Открытый урок по рисованию: «Храбрый лев. Открытый урок по рисованию "техника штампа" Современный открытый урок по рисованию

Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки»

Цели урока:

Знакомство с методом нетрадиционного рисования: ватными палочками.

Задачи:

Совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;

Учить видеть прекрасное вокруг себя;

Сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.

Привить любовь к изобразительному искусству; воспитывать художественный вкус.

Оборудование: бумага для акварели, гуашь, кисточки, ватные палочки, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, стихотворения, загадки о цветах, карточки с текстом из легенд, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент . Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята. Сядьте удобно, проверьте, все ли вы приготовили к уроку? Руки? – НА МЕСТЕ, Ноги? – НА МЕСТЕ, Локти? – У КРАЯ, Спина? – ПРЯМАЯ. А свои ушки вы приготовили?

Давайте вспомним, что такое нетрадиционное рисование? Какими нетрадиционными способами мы уже рисовали. А какими интересными и необычными способами можно еще рисовать, подумайте? Правильно. Кто уже догадался, какая сегодня будет тема урока? Правильно, вот поэтому сегодня на урок нам и понадобятся ватные палочки, ну и, конечно, как всегда, альбом и гуашь. Сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования – это рисование ватными палочками. А что можно нарисовать палочками? Конечно, можно многое нарисовать, а мы с вами научимся рисовать красивые цветы.

2. Изложение нового материала.

Вот поляна вся в цветочках

Словно в светло-синих точках

Соберу здесь для Анютки

Голубые… (Незабудки)

Хорошо, вот незабудки мы с вами сегодня и будем рисовать.

Ребята, а мне очень интересно, почему этот цветок так назвали? Найдите это в тексте. (раздача карточек)

Групповая работа

(Карточка №1) Говорят, что незабудка весь мир в себе держит. У нее в самой серединке желтые тычинки - это солнце, а вокруг голубые лепестки - небо. Есть поверье, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о Небе. Оттого эти цветы называют незабудками. Незабудки - пять лепестков незабудки напоминают о пяти чувствах, дарованных человеку, и о пяти ранах Христа. Зеленый стебель и листья "учат, что мы должны надеяться: Бог нас не забудет... "

(Карточка №2) О незабудке сложено много стихов и легенд. Одна из них гласит, что богиня Флора, спустившись на землю, стала одаривать цветы именами. Когда она хотела удалиться, раздался слабенький голосок: "Не забывай меня, Флора, дай и мне имя". Богиня разглядела едва заметный в траве маленький голубой цветочек с желтой серединкой и сказала: "Хорошо, будешь называться незабудкой, а еще наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину".

Как вы считаете, почему цветок так назван?

А вы как думаете?

(Обращение к детям с карточкой №1)

А как выглядит этот цветок? Найдите это в тексте. (Включить проектор)

(Обращение к детям с карточкой №2)

А у вас как выглядит? (Проектор)

Сравните, одинаково ли описан цветок у вас в карточках?

Значит, у вас у всех получается, что незабудка-это голубой цветочек с желтым донышком. (Показ слайдов с фотографиями цветка).

А теперь давайте немного отдохнем.

(Музыкальная разминка с движениями. На проекторе. . «The Gummy Bear Song» Дети повторяют)

Незабудки (читает ребенок)

Незабудок глазки голубые

Из травы доверчиво глядят:

Добрые, наивные, живые –

Как у самых маленьких ребят.

У ручья, в низинке и в прохладе,

Посредине солнечного дня,

Словно просят, прямо в душу глядя:

«Не срывай, но не забудь меня!»

Стихи тоже подтверждают цветовую палитру незабудки.

Я хочу вам предложить нарисовать незабудки, помещенные в корзинку. Когда мы нарисуем нашу картину с цветами, что можно сделать с ней потом? Правильно, если мы оформим рисунок в рамку, можно будет подарить его маме. Кто мне скажет, с чего мы начнем рисовать?

3. Построение алгоритма:

1. Рисование корзины и стебельков цветов карандашом

2. Рисование корзины гуашью

3. Рисование стебельков гуашью

4. Рисование серединки цветков ватными палочками

5. Рисование лепестков ватными палочками

Итак, начинаем рисовать …...(корзинку). Карандашом делаем набросок: еле видимыми линиями рисуем овал – верх корзинки, затем рисуем ее нижнюю часть и донышко.

