Первые шаги на сцене. Особенные дети делают первые шаги на сцене в инклюзивной театральной студии в белгороде. Познание театра изнутри

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»

СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР на педагогическом совете Директор школы

Т. В. Антоненкова Протокол №1 от 26.08.2015 г. _________ М. М. Егоренкова

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Первые шаги на сцене»

для 1-А класса на 2015-2016 учебный год

направление: социальное

Учитель: Артамонова Н. П.

1.Пояснительная записка

Программа «Первые шаги на сцене» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Целью программы является социализация учащихся, обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи , решаемые в рамках данной программы:

Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества;

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

Развитие речевой культуры;

Развитие эстетического вкуса;

Воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

2.Общая характеристика курса.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

3.Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На реализацию внеурочной деятельности «Первые шаги на сцене» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театра. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета:

Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности) : Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Программа включает следующие разделы:

№ п/п

Кол-во часов

Вводные занятия

Театральная игра

Культура и техника речи

Ритмопластика

Основы театральной культуры

Работа над спектаклем, показ спектакля

Заключительное занятие

Итого:

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. (1 час) Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

Знакомство с театрами г. Москвы (презентация).

2 раздел. (8 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. (4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

4 раздел. (4 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

5 раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. (14 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя . Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

7 раздел. (1 час) Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

6.Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование курса «Первые шаги на сцене» в 1-А классе

№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Дата проведения

Аргументация изменений

По плану

Фактически

Вводное занятие.

Здравствуй,театр!

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами Москвы (презентация).

Театральная игра

Как вести себя на сцене.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Инсценирование мультсказок

По книге «Лучшие мультики малышам»

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки».

16.10

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

23.10

30.10

Правила поведения в театре. Ритмопластика.

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке . Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «Дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.

13.11

11-14

Репетиция сказки «Новогодние приключения».

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка».

20. 27. 11

4.12 11.12

15-16

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

18.12; 25.12

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

Викторина по сказкам

15.01

18-19

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

22.01

12.02

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

26.02

21-23

Инсценирование народных сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4.03

11.03

18.03

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1.04

Ритмопластика.

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

8.04

26-27

Театральная игра Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

15.04

22.04

28-29

Культура и техника речи.

Инсценирование сказки «Пых»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ. Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

29.04.

6.05

30-31

Ритмопластика

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

13.05

20.05

Просмотр сказок в видеозаписи.

Беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров

27.05

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Итого: 33

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения .

  1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003
  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
  6. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
  7. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003
  8. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002
  9. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986
  10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
  11. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
  12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М. 1985
  1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004
  3. Скороговорки, пословицы.
  4. Русские народные сказки о животных
  5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
  • Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
  • Усачёв А.А. Жили-были ёжики
  • Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
  1. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой
  2. Рассказы Н. Сладкова о животных.

Материально-техническое обеспечение:

  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты;
  • СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • пальчиковые куклы;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • Электронные презентации: «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
  • Сценарии сказок, пьес, детские книги.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.


Все родители рано или поздно задумываются над тем, в какую творческую студию отдать ребенка. Главную роль в выборе должны играть увлечения крохи: танцы, пение, рисование. Отличным решением станет школа актерского мастерства для детей . Театральные уроки - это прекрасная возможность для ребенка открыть актерский талант, узнать все тонкости игры на сцене и научиться импровизировать в любых жизненных ситуациях.

Добавьте творчества в жизнь вашего ребенка

Современные студии актерского мастерства предлагают методики обучения, разработанные специально для юных артистов. С вашим ребенком будут заниматься педагоги, имеющие многолетний опыт воспитания молодых дарований. В практических занятиях дети научатся:

  • Без страха выступать перед большой аудиторией.
  • Свободным двигаться и произносить речи на сцене.
  • Преображаться в различные литературные образы.
  • Контролировать свои эмоции и настроения.
  • Работать в команде с другими участниками.

Такой ценный опыт пригодится как для дальнейшей карьеры актера, так и для личных взаимоотношений с ровесниками. В коллективе ребенок познакомится с новыми товарищами, в ходе занятий избавится от комплексов и зажимов в общении, станет увереннее в себе.

