П синьяк картины. Поль Синьяк — морские пейзажи в Сен-Тропе. Наполненные светом шедевры

Поль Синьяк - художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, - был одним из интереснейших людей своего времени. Художник много путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль побережья Франции, набирался впечатлений. Молодость его пришлась на последнюю четверть 19-го века - во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионизма, зарождением символизма и признаками складывающегося декоративного стиля "модерн". Он был вторым после Жоржа Сёра крупнейшим представителем неоимпрессионизма.

Синьяк родился в Париже в семье торговца. Его творческое становление происходило под влиянием Клода Моне, когда он стал писать свои первые пейзажи и марины (морские пейзажи).

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году на выставке "Группы независимых", в которой участвовал. Там он познакомился с Жоржем Сёра. Художники быстро подружились, и эта дружба продолжалась всю жизнь. Сёра был несколькими годами старше Синьяка и к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он уже выработал свой особый точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" - точка).

Синьяк увлекся идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, всмкоре примкнули и другие художники, и среди них временно изменивший своей манере импрессионист Камиль Писсарро, а также Анри Кросс, Максимилиан Люс и другие.

Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант - более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.

Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированы и изысканы. Бытовые композиции по заданным схемам кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.

Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морскои побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.

Рисунки Синьяка - быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено - великолепный берег или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, - каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.

В своих акварелях Синьяк изображал море с кораблями, в чем ему помогал опыт морехода. В этих акварелях художник отражал впечатления от путешествий. По сравнению с праздничной нарядностью акварельной живописи, масляная живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней подчеркнуты линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.

В позднем творчестве Синьяк пишет в реалистическом ключе виды многих городов - Венеции, Генуи, Константинополя, виды портов Франции.

Друг Синьяка Жорж Сёра умер рано, 32 лет и его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства 19 века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка.

Ему суждено было прожить долгую жизнь. В молодости он увлекался идеями анархизма. Впоследствии обретает твердые демократические и пацифистские убеждения, характерные для передовой интеллигенции Франции. В последние годы своей жизни Синьяк - антифашист, он с интересом следит за художественной жизнью в СССР, переписывается с советскими художниками.

Каждому художнику присуще стремление к индивидуальному неповторимому почерку, и кому удалось найти его - становился знаменитым, а не то и гениальным. Некоторые акцентировались на необычной цветовой гамме, иные - на форме и линии. Были и такие, что шокировали публику эпатажем. А вот французский художник Поль Синьяк удивительным образом подошел к физиологическому строению человеческого глаза, разработал свою уникальную теорию и покорил весь мир своими живописными шедеврами.

Поль Синьяк (1863-1935) – прежде всего теоретик искусства, стоящий у истоков новых направлений - неоимпрессионизма и пуантилизма, а также художник, нашедший путем долгих исканий свою нишу в изобразительном творчестве.

Полю Синьяку посчастливилось родиться в крепкой обеспеченной семье в столице Франции. К тому же он был единственным ребёнком, и свои детские годы живописец всегда вспоминал как самое беззаботное и счастливое время. Родители всю свою безграничную любовь отдавали своему отпрыску. Все это и заложило основательный фундамент под личность художника.

И даже после смерти отца финансовых проблем мать с 17-летним сыном не испытывали, поэтому Поль был волен в выборе будущей профессии. Он был весьма одаренным учеником в гуманитарных науках и все преподаватели в один голос отмечали его незаурядный дар. Хотя было еще одно увлечение у всесторонне развитого юноши - живопись. При том его не привлекал в ней ни классический стиль, ни академизм. Он ни за что бы не согласился учиться в школе изящных искусств. Поля манил легкий и непринужденный стиль импрессионизма.

Тяга к живописи у Поля была скорее закономерна, нежели случайна: отец в свободное от работы время брался за кисти и карандаши и с увлечением рисовал. Да и жила их семья невдалеке от квартала, где располагались художественные мастерские, куда сын с отцом частенько захаживали.

А после того как Поль однажды попал на выставку французских импрессионистов, он больше ни о чем кроме искусства и думать не мог. Там же он впервые повстречался с Гогеном, который сделал неприятное замечание юноше, пытавшемуся тайком сделать зарисовки из картин Дега. «Здесь не копируют!»,- во всеуслышание заявил Гоген и прогнал парня с выставки. Но, Поль сумел сдержать удар, и это событие нисколечко не охладило его любви к искусству. А мать, которая была не в восторге от увлечения сына в конце концов смирилась с его выбором. И в ближайшем будущем стала страстной поклонницей его творчества.