Когда корзинка готова – рисуем в ней стебельки цветов.

Затем берем охру и накладываем мазки между коричневой краской, чтобы создать эффект плетеной корзинки.

А кто мне скажет, почему мы начали рисовать с корзины, а не с цветков?

Какую краску берем следующую? (Зеленую) Что мы будем рисовать зеленой краской?

Я вижу, что корзинку мы рисовали долго и нашим пальчикам нужно размяться.

Разминка для пальчиков.

Рисовали, рисовали, наши пальчики устали

А теперь мы отдохнем, рисовать опять начнем.

(Сжимание и разжимание кулачков, потряхивание кистями рук. Можно повторить несколько раз)

Ну а теперь все самое интересное…поменяем свой инструмент и продолжаем чем рисовать? (Начинаем работать ватной палочкой.). Обмакиваем ее кончик в желтую краску и ставим точки между стебельками там, где мы хотим нарисовать цветки. Это серединки цветочков. Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, что нужно сделать, как нужно рисовать?

Что мы рисуем следующее? Теперь нарисуем лепестки. Берем другую ватную палочку и обмакиваем ее в какую краску? (синюю). Вокруг желтой точки-серединки ставим сколько отпечатков-лепестков? (5). Почему? Правильно. И цветок готов! Все просто!

А что нужно сделать, чтобы наша картина получилась объемной и заиграла цветом? (Добавить другого цвета). Между синими цветками добавим еще желтых серединок и нарисуем голубые цветочки. А для получения голубого цвета какие краски нужно смешать? И вот букет наш получился объемным.

Добавим рамочку и рисунок для мамы готов!.

А теперь поменялись рисунками с соседом. Нравится ли вам рисунок вашего соседа? Объясните, чем? В чем вы видите ошибки? Может быть, корзина у вас не получилась или вы ошиблись с количеством лепестков? Обсудите это в парах.

Работа в парах.

А еще я вам хочу предложить сделать из наших шедевров выставку. Давайте повесим свои работы на доску и вы выберите самую интересную, самую красивую, на ваш взгляд картину. Объясните, почему вы выбрали эту картину.

4. Рефлексия деятельности.

Ребята, мы сегодня с вами хорошо потрудились, вы все молодцы!

Скажите мне, что нового сегодня вы узнали?

Чем вам понравилась эта техника рисования?

Каким было ваше настроение во время урока?

Чему вы научились?

Что было трудно?

СПАСИБО ВСЕМ!

http://festival.1september.ru/articles/629674/ - самое правильное построение урока Левиной н

http://festival.1september.ru/articles/629500/ - открытое занятие по рисованию на тему "Друзья для осьминожки"

http://festival.1september.ru/articles/594953/ - организационный момент нетрадиционного урока

http://www.proshkolu.ru/user/irinapluto/file/2834353/- организационный момент

https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki- приемы и техники


Донская средняя школа

Енбекшильдерский район

Учитель: Садвакасов Марат X

Урок рисования в 6 классе

графическая работа

Тема: Натюрморт

Цель урока. Ознакомить учащихся с линейным изображением натюрморта, как

определить композиционное расположение всей группы объектов, и их конст-

руктивного строения, характера формы.

Оборудование урока. Необходимые материалы.

А. Для учителя. Наглядные пособия, натюрморта в последовательном виде изо-

бражения. Сам натюрморт, состоящий из предметов быта: поднос, кесе, драпи-

ровка желтого цвета.

Б. Для учащихся: Альбом для рисования, карандаш ТМ, ластик.

Организационный момент.

Ход урока.

Кто скажет что находится перед вами?

И как вы думаете какая тема нашего урока?

«Натюрморт» Прежде чем начну я объяснять построение, хочу напомнить вам

что слово натюрморт в переводе с французского означает

«Мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного

искусства.

Скажите мне, пожалуйста, почему этот жанр получил такое название?

В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека: предме-

ты быта, снедь, цветы, плоды и т.п.

Возник этот жанр в XVII веке в Голландии и Испании.

