Отношение к картине богданова бельского. Художник Богданов-Бельский Николай Петрович: биография, особенности творчества, лучшие картины. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского

Урок № 144 развития речи № 24

Тема: Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины (по картине "Виртуоз" Н.П. Богданова-Бельского)

Цель: продолжать учить детей составлять план, развивать интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; учить строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 144 Р.р. 24

Тема: Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины

(Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)

Цель: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Оборудование : Иллюстрации, учебник, словарь

Ход урока.

1.Оргмомент .

2.Проверка дом.задания упр 449

3. Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз»

Как вы думаете, кто такой виртуоз?

1.Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»

(из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

Запишите это слово в тетрадь.

2.Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время. Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.

3.рассматривание репродукции картины (упр. 450),

Как вы думаете, почему картина так называется?

Какое настроение создает картина?

Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

4.Систематизация материала: Упр. 451

Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.

5.Словарно- орфографическая работа : Упр. 451.

Что такое балалайка ? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?

Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать ». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др- рус. «ворог» - колдун.

6. Выполните задание №1

7. составление устного сочинения Дополните описание картины, данное в тексте

упр. 451. Выразите свое отношение к картине.

4. Подведение итогов. Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к сочинению.


6 класс Русский язык

Учитель: Арушанян Т.П.

Тема: Р.р. Сочинение-описание картины (Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)

Цель: учить строить устный текст-описание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

Планируемые результаты:

Предметные: научитьсястроить устное описание, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

Метапредметные :

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить текст-описание.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные : воспитать культуру общения, уважения к собеседнику; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Ход урока.

1.Оргмомент .

2.Актуализация опорных знаний.

3. Работа над новым материалом.

Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз»

Как вы думаете, кто такой виртуоз?

1.Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»

(из лат. Virtuоsо – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

Запишите это слово в тетрадь.

2.Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.

3.рассматривание репродукции картины (упр. 450),

Как вы думаете, почему картина так называется?

Какое настроение создает картина?

Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

4.Систематизация материала: Упр. 451

Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.

5.Словарно- орфографическая работа : Упр. 451.

Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?

6. Выполните задание №1

7. Составление устного сочинения Дополните описание картины, данное в тексте

упр. 451. Выразите свое отношение к картине.

8. Написание сочинения.

4. Подведение итогов. Домашнее задание. Упр. 449.

Практически все свое творчество известный художник Н. П. Богданов-Бельский посвятил изображению простых деревенских детей. Он понимал сущность их жизни, их страдания, связанной с горькой жизненной участью, ведь художник сам вышел из рядов этого босоногого народа.

Когда Богданов-Бельский был мальчиком, он пас скот, зарабатывая деньги для содержания себя и свой матери. Воля случая сводит мальчика с великим педагогом С. А. Рачинским, который полностью меняет судьбу будущего художника. Но, несмотря на то, что Н. П. Богданов-Бельский стал в последствии знаменитым художником, своих корней он не забывал.

На картине «Виртуоз» изображена группа ребят, сидящих на лугу. Они увлечены игрой на балалайке, которую демонстрирует им их товарищ. У самого мальчика сосредоточенное лицо, его брови насуплены, а глаза слегка прикрыты.

Ни в какой музыкальной школе, конечно же, мальчишка не учился, а игре на музыкальном инструменте обучился сам, либо же кто-то подсказал ему пару аккордов. Несомненно, играть ребенок умеет, его друзья слушают музыку с воодушевлением.

Лица детей отображают интерес, ведь им играет на балалайке не чужой человек, а их друг, которого они видят ежедневно.

Каждый ребенок, слушающий музыку виртуоза, представляет себе свои индивидуальные образы. Только стоящий у березы ребенок, кажется, скептически относится к игре товарища, он будто ждет, когда тот ошибется и прекратит свою игру.

Структура

Оформления

… –…

II . Основная часть

1. Общее впечатление

а) персонажи на переднем плане

в) задний план

III Заключение

Оформления

I . Вступление: краткие сведения об авторе картины

… –… Он известен …Самые известные его работы – это …От его картин…

II . Основная часть

1. Общее впечатление

Почему картина так называется? Что за сцену изобразил художник? Нравится ли она вам? Чем? Удалась ли художнику она? Какое впечатление вызывает картина?

Картина «Виртуоз» так называется потому, что … На полотне мы видим, как …Мне картина …Она оставляет впечатление …

2. Анализ композиции (построения картины)

а) персонажи на переднем плане

Что (кого) вы видите на переднем плане? Что делает? Как он выглядит? В какой позе запечатлён? Как одет? В каком положении по отношению к зрителю картины изображён? Кто ещё изображён, вокруг? В каких положениях? Почему художник изобразил всю группу именно так? Какие цвета использует он?

