Пермяк Евгений. Краткая биография. Сказки для детей. Биография пермяка евгения андреевича Произведения евгения пермяка для детей читать

Евгений Пермяк — детский писатель. Печатался с 1924 года. В 30-х гг. выступал как драматург (пьесы «Лес шумит», 1937; «Перекат», 1939, и др.). Автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества — «Кем быть?» (1946), «Дедушкина копилка» (1957), «От костра до котла» (1959), «Замок без ключа» (1962), «Сказка о сером волке» (1960), «Последние заморозки» (1962), «Горбатый медведь» (1965), «Царство Тихой Лутони» (1970) и др. Книги Е. Пермяка издаются и в наши дни.
Скончался Е.А. Пермяк 17 августа 1982 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (26 уч.); могила в начале Горевской аллеи.

Кто мелет муку.

Жил в мельничном ларе мучной червь Дармоед. Наелся он как-то свежей муки, выполз на край ларя, зевнул и спросил:

— А кто мелет муку?
— Как это — кто? — проскрежетал жернов. — Я!
— Нет, я, — проскрипела на это деревянная рабочая шестерня. — Я кручу ось, на которой ты, жернов, сидишь. Значит, я и мелю муку.
— Это еще что? — заспорил главный вал мельницы. — На ком ты надета, шестерня? Не на мне ли? Не я ли мелю муку? Тут мельничные крылья не утерпели и засвистели на ветру
— Мы, крылья, всех вас вертим, крутим и двигаем! Значит, мы и мелем муку.

Услыхал это ветер и сильно разгневался. Рванул он дверь мельницы, выдул прочь мучного червя Дармоеда и так задул, что только крылья у мельницы замелькали.

От этого главный вал, деревянная шестерня и жернов заработали-завертелись быстрее. Веселее пошел помол муки.

— Поняли вы теперь, кто мелет муку?
— Поняли, батюшка ветер, поняли! — ответили все.
— Ой ли? — ухмыльнулся мельник. — Не всем дано понимать, кто мелет муку, кому подвластны все ветры, все воды, кто строит все мельницы на земле.

Сказал так мельник и повернул главный ветровой рычаг. Остановилась работа на мельнице. Все замерли. И жернов, и вал, и шестерни. Потом смазал мельник скрипучие места, засыпал нового зерна, выгреб смолотую муку и опять пустил мельницу.
Плавно заработали крылья. Молча завертелись главный вал и рабочая шестерня.
Без болтовни, без пустого скрипа.

— Так-то оно лучше, — молвил старый мельник.

Запер на замок мельницу, пригрозил ветру пальцем: «Смотри у меня, мели!» — и пошел обедать да эту самую сказку своим внучатам рассказывать, чтобы они знали, кто мелет муку, кому подвластны все ветры, все воды, все мельницы на земле.

Как Огонь Воду замуж взял.

Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и её не высушить? Спрашивать стал. И у всех один ответ:

— Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья? Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается. Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали. Пал ему Огонь в ноги. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет. И жалобно-жалобно говорит:

— Ты мастеровой человек, ты всё можешь. Хочу я разбой бросить, хочу своим домом жить. Воду замуж взять хочу, да так, чтобы она меня не погасила и я её не высушил.

— Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю. Сказал так мастеровой человек и терем стал строить. Построил терем и велел гостей звать. Пришла с жениховой стороны огневая родня: тётка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришли старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестра Ясноглазая Роса. Пришли они и заспорили.

— Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. — Не бывало ещё такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал. А мастеровой человек отвечает:

— Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.
— Это всё так, — молвил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.
— И я, и я от тепла высыхаю! — пожаловалась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил!

— Я такой терем построил, что они будут в нём жить да радоваться. На то я и мастеровой человек. Поверили. Свадьбу стали играть. Пошли плясать Молния с Косым Дождём.

Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз. Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввёл. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря. Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря. Хорошим сын богатырём вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силён, как Вулкан, как тётушка Молния. Вся родня в нём кровного узнаёт. Даже Дождь с Росой в нём себя видят, когда тот, остывая, капельками на землю оседает. Хорошее имя дали богатырю: Пар. На телегу сядет Пар-богатырь — телега сама собой покатится да ещё сто других за собой повезёт. На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подаёт, корабельщиков паровым теплом греет. На завод пожалует — колёса завертит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткёт, людей и. кладь возит — народу помогает, мать-отца радует. И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он её высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко. Год от году растёт сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

Про нос и язык

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Ясно?

// Октябрь 21, 2009 // Просмотров: 26 897

И драматург. Евгений Андреевич обращался в своем творчестве как к серьезной литературе, отражающей социальную действительность и взаимоотношения людей, так и к детской. И именно последняя принесла ему наибольшую известность.

