Отто Дикс - выдающийся немецкий художник XX века. Апокалипсический ад войны. Живопись и графика Отто Дикса Отто бадан художник биография

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство - утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс - один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х. А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма . Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».


Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло


Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные


Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть - красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.


Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо , благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая вещественность.


Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. "Что" для меня важнее чем "как"». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде - «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.


Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.


Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.


Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.


Триумф смерти


Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.


Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма , а еще потом – поп-арта . Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с элементами пост-индастриала.

XX век дал огромный толчок в развитии искусства. Это время появления множества новых направлений и идей. Только в прошлом веке, наконец, искусство предстало перед нами без ограничений и прикрас, смогло выставить напоказ все пороки и проблемы нашей жизни. Известные немецкие художники сделали большой вклад в мировое искусство. Отто Дикс - один из них.

Биография Отто Дикса

Вильгельм Генрих Отто Дикс - художник, причем один из самых талантливых, однако незаслуженно забытых. Его жизнь была не менее увлекательной, чем искусство, поэтому сейчас о нем пишут все больше.

Отто родился в 1891 году в Германии, где и прожил всю свою жизнь. Он был из семьи рабочего, но смог пойти в Академию художеств, в которой впервые проникся экспрессионизмом. Авангардная живопись произвела сильное впечатление на молодого художника, и он посвятил свою жизнь именно ей.

Известные картины

Подавляющая масса картин Отто Дикса - это сюжеты о войне или Одна из самых знаменитых работ мастера называется (1827-1828). Этот триптих показывает бедные улицы, полные проституток и ветеранов-инвалидов. Центральное полотно занимает картина отдыха высшего света, который не знает и не думает о том, что творится за стенами их блистающей залы.

Широко известен полиптих "Война" (1929-1932). Он изображает солдат, ратное поле, а также последствия, которые остаются после боя. Это одно из ярчайших произведений новой вещественности, что означало некоторый возврат к старым канонам. Отто рисовал полиптих даже не на полотне, а на дереве, как это делалось в былые времена.

"Мать с ребенком" (1921) как нельзя лучше показывает всю силу пера автора. Перед зрителем открывается картина, на которой стоят мать и дитя. Кажется, она должна бы радовать, но нет. Их фигуры исхудали, лица иссохли, в глазах нет жизни, а на лицах - улыбок. У Отто получился очень мрачный портрет военного времени.

"7 смертных грехов" изображает библейский сюжет, однако, как и все картины мастера, переработанный под нужды времени. Так, в маленьком карлике, который сидит на дряхлой старухе, без труда можно распознать Гитлера. Эта картина хорошо показывает все отношение художника к новой власти в стране.

Смысл картин Отто Дикса

Все работы наполнял глубоким смыслом художник Отто Дикс. Картины, написанные им, передают вскрывая Так, например, когда он изображает войну, то мы видим ужас на лицах и ошметки тел на земле. На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. Улицы полны проституток, мать и дитя предстают тощими от голода, кругом царит беспросветность. Именно такими и были эти города после проигранной войны, но никто не хотел обращать на это внимания, все старались забыть о том, что их окружает. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. Возможно, нарисованы они не очень реалистично, но именно оттого и вызывают они более сильные эмоции у зрителей.

Судьба картин

Судьба картин Отто Дикса была печальна после прихода нацистов к власти. Так, в 1937 году 260 картин выдающегося художника преданы огню как несоответствующие моральным нормам. Однако даже без учета уничтоженных художник оставил после себя немало произведений искусства, ведь всю жизнь он занимался только живописью. Уцелевшие картины можно сейчас видеть в разных музеях по всей Германии. Так, многие выставлены в картинной галерее Дрездена, в национальной галерее в Берлине и в других местах.

Иногда находятся и новые картины, как это случилось в 2011 году, когда были обнаружены сразу 4 шедевра. Некоторые работы сегодня находятся в частных коллекциях, и их можно приобрести на аукционах.

Вклад в искусство

Отто Дикс - художник с большой буквы. Его вклад в искусство и историю имеет большую ценность, ведь не зря он называл себя летописцем своей эпохи. Именно за талант сейчас ценят Отто Дикса во всем мире. Независимо от того, в каком жанре он писал и что изображал, это все делалось рукой мастера. Картины Отто способны поражать зрителей и сегодня.

