Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный. Скульптурная композиция "300-летие российского флота" Высота памятника петру 1 в ознаменование 300 летия российского флота

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, - самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов. По итогам голосования активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, - памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше - в октябре 1996 года. Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I – выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки .

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом , а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» - в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника – устроить на нем смотровую площадку . С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы - хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник Петру I в Москве - описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием. Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка. Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки. Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью. Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

  • Другие названия: Памятник Петру Первому. Памятник Петру I. Памятник 300-летию российского флота / В ознаменование 300-летия российского флота
  • Дата постройки: 1997 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Скульптор Зураб Царетели
  • Адрес: Берсеневская наб., д.2
  • Метро: Полянка
  • Координаты: 37°36′30.06″E; 55°44′19.17″N

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" на насыпном острове у Берсеневской набережной на разделе Москвы-реки и Водоотводного канала был открыт 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы.

Монумент является одним из самых высоких не только в столице и в стране, но и в мире. Его высота составляет 98 м., общий вес - более 2 тыс. тонн.

Памятник, более известный как памятник Петру I, создан скульптором Зурабом Церетели и представляет собой 18-метровую фигуру Петра I за штурвалом корабля на высоком постаменте. В основание монумента встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Грандиозная скульптура из бронзовых листов на каркасе из нержавеющей стали, венчающая искусственный островок Москва-реки, несмотря на свою "экстравагантность", получила большую известность. Поглядеть на это "чудо" стремятся многие гости Москвы.

Общественное мнение по поводу скульптуры неоднозначно. Некоторые считают, что стараясь подчеркнуть важность события, Церетели, как обычно переборщил с деталями. Во-первых, громоздкий, изобилующий барельефами и скульптурами постамент. Башня из кораблей, очевидно, должна подчеркивать могущество и мощь российского флота. Причудливое нагромождение кораблей крест-накрест - очевидно символизирует Андреевский флаг, учрежденный Петром Первым в качестве флага военно-морского флота России. Зачем понадобилось идти на подобные ухищрения, если все равно каждый из кораблей в буквальном смысле слова увешан Андреевскими флагами, остается загадкой.

Во-вторых, весьма удивляет одеяние царя. Верхняя часть наряда - светская одежда XVIII века, нижняя - античные одежды римского легионера, ну и в довесок - обутые на босу ногу ботфорты. Конечно, Петр Первый эксцентричная неординарная личность, и все же не настолько, чтоб одеваться подобным образом. Что хотел сказать автор, наряжая царя подобным образом, также остается тайной.

С эстетической точки зрения представители культурной общественности считают, что верхний корабль категорически несоизмерим по пропорциям с мачтой и рулем, отчего смотрится слегка нелепо. Словом, весь этот монументальный ансамбль - гремучая смесь реализма, авангарда и буйной фантазии скульптора, все же пользуется большой популярностью.

Скульптурная композиция имеет сложное и уникальное устройство. Чтобы следить за состоянием монумента внутри объекта имеется лестница.

Удивительная скульптура видна из разных уголков Москвы, своими габаритами и эксцентричностью затмевает все окрестные достопримечательности. Хорошо это или плохо - судите сами. Творчество Церетели весьма неоднозначно, познакомившись ближе с его творениями, каждый делает свои выводы. Одно можно сказать наверняка - памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" - безусловно, яркий, запоминающийся монумент.

В наши дни Замоскворечье, как и вся Москва, продолжает меняться. Например, на стрелке Москвы-реки в 1997г. появился памятник 300-летию Российского флотаработы Зураба Церетели. Общая высота памятника составляет 98м, что сделало монумент самым высоким в России и одним из самых высоких в мире.
Памятник уникален в техническом плане. Несущий каркас сделан из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались пьедестал, корабль и фигура Петра. Ванты корабля были отлиты из нержавеющей стали и сплетены из нескольких тросов, чтобы предотвратить их подвижность. Внутри памятника устроена лестница для наблюдения за его состоянием. Железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, образует искусственный остров и обрамляется фонтанами. Все это создает эффект рассекающего воду корабля.
Независимая общественная комиссия, оценивая художественные качества памятника в 1997г., за несколько месяцев до его открытия, указывала, что «Петр I», объявленный подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является.

Прежде всего, потому, что праздник прошел аж в октябре прошлого года. Во-вторых, еще в 1995 году моряки за подписью Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель… Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.…

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чем правительству Родины было сообщено специальным письмом. И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны.

Памятник Петру работы Кербеля установили в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены комитета попросили власти рекомендовать 3.Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; - установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; - убрать орла с бушприта, но это не было сделано.

16 мая 1997г. общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМ - половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела свое собственное голосование: 13 ее членов проголосовали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проголосовали «против». А 6 июля 1997г. группа «Реввоенсовет» попыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но взрыв отменили из-за возможных жертв среди прохожих. По другой версии, взрыв был предотвращен благодаря звонку анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт.

Монумент вызвал такое количество критических замечаний, что родилась даже легенда, будто изначально это был памятник Христофору Колумбу для Доминиканской республики. Но Доминиканское государство от памятника отказалось, и Колумб превратился в Петра Первого. Но ничего общего с действительностью она не имеет.
Однако несуразность в памятнике все-таки есть: Петр I стоит в небольшом ботике («отце русского флота») на ростральной колонне. При этом корабли украшены Андреевскими флагами, тогда как ростры - это носовые части вражеских судов. Получается, что Император воевал против собственного флота.

28 сентября 2010г., в день снятия Ю.М.Лужкова с должности мэра Москвы, Марат Гельман высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010г. и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. После этого о намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов, Приднестровье, Петрозаводск, Воронеж, Иваново, Орел, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск. А еще ранее подобные письма поступали из Англии и Франции. Наконец, 28 июля 2011г. на пресс-конференции префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил:

Петр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что все должно быть, как создали наши предки.