Евгений Пермяк: биография

Пермяк - псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов. Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Однако был в первый же год жизни отправлен вместе с матерью в Воткинск. В детские годы будущий автор возвращался в родной город, гостил у родственников, однако визиты были короткие и редкие. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.

Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на Воткинском заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения.

Работа

В Воткинске Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд». Одновременно с этим пытался устроиться корректором в газеты «Красное Прикамье» и «Звезда». Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин». Был назначен на место режиссёра в драмкружке при рабочем клубе им. Томского.

Вскоре в Воткинске Евгений получил и корреспондентский билет (1923), который был выдан на имя Виссова-Непряхина.

Высшее образование

В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета. Свое желание получить высшее образование он объяснял тем, что хочет работать в народном образовании. Поступив в университет, Евгений с головой ушел в общественную деятельность. Он занимался различной клубной работой, принимал участие в организации кружка так называемой Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ), пользующейся в те годы огромной популярностью.

Уже позднее, в 1973 году, Евгений Пермяк будет с теплотой вспоминать годы, проведенные в университете. Особое место он уделит воспоминаниям о ЖТГ, расскажет, что студенты называли ее «Кузница». Название связано с тем, что был единственным на Урале. И именно он стал местом, где "ковались" химики, врачи, педагоги и т.д.

Выпуск газеты

Каждый выпуск нового номера «Кузницы» становился настоящей сенсацией для университета. Во-первых, потому что газета всегда была злободневна. Во-вторых, критика в ней всегда была смела и очень беспощадна. А в-третьих, это всегда было очень зрелищно. Дело в том, что ЖТГ была газетой, которая презентовалась только на сцене. Поэтому зрители могли насладиться еще и музыкой, песнями, танцами и речитативами. На каждый выпуск собирался большой университетский зал, и там не было свободных мест. Кроме того, часто газета выезжала с выпусками. Живая газета пользовалась огромной популярностью.

Пермяка, да и сам он как писатель, тогда были неизвестны. Зато его общественная деятельность не оставалась незамеченной. Часто студента отправляли на Всесоюзный съезд клубных работников, проходящий в Москве, где он представлял свой ПГУ.

Однако, несмотря на все это, сама студенческая жизнь была нелегка. Несмотря на стипендию и небольшие гонорары за статьи в газетах, денег все равно было очень мало. Поэтому Виссов подрабатывал. Доподлинно известно только одно место его работы за этот период - водоканал, где прослужил контролером водопровода все лето 1925 года.

Столица

Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит». Они были поставлены и шли практически на всех подмостках страны.

Во время Великой Отечественной войны писатель был эвакуирован в Свердловск. В этом городе провел он все военные годы. В те годы туда же были эвакуированы и многие другие известные писатели: Агния Барто, Лев Кассиль, Федор Гладков, Ольга Форш, Илья Садофьев и др. Со многими из них Пермяк был знаком.

В те годы стали известны уже и рассказы Евгения Пермяка. Поэтому неудивительно, что П.П. Бажов, возглавлявший свердловскую организацию писателей, часто приглашал к себе в гости Евгения Андреевича. Вскоре их беседы о писательском ремесле переросли в дружеские отношения.

Евгений Пермяк: рассказы для детей и другие произведения

Годы, прожитые в Воткинске, Перми и Свердловске отразились в таких произведениях писателя, как:

  • «Высокие ступени»;
  • «Азбука нашей жизни»;
  • «Детство Маврика»;
  • «Дедушкина копилка»;
  • «Сольвинские мемории»;
  • «Памятные узелки».

Большое внимание Пермяк уделял теме труда, особенно остро она проявилась в романах:

  • «Последние заморозки»;
  • «Сказка о сером волке»;
  • «Царство Тихой Лутони» и т.д.

Кроме того, перу Пермяка принадлежит ряд книг для детей и юношей:

  • «Дедушкина копилка»;
  • «Кем быть?»;
  • «Замок без ключа»;
  • «От костра до котла» и т.д.

Но наиболее популярны сказки писателя. Самые известные из них:

  • «Волшебные краски»;
  • «Чужая калитка»;
  • «Березовая роща»;
  • «Хитрый коврик»;
  • «Пропавшие нитки»;
  • «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»;
  • «Свечка»;
  • «Двойка»;
  • «Кто мелет муку?»;
  • «Недовольный человек»;
  • «Мелкие калоши»;
  • «Золотой гвоздь»;
  • «На все цвета радуги»;
  • «Бумажный змей».

Особенности творчества

Основное внимание уделял насущным проблемам общества Евгений Пермяк. Книги писателя всегда отражали проблемы современного ему времени. Даже его сказки были приближены к действительности и насыщены политическим подтекстом.