На переднем плане мы видим … Мальчик … Он … сидит … Он выглядит … Мальчик изображён … …Рядом с ним его … Они … В отличие от музыканта, ребята изображены… Наверное, тем самым художник хотел подчеркнуть, что … Живописец использует …

б) описание места вокруг персонажей

Где находятся герои? Что вокруг них? Какие цвета использует автор?

Герои находятся на … Чтобы показать это, художник мастерки написал вокруг них… Он использует …Мы видим …

в) задний план

Что мы видим на заднем плане картины?

В каких тонах изображён? художник выбрал именно такое место действия?

За фигурами ребят на заднем плане картины мы видим… Художник использовал …тона, чтобы…Я думаю, что автор неслучайно выбрал …: он хотел тем самым …

III Заключение

Над чем можно задуматься, рассматривая картину?

Рассматривая картину …, можно задуматься о том, что …

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №10. Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»».

Цель урока: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока

Этапы урока.

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по достижению планируемых результатов

Мотивационный (организационный)

Прозвенел звонок, начинается урок.

Приветствует школьников, организует рабочую обстановку.

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку готовности к уроку

Проверка домашней работы

Упр. 446, 449.

Организует проверку домашней работы.

Строит устное высказывание о притяжательном местоимении.

Определяют критерии оценки устного высказывания о притяжательном местоимении.

Оценивают высказывание одноклассника.

Постановка проблемы.

Определение темы урока

Для чего используются притяжательные местоимения в речи?

Как вы думаете, кто такой виртуоз?

Тема сегодняшнего урока – сочинение-описание по картине Н.П. Богданова-Бельского "Виртуоз".

Определите задачи нашего урока.

Организует постановку проблемы.

Сообщает тему урока.

Помогает определить задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока.

Определяют задачи урока (написать сочинение-описание картины, выразив свое отношение к произведению живописи).

Организация отбора материала к сочинению

Индивидуальное сообщение учеников с презентацией.

В слабом классе возможен рассказ учителя с презентацией (См. Приложение и презентацию).

Индивидуальное задание: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз» (из лат. Virtus – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

Как вы думаете, почему картина так называется?

Запишите это слово в тетрадь.

(сообщение ученика)

Какое настроение создает картина?

Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

Организует работу по отбору материала к сочинению.

Рассказывает (или дополняет рассказ учеников) о художнике и его картинах, демонстрирует презентацию.

Организует рассматривание репродукции картины (упр. 450), задает вопросы.

Слушают сообщение одноклассников (или учителя) о художнике Н.П. Богданове-Бельском, оценивают работу одноклассников.

Индивидуальное задание: рассказывают о художнике и его картинах, демонстрируют презентацию.

Рассматривают репродукцию картины «Виртуоз» (упр. 450), отвечают на вопросы учителя, записывают слово «виртуоз» в тетрадь. Индивидуальное задание: находит в этимологическом словаре слово, делится с одноклассниками информацией.

Соотносят свои предположения о значении слова с информацией этимологического словаря и информации в учебнике (на полях).

Систематизация материала

Как связан этот текст с предыдущим упражнением?

Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.

Организует работу по систематизации материалов к сочинению с помощью упр. 451. Задает вопросы.

Читают текст упр. 451, отвечают на вопросы учителя.

Строят устное высказывание: выражают свое отношение к картине.

Словарно-орфографическая работа

Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?

Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову.

Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др-рус. «ворог» - колдун.

Выполните задание №1.

Обращает внимание на слово «балалайка», задает вопросы:

Организует выполнение задания 1.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают слово балалайка, выделяют в нем орфограммы. Записывают слова заворожить, завораживать, разбирают их по составу, подбирают к ним однокоренные слова и синонимы.

Выполняют задание 1: списывают текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Определяют и подписывают разряд местоимений, подчеркивают местоимения как члены предложения.

Рефлексия

Эмоционально-музыкальная концовка . Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Например, на этом уроке можно использовать записи балалайки.

Организует рефлексию.

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Составить план описания картины, подготовиться к сочинению.

Задает на дом.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Приложение.

Слайд 2.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. (Слайд 4). Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось обучаться. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стадо, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому.

Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству: пастушок не только очень ловко вырезал из дерева разные фигурки, но и хорошо рисовал на грифельной доске или на клочках бумаги, рисовал все, что попадалось ему на глаза. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он мальчику.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. (Слайд 5). Сам Николай Петрович нередко говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное читка в школе» (1895, Государственный Русский музей).

