Отреагирование чувств, психотравмирующий опыт и психологическая защита. Катарсис – эмоциональная разрядка, бурное отреагирование длительно сдерживаемых (или запрещаемых) эмоций

30 уроков личной силы от психолога-мастера, которые приведут к счастью и благосостоянию Сучкова Ольга

Занятие 26 Отреагирование – рисунок, танец, письмо…

Занятие 26

Отреагирование – рисунок, танец, письмо…

Сегодня мы немного повторим, то, чем занимались в 13-м занятии, я поделюсь с вами дополнительными упражнениями.

Работа с принятием различных эмоций очень благотворная, и может дать вам многое. Самое главное, я думаю, работая со своими чувствами, это принять их и отпустить. Это одинаково важно как для позитивных, так и для негативных эмоций. Принять – это значит почувствовать, прожить.

Прочувствовать эмоции помогут упражнения на отреагирование . Эти упражнения являются очень эффективными действиями в деле обретения душевной гармонии. Отреагирование эмоций приносит внутреннее ослабление напряжения, дарит раскованность. Ведь если вы подавляете страх, он накапливается в вас, провоцирует появление еще большего беспокойства. Также если не проявлять радость, счастье, человек становится апатичным, у него теряется вкус к жизни, самооценка становится очень низкой.

Кроме тяжелого эмоционального состояния, подавление своих эмоций снижает эффективность работы по программированию. Внутреннее напряжение не дает новым, позитивным установкам занять нужное место в подсознании.

Впуская в себя эмоции, вы начинаете чувствовать жизнь. Жизнь во всем ее многообразии проходит через вас.

Вы разрешаете себе быть любым: грустным, радостным, разочарованным, воодушевленным, счастливым и печальным…

Вы позволяете себе быть разным.

Благодаря этому вы приходите к своей глубинной сущности, происходит очищение подсознания. Энергия, которая раньше не могла найти выход, выходит. В вашем внутреннем мире воцаряется покой и гармония.

Практическая часть

1. Упражнение «Отреагирование эмоций».

Какой оказывает эффект:

Освобождение души от страхов, ограничивающих установок, беспокойства, тревоги;

Решение сложных внутренних конфликтов.

ЗАДАНИЕ

1. Первый вариант отреагирования эмоций заключается в ощущении самой подавляемой эмоции. Когда вы чувствуете ее, вы начинаете потихоньку от нее освобождаться.

Когда вы чувствуете какую-либо эмоцию, попробуйте не торопиться. Ощутите данную эмоцию, войдите в нее. Впустите ее в себя. Подумайте, что она вам хочет сказать, о чем она может вас просить. Если это возможно, то сделайте.

2. Другим вариантом отреагирования являются слезы , если вы чувствуете, что хотите плакать, поплачьте, можете включить какую-нибудь музыку, которая усилит эффект очищения.

3. Если у вас произошла разочаровавшая ситуация, попробуйте подробно описать ее на бумаге, а потом сожгите , наблюдая, как огонь уничтожает вашу печаль.

4. Нарисуйте вашу эмоцию – боль, обиду, радость, страх. Рисовать можно карандашами, красками. Я очень люблю пальчиковую терапию. Мы с вами делали подобное в третьем занятии. После ситуации, вызвавшей ваши сильные эмоции, попробуйте выразить ваши эмоции на листе бумаги.

На листе бумаги вы начинаете рисовать пальцем, предварительно окунув его в понравившуюся вам краску, и проживаете свою эмоцию заново. Это сильнейший метод вывода эмоций из тела и души.

5. Попробуйте в момент грусти, обиды подвигаться под музыку , которая подходит под ваше настроение.

6. В психотерапии есть такой метод – кинотерапия , это когда в моменты тяжелых состояний просматривается фильм, отражающий проблему клиента и показывающий возможные варианты прохождения кризиса.

Например,

Если кажется, что жизнь хуже некуда, посмотрите фильм «Побег из Шоушенка», «Замерзшие», «Схватка»;

Если вы находитесь в личностном кризисе поиска смысла жизни и ищите себя, возможно, вам понравится фильмы «Пролетая над гнездом кукушки» (все-таки Джек Николсон потрясающий актер), «Достучаться до небес», «Часы», «Птаха»;

Если вам хочется улыбнуться и поверить в лучшее, рекомендую замечательные фильмы – «Лучше не бывает», «Босиком по мостовой», «Дневник Бриджет Джонс».

7. Занятия спортом.

8. Высказать вслух все, что вы считаете нужным, после травмировавшей или обрадовавшей вас ситуации.

9. Покричать.

10. Поколотить подушку.

11. Погулять по улице или совершить легкую пробежку.

Выберите какое-либо действие и выполните его. Потом напишите ваши ощущение после упражнения.

Дорогие читатели, я хочу напомнить вам, что когда будете выполнять то или иное упражнение на отреагирование эмоций, постарайтесь, чтобы ваши действия не оказали негативного влияния на вашу жизнь. Не все люди смогут понять то или иное действие, например, крик или битье подушки, возможно, для этого стоит уединиться. Также если вы решите высказать обидевшему вас человеку все что думаете, говорите это в том случае, если это не окажет сильного разрушительного влияния на вашу жизнь.

2. Упражнение «Пять радостей».

3. Упражнение «Визуализация “Комната”».