Занятия в форме игры - весело и познавательно

Все дети любят играть, а в частности примерять на себя разные образы. Зачастую, это персонажи мультфильмов, в которых они видят положительные или отрицательные качества. Фантазия и задор малышей безграничны, поэтому именно в юном возрасте нужно направить энергию в правильное русло.

Театральная школа для детей - это уникальная возможность самовыражения для ребенка. Преподаватели помогут открыть и развивать актерский талант, в игровой форме обучат как вести себя на сцене и менять образы персонажей. Театральная мимика, жесты, эмоциональная подача, владение голосом - все это станет просто и понятно после уроков актерского мастерства. Увлекательные занятия позволят:

  • Быстро налаживать коммуникации со сверстниками.
  • Избавиться от психологических и физических зажимов в общении.
  • Фантазировать и импровизировать на сцене.
  • Выступать в образах любимых персонажей.
  • Выплескивать энергию и получать положительные эмоции.

Творческие уроки помогут приобрести необходимые навыки, благодаря которым ребенок будет свободно чувствовать себя в любом коллективе. Вы и не заметите, как уйдут все страхи публичных выступлений, а малыш станет блистать на сцене в самых непредсказуемых образах.

Познание театра изнутри

Школа актерского мастерства представляет собой миниатюру будущей работы в театре. Юные дарования, выступающие на сцене, смогут прочувствовать всю атмосферу изнутри. Кому-то это придется по вкусу, станет первым шагом в карьере, другим - позволит приобрести опыт публичных выступлений и новые знакомства. В любых жизненных ситуациях - в общении с друзьями, родителями, коллегами по ВУЗу или работе, владение ораторским искусством сыграет положительную роль.

В школе актерского мастерства ваш ребенок станет частью творческого коллектива единомышленников, где ему будет интересно и весело заниматься. Педагоги проводят уроки в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Каждый ребенок принимает участие в подготовке спектаклей, увлекательных репетициях, поэтому ощущает себя частью творческой команды.

Яркий, красочный мир театра подарит детям незабываемые впечатления, а возможно станет первым шагом на большой сцене. Детские курсы актерского мастерства вполне могут стать подготовкой к поступлению в театральный ВУЗ и получению профессии актера.

Искусство жить на сцене Демидов Николай Васильевич

Глава III. ПЕРВЫЕ ШАГИ УЧЕНИКА «НА СЦЕНЕ»

Мы начали упражнения с того, что сели все в кружок, чтобы хорошо видеть друг друга.

Но вот на втором уроке кому-то из учеников непременно «захочется встать». Это заметишь, обратишь на это общее внимание и подчеркнешь: ведь вам не хочется сидеть, хочется встать - чего же вы сидите?

Да, хочется встать. Но вы всех посадили, и я понял так, что встать нельзя.

Нельзя? Нельзя только одного: мешать себе, не делать того, что хочется. Раз вас тянет встать, пойти, что-то сделать - как же вы смеете мешать себе?

И этим делаешь незаметный, нечувствительный переход на движение, затем - на этом же или на следующем уроке - такой же незаметный переход на мизансцену. Даешь какой-нибудь текст вроде следующего:

Мне нужно тебе кое-что сказать.

Хорошо. Только сначала посмотри, пожалуйста, нет ли кого за дверью, мне кажется, там кто-то стоит. (Идет, открывает дверь, смотрит, возвращается.)

Там никого нет.

Ну, говори...

На третьем, четвертом уроке делаешь шаг еще дальше: в одну часть комнаты ставишь два стула и столик, а в другую переводишь всех учеников и садишься среди них. Получается «зрительный зал» и «сцена». Вызываешь двоих и даешь какой-нибудь нетрудный текст, вроде:

Он и она. Сидят. Молчат.

Он. Ну, мне пора.

Она. Посидите еще.

Он. Нет, я все-таки пойду.

Она. Заходите как-нибудь еще.

Он. Благодарю вас. До свидания.

