Отношение людей к олесе. А. И. Куприн, "Олеся": анализ произведения, проблемы, тема, главные герои. Несколько интересных сочинений

Красавица Олеся и ее бабка, древняя Мануйлиха, - колдуньи-отшельницы, счастливо жившие в своем лесном уголке вне текущего времени и социального пространства. Катастрофа наступила, как только их микромир соприкоснулся с большим миром - властью, церковью, крестьянами. Куприн наследует традиции автора повести "Казаки" и преодолевает их. Крестьянский мир враждебен Олесе, она дитя природы. Народ - это мужики, заколачивающие гвозди в пятки вору, бабы, избивающие девушку в божьем храме. Журнал "Русское богатство" отказал в публикации повести, не согласившись с трактовкой народа как косной массы.

"Олеся" - одно из самых проникновенных, наверное, не только в нашей литературе, произведений о любви. Сюжет повести прост. Барин из города приезжает в провинцию, очаровывается красотой селянки-"дикарки", которая гоже теряет голову от обходительного, много знающего жителя столицы. Любовные отношения развиваются быстро и бурно, однако роман героев обречен. Принадлежность к разным сословиям, разный уровень образования, привычка к разным стилям жизни - все против их союза. Наступает разрыв. Сюжет из категории "бродячих", на котором многие зарубежные и отечественные классики (от Н. М. Карамзина до Л. Н. Толстого, И. А. Бунина) строили свои произведения". Естественно, каждый писатель давал этому сюжету свой поворот. По-своему оригинален и Куприн. Обычно, не выдержав давления обстоятельств, охладев, уходил мужчина, женщина же, в ореоле авторских и читательских симпатий, оставалась наедине со своими бедами, раскаяниями. Иван Тимофеевич и Олеся расстались на пике взаимных чувств, убежденные в том, что разлука сделает их несчастными на всю оставшуюся жизнь. Они расстаются, хотя барин готов пренебречь мнением света и вступить в маргинальный брак. Инициатором расставания у Куприна выступает женщина, и она совершенно не сожалеет о случившемся.

Критики, писавшие о том, что любовь здесь "убита" общественными отношениями, правы, но это не главная правда о "лесной симфонии". Во взаимоотношениях главных героев психологический конфликт играет более существенную роль, чем социальный. Он и она, в отличие от читателей, воспринимают социальную действительность как норму жизни. Не угрозы вороватого урядника, не бабий погром у церкви выступают главными причинами того, что Олеся оставляет Ивана Тимофеевича, - они в несовпадении их натур, в ее предчувствии того, что такое несовпадение рано или поздно разобьет их союз, заставит сожалеть о былой любви.

В определенном смысле характер Олеси выше и мудрее характера Надежды из рассказа И. А. Бунина "Темные аллеи". Это суждение, конечно, не совсем правомерно: один рассказ создан но канонам романтической поэтики, другой - но канонам поэтики реалистической. Но трудно не сравнить эти два сюжетно близких сочинения, не отметить: Олеся уходит, чтобы Иван Тимофеевич никогда не смотрел бы на нее так, как смотрел годы спустя на Надежду Николай Алексеевич из бунинского рассказа, вольно или невольно сопоставляя, что есть и что было: "Ах, как хороша ты была!.. Как горяча, как прекрасна! Какой стаи, какие глаза!"

Символика, предсказание, недосказанность - действенные пружины сюжетного развития. Существенно мистическое содержание характера доброй колдуньи-вещуньи. Олеся все знает наперед, в этом залог ее силы и слабости, побед и бед. Она понимает, что отягощена "сверхъестественными знаниями", недоступными другим, знает, что за это надо платить: "все ворожки несчастные". После первой встречи она "читает" характер своего возлюбленного: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Вино любите, а также... До нашей сестры больно охочи". Это гадание предопределило ее исчезновение, по времени совпавшее с угрозой расправы со стороны деревни. Олеся понимает крестьян: ведь черная сила, Он (курсив Куприна) ей помогает... Заметим, последняя сентиментально-трагическая встреча влюбленных происходит до грозы и до угрозы и совсем не воспринимается Иваном Тимофеевичем как последняя, но именно так воспринимает ее Олеся. В ретроспективе все сказанное тогда ею предстает как трогательный прощальный монолог.

Олеся вызывает глубокие симпатии, Иван Тимофеевич - сочувствие. Она цельная натура, он другой. Представляя горожанина в его внутренних монологах - а Куприн был мастер этой формы, - автор указывает на болезненное раздвоение персонажа, да и сами монологи говорят об уме, проницательности селянки. (Заметим, простая, открытая ворожея не показана во внутренних монологах.) Предлагая Олесе руку и сердце, Иван Тимофеевич ведет внутренний спор с самим собой: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся в модном платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев..." Предлагая перевезти в город и бабушку, он говорит самому себе: "Признаться, мысль о бабушке меня сильно покоробила". Героя можно по-человечески понять, но эта резиньяция его не украшает. Душевный уровень Ивана Тимофеевича не намного выше уровня бунинского Николая Алексеевича, пришедшего к риторическому вопросу: "Какой вздор!.. Надежда... моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"

Разумеется, оба писателя далеки от банальных оценок, "плохой" или "хороший" тот или другой характер, они говорят прежде всего о том, что жизнь сложнее этических формул, что вина и беда человека могут сливаться в одно целое. Вина и беда выведенных в этих рассказах характеров уходит своими корнями в существование разных взглядов на "темные аллеи", природу, на человека, на самого Бога. Они разные - Иван Тимофеевич и Олеся. Он - просто плохой хороший человек, она - "милый идеал", светлый образ из "поэтических легенд", которые он приехал собирать.