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны...»

(А. Барбюс)

Когда речь заходит об изображении войны в мировой живописи, в голову прежде всего приходят два имени: Франсиско Гойя и Отто Дикс. Серия гравюр Гойи «Бедствия войны» (1808-1814) была реакцией на события, происходившие в Испании начала 19 века, которую оккупировали французы: борьба испанского народа с наполеоновскими войсками, осада Сарагосы, голод, крестьянские восстания. Страшные события войны поразили и потрясли художника, и его чувства нашли воплощение в 82 гравюрах.

На долю Отто Дикса выпали обе мировые войны. Ни один другой немецкий художник не изобразил ад этих войн так, как он. Тема войны стала одной из самых популярных для художника - ей посвящено более сотни его работ, да и вообще, война проскальзывает во всех его картинах, даже если не напрямую, то косвенно. Гойя одним из первых порвал с существовавшей в живописи традицией - изображать войну, как нечто героико-поэтичное, показав иное, истинное её лицо. Дикс стал одним из первых художников, откликнувшихся на мировые войны, отрефлексировавший её в своих работах с той же точки зрения, что некогда Гойя.

Вильгельм Генрих Отто Дикс родился в 1891 году в городке Унтерхауз, в рабочей семье: отец его был литейщиком на заводе, мать - швеёй. С детства Отто проявлял незаурядные склонности к рисованию. С 1905 по 1909 годы он учился на художника-оформителя, затем, получив грант, поступил в дрезденскую Академию художеств, где проучился с 1910 по 1914 годы. За время своей учебы он посетил города Европы, где ознакомился с работами художников, собранными в музеях. Особое влияние на него оказали в то время итальянские и голландские мастера Раннего Возрождения.

Первые работы художника Отто Дикса - это пейзажи в духе постимпрессионистов, затем в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов, сказывается также и влияние группы «Мост». Одновременно на художника воздействуют и старые мастера времен Возрождения. Эти две тенденции, увлекающие Дикса и толкающие его на различные эксперименты то с одной, то с другой стороны, будут проходить через всё его творчество.

В 1914 году Отто Дикс отправился добровольцем на фронт. В качестве пояснения его решения могут быть приведены его знаменитые слова: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть - голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно ». Как и всякий человек творческого склада Дикс высоко ценил жизненный опыт, однако мог ли он предполагать, что пережитое им оставит такой глубокий след в его душе. С собой он взял две (казалось бы, так трудно сочетаемые) книги: сочинения Ницше, который был любимым философом Отто, и Библию. За время войны Дикс побывал в боях в Бельгии, Франции и России, был ранен и награжден Железным крестом. Пулемётчик Отто Дикс не оставил своего призвания, - всю войну он продолжал рисовать. В эти страшные годы им было сделано около 600 рисунков.

Это документальные свидетельства, выполненные непосредственно «in flagrante», на месте событий. Именно эти материалы легли в основу его поразительного графического цикла «Война», который был опубликован в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом. Эти работы, выполненные в стиле экспрессионизма, хорошо передают понимание художником того, что произошло в мире, война изображается не столько как конкретное социальное действо, сколько как ужасная стихия, катаклизм, поветрие. Этот графический цикл Дикса шокировал общественность. Его экспрессионизм был действительно экспрессивен, его работы кричали от боли. «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне », - говорил художник.

«Кричащий мальчик», 1919

Дикс, подобно Гойе, изображает различные эпизоды войны в детальной манере офорта, однако, в отличие от великого испанца, из его работ уплывает собственно реалистичность, сменяясь некой «сверхреальностью», задача которой - показать зрителю весь ужас, абсурд и одиозность случившегося, и показать ту бурю, ту внутреннюю войну, которая бушует в душах людей. Практически все офорты Дикса в этой серии - это ночной мрак, из которого выступают различные ужасные подробности. Каждая отдельно взятая личность как бы деформируется, проходя сквозь мясорубку войны, что выражается в деформации фигур в картинах Дикса.