Она. До свидания.

Он уходит, она остается.

Кстати: уйти со сцены легко, а войти очень трудно. Поэтому со входом оттягиваешь возможно дольше.

Иногда переводить ученика «на сцену» волей-неволей приходится раньше времени. Это бывает, например, в том случае, когда вам попадается очень общительный, компанейский парень. Вы даете ему с партнером упражнение, а он не только партнера, а и всех остальных, сидящих рядом, «втягивает» в свой этюд - переглядывается с ними, переговаривается глазами, мимикой...

Скажешь ему: «Вы одни с партнером, кругом никого нет». На минуту оторвется от «публики», а там - опять за свое.

Что делать? Запретить глядеть на окружающих? Запретить чувствовать их? Это значит - спугнуть: то говорили, что все можно, что пусть оно делается само собой,- а теперь вдруг нельзя... Спутается, насторожится, сожмется.

Идешь в таком случае другим путем, указанным самим актером.

Вам, по-видимому, мешает соседство товарищей. Это легко поправить: возьмите ваши стулья и перейдите с партнером вон в тот угол. А мы отодвинемся. Никто вас не будет отвлекать - станет легче.

Сказано - сделано. И, действительно, у этого общительного парня, как только он от нас отодвинулся, дело пошло на лад.

И таким образом легко совершился весьма серьезный переход «на сцену», на расстояние от товарищей, «на публику».

Практика показывает, что, перейдя «на сцену», не следует все-таки оставаться там все время: необходимо снова садиться в кружок и проделывать упражнения в кружке. Здесь, вблизи, легче видны все самомалейшие ошибки, а там, «на сцене», многое проскакивает незамеченным. Раз проскочит, два проскочит - человек и привык к ошибке.

Несколько слов о выходе актера «на сцену».

Это очень ответственный момент. Откроешь дверь и сразу, не переступая еще порога, видишь: смотрят на тебя десять-двадцать человек... Все внутри собьется, смешается... Стоит на одно мгновение поддаться - и занервничаешь, заторопишься... а там - паника...

Что же делать?

Проще простого: не торопиться. Делай приблизительно так же, как делаешь, выйдя из темноты подвала на яркий, ослепляющий свет: дай привыкнуть глазам - оглядись, освойся...

Вообще при всяком новом и сильном неожиданном впечатлении наступает мгновение замешательства, дезориентировки - это в порядке вещей. Но одни при крике «пожар!» отдаются своему замешательству и впадают в панику; другие - дают себе несколько секунд освоиться и, получив от сильного впечатления душевный подъем, совершают чудеса храбрости и самообладания.

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

О способностях ученика. "При … обсуждении необходимых для ученика способностей мы будем иметь в виду певца, который намерен посвятить себя театру … Он должен не только соединить в себе интеллектуальные преимущества … но его физическое состояние должно быть настолько

Из книги Живое слово автора Mitrov

ПЕРВЫЕ ШАГИ Первое выступление имеет большое значение для вашего ораторского развития. Успех или неуспех первых шагов часто навсегда определяет дальнейшую деятельность.Вот некоторые советы для начинающих:1. Начинайте с коротких выступлений, без расчета на эффект.

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора

Первые шаги в Китае Борьба со временем и пространством По прибытии в Китай прежде всего следует устранить последствия «джетлэга» – разницы во времени, когда ваш организм еще не перестроился к более позднему времени. Наверняка у каждого человека есть свои рецепты,

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Америка... Живут же люди! автора Злобин Николай Васильевич

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

Из книги Как победить китайцев автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Житие Василия Нового и видения его ученика отрока

Из книги Китай и китайцы [О чем молчат путеводители] автора Маслов Алексей Александрович

Первые шаги в Китае Борьба со временем и пространствомПо прибытии в Китай прежде всего следует устранить последствия «джетлэга» – разницы во времени, когда ваш организм еще не перестроился к более позднему времени. Наверняка у каждого человека есть свои рецепты,