А в пост-апокалиптическом романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной» памятник Петру I и Храм Христа Спасителя - одни из немногих уцелели в Москве. Причем мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Черную церковь») - специальным культовым сооружением, возведенным для свершения обрядов. В романе памятник Петру выглядит так:

Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик.

Нет, пожалуй, правителя, который бы более заслуживал многовековую память соотечественников, чем в Москве по проекту знаменитого скульптора З. Церетели считается одним из самых неоднозначных творений автора.

Вокруг этого памятника уже полтора десятка лет не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному. Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Описание памятника

Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции смонтирована из нержавеющей стали в виде каркаса, на котором установлена бронзовая облицовка. Фигура Петра, корабль и нижний сегмент памятника собирались по отдельности и лишь после этого выстраивались на общем, подготовленном заранее пьедестале.

Своеобразно сконструированы ванты корабля. Они сделаны из металлических тросов, соединенных между собой и качающихся при дуновении ветра. Другими словами, ванты сделаны, как настоящие.

Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушающих воздействий внешней среды. Фигура императора для дополнительной защиты покрыта специальным лаком, способствующим сохранению цвета.

Паруса корабля сделаны полыми для облегчения верхней части монумента. Их основой служит легкий Все крепления памятника сделаны из нержавеющей стали во избежание коррозии. Внутри монумента имеется лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкции.

Как уже сказано, бронзовый царь стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля по волнам в основаниях острова обустроены фонтаны. При взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны.

История создания

В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов. Например, памятник Вацлава на мертвом коне, расположенный в центре Праги, Хэддингтонский постамент, изображающий акулу, врезающуюся в крышу дома, или всем известный брюссельский писающий мальчик. Своей достопримечательностью в этом же роде могут похвастаться и Памятник Петру I в Москве вошел в мировую десятку самых «несимпатичных» сооружений.

Памятники в других городах

Царь Петр оставил в истории нашего Отечества величайший след как неординарный реформатор, правитель, военачальник и, несомненно, великий деспот. Не только Москва и Петербург славятся петровскими монументами.

Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в европейских городах - Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.

Нескольких томов не хватит, чтобы рассказать о том, сколько сделал для России Петр 1. Памятник в Москве и других городах сохранит на многие десятилетия облик величайшего из русских монархов.

Несколько слов об авторе

И художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем обучался во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами - Шагалом и Пикассо.

60-е годы в жизни скульптора ознаменованы началом активной работы в монументальном жанре. Одним из знаменитых детищ Церетели считается «Петр 1» - памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.

Скульптуры Церетели имеются в Америке («Слеза скорби», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушить стену недоверия»), Испании («Победа»).

Как бы мы не относились к памятнику Петру I, стоящему на капитанском мостике, как к монументальному творению, но стоит признать, что как инженерное сооружение он довольно таки уникален.

Его несущий каркас смонтирован из нержавеющей стали, на который и установили бронзовые формы облицовки, причем фигура императора, сам корабль и нижняя часть монумента собирались по отдельности, а потом уже монтировались на подготовленный пьедестал.

Ванты корабля сплетены, будто настоящие, из нескольких тросов, но не пеньковых, а из все той же нержавейки. Закреплены они так, что исключена их подвижность даже при сильном усилении ветра.

Парус, как и памятник, изготовлен из каркаса, но уже в качестве покрытия использовались медные листы, которые изготовили методом выколотки.

Фото 2. Монумент "300-летие российского флота" в Москве

Свиток в руках Петра Первого позолочен, как и Андреевские кресты на стягах.

Постамент в виде искусственного острова выполнен из железобетона, по периметру которого устроены фонтаны. Выбрасывая из себя потоки воды они придают сооружению эффект рассекающего морские пучины корпуса корабля.

Знатоки и любители морской истории сразу усмотрели несколько неточностей.

Так, Андреевский флаг в обязательном порядке вывешивается на корме, но не на баке, где по традиции устанавливается гюйс корабля.

Далее, ростры (расположены по низу монумента) - это металлические наконечники для тарана на носу корабля, снимаемые победителем в качестве трофея с побежденного вражеского судна, а поэтому ну никак не могут быть украшены все тем же Андреевским флагом (не воевал же Петр Великий против своей морской эскадры).


С памятником Петру Первому в Москве связаны моменты, которые широко обсуждали в российских изданиях.

Дело в том, что это творение Зураба Церетели считают несколько изменой статуей Христофора Колумба, которую скульптор пытался продать по случаю празднования 500-летия открытия Американского континента то Соединенным Штатам, то Испании, то государствам Латинской Америки.

Сделка так и не удалась. Деньги были затрачены немалые, и в ситуацию вмешивается Юрий Лужков - тогдашний градоначальник. Он помогает другу и содействует принятию решения о заказе городом памятника в честь 300-летия российского флота. Что интересно, праздник прошел за год до этого, а власти тогда проигнорировали просьбу российских моряков поставить в Москве другой монумент, проект которого разработал известный художник Лев Ефимович Кербель.

Действительно это так или что-то было понапридумано, до сих пор неизвестно. По крайней мере, опровержения от властей и от Зураба Константиновича не поступало, хотя последний и пытался иногда оправдываться.

Как бы там ни было, но 5 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея основания града Москвы, монумент Петру Первому торжественно открыли.

Многие москвичи так и не воспринимают его до сих пор, но, кто знает, может с годами памятник станет действительным символом города, как это случилось с непризнанной поначалу Эйфелевой башней в Париже. Хотя, честно, верится в это с трудом!