А теперь перейдем непосредственно к нашему натюрморту. Наш натюрморт

состоит из 2-х предметов, не включая драпировки. Здесь вы видите поднос кесе

посуда из которого пьют чай. О чем говорит наш натюрморт?

О домашней обстановке, которую мы привыкли видеть на столе. Это можно

отнести к тематическому типу натюрморта.

А теперь перейдем к практической части: БУДЕМ УЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ.

Первым делом художник что должен делать? Он должен правильно расположить

лист бумаги горизонтально или вертикально в зависимости от расположения

предметов в натюрморте.

В данном случае мы расположим лист горизонтально.

Почему? Потому что предметы здесь расположены больше в ширину, чем в вы­соту. Вот мы это решили.

Теперь задача стоит в том, как нам правильно скомпоновать. Что такое скомпоновать? Компоновать - составлять целое из отдельных частей. То есть нам нужно расположить все предметы так, чтобы они не оказались на листе со­всем маленькими или совсем большими, чтобы они ни вправо ни влево не сгруппировались, а были расположены по центру формата.

Нужно сделать так, чтобы лист был занят полностью и все предметы вмести­лись.

Для этого нужно провести карандашом рамку на бумаге, сделать примерный набросок.

Карандаш держите свободно не надавливая на бумагу, тонкими линиями что­бы легче было исправить ошибку стереть резинкой.

Смотрите на эту работу показано начало, есть примерный набросок. А теперь начнем искать пропорцию этих предметов.

«пропорция» - в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмер­ность», то есть соотношение величин отдельных элементов друг другу. Напри­мер мы сейчас проводим круг - изображая поднос как круглый арбуз. Теперь мы должны найти соотношение рядом стоящей чашки к подносу, какая разница ме­жду ними в величине но как это нужно сделать?

С помощью визирования карандашом. С места, на вытянутую руку, карандашом мы измеряем высоту чашки. И эту найденную высоту тут же считаем, во сколько раз вмещается в размер подноса. Оказыва­ется, чашка в 4 с половиной раза меньше подноса. Значит, мы должн

сейчас разделить поднос в четыре с половиной раза, и одна из них будет высота нашей чашки. Вот мы и нашли пропорцию между подносом и чашкой.

Ну а теперь перейдем к построению.

Вначале художник должен определить для

себя всегда.

Линию горизонта. Что это такое? Это линия

находится на уровне глаза. Вы все сидите, выпрямились, а теперь вы должны взять карандаш и в горизонтальном положении держать точно перед глазами. Вот так вот показываю. Теперь вы смотрите через карандаш на натюрморт, где находится карандаш, над натюрмортом или под натюрмортом, это и будет лини­ей горизонта. Мы у себя на работе проводим тонкую линию горизонта. В данное время уровень нашего глаза находится выше натюрморта. Исходя из это, мы бу­дем строить натюрморт. Поднос нам виден абсолютно круглым хотя он чуть, чуть овальный не заметно нашему глазу. Как правильно добиться круга? Нужно привести прямую линию посередине круга, разделить ее пополам, найти середи­ну, и только потом, измеряя все стороны от середины строим правильный круг. Вы видите, что, у тарелки есть дно, а это еще один круг внутри. Тоже самое из­меряете и проводите круг, измеряя все стороны. После того как мы нашли круг, теперь нам нужно построить. Ориентируемся линией горизонта.

Вначале проведем прямую линию посередине вертикально мы должны найти пропорцию верхней части с днем чашки? Опять же визированием, ищем соот­ношение. Дно во сколько раз вмещается в верхнюю часть, в два раза вмешается дно. Значит, дно в два раза меньше верхней части. Так и отмечаем и соединяем прямыми линиями. Вот и нашли

соотношение, то есть пропорцию кесе. А теперь смотрим кесе имеет круглую форму. Но мы видим овал, вытянутый круг, потому что мы видим чуть выше этого предмета. Если бы мы стояли возле этой посуды, мы бы видели полностью круглое дно, и поверхность этой посуды, тоже круглая. В зависимости от линии горизонта мы и видим изменение окружности. Рисуете овал вот так во и теперь поправляете форму кесе, чтобы соответствовало натуре, натурой у нас является кесе, повторяете все за мной.