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Житие Василия Нового и видения его ученика отрока Григория В восточнохристианской традиции, в том числе в русской, начиная с древнейших времен - первого века крещения, - популярным было Житие Василия Нового, жившего в Византии в X веке, когда Русь, еще языческая,

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Сага о Великой Степи автора Аджи Мурад

Первые шаги Великого переселения В книге В.И. Вербицкого «Алтайские инородцы» я встретил пересказ, возможно, самого раннего текста легенды о потопе. Впрочем, о том же говорят легенды Индии, куда в 1-м тысячелетии до новой эры пришли тюркские орды, начавшие Великое

Из книги Избранное. Молодая Россия автора Гершензон Михаил Осипович

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

2.3. Антропологи-теоретики и этнографы-очевидцы: первые шаги на пути к сотрудничеству Как уже отмечалось выше, первое поколение британских антропологов в подавляющем большинстве разделяли основные принципы позитивизма, позитивизм же предписывал особое внимание

Мы начали упражнения с того, что сели все в кружок, чтобы хорошо видеть друг друга.

Но вот на втором уроке кому-то из учеников непременно «захочется встать». Это заметишь, обратишь на это общее внимание и подчеркнешь: ведь вам не хочется сидеть, хочется встать - чего же вы сидите?

Да, хочется встать. Но вы всех посадили, и я понял так, что встать нельзя.

Нельзя? Нельзя только одного: мешать себе, не делать того, что хочется. Раз вас тянет встать, пойти, что-то сделать - как же вы смеете мешать себе?

И этим делаешь незаметный, нечувствительный пе­реход на движение, затем - на этом же или на следующем уроке - такой же незаметный переход на мизан­сцену. Даешь какой-нибудь текст вроде следующего:

Мне нужно тебе кое-что сказать.

Хорошо. Только сначала посмотри, пожалуйста, нет ли кого за дверью, мне кажется, там кто-то стоит. (Идет, открывает дверь, смотрит, возвращается.)

Там никого нет.

Ну, говори...

На третьем, четвертом уроке делаешь шаг еще дальше: в одну часть комнаты ставишь два стула и столик, а в другую переводишь всех учеников и садишься среди них. Получается «зрительный зал» и «сцена». Вызываешь двоих и даешь какой-нибудь нетрудный текст, вроде:

Он и она. Сидят. Молчат.

Он. Ну, мне пора.

Она. Посидите еще.

Он. Нет, я все-таки пойду.

Она. Заходите как-нибудь еще.

Он. Благодарю вас. До свидания.

Она. До свидания.

Он уходит, она остается.

Кстати: уйти со сцены легко, а войти очень трудно. Поэтому со входом оттягиваешь возможно дольше.

Иногда переводить ученика «на сцену» волей-неволей приходится раньше времени. Это бывает, например, в том случае, когда вам попадается очень общительный, компанейский парень. Вы даете ему с партнером упражнение, а он не только партнера, а и всех остальных, сидящих рядом, «втягивает» в свой этюд - переглядывается с ними, переговаривается глазами, мимикой...

Скажешь ему: «Вы одни с партнером, кругом никого нет». На минуту оторвется от «публики», а там - опять за свое.

Что делать? Запретить глядеть на окружающих? Запретить чувствовать их? Это значит - спугнуть: то го­ворили, что все можно, что пусть оно делается само собой,- а теперь вдруг нельзя... Спутается, насторожится, сожмется.

Идешь в таком случае другим путем, указанным самим актером.

Вам, по-видимому, мешает соседство" товарищей. Это легко поправить: возьмите ваши стулья и перейдите с партнером вон в тот угол. А мы отодвинемся. Никто вас не будет отвлекать - станет легче.

Сказано - сделано. И, действительно, у этого общительного парня, как только он от нас отодвинулся, дело пошло на лад.

И таким образом легко совершился весьма серьезный переход «на сцену», на расстояние от товарищей, «на публику».

Практика показывает, что, перейдя «на сцену», не следует все-таки оставаться там все время: необходимо снова садиться в кружок и проделывать упражнения в кружке. Здесь, вблизи, легче видны все самомалейшие ошибки, а там, «на сцене», многое проскакивает неза­меченным. Раз проскочит, два проскочит - человек и привык к ошибке.