В идейно-художественном плане романы были основаны на столкновении событий и характеров, отражающих дух времени. Для Пермяка современность была не фоном, а основным содержанием, которое определяло конфликты повествования и образовывало целую систему. Автор сочетал в своем творчестве злободневность, лиричность и в то же время сатиру. За это его часто упрекали в публицистичности и излишней заостренности характеров и ситуаций. Однако сам Пермяк считал это заслугой своих произведений.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Составила - Балашова Маргарита Валентиновна

Данков

Тема занятия : « В мире рассказов Е.Пермяка»

Цель занятия: понимание и объяснение нравственно-этических правил поведения героев произведения и обогащение нравственного опыта.

Задачи: познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Е.Пермяка; развивать речь детей, расширять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли; учить высказывать своё отношение к героям рассказа; учить эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнениесобеседника, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, терпение, уважение к старшим.

Будут сформированы УУД :

Результаты:

предметные – умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение участвовать в обсуждении, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

личностные - наличие мотивации к творческому труду, готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

метапредметные - Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. Готовность осознанию строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование: презентация, выставка книг Е.Пермяка, карточки, карточки с пословицами.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Доброе утро вам, дети. .

II . Определение темы и целей занятия.

1. Определить, чей портрет. Назвать писателя.

В.Осеева, Н.Носов, В. Сутеев, В. Драгунский, Е.Пермяк. Что объединяет этих людей? (Все они пишут про детей)

Какой портрет вам незнаком?

Имя этого человека мы узнаем, разгадав кроссворд.

2. Разгадывание кроссворда.

    Его фамилия стала названием моста.

    Мальчик, сделавший чужую калитку своей.

    Его рыбка придала вкус всей ухе.

    Мальчик, укротивший ножик.

    Он стал дедовыми очками.

    Имя мальчика, ставшее названием пшеницы.

Что получилось в выделенной части?

Какие рассказы Евгения Пермяка вы читали к уроку?

(«Самое страшное», «Как Маша хотела стать большой», « Торопливый ножик», «Смородинка», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Славка», «Пичугин мост», «Волшебные краски», «Две пословицы», «Первая рыбка», «Для чего руки нужны?»)

О чём эти рассказы? (О добрых поступках детей).

Какая тема урока?

Чему будем учиться на занятии?

III . Содержание занятия.

    Составление паутины ассоциаций.

Работа в группах.

Запишите ассоциации, связанные с именем Евгений Пермяк.

(Писатель, сказочник, рассказы, сказки, дружба, труд, трудолюбие, мастерство)

Построение паутины ассоциаций на доске. (Обсудили в группах, один ученик из группы зачитывает)

Е.Пермяк рассказывает читателям о поступках людей. И делает это для того, чтобы дети поняли, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая образы в произведениях, Евгений Андреевич выражает свое отношение и чувства к героям и учит не повторять их ошибки.

2. Рассказы учащихся о Е.А.Пермяке.

Проработать статью и ответить на вопросы.

Как проходило детство Е.А.Пермяка?

Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) - Виссов. Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми на Урале. Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года. Нелегко было матери воспитывать сына. Детство провел в Воткинске в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами.

Что полюбил он с детства?

В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями. В Воткинске он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи.

Как началась писательская деятельность Евгения Пермяка?

Первым его сочинением были пьесы. К театру он пришёл в студенческие годы, организовал «Живую театрализованную газету». Для этой «газеты» Евгений Пермяк сочинял фельетоны, сатирические сцены, куплеты и частушки - всё, что делало выступления «живой газеты» злободневными, нужными зрителям. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин». Евгений Андреевич написал много пьес. Некоторые из них имели завидную театральную судьбу и шли в театрах не только Урала, но и Москвы, Ленинграда, Одессы. В Свердловске познакомился с Павлом Бажовым и сочинил несколько пьес по мотивам его сказок. И всё же не в этой форме литературного творчества проявились самые сильные стороны писательского таланта Пермяка.

О чем писал Пермяк?

Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай...
Но больше всего Е.Пермяка тянет к литературе. Окончив в 1930 году педагогический факультет Пермского университета, он переехал в Москву и с середины 30-х годов начал печататься в газетах и журналах...
Почти все его книги - о людях - тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

И хотя основная литературная жизнь писателя прошла далеко от Урала, но «уральский характер» писателя больше всего проявился в его книгах и он был вправе сказать: «Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края, как бы далеко он ни оказался от него».И действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления - самоделки, облегчающие хозяйство.

На какие вопросы находят ответы в сказках Пермяка?

Что воспевает писатель в своих сказках?

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего - для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей. Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

В нём всегда жил учитель, наставник. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора.

Кто повлиял на писательскую деятельность Пермяка?