Делаете это аккуратно не нажимая на карандаш, потому что мы будем исправ­лять линии невидимые. Оставляем только видимую. После, как мы уже построи­ли эти два предмета, можем сделать и набросок драпировки. Показываем круп­ные складки, которые перекрывают часть натуры. Драпировкой является мате­риал, который заполняет пространство, свободное место в натюрморте.

На этом построение у нас закончилось, можете линии, которые мешают стереть, оставить только нужные, это все видимые нам части.

На следующем уроке рисования начнем изучать свет, тень. Будем придавать объемность форме предметов.

Домашнее задание, принести на следующий урок эту работу, и еще не­сколько карандашей, твердый мягкий, мягкий в 2 раза, резинку, точилку. А те­перь давайте оставшееся время до звонка выставим в классе все свои рисунки, обсудим их и оценим сегодняшнюю нашу работу.

Урок закончен. До свидания.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Республиканский семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание детей в работе дополнительного образования» 23.10.2014г.

Урок рисования

на тему «Нетрадиционные техники рисования»

Творческого объединения «Радужный цвет»

Выполнила:

Саитова Рупият Магомедовна

В.И.Сухомлинский

Урок на тему : «Нетрадиционные методы рисования» Тема « «Нетрадиционные техники рисования» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.

Цели урока:

Знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;

Учить видеть прекрасное вокруг себя;

Обучающие:

Сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.

Воспитывающие: привить любовь к изобразительному искусству;

воспитывать художественный вкус.

Оборудование: бумага для акварели, краски, гуашь, кисточки, вата, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.

Ход урока.

1. Организационный момент . Здравствуйте, ребята. На урок потребуются гуашь, краски и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня нас ожидает новая тема: «Нетрадиционные техники рисования» Мы научимся с вами рисовать интересные картины даже если у нас нет большого опыта в этом увлекательном деле.

3. Изложение нового материала, показ репродукций.

А вы знаете ребята, что ученые считают период древнего каменного века временем зарождения искусства. Именно тогда у людей появилась потребность рисовать и вырезать.

В 1868 году испанский археолог Дон Марселино де Сау- Туола нашел впервые рисунки древнего человека в пещере Альтамира (на севере Испании). С ним была его 8 летняя дочь, которая первая и обнаружила на потолке пещеры изображения бизонов и быков нарисованных красной охрой. Изображены они были в действии.

Учитель: И мы сегодня с вами будем учится рисовать. Но рисовать по иному, назовем это «Для тех кто не умеет…..»

Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, графити, карандашами, но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.

    Рисунок своими руками

Нету кисточку-пропала,

Только я грустить не стала,

Обмокну я пальчик в краску

Нарисую пальцем сказку

    Ниткография

Нитку волшебную в руки возьму,

В краску ее хорошо обмокни

Листок белоснежный сложив пополам,

Ниточку эту протягивай сам

Раскрыв ты увидишь листок непростой.

Рисунок его украшает чудной

    Игры с кляксой

На альбом упала краска

На листе осталась клякса

Пририсую ей глаза

Пусть летает стрекоза

    Штрих

    Томпонирование

    Трафарет

    Мокрые рисунки- именно с этой техникой мы и ознакомимся сегодня

Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!

Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.

Впрочем у нас есть возможность в этом убедиться.

Я не буду учить вас рисовать, я познакомлю с техникой рисунка.
Нарисуете вы сами!!!

И в 10 лет, и в 7, и в5

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

(Берестов)

Приступим.
Берём кусочек акварельной бумаги.
Мокрой кисточкой хорошо смачиваем лист. Можно просто намочить под краном. На фото видно, что воды много.

Дальше самое интересное.
Набираем обильно краску на кисть так, чтобы она стекала с кончика и капаем куда считаем нужным на лист.
Она сразу так красиво начинает расплываться! Можно капнуть оттеночным цветом между или сверху.

Можно покрутить листик в разные стороны, давая стечь краске.

Если это будет букетик, то капаем зелени (листва).

Ждём когда окончательно расплывётся и высохнет. Только после этого подрисовываем горшок или вазу и фон.

Тёмными пятнышками между цветами создаём глубину.

Аналогично. Смачиваем фон, капаем.