В завершении дня, пожалуйста, напишите ваши впечатления.

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) Цель занятия: Развитие навыков идентификации конфликтов.Порядок проведения занятияПодготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач) Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Занятие 3.1. Практическое занятие по теме «Формулы конфликта» (проводится на примере решения ситуационных задач) Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул (А, Б и В) и поиска

Из книги Пациент и психоаналитик [Основы психоаналитического процесса] автора Сандлер Джозеф

Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач) Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного

Из книги автора

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования) Цель занятия. Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений

Из книги автора

Занятие 7.1. Практическое занятие по теме «Психология переговорного процесса» (проводится методом тестирования и отработки тренинговых упражнений) Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам ведения переговорного процесса, направленного на

Из книги автора

Занятие 8.1. Практическое занятие по теме «Самооценка личности методом тестирования» Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории внутриличностных конфликтов, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализа полученных

Из книги автора

Занятие 9.1. Самооценка методом тестирования готовности к межличностному взаимодействию. Практическое занятие по теме «Межличностные конфликты» Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории межличностных конфликтов, развитие у них навыков

Из книги автора

Занятие 12.1. Практическое занятие по теме «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций) Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов в организации и формирование умений принимать управленческие решения в

Из книги автора

Занятие 12.4. Практическое занятие по теме «Прогнозирование конфликтов в организации» (проводится методом анализа рабочих документов) Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа рабочих документов организации на предмет выявления возможных проблем, которые могут

Из книги автора

Занятие 13.1. Практическое занятие по теме «Семейные отношения» (самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования) Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам, связанным с семейными конфликтами, развитие у них

Из книги автора

Занятие 14.1. Практическое занятие по теме «Управленческие решения» (проводится методом анализа документов) Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа рабочих документов организации на предмет прогнозирования конфликтных ситуаций, обусловленных

Из книги автора

Занятие 14.2. Практическое занятие по теме «Стиль управления» (проводится методом тестирования) Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным стилям управления, развитие навыков наблюдения и оценки стиля управления в организации, формирование умений анализа

Из книги автора

Из книги автора

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»

Из книги автора

ОТРЕАГИРОВАНИЕ Из всех клинических понятий, рассматриваемых в данной книге, отреагирование (acting out), вероятно, подверглось наибольшему смысловому изменению и расширению с тех пор, как оно было впервые использовано Фрейдом (Atkins, 1970; Boesky, 1982; Erard, 1983; Freud, 1905e; Holder, 1970; Infante, 1976;

Насколько мы способны осознавать свои реакции?

Наша жизнь переполнена обилием стрессовых факторов, на которые каждый реагирует по-своему. Нередко следствием этого является психоэмоциональное напряжение, которое изменяет качество нашей жизни. Иногда мы даже не осознаем глубину собственных негативных переживаний и свои реакции на них, порою не давая себе элементарной возможности спокойно отреагировать, прожить ситуацию, осознать и психологически комфортно жить дальше.

Отреагирование чувств, или эмоциональное отреагирование – это те действия, которые призваны снизить эмоциональное напряжение, дать внутреннее облегчение за счет частичного или полного освобождения от негативных влияний стресса. Виды и формы эмоционального отреагирования разнообразны. Возможен сброс переполняющих нас эмоций в речи, экспрессии и действиях без проживания и без глубинной проработки проблемы, так называемый выплеск эмоций. Выкрикнуть, проорать свои недовольство и гнев, прорыдать боль, ударить что-то или кого-то, выругаться матом — очень распространенные формы первой поверхностной реакции.

Как мы выплёскиваем свои эмоции?

В отличие от поверхностного выплеска эмоций, более глубокая, внутренняя и интимная, и значит и более эффективная форма отреагирования — это эмоциональное проживание проблемы. Ведь когда мы имели возможность хорошо выговориться, выплакаться и повысить степень своей осознанности, то становится значительно легче. Настоящее же освобождение от эмоционального негатива и его последствий, возможно через проживание, осознание и глубинную проработку той или иной психологической проблемы в сопровождении с тем, кто компетентен в этом вопросе.

Достаточно ли только проработать прошлое?

В практике психологии этот процесс, который клиент обычно проходит вместе с психологом или психотерапевтом, и называется отреагированием чувств или эмоциональным отреагированием. Однако, решение эмоциональных проблем заключается не только в их проживании и в работе с прошлым, но и так же в том, чтобы находить заблуждения, неадекватные верования и установки, ведущие к тем или иным эмоциям, нарабатывать более конструктивные привычки реагирования, освоения форм и методов управления эмоциями и приобретения более адекватных стратегий решения жизненных затруднений, повышающих стрессоустойчивость человека.

Именно этому была посвящена моя работа с представителями школьного сообщества села Каменка с 06 по 09 февраля. Работа включала в себя индивидуальное и групповое взаимодействие с участием педагогов и администрации. Участники занятий имели возможность проанализировать привычные для себя формы эмоционального отреагирования, оценить их эффективность и применить методы более глубокого и осознанного отреагирования собственных чувств.

В рамках повышения стрессоустойчивости, учителя осваивали более конструктивные модели реагирования, формы и методы управления своим эмоциональным состоянием , формируя у себя более адекватные и эффективные стратегии решения тех затруднений, которые возникают в работе педагога с коллегами, учениками и их семьями. Работа проходила в доброжелательной, доверительной атмосфере диалога, открытости и поиска наиболее приемлемых для данного социума вариантов сотрудничества участников образовательного процесса.