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым. Бажов помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал несколько пьес. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговский мастер". По совету Бажова Евгений Андреевич стал сочинять сказки и книги для детей. Первая книга «Кем быть?», знакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Первый же сборник авторских сказок Пермяка – «Счастливый гвоздь» появился в 1956 году. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок. С этого времени Евгений Андреевич считается одним из основоположников современной отечественной сказки. Третьим стал сборник сказок «Замок без ключа», опубликованный в 1962 году.

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьезными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

    Вызов: приём «Мозговой штурм». Какие ассоциации вызывает слово «Труд»

ТРУД- работа, занятие, учебный предмет, деятельность человека.

Слово труд довольно часто встречается в нашей жизни.

Найдем в словаре значение этого слова.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать).С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания.Уроки труда. Преподаватель по труду. В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.
Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.

Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.

И девизом нашего урока будет пословица, созвучная этим словам. Соберите ее.
(На доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд) Землю красит солнце, а человека - труд.

4. «Определить рассказ по его началу» * Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! («Самое страшное») * Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. (Две пословицы») * Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.(«Смородинка») * По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
- Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!(«Пичугин мост») * Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.("Как Маша стала большой") * Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. («Чужая калитка») * У деда внук был. Не ахти какой самоцвет - парень и парень. Только старик очень внука любил.(«Дедушкины очки.») * Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.(«Торопливый ножик») * У агронома в колхозе «Ленинские искры» подрастал сын Славик. («Славка») * Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.(«Волшебные краски») * Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. («Первая рыбка»)
5. Ребус « Ручеёк букв». Убрать буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки.

жсшмцожрцоджишнка (Смородинка)

6.Работа над рассказом «Смородинка» 1. Расположить рисунки в хронологическом порядке.


2. Викторина по рассказу. - Чего не знала Танюша?(Что такое черенки) - Что принес отец? (Пучок зеленых прутиков) - Чему удивилась Таня? (Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? - Как отнеслась Таня к папиной затее? (Сама решила смородинку вырастить.) - Легко ли девочке было посадить смородинку? (Повыдергала лопухи да репейники, дёрн сняли, комья разбили) - Для чего решила вырастить смородинку?

Кто помогал Тане? - Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой.)

Почему люди радовались, глядя на девочку? (Люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее хорошая «смородинка».)

- Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла? (Осталась довольна, что вырастила сама. И люди радуются, глядя на девочку.)

3. Работа с пословицами. Какие пословицы могли бы заменить заголовок рассказа?

Без труда нет плода. Всякое уменье трудом дается. Делу - время, потехе – час. Дело мастера боится.

4. Обобщение.

Когда человек преодолевает все трудности и доводит начатое дело до конца, результат обязательно принесёт чувство радости, уверенности в своих силах. Хорошему результату рады и окружающие.
7. Рассказ «Волшебные краски». Расшифруем название:

1. Викторина по произведению. - К какому литературному жанру отнесем это произведение? Почему?
- Какая это сказка?
- Какой волшебник приносит волшебные краски?
- Сколько красок он приносит? - Почему их 7? (У волшебников - 7- число магическое, оно рисует 7 цветов радуги)
- Какому мальчику подарил Дед Мороз волшебные краски? (Одному самому доброму из всех самых добрых мальчиков.) - Для кого начал рисовать мальчик? (Рисовать для других.) - Почему он рисовал для других? (Потому что он был самый добрый из всех самых добрых мальчиков.) - Что рисовал мальчик для окружающих его людей? (Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам большую-пребольшую школу...) – Что желал мальчик людям?(Он рисовал, желая людям добра.) – Почему никто не мог воспользоваться нарисованным? (Мальчик не умел рисовать, и все получилось очень плохим) –Чему ужаснулись люди? (Как он мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков.) - Почему безутешно плакал мальчик?(Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но, не умея рисовать, он зря извёл краски.) - Кто и как помог ему? - Что рисовал повзрослевший мальчик?
- Как люди оценили работу взрослого человека?
- Почему? Что помогло мальчику добиться успеха?
- Как автор относится к своему герою?
- Как вы относитесь к герою сказки?
- Что удивило вас в сказке?
- Чему научила сказка?
- В каких словах заключена главная мысль сказки?(Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека...) 2. Определите, какой фразеологический оборот подходит мальчику? Не вешать нос Работать спустя рукава Работать, не покладая рук Плевать в потолок Ждать у моря погоды Бить баклуши Засучив рукава

3.Какая пословица более всего соответствуют содержанию рассказа?

Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет. Ко всякому делу разумный подход. Когда сумеешь взяться за дело - и снег загорится, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет. Нет тяжелее бремени, чем безделье. Делано наспех и сделано на смех. Мало хотеть – надо уметь.

Обобщение.

Е.Пермяк считал, что только труд, старание, упорство помогут человеку стать мастером своего дела. Такими качествами и обладает герой его рассказа. 8. Рассказ «Пичугин мост»

Расшифруем название: 17 10 25 21 15 14 16 19 20

1. Викторина по рассказу.