1922, «Самоубийство»

«Смерть сапёра на посту», 1924

«Газовая атака», 1924

«Летом 1916», 1924

«Подвод, близ Пильке», 1924

«Взвод автоматчиков, Сомме, 1916», 1924

Но война не заканчивалась там, где заканчивались боевые действия, и об этом Отто Диксу еще тоже предстояло узнать. Война продолжала своё существование в послевоенной Германии, на улицах городов, среди толп инвалидов, нищих, проституток, больных детей. Живопись художника приближается к соцреализму, показывая контрасты послевоенной жизни, поэтому также контрастны и дисгармоничны краски в его работах. Появляются такие картины, как

«Торговец спичками» (1921)

«Пражская улица» (1920)

«В салоне» (1921)

Картины, написанные в двадцатые годы, отражают климат внутри Германии, и для них характерно сочетание приемов дадаизма (коллажность) и экспрессионизма (двухмерность). В двадцатые годы Дикс достаточно тесно связан с обоими течениями. Он является одним из основателей объединения художников Дрезденский сецессион, которое появляется в 1919 году.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Он знакомится с Мартой Кук, а еще через год они поженятся. Марта была прежде замужем за врачем Гансом Кохом, от которого имела двоих детей. В браке с Диксом у неё будет еще трое. В Дюссельдорфе Отто Дикс создает множество картин, видное место живописи того времени занимают портреты современников. Декаденствующая среда Веймарской Республики способствовала художественным запросам Дикса: он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, - портрет журналистки Сильвии фон Хаген (1926 год). В своих портретах Дикс объективен и обличителен, его гротескная манера лишь подчеркивает зловещие черты характеров и профессий изображаемых людей.

В этот же период была создана картина «Полевые окопы» (1923 год). Впервые это полотно было выставлено в 1929 году, а в 1933 году - уничтожено нацистами, сохранилось лишь её описание. На картине был изображен покинутый солдатами окоп - смесь глинистой грязи, разбитых бревен и гниющих разорванных тел.

Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится возрождение основательно забытой к тому времени формы алтарного образа. Появляется его ныне знаменитый триптих «Большой город» или «Метрополис» (1927-28 годы).

Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным по всей Европе. Снова здесь звучит эхо войны. На боковых створках этого огромного триптиха - инвалиды и нищие, рядом проходит сюрреалистичное шествие разряженных проституток, в центральной части танцуют кавалеры и дамы. Всё это - «дети войны». Персонажи Дикса - это социальные типы его времени.

В 1922 году Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии, а в 1931 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине. Репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии в это время утверждается, однако не всё было так гладко. В 1923 году художника обвинили в порнографии. Его картины с изображением проституток вызывали скандалы. Только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.

В этот период образцом для Дикса всё больше выступают старые мастера Северного Возрождения: Грюневальд, Босх, Брейгель. На основе своих многочисленных зарисовок, созданных во время войны, Дикс рисует монументальный полиптих «Война» (1929-1932 годы). Предлагая подобную форму, он вновь обращается к традиции средневековья и Раннего Возрождения. Примечательно, что полиптих, как и положено, написан на дереве, его центральная часть размером в четыре квадратных метра. Благодаря композиционному построению мы вслед за художником как бы движемся по кругу. Вот люди идут, вот вершится царство смерти, и вот уже смерть берёт своё… Необходимо отметить, что это уже не экспрессионизм, а, по сути, та самая «новая вещественность», представителем которой наряду с Георгом Гроссом называют и Дикса. «Новая вещественность» провозглашала отказ от абстрактного искусства и возврат к реализму, она включала в себя неоклассическую стилистику и попытку критически отразить истинное лицо времени. В 1925 году Дикс участвовал в выставке группы «Новая вещественность» в Берлине. «Мы хотим изображать предметы обнаженными, до предела ясными, почти без артистизма », - говорил Отто Дикс.

Приход Гитлера к власти кладет конец карьере Отто Дикса. Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 году Дикса исключают из Дрезденской академии. В документе говорилось: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации ». Последовало запрещение выставлять работы Дикса, его искусство было причислено к «вырожденческому». Некоторые картины Дикса были показаны на выставке «дегенеративного» искусства, а в 1937 году 260 картин Отто Дикса были сожжены в Берлине.