Поль Синьяк понимал, что ему нужно где-то учиться живописи и приобретать элементарные художественные навыки, поэтому он стал обучаться рисованию в мастерской лауреата Римской премии Эмиля Бина. Несколько месяцев занятий никак не вдохновили Синьяка, так как считал его метод преподавания весьма скучным и пригодным лишь для того, чтобы «готовить ремесленников».

Куда более нужным и важным он считал посещение выставок импрессионистов, где он проникался их духом. В залах галерей он часами мог стоять около речных пейзажей с парусными лодками Клода Моне, которые завораживали впечатлительного юношу. Тогда-то Поль, решив, что технике импрессионизма он будет учиться только у Моне, написал тому письмо с просьбой взять его в ученики. Клода Моне его послание совершенно не тронуло, и Синьяк получил отказ, так как мэтра интересовало исключительно собственное творчество.

Но, как говорится, худа без добра не бывает, и судьба подарила Полю Синьяку встречу с импрессионистом Камилем Писсаро и художником-новатором Жоржем Сёрой. Знакомство произошло на выставке работ живописцев, которые не были приняты официальным жюри Парижского Салона. Образовавшееся на этой выставке «Общество независимых художников», куда и вступил Синьяк, заразило молодого художника новыми идеями.

Он стал дружить с Жоржем Сёра, который и придумал весьма своеобразную художественную манеру передачи цвета. А чуть позже вместе с Синьяком они разработали теорию живописи, которая основывалась на строгих научных принципах. По их методике: "изображение передавалось посредством того, что чистые цвета наносились на полотно отдельными точечными мазками, то есть не предусматривалось никакого предварительного смешивания красок. Если смотреть на готовую картину с определённого расстояния, то точки сливаются, и человеческому глазу представляются в виде целостного изображения... Оптическое смешение красок происходило на глазной сетчатке зрителя".

Чтобы воплотить такую теорию, им пришлось немало потрудиться в изучении законов оптического восприятия и теории цветов. От импрессионизма их метод отличался тем, что разделение цветов происходило осознанно и четко расчитывалось. И со временем Поль и Жорж стали именовать себя неоимпрессионистами. Принципы нового художественного направления Синьяк изложил в своем труде «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Наконец-то художник смог воплотить свою мечту в жизнь. Теперь в его руках был инструмент, которым он мог творить так, как велела ему душа. Художник поселился в посёлке на берегу моря, где работал в часы приливов и отливов, на восходе солнца и его закате.

Помимо того, что Поль был талантливым живописцем, он много путешествовал. За свою жизнь Синьяк сменил порядка тридцати яхт. Он часто с большим азартом участвовал в парусных гонках, неоднократно выходил победителем. Путешествуя по морю, писал удивительные пейзажи с видом Венеции, Роттердама, Константинополя.


Каждому художнику присуще стремление к индивидуальному неповторимому почерку, и кому удалось найти его - становился знаменитым, а не то и гениальным. Некоторые акцентировались на необычной цветовой гамме, иные - на форме и линии. Были и такие, что шокировали публику эпатажем. А вот французский художник Поль Синьяк удивительным образом подошел к физиологическому строению человеческого глаза, разработал свою уникальную теорию и покорил весь мир своими живописными шедеврами.


Поль Синьяк (1863-1935) – прежде всего теоретик искусства, стоящий у истоков новых направлений - неоимпрессионизма и пуантилизма, а также художник, нашедший путем долгих исканий свою нишу в изобразительном творчестве.

Полю Синьяку посчастливилось родиться в крепкой обеспеченной семье в столице Франции. К тому же он был единственным ребёнком, и свои детские годы живописец всегда вспоминал как самое беззаботное и счастливое время. Родители всю свою безграничную любовь отдавали своему отпрыску. Все это и заложило основательный фундамент под личность художника.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/126815466_Cassis_the_Jetty_1889.jpg" alt="Кассис, пристань, 1889.

Тяга к живописи у Поля была скорее закономерна, нежели случайна: отец в свободное от работы время брался за кисти и карандаши и с увлечением рисовал. Да и жила их семья невдалеке от квартала, где располагались художественные мастерские, куда сын с отцом частенько захаживали.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/126815480_Concarneau_the_Sardine_Boat_18.jpg" alt="Конкарно. Лодка Сардины, 1891.