Несколько слов о выходе актера «на сцену».

Это очень ответственный момент. Откроешь дверь и сразу, не переступая еще порога, видишь: смотрят на тебя десять-двадцать человек... Все внутри собьется, смешается... Стоит на одно мгновение поддаться - и занервничаешь, заторопишься... а там - паника...

Что же делать?

Проще простого: не торопиться. Делай приблизительно так же, как делаешь, выйдя из темноты подвала на яркий, ослепляющий свет: дай привыкнуть глазам - оглядись, освойся...

Вообще при всяком новом и сильном неожиданном впечатлении наступает мгновение замешательства, дезориентировки - это в порядке вещей. Но одни при крике «пожар!» отдаются своему замешательству и впадают в панику; другие - дают себе несколько секунд освоиться и, получив от сильного впечатления душевный подъем, совершают чудеса храбрости и самообладания.

Глава IV

КОЕ-ЧТО О ПЕДАГОГИКЕ

Тактика

Один из главнейших актерских недостатков - это недоверие к себе. Недоверие к тому, что мое маленькое, будничное, скромное годится, что оно хорошо. Сцена-де есть сцена. На меня смотрят сотни и даже тысячи глаз - разве интересно им, если я буду тут перед ними на сцене что-то плохо и невнятно делать? А еще того больше, если я ничего не буду делать? Поэтому актер изощряется, старается, подхлестывает себя, торопится. А заторопился - «перепрыгнул» через свою правду, через свою жизнь - и попал в ложь, в кривлянье.

Чтобы поправить это, надо всеми средствами развивать в учениках веру в себя. Ведь одаренность их, надо думать, несомненна, иначе они бы здесь не сидели. Для этого при всяком удобном случае говоришь, что все это чрезвычайно легко, что все у них хорошо выходит, надо только больше верить себе.

Ведь вот, вам тут хотелось повернуться, вы и повернулись - это хорошо. Посмотрели на него - он вам показался смешным, вы улыбнулись... а потом чего-то испугались, сделали серьезное лицо - зачем?

Мне показалось неудобным смеяться ему в лицо,

и я удержалась.

Напрасно. Зачем удерживаться? Хотелось смеяться - смейтесь. Неудобно, неприлично? Это вы оставьте для жизни. Здесь будьте не только ближе к природе - будьте самой природой. Это ведь совсем и нетрудно - это из вас, как вы видите, само просится, - вы только не мешайте, не препятствуйте.

Как же быть все-таки с явными недостатками ученика?

Чаще всего не нужно ни словом, ни жестом показывать, что. .вы. их замечаете. Вообще, мне кажется, ум я сила режиссера и педагога выражаются не только в том, что он хорошо говорит и верно замечает, а также и в том, что он умеет вовремя молчать и делать вид, что все в порядке.

Например, в самом начале первого урока ученик довольно грубо и беззастенчиво «сыграл», «изобразил», а я делаю вид, что этого как будто и не было, говорю: вы поторопились - еще вам не хотелось, а вы заставили себя сказать. Не торопитесь: все сделается своевременно... Если же я с первых шагов буду его одергивать вдалбливать ему мысль, что он фальшивит,- я испорчу этим все дело.

И вот я делаю вид, что ничего не заметил. Никакого наигрыша и скверного театральничанья не было - просто поторопился.

А разве это, кстати сказать, и не верно? Главная причина (именно в торопливости и была. Дал бы себе время - и жизнь началась бы... Поторопился - стало неудобно, неловко... ну и давай скорее что-нибудь делать, изображать, играть...

Однако так ли? «Делать то, что хочется», «что делается само собой»... может быть, это хорошо на первых порах педагогики? А так ли в (режиссуре? Нет ли тут излишнего увлечения? Этак дойдешь до того, что все свои скверные бытовые привычки на сцену вытащишь.