Завершилась работа обсуждением, индивидуальной и групповой рефлексией процесса, заполнением анкет обратной связи, отзывами и обменом благодарностями за плодотворное сотрудничество. Хочется надеяться, что использованное для работы время было потрачено не зря, и участниками взаимодействия были извлечены полезные, практичные уроки на перспективу, которые впоследствии принесут хорошие плоды всем членам социума села Каменка, вовлеченных в тему счастливого детства.


Отреагирование Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания (в особо организованных условиях) ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. (Смотри: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Отреагирование

Процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка, связанная с травмировавшим событием.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Отреагирование Этимология.

Калька с англ. abreaction.

Категория.

Психоаналитическое понятие.

Специфика.

Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания - в особо организованных условиях - ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОТРЕАГИРОВАНИЕ

(англ. abreaction ) - психоаналитический термин для обозначения процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами (слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение (), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. ). В более узком значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син. абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Отреагирование

Термин психоанализа, обозначающий процесс выявления переживания вовне, эмоциональная разрядка, связанная с травмировавшим событием. При этом пациент как бы заново переживает чувства и воспоминания, стараясь преодолеть их негативное воздействие на свою жизнь.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "отреагирование" в других словарях:

    Отреагирование - (от англ. abreaction) психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в особо организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию … Психологический словарь

    ОТРЕАГИРОВАНИЕ - (Acting out; Agieren) психоаналитический термин, суть которого заключается в замене мысли действием в ситуации, когда: 1) отреагируемый импульс никогда не получал словесного выражения; 2) и/или импульс слишком силен, чтобы получить словесную… … Словарь по аналитической психологии

    ОТРЕАГИРОВАНИЕ - En.: Abreaction Во время гипноза у пациентов может происходить отреагирование, то есть бурное проявление эмоций. Вероятность этого процесса выше, если пациент в прошлом пережил травмирующие события. Отреагированию, как правило, способствует… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

    отреагирование - двигательная или речевая активность, уменьшающая или устраняющая психическую напряженность … Большой медицинский словарь

    Отреагирование - Двигательная или речевая деятельность, снимающая психическую напряженность. Термин был предложен J. Breuer и S. Freud (1895) для обозначения процесса, при котором психическая травма и связанный с ней аффект находят выход в словах и действиях,… … Толковый словарь психиатрических терминов

    отреагирование - Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания (в особо организованных условиях) ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. (См. проигрывание) … Словарь по гештальт-терапии

    Отреагирование (значения) - Отреагирование (Разрядка): Отреагирование, или Абреакция (англ. Abreaction) термины, появившиеся в психоанализе, и обозначающие способ сознательно дать выход избытку сдерживаемых эмоций, «разрядив» таким образом внутреннее напряжение.… … Википедия

    Отреагирование (abreaction) - В психоан. литературе термин «О.» впервые был использован Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом в их совместном труде «Исследования истерии». Согласно Кларе Томпсон, Фрейд «вызывал О. с помощью свободных ассоциаций как способа отмены результатов… … Психологическая энциклопедия

    АБРЕАКЦИЯ, ОТРЕАГИРОВАНИЕ - Психоаналитический термин, употребляемый для обозначения ослабления или уничтожения тревоги путем повторного переживания первоначального опыта, вызвавшего напряжение. Повторное переживание может быть воображаемым, эмоциональным или реальным. См.… … Толковый словарь по психологии

    АВТОЛОГОКАТАРСИС АТАНАСОВА - Современные общедоступные методы записи звука и изображения стремительно внедряются в психотерапию. До сих пор не оценено их значение для ускорения отреагирования. Атанасов (Атанасов Ат., 1990) использовал магнитофон с целью создания… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса , Сандлер Дж.. Авторы прослеживают возникновение и употребление представителями различных психоаналитических школ таких основных терминов, как перенос, контрперенос, сопротивление, отреагирование, инсайт,…

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сообщение

Тема: «Техники и приемы регуляции эмоций»

Исполнитель:

студентка 2ДО группы

Вилачева Мария,

Коркина Елена

Специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Руководитель:

преподаватель психологии

Якимова А.В.

Камышлов, 2018

Техники и приемы регуляции эмоций:

В технологически развитом обществе игнорируется и нивелируется роль эмоций в регуляции деятельности человека, что приводит к утрате умения их конструктивного переживания и нарушению психического и соматического здоровья. В обыденном сознании эмоции рассматриваются как явление, нарушающее успешное функционирование человека в мире конкуренции и поэтому большинством людей и популярной литературой активно навязываются способы их подавления и вытеснения. Однако же психологическая теория и практика убеждают нас в том, что осознанные и реализованные эмоции способствуют развитию личности и наиболее полному раскрытию ее потенциала.