Художник с женой и детьми переезжает в провинцию на юг Германии и селится под городом Зинген. В этот период Дикс обращается к библейским сюжетам, которые предстают в его интерпретации как аллегории. Он пишет «Искушение святого Антония», «Святого Христофора». Появляется и одно из самых знаменитых полотен художника - «Семь смертных грехов» (1933 год). Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с маленькими глазками и черными усиками (безусловно, сам фюрер) едет верхом на страшной старухе, а за ним следуют ужасные образы…

В сороковые Дикс остается под надзором властей, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период художник обращается к пейзажам, рисует ландшафты, а также продолжает писать аллегории на религиозную тематику. Уже в самом конце второй мировой, в 1945 году, несмотря на свои 53 года, Отто Дикс был всё-таки призван в «Фольксштурм», но уже буквально через несколько дней он сдался в плен французам. В 1946 году Дикс вернулся из плена и вновь участвовал в коллективных выставках в Германии. Этот последний период в жизни художника был непростым: в Западной Германии господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха. Дикс же не может ассоциировать себя ни с соцреализмом Востока, ни с абстрактом Запада, при том, что и там, и там, он получает признание. В итоге Дикс возвращается к экспрессивному стилю картин ранних лет и уходит, как от абстракций, так и от социальности. «После второй мировой войны я несколько изменил свою технику. Я больше не использовал как образец старых мастеров, не обращался к Ренессансу. Начал рисовать пейзажи, целую серию пейзажей. И картины на религиозные сюжеты, с использованием библейских мотивов. Впрочем, к религиозным темам я обращался и до этого, в прошлом», - писал художник. В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге. Умер Отто Дикс в Зингене 25 июля 1969 года в возрасте 77лет. Настоящее мировое признание пришло к художнику уже посмертно. До сих пор он во многом известен благодаря своему видению двух адов - военного и послевоенного; он остаётся документалистом своего времени, портретистом эпохи.

В 1914 г., когда началась Первая мировая война, немецкий художник-авангардист Отто Дикс, 23 лет от роду, решил пойти добровольцем. Защищать Родину типа. Родина предоставила ему такую возможность: пулеметчик Дикс попал на Западный фронт, во Францию. Там шла "окопная война". После первых успехов немцы уперлись в непреодолимую оборону - французы и англичане зарылись в землю, обложились колючкой и минными полями. Все попытки любой из сторон перейти в наступление превращались в многомесячную бойню без особого успеха.

Отто Дикс. "Автопортрет на войне". 1914 г.
Эту картину Дикс написал на листке бумаги, как только попал в армию, еще до фронта.

Вскоре ему станет не до рисования. Несколько лет он проведет в траншеях. Грязь, обстрелы, газовые атаки, бойня на Сомме в 1916 г., бойня во Фландрии в 1918 - все по полной программе. Он будет несколько раз ранен, заработает Железный крест 2-го класса и... стойкую неприязнь к войне.

Отто Дикс. "Траншея". 1923 г.
Дикс написал эту картину по памяти уже после войны. Это немецкий окоп после артобстрела, взгляд изнутри. Кровавое месиво. Куски тел, перемешанные с землей, оторванные головы, кишки, обгоревшие колья с колючкой. И солдат в противогазе как инопланетянин бродит посреди этого.

В правой части картины - немец, разорванный на куски, пол-туловища нет, и пол-лица тоже:

Рядом - его товарищ вверх ногами, а по ногам, торчащим из окопа, еще и прошлись из пулемета, похоже.

Жутковато, конечно, но это Отто Дикс еще под Ленинградом не воевал, в Синявинских болотах в 1941-43 гг. Там зимой окоченевшие трупы, которыми была усеяна линия фронта, намеренно втыкали головой в снег и использовали как "дорожные знаки" в сети траншей: вот у этого фрица (или ивана) - поворот направо, у этого - налево.

Картина "Траншея", как только её показали публике (её купил городской музей в Кёльне), вызвала скандал. Художника обвинили в чрезмерном натурализме в изображении войны. Мэр Кёльна (а это был Конрад Аденауэр, будущий канцлер ФРГ в 1949-63 гг.) настоял на изъятии картины из музея и аннулировал сделку покупки.