Да, не без этого. Такие казусы возможны. Но не вздумайте, однако, запрещать что-либо делать актеру. Он жил, чувствовал себя хорошо, а вы ему - вдруг; нельзя, отбросьте, это не годится! Он и сбился. Подите-ка, возвратите ему его непринужденность!

«Убирать» что-либо у актера надо совсем особым способом. В «Легенде о Тиле Уленшпигеле» есть глава, где рассказывается, как глупые люди строили дом. К их удивлению, дом получился очень неудобным, потому что они не догадались в нем сделать окна и двери. Чтобы попасть в него, они проделали ход под землей, но там, внутри дома, оказалась такая темнота, что хоть глаз выколи. Уленшпигель застал их за любопытным занятием: они выносили что-то из дома мешками. Выяснилось, что они решили вытащить из дома всю темноту: напол­няли ею мешок, завязывали его, чтобы она не утекла, уносили подальше от дома и вытряхивала ее на землю.

Носили они целый день, «о дело что-то не подвигалось. Уленшпигель выручил: принес туда свечку, и темнота рассеялась сама.

Так и с актером: убирая его темноту (того нельзя, I другого нельзя) ничего путного не добьешься - на место одной встанет другая темнота, еще непрогляднее.

Надо свечку внести.

Очень непедагогично будет одергивать актера и запрещать ему всякие неподобающие позы и движения. Этим ничего не добьешься.

Напомните актеру, кто и что окружает его в данной сцене, к чему обязывает его такое окружение и т. д., и сами обстоятельства «потянут» его на соответствующее сценическое поведение. Теперь нужна только привычка, чтобы новое укоренилось. Больше ничего.

Словом, актеру предоставляется полная свобода действия в обстоятельствах, данных автором (в данном случае- педагогом), но ему не дается свободы перестраивать по-своему самые обстоятельства.

Тут нет ничего противоестественного, тут все знако­мое- такое же, как у нас в жизни. Ведь в жизни об­стоятельства всегда даются. Если сейчас день и палит солнце, нормальный человек не будет себя вести так, как это было бы в зимнюю морозную ночь.

Таким образом, кроме педагогической и режиссерской техники, существует еще как педагогическая, так и режиссерская тактика.

Бывает, что режиссер, не имеющий никаких знаний и никакой техники, но награжденный даром тактического чутья, инстинктом добивается от актера чуть ли не чудес, а режиссер, вооруженный знаниями режиссерской техники, «вывихивает» и «убивает» актера только потому, что не подозревает о существовании на свете какой-то там еще и «тактики».

Тактика - это сердце педагогики. Будущее театральной школы - в полном и гармоническом сочетании техники (я подразумеваю - психической или, если хотите сказать по-русски, душевной; психея - душа) и тактики. Вовремя-поддержать вовремя указать актеру частицу правды, мелькнувшую в нем как легкая искорка... Она только мелькнула, она уже погасла и нет ее, а надо обратить смущенную душу актера именно к ней. Надо, чтобы он вспомнил и ощутил ее, надо, чтобы он просиял внутренне от воспоминания, что «оно» вот-вот только что было, только что мелькнуло... Пусть, исчезло пусть не успел удержать - это ничего, еще не умею... Но раз было - значит, есть... значит, и ещё будет...

Вовремя похвалить, вовремя помочь, вовремя бросить на произвол судьбы, вовремя поправить. Все это не так просто. Над этой частыо педагогики придется.еще потрудиться немало.

Что касается педагогов, лишенных дара непосредственного тактического чутья,- им не вредно подумать об удивительной выдержке, терпении и тактическом чутье матерей. У них дело в простом: в любви. Любовь дает им чуткость, дает терпенье, дает мудрость, даёт власть.

Надо полюбить актера. По-настоящему, не теоретически. Полюбить его и бороться, с ним же самим бороться за его талант, за его художественную совесть и за его крупноту человеческую.

Терпение и ответственность

Среди учеников иногда попадаются трудные. Без достаточного опыта - непременно наделаешь ошибок. Он исполняет все, что от него требуешь, старается вовсю. «Пускает себя» чуть ли не храбрее всех, а… хитрит. Не хочет хитрить, а хитрит: «пускает» только на внешнее, а все свое внутреннее, все душевное обходит искуснейшим образом - и сам не замечает, как обходит. Вы думаете, что его «вскрыли», а он еще глубже в свою раковину запрятался.