Проблема регуляции эмоциональной сферы в психологической литературе достаточно широко освещена, но сведения о способах, техниках и приемах регуляции эмоциональных состояний имеют разбросанный и несистематизированный характер. Вопросами регуляции и управления эмоциями занимались в той или иной степени в зарубежной и отечественной психологии такие ученые как:

    З. Фрейд, А. Фрейд (защитные механизмы);

    Ф. Перлз (осознание и отреагирование тревоги, гнева, обиды, вины как завершение неоконченных дел);

    В. Франкл (преодоление страха методом парадоксальной интенции);

    А. Адлер, А. Бек, А. Эллис, Р. Бэндлер и Д. Гриндер (когнитивные методы преодоления неблагоприятных эмоций);

    Дж. Вольпе, Т. Г. Стэмпфл, Р.Е. Альберти и М.Л. Эммонс (поведенческая терапия страха);

    Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Шостром, Е. Мелибруда, Р.Т. Байярд и Д. Байярд, Е.В. Сидоренко (осознание, открытое переживание, вербализация эмоций);

    А. Лоуэн, К. Рудестам (эмоциональное отреагирование в телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии);

    Р. Лазарус и С. Фолкман, Р. Моос и Дж. Шеффер, Р. Фэйбс и Н. Эйзенберг, Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Д. Либин и А. Либина (стратегии совладания со стрессом);

    Г. Селье, Б. Колодзин (преодоление дистресса);

    И. Ялом, Р. Мэй, Г. Фейфел, Р. Коннор (преодоление страха смерти, вины, тревоги);

    Л. Берг-Кросс (преодоление гнева, тревоги, печали в супружеских отношениях);

    К. Изард, Э. Гельгорн, Г. Рубинштейн, М.М. Бахтин (взаиморегуляция эмоций);

    И. П. Павлов, И. Шульц, Э. Джекобсон, Э. Куэ, Р. Деметер (физические упражнения, аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, самовнушение, дыхательные упражнения как регуляция эмоционального напряжения);

    Дж. Альтшуллер, Л.С. Брусиловский (музыкальная терапия эмоциональных расстройств);

    П. Сэловей, Д. Мэйер, Д. Карузо, П. Лафренье, Е.П. Ильин, И.А. Переверзева, Е.И. Головаха и Н.В. Панина (регуляция, управление эмоциями);

    К. Хорни, В. Бройтигам, У. Эрхардт, Ш. Бурн, А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян, И.Г. Малкина-Пых (последствия деструктивного контроля эмоций).

Наиболее значимые и интересные с нашей точки зрения работы, внесшие важный вклад в решение проблемы регуляции эмоций, рассмотрены ниже, а досконально – в книге «Регуляция эмоций».

Не только в обыденном сознании, но нередко и в прикладной психологии регуляция эмоциональной сферы понимается как ее контроль и торможение: тщательное утаивание истинных чувств, запрет на их открытое выражение, сохранение в любых ситуациях невозмутимости и спокойствия, маскировка действительно испытываемых эмоций радостью и наслаждением с целью избегания отвержения окружающими.

В противоположность вышеназванному стереотипному представлению мы считаем, что регуляция эмоций – это осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности.

Мы исходим из общепризнанного в психологии понимания эмоций как субъективной формы существования потребностей, необходимой для оценивания способности объектов удовлетворять потребности субъекта и активизации деятельности, направленной на их удовлетворение. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют, и предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, т.е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей. Регуляция эмоций понимается нами как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Мы не имеем в виду, говоря о регуляции эмоций, контроль их внешней экспрессии, соответствующей общественным стереотипам, накладывающим запрет на открытое эмоциональное выражение, что особенно касается отрицательных эмоций. Мы также категорически против понимания регуляции эмоций как их подавления и вытеснения, а также их устранения без инициации деятельности, направленной на разрешение проблемы.

Классификаций способов регуляции эмоций существует немного.

Так, К. Изард выделяет следующие способы регуляции эмоционального состояния:

а) взаимодействие эмоций – сознательная активация другой эмоции, противоположной переживаемой, с целью подавления, снижения интенсивности последней;

б) когнитивная регуляция – использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или контроля над ней;

в) моторная регуляция – физическая активность, снижающая интенсивность эмоционального переживания.

Многие авторы, такие как Дж. Рейнуотер, Ф.Б. Березин, Н.В. Цзен и Ю.В. Пахомов, А.И. Луньков, Н.Н. Васильев, И.О. Карелина и др., просто перечисляют и описывают способы саморегуляции эмоциональных состояний, не разделяя их на классы. Так, например, Е.И. Головаха и Н.В. Панина предлагают отдельные способы управления эмоциями с целью достижения эмоционального равновесия:

а) распределение как расширение круга эмоциогенных ситуаций для снижения интенсивности переживаний;

б) сосредоточение как концентрация эмоции на одном значимом виде деятельности и исключение лишних эмоциогенных ситуаций;

в) переключение как перенос эмоционального переживания с эмоциогенной ситуации на нейтральную, например разрядка гнева в иллюзорной ситуации.

Таким образом, большинство исследователей описывает и акцентирует внимание на отдельных методах и приемах регуляции эмоций , по их мнению, наиболее эффективных, не обобщая их в классификации. Существующие немногочисленные классификации характеризуются односторонностью и сосредоточены на какой-либо одной категории способов изменения эмоциональных состояний, чаще всего подавлении или позитивном истолковании. Они не охватывают все известные на настоящий момент способы регуляции эмоции.

Основными критериями нашей классификации в отличие от других являются:

1) удовлетворение/неудовлетворение значимой потребности;

2) решение/не решение проблемы как источника неудовлетворения потребности;

3) отреагирования/не отреагирование эмоции.