О чём мечтали ребята? (На пожаре ребёнка спасти, самую большую щуку поймать, на Луну полететь. Сразу про тебя узнают.)
-О чем мечтал Сема Пичугин? (Сема Пичугин ни о чём таком не думал.)

Каким был Сёма Пичугин? (Он рос мальчиком тихим и молчаливым.)

Что задумал сделать Сёма?

Почему Сема решил построить мост? - О ком он беспокоился? Как называют такого человека?

Какой получился мост?

Каким мостом заменили мостик из ветлы?

А сейчас какой мост в деревне?

Почему мост носит фамилию Сёмы? (Люди долго помнят хорошие поступки)

2. Какая из пословиц определяет главную мысль рассказа? Доброе дело само себя хвалит. Всякий человек в деле познаётся. Сам молчун, да руки громкие. Упустишь минуту - потеряешь час. Каков мастер, такова и работа.

3.Расположить иллюстрации в хронологическом порядке.




В рассказах Е.Пермяк не устает утверждать, что труд делает маленького человека большим, приносит счастье, почет, радость. А с какой любовью он описывает своих героев!

9. Рассказ «Славка». Убрать буквы, обозначающие мягкие звуки.

Счлщавйкча (Славка) 1. Викторина по рассказу «Славка» - О какой профессии мечтал мальчик? - Когда у него появилось это желание? - Почему Славик решил стать агрономом? - Какое было первое опытное поле? - Как Славик обрабатывал свой первый урожай? – Что изменялось каждый год? – Почему каждый следующий урожай пшеницы у Славки получался лучше, чем предыдущий?
– Какие слова в тексте подтверждают слова Славки «… хочу выращивать хорошую пшеницу»? (отбирал зёрна, сортировал, тщательно пропалывал.

Почему папа назвал его настоящим мужчиной? - Какие качества проявил Славик при спасении своего урожая? - Почему новый сорт пшеницы назвали именем мальчика? - Что помогло Славику вырастить замечательный сорт пшеницы?- - Что вам нравится в мальчике?

Какие качества характера Славки показал Е.Пермяк в рассказе?

любопытный

упорный

серьёзный

глупый

трудолюбивый

упрямый

непослушный

терпеливый

2. Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу.

Дело в руках огнём горит.

Труд кормит, а лень портит.

С умом задумано, без ума сделано. Суди о человеке по его труду. Воля и труд дивные всходы дают.

10. Рассказ «Чужая калитка»

1. Расшифруем название:

5

9

3

я

и

ж

8

1

7

л

ч

а

10

12

11

т

а

к

4

6

2

а

к

у

2. Викторина по рассказу «Чужая калитка»

Каким мальчиком был Алёша? (Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим.)

Как относился к Алёше дедушка? (Любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.)

Что требовал дед от внука? (Одного только от внука требовал: - Если берёшься за дело, доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди, когда вырастешь.)

Почему Алеша решил отремонтировать калитку и скамейку? (Понял, что быть чужой –плохо)

Какой «дедушкин урок» усвоил Алёша?
(«Приходит время, когда всё оказывается своё и наше: <..> как и вся земля наша и всё, что на ней есть».)
- Почему дедушка хотел поклониться по пояс и пожать руку человеку, починившему калитку? (Ему понравилось, что у калитки появился хозяин, и внук смог довести дело до конца.) – Как вы думаете, догадался ли дед, кто отремонтировал скамейку и калитку? – Что ему в этом помогло? – Почему Алёша не признался в своем поступке? (Он был скромный, бескорыстный, сделал добро людям) - Какой Алёша? (хозяйственный, трудолюбивый, сообразительный, скромный, заботливый, внимательный, умелый, догадливый)

Алёша чужое превратил в своё, и его добрые дела будут жить вечно.

3 . Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Дело человеком ставится, человеком и славится. Красив тот, кто красиво поступает.

Всякое уменье трудом дается.

4. Расположи по порядку:




11. Рассказ «Дедушкины очки» 1. Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы: аДмЕвДуУыШмКтИоНаЫ лОшЧтКвИ

2. Викторина по рассказу «Дедушкины очки»

Как дед относился к внуку? (Старик очень внука любил.) – За что любил он внука? (И как не любить, когда он - дедушкин портрет, бабушкина улыбка, сыновняя кровь, невесткина бровь и её же румянец.) – Как называл дед внука? (- Ах ты, дедушкины очки! - скажет старик. - При тебе и без глаз остаться не боязно. Увижу.) - Как автор говорил о парне? (Не ахти какой самоцвет – парень и парень.) - Как относился внук к предложениям деда? (Соглашался. – Давай, – отвечает внук. – Только я, дедушка, никогда этого не делывал. Старается внук.