Автор подчеркивает самобытность Олеси. Тайна рождения девушки не раскрывается. Любимая бабка Мануйлиха, агрессивная, слезливая, жадная, неопрятная, лишь лесной душой напоминает внучку. Автор решительно разводит девушку и крестьян, народ. Грубой, сухой речи селян противопоставлена напевная, метафорическая, "магическая" речь ворожей. Бедные гадалки предчувствуют недоброе ("позор... трефовой дамы"), но их чары бессильны предотвратить неизбежное. Пробуждение чувств нельзя остановить, как наступление утра, весны.

Поступки Олеси определяются такими чертами характера, как свободолюбие, самообладание, гордость. Все это не притупила в ней даже любовь: жертвенность Ивана Тимофеевича не принимается. Местные, отмечает повествователь, всегда готовы "облобызать... сапоги" барина ли, чиновника. Жадный до знаний ум девушки автор противопоставляет умственной лени, тупости селян, иначе вряд ли он уделил бы так много внимания тщетным попыткам Ярмолы усвоить написание своей фамилии. Они, охотники, хлебопашцы, жадно берут у природы все, что могут, она - помогает природе. Олеся не выносит вида ружья, на страницах повести она появляется из песни, с зябликами-сиротами в переднике. Для нее все в природе прекрасно, народ же верит, что сильный ветер - знак того, что "ведьмака народилась". Природой объясняется поведение Олеси, временем года, землей, "жаждавшей... материнства", "тем свежим вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны". Природа же и предупреждает ее, шлет знак беды: в решивший ее судьбу вечер лес окрасился в грозный "багровый отблеск догорающей зари..."

Куприн относится к категории художников, умеющих работать тонкой кисточкой. Определение к существительному, повтор одного и того же выражения, "случайное" упоминание посторонней детали интерьера - эти и другие штриховые элементы играют важную роль в его художественном целом. Его картины не спутать с "пастелью" Б. К. Зайцева, с "графикой" И. А. Бунина.

Олеся говорит, что и волков не боится так, как боится людей. Символично, что ближайшее к болоту село автор назвал "Волчее". Другое название - "Переброд" - ассоциируется со словом "сброд", обозначающим перебродившее вино. О пьянстве селян - "варваров", по определению Мануйлихи, - живших вокруг пространной площади "от церкви до кабака" говорится не однажды. Символика в повести многообразна. Символичен образ "дороги", "дорожки", "тропинки", "лесного коридора", где автор чаще всего описывает бесприютных влюбленных. Символичен обрыв нити веретена, когда Иван Тимофеевич приходит на первое свидание к Олесе; многозначительно повторяющееся упоминание о "низкой шаткой скамеечке", на которой он сидит в "избушке на курьих ножках", и многое другое.


1) Проблема толерантности \ жестокости.

Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями, поэтому жители деревни готовы обвинить их во всех своих бедах. Однажды людская ненависть заставила их уйти с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое.

2) Проблема одиночества.

Олесю и ее бабку Мануйлиху местные жители не принимают в свои ряды, считая их колдуньями. Из-за этого бедные женщины вынуждены жить в избушке, которая находится в лесу, подальше от деревни и ее жителей.

3) Проблема трагической любви.

Иван Тимофеевич, нерешительный и осторожный, не может пойти против правил своей среды. Он не умеет заботиться о других. Однажды он ставит Олесю перед выбором между собой и ее бабушкой. то приводит к необходимости девушки и ее родственницы покинуть деревню, ибо им грозит опасность со стороны местных жителей.

4) Проблема влияния красоты природы на человека.

Олеся выросла в гармонии с природой. Благодаря этому в ней развиты различные таланты, например, врачевание. Она обладает не только физической, но и духовной красотой. Жизнь в уединении с природой наделила девушку любознательностью. Город и цивилизация являются воплощением человеческих пороков для Олеси.

5)Проблема образования.

Полесовщик Ярмола хорош в ведении хозяйства, но грамоте не обучен. По его словам, грамотных людей в деревне нет. Ярмола просит Ивана Тимофеевича обучить его письму, чтобы уметь расписаться за всю деревню в случае необходимости.

Обновлено: 2018-03-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

«Олеся» Куприна А.И.

"Олеся" - одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».

Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.

Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.

Близость Ивана и Олеси - кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.

Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.

История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.

Александр Иванович Куприн - замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь - это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой. Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя. Люди гармоничные, живущие в ладу с собой и природой, являются идеалом писателя, именно такую героиню он выводит в повести “Олеся”.

Простая полесская девушка живет в окружении природы. Она слушает звуки и шорохи, “понимает” голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Она самодостаточна. Ей хватает того круга общения, который у нее есть. Окружающий ее лес Олеся знает и понимает, она читает природу как загадочную и интересную книгу. “Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. - Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, - воскликнула она, громко смеясь, - посмотри, какие смешные... голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было”.

А вот столкновение с миром людей несет Олесе, похоже, одни невзгоды и переживания. Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями. Они готовы обвинить во всех бедах этих бедных женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то...

Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся по-своему умна и прозорлива. Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, “панычем Иваном”. Любовь - прекрасное и возвышенное чувство - оборачивается гибелью для этой “дочери природы”. Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.

Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их безотчетный страх перед “ведьмами”, коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь - это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: - Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Теперь примирения быть не может. Правота оказалась на стороне сильных. Олеся - хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире.

В повести “Олеся” Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.

Олеся - «цельная, самобытная , свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич - «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич - образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся - «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу.Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.

А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».

Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича - это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения -все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» - это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.