Хотя она и близка ко многим классификациям совладания, в ней акцент делается на процессы, происходящие именно с эмоциями, и фактическое решение проблемы, а не на когнитивную переработку критических событий и предполагаемое решение проблемы.

Основываясь на вышеназванных копингах, направленных на решение проблемы, изменение отношения к проблеме и уход от решения проблемы, мы предлагаем следующую классификацию способов регуляции эмоций:

I. Эмоциональное отреагирование. Является самым оптимальным, поскольку эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых субъект переходит к решению проблемы. Разрядка эмоции происходит физически или вербально. Эмоциональное отреагирование ослабляет интенсивность отрицательных эмоций и может происходить в одной из двух форм:

II. Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным способом, т.к. нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме, к эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, и разрядки эмоционального напряжения не происходит. Потребность удовлетворяется иллюзорно, фактически оставаясь фрустрированной, а эмоциональное переживание изменяется в отрыве от породившей его причины – неразрешенной проблемы. Эмоциональная трансформация осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от субъекта не зависит.

III. Эмоциональное подавление . Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный способ, т.к. эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными формами разрядки, направленными либо на себя (психосоматические заболевания, аддикции), либо на других людей (агрессивные аффекты). Частично энергия, мобилизованная первичной эмоцией, может найти выход в косвенной физической активности – спорте, физическом труде, при этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается и проблема объективно остается нерешенной, а потребность – неудовлетворенной. Происходит отказ от собственных эмоций, игнорирование их оценочной и активационной функций. Эмоциональное подавление чаще используется, когда субъект может решить проблему, но отказывается от этого, чем когда проблема объективно неразрешима.

Приемы эмоционального подавления отвлекают от решения проблемы, переключают сознание на другую активность, «загоняют» эмоцию «вглубь». Но в пользу эмоционального подавления существует и положительный аргумент: этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем. Знание о том, что он может хотя бы частично управлять своими чувствами, само по себе способно дать человеку ощущение самоконтроля, которое, в свою очередь, повышает его чувство защищенности и благополучия.

Таким образом, при эмоциональном отреагировании потребности субъекта в конечном итоге удовлетворяются, при эмоциональной трансформации субъект отказывается от неудовлетворенных потребностей и выбирает новые потребности, при эмоциональном подавлении потребности остаются неудовлетворенными.

Существуют приемы эмоциональной регуляции промежуточного характера , например, техника взрыва, техника декатастрофизации, юмор. Так, юмор и смех как эмоциональная трансформация – это высмеивание эмоциогенного события, поиск в нем смешного, веселого, доведение его до нелепости и абсурда. Юмор и смех как эмоциональное подавление – отвлечение внимания на что-нибудь смешное, что по своему содержанию не имеет никакого отношения к эмоциогенному событию, никак с ним не связано.

Эмоциональное отреагирование:

1. Решение проблемы – поиск выхода из критической ситуации, выработка плана действий и его осуществление в виде конкретных активных действий, направленных на преодоление стрессора;

2. Арттерапия, использующая восприятие и создание художественных произведений и включающая музыкотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, терапию изобразительным искусством, кинотерапию, танцевальную терапию и др. Субъект идентифицирует себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями или эмоциональными переживаниями автора, сопереживает им и тем самым достигает эмоционального отреагирования.

3. Плач, в котором естественным образом выражается печаль и горе. Если человек хронически запрещает себе плач и рыдания, сдерживая их посредством произвольного сокращения диафрагмы, он не освобождается от своей печали, не может покончить с ней; он даже не может ясно вспомнить, какая потеря вызывает его печаль. 15 минут плача хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. При этом плач не должен быть чрезмерным, т.е. мешающим общению с окружающими. В последнем случае необходимо научиться контролировать себя, отвлекаться и, самое главное, структурировать плач, т.е. установить лимит времени для слез.

4. Осознание и переживание эмоций . Понимание своих чувств помогает человеку осознать свои потребности, решать свои проблемы и жить удовлетворенной жизнью. Чтобы избавиться от нежелательных чувств, нужно принять их, выразить и тем самым разрядить:

Осознание телесных ощущений, поз, мышечных напряжений, выражения лица.

Посещение художественной галереи с последовательным сосредоточением на каждой картине и вызываемой ею эмоции.

Завершение неоконченных дел и осознание избегаемых эмоций, воспринимаемых как нежелательные. Незавершенность старых переживаний препятствует инициации новой деятельности. Поэтому необходимо завершить эти болезненные эпизоды, повторно переживая их в воображении, обнаруживая дополнительные детали и связанные с ними эмоции, вновь испытывая их, описывая происходящее в настоящем времени, произнося вслух и слушая всплывающие в фантазии слова, представляя разговор с теми, кто вызвал незавершенные чувства. Эмоциогенную ситуацию следует воспроизвести несколько раз, пока старые чувства не будут изжиты.

Использование скуки и грез для осознания своих вытесненных потребностей. Следует осознать скуку как результат утраты эмоции интереса к явлениям внешнего мира и табуирования эмоциональных переживаний и видов деятельности, считающихся нежелательными. Освобождение от скуки предполагает осуществление интересных дел. Подлинные интересы и вытесненные потребности можно обнаружить с помощью анализа грез и фантазий. Необходимо признать неинтересную, но обязательную для выполнения деятельность таковой, и найти в ней интересные моменты и дополнительные смыслы.