Поль Синьяк понимал, что ему нужно где-то учиться живописи и приобретать элементарные художественные навыки, поэтому он стал обучаться рисованию в мастерской лауреата Римской премии Эмиля Бина. Несколько месяцев занятий никак не вдохновили Синьяка, так как считал его метод преподавания весьма скучным и пригодным лишь для того, чтобы «готовить ремесленников».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/126815689_The_Golden_Horn_Constantinople.jpg" alt="Золотой Рог, Константинополь (Минареты), 1907. Автор: Поль Синьяк." title="Золотой Рог, Константинополь (Минареты), 1907.

Но, как говорится, худа без добра не бывает, и судьба подарила Полю Синьяку встречу с импрессионистом Камилем Писсаро и художником-новатором Жоржем Сёрой. Знакомство произошло на выставке работ живописцев, которые не были приняты официальным жюри Парижского Салона. Образовавшееся на этой выставке «Общество независимых художников», куда и вступил Синьяк, заразило молодого художника новыми идеями.

изображение передавалось посредством того, что чистые цвета наносились на полотно отдельными точечными мазками, то есть не предусматривалось никакого предварительного смешивания красок. Если смотреть на готовую картину с определённого расстояния, то точки сливаются, и человеческому глазу представляются в виде целостного изображения... Оптическое смешение красок происходило на глазной сетчатке зрителя".


Чтобы воплотить такую теорию, им пришлось немало потрудиться в изучении законов оптического восприятия и теории цветов. От импрессионизма их метод отличался тем, что разделение цветов происходило осознанно и четко расчитывалось. И со временем Поль и Жорж стали именовать себя неоимпрессионистами. Принципы нового художественного направления Синьяк изложил в своем труде «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/126815696_The_Ruins_of_Grimaud_1899.jpg" alt="Руины Гримо, 1899.

Помимо того, что Поль был талантливым живописцем, он много путешествовал. За свою жизнь Синьяк сменил порядка тридцати яхт. Он часто с большим азартом участвовал в парусных гонках, неоднократно выходил победителем. Путешествуя по морю, писал удивительные пейзажи с видом Венеции, Роттердама, Константинополя.

Писал он и Париж с его набережными, каналами и мостами. А еще были в творчестве художника и портретные работы. Однако морские пейзажи навсегда покорили сердце художника. Поэтому он и перебрался на юг Франции в местечко Сен-Тропез, что на берегу моря, построил себе дом с мастерской и создавал свои потрясающие акварельные работы.">

Сен-Тропе обязан своей известностью французскому художнику Полю Синьяку. Поль Синьяк в свою очередь обязан Сен-Тропе самыми плодотворными годами своей творческой жизни. Местные морские пейзажи возвели художника на вершину мировой живописи. Здесь он оттачивал необычную живописную технику пуантилизма. В Сен-Тропе Синьяк написал своеобразный манифест нового направления европейской живописи «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Только посетив Сен-Тропе я осознал, что художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Этот пост о жизни и творчестве великого художника в одном из наиболее престижных мест отдыха в мире.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Houses in the Port Saint Tropez, 1892

Сен-Тропе — город художников

Город Сен-Тропе (Saint Tropez) настолько знаменит, что не нуждается в особом представлении. В массовом сознании уже сложился определенный образ этого элитного курорта и гламурного места: гавань, полная дорогих яхт и изысканных парусников, селебрити, очаровательная набережная, бары, бутики, светская сутолока, шоппинг, кинозвезды, виллы, богема.


Порт Сен-Тропе — вид на набережную. сентябрь 2015

Нужно еще добавить живописные пейзажи, пастельные краски старого города, провансальский колорит, зонтичные сосны, великолепные пляжи, яркое солнце и лазурное море.

До конца XIX века Сен-Тропе было скромным поселением рыболовов и виноделов, хотя историю свою город ведет еще с античных времен. Именем город обязан Святому Тропесу: лодку с телом римского центуриона, казненного в I веке н.э. при императоре Нероне за исповедание христианства, прибило к берегу залива, где он был погребен в специально построенном храме.


Сен-Тропе, вид из городской крепости. Сентябрь 2015

Расположенный на востоке департамента Вар, городок Сен-Тропе в течение всего года находится в исключительных климатических условиях, благодаря чему город окружен великолепными садами, парками и лесами, а улицы украшены множеством зелени и цветов.