Однако не только либерал Аденауэр возмутился. Крайне правые (партия Гитлера и другие) обвинили художника в оскорблении "памяти павших" за Германский рейх. Когда Гитлер придет к власти, нацисты конфискуют "Траншею" и она пропадет бесследно. По одной версии они сожгли её вместе с другими картинами "дегенеративного искусства" (под которое подпадал авангард, импрессионизм и т.д.). По другой - картина пропала во время "огненного шторма" в Дрездене во время налётов 1945 г.

Что касается Дикса, он настаивал на своем - он просто рисовал то, что видел на фронте. Не нравятся кишки и трупы - не начинайте войн.

Отто Дикс."Череп" (серия рисунков "Война"). 1924 г.

Но все это - творческие перипетии художника после войны. А в 1915-18 гг., сидя в окопах, пулеметчик Дикс не рассуждал, он косил из траншеи наступавших англичан и французов. В 1916-м ему особенно "повезло" - он попал в самое пекло, принял участие в битве на Сомме. Сомма это был адов кошмар: 4 месяца англичане и французы наступали волна за волной, но в итоге продвинулись лишь на 10 (десять!) километров, положив 150 тыс. чел. Немцев погибло примерно столько же. Среди этих гор трупов под ураганным огнем держал оборону Отто Дикс и его товарищи.

Отто Дикс. "Раненный солдат (Бапом, август 1916)". 1924 г.
Бапом это городок во Франции, важная точка в битве на Сомме. Он был целью наступления англичан, но они так и не смогли прорваться туда. Бои за Бапом шли еще два года, он несколько раз переходил из рук в руки. По размерам бойни это аналог Ржева или Синявинского выступа в годы ВОВ.

В отличие от многих Отто Дикс выжил на Сомме в 1916-м. А в 1917 его ждали новые приключения. Дикса ненадолго перебросили на Восточный фронт, в Россию. Правда, покосить русских из пулемета ему особо не удалось: в России полным ходом шла революция и фронт развалился сам собой. Воевать стало не с кем. Был заключен Брестский мир и весной 1918 г. все освободившиеся войска немцы перебросили на Запад. Началось последнее, самое отчаянное немецкое наступление с целью переломить ход войны.

Отто Дикс. "Штурмовые группы идут вперед под прикрытием газов". 1924 г.

Эти события вошли в историю как "наступление Людендорфа" (по имени генерала, которым им командовал). Когда-то, летом 1914, Людендорф наголову разгромил царские войска в Вост. Пруссии. Но тут, во Франции он обломился. За 4 месяца немцы потеряли 700 000 человек убитыми и раненными, продвинувшись вперед на 60 км. Людендорф был тот еще мясник, он готов был класть хоть еще по 700 000 каждые 60 км до Парижа, но... Но у Германии кончились рекруты.

Идея "бабы еще нарожают" все-таки имеет свой предел. И он наступил. Англичане и французы устояли и вскоре (с участием американцев) нанесли мощнейший контрудар. Дикс сам едва не погиб в этих последних боях мировой войны. В августе 1918 во Фландрии (Бельгия) он получил тяжелейшее ранение в шею, но врачам удалось остановить кровотечение и довезти его до госпиталя.

В 1934-36 гг. Дикс напишет картину "Фландрия" по мотивам романа "Огонь" Анри Барбюса. Барбюс - французский писатель, который воевал в Первую мировую с другой стороны (тоже доброволец, и тоже ранения, наградные кресты и т.д.). Придя с фронта он написал антивоенный роман "Огонь". Там есть эпизод, как во Фландрии сильный дождь вызвал наводнение, которое затопило траншеи и французов, и немцев.

Всю ночь барахтались они в воде в своих окопах, превратившихся в реки и озера. Многие утонули, цепляясь за оползающую землю. И в какой-то момент им стало не до войны. На рассвете выжившие в потопе выглядели с обоих сторон одинаково - по уши в грязи, промокшие, едва живые, среди трупов, плавающих в траншеях.