Что дедушка говорит, то и делает.)

Когда Вася понял, что дедушка всё видит? (Когда прожилки у листочков наводили)

– Так кто же для кого очки? Внук для деда или дед для внука?

Как вы понимаете слова дедушки? Если деду хитрому не быть, так откуда внуку умному да работящему вырасти?

- Хитрость или мудрость проявил дедушка в воспитании внука?

Что произошло через много лет? (Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером.)

Для чего же он стал «дедушкины очки надевать»? (Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели.)

3. Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу.

За всякое дело берись умело.

Ко всякому делу разумный подход.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.

К славе ведёт один путь: труд.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Будешь стараться - всё может удасться.

Без труда нет добра.

12. Викторина «Кто это?»

Вот и задумал он старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу.Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

* (Сема Пичугин «Пичугин мост»)

Много пришлось поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

* (Таня Калинникова «Смородинка»)

Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером. Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели.

* (Вася «Дедушкины очки»)

На третий год он засеял поле самостоятельно. Он хорошо удобрил землю. Хорошо взрыхлил и засеял два квадратных метра. Он переходил уже во второй класс, и ему было под силу справиться с таким опытным полем. И он справился.

* (Слава «Славка») Он не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались. * (Мальчик «Волшебные краски») Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал. Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. * (Алеша Хомутов «Чужая калитка»)

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его терпеливым быть.

* (Митя «Торопливый ножик»)

13 .Разгадав кроссворд, узнаете, каким качеством обладали герои рассказов.

1. Какому качеству учил Митя ножик?(Терпению) 2. Какую рыбку поймал Юра? (Ерша) 3. Что купил Костя товарищу? (Гармошку) 4. Что выращивала Таня? (Смородину) 5. Как стали называть Машу? (Большой) 6. В какой цвет были покрашены калитка и скамейка? (Голубой) 7. Кого отец учил терпению и старанию? (Митю) 8. Каким мальчиком был Костя? (Бережливым) 9. Какое качество Пермяк считает самым страшным? (Одиночество) 10.Кто приносит волшебные краски? (Дед Мороз)

Какое важное качество присуще героям рассказов Евгения Пермяка? (Трудолюбие)

14. «Бюро находок» Кто потерял эти предметы? Назвать героя и рассказ.

(Карандаш, краски, банка краски, кисть, колосья, черенки, смородина, рыбка, перочинный нож, топор, веник)

15. Из какого рассказа иллюстрации?

Расположи по порядку.

1. Как Маша стала большой.


2. Первая рыбка.



    Самое страшное.


Каким рос мальчик Вова? (Крепким и сильным)

Почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)

Кого же обидел Вова и как? (Кота, собаку, ежа, ребят, бабушку…)

Чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).

К чему привело такое поведение Вову?

Какое качество писатель считает самым страшным в жизни? Почему?

Чему учит этот рассказ?

Какие пословицы подходят к этому рассказу?

Делая зло, на добро не надейся.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем. Трудно и дереву одинокому расти. Живи для людей, поживут люди для тебя. Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь.

Обобщение: Плохо человеку, когда надежда покидает его. Но даже в самом трудном положении нужно суметь сберечь её . Ведь надежда - это твѐ рдая уверенность в добром исходе дела, в том, что всѐ будет хорошо

4. Торопливый ножик

- Как строгал ножик?

(Торопливый - вкривь, вкось

Терпеливый - по-ти-хо-неч-ку, по-ле-го-неч-ку, ос-то-рож-но, ровно, красиво, послушно)

Как Митя учил ножик терпению?

Кого же учил отец терпению и старанию?

Работа в парах.

Выберите слова из тех слов, которые лежат у вас на столах. Торопливый

Нетерпеливый

Медлительный

Аккуратный

Поспешный

Терпеливый

Какие новые черты характера приобрёл Митя, обучая ножик терпению? (силу воли, терпение, аккуратность) - Прочитайте внимательно пословицы. «Терпение и труд - все перетрут.» «Терпенье дает уменье.» «Золото проверяют огнём, человека – трудом.» «Ученье – путь к уменью». «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» «Поспешишь – людей насмешишь» «Семь раз отмерь, один – отрежь». - Какая пословица подходит к рассказу? Почему? - Чему учит рассказ читателей? 5. Две пословицы . Тест: 1. Каким был мальчик Костя? А.) Бережливым. Б.) Жадным в.) Щедрым
2. Каким был Федя? А.) Добрым Б.) Экономным в.) Щедрым
3.Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги? А.) Конфеты Б.)Корм животным в.) Игрушки
4. Федя не поехал на ярмарку потому, что: А.) Не было денег Б.) Не хотел в.) Не взяла мама 5.Что Костя не собирался покупать?
а.) разных разностей б.) семиголосую гармошечку в.) корм для животных 6.Что предложил Костя голубю за помощь? А.) Зерна Б.) Денежку в.) Дружбу 7. Что подарил Костя Феде? А.) семиголосую гармошечку Б.) сладости в.) игрушку 8. Какие пословицы шепнула собака Косте? а.) «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». б.) «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше». в) «Друзья познаются в беде.»