Удачное расположение Сен-Тропе сделало город одним из главных портов Франции, однако своей популярностью Сен-Тропе обязан прежде художникам.

В 1892 году Поль Синьяк причалил к берегу Сен-Тропе на своей яхте «Олимпия» и был так очарован городком, что приобрел здесь дом, из которого сделал студию. Позже за ним последовали и другие известные живописцы – Анри Матисс, Андре Дерен, Анри Кросс, Пьер Боннар, Альбер Марке, Крис ван Донген, Шарль Камоэн, Пабло Пикассо.

С их творчеством в Сен-Тропе я познакомился в прекрасном городском музее живописи Аннонсиад, который находится прямо на набережной (очень рекомендую).


Альбер Марке — The Port of Saint Tropez, 1905

Под впечатлением от работ художников, в Сен-Тропе стала постепенно съезжаться аристократия со всей Франции, и город настолько им понравился, что они быстро разнесли весть об этом райском уголке. Так и возник сегодняшний элитный и гламурный Сен-Тропе.

Художники до сих пор любят Сен-Тропе. В большом множестве их можно встретить на набережной и на площади Лис, где они выставляют на продажу свои картины.


Алексей Наумов — Сен-Тропе, 2014 (Акрил, Холст — 90х130)

Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм

Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ Поль решил записаться на курсы живописи.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.

Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.


Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890

Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм – система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.

На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)

В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм , чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники - среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.


Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015

Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе

Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.

Зато как ему удаются морские пейзажи!


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895

А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе — картина «Шторм» Поля Синьяка:


Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)

Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски, созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография, 1895 (Петербург, Эрмитаж)

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.


На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво ).


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02

Поль Синьяк — художник моря

Один из его первых значительных морских пейзажей — «Крест моряков» — написан в 1885 году в Сен-Бриаке, поселке на берегу моря. Картина напоминает о тех, кто нашел смерть в море. С этого места открывается наилучший вид на побережье, и Синьяк писал здесь в часы прилива и отлива. Точка зрения, композиционное решение напоминают о морских видах Моне, но в строгом соответствии горизонтальных и вертикальных акцентов чувствуется влияние Сёра. Сюжет картины, овеянный печальной романтикой, — дань мастера поэтической традиции сравнивать превратности жизни человека с игрой морской стихии.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint-Briac, The Sailors’s Cross, 1885

Исполненный в 1888 году на северо-западном побережье Франции пейзаж «Порт в Портрие» созерцательным настроением очень напоминает морские виды Жоржа Сёра. Горизонтальные линии плавно катящихся волн создают ощущение покоя. Синьяк был уверен, что горизонтальная линия на картине дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Portrieux, The Swell, 1888

Синьяк в то время прилагает силы к совершенствованию гармонического строя картин. Он нумерует их, как музыкальные опусы, дает характерные подзаголовки, например, «Заходящее солнце, ловля сардин. Адажио».


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sardine Fishing, Concarneau, Opus 221 (Adagio), 1891

За свою жизнь Поль Синьяк владел минимум 28 яхтами. Художник много путешествовал на собственных яхтах, не раз участвовал в парусных гонках и выходил победителем.


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Port at Sunset. Saint Tropez, 1892

По приглашению Анри Кросса Поль Синьяк в апреле 1892 года отчалил на своей яхте из устья Сены, вошел через Атлантику в Средиземное море и обосновался в Сен-Тропе на следующие двадцать лет.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Red Buoy (Harbour at Saint Tropez) Musee d’Orsay, 1895

Подлинным кумиром Синьяка в юности был Клод Моне, с любовью писавший виды Сены с парусными лодками. Вода — текучая, непостоянная, была излюбленным мотивом Моне, помогала раскрыть своеобразие его живописной манеры. Главное здесь — передача изменчивости в природе. Импрессионисты использовали прием разделения цветов, не смешивали краски на палитре, а накладывали прямо на холст мазки чистого цвета, один возле другого. Поэтому их так привлекал мотив отражения лодок, береговой зелени в подвижном зеркале вод - сама стихия разрушала четкие контуры рябью цветных пятен на сверкающей поверхности.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez, Coup de Vent d’Est, 1895

Модное увлечение того времени — гребля и парусный спорт. Художники отдали ему своеобразную дань. Еще предшественник импрессионистов Ш. Добиньи писал виды Сены не с берега, а из специально приспособленной лодки. Построил себе скромное суденышко для работы и К. Моне. Там можно было переночевать; однажды он даже проплыл на этой лодке вместе с семьей от Парижа до Руана.