Отто Дикс. "Фландрия". 1934-36 гг.
Довольно смелая картина для Германии1934-36 гг., если учесть, что Анри Барбюс был коммунист и автор лозунга "Сталин - это Ленин сегодня!".

После ранения во Фландрии Дикс уже не вернулся на фронт. Осенью 1918 г. война на измор Западе подошла к финалу. Немцы сломались и покатились обратно к границам Германии. Начались волнения в тылу: восстали матросы в Киле, потом гарнизон в Берлине, потом началась общая революция. 11 ноября 1918 г. Германия капитулировала. Дикс встретил это известие на больничной койке.

Война на измор - не просто слова. Хотя Германия сдалась еще до того, как союзники вторглись на её территорию, страна была полностью разорена. Бывшие фронтовики, возвращаясь домой, были шокированы - народ в тылу просто голодал к концу войны. В России в 1917 г. хлеб по карточкам давали из расчета 400 г (русский фунт) в день. В Германии в 1918 давали около 200 г в день, причем это был эрзац-хлеб (муки не хватало и её разбавляли картофельным порошком).

Отто Дикс. "Мать и дитя". 1921 г.
Это не СССР времен Голодомора 1930-х гг. Это Германия после Первой мировой. А ведь в 1914 там все бурно радовались началу войны, мечтали переделить Британскую империю, грезили о Прибалтике, Украине.

Отто Дикс. "Мать и дитя". 1923 г.
Не, это не Россия и она не алкоголичка (как некоторые думают). Просто художник хотел изобразить, насколько придавлены нуждой были немцы в начале 1920 х гг. Версальский мир, репарации, крах валюты, гиперинфляция в тысячи процентов.

Проблемы послевоенной Германии усугублялись тем, что многие немцы (особенно бывшие фронтовики) не сделали правильных выводов из поражения своей страны. Им казалось, что не надо было капитулировать. Надо было драться на своей территории, до конца (что они и сделают в 1945). Им казалось, что Германская империя рухнула не потому, что была объективно слабее западных союзников, а из-за предательства в тылу, "удара в спину". А удар нанесли евреи, масоны, социал-демократы, гнилая интеллигенция и т.п.

Все эти идеи пропагандировал Гитлер. Тоже ветеран-фронтовик, художник, доброволец. Тоже был ранен. В боях на р.Ипр попал под газовую атаку (ипритом), лишился зрения на несколько месяцев. Но все равно не навоевался. В партию к Гитлеру вступил и генерал Людендорф, командовавший всей этой бойней. Он тоже не навоевался. И таких было много.

В принципе, германская ситуация 1920-х гг. - знакома. Примерно так же многие русские не сделали правильных выводов из краха СССР в 1991 г. СССР проиграл холодную войну Западу, т.к. по многим причинам был объективно слабее США. Был слабее, но пыжился показать обратное: "Без штанов, но в космос летаем". Долетался, до очередей за туалетной бумагой и продовольственных карточек в мирное время. Однако некоторым казалось (и кажется), что все дело было в субъективном факторе - в Горбачеве, "агентах влияния" Запада, происках ЦРУ и т.п. Сон разума рождает теории заговора.

Возвращаясь к Отто Диксу, он в отличие от Гитлера и Людендорфа был сыт войной по горло. Отныне и до конца своих дней он стал противником немецкого великодержавного шовинизма. Ушел на войну воинственным патриотом - пришел пацифистом.

Отто Дикс. "Пражская улица". 1920 г.
Прагер Штрассе - это такой квартал красных фонарей в Дрездене, где Дикс поселился после войны. Проститутки (на заднем плане) стоят на улице, ждут клиентов. На тротуаре - инвалиды войны. Один (без руки и без ступней) просит милостыню. Другой, вообще безногий - катит куда-то на тележечке. На улице валяется газета с заголовком "Juden Raus" (Евреи - вон!). В общем, послевоенная Германия (картина написана в 1920 г.).

Отто Дикс, хоть и пришел с войны пацифистом, в послевоенной политике не участвовал, в партиях не состоял. Он погрузился в частную жизнь, зарабатывал портретами (они пользовались спросом), а также писал картины и графику о войне, рисовал обнаженную натуру, а также различные сатирические вещи (на околосексуальные темы, как правило).