Итог урока.

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь? -С кем из рассказов Е.Пермяка вы хотели бы дружить? Евгений Пермяк считал одним из высших достоинств человека это труд и мастерство. Почти все его книги - о людях - тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку. Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли", - писал московский публицист, писатель Виктор Гура. - У вас на партах листочки, на которых написаны разные черты характера. Выберите и подчеркните те черты, каким вы представляете себе этого человека. Работа в парах. Добрый Умный Трудолюбивый Мудрый Фантазёр Шутливый

Рефлексия.

Кластер «Солнышко»

Использованная литература: 1. Н. В. Глинская Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др. 2.Пермяк Е. «Рассказы и сказки» М.2007 г

« http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83:_%D0%95._%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BA_%C2%AB%D0%94%D0%B2%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%C2%BBhttp://audioskazki.net/wp-content/gallery/permyak/kalitka/p0005.jpghttp://www.сказкионлайн.рф/uploads/1/0/5/8/10580347/6469870_orig.jpg http://millionstatusov.ru/poslovitsi/odinochestvo.htlhttp://audioskazki.net/wp-content/gallery/permyak/kalitka/p0006.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=43c048856cfaf3cb926a9dfec950ae12&n=33&h=170

http://i47.fastpic.ru/big/2013/0531/8c/3b949e292f4efed647378dce02f0088c.jpg

http://udmlib.ru/files/cbs-votkinska/25-11-2012/gallery/572/002.jpg

http://www.pupsam.ru/images/permyak.jpg

Евгений Андреевич Пермяк (настоящая фамилия Виссов, 1902 -1982) - русский писатель, драматург.

К жанрам детской литературы начал активно обращаться после Великой Отечественной войны. Был известен, как автор сказок и поучительных коротких рассказов. Читайте популярно-просветительские миниатюры Пермяка с иллюстрациями на нашем сайте.

Пермяк читать

Навигация по произведениям

    Белый голубок

    Немецкая народная сказка

    Сказка про бедную девушку, которая чудом спаслась от лесных разбойников. В лесу ей помог прожить белый голубь, который оказался заколдованным королевичем. Белый голубок читать Раз проезжала одна бедная служанка со своими господами через дремучий лес. …

    Гамельнский крысолов

    Немецкая народная сказка

    Однажды на богатый немецкий город напали несметные полчища крыс и стали съедать все запасы в амбарах. Жители города боролись с ними, даже пробовали судить крыс, но ничего не помогло. И тут в город пришел крысолов …

    Каменное сердце

    Немецкая народная сказка

    Сказка про рыцаря, который был добр, справедлив и сострадателен, но очень хотел прославиться и стать первым в стране. Однажды на болоте злые духи предложили исполнить его мечты в обмен на его сердце. С тех пор …

    Глупый крестьянин и умная птица

    Немецкая народная сказка

    Сказа про крестьянина, который поймал птицу необыкновенной красоты, которая разговаривала человеческим голосом. Птица просила отпустить ее, но крестьянин был беден и решил хорошо продать ее. Но птица обхитрила глуповатого крестьянина. Глупый крестьянин и умная птица …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непродолжительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

"Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, - вспоминал писатель, - можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения".

В Воткинске Е. Виссов окончил школу второй ступени, затем служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике "Рекорд" в Перми. Одновременно пробовался в качестве общественного корреспондента в газетах "Звезда", "Красное Прикамье" (г.Воткинск), свои рабселькоровские корреспонденции и стихи подписывал псевдонимом "Мастер Непряхин"; был режиссером драмкружка в рабочем клубе им.Томского.

В Государственном архиве Пермской области хранится первый корреспондентский билет Евгения Андреевича, где указано, что "билет выдан тов. Евгению Андреевичу Виссову-Непряхину, что ему поручена редакционная работа корреспондента по г.Воткинску. Все ответственные, профессиональные, партийные и советские работники приглашаются оказывать тов.Виссову-Непряхину полное содействие. Тов. Виссов-Непряхин, как представитель местной печати, имеет право быть на всех открытых собраниях, заведениях и совещаниях. В интересах дела все учреждения и организации благоволят оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. 15 сентября 1923 г.". Казенная бумага, но какой слог!