В 1883 году купил свою первую лодку и Синьяк. Двадцатилетний юноша дал ей тройное имя «Мане — Золя — Вагнер», утверждая тем самым свои идеалы в искусстве. Э. Мане — признанный вождь новой живописи, старший товарищ импрессионистов; Э. Золя — прогрессивный писатель, выступавший в их защиту; и, наконец, Р. Вагнер — знаменитый немецкий композитор, чьи художественные идеи вдохновляли многих поэтов и художников нового поколения.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Steeple in Saint Tropez, 1896

Особенно хорошо художнику удаются наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Lighthouse. Saint Tropez, 1895

В Сен-Тропе художник построил дом. «Отсюда, — писала ученица Синьяка Л. Кутюрье, — от взора моряка не укроется приближение судна, а от взора художника не ускользнет ни драма, ни праздник на море: буря с запада, пожар заката, парус или порыв ветерка. …Чтобы понять, в каком переливающемся, текучем свете видит мир Синьяк, надо знать его мастерскую 9 на 15 метров, где он работает лицом к лицу с морем. Лазоревый свет вливается через огромный проем, съедает материальность, объемность предметов, сводя их к окрашенным пятнам на светлых стенах…


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906

…Синьяк, можно сказать, ставит свои полотна прямо на небе, пишет его оттенки и работает все время в общении с пространством».Теперь мастер не пишет картины прямо на открытом воздухе, как раньше. Он делает на месте лишь зарисовки, акварели, а живописные произведения создает в мастерской.

…Марины Синьяка полны движения — на воде искрится солнце, ветер надувает паруса, легкие корпуса яхт покачиваются на волнах. Он любил города, жизнь которых связана с морем. Непрестанно изучая эффекты освещения на воде, будучи знатоком ветров и морских течений, он создавал картины, в которых опирался на классическую традицию мастеров XVII столетия в создании эффектов захода и восхода солнца на море».


Поль Синьяк (Paul Signac) -Saint Tropez, the Pointe de Bertaud, 1897

Положить рядом два сильных цвета не значит создать цвет и тем более свет. Достичь максимума света и цвета можно, только соблюдая закон контраста. Цвет становится прекрасным тогда, когда он воздействует на соседний цвет, гармонизируя и успокаивая его, к их общему благу. Из этого чудесного дуэта рождается совершенная гармония… Это великий научный и философский закон контраста - и вне его нет спасенья!

(Поль Синьяк. Из дневников, 1895)


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Quay Saint Tropez, 1899

(в тексте использованы материалы статьи К.Богемской «Синьяк -художник моря»)

Отец Поля был владельцем лавки и сумел обеспечить семью так, что нуждаться им не пришлось и после его смерти — он умер, когда сыну исполнилось 17 лет. Учился Поль хорошо, в гуманитарных науках вообще обращал на себя внимание преподавателей особым талантом и мог рассчитывать на доходную профессию. Но окончив колледж Роллен, Поль заявил, что единственный его интерес — живопись. О Школе изящных искусств он даже слышать не желал, академизм ему был чужд. Мать поначалу не одобрила выбор сына, но вскоре стала самой рьяной поклонницей его искусства.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов. Тогда 16-летнего юношу, делавшего наброски с работ Дега, прогнал Гоген, заявивший: «Здесь не копируют!». Поля это ничуть не смутило. В качестве официального обучения он некоторое время посещал мастерскую Эмиля Бина, но отзывался об этом периоде весьма пренебрежительно. А вот визиты на выставки импрессионистов и в лавки маршанов, благосклонных к авангарду, считал делом важным и нужным. А спустя пять лет произошло событие, изменившее ход мировой живописи. Отвергнутые официальным Салоном художники создали свой Салон независимых. В 1908 году Синьяк его возглавит…

Знаменитое письмо Клоду Моне Поль написал в 1885 году. Он признался маэстро в искреннем восхищении и попросил о встрече. Увы, вдохновенный юный художник («Я пришел к нему, как к мессии!», — рассказывал впоследствии Синьяк) совершенно не тронул великого импрессиониста, в характере которого напрочь отсутствовали наставнические черты. Не то чтобы Синьяк ему был как-то особо неприятен, просто Моне всерьез интересовала только его собственная живопись. Поэтому ключевое влияние на становление Синьяка как художника оказали другие знакомства.