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а затем дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня окончательно, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальное учебное заведение. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а кроме того с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Слайд 6). Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры нередко получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.

(Слайд 7). Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Сегодня редко кто не знает его картины “Устный счет”. На ней класс Тетевской школы, той самой, где учился художник, целая вереница сельских ребятишек и учитель с усталым, но добрым лицом - это и есть Рачинский, который принял столь деятельное участие в судьбе своего талантливого ученика.

(Слайды 8, 9, 10). С редкой наблюдательностью и огромной симпатией изображает живописец крестьянских ребятишек. Будучи художником “от земли”, Н.П. Богданов-Бельский всячески подчеркивает тягу деревенского люда к искусству, знанию. Какие замечательные девчонки и мальчишки на его картинах - сметливые, толковые, любознательные, любящие школу! И народный учитель - подвижник, отдающий все свои силы и знания народному просвещению; труженик, сеющий на Руси “разумное, доброе, вечное”.

(Слайд 11). Кроме жанровых и пейзажных картин, Н.П. Богданов-Бельский создал целую галерею портретов. Среди них наиболее удачны портреты писателя М. Горького, профессора С.А. Рачинского, певца Федора Шаляпина, историка и библиографа Н.П. Барсукова, художницы Е.М. Бём, также “пожизненно” влюбленной в крестьянских детей и постоянно их рисовавшей.

(Слайд 12). Несмотря на разнообразие заказов, картин, которые он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою влюбленность и сердце детям. «Я так полно лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так нередко наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей.

(Слайд 13). Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.

(Слайд 14). Николай Петрович Богданов-Бельский умер в 1945 г. Все лучшее, что создано художником, вошло в сокровищницу нашего искусства, заняв в нем достойное место. Его картины украшают галереи и художественные музеи не только разных городов России, но и разных стран мира.

…С полотен брызжет светило. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнышко, зеленеет трава, покуда появляются улыбки на лицах детей, - картины его будут необходимы.

На этой картине показана полянка в лесу, на которой сидят дети. Среди них и подростки, и дети помладше. Автор показал четырех мальчиков и одну девочку. Все дети одеты очень просто: в рубахах и широких штанах. На девочке надета темно-серая блузка, синяя юбка. На голове у нее ярко-красный платок.

Ребята сидят босиком на утоптанной траве, и лишь один мальчик стоит. Все они очень внимательно слушают своего товарища, который играет на балалайке. К сожалению, мы не можем послушать эту мелодию, но видно, что ребятам нравится игра мальчика. Он очень старается, чтобы им понравилось.

Мальчик сидит с очень сосредоточенным видом, брови его даже нахмурены. Парнишка в красной рубахе, который стоит и смотрит вдаль, явно о чем-то думает. Ребята помладше сидят и буквально ловят каждый звук, который извлекает «виртуоз». Возможно, он играет не очень сложное произведение, но им все равно это очень нравится.

Главный герой картины - музыкант – показан в пестрой рубахе и полосатых штанах с заплатками на коленках. В общем, ребята одеты именно так, как чаще всего одеваются дети в деревнях: просто и удобно.

На заднем плане картины – березовая роща. Создается впечатление, что мы слышим шелест листьев от ветра. Картина получилась вдохновенной. Мне она очень понравилась.

Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка. Один из мальчиков играет на балалайке. И очень жаль, что нельзя услышать его игру, ведь судя по эмоциям и улыбкам слушающих его детей - играет он великолепно. Художник изобразил детей с босыми ногами - это говорит о том, что живут они недалеко, в маленькой деревушке возле леса. С первого взгляда понятно, что это не городские дети, ведь одежда на них простая, и в некоторых местах даже потрепанная. На девочке надет платок, наверное, перед тем, как выйти гулять она помогала родителям по хозяйству, а платок снять забыла.

Дети находятся в лесу и природа окружающая их - великолепна. Большое количество изящных берез, зеленая травка и поросшие мхом пеньки - что же может быть лучше летнего леса? А то, что это лето - сомнений абсолютно не возникает, ведь художник выбрал яркие и насыщенные краски. Солнышка не видно, но по картине сразу заметно, что денек выдался солнечный.

Невероятно, но с помощью кисти, холста и красок художник передал ту атмосферу, которая ощутима на этой лесной поляне. Остается лишь догадываться, что весь лес наполняет звонкий детский смех и удивительная виртуозная музыка.