5. Вербализация эмоций. Проговаривание, описание вслух или письменно своих эмоциональных переживаний и вызвавших их причин в общении с другим человеком, группой людей или самим собой. Будучи выражены в слове и оказавшись объектом пристального наблюдения, негативные чувства имеют свойство ослабевать и исчезать.

Возможны следующие приемы вербализации эмоций:

Последовательное воспроизведение эмоциогенной ситуации в воображении и проговаривание всех возникающих при этом мыслей вслух.

Техника «пустые стулья». Субъект ведет диалог с собственными эмоциональными переживаниями, которые представляет воображаемый собеседник на пустом стуле. Он поочередно выступает то от имени собственной позиции, то от имени своего чувства. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать.

Техника «Я-сообщение». Сообщение партнеру начинается с местоимений «Я», «Мне», «Меня», далее называются испытываемые эмоции, описывается поступок партнера, способствующий появлению названных эмоций, и, наконец, в позитивной форме (в форме утверждения, а не отрицания) перечисляются просьбы, пожелания или требования к партнеру. Если просьбы и требования не выполняются, назначаются и затем реализуются санкции, которые должны быть реалистичными и значимыми для партнера.

Написание писем, стихов, рассказов. Частным случаем является предлагаемая Д. Греем техника «Письмо любви», предназначенная для конструктивного выражения и уменьшения интенсивности гнева, страха, печали и вины в супружеских отношениях и тем самым создания условий для переживания любви. В любовном послании, адресованном супругу, рекомендуется в нескольких предложениях (на каждую эмоцию) выразить в отдельности сначала гнев, потом грусть, затем страх и вину и, наконец, любовь. В постскриптуме сообщается о своих потребностях и ожидаемых действиях партнера. Затем нужно самому же ответить на свое письмо.

Техника дебрифинга , предназначенная для эффективного выражения отрицательных эмоций, возникающих в супружеских и внесемейных межличностных отношениях. Дебрифинг предполагает ежедневное общение партнеров друг другом, в ходе которого они обсуждают важные для них вопросы, в т.ч. и интимные. В ходе такой беседы каждый партнер рассказывает о том, что произошло за день. Для осуществления дебрифинга партнерам необходимо выделить время на то, чтобы вспомнить и обсудить друг с другом испытания, неудачи, а также радости, которые были в течение дня. Продолжительность дебри­финга может варьировать от одной минуты до часа и более, но в основном такой разговор продолжается в течение 15-30 минут.

6. Отреагирование страха:

а) техника наводнения – погружение в реальную устрашающую ситуацию в течение 1-1,5 часов и переживание страха до его уменьшения или исчезновения;

б) парадоксальная интенция – целенаправленное и преувеличенное осуществление неуспешного поведения, вызывающего страх.

Эмоциональная трансформация:

Это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциогенных событий, без изменения их причин. В затруднительных жизненных ситуациях, в которых невозможны практические действия, можно использовать следующие словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы.

Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента:

а) переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод;

б) положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых;

в) высмеивание эмоциогенного событие и/или оппонента, представление их в смешном и нелепом виде;

г) оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия; д) акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей.

Альтернативная интерпретация трудной ситуации:

а) снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний;

б) выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков;

в) поиск материальной, эмоциональной, информационной помощи, в т.ч. обращение к религии;

г) сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении;

д) воспоминание о своих успехах в других областях;

е) сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом.

Мысленное погружение в угрожающую ситуацию:

а) десенсибилизация – мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией;

б) техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха до его ослабления; в) декатастрофизация – воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов ее разрешения

Техника «Пять колонок», направленная на когнитивную переработку проблемы и разрядку гнева, вызванного агрессором. Она позволяет проговорить проблему в ходе общения с самим собой. Осуществляется после завершения стрессовой ситуации при невозможности конструктивного разрешения проблемы с целью изменения отношения к проблеме, ее позитивного переструктурирования. Предлагаемая техника используется в тех случаях, когда субъект не считает целесообразным решение проблемы или считает его невозможным. Техника подходит для переработки прошлых неразрешенных межличностных конфликтов.

Для изменения отношения к ситуации необходимо заполнить специальный лист с пятью колонками:

А. Эмоции. Осознать и записать эмоции, возникшие в ходе стрессогенной ситуации. Осознанию эмоций помогают вопросы: «что я испытывал?», «что я чувствовал?», «что со мной происходило?», «как я реагировал?». Для осознания своих эмоций полезно также вспомнить свои моторные и экспрессивные изменения – мышечные реакции, изменения в голосе, лицевой мускулатуре и других невербальных актах.

Б. Мысли . Вспомнить и записать мысли, приходившие в голову в процессе стрессогеннного общения. Рекомендуется разделить мысли на три категории: 1. мысли по отношению к себе. 2. мысли по отношению к партнеру, вызвавшему агрессию. 3. мысли по отношению к ситуации или третьим лицам. Осознанию мыслей помогают вопросы: «что я при этом думал?», «что я себе представлял?», «каковы были мои ощущения?», «какие мысли пришли мне в голову?».