Отто Дикс. "Автопортрет с Музой". 1924 г.

Музой художника в реальности была женщина по имени Марта Кох. Он познакомился с ней в 1921 г., когда рисовал портрет её мужа, доктора Ганса Коха. От мужа она ушла к нему. При этом муж (уже бывший) сохранил с художником приятельские отношения. И вскоре женился еще раз - на сестре Марты. Короче, все - и Ганс, и Отто, и Марта с сестрой стали родственниками и зажили счастливо.

Отто Дикс. "Доктор Ганс Кох". 1921 г.

Отто Дикс."Фрау доктор Ганс Кох". 1921 г.
Шикарный портрет. Первоначальное название картины ("Frau Doctor Hans Koch" ) потом изменили. Она стала называться "Frau Dix" (т.к. художник женился на фрау Марте).

Еще один известный портрет кисти Отто Дикса:

Отто Дикс. "Портрет адвоката Хуго Симонса". 1925 г.
Еврей Хуго Симонс был адвокатом и однажды помог Диксу выиграть какую-то судебную тяжбу. В благодарность Дикс нарисовал этот портрет и подарил ему. При Гитлере с выходом Нюрнбергских расовых законов 1935 г. Симонс был лишен немецкого гражданства и возможности заниматься адвокатской практикой. Он уехал в Канаду и увез свой подарок. Ныне этот портрет висит в Монреальском музее изящных искусств.

Художник много рисовал и обнаженную натуру.

Отто Дикс. "Автопортрет с обнаженной моделью". 1923 г.

Отто Дикс. "Портрет полуобнаженной". 1926 г.
Это видимо, та же модель, что и на картине выше, но у неё что-то с лицом. Наверное, опять нужда и Версальский договор.

Если говорить о сатирических картинах Дикса, то большую известность получила его серия картин о проститутках и борделях, написанная в начале 1920-х гг. Там некая смесь сатиры с сочувствием (прежде всего к клиентам). Ну, чтоб вы понимали:

Отто Дикс. "Бельгийский бордель". 1923 г.

Или вот:

Отто Дикс."Матрос и девушка". 1926 г.
Пожалуй, одна из сильнейших картин про любовь в мировой живописи.

Отто Дикс. "Девушка перед зеркалом". 1922 г.
Бельё рваное или такой фасон?

Крупный план девушки. В руке, оказывается, сигарета.

Или вот еще. Это не про бордель, но из той же сатирической линии:

Отто Дикс."Престарелые любовники". 1923 г.
Тетка на Валентину Матвиенко смахивает, из Совета Федерации.

Пик творчества художника пришелся на 1920-е гг. Львиная доля картина написана именно в этот период. В 1933 к власти пришел Гитлер и Дикса записали в "дегенеративное искусство" (вместе с Ван Гогом, Пикассо, Шагалом и многими другими).

И пока у власти были нацисты, Дикс рисовал очень мало, в основном, пейзажи. Он ушел во "внутреннюю эмиграцию", занимаясь своей семьей (к тому времени у них с Мартой было уже трое детей). В 1939 г. его схватило гестапо по ложному обвинению в подготовке покушения на Гитлера. Но доказательств не нашли и Дикса вскоре выпустили на свободу.

В 1945, когда ему было уже за 50, его забрали в Фольксштурм, но прежний лихой пулеметчик Дикс - давно умер. Художник сдался в плен французам. По выходе из лагеря военнопленных он жил в Западной Германии до самой смерти в 1969 г. К нему пришло признание, престижные премии (причем как в ФРГ, так и в ГДР). В 1959 г. ему вручили высшую награду ФРГ - большой крест за заслуги. И было за что, я считаю.

Художник Отто Дикс в форме Германской императорской армии.

Otto Dix. 1891-1969 г. Выдающийся немецкий художник-экспрессионист.

Немецкий график и художник Отто Дикс, снискавший известность в мире авангардной живописи индивидуальностью экспрессионистского стиля с ярко выраженными элементами гротеска, был уверен, что его творчество вряд ли может что-то изменить; художник лишь пристально рассматривал окружающий мир, а в особенности войну, которая стала ключевым моментом его живописи.

