.

Песок можно купить на строительном рынке, накопать в детской песочнице или привезти с моря. В любом случае, если у вашего песка самое благородное происхождение, нужно материал довести «до ума», а именно: внимательно проверить на наличие мусора, даже просеять, промыть и пропечь в духовке (недолго – достаточно в течение 1,5-2 часов).

Дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки и стеклышки для декора, чтобы украсить рисунки. Подготовьте и это в достаточном количестве.

Задача третья. Запасаемся идеями.

Как увлечь ребенка рисованием песком? И тут есть разные интересные варианты.

В первый раз можно подготовить все, но не выдавать вашу тайну, то есть заранее не объяснять, что вы собираетесь делать. Включите сказку в аудиозаписи, или музыку природы, или просто любимую мелодию малыша. И начните рисовать. Следите за реакцией ребенка и позволяйте вмешиваться, если вдруг он посчитает, что надо поправить рисунок.

Или так. Сначала поищите видеозаписи занятий песочной терапией. Посмотрите вместе с ребенком, а потом попробуйте сделать все самостоятельно. Или пусть малыш рисует сам, на ходу видоизменяя увиденное. Экспериментируйте!

Книга Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке»

Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то сперва найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как мамы и папы могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Какую информацию вы найдете в книге?

  • Почему песок обладает лечебными свойствами
  • Какие инструменты подготовить для рисования песком
  • Как организовать рабочее место для ребенка
  • Как рисовать на песке с помощью волчка, мячика-ежика, ракушки
  • Зачем использовать воронки и сито
  • Что могут рассказать фигуры на детском рисунке из песка
  • Сложно ли рисовать сразу двумя руками
  • Почему дети рисуют символами
  • Симметричные рисунки и мандала на песке
  • Физиотерапия с песком и коррекция поведения ребенка

Книга будет интересна и родителям дошкольников, и родителям мальчиков и девочек подросткового возраста.

А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции!

Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.

Если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. Можно сказать, будет требовать «продолжения банкета»! Не верите? Тогда посмотрите видео.

Серия: уроки рисования для детей.

Рисование песком , как нетрадиционное направление Изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу : когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям. А теперь оно стало доступным Вам и дома!


Чем ребенку (а может и Вам) могут быть полезны занятия по рисованию песком?

Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев , пространственное восприятие, мышление и внимание , воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка . К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Но это еще далеко не все!

Вы знаете о направлении песочной психотерапии и психокоррекции? Это новый (ему не более 30 лет), но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

И дети и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке - уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди.

Взляните на это видео по рисованию песком для детей :

Что нужно для рисования песком в домашних условиях?

1) Песок. Песок можно «накопать» даже в песочнице во дворе, тщательно его просеять, промыть, прокалить в духовке (в течении 1-2 часов). Только после этого – можно предложить его ребенку. Было бы здорово найти крупный речной, морской песок – разных оттенков, размеров частичек и структуры.
2) Столик - планшет для рисования песком (с подсветкой) можно сделать и в домашних условиях.

Мини-руководство по изготовлению столика (планшета) для рисования песком дома:

Лучше, если это сделает мужчина, но и женщине это под силу.

Нам пригодится: деревянный ящик (крепкий, плотный, либо сделанный самостоятельно из массива дерева или хороших кусков ДСП), кусок оргстекла (поменьше по периметру чем ящик, оргстекло не бьется, поэтому наиболее безопасно). Хорошо если стекло будет само по себе матовое, но даже если оно прозрачное - это не трудно исправить, оклеив его светопрозрачной цветной или белой пленкой, или с внутренней стороны окрасив краской. Для ножек столка пригодятся небольшие деревянные бруски. Также нужна крепкая строительная изолента, или скотч. Небольшие гвоздики и молоток. В качестве подсветки можно использовать яркий фонарик, настольную лампу, небольшой софит, либо просто любую лампу.

1 шаг.

Подбираем или делаем самостоятельно ящик. Он должен выглядеть приблизительно как на картинке. Ширина и длина будущей столешницы - примерно 0,7*1м. Или на Ваше усмотрение.

2 шаг.

Внутри ящика делаем прямоугольное отверстие (куда потом вставится стекло) для планшета. На картинке представлено: как можно сбоку делать отделения для подручных материалов (например, камушков и прозрачных стекляшек для мозаики - дополнения песочного рисунка).

Бортики ящика у будущего столика - будут "смотреть" вверх - они предохраняют песок от рассыпания на пол.

3 шаг.

Из отшлифованных (чтобы не было заноз на пальцах в процессе эксплуатации) деревянных брусков делаем столику ножки.

4 шаг.

Кусок оргстекла приклеиваем строительной изолентой к дереву, прямо в отвертие , которое мы делали на шаге 2 . Оргстекло легкое - поэтому должно держаться. Но если делать, что говориться, на века - то стекло можно "пришить" к столику деревянными рейками, с помошью маленьких гвоздей.

5 шаг

Делаем подсветку - любой источник света ставим под стол, или с его боку - так, чтобы свет озарял планшет для рисования песком изнутри.

Вот и готово!

Начинаем рисовать!

Столик с песком готов , включена приятная музыка (например альбом «Эффект Моцарта» специально для «мечты и рисования» который Вы можете бесплатно скачать ), шторы задернуты (нужно создать легкую темноту), зажжены свечи . Используйте секреты ароматерапии : ароматы лаванды, кедра, ладана, мандарина, грейпфрута, пачули способствуют творчеству и гармонизации личности.

Все готово? Волшебствное действо начинается!

<Мы специально не будем писать сейчас о способах рисования песком, так как это все обязательно родится внутри Вас и Вашего ребенка, при соответствующем настрое.
К тому же, чтобы понять, как примерно это делается – достаточно посмотреть видео, представленное выше (и ниже - в конце статьи). Лучше один раз увидеть..>

Идеи для рисования песком с ребенком:

С помощью живописи на песке можно не только рисовать статичные картинки, можно и нужно делать целую песочную анимацию , «кадр за кадром» воссоздавая сказки, поучительные истории . Сказкотерапия Вам в помощь!

А чтобы воспитать познавательную активность у ребенка: можно «путешествовать» по разным странам , рассказывая о том, какие люди (традиции), растения и животные там живут.

Наряду с песком можно использовать в качестве мозаики - камешки - гальку, светопрозрачные цветные стеклышки (обточенные, безопасные от порезов). Например как на рисунке справа. Эти детали помогут разнообразить занятия рисованием на песке.

Приятный на ощупь, чистый и рассыпчатый песок позволит Вам и ребенку легко воплотить на стекле самые фантастические замыслы!

Отметим также несколько важных правил совместного с ребенком рисования песком:

1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.
2) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.
3) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила.
4) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.
5) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.
6) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.
7) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Таким образом, созданные в этих несложных правилах творческие занятия рисованием песком помогут Вам воспитать настоящую одаренность!

*********************************************************************************************************************************************************************

P.S.: Напоследок, не можем не отметить каких высот может достичь рисование на песке.

Ксения Симонова рисует о ВОВ на песке "Ты всегда рядом":

«Я бы хотела, чтобы эта история прозвучала по-новому" - говорит Ксения Симонова. - "Многие дети не смотрят военные фильмы, для них это скучно и непонятно. Тем более у нас, к сожалению, переписывают историю, учебники читать страшно. Я хотела, чтобы с помощью такой достаточно модной техники тема войны стала снова актуальной».

Это видео можно вполне показать ребенку младшего школьного и школьного возраста, не только как шедевр искусства песочной живописи и анимации, но и как память о войне.