В. Потребности. Осознать и записать свои желания и интересы, которые оказались неудовлетворенными в результате возникновения стрессогенной ситуации. Осознанию потребностей помогают вопросы: «каким моим стремлениям помешала данная ситуация и данное лицо?», «что я мог бы получить и не получил?», «какова моя цель?», «какие мои интересы и права нарушены в данной ситуации?», «что я хочу получить в конечном итоге?».

Г. Негативная сторона проблемы . Записать отрицательные результаты – ошибки в поведении, иррациональные мысли и чувства.

Д. Позитивная сторона проблемы. Записать положительные результаты – удачное поведение, достижения в мыслях и чувствах, конструктивные способы реагирования.

Отличия предлагаемой нами техники от созданной А. Беком техники колонок заключаются:

во-первых , в расхождении их целей: техника А. Бека направлена, в первую очередь, на изменение убеждений, а наша – на эмоциональное отреагирование незавершенной ситуации, вызвавшей гнев, запрещенный для открытого проявления;

во-вторых , в наличии в нашей технике отсутствующих у А. Бека анализа потребностей клиента и оценки его поведения в критической ситуации как полезного или вредного.

Эмоциональное подавление:

1. Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления. Человек прикладывает сознательные усилия, чтобы активизировать эмоцию, противоположную переживаемой в данный момент, и тем самым ее подавить или снизить ее интенсивность. Частным случаем является метод изменения настроения. Заключается в том, что клиенты читают утверждения типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю боль­шую радость» и стараются «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние. Лабораторные исследования показали, что данный метод является действенным, но кратковременным, поскольку, хотя настроение и меняется у 67% испытуемых в лучшую сторону, но вызванное приподнятое настроение длится недолго, около 10-15 минут.

2. Отвлечение. С помощью волевых усилий сознание направляется на размышления о посторонних объектах и ситуациях, а не об эмоциогенных обстоятельствах. К отвлечению относятся грезы и сон, уход из эмоциогенной ситуации, избегание оппонента и конфликтных ситуаций, питье воды, рассматривание окружающей обстановки и т.п.

3. Переключение. Сознание направляется на какое-нибудь интересное дело (чтение книг или периодической печати, просмотр фильмов или телепередач, компьютерные игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности.

4. Моторная регуляция, физическая разрядка . Осуществление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (секс, спорт, полезная физическая работа, физические игры, ходьба пешком, танцы).

5. Релаксация. Мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий. Включает медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самовнушение, визуализацию, регуляцию дыхания, принятие душа/ванны, счет до десяти, улыбку, смех, шутки и т.п.

6. Защитные механизмы. Например, рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности; проекция как перенос собственных отрицательных эмоций, первоначально направленных против себя, на других людей; формирование реакции, когда социально неодобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.

7. Употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, антидепрессантов, транквилизаторов и др.) .ю

Наша классификация является результатом интегрирования исследований других авторов, анализа существующей научной литературы по проблеме регуляции и управления эмоциями и чувствами, в соответствии с которым наблюдается недостаток удобных и простых в применении для прикладных целей классификаций способов регуляции эмоциональных состояний.

Также классификация обобщает собственный консультативный, тренинговый и просветительский опыт автора. В нашей практике психологического консультирования, проведения тренингов личностного роста, разрешения межличностных конфликтов часто возникает запрос от клиентов на обсуждение и обучение способам совладания с эмоциями гнева, печали, страха. Чаще всего заявляются проблемы выхода из депрессии по поводу расставания с любимым человеком или развода, преодоления социальных страхов и обретения уверенности в межличностных отношениях, конструктивного выражения гнева и агрессии, обиды и раздражения, ослабления эмоционального напряжения, сопровождающего профессиональные трудности, поиск смысла жизни, личностное развитие и обретение независимости и др. Качественный анализ нашего опыта показывает, что в ходе совладания с фрустрационными эмоциями клиенты чаще используют способы эмоционального подавления, реже – эмоциональной трансформации и почти не применяют эмоциональное отреагирование.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что наиболее распространенным способом эмоционального регулирования является эмоциональное подавление в силу сложившегося в обществе отношения к эмоциям как отрицательному психическому явлению, требующему сдерживания, вытеснения, запретному для открытого выражения.

Список литературы:

Из интернета:

    Милова Юлия. Техники и приемы регуляции эмоций. URL: http://www.b17.ru/article/2093/ (дата обращения: 18.02.2018).

Книга, учебник:

    Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003.

    Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.

Регуляция эмоций - осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, т.е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей. Регуляция эмоций понимается нами как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Мы не имеем в виду, говоря о регуляции эмоций, контроль их внешней экспрессии, соответствующей общественным стереотипам, накладывающим запрет на открытое эмоциональное выражение, что особенно касается отрицательных эмоций. Мы также категорически против понимания регуляции эмоций как их подавления и вытеснения, а также их устранения без инициации деятельности, направленной на разрешение проблемы.

Использование энергии эмоциональных переживаний для организации конструктивного целенаправленного поведения называется совладающим поведением или копингом. Способность личности преодолевать отрицательные эмоциогенные ситуации, угрожающие воздействия (стрессоры) способствует сохранению эмоционального равновесия (Лазарус, 1970).