В 1924 г. Евгений Виссов поступил в Пермский университет на педагогический факультет на социально-экономическое отделение. В анкете при поступлении на вопрос "Чем обуславливается решение поступить в ПГУ?" он написал: "Имею желание работать в области народного образования по отрасли экономики". В университете он с головой окунулся в общественную работу: занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного в то время кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ).

Вот что писал Евгений Андреевич, обращаясь к пермским студентам по случаю 50-летнего юбилея комсомольской организации ПГУ в 1973 г.: "В комсомольской работе Пермского университета конца двадцатых годов значительное место занимала ЖТГ (Живая Театрализованная Газета), которую мы называли хотя и не очень звонко, но точно: "Кузница". Пермский университет в те годы на Урале был едва ли не единственным высшим учебным заведением. И, без преувеличения, он был кузницей педагогов, врачей, агрономов, химиков и фармацевтов. ЖТГ "Кузница" была создана вскоре после первой в Перми рабочей живгазеты "Рупор" в клубе коммунальников. "Кузница"... была лучшей газетой в городе. И это понятно. Были большие возможности отбора желающих работать в ЖТГ. Для тех, кому не совсем ясно, что из себя представляли ЖТГ, скажу в двух словах: Живая Театрализованная Газета от печатной и стенной отличалась главным образом средствами "воспроизведения" газетного материала. А главным средством была театрализация. Материал ЖТГ от передовой до хроники, от фельетона до объявлений "разыгрывался" в лицах, "театрализировался". Иногда было устное чтение, какое мы видим теперь на телеэкране, а иногда (и чаще всего) исполнялся в виде сценок, куплетов, частушек с пляской и т.д. (ну, чем не современный КВН! Примеч. авт.).

Выпуск номера "Кузницы" в университете было маленькой сенсацией. Во-первых, эта самая "злободневная злоба" дня. Во-вторых, смелость, а иногда и беспощадность критики. И, наконец, зрелище! Речитатив. Пение. Танцы и... даже в некотором роде "акробатика" и, само собой, музыка. Иногда даже небольшой оркестр. И если в университете на выпуске ЖТГ было теснее тесного в зале, то можно себе представить, что делалось на выездных выпусках ЖТГ. Ее добивались. Требовали чуть ли не через окружком... Живая газета, как и всякий мир, принадлежит к категории явлений неумирающих. А газета как газета, как общественный агитатор, пропагандист и организатор - явление вовсе незыблемое."

В качестве делегата от ПГУ Евгений Виссов ездил в Москву на Всесоюзный съезд клубных работников в 1925 г., на Всесоюзное совещание живых газет в 1926 г.

Студенческая жизнь была нелегкой, и, хотя Е.Виссов получал стипендию и небольшие гонорары от газет, денег не хватало. Приходилось подрабатывать. И вот в личном деле студента Виссова-Непряхина встречаем документ о том, что он "уволен со службы в Управлении водоканала с 1 октября 1925 г., где получал жалованье 31 руб. в месяц..." К сожалению, документы о его приеме и работе в Пермском водоканале не найдены. Единственное, что стало известно: Евгений Андреевич был контролером водопровода, подрабатывая на жизнь во время летних каникул в 1925 г. Пути господни неисповедимы! Может быть, его водоканальский опыт в какой-то степени нашел свое отражение в творчестве писателя?

После окончания университета Евгений Андреевич уехал в столицу, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны, но Урал не забывал. Когда началась Великая Отечественная война, он эвакуировался в г.Свердловск, где прожил все военные годы. В Свердловск в то время приехали Федор Гладков, Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Мариэтта Шагинян, Евгений Пермяк, Илья Садофьев, Ольга Форш, Юрий Верховский, Елена Благинина, Оксана Иваненко, Ольга Высоцкая и многие другие. Собралась большая писательская семья.

В то время Свердловскую писательскую организацию возглавлял П.П.Бажов. Е.А.Пермяк часто бывал в гостях у Павла Петровича и не только по писательским делам, но и просто на дружеских посиделках. Вот что пишет, вспоминая те времена, внук П.П.Бажова Владимир Бажов: "В гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех."

Жизнь в Перми, Воткинске, в Свердловске нашла отражение в книгах писателя: "Азбука нашей жизни", "Высокие ступени", "Дедушкина копилка", "Детство Маврика", "Мой край", "Памятные узелки", "Сольвинские мемории". Он - автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества "Кем быть?" (1946), "Дедушкина копилка" (1957), "От костра до котла" (1959), "Замок без ключа" (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: "Сказка о сером волке" (1960), "Последние заморозки" (1962), "Горбатый медведь" (1965), "Царство Тихой Лутони" (1970) и др.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть", -это строчки из письма писателя Н.П. Сунцовой, заведующей городской детской библиотекой №1 г.Воткинска. Почти все произведения писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями.

Инф.: Стяжкова Л. Окт.2005