Родился Отто Дикс 2 декабря 1891 в обычной рабочей семье. Место рождения – городок Унтермхауз, Саксония. Путь в мир искусства начинался с обучения у художника-декоратора в Гере (1905-1909). Затем была учеба в Школе прикладного искусства в одном из очагов экспрессионизма – Дрездене (1909-1914). На существование зарабатывал тем, что писал портреты, к этому занятию Дикс приступил сразу после окончания этого учебного заведения.

В раннем творчестве Дикса проявилось влияние не только старых мастеров немецкой школы XV-XVI вв., но и работ Ван Гога, на выставке которого он побывал в 1913, а также художественных объединений «Мост» и «Синий всадник».

Сложно объяснить причину, по которой многие художники, работавшие в жанре экспрессионизма, или впоследствии ставшие приверженцами этого стиля буквально с началом Первой мировой войны уходили добровольцами на фронт. Не стал исключением и Отто Дикс. Неизвестно, в каком жанре живописи реализовал бы себя художник, если б не побывал в самом жутком водовороте событий, где неизменными спутниками были горе, смерти и страдания. Не расставаясь с томиком Ницше и Библией, Дикс с 1914 по 1918 испытал на себе все ужасы войны. Им были созданы около шестисот работ, ставшие основой для создания графической серии «Война».

С окончанием боевых действий, художник уже не мог расстаться с последствиями пережитых жутких событий, но подлинное лицо войны он увидел на улицах крупнейших германских городов, наполненных инвалидами, беспризорными, нищими. Сцены в борделях, опустившиеся до нижней черты проститутки, – картины с этими сюжетами часто становились причинами скандалов, а в 1923 Дикса обвинили в порнографии. В этот непростой период он продолжает художественное образование, и в 1918-1925 занимается в академиях Дрездена и Дюссельдорфа.

Отдавшись во власть анархических и нигилистических настроений, в послевоенном творчестве Дикса поочередно проявлялся дадаизм, экспрессионизм, а также утверждавшееся направление – «новая вещественность». Следуя отдельным принципам этого стиля, в его полотнах мощно зазвучала социально-критическая составляющая. Специалисты отмечают, что в этот период появилась уникальная манера живописи Дикса, для которой характерно применение графического стиля в сочетании со старой экспрессивной традицией Германии, предполагающей в своей основе холодные и пронзительные тона.

Скрупулезно изучая живопись старых мастеров, Дикс добивался передачи в картинах точности изображения, стремясь также достигнуть и предельной конкретности, что особенно заметно в работе «Портрет родителей». В произведении «Траншея», шокирующие моменты с оторванными конечностями и разлагающимися трупами были изображены так реалистично, что картину вынуждены были спрятать в запасниках музея, а директор учреждения уволился с работы под нажимом мэра Кёльна – Аденауэра.

К концу 20-х творческая карьера Отто Дикса находится в зените славы, его утверждают на посту профессора Дрезденской академии (1927), а в 1931 он избирается членом Прусской академии.

После 1930 живопись художника приобретает более мягкую направленность, появляются замечательные пейзажи, а концу 30-х, после разгула нацистских «ревнителей подлинного искусства», Дикс обращается к библейской тематике. В это время он с семьей находится в добровольной ссылке в Хемменхофене, лишенный прежних званий и постов.

Вторичное появление художника на войне было непродолжительным, в самом ее конце он зачислен в ряды фольксштурма, и сразу же сдается в плен французам, а уже в феврале 1946-го Дикс опять появляется в Хемменхофене.

Творчество этого периода по-прежнему связано с религиозной темой, создаются пейзажи, снова возвращается экспрессионистский стиль, но уже более тонкий и живописный.

Завершением многотрудных поисков художника можно назвать 1960, когда был создан цикл литографий, основанный на сюжетах, взятых из Евангелия от Матфея: автор соединил европейскую живопись современности с опытом средневековой школы.

Пророческие слова Дикса, сказанные им молодости, что он станет либо известным, либо печально известным, сбылись не сразу, – 25 июля 1969 он умирал в Зингене в безвестности, лишь спустя десятилетия став тем и другим.

2014-09-21