Выделяют два типа копинга:
1. Копинг, направленный на изменение внешнего мира или копинг, ориентированный на проблему (интерпсихические формы совладания). Наиболее оптимален, т.к. активные действия снижают воздействие стрессоров на личность.
2. Копинг, направленный на изменение внутреннего мира или ориентированный на эмоции, мысли, намерения (интрапсихические формы совлада-ния). Меняет отношение к проблеме и является действенным, если проблема фактически является не решаемой, т.е. не подлежит контролю и преобразованию со стороны субъекта (Перре, Бауманн, 2002).

Существует также диадический копинг - совладание со стрессом при помощи партнера. Он в равной степени относится и к интрапсихическим и к интерпсихическим формам совладания:
1. Интерпсихическая форма. Партнер оказывает действенную помощь субъекту по решению возникшей у него проблемы, порождающей стрессовые эмоции. Информационная поддержка - совет о том, как справиться с проблемой. Это обсуждение возможных решений проблемы и их сравнительных достоинств. Инструментальная поддержка - материальная помощь или помощь конкретными действиями.

2. Интрапсихическая форма. Копинг имеет характер адресованного партнеру проговаривания стрессогенной ситуации и вызываемых ею негативных эмоций. Эмоциональная поддержка - выражение участия и заинтересованности, которые показывают нам, что мы небезразличны партнерам. Это внимательное, участливое выслушивание рассказа о проблемах. Оценочная поддержка - помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Это попытки прояснения сути проблемы и ее значимости (Абабков, Перре, 2004; Брайт, Джонс, 2003).

Как показали исследования, более эффективным способом совладания с депрессией является социальная поддержка в виде реальной помощи по решению проблемы и ее разрешения. Тем не менее, и эмоциональная поддержка сама по себе не бесполезна. Обнаружено, что индивиды, пережившие травмирующие события, а затем откровенно обсудившие их с друзьями, или хотя бы даже записавшие свою историю на магнитофон, в ближайшие шесть месяцев реже обращались к врачу (Аргайл, 2003).

Мы предлагаем следующую классификацию способов регуляции эмоций:
I. Эмоциональное отреагирование. Интерпсихический, диадический и недиадический копинг. Является самым оптимальным.

Эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых субъект переходит к решению проблемы. Эмоция разряжается физически или вербально. Эмоциональное отреагирование ослабляет интенсивность отрицательных эмоций. Эмоциональное отреагирование может происходить в одной из двух форм:
А. Возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность - возникновение эмоции - немедленное решение проблемы (достижение цели и удовлетворение потребности) = эмоциональное отреагиро-вание в ходе выполнения деятельности - катарсис (разрядка, уничтожение мучительных и неприятных эмоций, их превращение в противоположные). Прямая разрядка эмоционального переживания происходит во время решения проблемы.
Б. Возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность - возникновение эмоции - эмоциональное отреагирование - катарсис - освобождение мышления от аффективного давления - поиск и нахождение решения задачи - реализация решения и разрешение проблемы - достижение цели и удовлетворение потребности. Эмоциональное отреаги-рование осуществляется косвенными способами, после чего выполняется деятельность и проблема решается.

В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается. Способами эмоционального регулирования являются вербализация чувств, осознание эмоций, музыкотерапия, плач и др.

II. Эмоциональная трансформация. Интрапсихический, диадический и недиадический копинг. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным копингом по сравнению с эмоциональным отреагированием.

Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, и разрядки эмоционального напряжения не происходит. Осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от субъекта не зависит. Способами эмоционального регулирования являются когнитивные техники.

III. Эмоциональное подавление. Интрапсихический, недиадический копинг. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный копинг.

Эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными формами разрядки, направленными либо на себя (психосоматические заболевания, аддикции), либо на других людей (агрессивные аффекты). Частично энергия, мобилизованная первичной эмоцией, может найти выход в косвенной физической активности - спорте, физическом труде, при этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается и проблема объективно остается нерешенной, а потребность - неудовлетворенной. Эмоциональное подавление чаще используется, когда субъект может решить проблему, но отказывается от этого, чем когда проблема объективно неразрешима.

Способы эмоционального регулирования отвлекают от решения проблемы, переключают сознание на другую активность, «загоняют» эмоцию «вглубь». К ним можно отнести релаксации, медитации, аутотренинг, употребление психоактивных веществ, использование защитных механизмов и др.

Но в пользу эмоционального подавления существует и положительный аргумент: этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем. Знание о том, что ты можешь хотя бы частично управлять своими чувствами, само по себе способно дать человеку ощущение самоконтроля, которое, в свою очередь, повышает его чувство защищенности и благополучия (Бек и др., 2002).

Существуют способы эмоциональной регуляции промежуточного характера, например, техника взрыва, техника декатастрофизации, юмор. Так, юмор и смех как эмоциональная трансформация - это высмеивание эмоцио-генного события, поиск в нем смешного, веселого, доведение его до нелепости и абсурда. Юмор и смех как эмоциональное подавление - отвлечение внимания на что-нибудь смешное, что по своему содержанию не имеет никакого отношения к эмоциогенному событию, никак с ним не связано. Например, анекдоты, юмористические ТВ-передачи, смешные рассказы и др. Поэтому для простоты понимания мы разделили способы регуляции эмоций всего на три группы без учета переходных форм, что следует учитывать при последующем изложении материала.

В соответствии с вышеназванной классификацией назовем существующие способы регуляции эмоций.