Листва

Ваза, фон и "глубина"

здесь использован прём набрызга.

В этих работах важно не переусердствовать! Минимум добавленных деталей, глаз сам "дорисует" необходимое.
Переизбыток подрисовки неизбежно испортит работу.

Листики - отпечатки кисточки.

Фон.

А это другой способ создания цветов.
Берём кусочек газеты (полиэтилена), комкаем в небольшой шарик, мажем кисточкой в нужный цвет. Можно жидко развести краску на одноразовой тарелке и макать туда комочек.

стебельки

листики-отпечатки

Эта техника особенно хороша при работе с детьми. Ничего сложного. Удачи!!

Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей «Ум ребенка-на кончиках его пальцев»

Вспомните какие методы нетрадиционного рисования мы узнали.

1. С каких времен люди рисуют?.

2. Кто первый обнаружил наскальные рисунки?

Итог урока.

Рисование это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов и нетрадиционных техник рисования создаются живописные изображения.

Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус. Рисование нетрадиционным способом дарит детям незабываемые ощущения от непосредственного взаимодействия с красками.

Эмоции, вызванные изобразительным искусством способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовно-нравственным ценностям, развивают их способности и творчество.

Творчество есть соучастие в сотворении мира! (Альт Шулле)

СПАСИБО ВСЕМ!

Список литературы:

2. Газета «Семья» №46/ 2009 стр. 27

3. «Искусство» №16 /2007

4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.

5. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.;

Нина Харламова

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры »

Тема : "Морозные узоры "

Цель : способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы;

1. Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

2. Совершенствовать умения и навыка детей в рисовании ;

3. Развивать воображение и творчество в выборе материалов для рисования .

Материалы для занятия : Материал на выбор : воск, свеча, акварель, тонированный альбомный лист в форме окна, гуашь белая, кисть тонкая №2, стаканчик с водой, презентация «Морозные узоры » .

Ход занятия:

Отгадайте загадки :

Не дождавшись тепла,

Среди зимнего дня,

Распустились цветы,

На окне у меня.

Подошла я к цветам,

Но не пахли они.

Для чего ж они выросли,

В зимние дни? (Ответы детей)

Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а волшебную. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она со своими подружками капельками. Летом они прыгали на землю в виде проливного дождя, играли с разноцветной радугой – дугой. А как только наступила зима, скучно им стало. Не разрешало им облако прыгать вниз. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Спрыгнула она вниз и сразу превратилась в красивую Снежинку.

Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей) . Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей) .

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Я сегодня поутру не смогла

Оторвать свои глаза от стекла.

Вот опять мне свой сюрприз преподнёс

Этот сказочный художник Мороз .

Предо мной предстало чудо явление -

Художника морозного плодотворения

Он не просто там что - то малюет,

А он сказку на окне рисует.

(ответы детей) .

Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают морозные узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне » ).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры ! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то прекрасные дворцы, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах ?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Мороза Ивановича есть волшебный посох, он дует на стекла холодом, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. Так растут кораллы в морях и океанах. Только очень медленно, а морозные узоры появляются мгновенно, иногда за несколько часов. И в итоге получаются разные узоры и рисунки , в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры , а художником здесь, без сомнений, является Дедушка Мороз . Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы» .

На всех ли окнах появляются морозные узоры ? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка .

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим , для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать или украсить стекло (зубной пастой, белой гуашью, воском или искусственным снегом) . Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз ) .

Я вам тоже предлагаю стать помощниками Дедушки Мороза и научиться рисовать морозные узоры . Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка , акварель или гуашь, воск или белила.

Можно предложить детям нарисовать «морозные » узоры , в стиле кружевоплетения, применяя декоративные элементы - точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия с узелком.

Звучит музыка Свиридова «Отзвуки вальса» , П. И. Чайковского

«Святки» .

Дети приступают к работе. По ходу деятельности педагог обращает внимание детей на плотное заполнение, элементами поверхности листа соблюдая последовательность - от центра к краям.

Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.

Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.

Рассматривание результатов работы.

По окончании свои работы дети с помощью педагога прикрепляют свои работы на окно. Рассматривают работы. Педагог предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне .

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.

Педагог доп. образования