Имена Жоржа Сёра и Поля Синьяка чаще всего произносят вместе. Познакомились они в 1884 году, и Сёра сразу же увлек друга своей техникой пуантилизма — это метод написания картины посредством расположенных рядом точек чистых контрастных цветов. Также это направление называли дивизионизмом и неоимпрессионизмом — последний вариант Сёра и Синьяку нравился больше прочих (Синьяк даже написал портрет критика Феликса Фенеона, автора термина «неоимпрессионизм»).

В отличие от общительного последователя, Жорж Сёра был человеком замкнутым и отнюдь не дружелюбным, так что заслуга популяризации пуантилизма принадлежит Полю Синьяку. Вскоре к неоимпрессионизму ненадолго примкнул даже Камиль Писсаро, который, в отличие от увлеченного собственной работой Моне, старался еще и поддерживать молодых художников. У Синьяка с Писсаро сложились особенно теплые отношения, впоследствии Поль даже женился на его дальней родственнице Берте Робле.

Верный друг и почитатель Жоржа Сёра, Поль Синьяк был обезоружен внезапной, преждевременной смертью предводителя неоимпрессионизма. Он сделал очень много для того, чтобы Сёра не забыли — разобрал его работы, устроил несколько ретроспективных выставок, а вскоре написал исследование «От Делакруа к неоимпрессионизму». Впрочем, отдавая дань своему наставнику, сам художник вскоре после смерти Сёра простился с неоимпрессионизмом. «Я всё больше и больше ненавижу мелкую точку и сухость», — пишет он уже через несколько лет.

Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обретет свой стиль. Он чаще всего продолжает следовать теории сочетаний контрастных цветов как способу создания света, но точки ему заменяют мазки. Впрочем, отличие не только в замене точки на мазок. Эмоциональному, чувствительному, легкому Синьяку был чужд научный, рассудочный подход Сёра. Он говорил, что подчиняет краски и линии тому душевному движению, которое хочет передать, а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.

Первую яхту Поль Синьяк купил в 1883 году и назвал ее отнюдь не какой-нибудь «Чайкой» или «Победой». На борту было начертано «Мане — Золя — Вагнер». Поль Синьяк не только в живописи был силен, но также понимал и любил литературу, все же не зря его гуманитарные способности хвалили в юности. Синьяк был дружен со многими писателями, а в его мастерской, куда более комфортной, чем у большинства коллег по кисти — ведь финансовые проблемы ему были неведомы, — собирались поэты, писатели, художники и нередко засиживались до утра.

За свою жизнь Поль Синьяк сменил 32 яхты. Он любил путешествовать, яхты без дела не стояли. Хорошо известны марины Синьяка, написанные не с берега, а с моря. Даже смерть его застала почти в путешествии — на 72-м году жизни практически сразу по возвращении с Корсики.

Постоянный его дом с 1882 года был в райском уголке Сен-Тропе — море Синьяк очень любил и не мог жить вдали от него, в Париже быстро начинал тосковать.

При этом Поль Синьяк активно интересовался общественной жизнью. Он симпатизировал советской власти, считал картины, написанные в духе соцреализма, яркими, радостными и красочными. В 1933 году даже написал предисловие к каталогу выставки советских художников в Париже. Впрочем, увлечение соцреализмом и благосклонность к социализму не отразились на его живописи — картины его оставались всё такими же светлыми, легкими и сияющими, «аполитичными».

Хорошие отношения сложились у Синьяка и с фовистами, особенно с Матиссом и Марке, и с художниками группы Наби. Удивительная особенность — легкий характер художника делала открытым даже его творческий процесс. К нему в мастерскую легко могли в любой момент входить домашние и друзья. Процесс написания картин был для него не мучительным надрывом, как для многих соратников, а радостью и приятным вдохновенным состоянием, которые оказывалось вполне возможно разделить с окружающими.

Не то чтобы склочный характер являлся непременным атрибутом уважающего себя художника, но такая легкость все же явление уникальное. Писатель Вайян-Кутюрье сказал о нем: «Синьяк любил искусство, человечество и море». Пожалуй, это достаточно ёмкая характеристика.

По материалам Алены Эсауловой.