Но не вздумайте вступать с ним в пререкание по этому поводу! Если даже вы и победите, толку от этого будет мало. Молчите и выслеживайте. Не спешите. Не может быть, чтобы он не попался. Где-нибудь да возник­нет у него сильное определенное чувство: злоба, негодование или, наоборот,- радость, душевность, он заволнуется... да вдруг и увильнет в сторону: кинется в свою как будто бы свободу, начнет кричать, топать или же обнимать, за руки хватать,- вот тут уж его не выпускайте, пользуйтесь этим случаем!

Но... не спугните - тактика! По сравнению с первыми своими днями он успехи сделал? Сделал. Развязался хоть немного? Развязался. Вот вы ему об этом и скажите: «Первый и самый трудный этап пройден. Человек осмелел, человек растормозился. Давайте приступим ко второму этапу, не менее важному. Теперь это совсем не трудно. Вспомним, как было дело.

По-видимому, текст и впечатление от партнерши толкнули вас на то, что весь этот этюд стал расставанием навсегда близких людей.

Вы сидели за столом... Она встала и сказала: «Ну, мне пора». Стараясь быть спокойным, вы спросили: «Значит, больше никогда не увидимся?» Она отвернулась и прошептала: «Да, никогда...» Вы взглянули: ее склоненная голова, ее поникшие плечи... И помните, как сразу упали тяжело ваши руки?.. Несколько лет жиз­ни - лучшие, счастливые годы. Ну, что ж!.. Так вышло! И вы долго стояли, смотря куда-то за этот день и за этот час... В минуту вы поняли все: ошибки, неизбежность, непоправимость... вы опять посмотрели на нее... И это были совсем другие глаза. Я видел через них всю вашу душу - всю человечность, всю нежность, на какую вы способны. Вы пошли было за ней... уже рвались горячие слова из самого сердца.

Но вы не сказали их... не осмелились. Как только нахлынули на вас чувства - вы испугались, чудак! Чего? Таланта! Да, да! Талант просился наружу, уже прорывал вашу оболочку, а вы: пожар! землетрясение! И в панике, с перепугу, внутренне пустой и только возбужденный внешне, подбежали к ней, повернули, сграбастали ее в свои объятия... ей было неловко, нам неловко...

До сих пор эта смелость была для вас достижением, а теперь этого мало: уже готово другое. Давайте же хо ему. Наружу просится ваше глубокое, затаенное - отдайтесь же этому порыву безраздельно и без оглядки!»!

Вы захватили у актера момент его действительного" творческого подъема. "Вы дали ему ощутить его дарование и его возможности. Вы поймали его также и на том, как он, испугавшись своей силы, сорвался с этого подъема.

Теперь вы получили власть. Теперь он знает, во имя" чего вы крикнете ему: «Пускай!», когда он заколеблется в страхе. Теперь он знает, что не с ним вы боретесь, а с тем трусом, который сидит в нем и все время глушит сам свое же дарование.

Но «е думайте, что вы все сделали. Только теперь и начинается для вас самая тонкая, самая трудная и самая ответственная работа. Сам он, один, не сможет провести себя через этот опасный период окончательного своего раскрытия. Это должны делать вы.

И теперь всякая небрежность ваша - отступление, всякая ошибка ваша - рана, всякое замешательство и сомнение - губительный толчок с горы. Поэтому сейчас вы должны быть особенно требовательны к себе в отношении этого ученика. Не спускайте глаз с него! Чтобы в любую секунду оказать помощь!

Посмотришь, сколько ходит по земле поврежденных и опустошенных теми или другими средствами актеров... Сколько живописцев и музыкантов с засоренными всякой шелухой мозгами и с размагниченной душой. Сколько инвалидов-певцов, потерявших по вине невежественных «маэстро» свои чудные, редкостные голоса. Кто и когда ответит за это?